Научная статья на тему 'Историография проблемы формирования полиэтнической культуры школьников'

Историография проблемы формирования полиэтнической культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ / НАЦИОНАЛЬНО КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ТОТАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ / ПЛАНЕТАРНОЕ ЕДИНСТВО / GENESIS OF THE PROBLEM / NATIONAL CULTURAL TRADITIONS / MULTI-ETHNIC EDUCATION / PEDAGOGY / TOTAL INDOCTRINATION / PLANETARY UNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слесарь Марионелла Васильевна

Рассматривается историография проблемы формирования полиэтнической культуры школьников в связи с генезисом становления общего среднего образования, обозначены проблемы каждого этапа формирования полиэтнической культуры подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming Multiethnic Cultureof School Students. Historiography of theProblem

Historiography of the problem for formation of multi-ethnic culture among schoolchildren in connection with the genesis of secondary education establishment is shown in this article. Problems of each stage of the formation of multi-ethnic culture of the younger generation are indicated here.

Текст научной работы на тему «Историография проблемы формирования полиэтнической культуры школьников»

УДК 371 ББК 74.65

М.В. Слесарь

ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Рассматривается историография проблемы формирования полиэтнической культуры школьников в связи с генезисом становления общего среднего образования, обозначены проблемы каждого этапа формирования полиэтнической культуры подрастающего поколения.

Ключевые слова: генезис проблемы, национально культурные традиции, полиэтническое образование, этнопедагогика, тотальная идеологизация, планетарное единство.

Важным фактором стабильности существования и успешного развития многонациональных государств является новое поколение с высоким уровнем сформированности полиэтнической культуры. Его воспитание приобретает сегодня статус общенациональной проблемы, решение которой предполагает исследования в самых разнообразных областях знаний. Поэтому при построении историографии рассматриваемой проблемы перед нами встаёт задача синхронизировать сразу три исторических процесса, определив общие вехи всех развитий. Во-первых, рассмотреть в историческом аспекте становление теории полиэтнической культуры в различных областях её научно-исследовательской реализации. Во-вторых, изучить генезис становления общего среднего образования. В-третьих, на этом фоне рассмотреть вопросы формирования полиэтнической культуры школьников.

Кроме того, историко-педагогиче-ский анализ данной проблемы нами будет осуществлён с учётом следующих ограничений:

• во-первых, мы рассмотрим развитие системы образования с периода ок-

тябрьской революции и установления советской власти, с 1917 г.;

• во-вторых, определение этапов исторического развития будет осуществляться исходя из основной единицы, характеристика которой определяет внутреннее содержание каждого периода, а её качественное изменение - переход от одного этапа к другому. Для предмета нашего исследования в качестве такой единицы нами выбрано проявление научно-исследовательского интереса к полиэтнической культуре школьников, постановка акцента на необходимость её системного формирования в учебно-воспитательном процессе;

• в-третьих, при характеристике содержания этапов нами будут указаны предпосылки, определяющие направления дальнейшего развития исследуемой нами проблемы. Данные предпосылки будут касаться следующих её основных аспектов: развития теории полиэтнической культуры и формирования полиэтнической культуры школьников.

Опираясь на вышеизложенное, а также полагаясь на исследования направ-

ш

о

I _0

о

_0 ^р

£

го со

о р

р

о

ф

«¡3

о р

с

го р

р

о

_0

го

о ф

с;

О

03

лении исторического развития тех или иных феноменов, определение этапов формирования научных проблем, выделение социально-исторических, культурно-исторических предпосылок и т. д. [19; 5; 6; 9; 12] в генезисе проблемы формирования полиэтнической культуры школьников мы выделили три этапа:

I этап с 1917 г. до начала 90-х гг.; II этап с начала 90-х гг. до конца XX в.;

III этап с начала XXI в. по настоящее время.

I этап - с 1917 г. до начала 90-х гг.

