Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ К КОСМЕТИКЕ И ПАРФЮМЕРИИ В ЗОРОАСТРИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

ОТНОШЕНИЕ К КОСМЕТИКЕ И ПАРФЮМЕРИИ В ЗОРОАСТРИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОРОАСТРИЗМ / РИТУАЛ / ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ / КОСМЕТИКА / БЛАГОВОНИЯ / СОГРЕШЕНИЕ / ДОЗВОЛЕНИЕ И ЗАПРЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хакимова Замира Гайратовна

В рамках настоящей статьи автор освещает, специально не исследованный в науке, вопрос об отношении зороастризма к использованию косметических и ароматизирующих материалов. При разработке вопроса главное внимание уделено материалам сохранившихся письменных источников древности и раннего средневековья, отражающих основные положения учения Зороастра. Изучение показало, что жрецы-мубады в своих проповедях наставляли, что использование женщиной косметики является согрешением и грозит попаданием в ад. На том свете ее якобы ждет подвергание самым жестоким и невообразимым пыткам, как человеку, пожелавшему через изменение своей внешности ввести других в заблуждение. В материалах привлеченных письменных источников можно увидеть, что в зороастризме, в отличие от ислама, случаи пропаганды использования красок для улучшения внешности женщины практически не обнаруживаются. В отличие от косметики, использование благовоний в зороастрийской культуре встречало самое благостное отношение. Их применяли не только для умащиния тела, употребление благовоний было обязательным условием во время проведения основных обрядов этой религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE TO COSMETICS AND PERFUMES IN ZOROASTRIAN CULTURE

In the framework of this article, the author highlights the issue of the attitude of the widespread in the past religion of Zoroastrianism to the use of cosmetic and flavoring materials, which has not yet been specifically studied in science. When developing the question, the main attention is paid to the materials of preserved written sources of antiquity and the early middle ages, reflecting the main provisions of the Zoroaster doctrine. The study showed that the priests of mubad in their sermons instructed that the use of cosmetics by a woman is a sin and threatens to go to hell. In that light waiting for her alleged exposure to the most cruel and unimaginable torture, as the man who wishes through a change in her appearance to introduce others astray. In the materials of the involved written sources of Zoroastrianism, unlike Islam, cases of propaganda of the use of colors to improve the appearance of women are practically not found. Unlike cosmetics, the use of incense in Zoroastrian culture met the most benevolent attitude. They were used not only to anoint the body, the use of incense was essential during the major rites of the religion.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ К КОСМЕТИКЕ И ПАРФЮМЕРИИ В ЗОРОАСТРИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

УДК : 668.5 (09)

ОТНОШЕНИЕ К КОСМЕТИКЕ И ПАРФЮМЕРИИ В ЗОРОАСТРИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ХАКИМОВА Замира Гайратовна

Технологический университет Таджикистана

Парфюмерно-косметические традиции в аспекте культуры зоро-астрийского костюма еще не становились предметом специального изучения. Более того, в работах по истории, в частности таджикского, костюма данный аспект вопроса практически не затрагивается.

Канонами зороастрийской религии, активно пропагандировавшей ритуальную чистоту и гигиену, а также широкое использование в обрядах благовоний, естественно, регулировались и отношения, связанные с парфюмерией и косметикой. По этой причине в некоторых дошедших до наших дней сочинениях на пехлевийском языке и новоперсидских текстах, составленных при Сасанидах, можно обнаружить отдельные сведения по данной теме. Эти письменные материалы и послужили источниками для настоящего исследования.

Так, некоторое представление, а именно отрицательное, об отношении, господствовавшем в среде древних иранских племен к косметике, дает заметка из «Книги о праведном Виразе». В рамках одного из воспоминаний праведный Вираз рассказывает про увиденную его душой в аду «души женщин, из десяти пальцев которых текли кровь и гной, они сосали и пили их, а черви лезли в оба их глаза». Сопровождавшие душу Вираза боги Срош и Адур выразили ей причину происходившего действа следующим образом: «Это души грешниц, которые красили (лица, руки и др.), использовали для украшения (себя) чужие волосы и обманывали (таким образом) набожных людей» [7, 123].

