Научная статья на тему 'Развитие гендерных исследований в отечественной психологии: итоги и перспективы'

Развитие гендерных исследований в отечественной психологии: итоги и перспективы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7902
848
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПОЛОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ГЕНДЕРНЫЙ ПОХОД / ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО/РАВЕНСТВО / ПРЕДМЕТ ГЕНДЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ / ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ГЕНДЕРНЫЙ КОНФЛИКТ / ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ И СТАТУСЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клецина Ирина Сергеевна

В статье на основе анализа психологических научных работ гендерной направленности, опубликованных в ведущих отечественных изданиях, рассмотрены особенности развития гендерной психологии. Выделены три этапа становления гендерной психологии как сферы научного знания: подготовительный, этап оформления гендерной психологии в самостоятельную область знания, этап освоения новых направлений исследования. Благодаря исследовательским работам подготовительного этапа, который пришёлся на 90-е годы прошлого столетия, были созданы научные предпосылки, способствующие появлению самостоятельного гендерного направления в отечественной психологической науке. Гендерная психология оформилась в самостоятельную сферу научного знания во время второго этапа (первое десятилетие XXI века). В теоретических публикациях и учебных пособиях было раскрыто содержание предметной области гендерной психологии, конкретизирован статус, определена структура. Предмет гендерной психологии обозначен как закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определённого пола, обусловленные явлениями половой дифференциации. Структура гендерной психологии представлена следующими разделами: психология гендерных различий, гендерная социализация, гендерные характеристики личности, психология гендерных отношений. Особое внимание уделено содержанию гендерного подхода как базовой методологии гендерных исследований в психологии. В эмпирических исследованиях изучались различные феномены гендерного содержания. Последние годы текущего столетия (третий этап) это период развития гендерной психологии, во время которого происходит более углубленное изучение известных гендерных феноменов, а также осваиваются новые направления и темы: гендерная психология отцовства и материнства, гендерный контекст сексуальных отношений, гендерная компетентность личности. В заключительной части статьи даны характеристика и оценка особенностям развития теоретической, эмпирической и практической гендерной психологии. Показаны достижения и перспективные направления дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender Research Development in Russian Psychology: Results and Perspectives

The article is based on the analysis of psychological publications on gender issues in major Russian academic periodicals. This analysis shows the trends in gender psychology in Russia. Three stages of gender psychology development are distinguished: the preparatory stage, the stage of gender psychology establishment as an independent field of knowledge, and the stage of mastering new directions of research. The preparatory research conducted during 1990s provided scientific prerequisites that contributed to the emergence of an independent gender direction in the Russian psychological science. Gender psychology took shape as an independent sphere of scientific knowledge during the second stage (the first decade of the 21st century). Theoretical publications and textbooks opened up the content of the subject field of gender psychology, specified its status and determined its structure. The subject of gender psychology is designated as the patterns of the formation and development of personality characteristics as a representative of a certain sex, due to the phenomena of sexual differentiation. The structure of gender psychology is represented by the following sections: the psychology of gender differences, gender socialization, gender characteristics of personality, and the psychology of gender relations. Particular attention is paid to the content of the gender approach as a basic methodology for gender studies in psychology. In empirical studies, various phenomena of gender content were studied. The last years of the current century (the third stage) make the period of development of gender psychology, during which a more in-depth study of known gender phenomena takes place, new directions and themes are mastered: gender psychology of paternity and maternity, gender context of sexual relations, gender competence of the personality. The final part of the article describes and assesses the features of the development of theoretical, empirical and practical gender psychology. The achievements and future directions of further research are shown.

Текст научной работы на тему «Развитие гендерных исследований в отечественной психологии: итоги и перспективы»

УДК 159.922.316.37 И. С. Клецина

РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье на основе анализа психологических научных работ гендерной направленности, опубликованных в ведущих отечественных изданиях, рассмотрены особенности развития гендерной психологии. Выделены три этапа становления гендерной психологии как сферы научного знания: подготовительный, этап оформления гендерной психологии в самостоятельную область знания, этап освоения новых направлений исследования. Благодаря исследовательским работам подготовительного этапа, который пришёлся на 90-е годы прошлого столетия, были созданы научные предпосылки, способствующие появлению самостоятельного гендерного направления в отечественной психологической науке. Гендерная психология оформилась в самостоятельную сферу научного знания во время второго этапа (первое десятилетие XXI века). В теоретических публикациях и учебных пособиях было раскрыто содержание предметной области гендерной психологии, конкретизирован статус, определена структура. Предмет ген-дерной психологии обозначен как закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определённого пола, обусловленные явлениями половой дифференциации. Структура гендерной психологии представлена следующими разделами: психология гендерных различий, ген-дерная социализация, гендерные характеристики личности, психология гендерных отношений. Особое внимание уделено содержанию гендерного подхода как базовой методологии гендерных исследований в психологии. В эмпирических исследованиях изучались различные феномены гендерного содержания.

Последние годы текущего столетия (третий этап) - это период развития гендерной психологии, во время которого происходит более углубленное изучение известных гендерных феноменов, а также осваиваются новые направления и темы: гендерная психология отцовства и материнства, гендерный контекст сексуальных отношений, гендерная компетентность личности.

В заключительной части статьи даны характеристика и оценка особенностям развития теоретической, эмпирической и практической гендерной психологии. Показаны достижения и перспективные направления дальнейших исследований.

Ключевые слова: гендерные исследования, гендерная психология, половая дифференциация, тендерный поход, гендерное неравенство/равенство, предмет гендерной психологии, гендерные различия, гендерные характеристики личности, гендерная социализация, психология гендерных отношений, ген-дерные стереотипы, гендерный конфликт, гендерные роли и статусы.

I. S. Kletsina

Gender Research Development in Russian Psychology: Results and Perspectives

The article is based on the analysis of psychological publications on gender issues in major Russian academic periodicals. This analysis shows the trends in gender psychology in Russia. Three stages of gender psychology development are distinguished: the preparatory stage, the stage of gender psychology establishment as an independent field of knowledge, and the stage of mastering new directions of research.