отмечен важными историческими событиями - установлением советской власти и принятием «Декларации прав народов России», которая провозгласила национальное равенство и право народа на самоопределение. Это позитивно повлияло на решение вопросов национального возрождения народов, на создание национальных школ, издание литературы на национальных языках. Необходимо отметить , что система образования Казахстана формировалась в тесной взаимосвязи с российской системой. В 1920 г., став автономной республикой, частью РСФСР, Казахстан, ввиду своей крайней отсталости, по решению союзного правительства, получает большую финансовую помощь для своего социально-экономического развития. Это, в очень короткие сроки привело к коренным изменениям не только в промышленности и народном хозяйстве, но и в идеологических ориентациях, в определении принципиально новых направлений в развитии науки, просвещении, культуры. Исключительное значение для разоренной двумя войнами экономики Казахстана имел раздел декрета, гласивший, что «всеми необходимыми финансовыми и техническими средствами КАССР снабжается из средств в РСФСР». Это позволило начать деятельность органов народного образования по ликвидации безграмотности и перестройке всей учебно-воспитательной работы в соответствии с новыми требованиями «Положения о

единой трудовой школе» и «Декларации о единой трудовой школе», которые провозглашали идеи общественно-коллективного, интернационального воспитания и развития социально-активного молодого поколения.

Органы народного образования вели работу по учету учителей, привлечению к педагогической деятельности тех, кто желал работать в новой трудовой советской школе. Учителей готовили на краткосрочных курсах не только для казахских и русских школ, но и для школ детей других национальностей. Будущие педагоги направлялись на учебу в высшие педагогические учебные заведения Оренбурга, Омска, Самары, Москвы, Ташкента, что дало возможность органам образования открыть дополнительно 3600 различных образовательных учреждений, в которых обучалось 220 тыс. детей. Большую работу по развитию советской школы в Казахстане, реализации «Положения о единой трудовой школе» и «Декларации о единой трудовой школе» проделали М. Сералин, С. Кубеев, Б. Джакишев, П. Утехин, М. Тухватулин, Т. Бегалиев, С. Мен-дешев, П. Бурминистров и др.

Однако в первые периоды становления советской школы не обошлось без перегибов. На успешность интернационального воспитания огромное влияние оказывала языковая политика государства. Если в начале становления системы общего среднего образования изучение русского языка было добровольным, а обучение в школах велось на казахском, русском, украинском, немецком, татарском и других языках, то с 1938 г. во всех национальных школах было введено обязательное изучение русского языка как главное условие объединения советского народа, успешности интернационального воспитания. В это время значительно выросло количество школ с русским языком обучения, они открывались и там, где преобладающим населением были казахи. Система образования Казахстана как часть системы советского образова-

ния постепенно утратила национальные культурные традиции, тем самым излишне идеологизировала учебно-воспитательный процесс.

Несмотря на эти недостатки в развитии системы общего среднего образования, вместе с решением проблемы всеобщей грамотности в этот период в общеобразовательных школах внедряются идеи интернационального воспитания подрастающего поколения, носящие ярко выраженный политизированный характер, направленный на достижение единой цели - формирование новой исторической общности-советский народ. При этом, как показал историко-педагогический анализ ситуации, этническое своеобразие народа не учитывалось в должной мере, или не учитывалось совсем.

В 20-40 гг. педагогическая наука значительно отставала от практической педагогики в плане разработки вопросов этнического и полиэтнического воспитания. Но вместе с тем, этот период оказался значимым для становления проблемы формирования полиэтнической культуры в этнологии и философии. Особенности этнических культур, их общность и отличие нашли отражение в трудах

B.Г. Богораза, Ю.В. Бромлея, Н.К. Рериха, П.Ф. Преображенского, С.П. Толстова,

C.А. Токарева, Н.Н. Чебоксарова и др. Цель, функции и сущность полиэтнической культуры раскрывается в идеях Н.К. Рериха о «благодетельном синтезе», под которым он понимает «единение культур». Процесс взаимодействия этнических культур находит отражение в трудах М.М. Бахтина, который представляет человека как удивительный мир культуры, взаимодействующий с другими личностями - культурами, творящими себя в процессе этого взаимодействия. Он говорит, что культура погранична, поэтому и культурное познание возможно только при участии других культур -по контрасту, когда происходит их «взаимное отзеркаливание» [2].

