Научная статья на тему 'Истоки возникновения понятия «Вкус» как основа формирования художественного вкуса у студентов творческих специальностей в процессе их профессиональной подготовки'

Истоки возникновения понятия «Вкус» как основа формирования художественного вкуса у студентов творческих специальностей в процессе их профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
723
78
Поделиться
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ / СТУДЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETIC TASTE / ARTISTIC TASTE / AESTHETIC CONSCIOUSNESS / ART EDUCATION / ART STUDENTS / TEACHING PROCESS / AESTHETIC TRAINING

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Бирюков Михаил Юрьевич

Воплощение принципов демократии, гуманистических приоритетов в высшее профессиональное образование определяет глубокие изменения в сфере формирования художественного вкуса современной молодежи. Проблема развития и формирования художественного вкуса личности является сложной, неоднозначной и исследуется представителями разных наук. В художественном вкусе сфокусированы критерии эстетической оценки всех сфер жизнедеятельности человека, он выступает в качестве инвариантной основы для создания личностно-уникальных форм поведения, мышления и творческой деятельности личности. В статье рассматриваются история, состояние и значение художественного вкуса в формировании личности человека в исторической и современной науке, выделяются субъективные и объективные взгляды на условия существования и формирования художественного вкуса, подается собственное определение художественного вкуса на современном этапе развития общества. Разнообразие художественных вкусов, обусловлено неограниченным богатством самих художественных объектов, которые существуют в действительности, а также постоянным развитием действительности и, прежде всего, социальной действительности появлением новых условий жизни, совершенствованием человека и изготовленных им предметов. Вопрос о разнообразии художественных вкусов находит свое решение, прежде всего, уже при рассмотрении объективности их содержания; многообразие конкретных проявлений красоты предполагает и разнообразие вкусовых предпочтений. Индивидуализированное проявление художественного вкуса ценно тем, что демонстрирует нюансы качеств объекта и позволяет передать другим чувство, пережитое личностью. Следовательно, создаются основания для творчества в оценочно-переживающих взаимодействиях, поэтому художественный вкус служит эффективным средством эстетического воспитания студентов художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки.Implementation of the principles of democracy, humanitarian priorities in the higher vocational education determines profound changes in the formation of artistic taste of contemporary young people. The problem of the formation of art taste and personality is complex, ambiguous and examined by representatives of different sciences. The artistic taste is the focus of aesthetic evaluation criteria of all spheres of human activities, it serves as a basis for establishing the invariant personality-the unique forms of the individual’s behavior, thinking and creativity. This article examines the history, state and value of artistic taste in the formation of human personality in the historical and modern science, distinguishes between subjective and objective views on the conditions for the existence and formation of artistic taste, works out a definition of artistic taste at the present stage of society development. The variety of artistic tastes is explained by the unlimited richness of art objects themselves, as well as the constant development of reality and, above all, social reality by the emergence of new conditions of life, development of man and man-made objects. The question of the diversity of artistic tastes finds its solution, first of all, while considering the objectivity of their content; the variety of specific manifestations of beauty accounts for diverse taste preferences. Individual display of artistic taste is valuable in demonstrating the nuances of the qualities of the object and allows one to pass on to others the feeling one experienced. Thus, a foundation is laid for creative evaluating interaction, so the artistic taste serves as an effective means of aesthetic education of art students in the course of vocational training.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Истоки возникновения понятия «Вкус» как основа формирования художественного вкуса у студентов творческих специальностей в процессе их профессиональной подготовки»

skills, habits, methods of activity, necessary for their professional sphere. The advisory teaching method is being tested for the teaching of future bachelors in the Department of Automated machine tools and tooling systems in the Samara State Technical University. The method is used for the preparation of laboratory lessons in such disciplines as Fundamentals of Computer Graphics and Computer simulation. These courses were selected for the experiment, since the curriculum sets out only four- hour laboratory works. The teacher gives theoretical input on the construction of sketches, drawings, models, parts and units from the moment the computer is switched on and the program for the simulation is started until the end of the laboratory work. The article highlights the positive aspects of the method of advisory training both for teachers and for students. The author specifies some restrictions for use of the advisory training method. The experiment has shown that while doing laboratory work the students were much more motivated, productive and creative.

Keywords: teaching bachelors, competence, professional competence, teaching methods, an innovative method of learning, advisory training method, learning process, laboratory works.

