Научная статья на тему 'ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ КАК ДОХОДНЫЙ ИСТОЧНИК БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ КАК ДОХОДНЫЙ ИСТОЧНИК БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1077
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ / ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ПОВЫШАЮЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ / СУБЪЕКТ РФ / НАЧИСЛЕНИЕ / ПОСТУПЛЕНИЕ / НЕДОИМКА / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК-ОРГАНИЗАЦИЯ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК - ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ БАЗА / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / УПЛАТА НАЛОГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Г. Н.

Цель. Исследовать налогообложение транспортным налогом и показать, какую роль занимает транспортный налог в доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации.Процедура и методы. Рассмотрена динамика роста поступлений и начислений по транспортному налогу, проанализирована динамика удельного веса транспортного налога в бюджетах субъектов Российской Федерации. Недоимки по транспортному налогу рассмотрены в разрезе налогоплательщиков. В работе использованы методы: сравнительный, арифметических разниц, элементы прогнозного анализа.Результаты.Проведённый анализ выявил, что сумма налоговых платежей по транспортному налогу зависит от факторов: вида транспортного средства, ставки налога и повышающего коэффициента. Чем «старше» автомобиль, тем выше его налогооблагаемая база. Основная задолженность по транспортному налогу числится за физическими лицами.Теоретическая и/или практическая значимость. Выявлено, что с каждым годом недоимка по транспортному налогу увеличивается, и мер, применяемых к налогоплательщику со стороны налогового органа, явно недостаточно. Предложен административный инструмент для повышения налоговых поступлений от транспортного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT TAX AS A PROFITABLE SOURCE OF BUDGETS OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Aim.To investigate the imposition of the transport tax and show what role the transport tax plays in the revenue of the budgets of the constituent entities of the Russian Federation.Methodology.The dynamics of growth of revenues and accruals on transport tax was considered, the dynamics of the specific weight of transport tax in the budgets of the constituent entities of the Russian Federation was analyzed. Arrears on transport tax are considered in the context of taxpayers. The work uses the following methods: comparative, arithmetic differences, elements of predictive analysis.Results. The analysis revealed that the amount of tax payments for transport tax depends on the following factors: the type of vehicle, the tax rate and the multiplying coefficient set for expensive cars. The older the car, the higher its taxable base, thus more tax has to be paid by legal entities and individuals. The main debt on transport tax is listed by individuals.Research implications. It was revealed that every year the arrears in transport tax are increasing, and the measures applied to the taxpayer by the tax authority are clearly not enough. An administrative tool has been proposed to increase tax revenues from transport tax to the budgets of the constituent entities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ КАК ДОХОДНЫЙ ИСТОЧНИК БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 336.221

DOI: 10.18384/2310-6646-2022-2-111-126

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ КАК ДОХОДНЫЙ ИСТОЧНИК БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Семенова Г. Н.

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, Российская Федерация Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация

Цель. Исследовать налогообложение транспортным налогом и показать, какую роль занимает транспортный налог в доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации. Процедура и методы. Рассмотрена динамика роста поступлений и начислений по транспортному налогу, проанализирована динамика удельного веса транспортного налога в бюджетах субъектов Российской Федерации. Недоимки по транспортному налогу рассмотрены в разрезе налогоплательщиков. В работе использованы методы: сравнительный, арифметических разниц, элементы прогнозного анализа.

Результаты. Проведённый анализ выявил, что сумма налоговых платежей по транспортному налогу зависит от факторов: вида транспортного средства, ставки налога и повышающего коэффициента. Чем «старше» автомобиль, тем выше его налогооблагаемая база. Основная задолженность по транспортному налогу числится за физическими лицами. Теоретическая и/или практическая значимость. Выявлено, что с каждым годом недоимка по транспортному налогу увеличивается, и мер, применяемых к налогоплательщику со стороны налогового органа, явно недостаточно. Предложен административный инструмент для повышения налоговых поступлений от транспортного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: региональные налоги, транспортный налог, транспортные средства, повышающий коэффициент, субъект РФ, начисление, поступление, недоимка, налогоплательщик-организация, налогоплательщик - физическое лицо, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, уплата налога

TRANSPORT TAX AS A PROFITABLE SOURCE OF BUDGETS OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

G. Semenova

Plekhanov Russian University of Economics Stremyanniy per. 36, Moscow 117997, Russian Federation Moscow Region State University

ul. Very Voloshinoi 24, Mytishchi 141014, Moscow region, Russian Federation Abstract

Aim. To investigate the imposition of the transport tax and show what role the transport tax plays in the revenue of the budgets of the constituent entities of the Russian Federation.

© CC BY Семенова Г. Н . , 2022.

^глу

Methodology. The dynamics of growth of revenues and accruals on transport tax was considered, the dynamics of the specific weight of transport tax in the budgets of the constituent entities of the Russian Federation was analyzed. Arrears on transport tax are considered in the context of taxpayers. The work uses the following methods: comparative, arithmetic differences, elements of predictive analysis.

Results. The analysis revealed that the amount of tax payments for transport tax depends on the following factors: the type of vehicle, the tax rate and the multiplying coefficient set for expensive cars. The older the car, the higher its taxable base, thus more tax has to be paid by legal entities and individuals. The main debt on transport tax is listed by individuals. Research implications. It was revealed that every year the arrears in transport tax are increasing, and the measures applied to the taxpayer by the tax authority are clearly not enough. An administrative tool has been proposed to increase tax revenues from transport tax to the budgets of the constituent entities of the Russian Federation.

