УДК 37.013.78
АН. Магомедова ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ТЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ПСИХОЛОТИИ
Аннотация. Проведен анализ зарубежных и отечественных исследований по проблеме гендерной социализации. Изучены основные положения, касающиеся гендерной социализации, разработанные в ведущих зарубежных учениях - психоаналитической концепции 3. Фрейда, теории социального научения Б. Скиннера и А. Бандуры, «новой психологии пола» Дж. Стоккарда, М. Джонсона, а также отечественными учеными Л.С. Выготским, М.М. Рубинштейном, И.С. Коном и др. Автор делает вывод о том, что в современной психологии отсутствует единая теория гендерной социализации, существуют несколько теорий, каждая из которых имеет как сильные, так и слабые стороны. Ключевые слова: гендерная социализация, половые роли, половые различия, гендерный подход.
Aida Magomedova HISTORY AND CURRENT STATUS OF THE PROBLEM
OF GENDER SOCIALIZATION IN PSYCHOLOGY
Annotation. Analysis of foreign and domestic research on gender socialization is done. The basic provisions relating to gender socialization, developed in the leading foreign teachings of the psychoanalytic concept of Z. Freud, the theory of social learning B. Skinner and A. Bandura, «a new psychology of gender» of D. Stuttgart, M. Johnson and in the works of russian scientists L.S. Vygotsky, M.M. Rubinstein, I.S. Kon and others are studdied. The author makes a conclusion that in modern psychology there is no unified theory of gender socialization, there are several theories, each of which has both strengths and weaknesses. Keywords: gender socialization, gender roles, sex differences, gender approach.
Тендерную социализацию можно определить как процесс усвоения индивидом культурной системы тендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Она включает две фазы: адаптивную - внешнее приспособление к существующим тендерным отношениям, нормам и ролям, и фазу интернализации - сущностного усвоения мужских и женских ролей, тендерных отношений и ценностей.
До сих пор в социальной науке нет единой точки зрения на то, в чем заключаются механизмы формирования половых отличий. Существуют разные теории соотношения биологического и социального в процессе гендерной дифференциации личности [9; 10; 13; 14; 16; 18]. Каждая теория очерчивает свой круг проблем и конкретизирует определенную грань этого процесса.
Традиционная психоаналитическая концепция, самым ярким представителем которой считается 3. Фрейд, главную роль в процессе гендерной дифференциации отводит биологическим факторам, а фактор идентификации ребенка с родителями рассматривает в качестве ее основного механизма [5]. При этом мужская и женская модели рассматриваются как диаметрально противоположные по своим качествам. Для мужского поведения типичными считаются такие черты, как активность, агрессивность, решительность, установка на соревнование и победу, а также способность к творческой деятельности и рассудительность. В свою очередь, женский тип поведения характеризуется пассивностью, нерешительностью, зависимым поведением, эмоциональностью, конформностью, отсутствием логического мышления и стремления к победе.
Представители теории социального научения или половой типизации (Б. Скиннер, А. Бандура и др.) доказывают, что поведение человека формируется позитивными или негативными влияниями внешней среды [11]. Тлавные принципы научения полоролевому поведению: наблюдение (за поведением родителей и других значимых взрослых), вознаграждения/наказания со стороны взрослых (по-
© Магомедова А.Н., 2014
ощрение за поведение, соответствующее своему полу, и наказание за противоположное поведение) и прямое или косвенное обусловливание (выбор имени, одежды, игрушек, соответствующих полу ребенка).
Теория когнитивного развития, основные положения которой были сформулированы Л.С. Выготским и JI. Колбергом, сосредоточена на обосновании того, что основа социализации - овладение языком и становление интеллекта [2]. Представления мальчиков и девочек о половых ролях являются результатом не пассивного социального упражнения, а активного структурирования детьми собственного опыта, осознания своей половой социальной роли. Подкрепления и идентификация со взрослым происходят только тогда, когда ребенок узнает от него свою половую принадлежность и принимает ее. Далее на основе самоопределения мальчик или девочка руководит своим поведением, выбирая и предпочитая те или иные его формы.
