Научная статья на тему 'ДОЗОРОАСТРИЙСКИЙ ПАНТЕОН САРАЗМА (СЕМЬ БОЖЕСТВ И СЕМЬ ТВОРЕНИЙ)'

ДОЗОРОАСТРИЙСКИЙ ПАНТЕОН САРАЗМА (СЕМЬ БОЖЕСТВ И СЕМЬ ТВОРЕНИЙ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
118
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / РЕЛИКТЫ КУЛЬТОВЫХ ПРАКТИК И ОТДЕЛЬНЫЕ НАХОДКИ / СЕМЬ ТВОРЕНИЙ - НЕБО / ВОДА / ЗЕМЛЯ / ОГОНЬ / РАСТЕНИЯ / ЖИВОТНЫЕ И ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каримова Галина Раҳимовна

Согласно зороастрийскому учению, Ахура-Мазда сотворил при помощи Святого Духа (Спэнта-Маишу) шесть более низких божеств, тех самых «излучающих свет существ», которых Зороастр узрел в своем первом видении. Вместе с Ахура-Маздой они составляют семь божеств, именуемых Амэша-Спэнта (Бессмертный Святой). Семь Амэша-Спэнта считаются покровителями и защитниками семи добрых творений, а именно: неба, воды, земли, огня, растений, скота и человека. Святилище или культовый комплекс с пятью пристенными тумбами разной длины, расположенными по центру и двумя угловыми, на которых очевидно и выставлялись эти идолы, найдены в помещения 2 в раскопе VI (рис.6). В центре помещения имеется квадратный алтарь. Материалы исследования отразили факт особого значения олицетворений шести великих божеств, которые присутствовали в культово-религиозной практике саразмийцев. Эти прото божества получили трансформацию в божественную форму «излучающих свет существ», которых Зороастр узрел в своем первом видении и, которые в зороастризме составили основной авестийский пантеон, определённый как семь творений, известный во всем древнем мире

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE-ZOROASTRIAN PANTHEON OF SARAZM (SEVEN DEITIES AND SEVEN CREATIONS)

According to Zoroastrian teaching, Ahura-Mazda created with the help of the Holy Spirit (Spenta-Maishu) six lower deities, the very "light-emitting beings" that Zoroaster saw in his first vision. Together with Ahura-Mazda, they make up seven deities, called Amesha-Spanta (Immortal Saint). The seven Amesha-Spanta are considered patrons and protectors of the seven good creations, namely: heaven, water, earth, fire, plants, cattle, and man. A sanctuary or cult complex with five wall pedestals of different lengths, located in the center and two corner ones, on which these idols were obviously exhibited, was found in room 2 in excavation VI (Fig. 6). There is a square altar in the center of the room. Ahura Mazda, with the help of Spenta Mainyu (Holy Spirit), created six "immortal saints" who, together with the supreme God, make up a pantheon of seven deities. They were prayed to and worshiped as separate gods. It was the idea of "seven deities" that became the main innovation of the teachings of Zoroaster, although they were based on the old ideas about the origin of the world.

Текст научной работы на тему «ДОЗОРОАСТРИЙСКИЙ ПАНТЕОН САРАЗМА (СЕМЬ БОЖЕСТВ И СЕМЬ ТВОРЕНИЙ)»

RELIGION OF THE POPULATION OF SARAZM

In Sarazm, archaeologists have discovered 40 sanctuaries with altars fire. There are different opinions regarding the religious affiliation of these altars. V.M. Masson and V.I.Sarianidi associated similar altars of the Bronze Age settlements in the south of Turkmenistan with the burial rite of corpse creation. Another researcher of the South Turkmen settlements I.N. Khlopin notes that these altars belonged to beliefs in which the worship of fire occupied an important place. G. R. Karimova associates the altars of Sarazm with the socio-economic system, she links round altars with matriarchy and the cult of the woman-head of the house and clan, and square altars with patriarchy and the cult of a man - the head of the house and clan. The discoverer and chief researcher of Sarazm A. Isakov connects the altars of this settlement with the worship of fire and with representations close to Zoroastrianism. This point of view is confirmed by the discovery in Sarazm of a square temple with bypass corridors. This is the form of orthodox Zoroastrian temples. This indicates that the origins of the Zoroastrian religion date back to the era of Sarazm, to the IV-III millennium BC. Along with the worship of fire in Sarazm, the cults of the sun, the Mother of God and the original bull were also spread.