The preparatory research conducted during 1990s provided scientific prerequisites that contributed to the emergence of an independent gender direction in the Russian psychological science. Gender psychology took shape as an independent sphere of scientific knowledge during the second stage (the first decade of the 21st

КЛЕЦИНА Ирина Сергеевна - д. психол. н., профессор кафедры психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. E-mail: [email protected]

KLETSINA Irina S. - Doctor of Psychology, Professor. Human Psychology Chair, Psychology Department, Herzen State Pedagogical University. E-mail: [email protected]

century). Theoretical publications and textbooks opened up the content of the subject field of gender psychology, specified its status and determined its structure. The subject of gender psychology is designated as the patterns of the formation and development of personality characteristics as a representative of a certain sex, due to the phenomena of sexual differentiation. The structure of gender psychology is represented by the following sections: the psychology of gender differences, gender socialization, gender characteristics of personality, and the psychology of gender relations. Particular attention is paid to the content of the gender approach as a basic methodology for gender studies in psychology. In empirical studies, various phenomena of gender content were studied.

The last years of the current century (the third stage) make the period of development of gender psychology, during which a more in-depth study of known gender phenomena takes place, new directions and themes are mastered: gender psychology of paternity and maternity, gender context of sexual relations, gender competence of the personality.

The final part of the article describes and assesses the features of the development of theoretical, empirical and practical gender psychology. The achievements and future directions of further research are shown.

Keywords: gender studies, gender psychology, sexual differentiation, gender approach, gender inequality/ equality, the subject of gender psychology, gender differences, gender characteristics of personality, gender socialization, the psychology of gender relations, gender stereotypes, gender conflict, gender roles and statuses.

Введение

Гендерные исследования как сфера междисциплинарного научного знания в России получили свое развитие с 90-х годов ХХ века. В разных научных отраслях социогуманитарной направленности (социологии, политологии, культурологии, философии, истории, психологии, педагогике) в конце прошлого столетия стали появляться публикации, в которых рассматривались проблемы ролевого поведения и статусных позиций мужчин и женщин в общественной и частной жизни, изучались стереотипы и представления о маскулинности и фемининности, обсуждались вопросы тендерного неравенства и дискриминации мужчин и женщин. Активная разработка гендерной проблематики представителями разных сфер научного знания способствовала появлению новых научных направлений: гендерной социологии, гендерной истории, гендерной культурологии и др. На основе психологических исследований гендерных проблем оформилось новое научное направление - гендерная психология. В настоящее время гендер-ная психология - это новая отрасль психологической науки, развитие которой происходит в сфере как теоретико-эмпирического, так и практико-ориентированного знания.

Цель статьи - на основе ретроспективного анализа публикаций отечественных психологов, раскрывающих различные аспекты гендерной проблематики, выделить особенности современного состояния гендерной психологии как сферы научного знания и обозначить перспективы её развития.

Анализ работ ведущих отечественных специалистов в области гендерных исследований позволяет выделить три этапа, раскрывающих специфику становления гендерной психологии как научного направления. Основаниями для выделения данных этапов служат следующие общепризнанные в науке показатели, характеризующие процесс становления научных направлений: теоретические предпосылки появления новой сферы знания, конкретизация предметной области и определение статуса научного направления в системе психологических дисциплин, выделение объектов и основной исследовательской методологии, конкретизация основных понятий, методов и методик исследования.

Первый этап становления гендерной психологии связан с появлением в России психологических исследований гендерных проблем в конце 90-х годов прошлого столетия. Этот этап был кратковременным, он длился всего несколько лет, но за это время были созданы необходимые теоретические и эмпирические предпосылки для выделения гендерной психологии в самостоятельную отрасль научного знания. В течение первого десятилетия XXI века (второй этап) произошло оформление гендерной психологии в самостоятельную сферу научного знания. Третий этап в становлении гендерной психологии (с 2010-х гг. по настоящее время) характеризуется появлением новых исследовательских тем и изучением психологического содержания новых гендерных феноменов. Рассмотрим подробнее содержание каждого из выделенных этапов.

Развитие гендерного знания в психологии в 90-е гг. XX века

В первых психологических публикациях, включающих тендерную проблематику, нашли отражение следующие темы: личностные характеристики, присущие представителям разных полов; отличительные особенности поведения мужчин и женщин; закономерности дифференциации ролей мужчин и женщин в разных сферах деятельности; специфика гендерной социализации детей и взрослых; динамика и современное состояние стереотипов маскулин-ности-фемининности; женская карьера и женское лидерство [1-8]. Данные исследования преимущественно опирались на работы западных психологов, в которых анализировались психологические последствия существования явления гендерного неравенства в разных сферах жизнедеятельности, например: влияние гендерных стереотипов на психологическое самочувствие мужчин и женщин, роль дифференцированной по полу социализации в развитии детей, неравенство в ролевом поведении мужчин и женщин в сфере межличностных отношений. Значимым стимулом для дальнейшего развития психологических гендерно-ориентированных исследований явились первые диссертации по гендерной проблематике, подготовленные психологами М. В. Бураковой [9] и Л. Н. Ожиговой [10].

Основным итогом всех работ первого этапа развития гендерной проблематики в психологии явилась демонстрация вариативности психологических характеристик представителей двух полов, объяснение гендерных различий у мужчин и женщин социокультурными факторами, привлечение внимания к тем изменениям, которые произошли в системе полоролевых представлений людей: традиционные стереотипы маскулинности и фемининности стали менее полярными, чем прежде.

Благодаря исследовательским работам этого периода были созданы научные предпосылки, способствующие появлению самостоятельного гендерного направления в отечественной психологической науке. Более детальный анализ научных концепций и направлений, предшествующих появлению гендерной психологии, был представлен в статьях автора, опубликованных ранее [11, 12].

Оформление гендерной психологии в самостоятельную сферу научного знания (начало XXI века)

Период, включающий первое десятилетие текущего столетия, отличался большим количеством публикаций, благодаря которым были созданы необходимые условия для выделения гендерной психологии в самостоятельную область знания.

