Научная статья на тему 'Основные вопросы методики преподавания музыкальной информатики'

Основные вопросы методики преподавания музыкальной информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / АППАРАТНО ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА РАБОТЫ С МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКОЙ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ / MUSICAL INFORMATICS / MUSICAL PROGRAMMING / HARDWARE AND SOFTWARE FOR WORKING WITH MUSICAL INFORMATICS / METHODS OF TEACHING MUSICAL INFORMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терентьев Юрий Юрьевич

Статья посвящена основным вопросам методологии, тематическим разделам преподавания музыкальной информатики в ВУЗе. Подробно рассматривается методика и методы изложения материала. Предлагается система методов, как неотъемлемая части любого педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терентьев Юрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAJOR ISSUES OF THE METHODOLOGY OF MUSICAL INFORMATICS TEACHING

The article is devoted to the main issues of methodology, thematic sections of the teaching of musical informatics in the university. Details are considered methods and methods of presentation of the material. A system of methods is proposed as an integral part of any pedagogical process.

Текст научной работы на тему «Основные вопросы методики преподавания музыкальной информатики»

Педагогика

УДК: 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Терентьев Юрий Юрьевич

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Аннотация. Статья посвящена основным вопросам методологии, тематическим разделам преподавания музыкальной информатики в ВУЗе. Подробно рассматривается методика и методы изложения материала. Предлагается система методов, как неотъемлемая части любого педагогического процесса.

Ключевые слова: музыкальная информатика, музыкальное программирование, аппаратно - программные средства работы с музыкальной информатикой, методика преподавания музыкальной информатики.

Anrntation. The article is devoted to the main issues of methodology, thematic sections of the teaching of musical informatics in the university. Details are considered methods and methods of presentation of the material. A system of methods is proposed as an integral part of any pedagogical process.

Keywords: musical informatics, musical programming, hardware and software for working with musical informatics, methods of teaching musical informatics.

Введение. Музыкальная информатика - наука, так или иначе образовавшаяся на стыке двух областей: информатики и музыки. Она требует достаточно высокого уровня подготовки специалиста, разбирающегося как в традиционной информатике, так и в основных вопросах теории музыки. Наконец, такой специалист должен быть музыкантом в душе, творчески подходить к избранной профессии. Для этого необходимо сформулировать общие вопросы методики преподавания музыкальной информатики.

Формулировка цели статьи. Рассмотреть некоторые вопросы содержания и методики преподавания музыкальной информатики, а также рассмотреть методы преподавания некоторых тем курса «Музыкальная информатика».

Изложение основного материала статьи. В общей системе профессионального музыкального образования в нашей стране предмет «Музыкальная информатика» может занять особое место. С одной стороны, данный курс предполагает ознакомить студентов с такими направлениями музыкальной информатики, как:

- работа на компьютере с музыкальными программами обработки и создания аранжировки;

- математические и логические основы музыкальной информатики;

- практическая работа на синтезаторе в процессе создания музыкальной аранжировки;

- изучение музыкального оборудования, применяемого в работе студии звукозаписи.

С другой стороны, курс содержит в себе некоторые теоретические знания по инструментовке, оркестровке, истории музыкальных стилей. При развитии творческих способностей студентов самых различных специальностей в задачи курса по музыкальной информатике входит воспитание навыков по композиции, импровизации, развитие внутреннего слуха и ощущение музыкальной формы учащимися. Все это поможет будущему специалисту, независимо от его музыкальной специальности, ориентироваться в постоянно развивающемся современном техническом обществе.

Преподавание курса «Музыкальная информатика» должно осуществляться в тесной межпредметной связи с такими предметами, как элементарная теория музыки, гармония, сольфеджио, музыкальная литература и анализ музыкальных произведений.

Таким образом, в задачу курса «Музыкальная информатика» входит:

- формирование у студентов навыков работы на современной аппаратуре, используемой в музыкальной студии;

- формирование навыков работы с музыкальным инструментом- синтезатором - аранжировщиком;

- формирование представления об инструментовке, оркестровке и композиции;

- помощь учащимся в овладении навыками работы на персональном мультимедийном компьютере с программами обработки звука;

- активизация творческой деятельности студентов с помощью творческих заданий на сочинение музыкальной композиции, ее оркестровка и исполнение;

- развитие у учащихся слуха, музыкальной памяти, чувства формы.