Key words: Religion, altar of fire, Sarazm, rite, worship of fire, temple, sanctuary, Zoroastrianism, matriarchy, patriarchy, burning of corpses, Bronze Age, cult, Takhti Sangin.

Сведения об авторе: Давлатходжа Довуди-доктор исторических наук, Адрес: 734001, г. Душанбе, проспект Исмоила Сомони, 11. Телефон: (+992) 2278477, (+992) 987605041, E-mail: dovutov@mail.ru

Information about the author: Davlatkhoja Dovudi-Doctor of Historical Sciences. Address: 734001, Dushanbe, Ismoil Somoni Avenue, 11. Telephone: (+992) 2278477, (+992) 987605041, E-mail: dovutov@mail.ru

УДК - 295

ДОЗОРОАСТРИЙСКИЙ ПАНТЕОН САРАЗМА (СЕМЬ БОЖЕСТВ И СЕМЬ ТВОРЕНИЙ)

КАРИМОВА Г. Р., Институт истории, археологии и этнографии имени Ахмадa Дониша

Согласно зороастрийскому учению, Ахура-Мазда сотворил при помощи Святого Духа (Спэнта-Маишу) шесть более низких божеств, тех самых «излучающих свет существ», которых Зороастр узрел в своем первом видении. Вместе с Ахура-Маздой они составляют семь божеств, именуемых Амэша-Спэнта (Бессмертный Святой), названия которых впервые встречаются в Ясне Хаптангхаити [Ясна 39.3]. Остальные меньшие божества именуются язата. Так, семь Амэша-Спэнта считаются покровителями и защитниками семи добрых творений, а именно: неба, воды, земли, огня,

растений, скота, и человека. Бессмертным святым, указывающим путь к другим и первым явившимся Заратуштре, является Воху-Мана (или Бах-ман) (Благой помысел), покровитель «кроткой, милосердной коровы» или покровитель скота, его союзник Аша-Вахишта (Ордибе-хешт) - (Лучшая праведность)- покровитель огня. Затем Спэнта-Армаити-покровитель земли и Святое благочестие, Хшатра-Ваирйа (Шахривар)-покровитель металла и Избранная власть (Желанная власть)-владыка небес, Хаурватат (Хордад)-покровитель воды и Целостность, и Амэрэтат (Мордад) - Бессмертие и покровитель растений [Дюмезиль, 1986, с. 33].

Ахура-Мазда с помощью Спента-Майнью (Святого Духа) сотворил шесть «бессмертных святых», которые вместе с верховным Богом составляют пантеон из семи божеств. Им молились и почитали как отдельных богов. Именно идея о «семи божествах» и стала главным новшеством учения Зороастра, хотя их основой были старые представления о происхождении мира. Название Амэша-Спэнта («Бессмертные Святые») применяется к любым божествам творения Ахура-Мазды, оно прилагается главным образом к шести великим существам первого видения пророка. Эти шесть Бессмертных Святых (Амэша-Спэнта) являются эманациями самого Ахура-Мазды. Эти шесть великих божеств вызвали к жизни другие добрые божества более низкого порядка - агуров и язатов, таких как, Митра (Верность, Клятва), Анахита (Богиня Воды и Плодородия), Апам-Напату (Сын вод и бог Клятвы), Сраоше (Послушание), Аши (Богиня Судьбы) и Гэуш-Урвану (дух-Бык) и др.

Так обряды, имевшие вековую древность, приобрели новое измерение. Связь между каждым божеством и соответствующим творением кажется обоснованной, потому что зороастризм, несмотря на то, принят ли он по наитию или получен в божественном откровении, считается рациональной религией. Однако повсеместно отмечено существование незара-туштровских (или дозороастрийских) божеств у народов Центральной Азии индоиранского происхождения. На основе археологического материала попытаемся воссоздать пантеон поклонений по материалам древнезем-ледельческого протогорода Саразм, расположенного в долине Зарафшана.

