Научная статья на тему 'Сопоставительный анализ понятий гендерной и половой идентичности в зарубежной и отечественной психологии'

Сопоставительный анализ понятий гендерной и половой идентичности в зарубежной и отечественной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4355
745
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ГЕНДЕР / ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пятницкая Ольга Александровна, Юров Александр Кириллович

Автор ставит своей целью проанализировать различные подходы к понятиям «половая идентичность» и «гендерная идентичность» в зарубежной и отечественной психологии. В этом направлении определены существенные различия этих понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сопоставительный анализ понятий гендерной и половой идентичности в зарубежной и отечественной психологии»

заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-педагогическое консультирование: Проблемы психического развития детей. М., 1990. 110 с.

2. Водзинский Д.И. Семейно-бытовая культура. М.: Народная асвета, 1987. 160 с.

3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 3 т. М., 1983.

4. Молодцова Т.Д. Подростковые трудности: условия преодоления. Ростов н/Д., 1999. 254 с.

5. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. гос. пед. ун-та, 1997. 310 с.

6. Немов Р.С. Психология. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. Кн. 2. 480 с.

7. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1996. 280 с.

8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. 3-е изд. М.: ВЛАДОС, 2000. 420 с.

9. Сухомлинский В. Н. Избр. произв.: в 5 т. Киев: ЛИВА, 1980. Т. 4.

10. Этика и психология семейной жизни / под ред. И.В. Гребенникова. М.: Просвещение, 1984. 340 с.

О.А. Пятницкая, А.К. Юров

СОПОСТОВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ГЕНДЕРНОЙ И ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

В современном мире меняются традиционные мужские и женские социальные роли. Этот вопрос уже давно поднимают различные феминистские движения, он является предметом пристального внимания философов и социологов. В последнее время все чаще он рассматривается в психологических исследованиях. Меняются типичные представления о психологических особенностях, свойственных обоим полам, и, возможно, изменениям подвергаются сами эти особенности.

В связи с этим важно определить существенные характеристики и провести сравнительный анализ понятий «пол» и «гендер». В английском языке существуют оба эти понятия: sex и gender. В связи с этим, в психологии одновременно используются термины «гендерная» и «половая» идентичность. Но sex - пол - определяется как детерминированное генетически и морфофизиоло-гически различие между организмами, то есть, опирается скорее на биологические характеристики мужчины и женщины.

Пол человека определяется наличием специальных половых хромосом. [9, 1036] А gender -род - описывается как морфологическая характеристика «грамматический род», следовательно, определяет принадлежность к определенному классу, обозначает разделение в зависимости от существенных признаков не только пола, но и других содержательных характеристик, в том числе и социальных. [9, 1142]

В психологии понятие «пол» (sex) в двух смыслах - «биологический пол» и «психологический пол». Для обозначения психологического пола в литературе часто используется понятие «гендер». В связи с этим, психологический пол - гендер - это характеристика личности и поведения человека с точки зрения мужественности-женственности.

Термин «гендер» впервые ввел английский психолог Роберт Столлер как социальные проявления принадлежности к полу или «социальный пол». В 1963 он выступил на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме, сделав доклад о понятии социополового (или, как он назвал его, тендерного) самоосознания. Его концепция строилась на разделении «биологического» и «культурного»: изучение пола, считал Р. Столер, является предметной областью биологии и физиологии, а анализ гендера может быть рассмотрен как предметная область исследований психологов и социологов, анализа культурно-исторических явлений [12].

Ю. Волков и И. Мостовая дают следующее определение гендера: «(от англ. gender - род) -совокупность представлений о личностных и поведенческих особенностях мужчины и женщины. Эти особенности, взятые в отдельности, определяют женственность (фемининность) и мужественность (маскулинность)» [5].

С. Ушакин выделяет три главных типа теоретического фундаментализма в исследованиях пола: биологический (3. Фрейд), структурный (Т. Парсонс и М. Мид) и символический (М. Фуко, Ж. Лакан и др.) [10].

П.Р. Мататова в рамках психологии выделяет три основных направления исследований, связанных с проблемой тендера [8, 32-33].

Первое основано на изучении объективных различий психики и поведения в зависимости от гендера. В данном аспекте этой проблеме посвящены работы В.А. Гедакяна, В.Е. Кагана, И.С. Кона и др. В зарубежной психологии можно выделить работы E. Makkoby, C.N. Jacklin, A.S. Peterson и многих других.

Основной предмет исследования второго направления - это содержание гендерных ролей, а также стереотипы феминности и маскулинности, степень их поляризации в рамках различных культур. Эти исследования представлены в работах В.Е. Кагана, В.С. Агеева, Т.И. Юрьевой о других.

Третья группа исследований посвящена гендерной идентичности, ее содержания, становления и особенностей. Этот подход связан с другими, так как он предполагает изучаемые во втором подходе эталоны гендера, которые связаны с системой гендерных различий.

Гендерные различия проявляются в том, как люди выполняют свои гендерные роли.

