Научная статья на тему 'ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОГО КОСТЮМА ТАДЖИКОВ ГБАО КОНЦА XIX - XXI ВВ'

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОГО КОСТЮМА ТАДЖИКОВ ГБАО КОНЦА XIX - XXI ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / ПАМИР / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ / ШИТЬЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ / ИСТОРИОГРАФИЯ / ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иброхимов М. Ф., Ёгибекова Б. Т.

В статье отмечается, что в историографии Таджикистана и зарубежья традиционная одежда таджиков Горно-Бадахшанской автономной области в сравнении с другими регионами Республики Таджикистан получила отражение не в меньшей степени. Однако материал и результаты выполненных в этом направлении исследований зафиксированы лишь в нескольких разрозненных статьях, посвященных важным аспектам региональной одежды. В связи с этим, история изучения народного костюма таджиков ГБАО является актуальной проблемой, так как расширяет наши знания по разнообразию национальной одежды. Разработка данной проблематики позволяет глубже разобраться в особенностях костюма таджиков - жителей высокогорья. Авторами выполнен краткий историографический обзор темы, указаны наиболее ценные исследования. Кроме того, излагаются авторские заключения по главным аспектам регионального этнического костюма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIOGRAPHICAL AND SOURCE STUDY ASPECTS OF THE STUDY OF THE FOLK COSTUME OF TAJIKS IN GBAO AT THE END OF THE 19TH - 21ST CENTURIES

The article notes that in the historiography of Tajikistan and abroad, the traditional clothing of the Tajiks of the Gorno-Badakhshan Autonomous Region, in comparison with other regions of the Republic of Tajikistan, is reflected to no lesser extent. However, the material and results of studies carried out in this direction are recorded only in a few scattered articles devoted to important aspects of regional clothing. In this regard, the history of studying the folk costume of the Tajiks of GBAO is an urgent problem, as it expands our knowledge of the diversity of national clothes. The development of this issue allows a deeper understanding of the features of the costume of the Tajiks - the inhabitants of the highlands. The authors made a brief historiographical review of the topic, indicated the most valuable research. In addition, the author's conclusions on the main aspects of the regional ethnic costume are presented.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОГО КОСТЮМА ТАДЖИКОВ ГБАО КОНЦА XIX - XXI ВВ»

должное Махмуду Газнави, сумевшему с помощью силы и дипломатии удержать проникновение караханидов в Хорасан.

Ключевые слова: дипломатические отношения, Махмуд Газнави, караханиды, посольство, подарки, торжественная аудиенция.

MAHMUD GHAZNAVIS DIPLOMATIC RELATIONS WITH QARAKHANIDS (SOURCE-HISTORIOGRAPHICAL ASPECTS)

Designing on the premise of information belonging to the early medieval authors being Utbi, Gardezi, Jamol al-Karshi, Bayhaqi and historical literature, primarily the conducted research by V.V. Bartold the author of the article canvasses Mahmud Ghaznavi's diplomatic relations with Qarakhanid khans. The author considers the reasons that brought together interests of the two states or became their enmity cause. In his article the author analyzes the process of negotiations, receiving ambassadors ceremony and sovereigns meetings. It is stressed that under Ghaznavid rulers - Mahmud and Mas'ud the caliphs of Baghdad did not have direct relations with Qarakhanids and the caliph sent honorary titles and gifts to them through the mediation of Ghaznavids. An emphasis is laid upon the idea that Mahmud Ghaznavi did not have hostile relations with Qarakhanids of the Eastern Turkestan, since he did not have common borders with them. The author of the article gives the position that by virtue of force and diplomacy Mahmud Ghaznavi who managed to keep the penetration of Qarakhanids into Khorasan.

Key words: diplomatic relations, Mahmud Ghaznavi, Qarakhanids, embassy, gifts, solemn audience.

Сведение об авторе: Хусенов Фаррух Рахимович - к.и.н., соискатель отдела древней, средневековой и новой истории Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша НАНТ. Адрес: 735700, Республика Таджикистан, город Душанбе, ул. акад. Раджабовых, 9. E-mail: Farrukh_2522@mail. ru

Information about the author: Husenov Farrukh Rakhimovich - candidate of historical sciences, claimant for candidate degree of the department of ancient, medieval and modern history attached to the Institute of History, Archeology and Ethnography named after A. Donish under the National Academy of Science. Address: 735700, Tajikistan Republic, Dushanbe-city, street. acad. Radjabov, 9. E-mail: [email protected]

4-»