УДК 378.015.31:7

ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ВКУС» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

© 2016

М.Ю. Бирюков, доцент кафедры дизайна и проектных технологий

Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко, Луганск (Луганская Народная Республика)

Аннотация. Воплощение принципов демократии, гуманистических приоритетов в высшее профессиональное образование определяет глубокие изменения в сфере формирования художественного вкуса современной молодежи. Проблема развития и формирования художественного вкуса личности является сложной, неоднозначной и исследуется представителями разных наук. В художественном вкусе сфокусированы критерии эстетической оценки всех сфер жизнедеятельности человека, он выступает в качестве инвариантной основы для создания лич-ностно-уникальных форм поведения, мышления и творческой деятельности личности. В статье рассматриваются история, состояние и значение художественного вкуса в формировании личности человека в исторической и современной науке, выделяются субъективные и объективные взгляды на условия существования и формирования художественного вкуса, подается собственное определение художественного вкуса на современном этапе развития общества. Разнообразие художественных вкусов, обусловлено неограниченным богатством самих художественных объектов, которые существуют в действительности, а также постоянным развитием действительности -и, прежде всего, социальной действительности - появлением новых условий жизни, совершенствованием человека и изготовленных им предметов. Вопрос о разнообразии художественных вкусов находит свое решение, прежде всего, уже при рассмотрении объективности их содержания; многообразие конкретных проявлений красоты предполагает и разнообразие вкусовых предпочтений. Индивидуализированное проявление художественного вкуса ценно тем, что демонстрирует нюансы качеств объекта и позволяет передать другим чувство, пережитое личностью. Следовательно, создаются основания для творчества в оценочно-переживающих взаимодействиях, поэтому художественный вкус служит эффективным средством эстетического воспитания студентов художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: эстетический вкус, художественный вкус, эстетическое сознание, художественная образованность, студенты художественных специальностей, процесс профессиональной подготовки, эстетическое воспитание.

Сущность высшего образования - учить думать, самостоятельно учиться, адаптироваться к обществу, которое постоянно изменяется, повышать свой теоретический и профессиональный уровень. Решению этих задач должны способствовать современные ВУЗы путем интеграции науки, образования и производства, по необходимости оперативно и гибко изменяя содержание учебного материала, сочетая цели и направления учебной, научной и воспитательной работы, которые обеспечивают тесную взаимосвязь всех форм и методов работы студентов.

В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, а также Законе Украины «Про высшее образование» № 1556-УП отмечено, что особое значение для студентов художественных специальностей приобретают вопросы совершенствования эстетического воспитания, формирования и развития эстетических чувств, художественных интересов, идеалов и вкусов в процессе профессиональной подготовки [1; 2].

Проблема развития и формирования художественного вкуса личности является сложной, неоднозначной и исследуется представителями разных наук. В истории философско-эстетической мысли категория «вкуса» освещалась в трудах Платона, Аристотеля, Вольтера, Гельвеция, Э. Берка, А. Смита, Дж. Локка, И. Канта, Ж.-Ж. Руссо, А. Баумгартена, И. Зульцера, В. Асмуса, И. Винкельмана, Н. Карамзина, М. Бахтина, Ю. Борева и других.

Ряд концепций, пути и формы развития художественного вкуса отражены в научных трудах российских ученых: Л. Когана, О. Лармина, В. Разумного, В. Скатерщикова, Б. Лихачева, Б. Юсова; украинских ученых: Г. Сковороды, Л. Левчука, Д. Кучерюка, В. Па-нченко Г. Шульги, Л. Масол, Г. Шевченко; зарубежных: Ганса Юргена Айзенка (Hans Jürgen Eysenck); Майкла Д. Коула (Michael D. Cole); Фрэнка Пламптона Рамсея (Frank Plumpton Ramsey).

Глубоко исследователями-педагогами раскрыты отдельные аспекты формирования художественного вку-

са, связанные с усвоением изобразительной грамоты, спецификой языка изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки и отображены в трудах Г. Беды, Н. Волкова, Д. Кардовского, Н. Кры-мова, Б. Неменского Н. Ростовцева, В. Серова, П. Чистякова.

