Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ КОСМЕТИКИ И ПАРФЮМЕРИИ ТАДЖИКОВ'

ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ КОСМЕТИКИ И ПАРФЮМЕРИИ ТАДЖИКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
127
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Таджики / народная косметика / традиционная парфюмерия / археология / флаконы / косметические материалы / историография / источниковедческий обзор / Tajiks / folk cosmetics / traditional perfumes / archeology / bottles / cosmetic materials / historiography / source review

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хакимова Замира Гайратовна

В статье приводятся обобщающие материалы автора, собранные и полученные в результате многолетнего исследования данной темы. Акцентируется, что косметика является составной частью костюмного комплекса одного из главных составляющих материальной культуры каждого народа и обладает ярко выраженной этнокультурной спецификой. Результаты историографического обзора показывают, что данная тема прежде не становилась предметом специального историко-этнографического исследования. Автором сформулированы основные задачи, требующие разработки. Подчеркнута целесообразность выяснения отношения к использованию косметических и ароматизирующих материалов в разных религиях, исторически господствовавших в обществе таджиков и их предков. Немало научного материала может предоставить изучение отраслевой терминологии. Сформулированы ряд обобщающих положений, в которых нашли отражение особенности формирования и развития соответствующих традиций на разных этапах истории народа. Также приводятся рекомендации автора, направленные на возрождение, сохранение традиций и дальнейшее развитие косметических и парфюмерных традиций на современном этапе развития Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY AND TRADITIONS OF TRADITIONAL COSMETICS AND PERFUMES OF TAJIKS

The article presents the author’s generalizing materials collected and obtained as a result of many years of research on this topic. It is emphasized that cosmetics are an integral part of the costume complex one of the main components of the material culture of each nation and has a pronounced ethno-cultural specificity. The results of the historiographical review show that this topic has not previously been the subject of a special historical and ethnographic study. The author formulated the main tasks that require development. The expediency of clarifying the attitude to the use of cosmetic and flavoring materials in different religions that historically dominated the society of Tajiks and their ancestors is emphasized. A lot of scientific material can be provided by the study of industry terminology. A number of generalizing provisions are formulated, which reflect the peculiarities of the formation and development of relevant traditions at different stages of the history of the people. The author's recommendations aimed at the revival, preservation of traditions and further development of cosmetic and perfumery traditions at the present stage of development of Tajikistan are also given.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ КОСМЕТИКИ И ПАРФЮМЕРИИ ТАДЖИКОВ»

About the author:

Sadikova Sayyora Abdurakibovna - Applicant of the Department of Ancient, Medieval and Modern History of the Institute of History, Archeology and Ethnography named after A. Donish NAST, Senior Lecturer of the Department of Costume Design and Fashion Art of the Technological University of Tajikistan (734061, Republic of Tajikistan, Dushanbe, N. Karabaeva, 63/3). E-mail: sayorka_s@mail.ru

ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ КОСМЕТИКИ И П АРФЮМЕРИИ ТАДЖИКОВ

Хакимова З. Г.

Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша НАНТ

Улучшение своей внешности - естественная потребность человека, которая реализуется в той или иной мере каждым индивидуумом. Это стремление особенно проявляется в женщинах, для которых щеголять и наряжаться, продолжительное время сидеть перед зеркалом и заниматься макияжем -любимое дело. Влечение выглядеть красивой и привлекательной у женщин развивается уже с детских лет.

У таджиков, как и многих других народов, забота о своей внешности как личная субъективная потребность, сложившись в традицию еще в глубокой древности, развивается в течение многих столетий. Наряду с тем, у мусульманок стимулом для самоукрашения служили не только естественные факторы, но и религиозные требования. Составители известного этнографического сочинения, посвященного дореволюционному образу жизни жительниц Ферганской долины, супруги В. и М. Наливкины отметили, что «шариат советует женщине заботиться о том, чтобы нравилась мужу», для чего рекомендует ей употреблять разные косметические средства. Для мусульманки забота о своем внешнем благообразии и привлекательности воспринималась как обязанность нравственная [2, 104].