Keywords: regional taxes, transport tax, vehicles, multiplying coefficient, subject of the Russian Federation, accrual, income, arrears, taxpayer-organization, taxpayer-individual, object of taxation, tax base, tax rate, discharge of tax

Введение

Вопрос транспортного налога имеет особую актуальность, т. к . в современном мире идёт процесс развития, информатизации и цифровизации, в т. ч . количество легковых, грузовых автомобилей, мотоциклов и других средств передвижения с каждым годом становится всё больше [4, с. 17].

Транспорт - это не роскошь, а необходимый инструмент для нормального функционирования современного общества, благосостояния людей и экономики . В то же время транспорт приводит к различным внешним эффектам: загрязнению окружающей среды выхлопными газами, увеличению шума и дорожных «пробок» . Более того, строительство, обслуживание и управление транспортной инфраструктурой - это значительные затраты для бюджета страны [3, с . 31].

Транспортный налог - это общий, прямой, региональный налог [10, с. 142]. Федеральные и территориальные дорожные фонды существовали до Налогового кодекса РФ . В эти фонды зачислялись специальные дорожные налоги, которые носили целевой характер расходования денежных средств субъектами РФ: налог с владельцев транспортных, налог на приобретение автотранспортных средств, ГСМ, налог на пользователей автомобильных дорог. Денежные средства, поступившие в территориальные дорожные фонды, расходовались субъектами РФ только по целевому назначению: строительство и ремонт дорог, мостов [5, с . 292]. С введением Налогового кодекса РФ дорожные фонды упразднили и отменили эти 4 налога . Законодательно был установлен новый транспортный налог, который не является целевым и в полном объёме (100%) зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации .

Денежные средства от поступлений транспортного налога субъекты РФ могут тратить на любые расходные статьи своего бюджета: управление, образование, медицину, промышленность, социальную сферу и т. д . Если ранее на ремонт дорог субъекту выделялись средства из территориального дорожного фонда, то теперь денежные средства напрямую поступают в бюджет субъекта Российской Федерации, куда и как тратить денежные средства, они решают самостоятельно

Субъект РФ вправе увеличивать или уменьшать ставку по транспортному налогу, но не больше чем в 10 раз Также субъекты Российской Федерации могут использовать дифференцированные налоговые ставки, применимые к каждой кате-

vrny

гории транспортных средств и налоговые льготы, а также способы применения этих льгот. Например, льготы для налогоплательщиков-организаций определены в соответствии со ст. 7 НК РФ, например, некоторые налогоплательщики имеют ставку в размере 0 руб .

Например, сумма льгот по транспортному налогу в 2019 г. по организациям составила 939 млн руб ., по физическим лицам - 12 442 млн руб . , в 2020 г. по организациям - 1 556 млн руб ., по физлицам - 16 413 млн руб . Сумма льгот по налогоплательщикам за 2020 г. увеличилась на 4 588 млн руб . (134,3%) . Поэтому эти льготные суммы недопоступили в бюджеты субъектов РФ . Раз субъекты устанавливают налоговые льготы, то налоговые органы обязаны контролировать правильность применения этих льгот, т е администрировать льготы, проверять правильно ли исчислен налог и своевременно ли он перечислен в бюджет субъекта от организаций и физических лиц . Организации начисляют и уплачивают налог самостоятельно, а физическим лицам налог исчисляется налоговыми органами и предоставляется расчётная ведомость и налоговые извещения на уплату транспортного налога .

В Российской Федерации основной проблемой является налоговый контроль в рамках системы урегулирования налоговой задолженности налоговыми органами [2, с . 58], т . к . большой перечень налогоплательщиков имеют различные льготы по уплате транспортного налога [1, с . 92]. Неуплата налоговых платежей по транспортному налогу приводит к недопоступлению сумм, подлежащих уплате, в бюджеты субъектов России, в результате образуется недоимка по транспортному налогу и начисляются пени [7, с 140]

Основными недоимщиками по транспортному налогу являются физические лица. Недоимка на 01.01.2022 составила 19 632 млн руб ., хотя и уменьшилась на 160 млн руб . (99,2%) по сравнению с данными на 01. 01. 2019, но всё равно остаётся достаточно высокой (рис 1) По юридическим лицам недоимка на 01 01 2022 увеличилась на 123 млн руб . (146,6%) и составила 387 млн руб . по сравнению с 01. 01. 2019 .

25 000

20 000

19 792

19 962

19 371

19 632

15 000

10 000

5 000

264 -•

на 01.01.2019

190

на 01.01.2020 Физические лица

176 •

на 01.01.2021 -Юридические яйца

387

на 01.01.2022

Рис. 1/F1.1. Недоимкапотранспортномуналоу. млнруб./ Transport tax arrears, million rubles

Источник: составлено автором по данным ФНС России [Электронный ресурс]. URL: https://rKolntic.nalog.ru/parOaO/index.ru-RU.htm (дата ррращения:К0.02.2022).

В связи с такой большой задолженностью налоговым органам необходимо разрабатывать современные методы то контролю и устранению недоимки, особенно выявлять причины её возникновения [9, с . 33].