Цель статьи - рассмотреть историю, состояние и значимость художественного вкуса в формировании личности человека. Согласно цели были определены следующие задачи: рассмотреть и проанализировать состояние и значимость художественного вкуса в формировании личности человека в исторической и современной науке; выделить и обосновать субъективные и объективные взгляды на условия формирования художественного вкуса личности; дать собственное определение художественного вкуса на современном этапе развития общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как известно, слово «вкус» используется как в русском, так и украинском языках в разных значениях. Когда, например, мы говорим о вкусе еды, то имеем в виду те физиологичные ощущения, которые она вызывает в наших органах чувств своими химическими качествами. Другое значение имеет слово «вкус» в том случае, когда мы характеризуем им способность человека сознательно судить о красивом и некрасивом в действительности. Такой вкус называется эстетическим. Он выражает оценку действительности с позиций выработанных у человека представлений о красивом, уродливом, комичном, трагичном и тому подобное, если же предметом этой оценки оказывается искусство, созданное людьми как особое средство общения друг с другом, как средство образной передачи мыслей, эмоций, знаний, то способность выражать ее называют художественным вкусом [3, с. 42]. Можно также определить художественный вкус как способность непосредственного суждения о позитивном качестве произведения искусства, его эмоциональной стороне.

Задатки этой способности заложены в каждом человеке. Формируется же она в результате влияния условий его жизни и воспитания, как и всякая способность, вкус проявляется в определенном действии, а именно -в художественном творчестве или же в активном отношении к миру прекрасного.

Прежде всего, выделим материалистическую традицию решения проблемы вкуса, поскольку она выходит из соответствия суждение вкуса определенным чертам и свойствам реально существующего, оцениваемого с помощью вкуса, объекта. Такой подход определяется сенсуалистической теорией познания, которая выходит из того, что познание опирается на данные наших ощущений, которые правдиво отображают объективную реальность. Еще Э. Берк писал, что стоит отличать верность ощущений от того, нравятся или не нравятся те или другие ощущения человеку. «Нормально функционирующие органы чувств скажут человеку, что мед сладок, а табак горек. Другое дело, что можно отдавать преимущество вкуса табака вкусу сахара, но никто не назовет табак сахаром. О таком преимуществе спорить нельзя, но мы сможем спорить и притом с достойным основанием по поводу вещей, которые по своей природе приятные или неприятные человеческим чувствам» [4, с. 86]. Настоящим образцам хорошего вкуса, учили французские просветители и, в частности, Ж.Ж. Руссо, они определяются своей близостью к природе и к ее явлениям.

Эту мысль в XIX веке неоднократно повторяли художники-реалисты, связывая «здоровье вкуса» с соблюдением логики самой жизни. «Красота - дело вкусов; для меня она вся в правде, - писал И.Е. Репин -жизнь, свет, солнце, движение, драматизм всегда имели, и всегда будут иметь наибольший контингент потребителей. А большинство, особенно если оно умно и здорово, - большая сила» [5, с. 287]. В этих словах художника четко выражена большая идея о прекрасном, что коренится в жизни, в действительности.

Само положение о том, что существуют вкусы «правильные» и «неправильные», нормальные и извращенные, должно опираться, прежде всего, на признание правильного или неправильного отражения во вкусах действительно реальных явлений жизни. Когда природная ценность смещена в воображении людей, замечал Дж. Локк, «человеческие вкусы испорчены» [6, с. 28]. Немецкие просветители XVIII в. рассматривали вкус как одну из познавательных способностей человека: «Вкус, объединяя все силы души, воспринимает сразу все, что касается сущности вещи, поскольку она чувственно познаваема» [7, с. 276].

Традиция рассмотрения эстетического и художественного вкуса как средства и формы познания действительности, познания красоты мира свойственна русской эстетике начиная с XVIII века. И не случайно, что Н.Г. Чернышевский в своей диссертации «Эстетическое отношение искусства к действительности» уделил много внимания детальному анализу конкретных особенностей (он пишет: «главных свойств») красоты природы и человека [8, с. 10-11]. Конечно, не возможно в одной экспериментально-теоретической работе перечислить не только все, но даже и главные черты прекрасных предметов и явлений. Их живой показ доступен только искусству. Чернышевский четко понимает, что хотя ощущение, вызванное у человека прекрасным, является общим для всех людей, предметы, явления и существа, что его вызывают, бесконечно разнообразные, порою не похожие друг на друга. Но, Чернышевский показывает, что эстетические свойства предметов разнообразны и конкретны, и для этого он дает целый ряд примеров красивых вещей и явлений.

