Научная статья на тему 'ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО И ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА'

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО И ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ / СРЕДСТВА ТЕАТРАЛЬНОГО И ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА / СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА / HISTORIOGRAPHIC ANALYSIS OF THE PROBLEM / THE FORMATION OF ARTISTIC TASTE AMONG STUDENTS / MEANS OF THEATER AND VARIETY ART / THE FORMATION OF ARTISTIC TASTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теленская Дарья Юрьевна

В статье рассматривается проблема формирования художественно-эстетического вкуса у студенческой молодежи в современном социокультурном пространстве средствами театрального и эстрадного искусства. Проводится частичный историографический анализ данной проблемы, приводятся мнения различных исследователей этой темы, рассматривается специфика и сущность этой сложной структуры. В заключении статьи делается комплексный вывод о значимости периода параллельного развития личности человека и воспитания его художественного вкуса, который проходит стадию развития в период студенчества, в связи с чем система высшего образования должна быть направлена не только на развитие интеллектуального и профессионального потенциала молодого человека, но и на формирование у него художественного вкуса, являющегося фундаментом индивидуальной творческой и духовно-нравственной культуры.The article considers the problem of the formation of artistic and aesthetic taste among students in modern socio-cultural space by means of theatrical and variety art. A partial historiographic analysis of this problem is carried out, the opinions of various researchers on this topic are given, the specificity and essence of this complex structure is considered. In the conclusion of the article makes a comprehensive conclusion about the significance of the period of parallel development of a person’s personality and the upbringing of his artistic taste, which goes through a stage of development during the student years, in connection with which the higher education system should be aimed not only at developing the intellectual and professional potential of a young person, but also at the formation of his artistic taste, which is the foundation of an individual creative and spiritual-moral culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО И ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА»

построения высказываний, приобретают поликультурные профессиональные знания [2]. Аутентичный текст в полной мере отражает лингвокультурные особенности иноязычной профессиональной субкультуры юристов. Учебный текст должен быть источником поликультурной профессиональной информации о правовых системах разных стран и способствовать развитию межкультурных компаративных умений.

Выводы. Интегрированное обучение как одно из активно развивающихся современных лингводидактических направлений создает новую методологическую базу для традиционного профессионально ориентированного обучения иностранному языку (LSP) в высшей школе. В результате данный подход, наиболее оптимальный для условий обучения в российских вузах, не теряет своей актуальности. Методически организованная интеграция специальных знаний юриспруденции и лингвокультурологической составляющей, которая отражает особенности родной и иноязычной профессиональных субкультур юристов, обеспечивает формирование межкультурной компетенции юриста. Обучение будущих юристов иностранному языку права на основе интеграции лингводидактики, юриспруденции и лингвокультурологии необходимо для подготовки будущих бакалавров к профессиональной деятельности на международном уровне. Внедрение новых культурно ориентированных элементов в содержание обучения будущих юристов иностранному языку является достаточно простым и эффективным способом практической реализации междисциплинарной интеграции в учебном процессе.

Опыт применения предложенного подхода в практике преподавания показывает повышение мотивации студентов к овладению умениями межкультурного общения в профессиональной сфере, что, соответственно, способствует повышению качества социально-профессиональной подготовки будущих юристов посредством иностранного языка.

Литература:

1. Глумова Е.П., Чичерина Ю.В. Интегрированный подход к обучению иностранному языку в системе высшего образования // Обучение, тестирование и оценка. - 2017. - № 17. - С. 16-26.

2. Гуро-Фролова Ю.Р. Ключевые концепции продуктивных образовательных технологий обучения иностранному языку будущих юристов в условиях современной высшей школы // Проблемы использования и инновационного развития внутренних водных путей в бассейнах великих рек: Труды международного научно-промышленного форума «Великие Реки» (17-20 мая 2016 г.). - Н. Новгород: ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2016. - С. 151.

3. Жалинский А.Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. -Москва: Проспект, 2017. - 368 с.

4. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. 3-е изд. - М.: Академ. проект, 2002. - 496 с.: ил.

5. Лихачева Н.В. Интеграция языковых и внеязыковых компонентов в содержании обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Весшк БДУ. - Сер. 4, Фшалопя. - Журналютыка. Педагогка. -2012. - № 3. - С. 74-77.

6. Соколова Е.Г. Применение интегрированного подхода в процессе формирования межкультурной компетенции у будущих юристов // И.А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика: междунар. конф.: VI Бодуэнов-ские чтения (18-21 окт. 2017 г.). - Т. 2. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - С. 161-164.