УДК - 902.7 (575.3)

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОГО КОСТЮМА ТАДЖИКОВ ГБАО

КОНЦА XIX - XXI ВВ

ИБРОХИМОВ М. Ф., ЁГИБЕКОВА Б. Т., Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша

Народный костюм таджиков в целом, и каждая из его составляющих в частности занимают особое место в жизни народа и являются важным культурным явлением. Несмотря на то, что сегодня в городах и районах Таджикистана народными мастерами изготавливаются художественные изделия, к сожалению, развитие разных видов ремесел и промыслов находится пока на довольно низком уровне. К тому же, отдельные их области уже прекратили существование. Это означает, что назрела необходимость решать проблемы, связанные с их возрождением и дальнейшим развитием. Работа в этом направлении требует всемерной поддержки в обществе и научного исследования ситуации. Не случайно, в рамках инициативы Лидера нации, основателя мира и национального согласия, Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона, объявившего 2019

- 2021 гг. «Годами развития села, туризма и народных промыслов», были образованы десятки ремесленных школ, которые успешно функционируют. Правительством республики созданы все условия для развития народных промыслов, что позволяет возродить богатое наследие таджикского народа совершенствовать ремесленные традиции.

В отечественной и зарубежной историографии традиционная одежда таджиков Горно-Бадахшанской автономной области (за исключением Дарвазского района) в сравнении с другими регионами Республики Таджикистан получила не меньшее отражение. Однако материал и результаты выполненных в этом направлении исследований зафиксированы лишь в нескольких разрозненных статьях, которые посвящены важным аспектам традиционной одежды. В связи с этим, история изучения народного костюма таджиков ГБАО является актуальной проблемой, так как она расширяет наши знания по разнообразию национальной одежды. Разработка данной проблематики позволяет глубже разобраться в особенностях костюма таджиков - жителей высокогорья.

В прошлом из-за ландшафной расчленности Бадахшан не имел устойчивых связей в равнинными районами. Ежегодно в холодный сезон эта территория месяцами оставалась в изоляции, дороги и тропы к отдельным долинам региона закрывались до девяти месяцев в году. Более того, разрывались связи между сопредельными долинами и даже соседними селениями. Естественно, такие условия не могли не повлиять на материальную культуру населения региона, своеобразие деталей одежды, способы их изготовления и применения.Вместе с тем, данное обстоятельство способствовало сохранению здесь национальных традиций прошлого. Этот аспект отчетливо указывает на актуальность выбранной темы исследования.

Системное изучение образа жизни населения Горного Бадахшана, как и Центральной Азии в целом, было начато после присоединения региона к России во второй половине XIX в. За дореволюционный, советский и постсоветский периоды по выбранной проблематике выполнен ряд исследований в основном исторического и этнографического характера. В них нашли отражение отдельные аспекты разрабатываемой темы.

К ним можно отнести, в первую очередь, публикации, посвященные этнографии Горного Бадахшана. Это отдельные труды А. А. Бобринского по Вахану и Ишкашиму [5], И. И. Зарубина по долине Бартанга [10], М. С. Андреева по долине Хуфа [2], Н. А. Кислякова [14] и Л. Ф. Моногаровой по Язгулему [15] и др. Как следует из названий трудов, в них можно обнаружить сведения, касающиеся особенностей одежды конкретных районов Горного Бадахшана. Исключение составляют некоторые труды Л. Ф. Моногаровой, в которых география изучения охватывает всю территорию ГБАО.

В этом аспекте большое значение имеют труды, в которых затрагиваются те или иные аспекты рассматриваемой проблемы: альбом А. А. Бобринского по орнаменту дарвазских вышивок и вязаний [6], трактат М. С. Андреева по орнаменту таджиков Верховьев Пянджа и памирских киргизов [1], статья И. И. Зарубина про обувь жителей долины Бартанга, статья Н. А. Кислякова о свадебных лицевых занавесках Дарваза [13], работа З. А. Широковой по традиционному костюму жителей Дарваза [19], статьи Л. Б. Бахтоваршоевой, посвященные кустарным тканям, традиционным платьям и поясной одежде жителей региона [3,4], книга П. Киматшоева и В. Алидодова по вязальному делу памирцев [12], статья Л. Н. Дод-

худоевой по портновским традициям населения ГБАО [8], работа М. Ф. Иброхи-мова по традиционным тканям жителей этого региона [11], опубликованных статьях автора настоящего исследования, посвященных художественным особенностям памирского орнамента на примере ваханских шерстяных чулок и тюбетеек, а также традициям и инновациям в мужской и женской одежде жителей этого региона и др.