В человеческом сознании на помощь абстрактному мышлению при восприятии красоты реального мира приходит эстетическое воспроизведение, реализованное в эстетическом чувстве и эстетическом и художественном вкусе.

Отражение действительности в эстетическом и художественном вкусах невозможно без непосредственного контакта человека с предметами и явлениями, отражающими, без развития основы эстетического вкуса, эстетическое чувство. Никакими лекциями и теоретическими работами о красоте, самими по себе, без непосредственного живого приобщения к красоте, невозможно развить эстетический вкус, а без восприятия произведений искусства - вкус художественный.

Однако, разнообразность художественных вкусов -и это давно уже замечено философами и художниками - имеет своей причиной и факторы субъективного порядка. Человек - создание биосоциальное, и уже в силу своей специфической биологической организации эстетическое освоение им действительности связано с определенной структурой органов чувств. Только то, что чувственно воспринимается людьми и подлежит

13.00.00 - педагогические науки эстетической оценке. Само понятие вкуса перенесено в сферу эстетики из области чисто физиологичного восприятия.

Конечно, параллель между физиологичным ощущением явлений природы и эстетическим вкусовым восприятием красоты достаточно условна, однако ее можно провести. Как из огромного спектра электромагнитных колебаний человек зрительно чувствует лишь небольшой спектр световых волн, так из бесконечного числа явлений природы он эстетически воспринимает лишь те объекты преимущественные его макромиру, которые доступны непосредственно восприятию глаза, уха, органов обоняния и прикосновения.

Конечно, человеческая чувственность развивается, сегодня человечество воспринимает мир детальнее и острее, чем когда-то. Однако, главное завоевание человека не в том, что его чувства воспринимают предметы более точно, тонко и остро, чем чувства животных, а в том, что они воспринимают мир иначе. Доказано, что чувственное восприятие предмета для человека не только сигнал о полезности или вредности, информация о значении этого предмета для биологического функционирования субъекта, но и начальный момент познания самого этого предмета, его природы, его сущности, его меры. В то же время это шаг к осознанию значения этого предмета для жизни человека, взятого в ее социальном и особенно духовном содержании, это - возможность чувственного наслаждения видом предмета, его качествами и красотой.

В этом содержании отмеченный момент субъективности художественного восприятия мира - это общечеловеческий момент, и такая субъективность не только свойственна всему человечеству, но и представляет основу общности эстетического восприятия действительности в разные эпохи, объясняет наследственность художественных вкусов поколений. Веками люди наслаждались красотой произведений искусства, красотой творений своих рук. Предметы, созданные человеческим трудом в течение тысячелетий, произведения классического искусства - графики, живописи, скульптуры, архитектуры - являются образцами высокого художественного вкуса и источниками развития последнего.

Если рассматривать человечество как субъект эстетической и художественной деятельности, то можно говорить о субъективных общечеловеческих предпосылках хорошего эстетического и художественного вкуса. Вместе с тем не следует забывать, что ни человечество, ни отдельный человек не является абстракцией. Человек в классовом обществе - представитель определенного класса, он живет в конкретной социально-исторической среде: каждая личность характеризуется вековой, половой, психофизиологической и психологической определенностью, имеет мировоззрение, принадлежит к той или другой национальной группе, словом, это конкретная и индивидуально-неповторимая личность. И эти ее индивидуальность и неповторимость является источником ее субъективности, но субъективности других порядков; это и субъективность, которая рождает разнообразие художественных вкусов и оценок, которые приходят в противоречие со вкусами и оценками других людей, как представителей разных социальных групп, классов. Природа, причины и познавательное значение такой субъективности все-