В 2001 г. было издано первое учебное пособие по гендерным исследованиям, в котором была систематизирована информация по гендерной проблематике в разных научных отраслях. В главе «Гендерные исследования в психологии», подготовленной Е. Ивановой, была описана предыстория изучения психологических женских и мужских проблем на Западе, выделены значимые для гендерных исследований теоретические подходы и концепции (социокультурный подход, психологическая концепция андрогинии, феминистский подход), раскрыто содержание многих гендерных понятий и феноменов (гендерные различия в психологических характеристиках, гендерная идентификация, гендерные роли, стереотипы, установки, предрассудки) [13]. Позже появились учебные пособия, в которых были обобщены знания, раскрывающие содержание предметного поля гендерной психологии, ее понятийный аппарат, теоретические концепции и результаты основных исследований [14-17].

В течение анализируемого периода отечественными психологами были защищены первые докторские диссертации по гендерной проблематике, в которых на основе обширного анализа теоретического материала и эмпирических исследований были определены новые научные направления и разработаны авторские концепции [18-21].

Большую роль в распространении научных знаний по психологическому содержанию ген-дерной проблематики сыграли переведенные на русский язык работы двух известных американских исследователей Сандры Бем [22] и Шон Берн [23]. В этих хорошо структурированных текстах, написанных понятным языком, подробно изложено содержание основных проблем гендерной психологии. Эти издания пользуются большой популярностью у многих отечественных психологов, интересующихся гендерными проблемами. Практически в каждой

публикации по психологическим тендерным исследованиям присутствуют ссылки на книги этих авторов.

Гендерная психология оформилась как направление психологической науки, которое имеет самые тесные связи с психологией личности, психологией развития, социальной психологией. На данном этапе развития гендерной психологии исследовательским сообществом было принято следующее определение предмета гендерной психологии: закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определённого пола, обусловленные явлениями половой дифференциации, т. е. противопоставлением мужчин и женщин по личностным качествам, социальным ролям и статусу [24]. Психологами стали изучаться социально-психологические причины и последствия явления половой дифференциации. Другими словами, исследования были направлены на поиск ответов на вопросы о том, почему содержание исполняемых мужчинами и женщинами социальных ролей различается; почему в общественной и профессиональной сферах статус большинства мужчин выше, чем у женщин; как влияют на поведение мужчин и женщин гендерные представления, стереотипы, установки; как надо воспитывать мальчиков и девочек, чтобы они стали успешными взрослыми и др.

В общих чертах сложилась структура гендерной психологии, которая включает такие разделы, как: психология гендерных различий, гендерная социализация, гендерные характеристики личности, психология гендерных отношений. Именно по этим направлениям психологами проводится большинство исследований.

Психология гендерных различий, сформировавшаяся на стыке общей психологии, дифференциальной психологии и психологии личности, сосредоточена на выявлении психологических различий между полами и поиске их причин. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что в психологических характеристиках мужчин и женщин гораздо больше сходства, чем различий. Социобиологическая модель половой детерминации (согласно которой половая дифференциация - универсальный биологический процесс) уступила место социокультурной модели, в рамках которой различия в психологических характеристиках мужчин и женщин объясняются условиями социализации, побуждающими представителей мужского и женского пола осваивать полоспецифичные социальные роли и принимать заданные статусные позиции [25-28].

Раздел «гендерная социализация» тесно связан с психологией развития и социальной психологией. Исследования гендерной социализации фокусируются на анализе процесса формирования гендерной идентичности личности, т.е. на выяснении того, каким образом мальчики и девочки превращаются во взрослых людей, демонстрирующих типичное или нетипичное для своего пола поведение. Анализ влияния разных институтов социализации (семьи, школы, общества сверстников, средств массовой информации) на формирование гендерной идентичности личности показывает, что мужчины и женщины вырастают в различающихся психологических контекстах, что ограничивает их личностное развитие и создает трудности самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин - в семейной [29, 30].

Исследования в области гендерных характеристик личности опираются на понятийный аппарат и психодиагностический инструментарий психологии личности. Большое количество работ посвящено изучению гендерных стереотипов, представлений о характеристиках «настоящих» мужчин и женщин в соотнесении с моделями маскулинности и фемининности [31-37].

В рамках «психологии гендерных отношений», сформировавшейся на основе социальной психологии, изучаются разные виды гендерных отношений (общественные, межгрупповые, межличностные); раскрывается содержание гендерных феноменов, в которых проявляется специфика гендерных отношений каждого вида; анализируются основные модели гендерных отношений (доминантно-зависимая и партнёрская) [38-41].

Общей методологической основой гендерных исследований в психологии, так же как и в других гендерно-ориентированных научных сферах знания, является гендерный подход. В сфере психологического знания гендерный подход определяет исследовательскую стратегию в отношении мужчин и женщин (как представителей социальных групп) с целью преодо-

ления статусного и ролевого неравенства, а также создания условий равных возможностей для социализации, развития и самореализации мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности.

Гендерное неравенство/равенство - это основной феномен, в котором раскрывается сущностное содержание гендерного подхода. Гендерное неравенство - это социально и культурно сконструированное неравенство по признаку пола, которое порождается различиями в ролевом поведении и статусных позициях мужчин и женщин как субъектов общественной и частной жизни [42]. Содержание гендерного подхода определяется следующими тремя базовыми идеями, которые были обоснованы и четко сформулированы психологом Сандрой Бем в ее работе «Линзы тендера» [22]: 1) идея равенства в ролевом поведении мужчин и женщин; 2) идея равенства в статусных позициях мужчин и женщин; 3) идея недетерминированности биологическим полом социальных ролей и статусов мужчин и женщин. В соответствии с этими идеями, очевидно, что различия в поведении и деятельности мужчин и женщин определяются не анатомо-физиологическими особенностями их организмов, а социально-культурными факторами (гендерными нормами, стереотипами, установками и др.). Следовательно, появляется возможность изменения тех норм, правил, стереотипов и поведенческих установок, которые не способствуют успешной социально-психологической адаптации, развитию личности и ее самореализации.

Гендерный подход как методология возник в качестве оппозиции традиционным исследованиям отношений между полами, опирающимся на убежденность в том, что социальные роли и статусы мужчин и женщин биологически детерминированы, и поэтому они должны принципиально различаться и противопоставляться. Для гендерного подхода характерна ориентация на идею равноправия людей независимо от их половой принадлежности. В рамках гендерного подхода межполовые отношения анализируются с позиций власти и доминирования как в сфере профессиональных отношений, так и в сфере межличностного взаимодействия (в дружеских, романтических, семейных отношениях). Главная цель в реализации идей гендерного подхода - достижение гендерного равенства.