Следует отметить, что данное сочинение на пехлевийском языке написано предположительно при последних Сасанидах. В его тексте нашли отражение, свойственные зороастрийской традиции, представления о загробной жизни. Такие суждения сложились в течение полутора тысячелетий существования учения Зороастра, причем большая часть этого периода приходится на эпоху древности. Как видно из приведенной заметки, культура зороастризма к женской косметике относилась негативно. Зоро-астрийские жрецы проповедовали в обществе, что женщину, которая в этой жизни пользуется красками для лица (румяна, белила, усма, сурма), рук и ног (хина), волос (хина и др.), пользуется париком, в загробном мире ожидают адские муки. Используя эти приемы, тем самым, она вводит других людей в заблуждение, что считалось непозволительным грехом.

Возможно, данное заключение, сделанное на основе только этого источника, не совсем корректно, однако в любом случае, оно напрашивается. На это же указывает тот факт, что в 5-ой главе "Яштов" Авесты, а именно "Ардвисур-Яште" ("Гимне Ардвисура Анахите") ничего не говорится об использовании косметических материалов покровительницей воды и плодородия Анахиты, представленной в образе юной стройной и прекрасной девушки. Это при том, что в тексте гимна дано описание предметов одежды богины и указаны их некоторые нюансы (платье из златоткани с высокой опояской, плащ со складками и расшитыми рукавами, шуба из бобрового меха, сандалии с невысокими союзками и тесемками). Также перечислены и даны описания украшений Анахиты: златокованные серьги с четырехгранной подвеской, ожерелье, кованная золотом семичастная диадема, украшенная самоцветами и с искусно сделанным кольцом посередине. Однако несмотря на столь конкретно данную характеристику костюма, позволяющей его успешную реконструкцию, как отмечалось, ничего не указывается про использование красок для украшения щек, глаз, бровей, рук или их цветах [1, 23, 32-33]. Отсюда следует, что зороастрийские жрецы (мубады), скорее всего, проповедовали людям не пользоваться косметикой.

Возвращаясь к теме о приравнивании зороастризмом факта применения косметики как греховного поступка, можно провести параллели с исламом, каноны которого не дозволяют выполнение заупокойной молитвы по женщине, на теле которой есть следы от использования косметических красок. Существование такого запрета зафиксировано, в частности, у таджиков Гиссарской долины и Раштско-Дарвазской зоны.Для обоснования этого правила, мусульманские проповедники ссылаются опять же на подвергание в другой жизни таких женщин адским мукам. Якобы на том свете ангелы-опрашиватели удаляют краску с тела женщины, умершей в ритуальной нечистоте, самым мучительным образом. Так, они срезают следы от хины с рук и ног вместе с кожей [4, 108].

Вместе с тем, шариат не запрещает женщине пользоваться косметическими красками. Более того, эта религия косвенно обязывает ее к этому, наставляя женщину прихорашивать себя и тем самым стать более привлекательной в глазах собственного мужа. Для этого ислам рекомендует, в том числе, использовать возможности косметических красок [5, 104]. Естественно, здесь не идет речь о пожилых женщинах, готовящихся к уходу из жизни, и о смертельно больных женщинах. В отличие от этого, зоро-астрийская религия, как видим, не одобряла использование косметики в принципе.

Так ли это или нет, - вопрос для специального изучения. В этом контексте заслуживает интерес сведение о желательных формах и оттенках частей лица и рук, которые у иранцев доарабской эпохи воспринимались

как идеал женской красоты. Такая характеристика зафиксирована в другом сочинении VII века на пехлевийском языке - «Хосров, сын Кавада и его паж» («Хусрав-и Кубодон уд редаг-е»). В этой книге со слов пажа последнего великого сасанидского императора Хусрава Парвиза отмечено, что у идеальной (лучшей) женщины ногти белоснежные, цвет щек подобен цвету граната, глаза миндалевидные, губы коралловые, влажные и свежие, брови дугой, зубы белые, косы черные, блестящие и длинные [6, с. 154].

Что касается цвета ногтей, скорее всего, речь идет здесь об их естественном цвете, так как возможность использовании белого красителя для придания ногтям белоснежного оттенка выглядит сомнительным. С этой точки зрения сведения обоих указанных источников совпадают, т.е. красить ногти не следовало. Однако что касается цвета губ, щек и кос, а также формы глаз и бровей, логично полагать, что для соответствия господствующему идеалу красоты многие представители прекрасной половины зоро-астрийского общества должны были прибегать к косметическим приемам. А наличие у них такого желания - факт безусловный. Таким образом, с одной стороны, господствовавшая у наших древних предков, религия запрещала применение косметики, с другой, - установившийся идеал красоты подталкивал женщин к этому.