Не брезгуют пользоваться косметикой и многие мужчины, причем и эта традиция имеет глубокие исторические корни. Источники свидетельствуют, что в древности мужчины пользовались косметическими красками наравне с женщинами.

Сбор материалов по зарождению и поэтапному развитию народных традиций и средств косметики и парфюмерии позволяет выявить вклад этого народа в эволюцию отрасли, достоверно указать на наличие внутренних или привнесенных корней этих традиций, а также дать более объективную оценку цивилизационному развитию общества, в рамках которой этот народ сложился и развивался.

Косметика наряду с украшениями, прической и другими соответствующими атрибутами, является составной частью костюмного комплекса - одного из главных составляющих материальной культуры каждого народа. Эти атрибуты народного костюма, обладают ярко выраженной этнокультурной спецификой [11, 20].

Социально-политические изменения, происходившие в среднеазиатском обществе на разных исторических этапах, каждый раз обуславливали новую волну синтеза культур. В частности, приобретение Таджикистаном государственной независимости обусловило активное развитие связей его граждан с народами других государств. Как следствие, мы становимся свидетелями проникновения в материальную культуру таджиков отдельных элементов культуры других народов.

Историографический обзор по данной теме показывает, что работы, затрагивающие вопросы истории зарождения, становления и развития косметических и парфюмерных традиций в районах исторического сложения и проживания таджикского народа, имеют разрозненный характер. Данная тема, связанная с важной составляющей материальной культуры народа, прежде не становилась предметом специального историко-этнографического исследования [7, 86-88].

В этих условиях требуется решить ряд научных задач. В частности, требуется выявление хронологии и характера генезиса косметических и парфюмерных традиций в пределах Исторического Таджикистана (Центральной Азии) на основе изучения и систематизации тематического материала, накопленного археологической наукой.

Далее необходимы классификация и описание парфюмерных и косметических инструментов и сосудов, находивших применение в районе исторического расселения таджикского народа на разных этапах истории этого народа. Нужно отслеживание исторической эволюции парфюмерно-косметических материалов и приемов в регионе в границах хронологической рамки исследования.

Другая важная задача - выявление локальных и общих черт в пользовании косметическими и ароматизирующими материалами в разных районах проживания таджиков [4, 188-191]. Весьма актуально накопление и систематизация сведений об отражении косметических и парфюмерных традиций в мировоззрении таджикского народа.

Кроме того, целесообразно выяснение отношения к использованию косметических и ароматизирующих материалов в разных религиях, исторически господствовавших в обществе таджиков и

их предков, как фактора, влиявшего на развитие соответствующих традиций. Немало научного материала может предоставить изучение отраслевой терминологии.

Накопленный к настоящему времени и проанализированный научный материал показывает, что истоки парфюмерно-косметических традиций в Центральной Азии, зафиксированные в материалах археологической науки (миниатюрные флакончики, шкатулки, аппликаторы), проявляются уже в неолите. Обнаружение материальных следов использования косметики и ароматизирующих средств по большей части из женских погребений служит показателем того, что эта области материальной культуры была связана, в первую очередь, с женским костюмом.

Заключение археологической науки о зарождении парфюмерно-косметических традиций в неолитический период находит свое отражение и в народной мифологии, материалах древней религиозной литературы, эпических поэмах иранских народов, исторической литературе, хронологически охватывающей период от сотворения мира, а также в средневековых ученых трактатах [8, 49-52].

Эпоха древности знаменует собой важный этап в развитии искусства декоративной косметики и парфюмерии на просторах Центральной Азии. Материалы письменных источников и художественные памятники служат свидетельством того, что оседлые и кочевые предки таджикского народа к этому времени уже наработали свои традиции в сфере получения и применения косметических красок и благовоний. В скифо-ахеменидскую эпоху они последовательно совершенствовали соответствующие знания и навыки. Зарождается профессия косметолога, в том числе на правах раба, - человека, который в совершенстве обладает навыками декоративной, лечебной и ухаживающей косметики [4, 188-191].