В 1956 г., после ХХ съезда коммунистической партии, положившего ко-

нец «сталинской эпохи», наблюдается ослабление идеологической цензуры, что способствовало переориентации понятия воспитания и выдвижению как приоритетной, задачи нравственного воспитания. На развитие проблемы формирования полиэтнической культуры оказывают значительное влияние идеи В.А. Сухомлинского, провозглашавшего роль воспитания как постоянного духовного обогащения, обновления человека средствами народной педагогики, Луначарского, утверждавшего, что школа должна научить ребенка с раннего возраста уважать своеобразие другого человека, П.Ф. Каптерева, обозначившего взаимосвязь национального и общечеловеческого в педагогике и др.

В конце 70-х гг. предприняты попытки разработки теории воспитания на основе этнопедагогических традиций (Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, М.Н. Гу-багло, Л.М. Дробышева, Л.С. Саитбаев и др.). Однако, существующая жесткая направленность на формирование новой исторической общности - советский народ - не позволили данной теории развиться дальше. В 80-х г. в педагогической науке появляется термин «культура межнационального общения» как результат научно-педагогических поисков Э.А. Баграмова, М.С. Джунусова, И.Ф. Прокопченко, З.И. Равкина и др. Но из-за высокого уровня идеологизации педагогической науки происходит ориентация школьника на его готовность к участию в межэтническом диалоге, а не к межэтническому взаимодействию, как это подразумевает процесс формирования полиэтнической культуры.

Таким образом, на данном этапе, в основном, подготовка школьников к жизнедеятельности в полиэтническом обществе проводилась в рамках интернационального воспитания, в разработку теории и практики которого внесли вклад Ю.К. Бабанский, И.А. Верба, З.Т. Гасанов, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, В.Г. Пряникова и др. Несмотря на ряд положительных тенденций в интерна-

ш

о

I _0

о

_0

£

о ф

т

о с

го со о

о

ф

«¡3 о

с

го

о

_0 ü го

о ф

с;

О

03

циональном воспитании - таких, как ориентация на гуманистические общечеловеческие ценности, взаимодействие и сотрудничество во благо мира и др., оно не учитывало этническую культуру, что соответствовало государственной политике стирания национальных границ и делало ненужным формирование культуры межнационального общения.

Многообразие подходов, методик и взглядов на культуру этносов отличает этот этап в психологической науке. Исследованием теории этнопсихологии и изучением конкретных национально-психологических особенностей занимались советские ученые В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Д.Н. Ов-сянико-Куликовский, А.А. Потебня, И Шлет и др. Л.С. Выготский создал культурно-историческую теорию развития поведения и психики человека. Главные его положения: «основа психического развития человека - качественное изменение социальной ситуации его жизнедеятельности: всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание; исходная форма жизнедеятельности - её развернутое выполнение человеком в социальном плане» [3, с. 346].

Однако, исследуемая нами проблема формирования полиэтнической культуры как область научного знания, несмотря на продолжительную историю своего становления, на данном этапе пока не получила своего педагогического обоснования. Более того, тотальная идеологизация научных исследований, направленных на интернациональное воспитание подрастающего поколения, привела к односторонности исследований советских ученых и в дальнейшем к отставанию научной мысли советского периода от процессов мирового научного развития. Необходимо объективно оценить, что система образования того времени не уделила должного внимания изучению ценностей этнических культур, которые являются основой полиэтнической культуры.

II этап - начало 90-х гг. XX в. до начала XXI в. Он отмечен важным историческим событием распадом Советского Союза и всего «лагеря» социалистического содружества; переходом от плановой экономики к рыночной.

Поиск новых путей социально-экономического развития России и Казахстана сопровождался распадом экономических связей, что привело к резкому спаду экономики, ухудшению благосостояния народа, резкому снижению показателей уровня жизни. В 1990-1995 гг. Казахстан сместился, по данным Организации Объединённых наций и независимых казахстанских экспертов, по индексу человеческого развития с 54 места в мире на 93 место.