Преподавание курса «Музыкальная информатика» и практические задания строятся на примерах из русской и зарубежной классической музыки, произведений современных композиторов, пьес дошкольного и школьного репертуара. Также широко могут быть использованы современные эстрадные композиции.

Предмет «Музыкальная информатика» может стать профессионально направленной системой обучения и предусматривать специальное овладение теоретическими и практическими основами с клавишной (синтезаторной) и мультимедийной компьютерной техникой в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности студентов в качестве преподавателей музыкальных студий, лицеев, школ, а также звукорежиссерской работе в студиях звукозаписи.

Курс «Музыкальная информатика» должен способствовать воспитанию у студентов добросовестного отношения к работе, раскрытию творческого потенциала педагогической деятельности, а также должен научить пользоваться самой разнообразной и совершенной техникой звукозаписи и аранжировки.

Студент, изучивший курс « Музыкальная информатика», должен знать:

- становление и развитие клавишно - музыкальной (синтезаторной) и мульмедийной компьютерной техники;

- основные узлы и принцип работы синтезаторов и компьютерной рабочей станции;

- основы инструментовки и общие характеристики различных музыкальных инструментов и стилей;

- принципы аранжировки произведения на синтезаторе и компьютерной мультимедийной рабочей станции;

- возможности записи живого звука на компьютере, а также с использованием автономных устройств звукозаписи и обработки звука;

- творчески применять полученные знания и ориентироваться в постоянно обновляемой технике звукозаписи и обработке звука;

- стараться использовать в своей работе новейшие компьютерные программы и разработки, периодические издания и другие пособия, освещающие работу в области синтезаторной и мультимедийной компьютерной техники.

Преподавание курса «Музыкальная информатика» может осуществляться на базе авторской программы. Структура подобной программы может быть следующей:

- первый раздел программы знакомит учащихся с развитием отечественной и зарубежной электромузыкальной техники, принципом работы с ней при создании собственной аранжировки. В раздел входят также основные знания по инструментовке и композиции, краткие характеристики различных музыкальных стилей и жанров;

- второй раздел полностью посвящен работе с компьютерной мультимедийной рабочей станцией. Он включает в себя основные понятия и правила работы с персональным компьютером в различных операционных системах и с различными программами записи и обработки звука. Учащимся даются также знания по общеприкладному использованию компьютера: навыки набора текста, базы данных, работа с принтером и сканером, кратко освещается работа в сети и с Internet;

- третий раздел программы «Музыкальная информатика» освещает аппаратное обеспечение и техническое обслуживание музыкальных студий звукозаписи. Этот раздел - итоговый. В нем дается информация об использовании оборудования в работе на студии звукозаписи, а также технические характеристики основных устройств (синтезатор, компьютер, микрофоны, микшерный пульт, многоканальные аудио-интерфейсы и другое оборудование).

Изучив теоретический курс и закрепив его практическими занятиями, студенты проходят итоговую государственную аттестацию по «Музыкальной информатике», который состоит из трех этапов:

- защита выпускной квалификационной работы по выбранной теме;

- устный ответ по билету;

- демонстрация самостоятельно выполненной аранжировки.

Студент, выполнивший учебный план и успешно сдавший государственные экзамены, может получить в дипломе к основной, дополнительную квалификацию: «Аранжировщик (клавишных музыкальных инструментов и компьютерных мультимедийных систем)». Данная специальность является новой, однако необходимость в специалистах данного уровня на сегодняшний день очевидна. Возможный минимальный (базовый) уровень знаний, необходимый для начала обучения по курсу «Музыкальная информатика», -знание основ общей информатики в объёме средней школы и законченное обучение в музыкальной школе или школе искусств по любой специализации.

В целом, можно говорить о формировании новой модели структуры специалиста, объединяющей в себе знания в области информатики, музыки и музыкальной информатики, включающей:

- базовые знания по общей информатике;

- базовые навыки игры на фортепиано или электронном клавишном инструменте;

- базовые знания по теории музыки (элементарная теория музыки, основы гармонии и импровизации);

- музыкальная информатика и дисциплины основной и дополнительной специализаций.