Возникновению гендерной психологии как нового научного направления способствовали работы, в которых определялся и уточнялся понятийный аппарат, адаптировались известные концепции для изучения феноменов гендерного содержания, конкретизировался психологический контекст гендерных проблем, расширялся репертуар исследовательских методик [43, 44].

Итак, можно заключить, что теоретические и эмпирические исследования отечественных психологов, проведенные в начале текущего столетия, способствовали оформлению гендер-ной психологии в самостоятельную сферу научного знания.

Современные тенденции развития гендерной психологии

В последние годы отмечается сокращение количества публикаций по гендерной психологии по сравнению с первым десятилетием текущего столетия. Можно выделить две тенденции, характерные для современных психологических исследований по гендерной проблематике. Первая тенденция связана с продолжением развития тех направлений гендерной психологии, которые были характерны для предыдущего периода. Появляются публикации (хотя и довольно редко), направленные на анализ теоретико-методологических оснований развития гендерной психологии [45-47]. Более углубленно изучаются традиционные для гендерной психологии темы, связанные с анализом личностных характеристик представителей разного пола [48, 49] и феноменов гендерного содержания (гендерных стереотипов [50], гендерных конфликтов [51], гендерных представлений [52] и др.). Продолжается развитие гендерных исследований в тех направлениях психологической науки, где уже были созданы заделы для будущих гендерно-ориентированных разработок: в спортивной психологии [53, 54], в психологии сексуальности [55, 56], в психологии межличностных отношений [57, 58] и др.

Вторая тенденция связана с появлением новых исследовательских тем и изучением психологического содержания новых гендерных феноменов, например: гендерная психология семьи и родительства [59, 60], гендерная компетентность личности [61], феномен «материнского штрафа» [62], гендерная самопрезентация [63] и др.

Анализ научных работ последних лет свидетельствует о сохранении интереса психологов к изучению широкого спектра вопросов, касающихся личностного развития и особенностей жизнедеятельности мужчин и женщин. Однако следует отметить, что совсем немного встречается исследований, в которых бы авторы анализировали путь развития гендерной психологии, отмечая сложности становления, основные достижения и дальнейшие перспективы. Среди небольшого числа публикаций, посвященных теоретическим проблемам гендерной психологии, в основном встречаются работы, включающие лишь описание научных предпосылок становления гендерной психологии. В то время как гендерная психология, являясь новой отраслью психологической науки, очень нуждается в критичной оценке ее актуального состояния с целью определения перспектив развития. Например, в статье А. В. Вороновой «Гендерная психология как новое направление науки» [64] речь идет не о самой гендерной психологии как научной отрасли знания, а об исследованиях в разных науках (философии, истории, антропологии, лингвистике, социологии), которые стимулировали развитие гендерной проблематики. Из психологических работ, повлиявших на развитие гендерных исследований в психологии, упоминаются только хорошо известные исследования Дж. Мани и А. Эрхарда и концепция андрогинии. К сожалению, встречаются работы, свидетельствующие об искаженном понимании предметного содержания гендерной психологии. Так, авторы статьи о гендерной психологии И. Л. Шелехов и Е. С. Толстолес считают, что гендерная психология - это раздел дифференциальной психологии [65].

Таким образом, анализ работ по гендерной психологии показывает, что в качестве дальнейшей перспективы развития гендерной проблематики в психологии необходимо уделять больше внимания теоретическим публикациям и практико-ориентированным исследованиям, способствующим достижению психологического благополучия, актуализации жизненных ресурсов, повышению адаптации и жизнестойкости современных мужчин и женщин.

Заключение

Гендерная психология как новая сфера научного знания оформилась в начале текущего столетия. Изучению гендерных проблем в сфере психологического знания способствовали исследования, в которых был поставлен под сомнение тезис о необходимости жесткой половой дифференциации как основы жизнеустройства и взаимодействия представителей мужского и женского пола. Для дальнейшего развития гендерной психологии как научной отрасли необходимы исследования, включающие разработки в следующих трех направлениях: теоретическом, эмпирическом и в сфере приложения результатов гендерных исследований в практической деятельности психологов.

Теоретическое направление гендерной психологии, прежде всего, должно быть сориентировано на расширение поля концепций, опирающихся на базовую социально-конструкци-онистскую методологию, на обоснование и утверждение статуса гендерной психологии как новой и самостоятельной области знания. Необходимо продолжать работу по конкретизации перечня актуальных для гендерной психологии исследовательских проблем, развивать понятийный аппарат, включающий новые гендерные феномены.

В работах, развивающих эмпирическую гендерную психологию, в процессе изучения различий в психологических характеристиках мужчин и женщин, необходимо сместить акценты в основных задачах исследования: в фокусе внимания должна быть не просто констатация гендерных различий, а определение причин и следствий формирования и развития личности мужчин и женщин, обусловленных дифференциацией их социальных ролей и иерархи-зацией статусных позиций. При исследовании личностных характеристик мужчин и женщин в контексте гендерной проблематики желательны акценты не столько на различиях, сколько на сходстве в психологических качествах представителей разного пола с целью обоснования возможности выполнения мужчинами и женщинами одинаковых социальных ролей. Эмпирическое направление гендерной психологии испытывает острый недостаток в новых психодиагностических средствах. Возможен путь, включающий перевод и апробацию англоязычных гендерно-ориентированных опросников, создание авторских методик, адаптацию и модифи-

кацию уже имеющихся психологических диагностических средств для решения актуальных гендерных проблем.

Направление гендерной психологии, связанное с практическим приложением гендерных знаний и результатов исследований, в настоящее время разработано наиболее слабо, несмотря на то, что потребность людей в приложении гендерных наработок для решения жизненных проблем очень велика. Среди запросов, с которыми обращаются к психологам женщины и мужчины, немало проблем, обусловленных проявлениями полоролевой дискриминации и влиянием гендерных стереотипов, установок, ожиданий: это и трудности личностной самореализации, и конфликты между супругами, и особенности социализации дочерей и сыновей и др. Однако среди практических психологов пока еще мало квалифицированных специалистов, подготовленных к оказанию компетентной психологической помощи по этим и другим вопросам, включающим гендерный контекст.