Что касается использования в древности благовоний, известно о широком применении в качестве благовония камфары - кофур. Ее использовали с давних времен в культовых религиозных церемониях для очищения пространства от «злых духов». Особенно часто камфара использовалась в ритуалах индуизма, причем такие случаи встречаются и в наши дни.

Продолжая тему о дозволении и запрете в зороастрийской культуре приемов прихорашивания себя с помощью специальных красителей, обратим также внимание на один древний ритуал, связанный с материальной культурой таджиков. Речь идет о ритуальном обряде населения Западного Памира, связанном с жертвоприношением в честь праздника Иди Курбон. Исследователь А. Шоинбеков рассказывает, что накануне жертвоприношения производилось сурьмление глаз, как участников процесса, так и белого барашка для закалывания. Хозяйка и другие желающие члены семьи подводили сурьмой свои глаза еще утром, сразу после совершения омовения и утренней молитвы. Согласно местным верованиям, если кто откажется сурьмить брови, змея ударит по его глазам своим хвостом.

Существование такого ритуала связывается с зороастризмом и находит параллели с древним обычаем приношения в жертву животного белого цвета, который соблюдали не только на Памире, но и в Древнем Иране, Древней Индии, на Ближнем Востоке (в Мессопотамии). Причем в Древнем Шумере в качестве жертвенного животного выступали и птицы (голуби) [3, 26; 7, 263].

Данный пример - свидетельство того, что косметические материалы, в особенности сурьма, в зороастрийском быту все же применялись. На это же указывают многочисленные образцы найденных древних сурмасангов в границах областей, где было распространено учение Зороастра.

А теперь обратимся к теме древнего искусства парфюмерии. В басне «Вавилонское дерево» («Драхт-и асуриг») на пехлевийском языке перечислены названия таких благовоний, как камфара, черный мускус и ароматная роза (пехл. «гули гетиг»). Сюжет этого сочинения составляет словесное состязание козы и дерева о том, кто из них полезнее для человеческого общества. Восхваляя себя, коза заявляет, что из ее кожи люди делают сумы, в которых хранят и носят разные вещи и вещества, в том числе камфару и черный мускус. Кроме того, в длинном списке своих добродетелей она указывает на то, что ее тело благоухает как ароматная роза - гулоб. Заметим, что это сатирическое сочинение имеет древнеиранское происхождение и устное бытование, а время и место его появления связывается с Парфией времен Аршакидской династии [6, 20, 159].

В "Бундахишн"-е в числе растительных благовоний, применявшихся в ту эпоху, перечислены кундар, рошт, куст, сандал, колоквинт, ладан - па-лангмушк, кардамон - кокула, камфара - кофур, цитрон - бодинджбуй и др. Как их общее качество отмечается, что корень, кора или древесина этих растений имеют аромат [2, 58].

Одна из заметок в «Книге о праведном Виразе» указывает на то, что в древней зорастрийской практике парфюмерией пользовались не только женщины, но и мужчины, в том числе служители религии. В ней рассказывается, что герой сочинения, готовясь к путешествию в загробный мир, вымыл голову и тело, облачился в новую одежду и надушился благовониями. Эти и другие действия он проделывал, находясь в Обители духа (храме огня) и в присутствии жрецов [7, 98]. И вообще, использование благовоний, как материала для достижения ритуальной чистоты, у зороастрийцев-огнепоклонников было явлением очень широко распространенным.

Говоря о древнем Хорезме, можно привести некоторые сведения и о косметических обычаях саков, которые наряду с массагетами, придерживались кочевого образа жизни. Эти племена, имеющие непосредственное отношение к сложению таджикского народа, получали косметические средства на основе коровьего или свиного сала. Согласно материалам С. А. Яценко, их женщины для ухода за кожей пользовались белилами и румянами [8, 98].