Теория половой/гендерной типизации У. Мишеля придает решающее значение процессам обучения и положительного и отрицательного подкрепления: поскольку взрослые поощряют мальчиков за маскулинное и осуждают за феминное поведение, а с девочками поступают наоборот, ребенок сначала учится различать полодиморфические образцы поведения, затем - выполнять соответствующие правила и наконец интегрирует этот опыт в своем образе «Я» [17].
В 1970-е годы на Западе сформировалась еще одна теория гендерной социализации, получившая название «новой психологии пола». Ее адепты, Дж. Стоккард, М. Джонсон, Р. Ангер, Е. Маккоби, К. Джеклин и др. [15], главную роль в формировании психологического пола и половой роли отводят социальным ожиданиям общества, которые формируются в соответствии с конкретной социокультурной матрицей и находят отражение в процессе воспитания. Социальные требования столь жестко задают схему гендерных реакций, что остаются значимыми даже в тех случаях, когда индивид находится наедине с самим собой.
Сравнение вышеперечисленных концепций усвоения половой роли позволяет сказать, что они не противоположны друг другу, а скорее направлены на разные аспекты полоролевой социализации. Выделенные в рамках этих концепций в отдельности механизмы формирования гендерной модели поведения могут дать представление о психологических механизмах гендерной социализации лишь при их взаимодополняющем объединении в единое целое. Таким образом, усвоение полоролевой модели поведения происходит через процесс идентификации и когнитивное осознание половой социальной роли, а также через социальные подкрепления и благодаря социальным ожиданиям.
Рассмотрим далее историю развития отечественных исследований в области гендерной социализации. В начале XX в. на Всероссийском съезде по экспериментальной психологии обсуждалось воспитание девочек и мальчиков [3]. В этот период в обществе происходило множество процессов, которые влекли за собой изменение традиционных характеристик женской роли: включение женщин в производственную деятельность, распространение женского образования, появление контрацепции и т.д., тем не менее эти характеристики все еще противопоставлялись мужским, и репродуктивная функция женщины все еще считалась ее основной социальной ролью (И.С. Клецина) [4; 5].
В этот период было проведено несколько исследований половых различий и особенностей воспитания и развития детей разного пола.
М.М. Рубинштейн, Н.Е. Румянцев, Н.А. Рыбников и другие представители экспериментальной психологии, исследуя половые различия в интересах и играх, выяснили, что развитием человека управляет не только среда (социум), но и наследственность. М.М. Рубинштейн, в частности, выделил имитацию и подражание как основной механизм формирования полового поведения индивида.
Сторонники биогенетического направления Е.А. Аркин, П.П. Блонский и др. рассматривали развитие психики по законам биологии и считали, что социальная среда является не источником, а
лишь условием развития личности, а особенности полового поведения и психологические характеристики представителей разного пола генетически предопределены.
Представители социогенетической концепции А.Б. Залкинд, А.И. Залужный, С.С. Моложавый и др. видели источник развития в окружающей ребенка среде.
Рефлексологическая школа, основоположником которой считается А.М. Бехтерев, рассматривала половое поведение и гендерную дифференциацию как процесс образования условных рефлексов, их дифференцировки, сложного переплетения, сочетания между собой и надстраивания все более сложных суперрефлексов над первичными условными рефлексами.
В период создания Л. С. Выготским культурно-исторической концепции развития личности появилась теория полового развития, в частности, предполагалось, что пол следует рассматривать на трех уровнях: биологическом, социальном и психологическом. Л.С. Выготский наметил подход к индивидуализации обучения мальчиков и девочек, однако его идеи не были реализованы [12].
В советский период все преобразования в системе образования в России были направлены на обеспечение равенства мужчин и женщин в соответствии с марксистко-ленинским учением о равенстве полов. Это привело к многолетнему обесцениванию различий мужской и женской психики и к почти полному прекращению исследований в области изучения половых различий и психологии пола, за исключением работ таких ученых, как И.С. Кон и др. [7]. В основных отечественных научных статьях, справочниках и словарях этого периода отсутствуют ключевые понятия психологии пола, а все научные исследования половых психологических отличий были практически прекращены или имели явный идеологический подтекст.