В зороастризме запрещалось использование косметики, однако подкрашивание сурмой имело ритуального значения. Но стремление к достижению установившегося идеала женской красоты обуславливало использование и других, запрещенных, декоративные красок [9, 139-145].

Каноны зороастризма способствовали развитию парфюмерии, так как религиозные обряды и повседневный быт его приверженцев предполагали широкое использование благовоний.

В мусульманское средневековье законы шариата выступили важным стимулом для активного использования женщиной декоративных красок и благовоний [1, 447-449]. Профессия косметолога -машшота освободилась от рабского статуса. У таджичек установился традиционный парфюмерно-косметический набор хархафт / хафткалам, а косметический обряд хинабандон стал необъемлемой частью свадебного ритуала невесты;

В эпоху Саманидов уже были известны все основные виды традиционных косметических материалов и благовоний, а также приемы их использования. Положительные и отрицательные потребительские свойства этих материалов были тщательно изучены и зафиксированы в медицинских трактатах, например, в трудах Абуали ибн Сино [6, 173-175].

Торгово-экономические связи районов исторического компактного проживания таджиков с соседними и отдаленными регионами запада и востока, севера и юга способствовали развитию в национальной культуре и быте традиций, связанных с использованием косметических и парфюмерных материалов широкого ассортимента [3, 147-153].

Памятники письменности позволили сформулировать идеалы мужской и женской красоты народа, принятые в конце XIX - начале XX вв., установить роль косметики в достижении эталона привлекательности, определить природные и социальные факторы, положительно и негативно влиявшие на типичные облики жителей горных и равнинных районов.

Интенсивное внедрение в конце XIX - первой половине XX вв. в культуру и быт жителей Средней Азии европейских инноваций на их парфюмерно-косметических традициях, особенно в горных районах, отобразились незначительно. В видовом отношении инновации зафиксированы лишь в средствах для ухода за кожей лица, когда в дополнение к традиционным средствам, распространились декоративные краски русского производства.

В первой половине XX века, несмотря на вхождение в употребление фабричных парфюмерно-косметических материалов, на среднеазиатском рынке они не смогли вытеснить такие товары традиционного образца. В этой реальности наглядно отражается преемственность традиций таджикского народа, показывающая, что феномен этничности ярко проявляется и через сохранение и развитие народной косметики и парфюмерии.

В настоящее время в республике поставлена задача по возрождению и сохранению народных традиций и обычаев в современных условиях развития таджикского общества. Применительно к настоящей теме это обуславливает целесообразность проведения этнографических исследований во всех, в особенности отдаленных, районах Республики Таджикистан и за его пределами для научного фиксирования сохранившихся обрядов и ритуалов с использованием элементов традиционной косметики и парфюмерии.

Требуется активизация деятельности средств массовой информации по привлечению историков, этнографов, культурологов, искусствоведов, медицинских работников, дизайнеров по костюму для популяризации в таджикском обществе обрядов, связанных с использованием традиционных

парфюмерно-косметических средств.

Желательно проведение фестивалей и конкурсов под девизами «Лучший народный косметолог», «Мастер-парфюмер» и т.п. могут стать важным стимулом для популяризации и сохранения в национальной культуре традиционных явлений, предусматривающих элементы народной эстетики и культуры костюма.

Для ознакомления подрастающего поколения и молодежи основам традиционной эстетической культуры целесообразно выделение в рамках обучения предметов «Технология» в средних общеобразовательных школах, «История костюма» в средних и высших профессиональных учебных заведениях республики специальной темы «Народная косметика и парфюмерия».

ЛИТЕРАТУРА

1. Краузе И. И. О косметических средствах туземцев Туркестанского края / И. И. Краузе // Материалы для статистики Туркестанского края. Ежегодник. - Вып. 2. - СПб., 1873. - С. 447-449.

2. Наливкин В. П. Очерк быта женщины туземного оседлого населения Ферганы / В. П. Наливкин, М. Наливкина - Казань, 1886. - С. 104.

