аст, ки косибон аз Самарканд, Истаравшан, Ургут ва дигар марказ^о зуд-зуд ба де^а^ои болооби Зарафшон даъват мешуданд, ки супориши сокинони ма^аллиро ичро мекарданд. Шояд осори он^оро мардумшиносон низ сабт карда бошанд.
Калидвожах,о: Точикистон, Зарафшон, экспедитсия, бойгонй, хуччат, аксбардорй, меъморй, рамз, тахлил, тархрезй, наккошй.
PICTORIAL DESIGN OF THE UPPER ZARAFSHAN RURAL AREA IN
THE 20TH CENTURy (DOCUMENTS OF THE ETHNOGRAPHIC ARCHIVE)
This article analyzes for the first time the materials of the Upper Zarafshan painting, recorded by members of ethnographic expeditions in 1957, 1960. The presented documents are photocollections from the ethnographic archive of the Institute of History, Archeology and Ethnography named after A.I. A. Donish,Tajikistan, National Academy of Sciences. Some examples of the region painting are published for the first time.
Ethnographers paid special attention to the picturesque design in religious and residential buildings, where both traditional ornamental motifs and new themes have been preserved. The authors of the murals were probably folk masters who, perhaps, received an art education or knew the basics of painting. Some of their panels are very primitive, others are more professional. It is known that artisans from Samarkand, Istaravshan, Urgut and other centers were often invited to the villages of Upper Zarafshan, who fulfilled the orders of local residents. Perhaps their work was also recorded by ethnographers.
Key words: Tajikistan, Zarafshan, expedition, archive, document, photography, architecture, symbol, analysis, design, painting.
Маълумот дар бораи муаллиф: Додхудоева Лариса Назаровна-мудири шуъбаи мар-думшиносии Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи Ахмади До-ниш. Телефон: (+992) 918 61 95 84. E-mail: [email protected]
Information about the author: Dodkhudoeva Larisa Nazarovrn - Head of Ethnographic department, Ahmada Donishа Institute of history, archaeology, ethnography, Tajikistan National Academy of sciences.Telefon:(+992) 918 61 95 84. E-mail: [email protected]
♦-♦
УДК 902 .7 (575.3)
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В ТАДЖИКИСТАНЕ
МАДАМИДЖАНОВА З. М., Институт истории, археологии и этнографии им. Ахмада Дониша
Зарождение этнографической науки о таджиках имеет свою историю и началось задолго до установления советской власти в Центральной Азии. Русские дореволюционные исследователи собрали ценный материал об этнической истории, хозяйственной деятельности, материальной культуре таджиков в конце Х1Х - начале ХХ вв. Однако глубокое, всестороннее и научное исследование материальной и духовной культуры населения республики началось после установления Советской власти на земле таджиков [21,5]. Историю исследования можно рассмотреть по этапам [15].
К первому этапу изучения народов Центральной Азии, в том числе и таджиков, относится период присоединения, этой территории к России. В это время Центральную Азию посетили многие русские путешественники, чиновники, военные, ученые. Этот период достаточно хорошо изучен таджикскими историографами [21,5].
Второй-сплошное этнографическое изучение таджиков и представителей других этносов в Таджикистане в годы Советской власти. Это - золотой век этнографии Таджикистана.
Следующий этап-этнографическое изучение таджиков после обретения независимости и образования Таджикского суверенного государства -Республики Таджикистан.
Сведения о таджиках на первом этапе показывают, что таджики традиционно проживали на огромной территории Центральной Азии, именно на этой территории формировался таджикский этнос, его язык, культура, хозяйственно-культурная направленность, ментальность и наконец, религия - зороастризм, позже принятие ислама.
Самым продуктивным периодом, конечно, был ХХ в., когда совершались этнографические экспедиции, шел интенсивный сбор материала по всем направлениям этнографической науки [15]. Именно в это время начала складываться в Таджикистане своя таджикская школа этнографии, и в этом большая заслуга принадлежит учителю почти всех этнографов Тад-жикистана-Антонине Константиновне Писарчик.
Начались исследования с 1920 г. После революции перед учеными открылись новые возможности для изучения населения Центральной Азии. Была представлена новая концепция, куда входили новые цели и задачи. Важными задачами были не только изучение разных сторон культуры и быта населения, но и подготовка этнографов из представителей этносов живущих в Центральной Азии, в том числе и автохтонного-таджиков.