В развитие современной отечественной психологии и педагогики пола большой вклад внесли И.С. Кон, В.Е. Каган, Т.А. Репина и др. По мнению И.С. Кона, даже вполне нормальное биологическое развитие само по себе не делает человека мужчиной или женщиной в социальном плане. Для этого необходимо создавать соответствующие условия. Поздним отрицательным результатом игнорирования этой стороны воспитания является неумение выполнять соответствующие полу социальные роли [7]. В работах Т.А. Репиной и ее учеников показана актуальность разработки дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола. Решение проблемы видится в двух направлениях. Первое - это воспитание мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Второе - формирование навыков сотрудничества и взаимодействия между детьми разного пола [1]. Необходимость целенаправленного воспитания детей разного пола отмечает один из ведущих отечественных специалистов-сексопатологов В.Е. Каган. Выделяя биологический пол ребенка как отправную точку воспитания, он определил социализацию как вектор развития врожденной программы. Дихотомия биологического и социального в рассмотрении вопросов детства, по мнению В.Е. Кагана, изжила себя. Средовые влияния являются необходимым условием врожденных программ, в такой же мере, в какой врожденные программы являются необходимой точкой приложения средовых влияний [6].
Обобщая тематику проведенных в последние десятилетия многочисленных отечественных исследований в психологии пола, можно выделить следующие их направления:
— исследование психологических отличий между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами разного возраста;
— изучение отличий в особенностях личности и характеристиках поведения мужчин и женщин;
— анализ содержания и динамики стереотипов маскулинности/фемининности [8];
— исследование особенностей воспитания детей разного пола.
Таким образом, проведенный нами анализ литературы позволяет утверждать, что в современной психологии отсутствует единая теория гендерной социализации, существуют несколько теорий,
каждая из которых имеет как сильные, так и слабые стороны. В настоящее время предполагается, что традиционно считавшиеся естественными различия между полами на самом деле являются системой социальных и культурных установок. Понятие «гендер» разрабатывается как фундаментальный структурирующий принцип, во многом аналогичный классу. Для интерпретации социально-исторических процессов с позиций тендерного подхода используются модели, объясняющие процесс формирования гендерной идентичности и ее изменение во времени.
Библиографический список
1. Васильченко Г.С. Общая сексопатология / Г.С. Васильченко. - М.: Медицина, 1977.
2. Воронина О.А. Формирование гендерного подхода в социальных науках // Гендерный калейдоскоп. - М., 2002. - С. 8-32.
3. Всероссийский съезд по экспериментальной психологии, 1911.
4. Клецина И.С. Гендерная социализация / И.С. Клецина. - СПб., 1998.
5. Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии // Общественные науки и современность. -2002. - № 3.
6. Ключко О.И. Гендерная асимметрия социализации: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Саранск, 1999.
7. Кон И.С. Маскулинность как история // Гендерный калейдоскоп: курс лекций. - М., 2002.
8. Красова Е.Ю. Андрогиния // Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой. - М., 2002.
9. Уэст К., Зиммерманн Д. Создание гендера // Основы гендерных исследований: хрестоматия. - М., 2001.
10. Хорни К. Женская психология / К. Хорни. - СПб.: Вост.-Европейск. ин-т психоанализа, 1993.
11. Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Основы гендерных исследований: хрестоматия. - М., 2001.
12. Шабурова О.В. Гендер // Современный философский словарь. - Лондон: Панпринг, 1998. - С. 183-186.
13. Deaux K. Sex and Gender // Annual Review of Psychology. - 1985. - № 36. - Р. 49.
14. Komarovsky M. Functional analysis of sex roles // American Sociological Review. - 1950. - № 15. - P. 508-514.
15. Maccoby Е.Е., Jacklin C.N. The psychology of sex differences. - Oxford: Oxford Univ. Press, 1975.
16. Mead М. Male and female: A study of the sexes in a changing world. - N.Y.: Morrow, 1975.
17. Mischel W.A. Sex typing and socialization // Mussen P.H. (ed.) Carmichael's Manual of Child Psychology. V. 2. - N.Y.; London, 1970.
18. Parsons Т., Bales R. Family, Socialization and Interaction Process. - N.Y.: Free Press, 1955.