3. Хакимова З. Г. Внешние связи Средней Азии в области торговли косметическими и парфюмерными материалами (древность -начало XX века) / Х Кмолов, З. Г. Хакимова // Муаррих (Историк). - Душанбе: Институт истории, археологии и этнографии имени А Дониша НАНТ, 2019. - № 4 (20). - С. 147-153.

4. Хакимова З. Г. Древние косметические традиции в мужской среде персидских народов (на основе памятников изобразительного искусства) / З. Г. Хакимова // Вестник Технологического университета Таджикистана. - № 2(27). - Душанбе, 2016. - С. 188-191.

5. Хакимова З. Г. Использование декоративной косметики в Средней Азии эпохи раннего средневековья / З. Г. Хакимова // Вестник Таджикского национального университета. - № 6. - Душанбе, 2019. - С. 68-73.

6. Хакимова З. Г. К вопросу об использовании натуральных материалов для украшения бровей в таджикской традиции / З. Г. Хакимова (таджО // Вестник Технологического университета Таджикистана. - № 1(28)2017. - Душанбе, 2017. - С. 173-175.

7. Хакимова З. Г. Историография развития косметических традиций таджикского народа / З. Г. Хакимова, С. А Содикова // Матер. Республ научно-практической конфер. «Наука и техника для устойчивого развития» (Технологический университет Таджикистана, 28 апреля соли 2018 г.). - Душанбе, 2018. - Ч. 1. -С. 86-88.

8. Хакимова З. Г. О косметике жителей Маргианы эпохи энеолита - бронзового века / З. Г. Хакимова // Вестник Таджикского национального университета. - № 3 / 6. - Душанбе, 2017. - С. 49-52.

9. Хакимова З. Г. Отношение к косметике и парфюмерии в зороастрийской культуре // З. Г. Хакимова // Муаррих (Историк). -Душанбе: Институт истории, археологии и этнографии имени А Дониша НАНТ, 2019. - № 2(18)2019. - С. 139-145.

10. Яценко С. А Костюм ираноязычных народов древности и методы его историко-культурной реконструкции: Дисс. ... д-ра ист. наук. - М., 2002. - С. 20.

ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ КОСМЕТИКИ И ПАРФЮМЕРИИ ТАДЖИКОВ

В статье приводятся обобщающие материалы автора, собранные и полученные в результате многолетнего исследования данной темы. Акцентируется, что косметика является составной частью костюмного комплекса - одного из главных составляющих материальной культуры каждого народа и обладает ярко выраженной этнокультурной спецификой. Результаты историографического обзора показывают, что данная тема преЖде не становилась предметом специального историко-этнографического исследования.

Автором сформулированы основные задачи, требующие разработки. Подчеркнута целесообразность выяснения отношения к использованию косметических и ароматизирующих материалов в разных религиях, исторически господствовавших в обществе таджиков и их предков. Немало научного материала может предоставить изучение отраслевой терминологии. Сформулированы ряд обобщающих положений, в которых нашли отражение особенности формирования и развития соответствующих традиций наразных этапах истории народа.

Также приводятся рекомендации автора, направленные на возрождение, сохранение традиций и дальнейшее развитие косметических и парфюмерных традиций на современном этапе развития Таджикистана.

Ключевые слова: Таджики, народная косметика, традиционная парфюмерия, археология, флаконы, косметические материалы, историография, источниковедческий обзор.

HISTORY AND TRADITIONS OF TRADITIONAL COSMETICS AND PERFUMES OF TAJIKS

The article presents the author's generalizing materials collected and obtained as a result of many years of research on this topic. It is emphasized that cosmetics are an integralpart of the costume complex - one of the main components ofthe material culture ofeach nation and has a pronounced ethno-cultural specificity. The results ofthe historiographical review show that this topic has not previously been the subject of a special historical and ethnographic study.