За пределами внимания психологов пока еще остаются такие важные гендерные феномены как гендерные нормы, гендерные предубеждения, гендерная компетентность личности, различные аспекты проявления гендерного неравенства в межличностных отношениях. Практическая востребованность результатов исследований, способствующих решению гендерных проблем, будет способствовать развитию гендерной психологии.

Литература

1. Алешина Ю. Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. - 1989. - № 5. - С. 80-88.

2. Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С. 87-95.

3. Грошев И. В. Гендерные образы рекламы // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С. 38-49.

4. Клецина И. С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. Сб. науч. тр. / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. Вып. 2. - СПб., 1998. - С. 188-202.

5. Клецина И. С. Гендерная социализация: учебн. пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. - 92 с.

6. Ожигова Л. Н. Профессиональное самоопределение женщин в контексте проблем гендерных отношений // Психологические проблемы самореализации личности. Сб. н. тр. Вып. 3. - Краснодар, 1998. - С. 208-215.

7. Радина Н. К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 22-28.

8. Ходырева Н. В. Гендер в психологии: история, подходы, проблемы // Вестник Сакт-Петербургского Университета. - 1998. - Сер. 6. - Вып. 2. - С. 107-116.

9. Буракова М. В. Интерпретация маскулинности-фемининности внешнего облика женщины / Авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. - Ростов-на-Дону, 2000. - 22 с.

10. Ожигова Л. Н. Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии: на материале педагогической профессии / Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Краснодар. 2000. - 22 с.

11. Клецина И. С. Развитие гендерных исследований в психологии // Общественные науки и современность. - 2002. - № 3. - С. 181-192.

12. Клецина И. С. От психологии пола - к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. - 2003. - № 1. - С. 61-78.

13. Иванова Е. Гендерные исследования в психологии // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - С. 312345.

14. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с.

15. Бендас Т. В. Гендерная психология: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 431 с.

16. Гендерная педагогика и психология: учеб. пособие / под общ. ред. О. И. Ключко. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005. - 156 с.

17. Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов. - СПб.: Речь, 2010. - 270 с.

18. Бендас Т. В. Психология лидерства: гендерный и этнический аспекты / Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб., 2002. - 56 с.

19. Клецина И. С. Психология гендерных отношений / Автореферат дис. ... д-ра психол. наук. -РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб., 2004. - 39 с.

20. Ожигова Л. Н. Гендерной идентичности личности и смысловые механизмы ее реализации / Авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. - Краснодар, 2006. - 46 с.

21. Семенова Л. Э. Становление ребенка как гендерного субъекта в процессе личностного развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в условиях онто- и дизонтогенеза / Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Нижний Новгород, 2010. - 49 с.

22. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. -М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 336 с.

23. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с.

24. Клецина И. С. Гендерная психология // Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Отв. ред. С. Л. Кравец. Т. 6. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. - С. 533-534.

25. Знаков В. В. Половые, гендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 1. - С. 41-51.

26. Минюрова С. А. Представления об отношениях полов у женщин разного социального статуса // Вопросы психологии. - 2005. - № 5. - С. 57-65.

27. Разумникова О. М. Взаимодействие гендерных стереотипов и жизненных ценностей как факторов выбора профессии // Вопросы психологии. - 2004. - № 4. - С. 76-83.

28. Семенова Л. Э. Гендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 2002. - № 6. - С. 23-31.

29. Каширская И. К. Социально-психологический анализ основных источников информации в процессе гендерной социализации // Вопросы психологии. - 2003. - № 6. - С. 56-63.

30. Радина Н. К., Терешенкова Е. Ю. Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации подростков // Вопросы психологии. - 2006. - № 5. - С. 49-59.

31. Гусева Ю. Е. Влияние социально-исторических изменений в обществе на трансформацию гендерных представлений в популярной прессе / Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб., 2007. - 23 с.

32. Лопухова О. Г. Влияние этнокультурных традиций на становление психологического пола личности // Вопросы психологии. - 2001. - № 5. - С. 71-79.

33. Малышева Н. Г. Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации / Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 2008. - 27 с.

34. Махакова Л. С. Влияние гендерных стереотипов персонала по отношению к руководителю на принятие ценностей организационной культуры / Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007. - 22 с.

35. Отвечалина О. Б. Особенности гендерных представлений воспитательниц дошкольных образовательных учреждений / Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 20 с.

36. Семенова М. А. Потребительское поведение в структуре гендерных стереотипов // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 1. - С. 68-71.

37. Цикунова Н. С. Гендерные характеристики личности спортсменов в маскулинных и фемининных видах спорта / Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2003. - 19 с.

38. Клецина И. С. Психология гендерных отношений: теория и практика. - СПб., Алетейя. 2004. -408 с. - (Серия «гендерные исследования»).

39. Болдырева О. И. Влияние гендерных установок на выбор студентами модели семьи / Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Курск, 2006. - 23 с.

40. Заев С. В. Взаимосвязь супружеских сценариев и гендерных характеристик личности в процессе семейного самоопределения молодежи / Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Краснодар, 2006. - 26 с.

41. Овчинникова В. В. Влияние гендерных установок на взаимоотношения в разнополых воинских коллективах: на примере вузов ФСБ России пограничного профиля / Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Голицыно, 2006. - 22 с.

42. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. - М.: Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты»: Информация XXI век, 2002. - 78 с.

43. Воронцов Д. В. Гендерные исследования в социальной психологии: границы поля // Российский психологический журнал. - 2009. - № 1. Т. 6. - С. 46-53.

44. Семенова Л. Э. Гендерный подход в контексте культурно-исторической психологии Л. С. Выготского // Культурно-историческая психология. - 2008. - № 2. - С. 69-73.

45. Клецина И. С. Гендерная проблематика в публикациях журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» // Вопросы психологии. - 2012. - № 1. - С. 83-92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46. Клецина И. С. Современное состояние и перспективы исследований гендерных отношений в сфере социологического и психологического знания // «Женщина в российском обществе». Российский научный журнал. - 2013. - № 2(67). - С. 3-13.

