Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА / МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ / ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНТОВ / СРЕДСТВА ТЕАТРАЛЬНОГО И ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА / AESTHETIC EDUCATION / PERSONAL CULTURE / PROFESSIONAL CULTURE / VALUES / MORAL QUALITIES / ARTISTIC TASTE / STUDENTS / FUTURE SPECIALISTS / PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS / METHODOLOGY / METHODS OF FORMING ARTISTIC TASTE / METHODS OF DIAGNOSTICS / EVALUATION AND CONTROL OF STUDENTS ' ARTISTIC TASTE / MEANS OF THEATRICAL AND POP ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теленская Дарья Юрьевна

Статья посвящена проблеме формирования художественного вкуса студенческой молодежи в условиях вуза. В работе указаны и проанализированы эффективные методы формирования художественного вкуса будущих специалистов и диагностики уровня его сформированности.The article is devoted to the problem of forming the artistic taste of students in the conditions of higher education. The paper identifies and analyzes effective methods for forming the artistic taste of future specialists and diagnosing the level of its formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Теленская Дарья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Теленская Дарья Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования художественного вкуса студенческой молодежи в условиях вуза. В работе указаны и проанализированы эффективные методы формирования художественного вкуса будущих специалистов и диагностики уровня его сформированности.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, культура личности, профессиональная культура, ценности, морально-нравственные качества, художественный вкус, студенческая молодежь, будущие специалисты, профессиональная подготовка будущих специалистов, методология, методы формирования художественного вкуса, методы диагностики, оценки и контроля сформированности художественного вкуса студентов, средства театрального и эстрадного искусства.

Annotation. The article is devoted to the problem of forming the artistic taste of students in the conditions of higher education. The paper identifies and analyzes effective methods for forming the artistic taste of future specialists and diagnosing the level of its formation.

Keywords: aesthetic education, personal culture, professional culture, values, moral qualities , artistic taste, students, future specialists, professional training of future specialists, methodology, methods of forming artistic taste, methods of diagnostics, evaluation and control of students ' artistic taste, means of theatrical and pop art.

Введение. В период модернизации высшего профессионального образования возрастают требования к подготовке будущего специалиста, меняются составляющие содержания профессиональной подготовки студентов, формы, методы и технологии ее реализации.

Учет тенденции снижения авторитета морально-нравственных ценностей у современной молодежи и общего уровня культуры представителей отечественного социума на современном этапе в условиях глобализации, технологизации и информатизации общества обосновывает потребность в контексте гуманистической парадигмы образования реализовывать пути повышения уровня культуры будущих специалистов, развивать их художественный вкус, формировать у них объективно положительную систему морально-нравственных и общечеловеческих ценностей [2]. Данные задачи могут быть решены путем реализации в рамках профессиональной подготовки будущих специалистов их эстетического воспитания.

Так, сегодня одним из аспектов гуманитаризации в вузе является изучение мировой и отечественной культуры, ее художественных ценностей [1].

Реализация направлений эстетического воспитания в вузе с целью формирования художественно вкуса студенческой молодежи и повышения уровня их личностной культуры подразумевает систематический анализ и оценку эффективности проводимой работы путем диагностики уровня сформированности необходимых личностных качеств и системы ценностей будущих специалистов. В данном исследовании обратимся к изучению методологии формирования, диагностики и оценки уровня сформированности художественного вкуса студенческой молодежи.

Целью данной статьи является изучение и анализ методов формирования и диагностики сформированности уровня художественного вкуса студенческой молодежи.

Изложение основного материала статьи. Формирование художественного вкуса студенческой молодежи может быть достигнуто путем применения в рамках реализации направлений эстетического воспитания будущих специалистов средств театрального и эстрадного искусства. Обращение к данным средствам с целью формирования художественного вкуса будущих специалистов обосновывается наличием ряда противоречий, а именно:

- между общественно признанной ролью театрального и эстрадного искусства в формировании эстетической культуры и недостаточной актуализацией эстетической составляющей содержания процесса профессиональной подготовки обучающихся;

- между осознанием необходимости формирования художественного вкуса студенческой молодежи и отсутствием соответствующей целенаправленной работы в системе профессиональной подготовки будущих специалистов;

- между значительными потенциальными возможностями внеучебной, в частности художественно-творческой деятельности, и неэффективной организацией этого процесса в большинстве университетов [3].

Учет указанных противоречий обосновывает целесообразность разработки, апробации и практической реализации педагогических условий, направленных на формирование художественного вкуса студенческой молодежи средствами эстрадного и театрального искусства. Решение данной проблемы предполагает не только становление у студентов определенной совокупности эстетических представлений и знаний и на этой основе определенных культурно-нравственных преимуществ, но и приобретение социокультурного опыта практического воплощения собственных вкусов, реального их проживания в сфере будущей профессиональной деятельности.