Теоретические аспекты транспортного налога

В Налоговом кодексе Российской Федерации транспортный налог взимается с собственника транспортного средства, при этом транспортное средство должно быть зарегистрировано в ГИБДД Налог регулируется гл 28 Налогового Кодекса РФ, а субъекты Российской Федерации своими нормативно-правовыми актами на своей территорииввяпятяр анспортный налог.Такимобразоя, суб,телаыРФопределяют налоговую ставкт^,по{)у^я^-^11у^латы1 налога, наоогомыельготы итюряддоих примегкния .

Субъектами транспортного налогоабможеоия магут быть как физические, так и юридинтелаа лтца. Бодыяе всего нолог^с^р^ттат^елт^хнт^ко^ транспортного налоге - фи-зическиоянца, их колрчество с каждымтодлм )наличиоотася а2иС- 3).3а -HBO г. количество налогоплательщиков-организаций увеличилось на 90 847 ед . (119,1%) по сравнению с 0016 г,анолооотлательщиков-физлиц в 2019 г. - на 3 309 9S9 ед . (109,8%) по сравнению с 2017 г., в 2020 г. - на 2 772 883 ед. (108,1%) по сравнению с 2016 г. (рис. 2, 3) .

580 ООО 560 ООО 540 ООО 520 ООО 500 ООО 480 ООО 460 ООО 440 ООО 420 ООО

2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 2 / Fig. 2. Налогоплателещлти-оргышдесцли па транспортнмму ттлому, ед. / Нтхрсоеге-organizaüons for tansjjort tax° units

Источник: сcстaвлeнoaвтopoмпeдaнпымФHCPчraни[Элтктpoнтcш Ootps://analytic .

nalog.ш/portrl/tnrex.ru-RlIhtmIдoтaoaдaщeния:20.02.2022).

38 000 000 37 000 000 36 000 000 35 000 000 34 000 000 33 000 000 32 000 000

2016 2017 2018 2019 2020

Количество налогоплателыциков-физическихлиц по транспортному налогу, единиц

Рис. 3 / Fig. 3. Налогоплательщики - физические лица по транспортному налогу, ед. / Taxpayers -individuals for tranop ort taр, спПа

Источноп.-составроиопвтором на базе данных ФНС России [Электронный ресурс].

URL: https://analytic. nalog. ru/portal/index. ru-RU.htm (дата обращения: 20.02.2022).

vrny

483 213

36 616 443 37 225 309 37 027 421

34 254 538 33 915 350

Объектом налогообложения признаются следующие виды транспортных средств: автомобили легковые и грузовые, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолетьотеплоходы.яхты, партаоыеоуда,оотера, снегоходо1,мотоса-ни, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядятвлодтяетстлтил законо°лттоудввом1.Осоовнлеоолочествотр анспортных средств зарегистрировано на физических лиц (рис. 4) .

60 ООО 000,00 50 000 000,00 40 000 000,00 30 000 000,00 20 000 000,00 10 000 000,00 0,00

□ по организациям Н по физ.лицам

Рис. 4 / Р^цс. 4.Количестдотранвмортнып суеогов.уттёяныхт базеданныт наоогооогодггадапо всем видтм,ед. / МлтЬаосПпеЫскв гесогскоИпШесЫ^ЬавеоГ Ше 1ах

Ист очник: составлено автором по данным ФНС России [Электронный ресурс].

URL:htёps://anaГеtic.аalуд.п0д огЫЛпскх.ги- КИЫот (дотаяудащен утсЖО..2022).

В 2020 г. на физических лиц было зарегистрировано 54 090 656 транспортных средств, т. е . по сравнению с 2016 г. количество транспортных средств увеличилось на 3 83(5 150 ед.( /УПоб'ПдЯргоспортнвгх: cтeдcтл,заето°cтpиpoвaнныx°aлявмниза-ции в 2020 г., было 5 375 388 ед . , на 886 221 ед . (119,7%) больше, чем в 2016 г.

Основными транспортными средствами, которыми владеют налогоплательщики (юридичооние и физические лица) - это наземные транспортные средства, к ним относятся: легковые и грузовые автомобили, автобусы, мотоциклы, мотороллеры, их количество по всем налогоплательщикам составляет 58 745 214 ед . за 2020 г. , на втором месте - водные транспортные средства (теплоходы, яхты, парусньге суда, катера, моторные лодки) - 713 049 ед , на третьем месте - воздушные транспортные средства (самолеты, вертолеты, аэростаты, дирижабли, шары воздушные, планеры, дельтапланы) - 7 782 ед . (рис. 5) .

Налоговая база транспортного налогообложения имеет следующие критерии (рис. 6):

Налоговый период для всех налогоплательщиков составляет 1 календарный год . Для юридических лиц установлены ещё и промежуточные отчётные периоды - I, II, III кварталы .

Налоговый (отчётный) период прерывается, когда автомобиль продаётся или когда он выведен из эксплуатации или снят с регистрации в ГИБДД. Аналогичным образом, новый налоговый (отчётный) период начинается, когда, например, автомобиль регистрируется в ГИБДД или вводится в эксплуатацию для использования на дорогах

1 НК РФ Ст. : 358 «Объект налогообложения» // Гарант: Законодательство РФ, аналитика

2016 2017 2018 2019 2020

issn 2072-8549

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика

2022/№ 2

□ 2016 □ 2017 Ш 2018 И 2019 И 2020

воздушных транспортных средств

водных транспортных средств

наземных транспортных средств 49610399

49610399 50675104 52037149 1 53091208 I

воздушных транспортных средств 3163

водных транспортных средств

наземных транспортных средств

Рис. 5 / Fig. 5. Количество транспортных средств, учтённых в базе данных налогового органа по типам иналогоплательщикам,ед . / Numberofvehiclesrecordedinthe databaseofthetaxauthority by types andtaxpayers, units

Источник: составленоавторомподаннымФНСРоссии [Электронный ресурс]. URL: https://analytic .

nalog.ru/portal/index.ru-RU. htm (датаобращения:20.02.2022).