Неоднократно в литературе нами рассматривался момент существований культовых практик в археологических материалах Саразма [Раззо-ков, Каримова, Курбанов, Бобомуллоев, 2006; Каримова, 2009, с. 262-282; 2011, с. 99-106; 2012, с. 119-130; 2013, с. 200-221; 2016, с.138-199; 2017, с. 8495; 2017, с.66-74; 2019, с.67-69; 2019а, с. 113-121]. В данной статье, привлекая данные архитектуры, реликты культовых практик и отдельных находок, попытаемся воссоздать более целостную картину религиозного континуитета населения Саразма в энеолите-бронзовом веке.

По времени самое стратиграфически раннее существование культовых практик было получено в результате выявленного на раскопе XI культового захоронения Тура (рис.1,1). Особое отношение к этому типу живот-

ного отмечено и по другим материалам, найденным в Саразме. Так, в раскопе VI был найден скульптурный налеп головы быка (рис.1,3), к раскопу IV относится цилиндрическая печать с изображением быка-тура с пышным хвостом (рис.1,2). Эта привилегированность выделяет понятие как фетиш, тотем, символ рода или племени. Это же возможно определяет отношение как божеству дозороастрийского пантеона т.е. Гэуш-Урвану (дух-Бык), эманация Воху-Мана, покровитель «милосердной коровы» или покровитель скота хорошо известный в Авесте.

Следующим выраженным признаком культово-обрядовой практики является поклонение огню. В Саразме оно присутствует во всех периодах жизни. В раннем энеолите оно представлено следом кострища в храме огня в раскопе XI (рис. 1,7), в слоях СЗМ II и III круглыми (дисковидными) алтарями в культовом, дворцовом комплексе в раскопе IV, V, в раскопах VI, XI - XIII (рис. 2, 2,3), в святилищах жилых кварталов в раскопе П^! (рис. 2,1; 3,1). В слое СЗМ IV квадратными алтарями в раскопе IV, VI, VII, IX (рис. 2, 3,4; 3, 2). Поклонение огню определяет эманация Аша-Вахишта (Ордибе-хешт)-(Лучшая праведность)-покровитель огня.

Основу саразмийских верований и культов составляют близко родственные дозороастрийские верования оседлых племен и народов, а это определённо связано с землёй и её благами - посевы, урожаи и т.д. В Са-разме имеется огромное зернохранилище и в одном из его помещений расположен круглый дисковидный алтарь (рис.3,3), который отражает существование ритуальной практики, возможно проводимой в пору начала посева и во время сбора и заполнения урожая в закрома.Следовательно, определяется поклонение Анахите (Богиня Воды и Плодородия), Апам-Напату (Сын вод и бог Клятвы), которые выражает эманация Спэнта-Армаити - покровитель земли и Амэрэтат (Мордад) - Бессмертие и покровитель растений.

В Саразме в Раскопе V в слое, отнесенном к энеолиту, расположено уникальное круглое в плане сооружение, которое названо местом поклонения солнцу (рис. 3,4), а, следовательно, определяет присутствие астролат-рического культа. Из семантики изображений солярных и геометрических знаков и те, и другие относятся к знакам обозначающие символы астролатрии. Это - солнце, луна, звёзды, небо, воздух и все обозначения и символы с ними связанные (круг, крест, квадрат, треугольник, пунсоны и др.), которые также хорошо представлены в материалах Саразма. Росписи на стенах, орнамент керамики, изображение на печатях и талисманах отражают поклонение астрологическому культу позднее в зороастризме представленному в эманации Хшатра-Ваирйа (Шахривар)-покровитель металла и Избранная власть (Желанная власть) - владыка небес.

Самым древним в истории человечества считается поклонение культу женского божества представленного в виде богини матери или богини плодородия. Претерпевая значительные трансформации на протяже-

нии многих тысячелетий, этот образ полностью не исчез, его черты угадываются в образах женских святых и персонажей местного пандемониума.

В Саразме, в слоях, которые относятся к поре энеолита (Намазга II) найдены антропоморфные фигурки (рис. 4,1-2) положенные в погребение жрицы и отдельные части глиняных статуэток женского божества или идолчиков из различных частей городища (рис.4,3-5). Эта небольшая коллекция из пяти фигурок отражает очевидные данные. Две женские статуэтки, положенные в захоронение, представляют собой образ патронов - покровителей жрицы. Они небольшого размера, а самая маленькая фигурка имеет сквозное отверстие в области шеи т.е. является защитным амулетом. Этими находками мы имеем подтверждение божественного покровительства и особого положения женского антропоморфного образа. Положенные в захоронение скульптурки из глины являют собой черты почитания женского божества и выделения из общего состава жителей протогорода персон-отправителей культово-ритуальных действий, как правило это жрицы, шаманки и т.д.

