Научная статья на тему 'Актуальность проблемы формирования полиэтнической культуры школьников'

Актуальность проблемы формирования полиэтнической культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слесарь Марионелла Васильевна

Рассматривается актуальность формирования полиэтнической культуры школьников на общественно-политическом, социально педагогическом, теоретико-методологическом, методико-технологическом уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность проблемы формирования полиэтнической культуры школьников»

2. Данильченко В.М. Проблема развития образования в России в контексте Глобального образования // Айрекс. Вып. 13. Пресс-центр. 2011.

3. Назарбаева С.А. Самопознание и гармоничное развитие человека // Самопознание (теория, практика, поиск новых парадигм): материалы республиканских науч.-практ. семи-

наров по нравственно-духовному образованию. Вып.1. 2003.

4. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. - Т. 3.

5. Хеллингер Б.И. в середине тебе станет легко: Книга для тех, кто хочет найти гармонию в отношениях, любви и стать счастливым. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2006.

УДК 371.4 ББК 74.005.24

М.В. Слесарь

АКУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

го

о ф

с;

о m

Рассматривается актуальность формирования полиэтнической культуры школьников на общественно-политическом, социально педагогическом, теоретико-методологическом, методико-технологическом уровнях.

Ключевые слова: глобализация проблемы, полиэтническая культура, инновационное развитие, самоидентификация, межэтнический конфликт.

Начало XXI века - «переломное для всего мира время. Началась глобальная трансформация мирового порядка» -сказал Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев на открытии IV съезда мировых религий. Далее он отметил, что «нарастает глобальный кризис морально - нравственных ценностей. Нельзя не видеть, как во многих обществах пропагандируются и насаждаются «лжесвободы». Извращенные взгляды на природу человеческих взаимоотношений пытаются представить в качестве норм современного общества.. .Никогда в глобальной истории у человечества не было более востребованных ценностей, чем мир и согласие» [17].

Глобализация проблем, в решении которых необходимо участие мировой системы образования, ставит перед образовательной системой каждого государства как части мировой системы, принципиально новые задачи, в том числе, задачи формирования полиэтнической культуры

как важного фактора, обеспечивающего взаимодействие человека с окружающими его людьми, диалектическое единство общечеловеческого и этнического.

Современное мировое сообщество представляет собой сложную этническую систему, включающую более двух тысяч этносов, которые в настоящее время проживают более чем в двухстах двадцати государствах. Это значит, что практически все современные государства полиэтничны. Не является исключением Россия, где проживают представители более 100 национальностей, в том числе 81 % русских, около 4 % татар, 3 % украинцев и т. д. В связи с историческими условиями еще более многонационален по составу Казахстан, в нём проживают представители 140 этнических сообществ, из них казахов - 63 %, русских - 25 %, узбеков - 2,8 % и т. д. В мировом сообществе полиэтнично-стью отличаются Австралия, США, Канада, Европейский Союз и т. д.

Характерной чертой современного мира является взаимопроникновение культур, что способствует формированию единой культуры мира, необходимости формирования полиэтнической культуры подрастающего поколения, способного жить в контексте мировой культуры, принимая общечеловеческие ценности и гармонично сочетая их в своей жизни с национальными, отечественными. В это же время, на постсоветском пространстве этнонационализм, сдерживаемый ранее тоталитарным режимом, в результате процесса демократизации, получил развитие и нашел свое выражение в виде «этнического возрождения».

Школе как модели общества, присущи его проблемы. Это доказывают наблюдения российских экспертов, обеспокоенных распространением в молодёжной среде профашистских, расистских настроений и культурной дискриминации [15]. Растёт количество студентов, старшеклассников, участвующих в националистических объединениях. Движение скинхедов, по ряду оценок, насчитывает 50 тыс. человек и распространяется из центра в малые города и поселки. «В стране, победившей фашизм, от проявлений ксенофобии ежегодно страдают тысячи людей», - сказал член Общественной палаты РФ писатель Дмитрий Липскеров [22].