гда интересовали исследователей проблемы художественного вкуса. В ее решении вырисовывались разные тенденции, связанные, в первую очередь с философскими - а через них и с социальными позициями теоретиков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если стоять на метафизических позициях и признавать только естественную или даже только общечеловеческую сущность красоты, то художественный вкус людей должен был бы носить однозначный характер, потому что он в случае верного отображения прекрасного был бы общим для всех. Но история убедительно показывает, что это не так. При объяснении данного безусловного факта еще домарксистские материалисты, верно, замечало немало факторов. В их числе отмечались ограниченность индивидуальных способностей восприятия красоты и суждения о ней у разных представителей человеческого рода, существования национальных расхождений в представлении о красоте, влиянии обычаев и моды, особенно широко рассматривается эта тема у Адама Смита [9, с. 405]. Наиболее дальнозоркие теоретики подходили и к формированию (пусть в самом общем виде) мысли о значении социально-классовых факторов, определяющих расхождение художественных вкусов. Но, выступая с позиций теории «абстрактного человека», иногда с прямо антропологических философских позиций, оставаясь метафизической, домарксистская материалистическая эстетика усматривала в разнообразии художественных вкусов только отклонение от какого-то единого, свойственного «человеку вообще», правильного художественного вкуса.

Вернемся, однако, к концепции абсолютного «искреннего художественного вкуса». Выражая ее, Ж. Ж. Руссо писал: «.хороший художественный вкус чрезвычайно редкая вещь, так как, будучи дарован всем от природы, он становится действительным лишь в результате воспитания и воздействия социальной среды» [10, с. 104]. В итоге изложенная позиция выглядит таким образом: художественный вкус есть природное явление, он в принципе свойственный «от природы» всем, его нормы нерушимые, но для того, чтобы он реализовался, нужны определенные условия и воспитательная деятельность по его формированию. В этой типично просветительской концепции есть рациональные моменты, но в целом она страдает пассивно-созерцательным и неисторическим характером. Она не видит того, что художественный вкус определяется не только художественным объектом и средой, но и художественной деятельностью субъекта, и что сам художественный объект должен рассматриваться субъективно. Поэтому субъективность есть необменное условие существования и формирования художественного вкуса.

Проблему субъективности и активности эстетического и художественного вкуса также интенсивно разрабатывала идеалистичная эстетика. Ее представители «раздували» эту субъективность, доходя до полного отрицания объективного значения эстетического, а в частности и художественного вкуса, его объективного содержания. Вместе с тем идеалистичная эстетика в лице своих наиболее видных представителей стремилась раскрыть диалектику вкуса, рассмотреть противоречивый характер его структуры. Особенно интересно и поучительно относительно этого творчество И. Кан-

та, у которого эстетический вкус, и как его составляющая - художественный вкус, выступал как главная категория его эстетики.

Суждение вкуса, по Канту, не имеет никакого познавательного значения, определяющая основа для вкуса может быть только субъективной. Вкус выражает только определенное состояние нашего чувства. В этом значении он является сугубо индивидуальным. Но И. Кант вместе с тем считает значительным свойством вкуса и его всеобщность. Антиномия, противоречия вкуса, состоит в том, что поскольку вкус индивидуален и о вкусах не спорят, но поскольку он имеет и свойства всеобщности, то и другое суждение вкуса должны разделять все. В некоторых работах эту антиномию определяют как противоречие между субъективным и объективным во вкусах, но это не совсем точно. Сам И. Кант утверждает, что эстетическое и художественное суждение - это такое суждение, «определяющее основание которого может быть только субъективным» [11, с. 203]. Как объясняет исследователь Канта профессор В. Ф. Асмус, всеобщность вкуса, по мнению немецкого философа, не должна рассматриваться как объективность, она совсем «не основывается на объективных свойствах предмета: она имеет всего лишь субъективное значение» [11, с. 41]. Объективность суждения вкуса свидетельствует о наличии развитого эстетического опыта отношения к миру. Таким образом, по Канту, и общий, и индивидуальный вкусы одинаково субъективны, а противоречие между ними оказывается неразрешимым. Вместе с тем, собственно говоря, в этой антиномии вкуса отражено реально существующее противоречие между общественным и индивидуальным эстетическим вкусом и показана неразрешимость этого противоречия в рамках антагонистического общества с его принципиальными классовыми типами сознания. Общность вкуса в таком обществе может касаться только частностей, а в целом эстетическое отношение разных социальных групп к действительности, особенно к социальной действительности, к человеку, искореняющее разное и потому всеобщность вкуса в целом действительно воображаемая. Расхождения же во вкусах носят не только индивидуальный, но и социально-групповой характер, что для идеалистов является аргументом против признания объективности эстетического и художественного вкуса.

