задействоваться механизмы и технологии воображения, памяти, интеллекта, духовности, внимания, системы ценностей, морали и т.д. Педагогическая компетентность в этом вопросе - особенно важный элемент формирования художественного вкуса обучающихся, из-за чего к педагогам предъявляются специфические требования: компетентность в эстрадном и театральном искусстве, наличие структурированной системы знаний в этих областях, наличие собственной системы художественно-эстетического вкуса, авторитетность в глазах студентов, наличие навыков эффективной межличностной коммуникации и т.д. [3; 4].
Проведя историографический анализ проблемы формирования художественного вкуса у студенческой молодежи средствами театрального и эстрадного искусства, мы приходим к ряду выводов:
1. Исследователи в настоящей области крайне тщательно обращаются к изучению вопросов не только художественного вкуса как системы ценностей личности обучающегося, но и отдельных ее компонентов в виде музыкального вкуса и театрально-литературного.
2. Основные положения всех научных исследований соответствуют единому мнению о том, что художественный вкус основывается исключительно на принципе единения и гармоничного взаимодействия различных механизмов психики личности молодого человека, системного подхода.
3. Формирование такого вкуса непосредственно связано с восприятием различных визуальных, аудиальных, мультимедийных и других искусств.
Выводы. Отметить стоит значимость периода параллельного развития личности человека и воспитания его художественного вкуса, который проходит стадию развития в период студенчества, в связи с чем система высшего образования должна быть направлена не только на развитие интеллектуального и профессионального потенциала молодого человека, но и на формирование у него художественного вкуса, являющегося фундаментом индивидуальной творческой и духовно-нравственной культуры, что, в свою очередь, выделяет его в системе социокультурного взаимодействия с другими субъектами межличностной социокультурной коммуникации и активно влияет на степень социализации, самоактуализации и самореализации в современном обществе.
Помимо этого, система нравственного становления человека крайне сложна и структурирована, что позволяет подходить к ее исследованию комплексно, разносторонне и критически, сопоставляя мнения различных исследователей и исторических источников. Это поможет не просто понять сущность и содержание такой структуры, но и расширить кругозор, изучить проблему со стороны и исторической, и культурологической, и психологической, что представляет особенную ценность для осуществления наиболее качественной и компетентной педагогической деятельности.
Литература:
1. Илларионова Н.Н. Формирование музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального образования / Н.Н. Илларионова. - М., 2014. - 201 с.
2. Молчанова А.С. Междисциплинарный характер и категориальный статус понятия «эстетический вкус» / А.С. Молчанова // Эстетические категории: формирование и функционирование. - Петрозаводск, 1985. - С. 40-48.
3. Мохонько А.П. Сущность художественного вкуса и его генезис / А.П. Мохонько // Вестник Тамбовского университета. - 2013. - № 5 (121). - С. 150-155
4. Мохонько А.П. Художественные ценности музыкального репертуара - основа воспитания художественного вкуса / А.П. Мохонько // Вестник ТГУ. - 2014. - № 5 (133).
5. Скатерщиков В.К. Художественная культура. Понятия. Термины / В.К. Скатерщиков. - М., 1978.
6. Теленская Д.Ю. Влияние театрального искусства на формирование художественного вкуса у студенческой молодежи / Д.Ю. Теленская // Проблемы современного педагогического образования. Педагогика и психология. - 2012. - 37 (1). - С. 89-91.
Педагогика
УДК 377.112.4
кандидат педагогических наук, доцент Терентьев Юрий Юрьевич
Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)
ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. Статья посвящена основным вопросам оптимизации учебного процесса посредством информационно - музыкальных технологий, а также внедрению предмета «Музыкальная информатика» в учебный процесс.
Ключевые слова: музыкально - информационные технологии, мультимедиа, музыкальная информатика, музыкальное программирование, оптимизация музыкального образования, аппаратно - программные средства работы с музыкальной информатикой.
Annоtation. The article is devoted to the main issues of optimizing the educational process through information and music technologies, as well as the introduction of the subject "Music Informatics" in the educational process.
Keywords: music and information technologies, multimedia, musical informatics, musical programming, optimization of music education, hardware and software for working with musical informatics.