7. Соколова Е.Г. Формирование межкультурной компетенции юриста в процессе обучения иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Нижний Новгород, 2019. - 218 с.: ил.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: утв. приказом М-ва образования и науки РФ от 1 дек. 2016 г. № 1511: с изм. и доп. от 13 июля 2017 г. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/400301_B_15062018.pdf (дата обащения: 23.03.2020).

9. Шагиева Р.В., Казаков В.Н. Человек в правовой сфере: личностно-деятельностный подход: монография. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. - 208 с.

10. Coyle D., Hood P., & Marsh D. CLIL: Content and language integrated learning. - Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2010. - 312 p.

11. Khalyapina L. Modern trends in professionally-oriented and integrated foreign language teaching in Russian and European system of higher education // Language and Culture. - 2017. - №10 - P. 37-43. DOI: 10.17223/24109266/10/7.

12. Mehisto P., Marsh D., & Frigols M. J. Uncovering CLIL. Content and language integrated learning in bilingual and multilingual education. - Oxford: Macmillan Education Publ., 2012. - 270 p.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Теленская Дарья Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО И ЭСТРАДНОГО

ИСКУССТВА

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования художественно-эстетического вкуса у студенческой молодежи в современном социокультурном пространстве средствами театрального и эстрадного искусства. Проводится частичный историографический анализ данной проблемы, приводятся мнения различных исследователей этой темы, рассматривается специфика и сущность этой сложной структуры. В заключении статьи делается комплексный вывод о значимости периода параллельного развития личности человека и воспитания его художественного вкуса, который проходит стадию развития в период студенчества, в связи с чем система высшего образования должна быть направлена не только на развитие

интеллектуального и профессионального потенциала молодого человека, но и на формирование у него художественного вкуса, являющегося фундаментом индивидуальной творческой и духовно-нравственной культуры.

Ключевые слова: историографический анализ проблемы, формирование художественного вкуса у студенческой молодежи, средства театрального и эстрадного искусства, становление художественного вкуса.

Annotation. The article considers the problem of the formation of artistic and aesthetic taste among students in modern socio-cultural space by means of theatrical and variety art. A partial historiographic analysis of this problem is carried out, the opinions of various researchers on this topic are given, the specificity and essence of this complex structure is considered. In the conclusion of the article makes a comprehensive conclusion about the significance of the period of parallel development of a person's personality and the upbringing of his artistic taste, which goes through a stage of development during the student years, in connection with which the higher education system should be aimed not only at developing the intellectual and professional potential of a young person, but also at the formation of his artistic taste, which is the foundation of an individual creative and spiritual-moral culture.

Keywords: historiographic analysis of the problem, the formation of artistic taste among students, means of theater and variety art, the formation of artistic taste.

Введение. Формирование, становление и развитие системы художественного вкуса у студенческой молодежи неразрывно связаны с процессом социализации каждого представителя студенческого сообщества, а также являются основой его духовного, творческого и социокультурного взросления. Формирование этого личностного феномена происходит посредством применения педагогом в процессе образовательно-воспитательного процесса различных средств, способов, технологий и методик художественно-эстетического и ценностно-ориентированного воспитания. Система художественного вкуса включает множество элементов, в том числе субъектов - студенческой молодежи как целостного, организованного сообщества, которое состоит из обучающихся различных направлений подготовки. Это свидетельствует о необходимости развития художественного вкуса не только для студентов- художников, дизайнеров, музыкантов и т.д., но и у инженеров, лингвистов, историков и т.д., поскольку такая сложная система эстетического воспитания позволит расширить кругозор и мировоззренческий потенциал личности, напрямую не связанной с искусством, не являющейся его деятелем в традиционном понимании.

Одним из важнейших способов такого формирования нам представляется внедрение в систему образования и воспитания элементов искусства, его исследования, восприятия, создания художественных образов, критики и т.д. Именно театральное и эстрадное искусство сегодня наиболее влиятельны и структурированы в этом плане. Театральное искусство, как известно, включает в свой состав гармоничное сочетание литературного (поскольку основывается на литературных произведениях и их средствами иллюстрирует внешний и внутренний элементы бытности), эстрадно-вокального (посредством которого воспроизводится текст в аудиовизуальном виде) и художественного искусства и его приемов, необходимых для создания внешне эстетичного отражения произведения и его сущности. Однако при этом важно отметить, что театр не просто визуализирует реальность, действительность, но и делает это объективно, пространственно-«наглядно», что имеет особенную ценность сегодня, во времена превалирования «клипового» над критическим мышлением молодежи. Таким образом, подчеркивается исключительность и особое значение театрального и эстрадного искусства в процессе формирования художественного вкуса у студенческой молодежи, обосновывается актуальность исследования и историографического анализа его источников.