Роль (англ. - role) в психологическом словаре есть «социально нормированное поведение человека, занимающего определенное положение в группе (организации, обществе)», права и обязанности по отношению к обществу. Это социальная функция личности. Кроме того, роли можно определить как формы поведения, ожидаемые от субъекта в разных ситуациях в силу его принадлежности к тем или иным группам и социальным позициям, они соотносятся с общепринятыми нормами и моделями поведения.

В социальную психологию это понятие ввел Д. Мид в рамках теории интеракционизма. Человек одновременно является носителем нескольких ролей в обществе. Прежде всего, это гендер-ные роли, возрастные, семейные, служебные, профессиональные, игровые и так далее. Социальная роль определяет не только место человека в социуме, но и взаимосвязь и скоординированность позиций разных индивидов: отец - сын, учитель - ученик, продавец - покупатель, врач - пациент, священник - прихожанин. Такие роли называются реципрокными. Понятие роли по-разному рассматривается в этнографических, эргономических, социологических, социально-психологических исследованиях, во многих сферах общественной жизни и деятельности роли формулируются в должностных инструкциях, правилах, религиозных заповедях.

В связи с этим, гендерная роль (англ. gender role) понимается в психологии как поведение, нормативно ожидаемое от индивидов мужского и женского пола; другими словами, это поведение, рассматриваемое как подобающее мужчинам и женщинам.

Большое влияние на изменение убеждения о том, что мужчины и женщины от природы созданы для выполнения определенных ролей, нанесла Маргарет Мид (M. Mead) в своей книге «Пол и темперамент в трех примитивных обществах» (Sex and Temperament in Three Primitive Societies, 1935). Согласно ее наблюдениям за жизнью племен в Новой Гвинее, женщины и мужчины исполняли различные роли, иногда прямо противоположные принятым для каждого пола стереотипам.

Важную характеристику в понятие гендера внесла Тереза де Лауретис. Гендер, с точки зрения исследователя, имеет способность быть воспроизводимым человеком в различных ситуациях межличностного взаимодействия, становясь важной и осознаваемой характеристикой его личности: «реальность гендера заключается как раз в эффектах его репрезентации; гендер реализуется, становится реальным тогда, когда его репрезентация становится само-репрезентацией индивида, принимается им в качестве своей социальной или субъектной идентичности» [3, 137].

Существенную роль в развитие социальной трактовки гендерных ролей внес социолог и психолог Гирт Хофстеде. Он доказывал, что различия в гендерных ролях зависят от степени гендерной дифференциации в культурах или степени маскулинности или феминности той или иной культуры. В результате проведенного им в конце 1970-х годов обширного кросс-культурного исследования он сформулировал признаки, которые могут описывать национальные культуры по их положению друг относительно друга, относящиеся к семье, профессии, религии, сексуальным отношениям, политике и другим сферам общественной жизни [13].

В структуре тендерной идентичности психологическая наука выделяет такие понятия как половая и тендерная роли, которые по-разному развиваются и проявляются у их носителей в зависимости от типа культуры, особенностей социально-исторического и экономического развития. Эти системы смыслов усваиваются человеком в процессе гендерной социализации, то есть, принятия норм и ценностей социума. Выделяются также понятия маскулинности и феминности как мужественности и женственности, принятых в отдельном обществе.

Гендерная идентичность (англ. gender identity, sex identity) - переживание и осознание человеком своей половой принадлежности, физиологических, психологических и социальных особенностей своего пола; аспект личностной идентичности и определяет освоение половой роли, влияет на все поведение и развитие личности.

С точки зрения Л. Колберга, формирование гендерного стереотипа начинается в дошкольные годы и зависит от общего интеллектуального развития ребенка. Этот процесс связан с проявлением самокатегоризации: усвоения представления о мужчине - женщине, определения себя в одном из этих качеств, согласования своего поведения со стандартом [6].

Теория социального научения, рассматривая механизмы формирования гендерной идентичности, модифицировала основной принцип бихевиоризма - принцип обусловливания. Поскольку взрослые поощряют мальчиков за маскулинное и осуждают за фемининное поведение, а с девочками поступают наоборот, ребенок сначала учится различать полодиморфические образцы поведения, затем - выполнять соответствующие правила и, наконец, интегрирует этот опыт в своем образе Я [7].

Исследования, посвященные Я-концепции и гендерной идентичности взрослых, показывают, что гендерная идентичность - незаконченный результат. В течение жизни она наполняется различным содержанием в зависимости от социальных и культурных изменений, а также от собственной активности личности.

До последнего времени в работах отечественных исследователей, посвященных изучению гендерной идентичности, использовались термины психологический пол, полоролевая идентичность, полоролевые стереотипы, полоролевые отношения [1, 152-158].

Однако даже близкие, на первый взгляд, понятия (как, например, гендерная идентичность и полоролевая идентичность) не являются синонимами.