Рассмотрим проблему в марксистско-ленинском понимании соотношения объективного и субъективного в общественном развитии. Социальное сознание, в том числе эстетическое сознание, не может в классовом обществе подняться над расхождением и противоположностью классовых интересов; истина же заключается в том, что сознание объективного прогрессивного класса отображает действительность вернее, полнее, глубже, и, выходит, более объективно, чем сознание класса реакционного.

Качество субъективности прогрессивного общественного сознания иная, чем регрессивного. Отсюда -возможность постановки вопроса об истинности отображения и оценок действительности в классовом сознании. В применении к художественному вкусу мы употребляем с полным основанием понятие истинный и ошибочный, хороший и плохой, здоровый и испорченный, имея в виду художественный вкус социальной группы и то в художественном вкусе отдельной лично-

сти, в индивидуальном вкусе, который определяется его социальным содержанием общественного и мировоззрением.

Вместе с тем, как мы уже подчеркивали, в художественном вкусе личности есть и такие индивидуально-субъективные элементы, к которым необходимо применять другие понятия - вкус развитый и неразвитый; всесторонний и ограниченный; обычный и изысканный; трансформированный и эклектический. Эти понятия характеризуют уровень развития художественного вкуса личности, и не всегда относятся к его качественной определенности. Вкус может быть верным, хорошим, но еще неразвитым и сформированным; вместе с тем направление его развития и формирования должно опираться на существующую уже здоровую основу. Утонченный вкус не всегда здоровый вкус, а эклектический еще не всегда является искаженным. В основе противоположные по своим идейным установкам художественные вкусы находятся, так сказать, в состоянии борьбы. Таким образом, хорошие в социальном плане и в то же время разные в индивидуальном плане художественные вкусы миллионов личностей сосуществуют, обогащаясь, и взаимодействуя друг с другом, потому что в них общая объективная основа, они находятся в общей системе эстетического сознания. Такие художественные вкусы являются общими в социальном плане и разнообразными, индивидуальными в плане личностном, представляя гармоничную систему общественного вкуса.

Дискуссии о художественном вкусе длятся в мировой эстетике и до сегодняшнего дня, являя собой один из участков идеологической борьбы. Западная эстетика, продолжая традиции субъективного идеализма, отказывается от завоеваний не только материалистов прошлого, но даже и объективных идеалистов.

Субъективные течения отрицают, какую бы то ни было объективную (естественно-социальную) основу художественного вкуса. Вкус рассматривается вне способностей эстетического сознания, к отображению реально существующих художественных ценностей: он трактуется, как чисто субъективная способность человека порождать производные, которые зависят не от оцениваемого предмета, а только от воли личности и его художественного суждения.

По мнению субъективистов, если мы оцениваем предмет с точки зрения одних идеологических художественных критериев, а другой человек - с точки зрения противоположных, то мы в равной мере правы, и определить, какой критерий истинный, совсем невозможно. В художественном вкусе, таким образом, отрицаются какие бы того не было, объективные, а также рациональные, сознательные моменты, и он сводится к иррациональному, мистическому, подсознательному началу. Отрицается всеобщность вкуса даже в ее кантов-ском понимании. Обладание художественным вкусом приписывается только избранным, «специально созданным» для духовной деятельности индивидам, и право на художественные суждения объявляется привилегией «элиты». Здоровый художественный вкус, лучшие традиции художественной культуры народа клеймятся как «консервативные» или «устаревшие», а упадочнические явления современного западного искусства возвеличиваются как «высшие достижения» нового вкуса.

Марксистско-ленинская концепция эстетического, а соответственно как его составляющей и художественного вкуса развивалась на действительно научной основе теории отображения и учения о сущности человеческой деятельности, на материалистическом и диалектическом понимании природы ценностей.

Утилитарные, моральные, эстетические, художественные ценности имеют объективную основу, и вместе с тем они являются ценностями для человека, поскольку удовлетворяют те или другие ее потребности. То, что в одних условиях не является реальной ценностью, в других добывает ценностный характер. Представляет предмет, произведение искусства, сам человек ценность для другого или для общества, в целом зависит и от свойств самого явления, и от степени и уровня развития потребностей, что это явление способно удовлетворить. Отсюда выплывает объективно-субъективный характер любой ценности, в том числе и эстетической и художественной.