Рассмотрению теоретических основ сущности и специфики формирования художественного вкуса студенческой молодежи посредством различных средств (в том числе средствами театрального и эстрадного искусства) посвящены труды таких исследователей, как Н.Н. Илларионова, А.С. Молчанова, А.П. Мохонько, В.К. Скатерщиков и другие.

Изложение основного материала статьи. Проведение целостного историографического анализа влияния театрального и эстрадного искусства на процесс формирования художественного вкуса у студенческой молодежи невозможно без такой же аналитики и сравнения мнений различных авторов по поводу собственно понятия и сущности художественного вкуса. В связи с этим нам представляется необходимым сначала исследовать его, а после - такие средства его становления, как театральное и эстрадное искусство.

Воспитательный процесс приобретения и развития художественного вкуса представляет собой приобщение личности студента к художественной (в том числе и музыкальной, и театрально-литературной) культуре социума, а также область эстетического воспитания, которая зачастую и проявляется в художественном вкусе, способствующего активному процессу самореализации субъекта в социокультурном пространстве. Таким образом, эстетический и художественный вкус представляют взаимосвязанную систему, несмотря на то, что являются самостоятельными понятиями. При этом крайне часто эти понятия в отечественной науке представляют собой практически синонимичный ряд, что не совсем верно. Так, В.К. Скатерщиков, к примеру, обращает внимание на то, что художественный вкус представляется в большинстве своем как составная часть эстетического, что свидетельствует о меньшей сфере его -художественного вкуса - влияния [5]. Таким образом, мы понимаем, что вкус в таком значении этого слова, в котором он рассматривается в настоящей статье, является крайне сложной и многоступенчатой системой, формирование которой происходит комплексно и постепенно, что составляет определенный пласт педагогических, социальных и психологических проблем для современной науки.

В связи с этим А.С. Молчанова в ходе проведения исследования на эту тему приходит к выводу о том, что во время формирования индивидуального эстетического вкуса индивид остается обособленным, самостоятельным и самодостаточным [2]. При этом важно понимать и принимать значение внешних факторов, оказывающих влияние на становление такой сложной структуры. Изучению эстетики и собственному обогащению эстетического и художественного потенциала в молодежной среде сегодня уделяется гораздо меньше времени, чем уделялось до появления и повсеместного распространения интернета и социальных сетей. Именно это на сегодняшний день является ключевой проблемой в области духовного воспитания молодого населения, чему способствует общедоступность информации, узость мышления студентов, отсутствие желания и мотивации к восприятию окружающей действительность с творческой точки зрения. С одной стороны, это результат, а с другой - первопричина распространения интернета. Кроме

того, творчески развитые люди проявляют меньшую заинтересованность и обладают меньшими амбициями в отношении проявления своего творческого потенциала в связи с тем, что они осознают широту и возможности интернета, который обладает различными нишами, в рамках которых возможна реализация каждого человека. То есть условный «творец» осознает, что он так или иначе займет определенную нишу, разовьет ее, научится эксплуатировать в коммерческих целях, а позже будет работать исключительно на нее. И именно это, на наш взгляд, усугубляет и усложняет процесс формирования художественного вкуса у молодежи.

А.П. Мохонько, обращаясь к исследованию этой темы с разных сторон, в одном из своих трудов выделяет следующие элементы структуры сущности художественного вкуса:

- эмоционально-чувственные способности (эмоциональные реакции, художественная восприимчивость, интуитивное понимание и т.д.);

- художественно-образное мышление;

- художественные взгляды, обеспечивающие оценку произведений искусства и других явлений художественной практики;

- художественные убеждения, обеспечивающие устойчивость вкуса и др. [3].

Он заостряет внимание на том, что процесс формирования вкуса непосредственно связан с процессом формирования личности и ее самоидентификации, что позволяет сделать вывод о системности этих понятий, их комплексности и многофункциональности. Художественно-эстетическое развитие и воспитание молодого человека заключается не только в привитии любви к искусству, но и в способности критически оценивать его, понимать, а также созидать. Воспитание такого вкуса - исключительно педагогический процесс, в рамках которого задействуются всевозможные воспитательные механизмы и методы, посредством выбора правильных форм организации работы по формированию и развитию вкуса, имеющего социальное и индивидуально-личностное значение. Результатом такого процесса становится самодостаточная и динамично саморазвивающаяся личность.