В целом, применительно использованию благовоний в зороастрийской среде наблюдалось самое благоприятное отношение. Без них не проходил ни один священный обряд, в особенности связанный с зажиганием и поддерживанием ритуального огня. Требовалось, чтобы в это время воздух был полон благоуханиями, которые следовало дополнить

приятным ароматом, исходящим от тела мужчин и женщин - участников обряда. А это значит, что поклонники зороастризма также поступали и в обыденной жизни, считая благовония священными растениями и веществами и охотно примененяя их для обработки одежды и умащивания тела.

Таким образом, анализ сведений письменных источников показывает, что в зороастрийской культуре отношение к использованию косметики было, скорее всего, отрицательным. В то же время, некоторые пережитки этой культуры и данные археологической науки указывают на широкое применение сурьмы в эпоху расцвета этой религии. Что же касается ароматизирующих материалов, зороастризм всемерно проповедовал их активное использование.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авеста // Литература Древнего Востока. Иран, Индия (тексты). - М.: Изд-во МГУ, 1984. - С. 4-40.

2. Древние памятники письменности (тадж.). - Т. 1. - Душанбе: Бухоро, 2014. - 478 с. -

(Таджики в зеркале цивилизации. № 2).

3. Крюкова В. Ю. Жертвоприношение в традиционной практике ираноязычных народов Центральной Азии / В. Ю. Крюкова // Центральная Азия: Традиция в условиях перемен. - Вып. 1. - СПб: Наука, 2007. - С. 13-40.

4. Мардонова А. Хна в быту таджиков Горного Таджикистана и зирабадских эрони Бухарской области / А. Мардонова // Этнография Таджикистана. Сб. статей. - Душанбе: Дониш, 1985. - С. 106-115.

5. Наливкин В. П. Очерк быта женщины туземного оседлого населения Ферганы / В. П.

Наливкин, М. Наливкина. - Казань, 1886. - 245 с.

6. Пехлевийская Божественная комедия. Книга о праведном Виразе (Арда Вираз намаг) и другие тексты. - М.: Восточная литература, 2001. - 206 с. - (Памятники письменности Востока. № 126).

7. Шоинбеков А. Праздник Курбан в селе Тусиён Западного Памира / А. Шоинбеков // Центральная Азия: Традиция в условиях перемен. - Вып. 1. - СПб: Наука, 2007. -С. 261-266.

8. Яценко С. А. Костюм ираноязычных народов древности и методы его историко-культурной реконструкции / С. А. Яценко: Дисс. ... д-ра ист. наук. - М., 2002. - 582 с.

ОТНОШЕНИЕ К КОСМЕТИКЕ И ПАРФЮМЕРИИ В ЗОРОАСТРИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В рамках настоящей статьи автор освещает, специально не исследованный в науке, вопрос об отношении зороастризма к использованию косметических и ароматизирующих материалов. При разработке вопроса главное внимание уделено материалам сохранившихся письменных источников древности и раннего средневековья, отражающих основные положения учения Зороастра.

Изучение показало, что жрецы-мубады в своих проповедях наставляли, что использование женщиной косметики является согрешением и грозит попаданием

в ад. На том свете ее якобы ждет подвергание самым жестоким и невообразимым пыткам, как человеку, пожелавшему через изменение своей внешности ввести других в заблуждение. В материалах привлеченных письменных источников можно увидеть, что в зороастризме, в отличие от ислама, случаи пропаганды использования красок для улучшения внешности женщины практически не обнаруживаются.

В отличие от косметики, использование благовоний в зороастрийской культуре встречало самое благостное отношение. Их применяли не только для умащиния тела, употребление благовоний было обязательным условием во время проведения основных обрядов этой религии.

Ключевые слова: зороастризм, ритуал, письменные источники, косметика, благовония, согрешение, дозволение и запрет.

МУНОСИБАТ БА ИСТИФОДАИ РАНГХОИ ОРОИШЙ ВА АТРИЁТ ДАР ФАРХДНГИ ЗАРДУШТЙ

Дар доираи ма^олаи мазкур муаллиф мавзуи хануз дар илм тахдщнашудаи муносибати дини дар гузашта хеле васеъ пахншудаи зардуштй чдхати истифодаи рангхои ороишй ва моддахои хушбуро тавзех медихад.