Методика подачи материала такого уровня непосредственно зависит от различных вещей: содержания предмета, количества выделенных часов, соотношения теории и практики, наконец, творческого подхода педагога к методам преподавания. Для предмета «Музыкальная информатика» как нового и во многом экспериментального курса, методика, как и методы преподавания конкретных тем, может быть разной, однако осветить основные разделы просто необходимо.

Введение. Основная цель и задачи введения - заинтересовать и ознакомить студента с общим содержанием предмета «Музыкальная информатика», ознакомить с правилами и порядком работы на аппаратуре, ввести в круг проблем по предмету. Для достижения этих целей, кроме словесных методов, необходимо использовать демонстрационный показ удачных работ, выполненных студентами старших курсов. Это могут быть аранжировки готовых произведений, интересные записи исполнителей, а также курсовые и дипломные работы по предмету. Необходимо понимать: именно в этот период закладывается основной импульс к дальнейшему изучению предмета «Музыкальная информатика».

Теоретико - методологические основы музыкальной информатики.

Это один из самых сложных разделов курса. В его задачу входит главное: сформировать у студентов понятийный и научно - категорийный аппарат. Здесь в помощь педагогу могут понадобиться наглядные методы: рисунки и схемы на доске. Например, логотип «GENERAL MIDI» можно показать и на синтезаторах, микшерных пультах, другой аппаратуре, где он присутствует. Также можно продемонстрировать MIDI -файлы различных форматов для сравнения их студентами. Рассказывая об аспектах развития музыкальной информатики, необходимо опереться на базовые теоретические знания студентов по музыке и информатике, а вводя такие понятия, как «синтезатор», «секвенсер», «трек», обратиться к интуитивно - образному восприятию студентов. Для достижения положительного результата можно даже продемонстрировать и некоторые компьютерные игры, где звучит интересная интерактивная музыка, например «Heroes of Might and Magic» части III или IV.

Аппаратно - технические средства обеспечения музыкальной информатики.

Основная задача этого раздела - ознакомить студентов со всем возможным техническим оснащением по данному предмету, а также принципами работы с этой аппаратурой. Сразу понятно, что методы наглядности и демонстрации будут играть здесь важную роль. Это касается не только «живой» аппаратуры. Так, автором собраны фотографии и рисунки более трёхсот различных устройств за последние 5 - 7 лет: синтезаторы, портативные студии, микшеры, микрофоны и другое оборудование. Подборка проводилась из различных источников: каталоги, журналы, рекламные проспекты, прайс - листы. Весь необходимый наглядно -демонстрационный материал собирался и тщательно раскладывался по разделам для дальнейшего использования на занятиях со студентами. Основная комплектация оборудования по тематике -«Мультимедийная рабочая станция и её основные компоненты», «Типология клавишных музыкальных инструментов», «Основной принцип работы микрофонов и их классификация», «Типология студий звукозаписи» - демонстрируется в учебном классе в виде рисунков и схем коммутации на специальных стендах для большей наглядности при изучении этих разделов.

Программные средства обеспечения музыкальной информатики.

В задачи этого раздела входит ознакомление студентов с программным обеспечением компьютера, а также функциональные возможности этих программ. Преподавателю необходимо рассказать и затем продемонстрировать работу самых различных программ по всем направлениям развития программного обеспечения. Главными методами обучения здесь становятся словесные и иллюстративно -демонстрационные. При обзоре следует обратить особое внимание на программы, с которыми придётся работать студенту в дальнейшем. Это операционная система Windows, служебные программы и драйвера, секвенсер Studio 4-6, аудио - редактор Sound Forge, программа многоканальной записи N-Track Studio 8, нотатор Sibelius 7.5, наконец, программу - виртуальную студию звукозаписи и музыкального программирования - Cakewalk Audio или Sonar и другие программы. Для студентов музыковедческих отделений будут интересны и полезны программы - фонотеки, а также средства управления музыкальными базами данных. Линейка обучающих программ по всем направлениям от истории и теории музыки, вплоть до обучения игре на каком - либо инструменте, вызовет живой интерес у студентов на всех музыкальных специализациях. Кроме того, эти программы образуют обратную связь, превращая компьютер из предмета изучения в средство обучения и образования, что вдвойне полезно.

Музыкальное программирование.