Особо необходимо отметить каменное изваяние возможно идола, представляющего ипостась водного божества или реки (Зарафшан?), оно найдено в фрагментарном виде (илл. 7,4). Фрагмент отражает волнообразные широкие и более тонкие линии, помещенные с двух сторон овальной формы скульптуры. Другое каменное изваяние возможно также изображает идола в образе человека (рис. 5,1). Из вышеперечисленного можно вывести факт поклонения Женскому божеству в виде покровительницы стихий, личного покровительства, культа прародительницы. Следовательно определяется более персонифицированное поклонение Анахите (Богиня Воды и Плодородия).

В саразмской культуре, например, как можно судить по каменной модели скульптуры, идолы стояли прямо в жилых комнатах. Для Саразма также можно предполагать и существование особых святилищ, занимавших на поселениях центральное место. Мелкие терракотовые фигурки являлись объектом домашних культов, а в святилищах, принадлежавших всей общине, находились идолы по типу найденного каменного фрагмента, о котором говорилось ранее. К тому же, святилище с пятью тумбами, на которых очевидно выставлялись эти идолы, также найдено в раскопе VI Са-разма.

Наличие святилищ или храмов является одним из свидетельств развитой системы представлений и сложившегося культа, что подтверждается также обнаруженными в Саразме глиняными статуэтками изображающими женское божество и каменными антропоморфными идолами, а так же случайно найденная в подъёмном материале уникальная каменная чаша в форме совмещенного антропоморфно- зооморфного облика.

Святилище или культовый комплекс с пятью пристенными тумбами разной длины, расположенными по центру и двумя угловыми, на которых

очевидно и выставлялись эти идолы, найдено в помещения 2 в раскопе VI (рис.6). В центре помещения имеется квадратный алтарь. Показательно то, что в этом помещении у западной стены, найдены фрагменты обвалившейся живописи (рис.6), а за стеной этого помещения была найдена золотая розетка (рис.6). Как вариант, предлагается реконструкция расположения божеств на тумбах с учётом выявленных культовых приоритетов. Хотелось обратить внимание на то, что в центральноазиатской культово-жреческой практике известно использование украшений налобной ленты правителей или жрецов (терракотовая статуэтка жреца из Хараппы). Но также известна практика украшения фетишей или тотемных символов различными драгоценными украшениями. Например, ритон в виде головы быка выставленный в музее на Кипре украшали золотые рога, вместо глаз были вставлены драгоценные камни, а лоб украшала золотая розетка. Розетка по форме и исполнению схожая с золотой розеткой Саразма. Поэтому при реконструкции мною использована фотография кипрской туреницы, как пример возможной разновидности образа поклонения быку (рис. 7).

Таким образом, материалы исследования отразили факт особого значения олицетворений шести великих божеств, которые присутствовали в культово-религиозной практике саразмийцев. Это хорошо известные культы древнеземледельческих цивилизаций Центральной Азии - неба, воды, земли, огня, растений, скота и человека (рис. 7,2). Очевидно, что эти прото божества получили трансформацию в божественную форму «излучающих свет существ», которых Зороастр узрел в своем первом видении и, которые в зороастризме составили основной авестийский пантеон, определённый как семь творений [Дюмезиль, 1986, c,74]:Митра - Огонь, который пронизывает все остальные творения, а благодаря солнцу управляет сменой времен года, находится под покровительством Аша-Вахишта; Анахита -Богиня Воды и Плодородия; Хшатра-Ваирйа - стал владыкой небес из камня, которые защищают своим сводом землю. Спандармат в зоро-астрической мифологии олицетворение возделанной земли и религиозного благочестия и жизни (впоследствии Спента Армайти, Арматай-одно из божеств Амеша Спента). Расположенная внизу, земля принадлежит Спэнта-Армаити (Святому благочестию). Вода-это творение Хаурватат (Целостности), а растения относятся к Амэрэтат (Бессмертию). Воху-Мана (Гэуш-Урван-дух-Бык-Благой помысел) является повелителем кроткой, милосердной коровы, символом созидательного добра.