Гендерная идентичность является более широким понятием, чем полоролевая идентичность, поскольку гендер включает в себя не только ролевой аспект, но и, например, образ человека в целом (от прически до особенностей туалета). Также понятие гендерная идентичность не синонимично понятию сексуальная идентичность (гендер - понятие не столько биологическое, сколько культурное, социальное). Сексуальная идентичность может быть описана с точки зрения особенностей самовосприятия и самопредставления человека в контексте его сексуального поведения в структуре гендерной идентичности.

Понятие гендерной идентичности тесно связано с базисным ощущением мужественности - женственности, или маскулинности - феминности. Первые исследования в этой области принадлежат теоретику психоанализа Зигмунду Фрейду [11]. Отождествляя полярность мужественности-женственности с полярностью активности-пассивности, он, однако, признает, что и в мужчинах, и в женщинах представлено смешение активности и пассивности, равно как других мужских и женских черт.

Содержание этих понятий менялось по мере того, как возникали все новые вопросы по поводу традиционного отождествления биологического пола с сексуальной ролью и психологическими характеристиками. В настоящее время сложный процесс становления характеристик, обозначаемых как мужские и женские, рассматривается не только в связи с эдиповым развитием, но и с доэдиповым развитием, идентификацией, интернализацией и научением.

Наряду с анатомическими и гормональными межполовыми различиями, выделяется половая идентичность: чувство принадлежности к тому или другому полу, которое, по мнению Фрейда, формирующееся к трем годам, когда завершается процесс сепарации-индивидуации и ребенок обретает автономию. Хотя и половая идентичность, и полоролевое поведение могут отражать полярность мужественности/женственности, полоролевая идентичность соотносится с психологиче-

ским образом себя, который можно определить как самооценку своей мужественности или женственности в соответствии с социальными стандартами мужского и женского поведения.

Как отмечает Мататова [8, 34], гендерная идентичность, в отличие от полоролевой, обладает большей символической свободой, так как связана не с полом, а с сопровождающей его культурной сущностью, его всеобщностью, а совокупность биологических признаков пола можно рассматривать лиши как предпосылку соотнесения индивида к определенной гендерной группе.

Проанализировав различные подходы к понятиям «половая идентичность» и «гендерная идентичность», мы определили существенные различия этих понятий. Половая идентичность связывается прежде всего с биологическими характеристиками человека, тогда как гендерная идентичность определяется как базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с позиции его принадлежности к мужской или женской социальной группе, это характеристика личности и поведения человека с точки зрения мужественности-женственности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987. № 2.

2. .Добреньков В, Кравченко А. Социология: в 3 т.: словарь по книге.

3. Де Лауретис Тереза «Американский Фрейд» // Гендерные исследования. 1998. № 1.

4. Введение в гендерные исследования / под общ. ред. И.В. Костиковой. М., 2005.

5. Волков Ю., Мостовая И. Социология: учебник для вузов: глоссарий к книге. 1998.

6. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1999.

7. Коломинский Я. Л., Мелтсас М. Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. 1985. № 3.

8. Мататова П.Р. Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды: на материале дагестанской молодежи. М.: МИГУ, 2007.

9. Советский энциклопедический словарь. М., 1990.

10. Ушакин С.А. Поле пола: в центре и по краям // Вопросы философии. 1999. № 5.

11. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции 16-28: пер. Г.В.Барышниковой / литературная ред. Е.Е. Соколовой и Т.В. Родионовой. СПб.: Алетейя, 1999.

12. Электронный источник «КРУГОСВЕТ» ®. Энциклопедия 2006.

13. Электронный источник. Персональный сайт И.С. КОНА Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире.

П.В. Хало

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ В ФОРМИРОВАНИИ РАСШИРЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ

Несмотря на то, что человеческая цивилизация за последние столетия совершила мощный технологический скачок, сам человек в своем среднестатистическом большинстве, скорее, все больше превращается в социальное животное, чем духовно развитую личность. В мире отмечается рост числа различных психосоматических заболеваний, возрастает процент и амплитуда девиант-ного поведения, растет численность суицидов и пр. Причем, чем более технически развита держава, тем с большим числом и разнообразием психосоматических отклонений она сталкивается. Животное начало в современном «сытом» обществе берет верх, реализуясь через агрессию, секс, непомерное потребление, эгоизм и пр., превращая достижения научно-технического прогресса в экзистенциальный суррогат, приводя все к более и более кровавым войнам, экологическим катастрофам, ставя под угрозу существование самой жизни на планете.

По мнению ряда исследователей (Н.П. Бехтерева, С. Гроф, К. Уилбер, Р. Ассаджиоли и пр.), ключ к решению этой проблемы находится в особых состояниях сознания [1, 2, 3, 4]. О сверхвозможностях мозга известно давно. Это, прежде всего, способность находить максимум правильных решений в условиях дефицита выведенной в сознание информации. Эти особые состояния сознания именуются в литературе по-разному, в зависимости от изучаемой области наук: расширенные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.