Этот процесс начался с самого начала этнографических исследований в Таджикистане, и к концу XX в. сумел сформировать таджикскую этнографическую научную школу.
Одним из первых об этих задачах заговорил профессор И.И. Зарубин в своей записке, которую он представил в отделение истории и филологии Академии наук СССР в 1925 г. В ней справедливо указывалось, что в предшествующий период гораздо полнее оказались изучены культура и быт таджиков верховьев Пянджа, говорящих на самостоятельных языках, и гораздо меньше собрано материала по собственно горно-таджикским районам. В это время выдвигались новые актуальные исследования по отдельным районам Таджикистана, предлагалось особо обратить внимание на выявление ареала распространения особых элементов материальной и духовной культуры: типы жилища, средств передвижения, степень сохранения традиционного своеобразного старинного календаря и представления связанные с земледелием, системой верований.
Хочется отметить, что благодаря большому энтузиазму, научному ин-
тересу, ученая элита того времени открыла всему научному миру древнейшую культуру народов, этническая история которых позволила пересмотреть устоявшиеся мнения о народах Центральной Азии. Организовывались этнографические экспедиций [13] которые проводились учеными Москвы, Петрограда (Ленинграда) и Ташкента. К данной работе активно включились М.С. Андреев и Е.М. Пещерева, А.К.Писарчик, Н.А. Кисля-ков, В.В. Гинзбург, С.М. Абрамзон, О.А. Сухорева. Эти ученые начали свою деятельность еще до войны и главная задача того времени была собрать этнографический материал для описания коренных народностей Центральной Азии [9]. Сегодня, анализируя их вклад в изучениие таджиков, нельзя забыть то, что именно они открыли для всех таджиков Верхней Матчи, Самарканда, Каратегина и Дарваза и верховьев Пянджа с характеристикой языка, обрядовых жизненных практик, верованиями и религией, и наконец с характеристикой особенного мировоззрения. Они побывали в Ягнобе (руководил М.С. Андреев), собрали уникальные материалы по фольклору, по материальной и духовной культуре ягнобцев, материалы по словарю ягнобского языка. Таким образом, в результате, исследования материальной и духовной культуры ягнобцев, собранные Е.М. Пещеревой и М.С. Андреевым, впоследствии опубликованы, как «Ягноб-ские тексты» [2,10]. В 1932 г. в Таджикистане во главе с академиков С.Ф. Ольденбургом была открыта База Академии наук СССР и организована Таджикская комплексная экспедиция (ТКЭ). Программа исследования включала экспедиции в Гармскую группу районов, Каратегин и Дарваз. Ученые энциклопедисты понимали, что перед ними древнейшая территория на которой проживает древнейший этнос, со своим языком, хозяйственно-культурным типом, культурой и религией. По результатам исследований ими были опубликованы целый ряд интересных работ [111, 2]. Подводя итог исследованиям довоенных лет, хочется отметить с начала 1920-х годов и вплоть до начала 1940-х годов было опубликовано огромное количество трудов посвященных семейным обрядам таджиков: свадьбе, рождению детей [26]. Исследования включали этнографический материал, где была описана почти вся обрядовая традиция таджиков в контексте современности.
После окончания войны этнографическая работа в Таджикистане возобновилась в более широком объеме. В послевоенное время таджикская этнографическая наука представляет нам исследования,которые непосредственно касаются вопроса автохтонности таджикского этноса, шли антропологические исследования таджиков. В это время была издана монография В.В. Гинзбурга «Горные таджики» [6]. Этот период характерен тем, что в этнографические исследования включились специалисты самого Таджикистана совместно с учеными Москвы, Ленинграда. Следует отметить, что именно проблемы автохтоности открывали вопросы изучения этногенеза таджиков и понимание необходимости такого подхода позволило расширить исследования по всевозможным сторонам жизни этноса.