Уже сегодня в Саразме в раскопе III (зернохранилище) святилище с алтарём в (которое, очевидно, можно определить, как место отправления культово-обрядовых действий, посвященных культам земли, растительности и плодородия), в раскопе V открыт «храм Солнца», в раскопе IV святилище символов культа или «семи творений», в раскопе VI - святилище «священного Быка», в раскопе XI - «храм Огня». Из семи заявленных исследованием культов не выявлены отдельные храмы или святилища (если

таковые существовали) для культа воды. Необходимо отметить, что на ранних этапах жизнедеятельности в слоях СЗМ I - III храмы и святилища имеют определенное посвящение, а в слое СЗМ IV в дворцово-храмовом комплексе нами определено святилище символов культа или «семи творений», которому и посвящена данная статья. Имеются ли какого-либо другого посвящения храмы и святилища покажут дальнейшие исследования и разработки.

Рис. 1. Бык в материалах Саразма: 1-захоронение тура в храме огня Раскоп Х! в слое СЗМ II; 2 - Раскоп IV. Печать с изображением быка-тура в помещении 8 в слое СЗМ II; 3 - Раскоп VI. Налеп скульптуры головы быка (реконструкция) на стене помещения 8а в слое СЗМ II.

Рис. 2. Культовые сооружения Саразма: 1-домашнее святилище Раскопа II; 2 - храм с круглым алтарём Раскоп XII; 3-дворцово-храмовый комплекс Раскоп XII; 4 - дворцово-храмовый комплекс с квадратным алтарём Раскоп IX; 5 - храм с квадратным алтарём Раскоп VII (Besenval, Ьакоу 1989; Раззо-ков А. 2005; Раззоков, Худжагелдиев, 2010).

Рис.3. Саразм. Алтари огня: 1-круглый дисковидный; 2-квадратный; 3- Раскоп III. Зернохранилище (аксонометрия); 4-Раскоп V, горизонт 2. «храм Солнца» (архив отдела археологии Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша НАНТ).

А £ Я ./SR т W5 mj

1 4

Рис.4. Саразм. Женские фигурки из глины времени энеолита-бронзы: 1-2-статуэтка и амулет из захоронения; 3-5-терракотки с городища.

Рис. 5. Каменные предметы Саразма: 1-антропоморфный идол; 2, 4-идол растительности (сома?); 3-подставка для флагоподобного символа или штандарта.

Рис.6. Культовое святилище Саразма в дворцово-храмовом комплексе раскоп IV.

Вола

Земля -

Огонь- <©\ Животные-

Растения -

Человек -

> *

¥

Ж

\

Небо -

2

Рис. 7.1 - Вариант реконструкции Святилища Саразма в дворцово-храмовом комплексе Раскоп IV; 2 - предлагаемое значение находок, отражающих основной пантеон протобожеств дозороастрийского времени.

1

ЛИТЕРАТУРА

1. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. (Les dieux souverains indo-europeens, 1977) Перевод с французского Т.В. Цивьян.-Москва: Наука. Главная редакция восточной литературы,-1986.

2. Каримова Г.Р. Культовые сооружения Саразма (по материалам раскопок А.И. Исакова в 1978-1986, 1989, 2000 гг.) // АРТ.-Душанбе, 2009.- Вып. 33,-С.262-282.

3. Каримова Г.Р. Саразмское зеркало в контексте обряда (проблема типологии погребальной культуры) // Наследие предков.-Душанбе, 2011, № 14, С.-99-106

4. Каримова Г.Р. Дозороастрийские верования древнего Саразма // Наследие предков.- Душанбе, 2012, № 15,-С. 119-130.

5. Каримова Г.Р. Зеркало в связи с погребальными обрядами в эпоху энеолита и бронзы (по материалам древних могильников Таджикистана). // Последний энциклопедист: к 90-летнему юбилею со дня рождения Б.А. Литвинского.- М.- 2013.-С.200-221.

6. Каримова Г.Р. Таджикистан // Религии Центральной Азии и Азербайджана. Том I. Традиционные верования и шаманизм. - Самарканд: МИЦАИ.- 2016. -С.138-199

7. Каримова Г.Р. Символика цвета в культуре древнего Саразма. //Ахбори Осорхонаи миллии Ч,ум^урии Точикистон.-Душанбе: Дакией.- 2017.- Вып. 2.- С. 84-95.

