The author formulated the main tasks that require development. The expediency of clarifying the attitude to the use of cosmetic and flavoring materials in different religions that historically dominated the society of Tajiks and their ancestors is emphasized. A lot of scientific material can be provided by the study of industry terminology. A number of generalizing provisions are formulated, which reflect the peculiarities of the formation and development of relevant traditions at different stages of the history of the people.
The author's recommendations aimed at the revival, preservation of traditions and further development of cosmetic andperfumery traditions at the present stage of development of Tajikistan are also given.
Keywords: Tajiks, folk cosmetics, traditional perfumes, archeology, bottles, cosmetic materials, historiography, source review.
Сведения об автора:
Хакимова Замира Гайратовна - соискатель отдела древней, средневековой и новой истории Института истории, археологии и этнографии имАДониша НАНТ, старший преподаватель кафедры технологии текстильных изделий Технологического университета Таджикистана (734061, Республика Таджикистан, г Душанбе, ул. Н. Карабаева, 63/3). E-mail: zama [email protected].
About the author:
Khakmova Zamira Gayratovna - Applicant of the Department of Ancient, Medieval and Modern History of the Institute of History, Archeology and Ethnography named after A. Donish NAST, Senior Lecturer of the Department of Technology of Textile Products of the Technological University of Tajikistan (734061, Republic of Tajikistan, Dushanbe, N. Karabaev St., 63/3). E-mail: [email protected]
НЕТИПИЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В КОСТЮМЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА
Кобилова М. П.
Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша НАНТ
Безусловно, народный костюм служит одним из наиболее ярких проявлений национальной идентичности. Его главным составляющим является традиционная одежда. Состав одежды, ее стиль влияют на выбор других костюмных атрибутов - головного убора, обуви, украшений, аксессуаров. С учетом этого, изучение истории сложения традиционной одежды народа позволяет, с одной стороны, выявить элементы преемственности традиций в национальной культуре одежды, с другой - дать в той или иной мере объективности оценку уровню развития общества в конкретные исторические эпохи.
Народная одежда таджиков как категория, выражающая специфичность материальной культуры этноса, формировалась в течение многих столетий. Она, подобно другим явлениям национальной культуры и быта, в процессе своего сложения и эволюции подвергалась разным изменениям под влиянием процессов, протекавших в этнической истории, социальных отношениях, смене идеологии, а также эстетических нормах (изменчивость моды). Многовековое развитие одежды, естественно, породило множество видов и типов. Их выявление позволяет разработать типологию исторической одежды и на этой основе расширить наши знания в области эволюции портновских традиций народа.
Знакомство с описательными и наглядными материалами источников по исторической одежде таджиков позволяет выявить факты существования и даже в некоторой степени распространения в прошлом образцов одежды неестественной формы или непривычного оформления, а также примеров необычной манеры в ее носке. Эти случаи можно трактовать как примеры нарушения традиционализма в покрое и изготовлении одежде или в ее использовании.
Разумеется, некоторые из таких зафиксированных примеров могут быть связаны с проявлением фактора случайности, заключающегося в непреднамеренном нарушении закономерности - в форме, размерах отдельных деталей, оформлении или в обычае носки одежды. Допустим, что персонаж картины средневекового художника изображен в заурядном для того времени предмете одежды, однако вследствие реализованного художественного стиля возникает мнение, будто представленная одежда необычного покроя. В данном конкретном примере перед нами типичный образец распространенного в тот период одежного предмета, а мнимая его странность порождена манерой надевания. При всем том, без тщательного анализа нельзя исключить и обратного: такая неестественность могла быть достигнута и за счет своеобразного конструктивного решения предмета одежды. Вероятность справедливости второй версии повышается, когда один и тот же пример встречается неоднократно.
Повторяемость подобных случаев дает основание считать, что оригинальность покроя одежды, характера оформления или способа ее ношения отнюдь не случайны. Другими словами, мы становимся свидетелями проявления своеобычных течений в стиле и моде исторической и традиционной
национальной одежды, имевших место в конкретных регионах и в определенные эпохи.