На поведение молодежи влияет сложившийся стереотип. Данные опроса в Казахстане свидетельствуют о том, что у 41 % казахов сложился негативный стереотип относительно русских, у 18 % опрошенных русских негативный стереотип относительно представителей казахской национальности [19].

Согласно социологическим исследованиям SOCIUM, 30 % опрошенных считают, что в Казахстане всё же существуют разногласия между представителями различных национальностей [15].

Характерным явлением для стран СНГ стала миграция населения. Только в России миграционный прирост населения за последние 10 лет составил

2,2 %. Многомилионные группы иммигрантов видят в воспитании и образовании , с одной стороны, способ вхождения в европейскую культуру, а с другой - сохранение собственной этнокультурной идентичности. Настроения необходимости переселения до сих пор имеют место. О своих миграционных намерениях (отвечая на вопрос: «Хотите ли вы переехать на постоянное место жительства в другие страны СНГ») 21 % опрошенных отвечают «да», причём 54 % из них адресом своего планируемого выезда называют Россию [15].

Официальная политика государств в сфере межэтнических отношений отражена во Всеобщей декларации прав человека, первая статья которой гласит, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» [9, с. 302]. Эта норма отражена в конституциях всех демократических государств, в том числе, в России и Казахстане. Основной закон гарантирует права и свободы гражданина независимо от этнической принадлежности [13].

Вместе с тем, в «Декларации принципов толерантности», подписанной 185 государствами-членами ЮНЕСКО, говорится, что нередко эти права граждан нарушаются, что является причиной этнических конфликтов [8]. Следовательно, кроме декларативного провозглашения равенства, необходимо воспитание нового поколения, способного жить в мире и согласии с представителями иных этносов и ориентированного на сохранение этнической самобытности каждого человека и одновременно освоение ценности других культур, В этих условиях международная комиссия ЮНЕСКО в докладе о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. подчеркивала, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, чтобы каждый член мирового сообщества, осознавая свои корни, уважительно относился к другим культурам, воспитывать толерантные отношения между людьми, принадлежащими к различным этносам, нациям.

ш

о

I _0

о

_0

£

о ф

т

о с

I

го со о

о

ф

о с

о

0

1 _0

го

_0

ГО

О ф

с;

О

03

Именно поэтому сегодня особенно актуальна проблема формирования полиэтнической культуры школьников. Она отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Приоритетном национальном проекте «Образование», в Резолюции 1-го съезда учителей, работников образования государств-участников СНГ, в Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. и в Законе Республики Казахстан «Об образовании», в Государственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан, в Концепции 12-ленего образования Республики Казахстан, в Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан, в Концепции этнокультурного образования Республики Казахстан и Программе развития образования Республики Казахстан до 2020 г.

Проблемы формирования полиэтнической культуры школьников рассматривались в трудах И. Алтынсарина [3], Я.А. Коменского [14], К.Д. Ушинского [23] и др. Активные исследования по данной проблеме проводились в конце XX в. В это время получили распространение идеи многокультурного образования, гуманистически-ориентированные, ценностно-ориентированные образовательные системы, школы этнокультурного диалога, формирования поликультурной личности. Значительный вклад в разработку этой проблемы внесли М.М. Бахтин, В.С. Библер, В.Е. Давыдович, В Линтон и др.

В исследованиях они исходили из социально-политической, теоретико-педагогической и практической актуальности проблемы формирования полиэтнической культуры личности в условиях полиэтнического мира.