8. Каримова Г.Р. Головной убор саразмской жрицы //Проблемы археологии и истории Таджикистана. К 80-летию со дня рождения академика Академии наук Республики Таджикистан Юсуфа Якубовича Якубова.- Сб. статей /Отв. редактор Г.Р. Каримова.- Душанбе: «Дониш».- 2017.- С.66-74.

9. Каримова Г.Р. Этнокультурные процессы - феномен Саразма// Древности Восточной Европы, Центральной Азии и Южной Сибири в контексте связей и взаимодействий в евразийском культурном пространстве (новые данные и концепции): Материалы Международной конференции, 18-22 ноября 2019 г., Санкт-Петербург. Т. I. Древняя Центральная Азия в контексте евразийского культурного пространства (новые данные и концепции). К 90-летию со дня рождения патриарха евразийской археологии Вадима Михайловича Массона.-СПб.: ИИМК РАН, Невская Типография, 2019.- С.67-69.

10. Каримова Г.Р. Печати Саразма - пиктографические знаки или первые знаки прото-письменности // Вестник института /Сокровищница науки.-Материалы научно-практической международной конференции, посвященной 5500 летию древнего Са-разма, 18-19 декабря 2019 г. в Таджикском педагогическом институте г. Пенджи-кент.-Пенджикент, 2019. № 4.-С. 113-121.

11. Раззоков А. Работа Саразмского отряда в 2002 г. //АРТ.- Душанбе, 2005.- Вып. 30.-С. 77-85.

12. Раззоков А.Р., Каримова Г.Р., Курбанов Ш.Ф., Бобомуллоев С.Г. Саразм.- Душанбе: «Эчод»,- 2006.- 96 с.

13. Раззоков А.Р., Худжагельдиев Т.У. Планиграфический и стратиграфический анализ слоев в раскопках 11 и 12 поселения Саразм (2008г.) // АРТ.- Душанбе, 2010.-Вып.34.- С. 74-104.

14. Besenval R., Isakov A. Sarazm et les débuts du peuplement agricole dans la région de Samarcand // Arts Asiatiques. Paris: l'Ecole française d'Extrême-Orient 1989. T. 44. P. 520.

ДОЗОРОАСТРИЙСКИЙ ПАНТЕОН САРАЗМА (СЕМЬ БОЖЕСТВ И СЕМЬ ТВОРЕНИЙ)

Согласно зороастрийскому учению, Ахура-Мазда сотворил при помощи Святого Духа (Спэнта-Маишу) шесть более низких божеств, тех самых «излучающих свет существ», которых Зороастр узрел в своем первом видении. Вместе с Ахура-Маздой они составляют семь божеств, именуемых Амэша-Спэнта (Бессмертный Святой). Семь Амэша-Спэнта считаются покровителями и защитниками семи добрых творений, а именно: неба, воды, земли, огня, растений, скота и человека. Святилище или культовый комплекс с пятью пристенными тумбами разной длины, расположенными по центру и двумя угловыми, на которых очевидно и выставлялись эти идолы, найдены в помещения 2 в раскопе VI (рис.6). В центре помещения имеется квадратный алтарь. Материалы исследования отразили факт особого значения олицетворений шести великих божеств, которые присутствовали в культово-религиозной практике саразмийцев. Эти прото божества получили трансформацию в божественную форму «излучающих свет существ», которых Зороастр узрел в своем первом видении и, которые в зороастризме составили основной авестийский пантеон, определённый как семь творений, известный во всем древнем мире

Ключевые слова: архитектура, реликты культовых практик и отдельные находки, семь творений - небо, вода, земля, огонь, растения, животные и человек.