В годы независимости республики изданы отдельные книги и альбомы, непосредственно посвященные народному декоративно-прикладному искусству Горного Бадахшана. В них избранные образцы традиционной одежды рассматриваемого региона представлены в качестве выдающихся достижений ремесленничества. Примерами являются альбом, подготовленный в соавторстве Н. Э. Юнусо-вой и Л. Н. Додхудоевой «Народное искусство Памира» [21]. Особое значение имеют архивные документы М. А. Рузиева под названием «Искусство Памира», основанные на материалах его полевых исследований 1960 г. в Вахане [7] и др.

Отметим также диссертационное исследование С. П. Сайнакова, в котором история и этнография ГБАО изучена в основном на материалах архивных и письменных источников [17].

В то же время, права этнограф Л. Ф. Моногарова, которая в 1972 г писала, что сведения по отдельным аспектам национальной одежды таджиков ГБАО приводятся в трудах многих авторов, хотя по этой теме нет ни одного специального исследования [15].

Среди наиболее значимых работ она упоминает публикации этнографического характера А. А. Бобринского, И. И. Зарубина, М. С. Андреева, а также написанные ею лично. С того времени прошло полвека и, как показывает проведенный выше историографический обзор, за это время историография народного костюма таджиков ГБАО значительно пополнилась, что позволило нам провести данное исследование по проблемам изучения народного костюма таджиков ГБАО.

Итак, назрела необходимость изучения национальной одежды таджиков ГБАО, как носителя особых этнознаковых функций в отечественной и зарубежной этнографии конца XIX - XXI вв. Для достижения этой цели требуется решение целого комплекса задач. Во-первых, необходимо выявление вклада исследователей дореволюционного, советского и постсоветского периодов в разработку отдельных аспектов настоящей темы. Далее, следует изучить географические, природно-климатические и исторические факторы формирования состава, силуэта, покроя, декора и видового разнообразия традиционной одежды. Немаловажной задачей является составление общей характистики одежды жителей ГБАО в ее основных чертах и выявление ее районных, половозрастных и социально-утилитарных особенностей на основе материалов архивов научных публикаций.

Кроме того, следует изучить традиционные приемы изготовления одежды таджиков ГБАО как самобытной отрасли народных промыслов. Следует глубоко изучить способы декора традиционной одежды и ее семантики, а также отраслевой терминологии по народной одежде региона, приведенной в публикациях экспертов.

Источниковедческая база исследования по настоящей теме базируется на изучении всего комплекса доступных источников, которые можно условно разделить на следующие виды:

- труды русских авторов (дневники путешествий, исследования, воспоминания чиновников и ученых, в которых содержатся отдельные сведения по дореволюционной одежде Горного Бадахшана. Эти сведения имеют большую ценность вне зависимости от их отношения к видам, форме, крою, декору или портновским решениям. Среди этих работ заслуживают особого внимания публикации Д. Пу-тяты [16], А. А. Семёнова [18], А. П. Шишова [20] и др.

- труды западноевропейских авторов, посетивших Памир в дореволюционный период: публикации датского офицера Оле Олуфсена (1890 г.) [22], английского офицера Т. Э. Гордона (1874 г.) и др.;

- художественные источники (образцы одежды, запечатленные в старинных фотографиях, живописи, документальных и художественных фильмах и т.п.);

- подлинные образцы исторической одежды или так называемый «живой» материал, хранящийся в музейных фондах, частных реликвариях и у населения;

- полевые сведения - материал, собранный диссертантом в результате бесед с пожилыми жителями региона и выходцами оттуда.

Материалы исследования и выводы по ним показывают, что одним из ключевых факторов, способствовавших формированию традиционной одежды таджиков ГБАО, наряду с климатическими условиями региона, культурой и господствовавшей религией, послужила природная обособленность края, что обусловили отключенность региона от иноземных влияний в этнокультуре таджиков ГБАО. Это особенно подчеркнуто в трудах российских исследователей.

В традиционном костюме одежде дореволюционного женского населения ГБАО отразились особенности гендерного баланса, высокий статус женщины, что указано во многих публикациях путешественников конца XIX - начала XX вв.

Очевидно, природно-климатические условия региона и первостепенное значение в хозяйственной деятельности населения скотоводства способствовали широкому распространению здесь шерстяных изделий, что отмечено всеми учеными, занимавшихся историей костюма таджиков ГБАО.