Отметим, что современная типология национального портновского дела составлена на основе тщательного и всестороннего изучения предметов исторической и традиционной одежды. В этих условиях выявление применявшихся предметов одежды с нетрадиционными характеристиками позволяет разработать более точную и более усовершенствованную типологию и таким образом дополнить наши знания по материальной культуре народа и ее истории.
Разработка настоящего вопроса темы открывает новые страницы в изучении исторического костюма, позволяет обнаружить новые, редкие, и потому, малоизвестные в научном мире, виды покроев одежды, нехарактерные подходы к ношению отдельных видов предметов одежды. Кроме того, такое исследование дает возможность выявить истоки появления, как некоторых новых видов предметов одежды, так и отдельных направлений моды, получивших господство в более поздние исторические периоды.
В народной одежде таджиков - феномене, зародившейся в глубокой древности и развивавшейся в течение многих-многих столетий, выявляется наличие устойчивых элементов и проявлений. Природно-климатические условия, традиционный быт, мировоззрение и культура, а также религия были главными факторами, обусловившими силуэт и форму, колорит и покрой, размеры и материал, а также состав народной одежды. Ее достоинства проявляются в самобытности и практичности - чертах, которые сохранились до наших дней, несмотря на различные и многократные трансформационные и модернизационные процессы, которым подвергались составные части национальной одежды. Без сомнения, таджикскому народу, сложившемуся и развивавшемуся в пределах Исторического Таджикистана - культурного пространства, охватывающего всю Центральную Азию, удалось зародить феномен таджикского костюма в целом и национальной одежды в частности. Феномена, который оказал значительное влияние на возникновение и распространение многих модных течений, господствовавших в указанных географических границах в разные исторические эпохи.
Подчеркивая традиционное стремление таджиков к декору одежды, следует отметить, что и эта традиция формировалась тысячелетиями. Археологическая наука доказала, что уже на последнем этапе каменного века оседлые жители Средней Азии оформляли одежду бисером и бусинами, пришивая их так, чтобы образовался узор нужного вида. Дальнейшим шагом на пути оформления одежды узором стало зарождение искусства вышивки. Среди находок фрагментов одежды античной эпохи (из могильников «Иттифок» и Карабулака) встречаются образцы, вышитые хлопчатобумажными, шерстяными, шелковыми, металлическими нитями. В северных районах Кушанского царства в вышивке изображались, как композиции с реальной фауной и флорой, так и с включением мифологических образов, отражающих существовавшее в общества мировоззрение. Эти детали служили составными частями композиций на начальном этапе зарождения искусства национальной вышивки чакан, со временем ставшего одним из замечательных составляющих нематериального культурного наследия таджикского народа.
Распространение мусульманской идеологии обусловило почти полное исчезновение в декоре одежды и других предметов таджикского быта изображения реальных и вымышленных представителей флоры и одновременное развитие растительных, геометрических мотивов, арабской каллиграфии (тиразов), а также широкое распространение в композиции узора принципов стилизации. Господство растительных композиций в наибольшей степени характерно вышивке Кулябского оазиса, Гиссара и долины Сурхандарьи. В горных районах Таджикистана особое развитие получила вышивка геометрического характера, а в предгорьях предпочтение отдавали синтезу растительно-геометрических мотивов.
К числу художественных особенностей таджикской национальной вышитой одежды (и не только) относится яркая колоритность и богатство узоров, а также максимально возможная симметричность в его композиционном построении. При этом, в узоре рукавов национальных платьев практически всегда наблюдаются отклонения от принципа негатива, образованные ненамеренно и обусловленные традиционным приемом исполнения вышивки на еще не собранных вместе деталях платья. Наряду с этим, представляют особый интерес образцы чаканов (яркий пример - известный образец из Рашта, хранящийся в фондах Этнографического музея Таджикистана имени М. С. Андреева), когда в выполнении ряда деталей общей композиции платья отчетливо наблюдается намеренное нарушение правила симметрии в узоре. Результаты такого подхода вышивальщицы удается обнаружить и в отдельных образцах золотошвейных халатов.