47. Радина Н. К. Гендерная методология в социальной психологии // Социальная психология и общество. - 2012. - №3. - С. 36-47.

48. Архиреева Т. В. Гендерные особенности критического самоотношения и его детерминации у детей младшего школьного возраста // Культурно-историческая психология. - 2011. - № 2. - С. 98-105.

49. Сорокова М. Г., Ермаков С. С. Гендерные особенности развития интеллекта учеников 6-х - 10-х классов // Психологическая наука и образование psyedu. ru. - 2014. - Т. 6. - № 4. - URL: http://psyedu.ru/ journal/2014/4/Sorokova_Ermakov.phtml (дата обращения: 15.04.2017)

50. Кабалевская А. И. Представления о гендерных стереотипах в современной социальной психологии // Психологические исследования. - 2012. - №2 (22). - С. 4. - URL: http://psystudy. ru (дата обращения: 15.04.2017).

51. Шакирова Г. Ф. Особенности внутриличностного гендерного ролевого конфликта у мужчин и женщин в условиях современного общества: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2011. - 19 с.

52. Чикалова Е. А. Социальные представления об отцовстве и нормы маскулинности у молодых мужчин: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2014. 26 с.

53. Дамадаева А. С. Гендерные исследования в спортивной психологии // Психологический журнал. - 2012. - Т. 33. - № 1. - С. 40-49.

54. Усольцева А. А. Особенности становления гендерной идентичности спортсменок условно мужских видов спорта / Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Тюмень, 2015. - 25 с.

55. Иоффе Е. В. Роль факторов сексуальной социализации в формировании сексуальных сценариев подростков // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. - 2016. - №1 (11). - URL: http://medpsy. ru/climp (дата обращения: 15.04.2017).

56. Иоффе Е. В. Сексуальность как феномен социализации // Гендерная психология и педагогика: учебное пособие / под науч. ред. О. И. Ключко. - М.: Юрайт, 2016. - С. 139-153.

57. Клецина И. С., Иоффе Е. В. Гендерный подход в анализе причин проявления насилия в близких отношениях между мужчинами и женщинами // Женщина в российском обществе. - 2015. - № 1(74). -С. 4-17.

58. Степанова Н. В., Петрова В. Н. Влияние гендерных установок в ситуации конфликта на поведение в межличностных конфликтах юношей и девушек // Вектор науки ТГУ - 2012. - № 3(10). - С. 207-209.

59. Клецина И. С. Гендерный подход в психологических исследованиях современных семейных отношений // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Научный журнал. - 2011. - № 4. - Т. 5. Психология. - С. 107-119.

60. Поливанова К. Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование psyedu. ru. - 2015. - Т. 7. - № 3. - С. 1-11. - URL:http://psyedu. ru/journal/2015/3/Polivanova. phtml (дата обращения: 15.04.2017).

61. Клёцина И. С., Прохорова О. Л. Гендерная компетентность: психологическое содержание и специфика проявления в межличностных отношениях // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Научный журнал. - 2010. - № 2. - Т. 5. (Психология). - С. 38-50.

62. Микляева А. В., Румянцева П. В. Феномен «материнского штрафа» в контексте стереотипов материнства // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Сборник научных статей / Под ред. С. А. Векиловой, Г. В. Семеновой. Вып. 9. - М.: СВИВТ, 2016. - С. 58-63.

63. Кулагина Н. В. Особенности самопрезентации мужчин и женщин в сфере деловых отношений // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2016. - № 3(27). - С. 122-128.

64. Воронова А. В. Гендерная психология как новое направление науки // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - Т. 2. - № 1. - С. 288-292.

65. Шелехов И. Л., Толстолес Е. С. Гендерная психология: методы и парадоксы исследования // Вестник НГУ. Серия: Психология. - 2012. - Т. 6. - Вып. 2. - С. 22-28.

References

1. Aleshina Iu. E., Lektorskaia E. V. Rolevoi konflikt rabotaiushchei zhenshchiny // Voprosy psikhologii. -1989. - № 5. - S. 80-88.

2. Bendas T. V. Gendernye issledovaniia liderstva // Voprosy psikhologii. - 2000. - № 1. - S. 87-95.

3. Groshev I. V. Gendernye obrazy reklamy // Voprosy psikhologii. - 2000. - № 6. - S. 38-49.

4. Kletsina I. S. Samorealizatsiia lichnosti i gendernye stereotipy // Psikhologicheskie problemy samorealizatsii lichnosti. Sb. nauch. tr. / Pod red. A. A. Reana, L. A. Korostylevoi. Vyp. 2. - SPb., 1998. -S. 188-202.

5. Kletsina I. S. Gendernaia sotsializatsiia: uchebn. posobie. - SPb.: Izd-vo RGPU, 1998. - 92 s.

6. Ozhigova L. N. Professional'noe samoopredelenie zhenshchin v kontekste problem gendemykh otnoshenii // Psikhologicheskie problemy samorealizatsii lichnosti. Sb. n. tr. Vyp. 3. - Krasnodar, 1998. - S. 208-215.

7. Radina N. K. Ob ispol'zovanii gendernogo analiza v psikhologicheskikh issledovaniiakh // Voprosy psikhologii. - 1999. - № 2. - S. 22-28.

8. Khodyreva N. V. Gender v psikhologii: istoriia, podkhody, problemy // Vestnik Sakt-Peterburgskogo Universiteta. - 1998. - Ser. 6. - Vyp. 2. - S. 107-116.

9. Burakova M. V. Interpretatsiia maskulinnosti-femininnosti vneshnego oblika zhenshchiny / Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Rostov-na-Donu, 2000. - 22 s.

10. Ozhigova L. N. Gendernaia interpretatsiia samoaktualizatsii lichnosti v professii: na materiale pedagogicheskoi professii / Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Krasnodar. 2000. - 22 s.

11. Kletsina I. S. Razvitie gendernykh issledovanii v psikhologii // Obshchestvennye nauki i sovremennost'.

- 2002. - № 3. - S. 181-192.

12. Kletsina I. S. Ot psikhologii pola - k gendernym issledovaniiam v psikhologii // Voprosy psikhologii. -2003. - № 1. - S. 61-78.