Категория транспортного средства

1. Транспортные средства, имеющие двигатели (кроме 2)

2. Воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактивного двигателя

3. Водные несамоходные (буксиру е мые) транспортные средства, для которых определяется валовая

4. Остальные водные и воздушные

транспортные средства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговая база

Мощность двигателя

Паспортная статистич е екая тяга реактивного

двигателя (суммарная тяга всех двигателей) на взлетном режиме в земных условиях

Валовая вместимость

Транспортное средство

Единица измерения налоговой базы

Лошадиные силы

Килограммы силы

Регистровые тонны

Единицы

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспор тному средству

Налоговая база определяется

Рис. 6 / Fig. 6. Налоговая база в транспортном налогообложении / Tax base in transport taxation

Источник: составлено автором по данным НК РФ ст. 358 «Объект налогообложения», ст 359 «Налоговая база» // Гарант : [сайт]. URL: https://base .garant .ru/ (дата обращения 20.02.2022).

Например, при продаже автомобиля продавец несёт ответственность за налог на транспортное средство на дату продажи, в то время как покупатель несёт ответственность со следующего дня . Если дело связано с первой регистрацией или перерегистрацией транспортного средства в ГИБДД, то покупатель обязан уплатить налог сразу с даты регистрации . Отметим, что субъекты Российской Федерации могут не устанавливать иные отчётные периоды [11, с . 114].

Проанализируем размеры налоговых ставок, установленные на легковые автомобили, например, выборочно в 6 субъектах РФ, чтобы определить, в каком из этих субъектов налоговая ставка установлена на самой высокой отметке или самой низкой (табл . 1) .

Таблица 1 / Table 1

Налоговые ставки на легковые автомобили, установленные в 6 субъектах Российской Федерации / Tax rates for cars, established in 6 constituent entities of the Russian Federation

Субъект РФ Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно свыше 100 л.с. до 150 л.с. свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно свыше 250 л.с. (свыше 183,9кВт)

1 2 3 4 5 6

Республика Адыгея 12 25 50 75 150

Республика Дагестан 8 10 35 50 105

Республика Крым 5 7 30 75 100

Московская область 10 34 49 75 150

Москва 12 25 45 75 150

Санкт-Петербург 24 35 50 75 150

Источник: составлено автором по данным ФНС России [Электронный ресурс]. URL: https://analytic . nalog. ru/portal/index. ru-RU.htm (дата обращения: 20.02.2022).

Из табл . 1 видно, что в Санкт-Петербурге налоговая ставка за легковой автомобиль с любой мощностью самая высокая, а в Республике Крым налоговые ставки ниже по сравнению с другими выбранными субъектами РФ . Такая разница может объясняться уровнем обеспеченности регионов финансовыми ресурсами

Налоговая ставка по транспортному налогу является прогрессивной, чем больше лошадиных сил в легковом автомобиле, тем выше ставка Например, сравним ставки, установленные на легковые автомобили в Московской области: ставка до 100 л . с . включительно - 10 руб . , а свыше 250 л . с . - 150 руб . с каждой лошадиной силы, т е в 15 раз выше

В Московской области ставки на транспортные средства, например, на грузовой автомобиль и автобус, зависят ещё от года выпуска ТС, т. е . <5 лет с года выпуска транспортного средства Например, если грузовой автомобиль с мощностью двигателя 250 л . с . и менее 5 лет с года выпуска, то ставка - 58 руб . /л . с ., если более 5 лет -85 руб . /л . с . Налоговое законодательство повышенными налоговыми ставками стимулирует налогоплательщиков обновлять устаревший автотранспорт

В Москве и Московской области установлены дифференцированные налоговые ставки в отношении легковых автомобилей (табл . 2) .

Таблица 2 / Table 2

Налоговые ставки на легковые автомобили в Москве и Московской области / Tax rates for cars in Moscow and Moscow Region

Налоговые ставки на легковые автомобили в Москве Налоговые ставки на легковые автомобили в Московской области

с лошадиной силы Руб. с лошадиной силы Руб.

до 100 л . с . включительно 12 до 100 л. с . включительно 10

>100 л . с . до 125 л . с . включительно 25 >100 л. с . до 150 л. с . включительно 34

>125 л . с . до 150 л . с . включительно 35 >150 л. с . до 200 л. с . включительно 49

>150 л . с . до 175 л . с . включительно 45 >200 л. с . до 250 л. с . включительно 75

>175 л . с . до 200 л . с . включительно 50 >250 л. с . 150

>200 л . с . до 225 л . с . включительно 65

>225 л . с . до 250 л . с . включительно 75

>250 л . с . 150

Источник: составлено автором на базе законов № 33 от 09.07.2008 г. Москвы и № 129/2002-0З от 16.11.2002 Московской области // СПС Консультант Плюс

В Москве на легковые автомобили установлено 8 дифференцированных налоговых ставок, в Московской области - только 5 .

Рассчитаем размер транспортного налога по формуле:

ТН = НБ х Нст где:

ТН - транспортный налог, исчисленный за налоговый (отчётный) период; НБ - налоговая база; Нст - налоговая ставка

Кроме ставки по налогу на автомобили свыше 3 млн руб . 1 применяются повышающие коэффициенты от 1,1 до 3 . Коэффициенты зависят от стоимости легкового автомобиля и времени, прошедшего с года его выпуска (табл. 3) .