Отклонение от традиционализма проявлялось и в национальной мужской одежде, например, в ее ношении, что стало причиной появления верхних штанов. Исследование этого вопроса приводит к истокам распространения в национальной культуре одежды мужских брюк русско-европейского образца.
Интересным явлением в составе типологического комплекса национальной исторической женской одежды выступает платье с прозрачным передом. В случае с платьем такого вида мы имеем дело с очевидным нарушением традиционности в культуре женской одежды. Факты того, что оно бытовало в XVIII - первой половине XIX веков в равнинных районах, т.е. времени и месте наибольшего ужесточения условий жизни среднеазиатской женщины, можно расценивать как нетипичное культурное явление.
Еще один вид нетрадиционных предметов национальной женской одежды, который бытовал в средневековье (ХШ-ХЖ[ века) - распашное платье, надеваемое в комплекте с другой оригинальной
принадлежностью женской одежды - бюстгальтером с рукавами. Исследование показало, что эти предметы одежды, по сути, имели профессиональное назначение: в них наряжались девушки, состоящие на службе у аристократических семей.
Ряд элементов нетрадиционализма в исторической женской одежде таджикского народа присутствовал и в аспекте исполнения и использования рукавов. Среди них выделяется случай исполнения правого и левого рукавов разной длины - тенденция, составившая самостоятельное направление в женской моде средневековья.
Представленные в настоящей работе виды одежды с отклонениями от традиционности служат дополнением к существующей типологии исторической и традиционной одежды таджиков. В их существовании находит отражение творческое отношение народа к процессам изготовления и ношения одежды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кобилова М. П. Вариант неестественного стиля в восточном мужском костюме: заправка традиционного халата в поясную одежду / М. П. Кобилова // Вестник Технологического университета Таджикистана. - N° 1(26)2016. - Душанбе: Бахманруд, 2016. - С. 56-59.
2. Кобилова М. П. Вышитые платья таджичек: Истоки искусства и композиционные особенности узора / М. П. Кобилова // Вестник Таджикского национального университета. - № 5. - Душанбе, 2018. - С. 47-52.
3. Кобилова М. П. К вопросу о типологическом разнообразии исторической одежды таджиков / М. П. Кобилова, А Саидов // Историк. - № 4(20)2019. - Душанбе, 2019. - С. 143-147.
4. Кобилова М. П. Неестественный прием конструктивно-декоративного оформления женского халата у персоязычных народов в XV-XVI веках / М П. Кобилова // Вестник Технологического университета Таджикистана. - № 1(28)2017. - Душанбе, 2017. - С. 132-134.
5. Кобилова М. П. Об использовании платьев с открытым передом в средневековой одежде таджиков / М. П. Кобилова // Материалы Республиканской научно-теоретической конференции «Наследие предков, возрождение народных промыслов в период государственной независимости Республики Таджикистан» (Государственный институт изобразительного искусства и дизайна Таджикистана, 27 апреля 2019 г.). - Душанбе, 2019 г. - С. 44 - 46.
НЕТИПИЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В КОСТЮМЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА
В данной статье национальная одежда рассматривается в качестве одного из наиболее ярких проявлений национальной идентичности, категории, выражающей специфичность материальной культуры этноса. Автор в тезисах излагает обобщающие результаты своих исследований по изучению истоков появления нетрадиционных предметов одежды или неестественной манеры ее ношения в культуре таджикского народа, а также связанных с этим причинно-следственных связей. Эта тема разработана на основе привлечения материалов письменных, художественных, этнографических и музейных источников, а также изучения трудов исследователей, затрагивающих отдельные аспекты данной темы и критического анализа их материалов и заключений. Отмечена важность работы по отслеживанию эволюции предметов одежды нетрадиционного характера и их трансформации в составе традиционной одежды таджиков. Автором определяется значение народной одежды как феномена, зародившегося в глубокой древности, развивавшегося в ходе нескольких тысячелетий и обладающего устойчивыми элементами и проявлениями.