С этого взгляда художественный вкус рассматривается как процесс отображения и оценки эстетических ценностей - реальных предметов, вещей, явлений природы, общества, произведений искусства и материализованных у них социальных отношений. Художественный вкус выступает как таковой факт эстетического сознания, в котором способность непосредственного чувственного постижения красоты обогащена деятельностью мышления, а отображение тех или иных объектов в их целостности, в их содержательных чувственно-воспринимаемых формах соединено с их эмоциональной оценкой. Критерием хорошего или плохого вкуса, как отмечает Л.Н. Столович, «выступает отношение вкусовой оценки к объективной ценности, соответствие или несоответствие ее с этой ценностью» [12, с. 212]. Чем большую возможность обеспечивает мировоззренческая позиция человека, его художественный опыт и индивидуальное развитие для того, чтоб художественно-вкусовая оценка могла основываться на правильном отражении эстетического объекта, тем полнее в субъективном выражается объективное, более высоким, искренним, прогрессивным является его художественный вкус.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этой связи встает вопрос о соотношении индивидуальной и общественной вкусовой оценки эстетических свойств действительности и искусства. Эти явления сложно представить себе как такие, что просто противостоят друг другу. Нет и не может быть индивидуальной художественной оценки, которая не отражала бы в своем подобии мысль определенной социальной группы, нет и не может быть общественной оценки, которая бы реализовывалась вне мнения отдельных личностей. Конечно, возможны расхождения между оценкой, которая дается отдельным человеком, и общепризнанной оценкой, хотя, на наш взгляд, и в этом случае практически всегда можно определить социальное содержание этой «чисто индивидуальной» оценки. Впрочем сила художественного влияния гениальных произведений искусства на человека определяется их эстетической бесспорностью, проявляющейся в том, что люди объединяются в своей художественно-вкусовой оценке таких объектов и в этом порыве находят источник огромной эстетической радости. Быть целостным в своих художественных оценках, не спорить о вкусах, поскольку их общность несомненна - наивысшая радость эстетического восприятия мира.

Внимательно проанализировав состояние и значимость художественного вкуса в формировании личности человека в исторической и современной науке, мы подаем собственное определение художественного вкуса на современном этапе развития общества: художественный вкус - это личностная способность человека, как субъекта социального общения, воспринимать, последовательно анализировать и оценивать художественные произведения искусства, определять их эстетическую ценность и выражать свое объективное отношение к ним, развивая при этом свои художественно-творческие способности и используя их в своей профессиональной деятельности. Разные мысли, переживания, которые возникают во время восприятия художественных произведений, закрепляются в художественном вкусе в соответствии с закономерностями, которые определяют деятельность личности.

Формирование художественных вкусов студентов художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки является важным моментом развития духовной культуры современного общества. Развитый художественный вкус влияет на всю духовно-практическую деятельность человека. Поэтому формирование художественных вкусов требует определенной самодисциплины и творческих усилий, что обогащает духовный потенциал личности, наполняет жизнь человека высоким смыслом, делает ее действительно эстетически воспитанной и интеллигентной. И хотя нельзя дать единого рецепта для достижения художественной образованности, которая является одним из составляющих формирования развитого художественного вкуса, но некоторые принципы художественного воспитания и самовоспитания, однако, можно выделить. Полноценное суждение о произведении искусства возможно только тогда, когда зритель понимает художественно-эстетические принципы, на которых оно было создано. Такие, например, общие принципы того или иного художественного направления прошлого: классицизма, романтизма и тому подобное, но, конечно, их усвоением не ограничивается художественная образованность личности. Не менее важно, чтобы каждый человек был утонченным ценителем искусства, своеобразия его видов, родов и жанров. Здесь стоит напомнить о необходимости осмысленного восприятия художественных произведений. Конечно, радость непосредственного эмоционального потрясения, которое мы получаем от произведений изобразительного искусства, не должна заменяться сухим теоретизированием о нем. Но эта радость окажется гораздо глубже, сильнее, если мы сумеем увидеть в художественном произведении такие достоинства, которые не доступны человеку без соответствующей профессиональной подготовки. Однако сами по себе занятия искусством не обеспечивают художественной образованности. Необходимо читать книги по истории и теории искусства, высказывания великих художников, литературу по общим вопросам творчества, посещать художественные музеи и выставки, встречаться, разговаривать и дискутировать с современными художниками и дизайнерами. Перспективами дальнейших изысканий является разработка критериев, уровней и показателей сформированности художественного вкуса у студентов художественных специальностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Об образовании в Российской федерации: федер. закон № 273-Ф3 от 29.12.2012: по сост. на 01.09.2013. URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.