13. Ivanova E. Gendernye issledovaniia v psikhologii // Vvedenie v gendernye issledovaniia. Ch. I: Uchebnoe posobie / Pod red. I. A. Zherebkinoi - Khar'kov: KhTsGI, 2001; SPb.: Aleteiia, 2001. - S. 312-345.

14. Praktikum po gendernoi psikhologii / Pod red. I. S. Kletsinoi. - SPb.: Piter, 2003. - 479 s.

15. Bendas T. V. Gendernaia psikhologiia: uchebnoe posobie. - SPb.: Piter, 2005. - 431 s.

16. Gendernaia pedagogika i psikhologiia: ucheb. posobie / pod obshch. red. O. I. Kliuchko. - Saransk: Izd-vo Mordov. un-ta, 2005. - 156 s.

17. Kozlov V. V., Shukhova N. A. Gendernaia psikhologiia. Uchebnik dlia vuzov. - SPb.: Rech', 2010. -270 s.

18. Bendas T. V. Psikhologiia liderstva: gendernyi i etnicheskii aspekty / Avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk.

- RGPU im. A. I. Gertsena. - SPb., 2002. - 56 s.

19. Kletsina I. S. Psikhologiia gendernykh otnoshenii / Avtoreferat dis. ... d-ra psikhol. nauk. - RGPU im. A. I. Gertsena. - SPb., 2004. - 39 s.

20. Ozhigova L. N. Gendernoi identichnosti lichnosti i smyslovye mekhanizmy ee realizatsii / Avtoref. dis. . d-ra psikhol. nauk. - Krasnodar, 2006. - 46 s.

21. Semenova L. E. Stanovlenie rebenka kak gendernogo sub»ekta v protsesse lichnostnogo razvitiia v starshem doshkol'nom i mladshem shkol'nom vozraste v usloviiakh onto- i dizontogeneza / Avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. - Nizhnii Novgorod, 2010. - 49 s.

22. Bem S. Linzy gendera: Transformatsiia vzgliadov na problemu neravenstva polov / Per. s angl. - M.: «Rossiiskaia politicheskaia entsiklopediia» (ROSSPEN), 2004. - 336 s.

23. Bern Sh. Gendernaia psikhologiia. SPb.: Praim-EVROZNAK, 2001. - 320 s.

24. Kletsina I. S. Gendernaia psikhologiia // Bol'shaia Rossiiskaia entsiklopediia: V 30 t. / Otv. red. S. L. Kravets. T. 6. - M.: Bol'shaia Rossiiskaia entsiklopediia, 2006. - S. 533-534.

25. Znakov V. V. Polovye, gendernye i lichnostnye razlichiia v ponimanii moral'noi dilemmy // Psikhologicheskii zhurnal. - 2004. - T. 25. - № 1. - S. 41-51.

26. Miniurova S. A. Predstavleniia ob otnosheniiakh polov u zhenshchin raznogo sotsial'nogo statusa // Voprosy psikhologii. - 2005. - № 5. - S. 57-65.

27. Razumnikova O. M. Vzaimodeistvie gendernykh stereotipov i zhiznennykh tsennostei kak faktorov vybora professii // Voprosy psikhologii. - 2004. - № 4. - S. 76-83.

28. Semenova L. E. Gendernyi analiz strategii i taktiki pritiazanii u detei starshego doshkol'nogo vozrasta // Voprosy psikhologii. - 2002. - № 6. - S. 23-31.

29. Kashirskaia I. K. Sotsial'no-psikhologicheskii analiz osnovnykh istochnikov informatsii v protsesse gendernoi sotsializatsii // Voprosy psikhologii. - 2003. - № 6. - S. 56-63.

30. Radina N. K., Tereshenkova E. Iu. Vozrastnye i sotsiokul'turnye aspekty gendernoi sotsializatsii podrostkov // Voprosy psikhologii. - 2006. - № 5. - S. 49-59.

31. Guseva Iu. E. Vliianie sotsial'no-istoricheskikh izmenenii v obshchestve na transformatsiiu gendernykh predstavlenii v populiarnoi presse / Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - RGPU im. A. I. Gertsena. - SPb., 2007. - 23 s.

32. Lopukhova O. G. Vliianie etnokul'turnykh traditsii na stanovlenie psikhologicheskogo pola lichnosti // Voprosy psikhologii. - 2001. - № 5. - S. 71-79.

33. Malysheva N. G. Gendernye stereotipy v molodezhnykh sredstvakh massovoi kommunikatsii / Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - MGU im. M. V. Lomonosova. - M., 2008. - 27 s.

34. Makhakova L. S. Vliianie gendernykh stereotipov personala po otnosheniiu k rukovoditeliu na priniatie tsennostei organizatsionnoi kul'tury / Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2007. - 22 s.

35. Otvechalina O. B. Osobennosti gendemykh predstavlenii vospitatel'nits doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdenii / Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2005. - 20 s.

36. Semenova M. A. Potrebitel'skoe povedenie v strukture gendernykh stereotipov // Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia. - 2012. - № 1. - S. 68-71.

37. Tsikunova N. S. Gendernye kharakteristiki lichnosti sportsmenov v maskulinnykh i femininnykh vidakh sporta / Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - SPb., 2003. - 19 s.

38. Kletsina I. S. Psikhologiia gendernykh otnoshenii: teoriia i praktika. - SPb., Aleteiia. 2004. - 408 s. -(Seriia «gendernye issledovaniia»).

39. Boldyreva O. I. Vliianie gendernykh ustanovok na vybor studentami modeli sem'i / Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Kursk, 2006. - 23 s.

40. Zaev S. V. Vzaimosviaz' supruzheskikh stsenariev i gendernykh kharakteristik lichnosti v protsesse semeinogo samoopredeleniia molodezhi / Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Krasnodar, 2006. - 26 s.

41. Ovchinnikova V. V. Vliianie gendernykh ustanovok na vzaimootnosheniia v raznopolykh voinskikh kollektivakh: na primere vuzov FSB Rossii pogranichnogo profilia / Avtoref. dis. . kand. psikhol. nauk. -Golitsyno, 2006. - 22 s.

42. Slovar' gendernykh terminov / Pod red. A. A. Denisovoi. - M.: Regional'naia obshchestvennaia organizatsiia «Vostok-Zapad: Zhenskie Innovatsionnye Proekty»: Informatsiia XXI vek, 2002. - 78 s.