Вместе с тем, индекс образования населения России и Казахстана и показателей грамотности населения в это время находились на достаточно высоком уровне. По оценке ООН наши страны выполнили задачу по обеспечению всеобщего начального и максимально высокого уровня среднего школьного образования детей и подростков. Ни кризисов, ни тем более, отсталости не было в системе образования, которую получил независимые государства в наследство от распавшегося Советского Союза. Всеобщность среднего и высокий уровень высшего образования, бесплатность обучения на всех ступенях, научный характер и фундаментальность образовательных программ, мощный по любым международным меркам кадровый потенциал образования и науки явились бесспорными историческими достижениями советского периода. Образование было предметом особой заботы советского государства.

Однако именно жесткая государственная опека сделала интеллектуальную сферу наиболее беззащитной перед экономико-политической нестабильностью в результате крушения СССР. В течение нескольких лет в России, также, как и в Казахстане, произошли серьезные изменения в системе общего среднего образования. Полностью разру-

шена система дошкольного воспитания, сократилось число интернатных учреждений и профтехшкол. Появились негосударственные частные учебные заведение, как правило, платные. Значительно упал престиж учительской профессии, что сказалось на нехватке педагогических кадров в школах. Изменилась стратегия воспитания. Приоритетным выступает формирование у школьников новых ценностей, соответствующих идеалам демократии, самоуправления, прав и свобод человека, плюрализма. Перед школой ставится задача обеспечить индивидуальное внимание к учащимся, воспитание высоких нравственных стандартов, гражданской ответственности, подготовки к деятельности за пределами государства. Вместе с тем, крушение прежних идеалов равенства, социальной справедливости в контексте с ценностями социализма не могло не отразиться на поведении подрастающего поколения, что выразилось в падении интереса к образованию, асоциальном поведении молодежи, конфликтах на этнической почве. Пропаганда индивидуализма породила подмену ценностей, таких как «человек», «общество», «добро», «истина», такими, как «сила», «богатство», «секс», «индивидуализм», которые не являются общечеловеческими ценностями.

В это время закончилась глобальная идеологическая конфронтация, в результате чего в воспитание были внесены серьезные коррективы в духе идей международного сотрудничества и мира. В педагогической науке, освобожденной от идеологических установок советского периода, получают развитие вопросы взаимоотношений в условиях новой социально-культурной, политической и экономической ситуации, сложившейся в странах бывшего СССР. Актуальность межкультурного полиэтнического образования осознана педагогической общественностью большинства многонациональных государств и стала частью государственной политики в области образования. Новое значение и разви-

тие получает проблема формирования у подрастающего поколения готовности к жизнедеятельности в поликультурной среде. В этот период начались теоретические поиски по проблеме формирования полиэтнической культуры школьников, хотя сам термин и не употребляется, тем не менее, создаются теории и концепции, послужившие основанием для становления и развития проблемы полиэтнической культуры. На этом этапе возникли концепции: «многокультурное образование» Г.Д. Дмитриева, «воспитание культуры межнационального общения» З.Г. Гасанова, «воспитание культуры мира» З.К. Шникендорфа, «педагогики и психологии ненасилия» Козлова А.Г., Маралова В.Г., Ситаро-ва В.А., закладывается основа полиэтнического образования под влиянием теоретических поисков авторского коллектива В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Суп-руновой. Ведутся исследования в области воспитания национального самосознания и межэтнической толерантности (В.Х. Абэлян, Д.В. Зиновьев, З.Ф. Муби-нова, Л.С. Ядрихинская, и др.), муль-тикультурного образования (А.Г. Абсаля-мова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафринова и др.), соотношения современной культуры и народных традиций (Я.С. Турбовский), народной педагогики (Г.Н. Волков, Ш.А. Мирзоев, В.А. Николаев), толерантности (А.Г Асмолов, С.К. Бондырева, И.Б. Гриншпун, М.Н. Губогло), этно-культуры (В.Г Богораз, Ю.В. Бромлей, В.И. Козлов, П.Ф. Преображенский, Г.В. Солдатова и др.), национального характера (П.И. Гнатенко, Н.Д. Джан-дильдин, И.С. Кон, В.Г. Крысько), межнационального общения (Г.Х. Гасанов, А.Ф. Дашдамиров, Д.И. Латышина и др.).

