Научная статья на тему 'ПЕШДАДИДЫ И БЛАГОРОДНЫЕ ЦАРИ ИРАНА, КАК ОСНОВАТЕЛИ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ И ИХ РОЛЬ В ГЕНЕЗИСЕ РЕМЕСЛА'

ПЕШДАДИДЫ И БЛАГОРОДНЫЕ ЦАРИ ИРАНА, КАК ОСНОВАТЕЛИ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ И ИХ РОЛЬ В ГЕНЕЗИСЕ РЕМЕСЛА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
230
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ ЛИТЕРАТУРА / НАРОДНАЯ МИФОЛОГИЯ / ДРЕВНИЙ ИРАН / ЛЕГЕНДАРНЫЕ ЦАРИ / НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИСТОРИЯ РЕМЕСЛА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахророва Наргиза Аюбджановна

Статья посвящена вопросу об отражении истории и сущности народных праздников таджиков и других иранских народов в материалах древней литературы и мифологии. Автор констатирует ценность этих сведений для формирования наших познаний об истоках материальной культуры указанных народов. В частности, эти сведения приобретают особое значение при изучении начального этапа истории ремесел, когда есть необходимость пролить свет на картину их зарождения. Выясняется, что они удивительным образом совпадают с заключениями археологической науки по этому вопросу. Исходя из этого, автор подчеркивает важность предпринимаемых сегодня в Таджикистане шагов, направленных на возрождение и популяризацию таких истинно народных праздников, как Навруз, Мехргон и Сада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PESHDODS AND SUBLIME KINGS OF IRAN AS FOUNDERS OF THE NATIONAL HOLIDAYS AND THEIR ROLE ON GENESIS OF THE CRAFT

The article is devoted to the reflection of the history and essence of national holidays of Tajiks and other Iranian peoples in the materials of ancient literature and mythology. The author States the value of this information for the formation of our knowledge about the origins of the material culture of these peoples. In particular, this information is of particular importance in the study of the initial stage of the history of crafts, when there is a need to shed light on the picture of their origin. It turns out that they surprisingly coincide with the conclusions of archaeological science on this issue. On this basis, the author emphasizes the importance of taking today in Tajikistan steps towards the revival and promotion of true national holidays like Navruz, Mehrgon and Garden.

Текст научной работы на тему «ПЕШДАДИДЫ И БЛАГОРОДНЫЕ ЦАРИ ИРАНА, КАК ОСНОВАТЕЛИ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ И ИХ РОЛЬ В ГЕНЕЗИСЕ РЕМЕСЛА»

УДК5: 39 (5) (09)

ПЕШДАДИДЫ И БЛАГОРОДНЫЕ ЦАРИ ИРАНА, КАК ОСНОВАТЕЛИ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ И ИХ РОЛЬ В ГЕНЕЗИСЕ РЕМЕСЛА

АХРОРОВА Наргиза Аюбджановна

Технологический университет Таджикистана

Возникновение праздников Навруз, Мехргон и Сада имело под собой твердую почву, что обусловило их существование тысячелетиями в материальной культуре иранских народов и сохранения вплоть до настоящего времени.

Сада у этих народов воспринимается как праздник почитания огня, а его возникновение связывают с именем легендарного Хушанга - второго правителя Древнего Ирана из династии Пешдадидов [4, 29-30].

В отличие от А. Фирдавси, придерживавщегося в своем героическом эпосе «Шахнаме» такого мнения, знаменитый поэт и ученый Х1-Х11 веков Омар Хайям основателем празднования Сады, как и Мехргона, считает Фаридуна [3, 191].

Навруз олицетворяет собой праздник низвержения Джамшедом дивов и хищников, символом торжества света над тьмой [4, 38].

Традиция празднования Мехргона восходит к эпохе неолита-бронзового века (ГУ-Ш тыс. до н. э.). Его происхождение связывают с началом правления царя Фаридуна - сына легендарного Джамшеда. Произошло это после того, как Фаридун вместе с кузнецом Кова, воспользовавшись содействием богов, посадил на цепи тирана Заххока на горе Дамаванд [4, 82].

Все эти три праздника в первую очередь имеют отношение к земледельческому труду. В дни Сада (за 50 дней до Навруза) не только зажигали ритуальный огонь: земледельцы удобряли землю, готовили семена, орудия труда. Основатель этого праздника Хушанг научил людей пахать, сеять и жать, объяснил им выгоду оседлого образа жизни [4, 28-29].

С наступлением Навруза (21 марта) приходит весна - время начала сельскохозяйственного цикла посевов.

Празднование Мехргона приходится на осень, а это пора сбора урожая.

Вместе с тем, эти праздники были общенародными и отмечали их не только земледельцы. Ремесленники также соотносили с этими календарными датами свои традиции, обряды и ритуалы. Примечательно, что в качестве зачинателей отдельных ремесел выступали основатели общенародных празднеств. Особенно известны их заслуги в деле зарождения различных текстильных промыслов.