Именно, такой подход, позже, позволил разработать Концепцию этногенеза таджикского народа Б.Гафурову, в которой было признано мнение о том, что, таджикский этнос с древнейших времен развивался на огромной территории Центральной Азии, с единым языком, хозяйственно-культурным типом (ХКТ) оседлых земледельцев, с традиционной обрядовой культурой и религией. Выдвинутые концепы не только внесли новые подходы к истории таджиков, но и других народов живущих в Центральной Азии. Ученые-этнографы, археологи, филологи получили результаты исследований, которые определили новые гипотезы доказывающие авто-хтонность таджикского этноса, показали принадлежность к культуре оседло-земледельческого населения. Доказательством этого является статья «Освещение этнической истории таджикского народа в трудах М.С. Андреева и Н.А. Кислякова (на примере семейной обрядности). Мысль о единстве быта и культуры всех таджиков являлась краеугольным камнем исследований крупнейших этнографов-таджиковедов М.С. Андреева и Н.А.Кислякова. Общеизвестно, что они занимались этнографией всех народов Центральной Азии и прилегающих областей, уделяли особое внимание изучению древне-земледельческого оседлого народа этого региона -таджиков. Особо следует подчеркнуть, что при этом и М.С. Андреев, и Н.А. Кисляков всегда стремились выявить и исследовать самые архаичные черты в быту и культуре таджикского народа. Исследования проводились по всему Таджикистану, и даже в высокогорном Язгулеме, где научные исследования проводила Л.Ф. Моногарова. На основе собранных материалов (экспедиции 1947-1948 гг.)» Л.Ф. Моногарова написала статью «Язгулямцы Западного Памира» [18], где описала жизнь и быт жителей Западного Памира. Это было первое научное исследование по язгулем-цам. Моногарова Л.Ф., с большим энтузиазмом и желанием, несмотря на тяжелые условия работы, в 1940-1950-е года изучила быт, семью, и духовную культуру язгулемцев.
Этнографическое изучение населения Таджикистана в 50-е годы ХХ века достигло заметных успехов благодаря энтузиазму и кропотливой работе русских ученых-этнографов, которые проявляли пристальное внимание к местному населению, стремились войти с ним в контакт, завязать дружеские отношения. В сложении таджикистанской этнографической школы огромную роль сыграли первые наставники этнографов-таджиков -М.С. Андреев, Н.А. Кисляков, Е.М. Пещерева, О.А. Сухарева. Свое место в этой плеяде этнографов-таджиковедов занимает А.К. Писарчик, чей опыт, знания и помощь помогли ее товарищам, ученикам и младшим коллегам в их трудной и интереснейшей работе.
М.С. Андреевым был открыт кабинет этнографии в Институте истории, языка и литературы в ТФАН СССР который сыграл не только административно-руководящую роль, но поддерживал местные научные кадры и поддержал разработку большой темы «Сплошное этнографическое обследование Таджикистана». Эта тема была начата с группы районов быв-
шей Кулябской области затем после создания сектора этнографии в Институте истории, археологии и этнографии АН Таджикистана широко развернулось этнографическое исследование на территории всего Таджикистана и за его пределами. По материалам Кулябской области исследователь А.П. Колпаков опубликовал статью «Некоторые сведения о кварталах дореволюционного Куляба», в которой рассматривает топографию доре-во-люционного г. Куляба. Исключительное внимание к населению Таджикистана в полной мере проявляли и другие русские исследователи Н.Н. Ершов, Е.М. Пещерева, Б.Х. Кармышева, З.А. Широкова, О.А. Шибаева, А.К. Писарчик. Совместно с Институтом этнографии АН СССР сектором этнографии Института истории, археологии и этнографии АН Таджикистана осуществлялось этнографическое изучение колхозного крестьянства Ленинабадской области. Результатом этого явилась коллективная монография «Культура и быт таджикского колхозного крестьянства» [7].
Стационарные исследования по всему Таджикистану с конца 1950-х и до 1980-х годов в основном были посвящены дальнейшему изучению семейных и свадебных обрядов таджиков. В свет выходят работы Х.Г. Ишанкулова, Н.А. Кислякова, Н.П. Лобачёвой, О.А. Сухаревой, А.Л. Троицкой, Л.Ф. Моногаровой, Б.Х. Кармышевой, Н.Н. Ершова посвященные свадебной, детской и семейной обрядности. Так, в 1960-е годы известный исследователь Н. А. Кисляков впервые собрал, систематизировал и обобщил накопившиеся в дореволюционной и советской литературе сведения по истории и традиционным формам брака и семьи у таджиков (экзогамные нормы, брачные обряды, семейно-брачные запреты и т.д). В его книге «Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана» основное место занимают извлечения из работ авторов XVII - начала XX вв Наряду с этой и другими работами Н.А. Кислякова во второй половине 1940-х годов вышли в свет монографии (или крупные главы монографий) целого ряда этнографов, посвященные дореволюционной семье отдельных районов среднеазиатского региона.