В этот период государственный заказ на формирование полиэтнической культуры школьников определен в основополагающих законодательных актах РФ: Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании» [7]. В Республике Казахстан задачи формирования полиэтнической культуры школьников от-

ш

о

I _0

о

_0

£

о ф

т

о с

го со о

о

ф

«¡3 о

с

го

о

_0 ü го о <u с; О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

03

ражены в Конституции РК [14], Законе РК «Об образовании» [8], Концепции этнокультурного образования в РК [14]. В качестве основных задач этнокультурного образования выдвигаются задачи: воспитания поликультурной личности, создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур, ориентация на диалог культур, их взаимообогащение; формирование многоязычного индивида (подготовка граждан, способных эффективно общаться на родном, государственном и русском языках); реализация тем самым модели «двух лояль-ностей» (по отношению к собственной этнонациональной группе и по отношению к государству).

Однако, задачи формирования полиэтнической культуры подрастающего поколения, поставленные в данных государственных документах не были полностью решены, во-первых отсутствовал системный подход, целенаправленность, комплексность решения проблемы; во-вторых, в новых условиях глобального мира и суверенных государств, решение ее требует инновационных подходов во всей системе образования и данные обстоятельства являлись предпосылками дальнейшего исследования проблемы.

В целом, характеризуя данный этап, отметим, что всеобщность среднего и высокий уровень высшего образования, а также кадрового и научного потенциала являются важной предпосылкой дальнейшего исследования нашей проблемы. Суверенизация союзных республик, в том числе и многонациональных России и Казахстана, привела к росту этнического сознания, что актуализировало проблему формирования полиэтнической культуры; завершилась эпоха изолированности культур, на смену приходит эпоха планетарного единства, что ставит исследуемую проблему как глобальную.

III этап - начало XXI в. до настоящего времени. Это время постиндустриальной эпохи, которую характеризует

постиндустриальная культура, особенностью ее является диалогичность как результат экономической, социальной диффузии. «Современный мир не будет существовать, если он не будет диалогичным, если не состоится конструктивный диалог между Востоком и Западом, народами всего мира» [17]. В связи с тем, что этнокультурное взаимодействие стало объективной реальностью, необходимостью для продуктивной жизнедеятельности в многонациональной среде, модернизация образования развитых стран учитывает эту ситуацию, не является исключением Россия и Казахстан.

Этот этап развития исследуемой проблемы ознаменован принятием Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации тысячелетия», в которой в качестве фундаментальных ценностей человечества определены свобода личности, равенство, терпимость. Первое десятилетие XXI в. провозглашено «Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты».

Полиэтнические вопросы находят реальное решение в социально-политической жизни Российской Федерации этого периода. Создание Совета при Президенте России по межнациональным отношениям и утверждение Стратегии государственной национальной политики демонстрирует высокую степень их значимости. На государственном уровне определены стратегические приоритеты государственной политики, направленные на укрепление России как уникальной мировой цивилизации, гражданское единство, гармонизацию межнациональных отношений и предотвращение межэтнических конфликтов, успешную интеграцию и адаптацию внешних и внутренних мигрантов [18].

В истории суверенного Казахстана на данном этапе идет поиск новой системы ценностей и разрешения противоречий общественного сознания - поиск и определение основы нового мировоззрения, общенациональной казахстанской

идеи. В процессе становления независимого Казахстана казахская национальная идея (государственного развития казахского этноса) трансформировалось в казахстанскую национальную идею (государство равных возможностей для всех этносов Казахстана), вобрав в себя богатство первой. «Казахстанская идея - форма разрешения социальных противоречий, ценностно-нормативное определение, как экзистенциал, включающий универсальное интегрированное содержание, способствующее внутреннему единству, устойчивости и стабильности казахстанского транзитного общества, одновременно окрашенный внутренним светом убежденности, личного согласия, одобрения всех тех, кто образует весь многонациональный народ Казахстана» [11, с. 62].