Чтобы определить размер транспортного налога с учётом повышающего коэффициента, воспользуемся формулой:

ТН = НБ х Нст х к где:

ТН - транспортный налог, исчисленный за налоговый (отчётный) период; НБ - налоговая база; Нст - налоговая ставка;

к - повышающий коэффициент, зависящий от стоимости легкового автомобиля и времени, прошедшего с его года выпуска.

1 Прим. автора: На основании Федерального закона № 67-ФЗ от 26.03.2022 внесено изменение в расчёты по транспортному налогу. С 2022 г. отменены повышающие коэффициенты 1,1 и 2 на автомобили свыше 3 млн руб. и до 10 млн руб . включительно . С 2023 г. транспортный налог будет начисляться с повышающим коэффициентом на легковые автомобили стоимостью свыше 10 млн руб. Действие новых норм распространено на налоговый период 2022 г.

V4118y

Ещё сумма транспортного налога зависит от постановки на учёт или снятия с учёта транспортного средства в ГИБДД Если транспортное средство поставлено на учёт до 1S числа включительно - транспортный налог рассчитается за полный месяц, если после 1S числа - месяц при расчёте налога не учитывается . Если транспортное средство снято с учёта до 1S числа включительно - месяц при расчёте налога не учиты-ваегeтвecлипociIe 15 чисо а -тpaнcпopтный нoюгpaвзpнoывтeтcя з а пылный мкскц .

Рассмотрим, какое количество дорогостоящих легковых автомобилей зареги-CT^cpoBaHO нaюыиличeeкoxиИизмнece:иx лтщ.в по вторым исчислен налог с повышаю ими коэффициентами (рис 7)

100000 90000 80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0

2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 7 / Fig. 7. Количество дорогостоящих легковых автомобилей, в отношении которых исчислен налог к уплатесам остоятельно налогоплательщиками-организациями с учётом повышающих коэффициентов, единиц / "tte number of expensive cars in respect of which the tax payable by taxpayers-organizatюnr ties been calcolated iodeиcndaыoy,taнinp mtThgcBuntmultíplyR'coefficients, unite

Инто HHMT.-cseTgBteHoeBTopioH no данным ФНС Peccpи[Элеывренный pecy^].

URL: httpso/Vanctgic.n a^.tu/portal/index. ru-RU.htm (дата обращения: 20.02.2022).

Как мы видим, количестводорогостоящых легковых ноиоыобилей, в отношении которы исчислен налог к уплате с учётом повышающего коэффициента самостоятельно организациями, составляет 90 S0S ед . в 2020 г., что в сравнении с 2016 г. на 43 ыиИ ед.болылеСростН9т,7%!

По налогоплательщикам - физическим лицам прогрессия значительно выше В 2020r.KopipBCTBO до^гоытоящих лeглoкыxaитoмpбилeзaвooнoшeнии которых ши органами исчислен налог с у!ётом повышающих коэффициентов на-логоплательщикам-филицам, составило 210 997 ед . , рост составил 226,6% по сравнению с 2ы 16 BeTOna повышенный opгффиpнeнсниимrнялтязлpoкd оНУвЬСед . автотранспорта (рис S)

П^анали зируем тррышортный нылОТ6 зaыocлeннвtйнacopoгocтoбщиe легао-выки^омов^и сиылСивкdкпoбocMфициeкcкмlpиc.Ol.

Больше всего налог исчисляется на дорогостоящие легковые автомобили с коэффи-циeнбoмlll.ИH020бдooPиocвdиы^их .^^гык^ы^^ иввомотаюей а)стщ1Ю10 в

2016 г. - 33 790 ед., рост 170 0S0 ед. (603,3%), меньше всех дорогостоящих легковых автомобилей, которые исчисляются с коэффициентом 3 . Количество таких автомобилей в 202Пг.соотвиико 10 SPOeo, в 2ШВ г. - 3 5ПЛ екоСОСТо 7 004ед.(ы98,1%) . Коэффициенты 1,3 и 1,S были отменены с 201S г. Здесь можно сделать вывод, что финансовое состояние оргшизщош и бтaгocлстoяние физических лиц с каждым годом растёт.

250000

200000

150000

100000

50000

210997

172686

145809

127975

93120

2016

2017

2018

2019

2020

Рис. 8 / Fig. 8. Количество дорогостоящих легковых автомобилей, в отношении которых налоговыми органамиисчисленналог сучётомповышающихкоэффициентовналогоплательщикам-физлицам,ед. / Thenumber of expensive motor cars in respect ofwhichthetax authoritiescalculated the tax,takingintoaccount increasing coefficientsfor taxpayers-individuals, units

Источник: составленоавторомпо данным ФНСРоссии [Электронныйресурс].

URL: https://analytic. nalog. ru/portal/index. ru-RU.htm (дата обращения: 20.02.2022).

2020

2019

203870

870'

10540

180801

8125

201S 157712

49491

4266

2017

43697

! 69257 !