Введение. В нашей стране необходимость в оптимизации учебного процесса стала заметно ощутима в конце 70 - х годов. В то время Запад сделал гигантский рывок в области информационных технологий, и это не могло не остаться не замеченным в СССР. Многолетние дискуссии по проблеме оптимизации учебного процесса привели к таким приёмам в образовании, как интенсификация обучения посредством методов активного обучения, проблематизация обучения, эвристические методики и методы обучения.
Изложение основного материала статьи. Широкое внедрение информатизации образования стало важной «вехой» в истории конца XX века. С того времени неоднократно предпринимались попытки улучшения преподавания с помощью информационных технологий. Такими исследователями, как В. Загвязинский, Ю. Рагс, поднимались вопросы информатизации образования в понимании этого процесса как огромного ресурса как для педагогов, так и для учащихся, создание благоприятных условий для
свободного доступа к культурной, учебной и научной информации. Отдельным уровнем этого процесса была оптимизация музыкального образования, появление мультимедийных технологий и, наконец, выделение целой области знаний в музыкальную информатику. Однако с распадом СССР и переходом в нашей стране информационных средств к западным стандартам, этот процесс сильно замедлился. Развитие информационных технологий в конце XX века привели к появлению так называемых, персональных компьютеров, т.е. компьютер, и связанная на нём работа становится объектом персонифицированного труда и фактически, выделяется в отдельную область отношений человека и машины. Следует отметить, что этот процесс не завершён и по сей день, сегодня, мы наблюдаем активный переход от персональных компьютеров к сотовым телефонам, коммуникаторам, смартфонам и планшетам, словом, к тому оборудованию, которое мы сегодня привыкли называть «гаджетами». Но в конце прошлого века, когда персональные компьютеры только делали первый шаг, в общий компьютерный лексикон широко входит понятие «мультимедиа», как возможность работы со многими средами при создании презентаций, в том числе, и со звуком. С момента появления звуковой карты в составе персонального компьютера, работа со звуком становиться составной частью информационных технологий, и выделяется в новую область профессиональной работы -музыкальную информатику. В дальнейшем мы наблюдаем интересный и сложный процесс: это появление первых профессиональных стандартов записи и обработки звука, постоянное совершенствование персональных компьютеров, звуковых карт, программного обеспечения. Наконец, приход цифровых устройств в звукорежиссуру, вытеснение цифровыми устройствами аналоговых приборов. Этот процесс можно понимать как расширение музыкальной информатики на звукорежиссуру, да и на другие области, тоже. Не обошел этот процесс профессиональное музыкальное образование, да и педагогику в целом. Важной вехой стало появление музыкальной информатики как отдельной области знаний, с дальнейшей реализацией этих знаний в предмет «Музыкальная информатика».
Сегодня в профессиональном музыкальном образовании продолжается широкое введение новых информационных технологий в учебную деятельность. Это процесс индивидуален для каждого учебного заведения, так как это зависит от многочисленных факторов, прежде всего от бюджета и базы соответствующего учебного заведения. Здесь можно рассмотреть несколько аспектов этого направления.
1. Оптимизация самого процесса обучения музыки с помощью информационных технологий понимается как использование информационно - музыкальных и мультимедийных технологий в различных областях обучения музыкантов. В гармонии - проверка компьютером гармонических задач студентов; в сольфеджио -проверка и анализ высоты тона, в анализе музыкальных произведений - различные комбинации, структурирование и построение музыкальной формы; в музыкальной литературе и истории музыки -программ, содержащих гипертекст со ссылками на те или иные произведения композиторов.
Также возможны различные обучающие программы по таким предметам, как основной музыкальный инструмент, народное творчество, сольное пение и др. Все эти средства помогут сформироваться будущему специалисту - профессионалу как полноценному и грамотному музыканту, качественно улучшить именно академическое музыкальное образование.
Здесь студент сам может и не владеть знаниями в области музыкальной информатики, он является лишь пассивным пользователем предоставляемых ему информационно - музыкальных технологий и средств. Главная же ответственность за использование этих возможностей лежит на преподавателе.
Традиционное академическое музыкальное образование в этом случае получит свежую струю, которая «вдохнет» в него новую жизнь и станет более разнообразным в средствах донесения знаний.