Казахстанская национальная идея призвана способствовать внутреннему единству, устойчивости и стабильности общества, сплочению и взаимопониманию, тем самым укреплению независимой государственности. Она должна содействовать разрешению противоречий между интересами различных этносов, чтобы образовалась социально-экономическая, политическая, а главное - духовно-нравственная ценность, - казахстанская нация. Реализация казахстанской национальной идеи требует высокого уровня полиэтнической культуры подрастающего поколения.

Этот период характеризует модернизацией всей системы образования. Казахстан стал участником реализации следующих международных документов в области образования, защиты прав человека и ребенка: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Международная Декларация экономических, социальных и культурных прав человека, Лиссабонская Конвенция о признании квалификации, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, Болонская декларация и другие. Структура высшего образования приведена в соответствие с Международной

стандартной классификацией образования, реструктурировано техническое и профессиональное образование, создана Национальная система оценки качества образования, включающая в себя элементы независимого внешнего оценивания, создаются условия для внедрения 12-летней модели обучения. Укрепляется материальная база, большая работа проведена по информатизации образовательного процесса, к сети Интернет подключено 98 % школ. В этот период в Казахстане уделяется огромное значение изучению государственного языка, в республике функционируют школы с обучением на трех языках. Создано шесть «Назарбаев Интеллектуальных школ» мирового уровня. За рубежом обучаются более 20 тыс. казахстанцев, около 3000 стипендиатов международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак» обучаются в 27 странах мира. Вместе с тем, качество всеобщего казахстанского образования пока остается мало конкурентным [4].

В исследованиях этого периода обосновываются необходимость этнопедаго-гизации учебно-воспитательного процесса, ориентации на развитие, саморазвитие и социализацию личности как части этноса и как гражданина полиэтнического государства, способного к самоопределению в новых социокультурных условиях. Варианты решения данной проблемы предложены в работах З.Б. Абетовой, С.П. Беловаловой, Г.Д. Дмитриева, Г.Н. Волкова, К.Ж. Кожахметовой, В.С. Кукушина, М.Б. Насыровой, Л.И. Шалабаевой и др. Основные составляющие культуры мира рассмотрены в работах Ж.М. Абдильдина, И.Ю. Алек-сашиной, Б.Т. Лихачева, В. Лысенко, Ю.А. Маюкосовой, П.И. Мамедова, В.И. Матиси, С.Е. Нурмуратова, Т.В. Поштаревой и др. «Сегодня мы нуждаемся в новом опыте дружбы и, следовательно, демократии, когда равенство подразумевает признание непохожести другого человека, другого народа, отказ от назойливой привычки нивелировать

ш

о

I _0

о

_0

£

о ф

т

ц

о с

го со о

о

ф

«¡3 о

с

го

о

_0 р

го

о ф

с;

О

т

своеобразие, свести непонятное и нужное к своему знакомому.. .Другой может быть дан в непосредственном опыте инаковости», отмечает исследователь Ж.М. Абдильдин [1]. Мы согласны с этой точкой зрения и считаем, что следует целенаправить учебно-воспитательный процесс на изучение отличий культур этносов, их самодостаточности для достижения межэтнической интеграции личности с сохранением ее этнокультурной самобытности. По мнению К.Ж. Кожахметовой, наличие уникального феномена Казахстанского менталитета, возникшего на основе долгих лет совместной жизни и ставшего результатом межэтнической интеграции, взаимовлияния различных этнических культур, конфессий, «духом степей пронизаны не только казахи, но и русские, немцы и другие этнические группы» - главное основание для поликультурного образования в нашей стране [16]. Вместе с тем, К.Ж. Кожахметова считает, что необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на развитие и поддержание самобытных этнических культур, и создание условий для оптимального развития и безболезненной интеграции их в казахстанскую культуру, что,на наш взгляд, очень важно.