Решению её в современной педагогической науке уделяется особое внимание практически во всех регионах на постсоветском пространстве. Некоторые аспекты развития полиэтнической культуры в образовательной среде рассма-

тривались в трудах Е.П. Белинской [5], М.Х. Деитовой [7], В.А. Ершова [10], А.Г. Здравомыслова [11], Т.В. Поштаре-вой [21], А.М. Хупсароковой [24] и др. В казахстанской философской, социально-политической и педагогической науке представлены работы, в которых с различных методологических позиций рассматриваются некоторые компоненты ценностно-смыслового мира молодёжи, её этнокультурная и конфессиональная самоидентификация, а также работы по проблеме толерантности молодёжи Ж.М. Абдильдина [1], М.А. Абсатовой [2], Л.А. Байдельдинова [4], К.Ж. Кожахме-товой [12], П.И. Мамедова [16], О.Ж. Наурызбая [18],Н.Н. Подобед [20]идр.

Несмотря на отсутствие межэтнических конфликтов в Республике Казахстан формирование полиэтнической культуры школьников актуально, т. к. в условиях нетерпимости к иному, имеющему место в средствах массовой информации, а также случаев проявления бытового национализма, отечественные эксперты не исключают опасности возникновения в республике межэтнических конфликтов. 25,1 % респондентов сталкивались с межэтническим напряжением в своей жизни [19]. Исходя из ситуации, около 70 % опрошенных школьников, родителей, представителей общественности, считают, что процесс формирования полиэтнической культуры школьников в образовательных учреждениях должен быть целенаправленным и систематическим. Проведённые по данной проблеме исследования представляют ценность для педагогической науки и практики. В то же время проблема формирования полиэтнической культуры школьников в достаточной мере не решена. Основными причинами создавшейся ситуации являются: • недостаточная разработанность теоретико-педагогических основ процесса формирования полиэтнической культуры школьников, отражающих его сущностно-функциональные характеристики и возможности совершенствования;

• доминирование формального подхода педагогов к процессу формирования полиэтнической культуры школьника, состоящего в замене системных воздействий на реализацию методологически и технологически необоснованных процедур;

• недостаточная разработанность содержательного и методико-технологи-ческого аспектов формирования полиэтнической культуры школьников;

• несоответствие уровня развития технологии измерения полиэтнической культуры школьников современным требованиям их оценки;

Таким образом, актуальность проблемы формирования полиэтнической

культуры школьников определяется:

• на общественно-политическом уровне - развитием глобализационных процессов, возникновением потребности в эффективных формах межкультурного взаимодействия;

• на социально-педагогическом уровне - возрастающими требованиями к учителю, его готовности к формированию полиэтнической культуры подрастающего поколения, способного жить в мире и согласии в полиэтническом обществе;

• на теоретико-методологическом уровне - потребностью в разработке теоретических основ формирования полиэтнической культуры.

Библиографический список:

1. Абдильдин Ж.М. Время и культура. Размышления философа. - Алматы: Алаш, 2003. - 480 с.

2. Абсатова М.А. Теоретико-методологические основы формирования поликультурной компетентности старшеклассников: автореф. дис. .. докт. пед. н. - Алматы, 2009. - 27 с.

3. Алтынсарин И. Собрание сочинений в 3-х томах Алма-Ата, 1976. - Т. 2.

4. Байдельдинов Л.А. Некоторые внутренние и внешнеполитические факторы этнокультурной интеграции казахстанского общества // Центральная Азия и Казахстан в системе совре-

менных международных отношений в условиях глобализации: мат. Межд. науч.-практич. конф. - Алматы: Каз НУ, 2004. - С. 11-15.

5. Белинская Е.Б., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. - М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 204 с.

6. Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. 2007. № 5. С. 140-144.

7. Деитова М.Х. Миротворческое образование. Теория и практика. -Назрань, 2007. - 159 с.

8. Декларация принципов толерантности // Учительская газета. 2000. 12 сент.

9. Демократия: государство и общество: учеб. пособие для средних общеобразовательных школ, лицеев и гимназий / Н.В. Давлетшина, Б.Б. Киммека, Р. Жд.Кларк, Д.У. Рой, Институт педагогических систем. - М., 1995. - 302 с.