К примеру, Хушанг-инициатор празднования Сада, признан как основоположник текстильной обработки шерсти. Он, пишет автор «Истории пророков и царей» М. Табари, ввел ткачество шерстяных ковров и выделку шуб из меха лис, соболей, зайцев [1, 36, 43, 54, 57, 66-68]. В общих чертах такого мнения придерживается и А. Фирдавси, по утверждению которого, вначале царствования Хушанга все одеяние людей состояло только из листьев и травы. Указанный правитель научил людей шить одежду из меха куницы, соболя, белки, лисы. Хушангу А. Фирдавси приписывает и основание искусства получения железа, хотя если учесть время правления этого легендарного царя, речь следовало бы вести о бронзе и даже меди. Благодаря этому появилось кузнечное дело. Теперь представители этого ремесла стали изготовлять такие инструменты как топор, пила, тесло [4, 28].

Омар Хайям говорит о Хушанге, как об изобретателе кузнечного, плотничьего и ткацкого ремесел, а также способа получения из коконов шелковой нити [3, 190].

Ткачество из хлопка и шелка возникло, пишет М. Табари, во времена царствования четвертого иранского правителя - Джамшеда, основоположника традиции празднования Навруза [4, 66-68]. С такой постановкой вопроса согласен и автор «Шахнаме». Джамшед, говорит он, научил людей использовать в ткачестве лен и шелк, вырабатывать узорчатые шелковые ткани и превращать все это в одежду. При нем

человечество освоило и технику выбелки суровых тканей. Кроме того, во время его царствования человечество научилось ковать доспехи - щит, кольчугу, броню для коня. Зародилось искусство зодчества на основе глиняного кирпича. Люди научились добывать золото, серебро, самоцветы (яхонт, алмаз и др.). Были раскрыты секреты получения мускуса и амбры, душистого масла из роз, состав различных благовоний. Царь Джамшед осуществил разделение людей на сословия, исходя из вида занятия: земледельцы, скотоводы, воины, ремесленники, жрецы. Тем самым было положено начало специализации по профессиональному признаку [4, 3538].

По сведениям Омара Хайяма, в эпоху владычества и при непосредственном участии царя Джамшеда было начато производство златотканых материй дебо. По его словам, до эпохи правления Джамшеда парчу называли девбофт (вытканное дьяволом). «Но люди разумом и опытом дошли до того состояния, которое мы видим», т.е. прибрали секреты этого искусства к своим рукам, - пишет упомянутый автор научного трактата «Науруз-наме».

Джамшеда Омар Хайям считает основателем ювелирного искусства, парфюмерии, промыслов по добыче драгоценных камней, а также золота, серебра и других, известных в его время, металлов [3, 190-191].

Согласно теории А. Беруни, приказ Джамшеда людям о начале прядения и ткачества, был издан на 50-й год его вступления на престол. Одновременно люди были разделены на четыре разряда в зависимости от вида занятия [2, 113].

Таким образом, зачинатели указанных трех древнейших празднеств иранских народов принадлежали к Пешдадидам (Хушанг и Джамшед) и царям (Фаридун). Пешдадиды владели всем миром, они, как подчеркивает ученый-энциклопедист Х-ХГ вв. А. Беруни,-устроители городов, разработчики рудников и основатели всех ремесел. Фаридун же, являясь первым царем Айлана (возвышенный), положил начало разделению царств [2, 112].

Выше отмечалось, что генезис ряда видов занятий (ковроткачество, портновское дело и др.) персидские легенды связывают с именем Хушанга. Согласно подсчётам А. Беруни, Хушанг возглавил Древний Иран в 3251 году до н.э. [2, 113], т.е. в неолите. Примечательно, что и археологическая наука придерживается мнения, что временем зарождения ремесла является последняя стадия каменного века.

Таким образом, приведенные сведения научно-популярного характера подтверждают ценность материалов древней литературы, народной мифологии, а также имеющих отношение к традиционным праздникам, для формирования наших познаний об истоках материальной культуры народов. Эти сведения приобретают особое значение при изучении начального этапа истории ремесла, когда другие источники не могут пролить свет на

картину их зарождения. Исходя из этого, следует подчеркнуть важность предпринимаемых сегодня в Таджикистане шагов, направленных на возрождение и популяризацию таких истинно народных праздников, как Навруз, Мехргон и Сада.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балами А. История Табари / А. Балами (тадж.).-Тегеран, 2001.-Т. 1.- 824 с.

2. Беруни А. Памятники минувших поколений // А. Бируни. Избранные произведения.-

Т. 1.-Ташкент: Изд-во АН Узб. ССР, 1957.- 486 с.

3. Омар Хайям. Науруз-наме // Омар Хайям. Трактаты / Пер. Б. А. Розенфельда. - М.:

Вост. литература, 1961.- С. 187-224.- (Памятники литературы народов Востока. Тексты. Малая серия).