К исследованиям подключались местные научные кадры, таджикские ученые этнографы, в результате чего статьи, монографии, стали иметь больше национальных особенностей.
Среди национальных кадров серьезную заявку сделали H.X. Нурджа-нов, М. Рахимов, М. Хамиджанова, З.И. Широкова, А.С. Давыдов, И. Му-хиддинов, эти ученые защитили кандидатские, докторские диссертации-это были первое национальное поколение таджикских этнографов.
Таким образом, перманентные этнографические изучения таджиков, способствовали развитию и становлению таджикской этнографической школы, которая впитала огромный научный потенциал российской этнографической школы Москвы и Санкт-Петербурга. Материалы нового этапа исследований, собранные непосредственно таджикскими этнографами, были включены в два тома серии «Народы мира», посвященные народам Средней Азии и Казахстана, а также в серию коллективных моно-графий о
колхозном крестьянстве республик региона, изданных в после-дующие годы. Ученые занимались сбором этнографического материала в Каратегине и Дарвазе. В 1958-1966 гг. проведены полевые работы в группе районов, расположенных по верхнему течению Зарафшана: Матчинском, Айнин-ском и Пенджикентском, а также в зоне затопления Нурекской ГЭС (1963— 66 и 1969). По материалам этих экспедиций были написаны и опубликованы ряд статей в коллективном труде «Таджики Каратегина и Дарваза» в трех выпусках (1966, 1970, 1976), аторами были Н.Н. Ершов, Н.А. Кисляков, Р.Л. Неменова, Н.Х. Нурджанов, А.К. Писарчик, М.Р. Рахимов, М.А. Хамиджанова, И.М. Мухиддинов, З.А. Широкова. В это же время вышла еще одна монография «Материальная культура таджиков верховьев Зарафшана» (А.С. Давыдов, М.А. Хамиджанова, З.А.Широкова, 1973). Некоторые темы были значительно углублены и расширены авто-рами и вылились в большие исследования, защищенные в качестве канди-датских диссертаций: Н.Х. Нурджановым на тему «Истоки таджикского народного театра (по материалам Кулябской области)»[22] в 1951 г., Б.Х. Кармыше-вой на тему «Этнографический очерк животноводства узбекского племени локай» в 1951 г. и М.Р. Рахимовым на тему «Земледелие таджиков бассейна р. Хингоу в дореволюционный период (историко-этнографи-ческий очерк)» в 1954 г. Позже диссертация М.Р. Рахимова была опуб-ликована в виде отдельной монографии [24]. Данные работы стали серьез-ной заявкой на высокий научный статус исследований вновь заявленных местных ученых-этнографов. При том, что исследования проводилось под общим руководством представителя Москвы или Санкт-Петербурга, начальниками отрядов становились национальные кадры этнографов (Н.Х. Нурджанов, М. Рахимов, М. Хамиджанова и т.д.), которые непосредственно были включены не только в сбор материала, но и в получение опыта и развитие административного управления научных исследований. Это была новая работа, которая открывала перспективы направлений, формировала научные взгляды и способствовала росту научных местных кадров. Почти три десятилетия проводились этнографические исследования по всей территории Таджикистана изучена почти вся его территория и в этом принимали участие ученые-М.Р. Рахимов, З.А. Широкова, А. Давыдов, М. Хамиджанова, Р. Кадыров, Г. Ишанкулов, А. Мардонова, А.И. Соловьева (1960 г.), А. Каримов, Л. Бахтоваршоева, С. Дадабаева, А. Каримова, А. Авазов, Г. Ганиев.