Анализ докторских, кандидатских диссертаций этого периода позволил сделать вывод, что изучены некоторые моменты установления связей между учебной и внеклассной работой по формированию полиэтнической культуры школьников в исследованиях Б.Б. Даумовой, Н.Н. Подобед, ТВ. По-штаревой, М.С. Юнусова; возможности использования различных воспитательных средств с целью формирования полиэтнической культуры школьников предложены в работах З.С. Айдарбекова, Г.Н. Волкова, В.С. Кукушина, Л.И. Сек-сенбаевой; традиции дружбы детей различных национальностей представлены в работах М.С. Джилкишиевой, В.А. Ка-раковского, К.Ж. Кожахметовой, К. Салимовой и Н. Додде.

В исследованиях З.Б. Абетовой и З.С. Айдарбекова представлено фило-софско-мировоззренческое обоснование осознания идентичности человека что, на наш взгляд, важно для осознания школьниками этнической, гражданской, планетарной идентичности - основы достижения их диалектического единства. Проблемам синтеза гражданской и национальной идентичности посвящены работы Б.Б. Абдыгалиева, В.Д. Курганской, Т.С. Сарсенбаева, И.Б. Цепковой, которая показала в исследовании важность правовых, социальных механизмов для формирования высокого уровня полиэтнической культуры, обосновала необходимость разработки новых концепций образовательного процесса.

Однако в наступающем XXI в. - веке глобализации фрагментарное решение некоторых проблем формирования полиэтнической культуры оказалось недостаточно результативным. Необходимость повышения эффективности работы по формированию полиэтнической культуры обусловлена не только важностью сохранения жизненно важных позиций, но и тем, что новые поколения не имеют положительной практики межкультурно-этнических отношений, которая имела место в сложных социальных, политических, экономических условиях старшего поколения. Библиографический список:

1. Абдильдин Ж.М. Время и культура. Размышления философа. - Алматы: Алаш, 2003. - 480 с.

2. Балтабаев М.Х. Педагогическая культурология: учеб. пособие - Алматы: КАО им. Ы. Алтынсарина, 2006. - 267 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. - 512 с.

4. Государственная программа образования РК до 2020 г.

5. Дюсупова А.К. Формирование гуманистической направленности личности старшеклассника в современной школе: автореф. канд. ... пед. наук. -Астана, 2006. - С. 21.

6. Жакупова Т.С. Этнополитика. Костанай, Костанайский печатный двор, 1998. - 217 с.

7. Закон РФ «Об образовании» (в последней редакции от 22 августа 2004 г.). - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.

8. Закон РК «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.11.2011г.) // [Электронный ресурс]: http://www.edu.gov.kz/ru/.

9. Игнатов А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности // Вопросы философии. 1995. № 6.

10. История Казахской ССР в 5 Т. -Алма-Ата: Издательство «Наука» Казахской ССР, 1977. Т. 4. - 639 с.

11. История Казахстана в 5-ти томах. -Алма-Аты: Изд-во «Атамура», Т. 5. 2010, - 677 с.

12. Кабатченко М.В. Культура мира и педагогика // Год 2000: На пути к культуре мира и ненасилия: материалы междунар. науч.-практ. конф. «От стереотипов войны к идеалам мира через культуру и образование» (Москва, 8 -9 дек. 1997 г.) -М.: Элит-Клуб, 1998. - С. 126 -131.

13. Конституция РФ. - М.: Юридическая литература, 1993. - с. 64.

14. Конституция РК. - Астана: Елорда, 2008. - 56 с.

15. Концепция этнокультурного образования в РК // Учитель Казахстана. 1996. № 25-26.

16. Кожахметова К.Ж. Особенности поликультурного образования в условиях многоэтнического Казахстана / Этнопедагогика народов Казахстана. - Алматы: Алем, 2001. - 305 с.

17. Назарбаев Н.А. Мир и согласие как выбор человечества. Выступление на открытии II съезда лидеров мировых и традиционных религий. Страна и мир. 3 июня 2012.

18. Путин В.В. Выступление на Совете при Президенте России // [Электронный ресурс]: http://kremlin. ru/news/17536 .

19. Указ Президента РК от 19 марта 2010 г. № 957 «Об утверждении Перечня государственных программ образования РК до 2020 г.».

ш

о

I _0

о

_0

£

о ф

т

о с

го со о

о

ф

«¡3 о

с

го

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.