2. Закон Украши «Про вищу освпу» № 1556-VII: остання редакщя ввд 01.01.2015. URL: http://docs.dtkt. ua/ua/doc/1204.353.0 (дата обращения: 19.06.2015).

3. Эстетика: словарь / под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. 447 с.

4. История эстетики: памятники мировой эстетич. мысли: в 7 т. / гл. ред. М.Ф. Овсянников. М.: Искусство, 1962. Т. 2: Эстетические учения XVII-XVIII веков. 1964. 835 с.

5. Мастера искусства об искусстве: избр. отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : в 7 т. / под. общ. ред. А. А. Губера. М.: Искусство, 1965. Т. 5: Искусство конца XIX - начала XX века. / под ред. И.Л. Маца и Н.В. Яворской. 1969. Кн. 2. 541 с.

6. Локк Д. Избранные философские произведения: в 2 т. М.: Соцэкгиз, 1960 Т. 1: [Опыт о человеческом разуме]. 1960. 734 с.

7. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965. 374 с.

8. Чернышевский Н.Г. Статьи по эстетике. М.: Соцэкгиз, 1938. 316 с.

9. Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М.: Искусство, 1973. 478 с.

10. Руссо Ж.-Ж. Об искусстве: ст. высказывания, отрывки из произведений / пер. с фр. и вступ. ст. Т.Э. Барской. Л.; М.: Искусство, 1959. 296 с.

11. Кант И. Сочинения: в 6 т. М.: Мысль, 1964. Т. 5: Сочинения по эстетике: критика способности суждения / под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзер-мана. 1964. 543 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972. 272 с.

ORIGINS OF THE CONCEPT OF TASTE AS THE BASIS FOR FORMING ARTISTIC TASTE OF ART STUDENTS

© 2016

M.Yu. Birukov, associate professor of the Chair of Design and Project Technologies

Luhansk State University, Luhansk (Luhansk People's Republic)

Abstract. Implementation of the principles of democracy, humanitarian priorities in the higher vocational education determines profound changes in the formation of artistic taste of contemporary young people. The problem of the formation of art taste and personality is complex, ambiguous and examined by representatives of different sciences. The artistic taste is the focus of aesthetic evaluation criteria of all spheres of human activities, it serves as a basis for establishing the invariant personality-the unique forms of the individual's behavior, thinking and creativity. This article examines the history, state and value of artistic taste in the formation of human personality in the historical and modern science, distinguishes between subjective and objective views on the conditions for the existence and formation of artistic taste, works out a definition of artistic taste at the present stage of society development. The variety of artistic tastes is explained by the unlimited richness of art objects themselves, as well as the constant development of reality - and, above all, social reality - by the emergence of new conditions of life, development of man and man-made objects. The question of the diversity of artistic tastes finds its solution, first of all, while considering the objectivity of their content; the variety of specific manifestations of beauty accounts for diverse taste preferences. Individual display of artistic taste is valuable in demonstrating the nuances of the qualities of the object and allows one to pass on to others the feeling one experienced. Thus, a foundation is laid for creative evaluating interaction, so the artistic taste serves as an effective means of aesthetic education of art students in the course of vocational training.

Keywords: aesthetic taste, artistic taste, aesthetic consciousness, art education, art students, teaching process, aesthetic training.

УДК 378.147.88

ОНЛАЙН РЕСУРСЫ ИКТ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВО ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 44.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

© 2016

М.А. Воронина, старший преподаватель кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании

Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара (Россия)

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий в процессе современного образования. Анализируются требования Федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и высшего образования. Акцентируется внимание на необходимости формирования ИКТ-компетентности на всех ступенях образования. Речь идет о концепциях применения информационно-коммуникационных технологий в школе. Анализируется понятие «информатизация образования».

Рассматривается профессиональный стандарт педагога и описывается трехуровневая модель формирования ИКТ-компетентности педагога. Проводится анализ возможностей проведения интерактивных лекций на основе поддержки социальных сетей или использования облачных технологий.

В статье предлагается использование метода конкретных ситуаций в виртуальной реальности, как средства формирования требуемых компетенций и повышения мотивации студентов. Анализируется дидактический по-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.