Также А.П. Мохонько выразил достаточно нетипичную точку зрения относительно формирования концепции воспитания и развития художественного вкуса. «Воспитание художественных вкусов включает в себя следующие направления: воспитание посредством самих произведений искусства, художественное образование и самообразование, воспитание в процессе любительского художественного творчества, общение по поводу художественных интересов и художественной деятельности», - считает он [3].

Обращаясь к вопросу формирования такого вкуса средствами театрального и эстрадного искусства, следует обратить внимание на такие составляющие, как музыкальный и театрально-литературный вкус, поскольку они рассматриваются в некоторых научных трудах исследовательского характера.

Н.Н. Илларионова изучает музыкальный вкус с точки зрения его наличия непосредственно у эстрадных исполнителей, однако, по нашему мнению, основные положения ее исследования необходимы для рассмотрения всем: и любителям, и профессионалам исполнительского искусства, и обычных слушателей. По ее мнению, музыкальный вкус личности - одна из составляющих системы художественно-эстетического вкуса. Процесс его формирования в основном «протекает посредством активного взаимодействия сознания, общей (мировой, международной) культуры и деятельности, при решающей роли последней» [1]. Исследователь отмечает, что высокий уровень музыкального вкуса особенно проявляется у артистов эстрады, которые посредством вокально-технического мастерства, артистизма и музыкальной выразительности становятся узнаваемыми и отличимыми. К главным признакам развитого музыкального вкуса она относит: сформированные художественно-эстетические взгляды, ценностных установок и идеалов эстетической направленности, которые во многом определяют выбор музыкальной композиции и ее вокальной интерпретации. Это относится не только к музыкантам и исполнителям-профессионалам и любителям, но и к слушателям, коими в большей степени и являются представители студенческой молодежи.

Кроме того, важно отметить, что музыкальный вкус представляется во многих трудах исследователей как концептуально сложившийся феномен определенного проявления творческого освоения и интерпретации действительности с точки зрения научного подхода к исследованию этой проблемы, обладающий специфическими художественно-оценочными средствами [1; 2; 4].

А.П. Мохонько в исследовании, посвященном изучению художественных ценностей музыкального вкуса и его взаимоотношений с другими элементами системы художественно-эстетического вкуса, отмечает, что для определения уровня становления художественного вкуса у студента и степени его интереса к музыкальным занятиям необходимо не просто вовремя диагностировать его, но и иметь определенное представление о способах и технологиях возникновения и развития музыкальных интересов у молодых людей. Важно отметить, что ключевой составляющей такого процесса считается воспитание собственно восприятия и воспроизведения (интерпретации) произведения через осознание характера музыки [4].

Как известно, студенческая молодежь развивается не просто в рамках социума, но и в рамках образовательно-воспитательного процесса, что позволяет нам сказать, что воспитательный потенциал вуза в процессе формирования художественного вкуса в студентов играет особенно важную роль. Поскольку количество воспитательных методик по его развитию и становлению увеличивается в геометрической прогрессии, можно судить о том, что регулярно находятся новые пути повышения качества и вкуса, и качества образовательно-воспитательных услуг высшей школы. Особую роль в этой сложной структуре играет театральное искусство, составляющее часть общего художественно-эстетического вкуса личности. К примеру, обращаясь к исследованию влияния театрального искусства на становление системы такого вкуса молодежи, одним из основных законов театра является «внутреннее соучастие зрителей в происходящих на сцене событиях» [6]. Именно это оказывает специфическое влияние на активизацию функции воображения, а также внутреннего, индивидуального творчества у зрителей, что в значительной мере отличает наблюдателей от истинных зрителей художественного отражения действительности. Однако в этом случае зрители схожи с актерами, поскольку и те, и другие являются художниками в своем роде. Первые - созерцающие художники, вторые - активные, действующие, непосредственные творцы [6].

Таким образом, можно заключить, что художественный вкус, по мнению многих научных деятелей, -это внутреннее созерцание, видение глубинной, эмоциональной составляющей художественного произведения или художественной композиции как зеркального отражения действительности, но и частично восприятие непосредственно действительности с творческой точки зрения. В связи с эти развитие такого видения должно происходить масштабно, системно, с различных сторон, обязательно должны

задействоваться механизмы и технологии воображения, памяти, интеллекта, духовности, внимания, системы ценностей, морали и т.д. Педагогическая компетентность в этом вопросе - особенно важный элемент формирования художественного вкуса обучающихся, из-за чего к педагогам предъявляются специфические требования: компетентность в эстрадном и театральном искусстве, наличие структурированной системы знаний в этих областях, наличие собственной системы художественно-эстетического вкуса, авторитетность в глазах студентов, наличие навыков эффективной межличностной коммуникации и т.д. [3; 4].