ПАНТЕОНИ ПЕШ АЗ ЗАРДУШТЙ АЗ САРАЗМ (Х,АФТ ХУДО ВА Х,АФТ ОФАРИНИШ)

Тиб;и таълимоти зардуштй, Ахура-Маздо бо ёрии Рухи Му;аддас (Спента-Майшу) шаш худои поёниро офаридааст, ки худи "мавчудоти рушной", ки Зардушт дар назари аввалини худ дидааст. Онхо якчоя бо Ахура-Маздо хафт худоеро ташкил медиханд, ки Амеша-Спента (му;аддаси човид) номида мешаванд. Хдфт Амеша-Спанта сарпараст ва мухофизи хафт офаридаи нек хисобида мешаванд, яъне: осмон, об, замин, оташ, наботот, чорпоён ва одам. Мачмааи му;аддас ё мазхабй бо панч пояи девори дарозиашон гуногун, ки дар марказ ва ду гушаи кунчй чойгиранд ва баръало ин бутхо дар онхо намоён буданд, дар хучраи 2 дар хафриёти VI пайдо шудааст (Расми 6). Дар маркази хучра ;урбонгохи чоркунчаи оташпарастй мавчуд аст. Ахура Маздо бо ёрии Спента Майню (Рухи Му;аддас) шаш "му;аддаси човид" -ро офарид, ки хамрохи Худои азим пантеони хафт худоро ташкил медиханд. Онхоро дуо мекарданд ва хамчун худоёни алохида парастиш мекарданд. Махз гояи "хафт худо" буд, ки навоварихои асосии таълимоти Зардушт гардид, гарчанде ки онхо ба а;идахои кухна дар бораи пайдоиши чахон асос ёфта будаанд.

Калидвожа^о: меъмори, осори тацрибщои ибодат ва бозёфтуои инфироди, щфт офариниш-осмон, об, замин, оташ, наботот, уайвонот ва одам.

PRE-ZOROASTRIAN PANTHEON OF SARAZM (SEVEN DEITIES AND SEVEN CREATIONS)

According to Zoroastrian teaching, Ahura-Mazda created with the help of the Holy Spirit (Spenta-Maishu) six lower deities, the very "light-emitting beings" that Zoroaster saw in his first vision. Together with Ahura-Mazda, they make up seven deities, called Amesha-Spanta (Immortal Saint). The seven Amesha-Spanta are considered patrons and protectors of the seven good creations, namely: heaven, water, earth, fire, plants, cattle, and man. A sanctuary or cult complex with five wall pedestals of different lengths, located in the center and two corner ones, on which these idols were obviously exhibited, was found in room 2 in excavation VI (Fig. 6). There is a square altar in the center of the room. Ahura Mazda, with the help of Spenta Mainyu (Holy Spirit), created six "immortal saints" who, together with the supreme God, make up a pantheon of seven deities. They were prayed to and worshiped as separate gods. It was the idea of "seven deities" that became the main innovation of the teachings of Zoroaster, although they were based on the old ideas about the origin of the world.

Key words: architecture, relics of cult practices and individual finds, seven creations- heaven, water, earth, fire, plants, livestock, and man.

Маълумот дар бораи муаллиф: Каримова Галина Рахимовна-номзади илмхои таърих, ходими пешбари илмии шуъбаи бостоншиносии Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониш. Телефон: (+992) 927782501. E-mail:galiha karimova@gmail.com

Information about the author: Karimova Galina Rakhimovna-Candidate of Historical Sciences, Leading Researcher of the Department of Archeology Institute of History, Archeology and Ethnography named after A. Donish. Phone: (+992) 927782501.E-mail:galiha karimova@gmail.com

УДК: 902.6 (575.3)

БАЪЗЕ ЧАНБА^ОИ ФАР^АНГИ МОДИИ СОКИНОНИ КУ^ИСТОНИ ТОЧИКИСТОН ДАР ОХИРХ,ОИ АСРИ САНГ -АСРИ БИРИНЧЙ (ДАР ЗАМИНАИ МАВОДИ

САРАЗМ)

ЁГИБЕКОВА Б. Т., ИБРО^ИМОВ М. Ф., Донишкадаи давлатии санъати тасвири ва дизайни Точикистон

Аз маводи бостоншиносй бармеояд, ки сокинони Саразми замони энеолит-асри биринчй (хазорсолахои IV-II то м.) бо зироатчигй, шикор, хунармандй ва маъдангудозй умр ба сар мебурдаанд.Бинокорй аз хисоби тайёр кардану истифодаи хишти хом ба рох монда шуда буд. Ин шахри кадима аз марказхои калонтарини металлургй буд.Барои тайёр кардани ашёи гуногуни рузгор (зарфхои таъйиноташон гуногун, чавохирот, бодреса, овеза, хайкалча ва гайра) мардум аз санг, аз чумла

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.