Этнознаковые особенности народной одежды ГБАО ярко отразились в свадебном костюме, колорит которого основан на использовании трех цветов: белого, красного, зеленого. Преобладание этих цветов в праздничных костюмах, характерных и для других регионов проживания таджиков, указывает на общие истоки формирования и развития таджикского народа, что отмечено в ряде научных исследований.

Следует признать, что излюбленный прием декора национальных женских платьев - вышивка получила наибольшее развитие в Дарвазе, где таким способом орнаментировали основную часть изделия, применяли вышитые нашивки для декора разных деталей, а также пользовались узорной тесьмой. Помимо этого, здесь нашло применение тканая полоса с пришитыми серебряными бляшками по черному фону. Вышивка платья в Дарвазе достигла наибольшей степени совершенства. По богатству узора и степени его стилизации и семантики, дарвазская вышивка успешно конкурировала со знаменитым кулябским чаканом, что отмечено рядом экспертов конца XIX - начала XX вв.

В декоративных композициях одежды жителей ГБАО применялись разнообразные мотивы растительного, геометрического, зооморфного, предметного и астрального характеров. В отличие от орнамента жителей равнинных районов, где преобладают композиции растительного характера, здесь растительные и

геометрические мотивы использовались в равной мере, что было отмечено многими исследователями.

Можно наблюдать, что в декоре платьев и рубах высокогорных районов ГБАО вышивка применялась только при оформлении отдельных деталей одежды (вертикального разреза у горловины, концов рукавов). Для украшения шерстяных платьев широко использовалась гладкая тесьма черного цвета. Одним из знаковых деталей традиционного мужского и женского костюма ГБАО является тюбетейка с круглой тульей и плоской макушкой с характерным богатым вышитым узором, что отмечено в научной литературе. В женском праздничном костюме особое место занимает длинное нагрудное украшение с геометрическим узором разноцветного бисера, являющегося, по мнению экспертов, характерной его особенностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев М. С. Орнамент горных таджиков верховьев Аму-Дарьи и киргизов Памира. - Ташкент: Типо-литография № 2. Казгиза, 1928. 21 сад.

2. Андреев М. С. Таджики долины Хуф (Верховья Аму-Дарьи). -Сталинабад: АН Тадж. ССР, Ин-тут истории, археологии и этнографии. - 1953, 1958. - Вып. 1. 250 с. -Вип. 2. -520 с.

3. Бахтоваршоева Л. Б. Набедренная одежда таджиков Горного Бадахшана//Этнография в Таджикистане: Сб. Статей. - Душанбе, 1989. С. 165-185.

4. Бахтоваршоева Л. Б. Платья традиционного покроя таджичек Памира//Памироведение: Сб. статей. - Душанбе, 1984. - Вып. 1. С. 145-152.

5. Бобринской А. А. Горцы верховьев Пянджа (ваханцы и ишкашимцы). Очерки быта по путевым заметкам //- М., 1908. -150 с.

6. Бобринской А. А. Орнамент горных таджиков Дарваза (Нагорная Бухара). - М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1900. 47 с.

7. Додхудоева Л. Н. Народное искусство Вахана (полевые материалы профессора М. А. Рузиева) /Л. Н. Додхудоева//Труды международной научной конференции «Иранское языкознание 2020». Чтения памяти Б. Б. Лашкарбекова к 70-летию со дня рождения. - М., 2020. С. 354-378.

8. Додхудоева Л. Н. Памирский костюм с Крыши мира (англ.)//Дискавери. - Алматы, 2017. - № 1. С. 78-83.

9. Зарубин И. И. Материалы и заметки по этнографии горных таджиков. Долина Бартанга /И. И. Зарубин//Сборник МАЭ. - Т. 5, вып. 1. - Петроград, 1918. С. 97-148.

10. Зарубин И.И. Обувь горных таджиков долины Бартанга//Сборник антропологии и этнографии. - Т. 3. - Петроград, 1916. - С. 89-92.

11. Иброхимов М. Ф. Текстильное производство в горных районах Таджикистана в конце XIX -начале XX в. //Вестник Таджикского национального университета. - № 3/3(87). - Душанбе, 2012. С. 23-25.

12. Киматшоев П. Wedhipch: падающая звезда или тайны узоров Памира//П. Киматшоев, В. Алидодов. - 2-е изд. - Хорог, 2011. 28 с.

13. Кисляков Н. А. Свадебные лицевые занавески горных таджичек//Сборник Музея антропологии и этнографии. -Т. 15. -М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1953. -С. 291-316.