Проведя историографический анализ проблемы формирования художественного вкуса у студенческой молодежи средствами театрального и эстрадного искусства, мы приходим к ряду выводов:

1. Исследователи в настоящей области крайне тщательно обращаются к изучению вопросов не только художественного вкуса как системы ценностей личности обучающегося, но и отдельных ее компонентов в виде музыкального вкуса и театрально-литературного.

2. Основные положения всех научных исследований соответствуют единому мнению о том, что художественный вкус основывается исключительно на принципе единения и гармоничного взаимодействия различных механизмов психики личности молодого человека, системного подхода.

3. Формирование такого вкуса непосредственно связано с восприятием различных визуальных, аудиальных, мультимедийных и других искусств.

Выводы. Отметить стоит значимость периода параллельного развития личности человека и воспитания его художественного вкуса, который проходит стадию развития в период студенчества, в связи с чем система высшего образования должна быть направлена не только на развитие интеллектуального и профессионального потенциала молодого человека, но и на формирование у него художественного вкуса, являющегося фундаментом индивидуальной творческой и духовно-нравственной культуры, что, в свою очередь, выделяет его в системе социокультурного взаимодействия с другими субъектами межличностной социокультурной коммуникации и активно влияет на степень социализации, самоактуализации и самореализации в современном обществе.

Помимо этого, система нравственного становления человека крайне сложна и структурирована, что позволяет подходить к ее исследованию комплексно, разносторонне и критически, сопоставляя мнения различных исследователей и исторических источников. Это поможет не просто понять сущность и содержание такой структуры, но и расширить кругозор, изучить проблему со стороны и исторической, и культурологической, и психологической, что представляет особенную ценность для осуществления наиболее качественной и компетентной педагогической деятельности.

Литература:

1. Илларионова Н.Н. Формирование музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального образования / Н.Н. Илларионова. - М., 2014. - 201 с.

2. Молчанова А.С. Междисциплинарный характер и категориальный статус понятия «эстетический вкус» / А.С. Молчанова // Эстетические категории: формирование и функционирование. - Петрозаводск, 1985. - С. 40-48.

3. Мохонько А.П. Сущность художественного вкуса и его генезис / А.П. Мохонько // Вестник Тамбовского университета. - 2013. - № 5 (121). - С. 150-155

4. Мохонько А.П. Художественные ценности музыкального репертуара - основа воспитания художественного вкуса / А.П. Мохонько // Вестник ТГУ. - 2014. - № 5 (133).

5. Скатерщиков В.К. Художественная культура. Понятия. Термины / В.К. Скатерщиков. - М., 1978.

6. Теленская Д.Ю. Влияние театрального искусства на формирование художественного вкуса у студенческой молодежи / Д.Ю. Теленская // Проблемы современного педагогического образования. Педагогика и психология. - 2012. - 37 (1). - С. 89-91.

Педагогика

УДК 377.112.4

кандидат педагогических наук, доцент Терентьев Юрий Юрьевич

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)

ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Статья посвящена основным вопросам оптимизации учебного процесса посредством информационно - музыкальных технологий, а также внедрению предмета «Музыкальная информатика» в учебный процесс.

Ключевые слова: музыкально - информационные технологии, мультимедиа, музыкальная информатика, музыкальное программирование, оптимизация музыкального образования, аппаратно - программные средства работы с музыкальной информатикой.

Annоtation. The article is devoted to the main issues of optimizing the educational process through information and music technologies, as well as the introduction of the subject "Music Informatics" in the educational process.

Keywords: music and information technologies, multimedia, musical informatics, musical programming, optimization of music education, hardware and software for working with musical informatics.

Введение. В нашей стране необходимость в оптимизации учебного процесса стала заметно ощутима в конце 70 - х годов. В то время Запад сделал гигантский рывок в области информационных технологий, и это не могло не остаться не замеченным в СССР. Многолетние дискуссии по проблеме оптимизации учебного процесса привели к таким приёмам в образовании, как интенсификация обучения посредством методов активного обучения, проблематизация обучения, эвристические методики и методы обучения.

Изложение основного материала статьи. Широкое внедрение информатизации образования стало важной «вехой» в истории конца XX века. С того времени неоднократно предпринимались попытки улучшения преподавания с помощью информационных технологий. Такими исследователями, как В. Загвязинский, Ю. Рагс, поднимались вопросы информатизации образования в понимании этого процесса как огромного ресурса как для педагогов, так и для учащихся, создание благоприятных условий для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.