The author formulated the main tasks that require development. The expediency of clarifying the attitude to the use of cosmetic and flavoring materials in different religions that historically dominated the society of Tajiks and their ancestors is emphasized. A lot of scientific material can be provided by the study of industry terminology. A number of generalizing provisions are formulated, which reflect the peculiarities of the formation and development of relevant traditions at different stages of the history of the people.

The author's recommendations aimed at the revival, preservation of traditions and further development of cosmetic andperfumery traditions at the present stage of development of Tajikistan are also given.

Keywords: Tajiks, folk cosmetics, traditional perfumes, archeology, bottles, cosmetic materials, historiography, source review.

Сведения об автора:

Хакимова Замира Гайратовна - соискатель отдела древней, средневековой и новой истории Института истории, археологии и этнографии имАДониша НАНТ, старший преподаватель кафедры технологии текстильных изделий Технологического университета Таджикистана (734061, Республика Таджикистан, г Душанбе, ул. Н. Карабаева, 63/3). E-mail: zama_1984@list.ru.

About the author:

Khakmova Zamira Gayratovna - Applicant of the Department of Ancient, Medieval and Modern History of the Institute of History, Archeology and Ethnography named after A. Donish NAST, Senior Lecturer of the Department of Technology of Textile Products of the Technological University of Tajikistan (734061, Republic of Tajikistan, Dushanbe, N. Karabaev St., 63/3). E-mail: zama_1984@list.ru

НЕТИПИЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В КОСТЮМЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА

Кобилова М. П.

Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша НАНТ

Безусловно, народный костюм служит одним из наиболее ярких проявлений национальной идентичности. Его главным составляющим является традиционная одежда. Состав одежды, ее стиль влияют на выбор других костюмных атрибутов - головного убора, обуви, украшений, аксессуаров. С учетом этого, изучение истории сложения традиционной одежды народа позволяет, с одной стороны, выявить элементы преемственности традиций в национальной культуре одежды, с другой - дать в той или иной мере объективности оценку уровню развития общества в конкретные исторические эпохи.

Народная одежда таджиков как категория, выражающая специфичность материальной культуры этноса, формировалась в течение многих столетий. Она, подобно другим явлениям национальной культуры и быта, в процессе своего сложения и эволюции подвергалась разным изменениям под влиянием процессов, протекавших в этнической истории, социальных отношениях, смене идеологии, а также эстетических нормах (изменчивость моды). Многовековое развитие одежды, естественно, породило множество видов и типов. Их выявление позволяет разработать типологию исторической одежды и на этой основе расширить наши знания в области эволюции портновских традиций народа.

Знакомство с описательными и наглядными материалами источников по исторической одежде таджиков позволяет выявить факты существования и даже в некоторой степени распространения в прошлом образцов одежды неестественной формы или непривычного оформления, а также примеров необычной манеры в ее носке. Эти случаи можно трактовать как примеры нарушения традиционализма в покрое и изготовлении одежде или в ее использовании.

Разумеется, некоторые из таких зафиксированных примеров могут быть связаны с проявлением фактора случайности, заключающегося в непреднамеренном нарушении закономерности - в форме, размерах отдельных деталей, оформлении или в обычае носки одежды. Допустим, что персонаж картины средневекового художника изображен в заурядном для того времени предмете одежды, однако вследствие реализованного художественного стиля возникает мнение, будто представленная одежда необычного покроя. В данном конкретном примере перед нами типичный образец распространенного в тот период одежного предмета, а мнимая его странность порождена манерой надевания. При всем том, без тщательного анализа нельзя исключить и обратного: такая неестественность могла быть достигнута и за счет своеобразного конструктивного решения предмета одежды. Вероятность справедливости второй версии повышается, когда один и тот же пример встречается неоднократно.

Повторяемость подобных случаев дает основание считать, что оригинальность покроя одежды, характера оформления или способа ее ношения отнюдь не случайны. Другими словами, мы становимся свидетелями проявления своеобычных течений в стиле и моде исторической и традиционной

национальной одежды, имевших место в конкретных регионах и в определенные эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.