4. Фирдоуси А. Шахнаме / А. Фирдавси.-Т. 1. От начала поэмы до сказания о Сухробе.

- М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 675 с.- (Литературные памятники).

ПЕШДАДИДЫ И БЛАГОРОДНЫЕ ЦАРИ ИРАНА, КАК ОСНОВАТЕЛИ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ И ИХ РОЛЬ В ГЕНЕЗИСЕ РЕМЕСЛА

Статья посвящена вопросу об отражении истории и сущности народных праздников таджиков и других иранских народов в материалах древней литературы и мифологии. Автор констатирует ценность этих сведений для формирования наших познаний об истоках материальной культуры указанных народов. В частности, эти сведения приобретают особое значение при изучении начального этапа истории ремесел, когда есть необходимость пролить свет на картину их зарождения. Выясняется, что они удивительным образом совпадают с заключениями археологической науки по этому вопросу. Исходя из этого, автор подчеркивает важность предпринимаемых сегодня в Таджикистане шагов, направленных на возрождение и популяризацию таких истинно народных праздников, как Навруз, Мехргон и Сада.

Ключевые слова: древняя литература, народная мифология, Древний Иран, легендарные цари, народные праздники, материальная культура, история ремесла.

ПЕШДОДИЁН ВА ШОХ,ОНИ НАЧ,ИБЗОДАИ ЭРОН Х,АМЧУН ПОЯГУЗОРОНИ ЧАШЩОИ МАРДУМИ ВА САХ,МИ ОЩО ДАР ПАЙДОИШИ Х,УНАРМАНДИ

Макола ба масъалаи тачассуми таърих ва мох,ияти чашнх,ои мар-думии точикон ва дигар халк;х,ои эронй дар маводи манобеи хаттй ва усту-рах,о бахшида шудааст.

Муаллиф арзиши ин маълумотро барои ташаккули дониши мо оид ба сарчашмах,ои фархднги моддии ин хал;х,о кайд кардааст. Хоса, хднгоми омузиши даврах,ои нахустини таърихи касбу хунар, яъне вакте ки зарурати рушанй андохтан ба манзараи пайдоиши онх,о пеш меояд, чунин маълумот хеле мух,им ба назар мерасад, ки онх,о бо хулосах,ои илми бостоншиносй дар мувофика мебошанд. Бо назардошти хдмин, муаллиф ахдмияти и;домх,оро чихдти эх,ё ва оммавй гардонидани идх,ои мардумии Навруз, Мех,ргон ва Сада, ки дар Точикистони муосир рохдндозй мегарданд, зикр намудааст.

Калидвожах,о: адабиёти цадима, устура^ои халцй, Эрони Кадим, шо^они номдор, ид^ои мардумй, фарщнги моддй, таърихи \унармандй

PESHDODS AND SUBLIME KINGS OF IRAN AS FOUNDERS OF THE NATIONAL HOLIDAYS AND THEIR ROLE ON GENESIS OF THE CRAFT

The article is devoted to the reflection of the history and essence of national holidays of Tajiks and other Iranian peoples in the materials of ancient literature and mythology. The author States the value of this information for the formation of our knowledge about the origins of the material culture of these peoples. In particular, this information is of particular importance in the study of the initial stage of the history of crafts, when there is a need to shed light on the picture of their origin. It turns out that they surprisingly coincide with the conclusions of archaeological science on this issue. On this basis, the author emphasizes the importance of taking today in Tajikistan steps towards the revival and promotion of true national holidays like Navruz, Mehrgon and Garden.

Key words: ancient literature, folk mythology, Ancient Iran, legendary kings, folk festivals, material culture, history of crafts.

Маълумот дар бораи муаллиф: Адророва Наргиза Аюбчоновна - омузгори калони кафедраи дизайни либос ва санъати муди Донишго^и технологии То^икистон (734061, ш. Душанбе, хиёбони Неъмат ^арабоев, 63/3. Тел.: (+992 37) 2340654. (+992) 933336325, E-mail: nargiza.akhrorovna @gmail.com

Сведения об авторе: Ахророва Наргиза Аюбджановна - старший преподаватель кафедры дизайна костюма и искусства моды Технологического университета Таджикистана 734061, Республика Таджикистан, г. Душанбе, проспект Н. Карабаева, 63/3).Телефон: (+992 37) 2340654. (+992) 933336325, E-mail: nargiza.akhrorovna @gmail.com

Information about the autor: Ahrorova Nargiza Ayubjonova-senior lecturer of the Departament costume design and fashion Technology University of Tajikistan (734061, Dushanbe, Ph. N. Karabaeva, 63/3. Tel: 2340654). 734061, Республика Таджикистан, г. Душанбе, проспект Н. Карабаева, 63/3).Телефон: (+992) 933336325, E-mail: nargiza.akhrorovna @gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.