К ведущим качествам эстетической воспитанности будущих специалистов, по мнению Е.Ю. Чудиной, следует отнести следующие:

- профессиональную компетентность как условие реализации эстетического отношения к будущей профессии;

- аналитичность мышления как способность анализировать новые эстетические идеи и технологии определенной сферы деятельности;

- технические способности как способности к проектированию по законам красоты;

- коммуникабельность как способность реализовывать в коллективе эстетические функции общения;

- эстетическую направленность личности как сформированность системы интересов и эстетических ценностей;

- творческую мобильность как способность к усвоению новых стилей и технологий и способность к переквалификации;

- профессиональную самостоятельность как способность самостоятельно генерировать идеи и принимать профессиональные решения;

- общекультурную ориентированность относительно владения социокультурными ценностями [4, с. 20].

Целенаправленное формирование художественного вкуса студенческой молодежи средствами

театрального и эстрадного искусства предусматривает внедрение модели этического воспитания и соответствующих организационно-педагогических условий.

Как было отмечено выше, при реализации целенаправленной педагогической деятельности по формированию эстетического вкуса будущих специалистов необходима систематическая проверка ее эффективности.

В процессе реализации указанной педагогической деятельности важным условием является реализация объективного контроля за уровнем профессиональных знаний студентов, который обеспечивает возможность управления процессом формирования художественного вкуса будущего специалиста. При реализации контрольных измерений уровней сформированности художественного вкуса и диагностирования полученных данных целесообразно использовать статистические методы обработки экспериментальных данных, в частности прикладные компьютерные программы Microsoft Excel, SPSS 10.0 for Windows с целью получении качественного и количественного анализа.

С целью изучения содержания и структуры художественного вкуса как личностного образования, его компонентов и составляющих, основных требований к выбору художественного произведения и его оценки целесообразным, по нашему мнению, является обращение к методам разъяснения и объяснения. Использование указанных методов позволяет раскрыть факторы формирования художественного вкуса будущего специалиста и определить критерии и показатели, по которым оцениваются художественные произведения.

Одним из эффективных относительно формирования художественного вкуса студентов является метод убеждения. Обращение к данному методу этого метода позволяет повлиять на сознание будущего учителя музыки с целью формирования у него определенных позитивных представлений, а также умений и навыков оценивать художественное произведение.

Метод наблюдения за процессом формирования художественно-творческих умений будущего специалиста предоставляет возможность выявить индивидуальные особенности студента, а также проследить динамику его художественно-эстетического развития. Указанный метод используется в процессе групповых и индивидуальных занятий, концертных выступлений, практической деятельности на занятиях, в рамках свободного межличностного общения. Все полученные данные фиксируются в дневнике педагогических наблюдений. Данные анкет и интервьюирование обеспечивают диагностику уровня сформированности художественного вкуса студентов.

Обращение к методу художественно-исполнительского анализа обеспечивает комплексный подход к изучению художественных произведений. Указанный метод направлен на раскрытие их идейно-образного содержания посредством изучения внятной семантики художественно-интонационной формы и создания исполнительской интерпретации.

Эффективным относительно расширения и углубления художественного познания произведений искусства является метод свободных ассоциаций. Он дает возможность повысить результативность творческой деятельности благодаря генерированию новых идей. Данный метод активно взаимодействует с методом инверсии, благодаря которому становится возможным создать новые эмоционально-образные черты произведения, смысловые параллели, связи между содержанием художественного произведения и явлениями окружающей действительности.

Обращение к методу «мозговой атаки» является эффективным в случаях, когда студентам сложно оценить художественное произведение. Этот метод позволяет выявить и сопоставить индивидуальные суждения, многообразие идей в решении художественной задачи, а после этого сделать оценку произведения. Метод «мозговой атаки» базируется на следующих принципах:

- взаимодействия между студентами в процессе оценки художественного произведения;

- веры в творческие возможности товарищей;

- оптимального сочетания интуитивного и логического.

Применение метода проблемной ситуации предполагает целостный охват будущими специалистами художественно-значимого материала, изучаемого студентами самостоятельно или под управлением преподавателя. Появление положительных эмоций в процессе прослушивания художественных произведений вызывает у будущих специалистов желание объяснить художественные идеи в содержании этих произведений.

Важным фактором формирования художественного вкуса является обращение к методу создания установки на прослушивание музыкального произведения. Установка представляет собой целостное состояние психики человека, который определяется взаимодействием двух составляющих: наличие потребности и необходимости ее удовлетворения [5]. Установка осуществляет наладку всех необходимых сил человека для выполнения им соответствующего задания.

С целью сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации по выявлению содержания, сущности и структуры художественного вкуса; установления значимости формирования профессиональных качеств для развития художественного вкуса будущего учителя музыки, а также закрепления навыков и умений адекватного восприятия художественного произведения целесообразным является обращение к методу ключевых вопросов. Принципиальными требованиями к использованию этого метода являются следующие:

- проблемность и оптимальность вопросов;

- проблемность задачи должна снижаться удачно сформулированными вопросами;

- разделение существующей проблемы на составляющие «подпроблемы»;

- каждый вопрос должен быть стратегически продуманным.