Омузиши масъала нишон дод, ки ходимони динй - мубадон вазъ мегуфтанд, ки аз ч,ониби зан истифода бурдани рангхои ороишй гунох буда, сабаби ба дузах афтидани у мегардад. Гуё дар олами дигар чунин зан, ки тавассути тагйир додани намуди зохирияш дигаронро гумрох мекунад, дучори азобу шиканчди берахмона ва тасаввурнашаванда мешавад. Дар матни сарчашмахои хаттии ч,албшудаи зардуштй, баръакси ислом, холатхои тавсия додани истифодаи рангхои ороишй амалан ба назар намерасад.

Дар тафрщаи рангхои ороишй, истифодаи маводи хушбу дар фарханги зардуштй ба муносибати некбинона дучор мегардид. Мушку анбар на танхо барои атрдихии бадан хизмат мекарданд, балки истифодаи онхо хамрохи дигар растанихо ва моддахои хушбу дар баргузории маросимхои асосии дини зардуштй шарти хатмй дониста мешуд.

Калидвожа^о: дини зардуштй, маросим, сарчашмаи хаттй, рангхои ороишй, атриёт, гуноцкунй, цоиз ва мамнуъ.

ATTITUDE TO COSMETICS AND PERFUMES IN ZOROASTRIAN CULTURE

In the framework of this article, the author highlights the issue of the attitude of the widespread in the past religion of Zoroastrianism to the use of cosmetic and flavoring materials, which has not yet been specifically studied in science. When developing the question, the main attention is paid to the materials of preserved written sources of antiquity and the early middle ages, reflecting the main provisions of the Zoroaster doctrine.

The study showed that the priests of mubad in their sermons instructed that the use of cosmetics by a woman is a sin and threatens to go to hell. In that light waiting for her alleged exposure to the most cruel and unimaginable torture, as the man who wishes through a change in her appearance to introduce others astray. In the materials of the involved written sources of Zoroastrianism, unlike Islam, cases of propaganda of the use of colors to improve the appearance of women are practically not found.

Unlike cosmetics, the use of incense in Zoroastrian culture met the most benevolent attitude. They were used not only to anoint the body, the use of incense was essential during the major rites of the religion.

Key words: Zoroastrianism, ritual, written sources, cosmetics, incense, sin, permission and prohibition.

Сведения об авторе: Хакимова Замира Гайратовна-старший преподаватель кафедры технологии текстильных изделий Технологического университета Таджикистана (734061, Республика Таджикистан, г. Душанбе, проспект Негмат Карабаева, 63/3). Телефон:(+992) 918318447, E-mail: za-ma 1984@list.ru.

Хакимова Замира Еайратовна - омузгори калони кафедраи технологияи маснуоти нассоч,ии Донишго^и технологии Точ,икистон (734061, Ч,умхурии Точ,икистон, ш. Душанбе, хиёбони Неъмат Кдеабоев, 63/3). Телефон: (+992) 918318447, E-mail: zama 1984@list.ru.

Khakimova Zamira Gayratovna - senior lecturer in Technological University of Tajikistan, Department of technology of textile products (734061, Republic of Tajikistan, Dushanbe, N. Karabaev st., 63/3). Те! (+992) 918318447, E-mail: zama 1984@list.ru

УДК: 677 (575. 3) (09)

НАМАДМОЛЙ ХДМЧУН СОХДИ МУСТАЦИЛИ Х,УНАРМАНДИ

ЮСУПОВА Шахноза Азизбековна

Донишгохи технологии Точикистон

Дар замонх,ои гузашта дар хдма мавзеъх,ои Точикистон, ки ах,олиа-шон бо бофандагй ва кешбофй машгул буданд, х,унари намадмолй низ хеле васеъ пах,н гардида буд. Намадмолй яке аз шуглх,ои тараккикардаи соки-нони Бадахшон ва навох,ии атрофи он, инчунин болооби водии Зарафшон, минтакди Кулоб, водих,ои Варзобу Сурхандарё, Самарканду Бухоро, Хо-разму Фаргона ба шумор мерафт.

Сарчашмах,ои ташаккулёбии анъанаи намадмолии миллй дар каъри асрх,о них,онанд. Дар ин боб ёфт шудани пораи палоси намадин дар кух,и Муг шах,одат медихдд [1, 100].

Фарши намадй кадимтарин намуди колину гилем дониста мешавад. Акидае хдст, ки намадх,ои нахустинро хднуз дар х,азорсолах,ои Ш-П пеш аз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.