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

; 38633 s

4707

2016 33790

31066 ; 23621

3536

0 50000 100000

□ с коэффициентом 1,1

И с коэффициентом 2

150000 200000 1 с коэффициентом 1,3

в с коэффициентом 3

250000 300000 350000 S с коэффициентом 1,5

Рис. 9 / Fig. 9 Количество дорогостоящих легковых автомобилей, по которым исчислен налог налогоплательщикам (организациям и физическим лицам) с разбивкой по коэффициентам, ед. / The number of expensive cars for which tax is calculated for taxpayers (organizations and individuals) broken down by coefficients, units

Источник: составлено автором по данным ФНС России [Электронный ресурс].

URL: https://analytic. nalog. ru/portal/index. ru-RU.htm (дата обращения: 20.02.2022).

Больше всего налог исчисляется на дорогостоящие легковые автомобили с коэффициентом 1,1. В 2020 г. дорогостоящих легковых автомобилей составило 203 870 ед., в 2016 г. - 33 790 ед., рост 170 080 ед. (603,3%), меньше всех дорогостоящих легковых ав-томобилей.которые исчисляютсяскоэффициентом З.Количество тгжих автомобилей в 2020 г. составило 10 540 ед., в 2016 г. - 3 536 ед., рост - 7 004 ед. (298,1%) . Коэффициенты 1,3 и 1,5 были отменены с 2018 г. Здесь можно сделать вывод.что финансовое состояние организацийи Оленосостввсие физичевилх ляц с кажлбш г одбмоасктт.

коли4

Итак, чем дороже легковой автомобиль, тем выше налоговая ставка и соответственно повышающий коэффициент, т. о . налогоплательщикам придётся больше платить транспортный налог. Государство считает, что если налогоплательщик приобрёл дорогой автомобиль, то сможет заработать и на большой налог.

Поступление и начисление транспортного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации

Чтобы определить долю поступлений и начислений транспортного налога, надо проанализировать динамику начислений и поступлений всех 3-х региональных налогов, поступающих в бюджеты субъектов РФ . Согласно ст. 14 НК РФ к региональным налогам относятся:

- налога на имущество организаций;

- транспортный налог;

- налог на игорный бизнес .

Все эти 3 налога (100%) поступают в бюджеты субъектов России .

Проанализируем динамику поступлений региональных налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации за периоды 2016-2021 гг.

По поступлениям региональных налогов в бюджеты субъектов РФ с 2016 по 2019 гг. можно заметить небольшую положительную динамику. Так в 2016 г. поступления составили 904 млрд руб . , в 2018 г. - 1 148 млрд руб ., рост - 244 млрд руб . (127%), затем в 2019 г. произошёл спад налоговых поступлений на 52 млрд руб . (95,5%), что было связано с изменением налогового законодательства в отношении регионального налога на имущество организаций, т к движимое имущество было исключено из объектов налогообложения с 2019 г., и налогом стали облагаться только объекты недвижимого имущества

В 2020-2021 гг происходит небольшой рост, и в 2021 г поступления по региональным налогам достигли уровня 2018 г. В 2021 г. поступление по региональным налогам составило 1 164 млрд руб ., рост на 16 млрд руб . (101,4%) по сравнению с 2018 г. , а по сравнению с 2016 г. - 260 млрд руб . (128,8%) (рис. 10) .

1400 1200 1000 800 600 400 200 0

Рис. 10 / Fig. 10. Динамика поступлений региональных налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации за периоды 2016-2021 гг. , млрд руб . / Dynamics of regional tax revenues to the budgets of the constituent entities of the Russian Federation for the periods of 2016-2021, billion rubles

Источник: составлено автором по данным ФНС России [Электронный ресурс].

URL: https://analytic . nalog. ru/portal/index. ru-RUhtm (дата обращения: 20.02.2022).

Проанализируем поступления по видам региональных налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации (рис . 11) . Основные поступления в бюджет субъектов РФ - от налога на имущество организаций . Если в 2021 г. рост поступлений от налога на имущество организаций составил 202 млрд руб . (126,4%) по сравнению с 2016 г., то по сравнению с 2018 г. снижение на 19 млрд руб . (98,1%), но в 2021 г. рост поступлений по сравнению с 2020 г. составил 56 млрд руб . (106,2%), но не достиг поступлений 2018 г.

Транспортный налог является вторым региональным источником налоговых поступлений в бюджет субъектов РФ . Здесь видна положительная динамика доходов от этого налога. В 2021 г. по сравнению с 2016 г. рост поступлений от транспортного налога составил 57 млрд руб . (141,0%), а по сравнению с 2020 г. рост -9 млрд руб . (104,8%) (рис . 11) .

1200

2016 2017 2018 2019 2020 2021

□ налог на имущество оранизадий В транспортный налог ■ налог на игорный бизнес

Рис. 11 / Fig. 11. Поступление по видам региональных налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации за периоды 2017-2021 гг. , млрд руб . / Receipt by types of regional taxes to the budgets of the constituent entities of the Russian Federation for the periods 2017-2021, billion rubles

Источник: составлено автором по данным ФНС России [Электронный ресурс].

URL: https://analytic. nalog.ru portal/index. ru-RU.htm (дата обращения: 20.02.2022).

Доходы от игорного бизнеса в бюджет субъектов России не столь значительны, как по 2-м другим налогам, но в то же время по налогу на игорный бизнес видна стабильная динамика доходов.В 2021 г. ростпоступлений от налоганаигорный бизнес (по сравнению с 2016 г. ) составил 1 млрдруб . (200%), в среднем доходы от этого налога равномерные, в 2018-2021 гг. по 2 млрд руб .