Ключевые слова: таджики, материальная культура, народная одежда, национальные традиции, синтез культур, модные течения, национальная вышивка, эволюция орнамента.
A TYPICAL PHENOMENA IN COSTUME AS A MANIFESTATION OF A CULTURAL PHENOMENON
In this article, national dress is considered as one of the most striking manifestations of national identity, a category expressing the specificity of the material culture of an ethnic group. The author in the theses presents the generalizing results of his research on the study of the origins of the appearance of non-traditional items of clothing or the unnatural manner ofwearing it in the culture of the Tajikpeople, as well as related causal relationships. This topic was developed based on the involvement of materials from written, artistic, ethnographic and museum sources, as well as the study of the works ofresearchers affecting certain aspects of this topic and a critical analysis of their materials and conclusions. The importance of work on tracking the evolution of non-traditional clothing items and their transformation as part of traditional Tajik clothing was noted. The author defines the importance of folk clothing as a phenomenon that originated in ancient times, developed over several millennia and has stable elements and manifestations.
Keywords: Tajiks, material culture, folk clothing, national traditions, synthesis of cultures, fashion trends, national embroidery, ornament evolution.
Сведения об автора:
Кобилова Мастона Пирумшоевна - соискатель отдела древней, средневековой и новой истории Института истории, археологии и этнографии им.А.Дониша НАНТ, преподаватель
Государственного института изобразительного искусства и дизайна Таджикистана. E-mail: [email protected]
About the author:
Kobilova Mastona Pirumshoevna - Applicant of the Department of Ancient, Medieval and Modern History of the Institute of History, Archeology and Ethnography named after A. Donish NAST, teacher at the State Institute of Fine Arts and Design of Tajikistan. E-mail: [email protected]
УДК 327
ХУСУСИЯЩОИ МУНОСИБАТХОИ ИЁЛОТИ МУТА^ИДАИ АМРИКО ВА ЭРОН ДАР МАРХДЛАИ КУНУНЙ
Мухрммад У. Ю.
Донишгоуи миллии Тоцикистон
Равобити Иёлоти Муттахидаи Амрико ва Чумхурии Исломии Эрон, ки кабл аз Инкилоби Исломии соли 1979 шакли нихоят дустона дошт, дар чор дахсолаи охир ба бухрони амики сиёсй дучор гардид. Харду кишвар бо нигохи нобоварии ошкоро ба хамдигар менигаристанд ва менигаранд. Бояд тазаккур дод, ки харду чониб метавонанд ба хамдигар далелхои зиёде оид ба фаъолияти бадкирдории якдигар оварда бошанд. Масалан, Эрон доимо ташкили табаддулоти давлатй аз чониби хадамоти чосусии Амрикову Бритониёро ба ёд меорад, ки дар натичаи он сарвазири машхур Мухаммад Мусодик дар соли 1953 кудратро аз даст дод, ки мехост саноати нафти ин кишварро миллй кунад. Хамин тавр, метавон гуфт, ки муносибати харду кишвар дар замони хозир дар сатхи хеле бад карор дошта, метавонад дар оянда мушкилии зиёдеро ба бор оварад.
Хангоми шуруи тахлили мархилаи кунунии муносибатхои Иёлоти Муттахида ва Эрон, ба назар мувофик аст, ки барассии тезисхои асосии маколаи « Сиёсати нави махдудкуни» -и сиёсатшиноси маъруфи амрикой М.Манделбаум, ки мохи апрели соли 2019 дар мачаллаи Foreign Affairs чоп шудааст, аз манфиат ори нест [1].