2. Вторая важная задача - научить студентов непосредственно самих пользоваться средствами информационно - музыкальных технологий. Для этого они должны получить сначала базовое образование в области информатики, возможно, такое образование будет даваться уже в школе. В любом случае основы информатики как предмет не помешают на первых курсах среднего и высшего учебных музыкальных заведений. Далее необходимо преподавание предмета «Музыкальная информатика» для углубления знаний по информационно - музыкальным технологиям. Также в предмете «Дополнительный инструмент» у исполнительских специальностей вместо фортепиано может выступать синтезатор. Естественно, для всего этого потребуется материальные затраты на покупку соответствующего оборудования, а также выделение помещений. Какого - либо серьезного изменения учебных программ или планов обучения не потребуется. Особо хотелось бы отметить композиторские и музыковедческие специальности. Студенты - музыковеды особым образом нуждаются в умении пользоваться средствами управления музыкальными базами данных, а также средствами поиска музыки и литературы в глобальной сети Internet.
Студенты композиторского отделения нуждаются в аранжировке на синтезаторе или компьютере уже написанных и инструментованных композиций. Это помогло бы им со стороны услышать свою музыку и соответствующим образом оценить ее. Для этого им просто необходимо обучение игре на синтезаторе и владение компьютером. Студентам исполнительских отделений нужно знать методы работы с микрофонами на сцене и в студиях звукозаписи. Они также должны разбираться в устройствах звукозаписи, с которыми им, возможно, предстоит работать, понимать, на какой носитель и с каким качеством будет записана их игра. Подобная оптимизация профессионального музыкального образования не мода, а непременное требование современного мира, века интенсивно развивающихся информационных технологий.
3. Профессиональное образование, направленное на формирование таких необходимых сегодня специальностей, как звукорежиссура, музыкальное программирование, звуковое оформление и других квалификаций, связанных с информационно - музыкальными технологиями. Определённая нехватка грамотных специалистов в данной области сегодня сильно ощутима. Обучение таких специалистов может проходить на базе средних и высших музыкальных учебных заведений. Для этого необходима разработка учебных планов и программ по данным специальностям. Эти программы могут включать в себя, с одной стороны, традиционные музыкальные предметы: «Основной музыкальный инструмент», «Гармония», «Сольфеджио», «История музыки», «Анализ музыкальных произведений», «Инструментовка (оркестровка)», с другой стороны, специальные: «Математика и программирование», «Музыкальная информатика», «Звукорежиссура и музыкальное программирование». Это приблизительный перечень предметов, необходимых для формирования специалиста в области информационных технологий.
Важно отметить, что требования к специалисту такого уровня достаточно высок: он должен быть музыкантом, творческой личностью, а также обладать целым комплексом математико-технических знаний, направленных в область информационных технологий.
Исходя из педагогической практики, важно знать, что непосредственный выбор, как программных, так и аппаратных средств работы с музыкальной информатикой зависит от преподавателя и это напрямую связано с непосредственным решением тех учебных и практических задач, которые преподаватель ставит перед учениками и студентами. Предложенный выбор аппаратно - программного обеспечения, должен в полной мере продемонстрировать студентам максимальные возможности выбранного оборудования в решении тех практических задач, которые преподаватель ставит перед учениками при работе с музыкальным материалом. Выбор таких аппаратно - программных средств напрямую зависит от возможности материальной базы соответствующего учебного заведения. Преподавателю приходится делать непростой выбор в пользу того или иного аппаратного и программного средства, чтобы максимально использовать имеющую в наличие аппаратуру в образовательных целях. Многие темы, особенно такие, как «Профессиональные компьютерные интерфейсы», «Цифровые многоканальные микшеры и консоли» приходится освещать чисто теоретически, используя наглядный материал в виде фотографий и картинок, а также, по возможности, и Internet ресурсы.
Укажем следующие возможные трудности, которые могут возникать при усвоении данного материала:
Первая проблема, это возможные терминологические трудности, с которой сталкиваются студенты при изучении курса «Музыкальная информатика». Для решения этой проблемы необходимо предоставить студентам поддержку в виде своеобразного тезауруса. Таким задачам может послужить краткий словарь терминов используемых в информатике и музыкально - информационных технологиях.
Вторая проблема, это трудность в скорости восприятия излагаемого материала. Для решения возникшей проблемы необходимо подробнее останавливаться на более сложных темах курса, а относительно легкие темы, (например, «Коммутация, кабели и переходники») можно вполне оставить на самостоятельное изучение студентам.