В контексте изучаемой проблемы эффективным является метод анализа художественных произведений. Его сущность заключается в том, что будущий специалист самостоятельно делает выводы о художественном содержании рассматриваемых произведений, а преподаватель наблюдает и направляет суждения студентов. Внедрение данного метода следует начинать со знакомых студентам художественных произведений, и последовательно переходить к более сложным, незнакомых обучающимся. Использование метода анализа художественных произведений позволяет преподавателю развивать у будущих специалистов художественно-творческие навыки и умения.

Концентрация внимания студентов, повышение уровня запоминания ими художественных произведений с целью их сопоставления могут быть достигнуты при обращении к методу сравнительного анализа. Изучение произведений посредством данного метода позволяет не только интерпретировать художественные произведения, но и свободно анализировать их содержание.

К методам диагностирования, наблюдения и контроля за формированием художественного вкуса будущего специалиста относятся:

- система количественных и качественных уровней показателей сформированности художественного вкуса;

- анкетирование;

- проективное тестирование;

- экспертные опросы.

Выводы. Таким образом, при реализации профессионального образования будущих специалистов в условиях культурного нигилизма молодежи и ценностной дезориентации представителей молодого поколения важным условием является реализация направлений эстетического воспитания студентов с целью формирования их художественного вкуса и повышения уровня личностной и профессиональной культуры.

Эффективная педагогическая деятельность, направленная на решение указанных задач, требует обеспечения соответствующей методологии. По нашему мнению, указанные в данном исследовании методы, позволят обеспечить гармоничность и результативность процесса формирования художественного вкуса студенческой молодежи и осуществлять своевременную диагностику его эффективности.

Литература:

1. Воронина Н.И. Воспитание искусством // Инженерные технологии и системы. - 1990. - № 1. -С. 56-60.

2. Светлов Б.В. Эстетическое воспитание личности в межкультурном пространстве мультимедиа // Межкультурное взаимодействие в современной образовательной среде: состояние, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции // Национальный институт образования; отв. ред.: А.С. Лаптенок, А.А. Павильч. - Минск: НИО, 2012. - С. 112-119.

3. Черникова Н.В. Эстетическое воспитание студенческой молодежи в практике работы вузов Республики Беларусь // Сравнительная педагогика в условиях международного сотрудничества и европейской интеграции / под общ. ред. А.Н. Сендер. - Брест: БрГУ, 2009. - С. 250-253.

4. Чудина Е.Ю. Эстетическое воспитание будущих инженеров-строителей в высших технических учебных заведениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Донецк, 2006. - 27 с.

5. Эльконин Д.Б. Выдержки из научных дневников (1960-1962) // Вопросы психологии. - 2004. - № 1. - С. 9-22.

Педагогика

УДК 378.2

аспирант Тельминова Александра Валерьевна

Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова (г. Магнитогорск) ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема школьного буллинга. Обосновывается мисль о том, что школьный буллинг является серьезной глобальной проблемой современного общества. В данной статье рассматриваются причины буллинга, предупреждающие признаки. На основе материала статьи рассмотрены примеры занятий по профилактике буллинга.

Ключевые слова: буллинг, издевательства, школа, причины буллинга, педагог, педагогическая проблема.

Annоtation. This article discusses the problem of school bullying. The author substantiates the idea that school bullying is a serious global problem of modern society . This article discusses the causes of bullying and warning signs. Based on the material of the article, examples of bullying prevention classes are considered.

Keywords: bullying, bullying, school, reasons for bullying, teacher, pedagogical problem.

Введение. В ситуации социального развития школьный буллинг является серьезной глобальной проблемой в социуме. В психолого-педагогической науке вопрос буллинга представляет собой обширную область, наиболее интенсивно разрабатывающуюся последнюю четверть века (И.С. Кон, Д.Б. Джексон, А. Миллер, и др.).

Проблему буллинга в образовательной среде на современном этапе разрабатывают такие исследователи как JI.C. Алексеева, И.А. Баева, Е.В. Бурмистрова, Е.В. Гребенкин и др.

Изложение основного материала статьи. В рамках зарубежной педагогики и психологии в образовательной среде дано определение буллингу - ситуация насилия над личностью (школьные издевательства). Практически в каждом классе есть ученики, которых отличают некоторые особенности, в следствие которых они становятся жертвами издевательств со стороны сверстников. Издевательство над жертвой неразрывно связано с проявлением различных форм агрессии. Чрезмерная агрессивность современных детей способствует распространению издевательств в образовательной среде.

Английское слово буллинг (bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе [25]. В скандинавских и англоязычных странах используются следующие термины: притеснение, дискриминация, моббинг (преимущественно групповые формы притеснения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.