14. Кисляков Н. А. Язгулемцы (Этнографический очерк)//ИВГО, 1948. - Т. 80, вып. 4. С. 361-372.

15. Моногарова Л. Ф. Материалы по этнографии язгулемцев//Среднеазиатский этнографический сборник. - Т. 2. - М., 1959. С. 3-94.

16. Путята Д. Очерк экспедиции Г.-Ш. кап. Путята в Памир, Сариколь, Вахан и Шугнан в 1883 г. //Сборник географических, топографических и и статистических материалов по Азии. - СПб.: Военная типография, 1884. - С. 1-88.

17. Сайнаков С.П. Вклад дореволюционных русских исследователей в изучение этнографии Горного Бадахшана (Памира): Дис. канд ист. наук. - Душанбе, 2015. 209 с.

18. Семенов А. А. Этнографические очерки Зарафшанских гор, Каратегина и Дарваза. -М., 1903. -131 с.

19. Широкова З. А. Одежда//Таджики Каратегина и Дарваза. - Душанбе, 1970. - Вып. 2. С. 116202.

20. Шишов А. П. Таджики. Этнографическое исследование. - Алмааты, 2006. 392 с.

21. Юнусова Н. Э. Народное искусство Памира/Н. Э. Юнусова, Л. Н. Додхудоева (рус.- англ.), ред. Р. М. Масов. - Душанбе, 2009.

22. Ole Olufsen. Through the unknown Pamirs. The second Danish Pamir-Expedition (Lieutenants of the Danish army and chief of the expedition). With maps and numerous illustration. - London 1904. -281 с.

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОГО КОСТЮМА ТАДЖИКОВ ГБАО КОНЦА XIX - XXI ВВ.

В статье отмечается, что в историографии Таджикистана и зарубежья традиционная одежда таджиков Горно-Бадахшанской автономной области в сравнении с другими регионами Республики Таджикистан получила отражение не в меньшей степени. Однако материал и результаты выполненных в этом направлении исследований зафиксированы лишь в нескольких разрозненных статьях, посвященных важным аспектам региональной одежды. В связи с этим, история изучения народного костюма таджиков ГБАО является актуальной проблемой, так как расширяет наши знания по разнообразию национальной одежды. Разработка данной проблематики позволяет глубже разобраться в особенностях костюма таджиков - жителей высокогорья.

Авторами выполнен краткий историографический обзор темы, указаны наиболее ценные исследования. Кроме того, излагаются авторские заключения по главным аспектам регионального этнического костюма.

Ключевые слова: Таджикистан, П1амир, материальная культура, традиционный костюм, портновское дело, национальный! орнамент, историография, источниковеческая база.

ЧДНБАХРИ ТАЪРИХНИГОРЙ ВА САРЧАШМАШИНОСИИ ОМУЗИШИ ЛИБОСИ ТОЧИКОНИ ВМКБ - И ОХИРИ АСРИ XIX - АСРИ XXI

Дар макола кайд карда мешавад, ки дар таърихнигории ватанй ва хоричй либоси анъанавии точикони Вилояти Мухтори Кудистони Бадахшон дар мукоиса бо дигар минтакадои Точикистон ба андозаи баробар инъикос гардидааст. Аммо мавод ва натичадои тадкикоти дар ин самт ичрошуда тандо дар чанд маколаи парешон, ки ба чанбадои мудимми либоси минтакавй бахшида шудаанд, зикр гардидаанду халос.

Дар иртибот бо ин, таърихи омузиши либоси дакикии точикони ВМКБ масъалаи мудим ме-бошад ва дониши моро оид ба анвои мухталифи либоси миллй васеъ мегардонад. Коркарди ин масъала имкон фародам меорад, ки вижагидои либоси точикони баландкуддо амик омухта шаванд.

Муаллифон тафсири мухтасари сарчашмашиносии мавзуъро ба ичро расонида, осори бештар арзишмандро таъкид кардаанд. Иловатан хулосадои худро доир ба чанбадои гуногуни либоси мил-лй-минтакавй баён кардаанд.

Калидвожадо: Точикистон, Помир, фарданги моддй, либоси анъанавй, дунари чеварй, нахщи миллй, таърихнигорй, заминаи сарчашмашиносй.