10. Ершов В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: автореф. дис. ... канд. пед. н. - М., 2000. - 29 с.

11. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Полит-издание, 1986. - 223 с.

12. Кожахметова К.Ж. Особенности поликультурного образования в условиях многоэтнического Казахстана. Этнопедагогика народов Казахстана. - Алматы: Алем, 2001. - 305 с.

13. Конституция Республики Казахстан. - Астана: Елорда, 2008. - 56 с.

14. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2., - 576 с.

15. Комплексное социологическое исследование «Экономическая и социально-политическая ситуация в РК в оценке общественного мнения местного населения»/ Центр социологических и маркетинговых исследований SOCIUM // [Электронный ресурс]: httpZZpda.regnum.ru/news/725763.html

ш

о

I _0

о

_0

£

о ф

т

о с

I

го со о

о

ф

о с

о

0

1 _0

го

16. Мамедов П.И. Формирование и основные составляющие культуры мира: дис. ... канд. пед. н. - Алматы, 2006. - 25 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Назарбаев Н.А. Выступление Президента Республики Казахстан на открытии IV Съезда лидеров мировых и традиционных религий // Страна и мир. 3 июня. 2012.

18. Наурызбай Ж.Ж. Научно-педагогические основы этнокультурного образования школьников: дис. ... канд. пед. н. - Алматы, 1997. - 365 с.

19. Нурмуратов С.Е. Изменение ценностно-нормативных установок в полиэтнической культуре Современного Казахстана / Институт философии и политологии МНВОФК. С. 21.

20. Подобед Н.Н. Педагогические условия формирования толерантности общения страшеклассников: дис. ... канд. пед. н. - Алматы, 2007. С. 168.

21. Поштарёва Т.П. Теоретические основы формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде. -Ставрополь: СКИПК90, 2004. - 116 с.

22. [Электронный ресурс]: http:// www.newsru.ru/russia/ 07apr2006/killer.html.

23. Ушинский К.Д. Избранные произведения. - М.: Просвещение, 1968. -557 с.

24. Хупсарокова А.М. Содержание поликультурной компетентности педагога: Автореферат дис. ... канд. пед. н. - Майкоп, 2008. - 26 с.

УДК 371.4 ББК 74.002.5

Ж.К. Кобжасарова

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ КАЗАХСКОГО НАРОДА

го ш о

го о

го

*

ю о

£

Рассматриваются традиции и обычаи казахского народа, связанные с отражением общественного сознания и этапами жизненного пути человека; использован богатый материал устного народного творчества казахского народа и произведений классиков казахской литературы.

Ключевые слова: этнос, духовность, культура, традиции, воспитание, мудрость, род, семья, общение.

Исследователь тюркской истории и культуры Лев Гумилев писал: «Странно, но долгое время считалось, что народы евразийской степи, в особенности кочевые, не имели собственного культурного развития, собственной истории и уже обязательно оригинального искусства, Раскопки на Алтае, в Монголии и Сибири показали, что искусство евразийских народов существовало, история их ныне написана, прочтенные тексты показали, что наличие переводной философской литературы, а фольклор зафиксировал оригинальные сюжеты» [5, с. 41].

Далее ученый отмечал, что «в Великой степи было что-то такое, что давало его

обитателям все то, что обеспечивало религии. Мало того, это нечто было сильнее, чем свидетельствуют победы не только на войнах, но и в культуре» [5, с. 49].

Каждого человека, пришедшего в этот мир, живущего на этой земле, волнуют извечные вопросы: что значит он сам для мира? что такое жизнь и смерть? что вечно в этом мире? что такое хорошо и что такое плохо? Ответы на эти вопросы искал кочевник еще на заре своей цивилизации, он пытался осмыслить свое место в этом мире и оглядывался по сторонам.

Великая степь, привольно раскинувшаяся на просторах Евразии, имеет свою древнюю книгу жизни. Это повество-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.