Третья проблема, это целый комплекс вопросов, связанных с недостаточными знаниями, как по курсу «Информатика», так и по курсам теории музыки. В некоторых случаях преподавателю следует ввести в курс «Музыкальная информатика» некоторые дополняющие разделы по информационным технологиям. Такие разделы обычно связаны с некоторыми вопросами аппаратного и технического обеспечения музыкальной информатики, особенно, принципов работы компьютера, звуковой карты при осуществлении записи и воспроизведения звука. С другой стороны может ощущаться острая нехватка знаний по музыкально-теоретическому материалу. В этом случае, стоит обратиться к межпредметным связям курса «Музыкальная информатика» с такими предметами, как «Гармония», «Полифония», «История музыки и музыкальных стилей», «Основы импровизации» и другие.
Четвёртая и очень важная проблема, это проблема запоминания теоретических знаний с последующим применением их на практике. Обычно она возникает при завершении курса изучения теоретического материала и переходе к практической деятельности. В помощь, для решения этой проблемы автором разработан учебно-методический комплекс: учебные пособия, учебники, наглядные пособия, иллюстрация материала в виде схем, рисунков. К практическим заданиям автором рекомендованы «Семь пьес» (Ю. Терентьев) или более лёгкие пьесы (Чайковский «Детский альбом», Шуман «Альбом для юношества») к аранжировке на синтезаторе и компьютере.
Необходимо отметить, что изложение теоретического материала по курсу «Музыкальная информатика» является на сегодняшний день инновационным и требует реализации основных дидактических принципов преподавания.
Безусловно, российская система образования нуждается в совершенных информационных методах обучения. Информатизация музыкального образования позволяет более эффективно использовать преимущества, предоставляемые информационными технологиями. Всё это создает базовые условия для открытой и гибкой системы образования, позволяющей каждой личности развиваться и получать знания со своей индивидуальной скоростью обучения.
Правильная и своевременная организация познавательной деятельности студентов в ходе изучения специальных курсов, а также эффективное управление системой информационно-методического обеспечения образования позволит качественно изменить систему музыкального образования в целом. Профессиональная подготовка специалиста - музыканта обеспечивается взаимодействием предметов специального цикла («Специальный инструмент», «История и теория музыки», «Гармония» и т.д.) с курсом «Музыкальная информатика», «Звукорежиссура» и «Музыкальное программирование». Система обучения музыкально-информационным технологиям требует постоянного обновления и самообновления в силу непрекращающегося выхода новой аппаратуры и компьютерных программ.
Автором был разработан и внедрён теоретический и практический опыт преподавания курса «Музыкальная информатика» в учебный процесс в Краснодарском музыкально - педагогическом колледже и Краснодарском государственном институте культуры. Был также осуществлен анализ теоретических и практических проблем образования человека в условиях компьютеризации общества.
Выводы. Широкое внедрение информационных и музыкально - информационных технологий в учебный процесс, практически полностью изменили и систему образования в целом. Сложившиеся системы образования, как у нас, так и на Западе, рано или поздно вынуждены были кардинально измениться в тематическом, практическом, методологическом подходе преподавания традиционных предметов. И оптимизация музыкального образования посредством информационных технологий гармонично вписалась в этот глобальный процесс модернизации современного образования.
Оптимизация музыкального образования, посредством теоретических и практических исследований в области информатизации и педагогики, является составной частью современного процесса информатизации образования, а в более широком понимании - информатизации общества в целом.
Введение музыкально - информационных средств обучения в учебный процесс, непосредственно влияет на повышение результативности музыкального образования в целом. Интенсивные обучающие возможности музыкальной информатики, их использование способствуют качественным изменениям в области музыкальных знаний студентов, на новом уровне формируя знания, умения и навыки профессионального музыканта.
Оптимизация профессионального музыкального образования посредством информационных и музыкально - информационных технологий является сегодня не только «данью времени», сколько насущным делом профессионального образования в целом.
Литература:
1. Акулов О.А., Медведев Н.В. Информатика. Базовый курс: учебник / О.А. Акулов Н.В. Медведев. -Москва: Омега-Л, 2009. - 557 с.
2. Алехина Г.В. Информатика. Базовый курс: учебное пособие / Под ред. Г.В. Алехиной. — 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2010. — 731 с.