Далелхо ва хулосахои асосии дар ин макола дарч шуда, бо стратегии сиёсати хоричии Вашингтон дар Шарки Наздик ва дар мачмуъ дар робита бо Эрон алокамандии равшан доранд. Манделбаум ба сиёсати боздоштан, ки Иёлоти Муттахида алайхи Иттиходи Шуравй дар тули чанги сард пеш пиёда карда буд, ишора карда, бо назардошти шароити муосир FOяи зарурати эхёи ин стратегияро дар шакли консепсияи « боздории»-и Русия, Чин ва Эрон асоснок мекунад. Ба гуфтаи муаллиф, ин кишвархо саъй мекунанд, ки низоми сиёсй, харбй ва иктисодии тахти рахбарии Амрикоро тахриб кунанд. «Агар Русия тавонад кудрати худро бар чумхурихои собик шуравй баркарор кунад, Чин тахти рохбарии Си Чинпин роххои обии дар кисмати Fарбии Укёнуси Ором чо доштаро идора намояд ва Эрон бо Оятуллох Алии Хоманей тавонад конхои нафти Халичи Форсро зери назорат гирад, он гох зарбаи кавй ба Иёлоти Муттахидаи Америка ва чамъи шариконаш зада хохад шуд» кайд менамояд муаллиф.
Ин мавкеи сохторхои сиёсй ва зехнии Амрико ба андозаи зиёд аз он вобаста аст, ки Эрон дар айни замон ба яке аз кудратхои минтакавии Шарки Наздик мубаддал гардида истодааст. Кишвар дар мунокишахои гуногуни минтакавй, аз чумла Сурия, Лубнон, Яман ва Fайра ширкат меварзад. Дар ин замина, инчунин бояд ба назар гирифт, ки Эрон худро хамчун душмани оштинопазири Исроил муаррифй намуда, хохиши худро барои бархам додани ин давлат пинхон намекунад [1].
Дар мархилаи кунунй, Эрон саъй дорад, равобити тичоративу иктисодй ва сиёсии худро бо Русия ва Чин густариш дихад. Эрон дар Созмони Хамкории Шанхай ба хайси нозир кабул шуда, дурнамои кабули он ба ин созмон ба хайси узви комил мусбат арзёбй мешавад. Тавре ки рузномаи эронии «Фардо» кайд кардааст, «мутобики консепсияи нави амнияти миллй, Вашингтон сиёсати худро нисбат ба Эрон хамчун воситаи муковимат ба зиёд гардидани нуфузи Русия ва Чин дар минтакаи Ховари Миёна пешбини кардааст». Хамин тарик, Шарки Наздик дар геополитикаи муосир накши асосиро мебозад. Дар ин минтака ракобат байни кишвархои абаркудрат барои нуфуз бенихоят муташшанич мебошад. Ахамияти минтакаи Ховари Миёна на танхо ба мавчудияти захирахои бузургтарини энергетикй дар чахон, балки ба мавкеи чугрофй ва геополитикии он низ вобаста аст [9, с. 34].
Бо ба кудрат омадани президенти кунунии ИМА Доналд Трамп, мархилаи нави шиддат ёфтани таниш дар муносибатхои ИМА ва Эрон OFOЗ ёфт. Яке аз нуктахои калидии стратегияи Трамп интикоди шадиди сиёсати хоричии собик президент Барак Обама буд. Аз чумла, объекти танкиди махсусан шадиди у ^«Накщаи хамачонибаи амал» оид ба барномаи хастаии Эрон буд, ки байни шаш кишвар - Русия, Чин, ИМА, Британияи Кабир, Фаронса ва Олмон дар соли 2015 ба имзо расида буд. Ин созишномаро як замон чомеаи чахонй хамчун як кадами хеле мусбат дар самти махдуд кардани пахншавии силохи хастай пазируфта буд.
Аз замони ба курсии президенти нишастани Трамп, мусохибаи зиддиэронй аз Кохи Сафед бештар шунида мегардад. Хамин тарик, президенти Амрико дар мусохиба бо Fox News гуфт, ки Эрон «давлати