43. Vorontsov D. V. Gendernye issledovaniia v sotsial'noi psikhologii: granitsy polia // Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal. - 2009. - № 1. T. 6. - S. 46-53.

44. Semenova L. E. Gendernyi podkhod v kontekste kul'turno-istoricheskoi psikhologii L. S. Vygotskogo // Kul'turno-istoricheskaia psikhologiia. - 2008. - № 2. - S. 69-73.

45. Kletsina I. S. Gendernaia problematika v publikatsiiakh zhurnalov «Voprosy psikhologii» i «Psikhologicheskii zhurnal» // Voprosy psikhologii. - 2012. - № 1. - S. 83-92.

46. Kletsina I. S. Sovremennoe sostoianie i perspektivy issledovanii gendernykh otnoshenii v sfere sotsiologicheskogo i psikhologicheskogo znaniia // «Zhenshchina v rossiiskom obshchestve». Rossiiskii nauchnyi zhurnal. - 2013. - № 2(67). - S. 3-13.

47. Radina N. K. Gendernaia metodologiia v sotsial'noi psikhologii // Sotsial'naia psikhologiia i obshchestvo.

- 2012. - №3. - S. 36-47.

48. Arkhireeva T. V. Gendernye osobennosti kriticheskogo samootnosheniia i ego determinatsii u detei mladshego shkol'nogo vozrasta // Kul'turno-istoricheskaia psikhologiia. - 2011. - № 2. - S. 98-105.

49. Sorokova M. G., Ermakov S. S. Gendernye osobennosti razvitiia intellekta uchenikov 6-kh - 10-kh klassov // Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie psyedu. ru. - 2014. - T. 6. - № 4. - URL: http://psyedu.ru/ journal/2014/4/Sorokova_Ermakov.phtml (data obrashcheniia: 15.04.2017)

50. Kabalevskaia A. I. Predstavleniia o gendernykh stereotipakh v sovremennoi sotsial'noi psikhologii // Psikhologicheskie issledovaniia. - 2012. - №2 (22). - S. 4. - URL: http://psystudy. ru (data obrashcheniia: 15.04.2017).

51. Shakirova G. F. Osobennosti vnutrilichnostnogo gendernogo rolevogo konflikta u muzhchin i zhenshchin v usloviiakh sovremennogo obshchestva: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Kazan', 2011. - 19 s.

52. Chikalova E. A. Sotsial'nye predstavleniia ob ottsovstve i normy maskulinnosti u molodykh muzhchin: avtoref. dis. .kand. psikhol. nauk. - SPb., 2014. 26 s.

53. Damadaeva A. S. Gendernye issledovaniia v sportivnoi psikhologii // Psikhologicheskii zhurnal. - 2012.

- T. 33. - № 1. - S. 40-49.

54. Usol'tseva A. A. Osobennosti stanovleniia gendernoi identichnosti sportsmenok uslovno muzhskikh vidov sporta / Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Tiumen', 2015. - 25 s.

55. Ioffe E. V. Rol' faktorov seksual'noi sotsializatsii v formirovanii seksual'nykh stsenariev podrostkov // Klinicheskaia i meditsinskaia psikhologiia: issledovaniia, obuchenie, praktika: elektron. nauch. zhurn. - 2016.

- №1 (11). - URL: http://medpsy. ru/climp (data obrashcheniia: 15. 04. 2017).

56. Ioffe E. V. Seksual'nost' kak fenomen sotsializatsii // Gendernaia psikhologiia i pedagogika: uchebnoe posobie / pod nauch. red. O. I. Kliuchko. - M.: Iurait, 2016. - S. 139-153.

57. Kletsina I. S., Ioffe E. V. Gendernyi podkhod v analize prichin proiavleniia nasiliia v blizkikh otnosheniiakh mezhdu muzhchinami i zhenshchinami // Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. - 2015. -№ 1(74). - S. 4-17.

58. Stepanova N. V., Petrova V. N. Vliianie gendernykh ustanovok v situatsii konflikta na povedenie v mezhlichnostnykh konfliktakh iunoshei i devushek // Vektor nauki TGU. - 2012. - № 3(10). - S. 207-209.

59. Kletsina I. S. Gendernyi podkhod v psikhologicheskikh issledovaniiakh sovremennykh semeinykh otnoshenii // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina. Nauchnyi zhurnal. -2011. - № 4. - T. 5. Psikhologiia. - S. 107-119.

60. Polivanova K. N. Sovremennoe roditel'stvo kak predmet issledovaniia // Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie psyedu. ru. - 2015. - T. 7. - № 3. - S. 1-11. - URL:http://psyedu. ru/journal/2015/3/Polivanova. phtml (data obrashcheniia: 15.04.2017).

61. Kletsina I. S., Prokhorova O. L. Gendernaia kompetentnost': psikhologicheskoe soderzhanie i spetsifika proiavleniia v mezhlichnostnykh otnosheniiakh // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina. Nauchnyi zhurnal. - 2010. - № 2. - T. 5. (Psikhologiia). - S. 38-50.

62. Mikliaeva A. V., Rumiantseva P. V. Fenomen «materinskogo shtrafa» v kontekste stereotipov materinstva // Sovremennye problemy psikhologii sem'i: fenomeny, metody, kontseptsii. Sbornik nauchnykh statei / Pod red. S. A. Vekilovoi, G. V. Semenovoi. Vyp. 9. - M.: SVIVT, 2016. - S. 58-63.

63. Kulagina N. V. Osobennosti samoprezentatsii muzhchin i zhenshchin v sfere delovykh otnoshenii // Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiia. Psikhologiia. Sotsiologiia. - 2016. - №3(27). - S. 122-128.

64. Voronova A. V. Gendernaia psikhologiia kak novoe napravlenie nauki // Iaroslavskii pedagogicheskii vestnik. - 2014. - T. 2. - № 1. - S. 288-292.

65. Shelekhov I. L., Tolstoles E. S. Gendernaia psikhologiia: metody i paradoksy issledovaniia // Vestnik NGU. Seriia: Psikhologiia. - 2012. - T. 6. - Vyp. 2. - S. 22-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.