3. Анисимов О.С., Давыдов В.А., Федоров Л.И.. Психолго - педагогические и логико-методические условия применения вычислительной техники в обучении // Дидактические основы компьютерного обучения. 1996.
4. Гейн А.Г. Основы информатики и вычислительной техники / А.Г. Гейн, В.Г. Житомирский, Е.В. Линецкий, и др.. — М.: Просвещение, 2013. — 254 с.
5. Горохов Ю.П., Жевнов И.И., Иванников А.Д., Татарников Ю.А. Основные направления программы информатизации высшего образования // Педагогическая информатика, №2 - 1993.
6. Заболотская И.В., Терентьева Н.А. новые информационные технологии в музыкальном образовании // «Проблемы информатизации» теоретический и научно-практический журнал 1996. №4.
7. В.И. Загвязинский, Строкова Т.А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики: монография.; 2011; изд-во ТюмГУ
8. Рагс Ю.Н. Музыкальное образование как информационная система. «Информатизация и проблемы гуманитарного образования». Тез. докл. международной научной конференции. Краснодар -Новосибирск, 1995.
9. Роберт И.В. Информационно-предметная среда со встроенными элементами обучения // Педагогическая информатика, №2 - 1995. С. 15.
10. Матюшевич Ю.Ф., Тумалева Е.А. Педагогическая информационная технология - компонент базового высшего педагогического образования // Электронно-коммуникативные средства, системы и технологии обучения. Учебн. пособие, ред. Бордовский Г.А. 1995.
Педагогика
УДК 371
аспирант Туровский Александр Николаевич
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕР ПО РАЗВИТИЮ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ЮБК
Аннотация. В статье рассматриваются понятия, связанные с таким социокультурным концептуальным феноменом, как студенческий региональный спорт в высшей школе. Выделяются сущностные и специфические характеристики педагогического обеспечения процесса разработки и формирования спортивного пространства и комплекса мер по организации студенческого спорта в молодежной среде высшей школы. В заключении статьи делается вывод о том, что для разработки комплекса мер по развитию студенческого спорта в молодежной среде высшей школы необходимо обладать не только теоретическими знаниями в сфере методологии спорта, но и практическими, профильными, а также опытом в педагогической организации образовательного пространства в спортивной сфере.
Ключевые слова: развитие студенческого спорта, меры по развитию спорта региона, спортивная деятельность студентов, физическая культура, здоровый образ жизни.
Annotation. The article discusses concepts related to such a sociocultural conceptual phenomenon as student regional sports in higher education. The essential and specific characteristics of pedagogical support of the process of development and formation of sports space and a set of measures for the organization of student sports in the youth environment of higher education are highlighted. The article concludes that to develop a set of measures for the development of student sports in the youth environment of higher education, it is necessary to have not only theoretical knowledge in the field of sports methodology, but also practical, specialized, as well as experience in the pedagogical organization of educational space in the sports field.
Keywords: development of student sports, measures for the development of sports in the region, sports activities of students, physical education, healthy lifestyle.
Введение. В современном прогрессивном мире социокультурная и индивидуально-гуманистическая ценность физической культуры и спортивной деятельности возрастает ежегодно. Сущность спорта представляет собой основу не только физического, но и психического, и социального здоровья личности. Студенты особенно нуждаются в поддержке социальной активности и всестороннего развития и в связи с этим обращаются к спорту как формирующему фактору этого самого развития. Именно физическая культура помогает их самореализации, формированию мировосприятия и поддержанию социального здоровья, поскольку влияет на все сферы деятельности.
Студенчество - период развития индивидуальности человека, который характеризуется особенной чувствительностью и пластичностью системы личностных установок. Именно поэтому важно правильно и своевременно провести регуляционную политику в отношении этого посредством различных методов: привлечения к творческой, профессиональной и спортивной деятельности. Так, первостепенной, основополагающей задачей любого учебного заведения РФ является формирование благоприятной атмосферы и обстановки для эффективного становления и развития устойчивого комплекса личных качеств профессионального, творческого и социального характера. Молодые люди сегодня наиболее подвержены стороннему социальному влиянию, которое не всегда привносит лишь положительные моменты, и в связи с этим воспитательная система современных вузов направлена на развитие морально-нравственной, ценностно ориентированной, социально ответственной и патриотичной самодостаточной личности, которая в