Главная задача этого раздела - научить студента самому работать с программно - аппаратными средствами музыкальной информатики. Здесь понадобятся все теоретические знания уже изученных тем, а также, кроме словесных и наглядно - демонстрационных, - практические или деятельностные методы. С одной стороны, это практический показ работы преподавателя с программным или аппаратным средством. С другой - деятельность самого студента, направленная на реализацию той или иной задачи, поставленной педагогом. Качество обучения напрямую зависит от собственной заинтересованности студента в том или ином проекте: будь то аранжировка или творческая звукозапись. Поэтому нет смысла ограничивать работу студента какими- либо рамками (например, в жанре аранжируемого произведения), пусть эта работа будет выполнена. Важно другое - как? С помощью каких программных или аппаратных средств? На кого ориентирована готовая аранжировка или звукозапись? Необходимо научить студента самому ставить перед собой подобные вопросы. Это делает работу студента более осмысленной и качественной. Ещё один вопрос -это практическая значимость работы. Нет смысла требовать аранжировать какое-нибудь классическое фортепианное произведение, если студенту необходимо и интересно написать аранжировку к спектаклю, капустнику или детскому утреннику. А вот помочь определиться с практической значимостью готовой аранжировки - неотъемлемая задача педагога. И именно из возможной практической значимости любого проекта должны вытекать те или иные задачи. Очень эффективен в обучении метод наблюдения, особенно когда студенты младших курсов наблюдают за работой студентов старших курсов с программами или синтезатором. Возникает естественная мотивация обучения, желание научиться быстрее, стремление к самообучению. Особое внимание следует уделить теме «Музыкальное программирование при создании презентаций и в Internet». Говорить о важности работы в глобальной сети Internet не приходится - это и так ясно. Необходимо обучить этой работе студентов. Главная задача - вместе с навыками работы научить проводить отбор и обработку нужной информации, дать представление об этическом моменте при использовании авторских проектов, посещении сайтов, получении и рассылки почты. Исходя из изложенного выше, можно представить структуру методов, которые использовались нами в процессе преподавания музыкальной информатики:

- информационно - рецептивные методы направлены на темы введения;

- информационно - рецептивные и перцептивные (аудио - визуальные, иллюстративно -демонстрационные) методы направлены на разделы, включающие теоретические темы;

- практические (деятельностные) методы направлены на практическую часть курса.

В целях активизации творческого мышления студентов, кроме уже перечисленных, можно использовать методы активного обучения: мозговую атаку, дискуссию, проблемную лекцию, деловую игру, тренинг.

Выводы. Музыкальная информатика как предмет затрагивает целую область смежных предметов и наук. Это требует серьёзной подготовки студентов по таким направлениям, как информатика, теория музыки, аранжировка и т.п. Для успешной реализации преподавания музыкальной информатики необходимо применение передовых педагогических методик, а также различных и разносторонних педагогических приёмов и методов.

Литература:

1. Анисимов О.С., Давыдов В.А., Федоров Л.И.. Психолго - педагогические и логико-методические условия применения вычислительной техники в обучении // Дидактические основы компьютерного обучения. 1996.

2. Горохов Ю.П., Жевнов И.И., Иванников А.Д., Татарников Ю.А.. Основные направления программы информатизации высшего образования // Педагогическая информатика, №2 - 1993.

3. Заболотская И.В. Проблемы использования компьютерных технологий в музыкально-образовательном процессе // Тезисы докладов международной конференции «Региональная информатика - 99» СПб -Щецин. 1999.

4. Заболотская И.В., Терентьева Н.А. новые информационные технологии в музыкальном образовании // «Проблемы информатизации» теоретический и научно-практический журнал 1996. №4.

5. Рагс Ю.Н. Музыкальное образование как информационная система. «Информатизация и проблемы гуманитарного образования». Тез. докл. международной научной конференции. Краснодар -Новосибирск, 1995.

6. Роберт И.В.. Информационно-предметная среда со встроенными элементами обучения // Педагогическая информатика, №2 - 1995. С. 15.

7. Матюшевич Ю.Ф., Тумалева Е.А. Педагогическая информационная технология - компонент базового высшего педагогического образования // Электронно-коммуникативные средства, системы и технологии обучения. Учебн. пособие, ред. Бордовский Г.А. 1995.

8. Харуто А.В. Курс «Музыкальная информатика» в Московской государственной консерватории // Творческая педагогика накануне нового века. Материалы 1-й научно-практической конференции 31 марта - 2 апреля 1997 г. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.