HISTORIOGRAPHICAL AND SOURCE STUDY ASPECTS OF THE STUDY OF THE FOLK COSTUME OF TAJIKS IN GBAO AT THE END OF THE 19TH - 21ST

CENTURIES

The article notes that in the historiography of Tajikistan and abroad, the traditional clothing of the Tajiks of the Gorno-Badakhshan Autonomous Region, in comparison with other regions of the Republic of Tajikistan, is reflected to no lesser extent. However, the material and results of studies carried out in this direction are recorded only in a few scattered articles devoted to important aspects of regional clothing.

In this regard, the history of studying the folk costume of the Tajiks of GBAO is an urgent problem, as it expands our knowledge of the diversity of national clothes. The development of this issue allows a deeper understanding of the features of the costume of the Tajiks - the inhabitants of the highlands.

The authors made a brief historiographical review of the topic, indicated the most valuable research. In addition, the author's conclusions on the main aspects of the regional ethnic costume are presented.

Key words: Tajikistan, Pamir, material culture, traditional costume, tailoring, national ornament, historiography, source base.

Маълумот дар бораи муаллифон: Ибродимов Муродалй Файзалиевич - ходими калони илмии шуъбаи таърихи санъати Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши АМИТ. E-mail: [email protected], тел. 2217247.

Ёгибекова Бека Турдибековна - унвондуйи Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши АМИТ.

About the authors: Yogibekova Beka Turdibekovna - Candidate of the A. Donish Institute of History, Archeology and Ethnography of the National Academy of Sciences of Tajikistan.

Ibrohimov Murodali Faizalievich - senior researcher at the Art History Department of the Institute of History, Archeology and Ethnography named after A. Donish of the National Academy of Sciences of Tajikistan, Doctor of Historical Sciences. E-mail: [email protected], тел. 2217247.

4-»

УДК - 52 (575.3) (092)

САДМИ АКАДЕМИК П. Б. БОБОЧ.ОНОВ ДАР ЭДЁ ВА РУШДИ ИЛМИ СИТОРАШИНОСИИ ТО^ИК

РАДМАТОВА Р. Б., Донишгоди давлатии Кулоб ба номи Абуабдуллоди Рудакй

Илми нудум ё ситорашиносй яке аз кадимтарин илмдои табиатшиносй буда, дар бунёд ва рушду нумуи он дар катори олимони дигар кавму миллатдо намо-яндагони бардастаи илми тодик, аз кабили Абдурадмон ас - Суфй, Абуалй ибни Сино, Абумадмуди Худандй, Абурайдон Берунй, ал-Хоразмй, Умари Хайём, Насируддини Тусй ва дигарон садми бориз доранд.

Идомаи ин анъанаи некро насле, ки дар даврони Шуравй тарбия ёфта буданд, аз он думла, Садриддин Айнй, Бободон Гафуров, Султон Умаров, Мудаммад Осимй, Акобир Аддамов, Абдулдамид Чураев, Зафар Усмонов идома дода, бо эдодиёти пурмудтаво ва тадкикоти илмии пурсамари худ осори гаронбадоеро аз худ бокй гузоштаанд.

Яке аз шахсиятдои шинохтаи миллати тодик, ки барои илми астрономия шуруъ аз даврони Шуравй то ба имруз хизматдои басо сазовор кардаасту бадри рушди илми дадонй бо тадкику таълифи асардои оламшумули хеш садми намоён гузоштааст, академик Пулод Бободонович Бободонов мебошад.

Пулод Бободонович Бободонов 15 октябри соли 1930 дар шадри бостонии Уротеппа - (доло Истаравшан) ба дунё омадааст. Ходими намоёни давлатй, астрофизик, академики Академияи илмдои Чумдурии Шуравии Сотсиалистии Тодикистон (соли 1973), аъзо-корреспондент (соли 1966), доктори илмдои физика ва математика (соли 1970), профессор (соли 1973) мебошад [2, 468].

Пулод Бободонов соли 1949 Институти давлатии омузгории шадри Худандро бо дипломи аъло хатм карда, соли 1950 ба аспирантураи расадхонаи астрономии Сталинободи Академияи илмдои Чумдурии Тодикистон дохил шуда, соли 1951 дар Институти давлатии астрономии ба номи П. К. Штернберги назди Дониш -годи давлатии Москва ба номи М. В. Ломоносов тадкикотро идома додааст.

Пулод Бободонов соли 1954 дар мавзуи «Тадкики суръати хоридшавии моддадо аз ядрои кометадо» дар Шурои диссертатсионии Донишгоди давлатии Москва ба номи М. В. Ломоносов рисолаи номзадй димоя намуда, сазовори унвони номзади илмдои физикаю математика гардид. Мавсуф рисолаи доктории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.