Пряохышзплухм долю транаголонхш нгогогдв бюджетях субъектов Росснйской Федерации . Налоговые поступления по транспортному налогу составили (рис. 10 и 12):

-Я21Уг.° 10,4%;

-2217 г.- 1В ,390;

- 2018 г. - 14,0%;

-7012г.-1Н,0%;

- 2020 г. - 17,7%;

- 2021 г. - 16,8% .

Такио аНдазом,долядохо°яр он трднсуортхогояалохавдохядух^юджетов субъектов Ро ссийской Федер ации с каждым налоговым периодом постепенно увеличивается

V122y

2016 2017 2018 2019 2020 2021

□ Начисление ■ Поступление

Рис. 12 / Fig. 12. Начисление и поступление по транспортному налогу в бюджеты субъектов Российской Федерации заналоговые периоды2016-2021 1т.,млрдруб./Ассгиа1апс1 receiptof transporttaxto thebudgetsof theconstitu-nt tnffiotnfrhe Ritskn Fnderaüon forüin tax joyiodior 20162021, billion rnble s

Ист очнике остготенгогтором ^b м ФНС России [Электронный ресурс].

URL: http.t/VanalpKe.aly^ru10 ortB.in^h.HU-RUhtpmd датообращвния:0Д[СТ.2022).

Начисление по транспортному налогу а налоговые периоды 2016-2021 гг. в среднем зоставоояюо 18Р ,7млрдруб., ti постхоалених заэтиаее наиотывын пеаиоды -168,8 млрд руб . (рис. 12) . Разница между начисленной суммой налога и поступившей ofBгпх ндуотопмательщековтранапАртного налога дбсиавляет недбымжн по налоговому периоду. Самая ботешая разница была в 2216 г., где между начисленной и уплаченнойсуммойтранспортного налогаонасоставила 35млрд ру1 ,и самая нанмоньшая дсзоимки м 2НП1 г. и 1 млид

Анализируя начисление по транспортному налогу в разрезеналог тплательщи-ков .уртдимзбщши Хоапчдакбхлинб в°юджеты су.ъомпре^ссийсыаж Федерации за нглиговые периоды^ 2016галм1 гг., можнл ааммсивх, идо из agu-eii иохмы начис-лениймсмманемпминодится80% на физические лица и только 20% - на организации (рззЛ 3) .Тхжерубвмика иоопоса.хлемибм^хреднем уд% -у на оргадхзхции, 80% - на физические лица (рис. 14).

Рис. 13 / Fig. 13. Начисление по транспортному налогу в бюджеты субъектов Российской Федерации в разрезе налогоплательщиков за налоговые периоды 2016-2021 гг., млрд руб. / Accrual oftransporttax to the budgets of the conUituent entities of PeRussianFederation bytaxpayers forthe taxperiods2016-2021,bXlion mbles

Истоонто.-соетавленоавторомпо даннымФНСРоссии[Электронный ресурс]. URL:https://anel)Hic.nalog.rutportal/Hidux.ru-RU.htm(fl атаобррщеныя: 20:0У.2022).

2016 2017 2018 2019 2020 2021

® от организаций ■ от физических лиц Рис. 14 / Fig. 14. Поступление по транспортному налогу в бюджеты субъектов Российской Федерации в разрезе налогоплательщиков за налоговые периоды 2016-2021 гг. , млрд руб . / Transport tax receipts to the budgets of the constituent entities of the Russian Fédération by taxpayers for the tax periods 2016-2021, billion rubles

Источ nu к составлено автором поданным ФНС России [Электронный ресурс]. URL: https://analytic .

nalog. ru/portal/index. ru-RU.htm (дата обращения:20.02.2022).

Из этогоследует, чтобольшевсего транспортных средств зарегистрировано на физическихлиц.поэтому и начисчений.и поступлений, иееаоимок по транспортному налогуприходитсяименнона них.

Заключение

Прио бреиизн ю боехранспортн ое средств о, налог опиатилнщии должен пхнин ать в каком сумме транспортный налог в дальнейшем ту придётся платить . Для налогоплательщиков-организаций это гораздо проще: получив прибыль от своей де-нанльности, они до налонооНн ожтннннфиИылр, из пррбыли нычиаают уплаиентый транспортный налог, а затем с разницы уплачивают налог на прибыль в размере ал% [6, с . 668]. А вот физические лица платят транспортный налог со своего дохода .

Субъекты, прежде чем устанавливать налоговые льготы, должны их проанализировать . Большое количество налоговых льгот даёт налогоплательщикам лазейку ухода от уплаты налоговых платежей . Налоговыморганам приходится усиливать фискальную функцию транспортного налога. Как видно, с каждым годом недоимка по транспортному наногурасеат, ичтобы её азыоката с налогбпехтенснцикатонзшвомуодган° необходимо применить меры, установленные Налоговым кодексом РФ, а именно: - начисление пени на недоимку;

х всн1скнниеа Десспорноиятзтняе неяджнон: стадств, нгцаадящнтся наТахтхв-ских счетах налогоплательщика, в погашении недоимки;

г^хки^нание вееходнкхвскихехеасвниюгспланеиьщинедх ттхятр,пхка не погасится недо мка начисленные ени

Если все эти меры не будут воздействовать на налогоплательщиков, то нало-гоеому хрганя нахбххсимхтзинтть aBxëaflHHHHCTBiiaxBamie и обаатится ссуд с взысканием недоимки по транспортному налогу за счёт движимого и недвижимого имущества налогоплательщика. Таким образом, налогоплательщику придётся продать своё транспортное средство или иные объекты имущества в погашение недоимки и начисленных пеней по транспортному налогу [8, с . 227].

issn 2072-8549

9

2022/№ 2

С целью повышения собираемости транспортного налога и снижения уровня задолженности, стоит внести закон, что если налогоплательщик имеет задолженность по транспортному налогу более 300 тыс руб , то государство вправе приостановить право налогоплательщика на владение транспортным средством . Это уменьшит недоимку, и таким образом повысит налоговые поступления от транспортного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации .

1. Акобян Н . Г. , Смирнова Е . Е. Региональные аспекты осуществления налогового контроля // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018 . Т. 5 . № 10 . С. 89-99.

2. Аношкина Ю. Ф . Сущность транспортного налога, его место и роль в налоговой системе Российской Федерации // Russian journal of management. 2019 . Т. 7. № 4. С. 56-60.

3. Гутникова А. В. , Верещагина Э . Л . Транспортный налог // Студенческий вестник. 2019 . № 17-3 (67). С. 30-33.

4. Ешукова О . А. Транспортный налог: актуальные проблемы современной экономики // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ 2019 . № 2 (17). С. 17 .

5 . Преснова А. А. , Хаметова А. Р. Транспортный налог // Вестник современных исследо-

ваний. 2018 . № 11. 6 (26). С. 291-293.

6 . Семенова Г. Н . Влияние налогообложения на развитие бизнеса // Экономика и пред-

принимательство . 2020. № 3 (116). С . 667-671.

7 Семенова Г Н Налоговый контроль и ответственность за совершение налоговых правонарушений // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2021. № 1. С. 133-144.

8 . Семенова Г. Н . , Маршавина Л. Я . Взаимодействие налоговых органов с налогоплатель-

щиками // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018 . № 2. С. 225-235.

9 . Тимонина В. С. Совершенствование системы налогообложения физических лиц.

Транспортный налог // Дневник науки. 2019 . № 8 (32). С. 33.

10 . Платонова М. Д . Транспортный налог. Какой лучше абстрактный или целевой? //

Актуальные вопросы инновационной экономики. 2015 . № 9 . С. 141-145 . 11. Чинаев Т. В . , Губайдуллина И . Н . Актуальные вопросы совершенствования регионального налогообложения // Финансовая экономика. 2018 . № 5 . С. 113-115 .

1. Akobyan N. G. , Smirnova E . E. [Regional aspects of tax control]. In: Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya [Economics and management: problems, solutions], 2018, vol. 5, no. 10, pp. 89-99.

2 . Anoshkina Yu . F. [The essence of the transport tax, its place and role in the tax system of the Russian Federation], In: Russian journal of management, 2019, vol. 7, no. 4, pp. 56-60.

3. Gutnikova A. V. , Vereshchagina E. L. [Transport tax]. In: Studencheskiy vestnik [Student Bulletin], 2019, no. 17-3 (67), pp. 30-33.

4. Yeshukova O. A. [Transport tax: actual problems of the modern economy]. In: Elektronnyy nauchno-metodicheskiy zhurnal Omskogo GAU [Electronic scientific and methodological journal of Omsk State Agrarian University], 2019, no. 2 (17), pp. 17.

5 . Presnova A. A. , Khametova A. R. [Transport tax]. In: Vestnik sovremennykh issledovaniy

[Bulletin of modern research], 2018, no. 11. 6 (26), pp. 291-293.

6 . Semenova G. N. [The impact of taxation on business development]. In: Ekonomika i

predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship], 2020, no . 3 (116), pp . 667-671.

Статья поступила в редакцию 28.02.2022.

ЛИТЕРАТУРА

REFERENCES

7 . Semenova G . N . [Tax control and responsibility for committing tax offenses]. In: Vestnik

Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economy], 2021, no. 1, pp. 133-144.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 . Semenova G. N. , Marshavina L. Ya. [Interaction of tax authorities with taxpayers]. In: Vestnik

Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economy], 2018, no. 2, pp. 225-235.

9 . Timonina V. S . [Improving the system of taxation of individuals . Transport tax]. In: Dnevnik

nauki [Diary of Science], 2019, no. 8 (32), pp. 33.

10 . Platonova M. D. [Transport tax. Which is better abstract or target?]. In: Aktualnyye voprosy

innovatsionnoy ekonomiki [Topical issues of innovation economy], 2015, no. 9, pp. 141-145 . 11. Chinaev T. V. , Gubaidullina I . N. [Actual issues of improving regional taxation]. In: Finansovaya ekonomika [Financial Economics], 2018, no. 5, pp. 113-115 .

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Семенова Галина Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учёта и налогообложения Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, доцент кафедры экономики и предпринимательства Московского государственного областного университета; e-mail: Sg6457@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Galina N. Semenova - Cand . Sci . (Economics), Assoc . Prof. , Department of Accounting and Taxation, Plekhanov Russian University of Economics, Department of Economics and Entrepreneurship, Moscow Region State University; e-mail: Sg6457@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Семенова Г. Н . Транспортный налог как доходный источник бюджетов субъектов Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2022. № 2 .С. 111-126 . DOI: 10.18384/2310-6646-2022-2-111-126

FOR CITATION

Semenova G . N . Transport Tax as a Profitable Source of Budgets of the Constituent Entities of the Russian Federation . In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2022, no . 2, рp. 111-126.

DOI: 10.18384/2310-6646-2022-2-111-126

V126y

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.