Научно-исследовательские центры Москвы, Санкт-Петербурга стали с большим доверием относится к разработкам таджикских ученых этнографов. Поэтому, когда была разработана единая для региона программа -«Новое и традиционное в быту сельской семьи народов Средней Азии и Казахстана» таджикские этнографы включились в исследования и собрали уникальнейший материал относительно изменений произошедших за годы советских преобразований в семейной обрядности таджиков. Среди работ опубликованных по рассматриваемой теме в последнее десятилетие XX
столетия можно выделить две работы: 1. Моногарова Л.Ф., Мухиддинов И.М. «Современная сельская семья таджиков» и 2. Моногарова Л.Ф. «Современная городская семья таджиков» [20,19]. Эти работы ценны тем, что практически полностью освобождены от слепого «поклонения» советской национальной политики и являются одной из наилучших попыток представить в полном объеме облик современной таджикской семьи, как города, так и села. Этнографическая наука в Таджикистане развивалась. К концу 80-начало 90 годов сформировалось второе поколение национальных этнографов, которые продолжали углубленные изучения традиционных обрядовых практик таджиков. Этнографическая наука в Таджикистане развивалась по нескольким направлениям. Одно из направлений является изучение этнического состава среднеазиатского-региона, где в течение многих столетий шли интенсивные процессы ассимиляции , аккультурации этнических образований, консолидации других и общая интеграция в единое региональное историко-культурное сообщество всех населяющих его групп. Для исторической, в том числе и этнографической науки, этот период знаменателен тем, что встают новые актуальные проблемы, среди которых и этногенез таджикского народа. Время диктует и определяет аспекты новых направлений в исторической и этнографической науки. В связи с этим, этнографические изучения таджиков Таджикистана и проживающих за его пределами, стало определяющим направлением в исследованиях сотрудников отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии АН Таджикистана, а так же в научных подразделениях ряда вузов республики и ученых Москвы и Санкт-Петербурга. В 1991 году аспирант Института истории, археологии и этнографии по специальности 07.00.07, уроженец долины р. Сох (Узбекистан) защитил кандидатскую диссертацию в г. Ленинграде на тему «Традиции и инновации в свадебных обычаях и обрядах таджиков долины р. Сох.». Автор подчеркивает актуальность темы исследования, и считает, что изучение жизненных традиционных обрядовых практик таджиков долины р. Сох позволяет провести параллели традиционных жизненных практик по всей Центральной Азии. Приводится анализ семейного быта, особое внимание уделено свадебной обрядности, которая отличается консервативностью, сохраняя многие пережиточные элементы, уходящие своими корнями в глубокую древность. В работе показана значительная трансформация традиционной свадебной обрядности. Поэтому изучение соотношений традиций и иноваций в структуре свадебной обрядности способствует выявлению степени приверженности этноса своим традициям, причин устойчивости традиционных обрядов и основных тенденций проникновения инноваций в структуру традиционных обрядов.
Крупным событием в научной жизни Таджикистана стало открытие Музея этнографии АН Таджикистана в 1980 году в городе Душанбе, где было размещено большое количество экспонатов, собранные этнографами в течение многих лет. Ученые этнографы, на основе собранного ранее ма-
териалов издают монографии, статьи, сборники. Этнографическая наука в Таджикистане пополнилась новыми работами, которые открывали «окошечко памяти» народа к традиционным обычаям, обрядам, ритуалам, занятиям, одежде, пище. В этот период работали этнорафы, которые прошли специальную подготовку в Москве и Санкт-Петербурге, к ним относятся -А. Мардонова, Н. Бабаева, З. Юсуфбекова, З.М. Мадамиджанова, Р. Аб-дувахидов, Н. Тошматов, М. Шовалиева и другие, которые защитили кандидатские диссертации в Москве и Санкт-Петербурге.
1990-е годы связанные с распадом СССР, и получением независимости сказались на то, что этнографическая наука несколько приостановилась. Гражданская война 1992-1997 гг. оказала влияние на финансирование всех научных исследований. Часть специалистов уехала из страны, стали практически невозможными полевые исследования. Отсутствие финансовых средств, транспорта, утечка кадров не позволяли продолжать экспедиционные работы в различные регионы страны. Сотрудники отдела сосредоточили свое внимание на подготовке различного рода монографий, главным образом, на основе защищенных диссертационных исследований. Поэтому меняется характер этнографической работы: авторы больше внимания стали уделять анализу, обобщению ранее собранных материалов, работам в архиве отдела, активизировалась музейная деятельность. За период становления независимости Таджикистана отделом этнографии заве-довали:Мухиддинов Икром Мухиддинович-доктор исторических наук, профессор, Юсуфбекова Зинатмо-кандидат исторических наук, Мадамид-жанова Зухра Мадамиджановна-кандидат исторических наук, Додхудоева Лариса Назаровна, доктор исторических наук, зав. отделом с 2008 г. по настоящее время.
Материалы собранные этнографами позволили подготовить монографии по различным направлениям. В1993 г. исследователь Н. Бабаева опубликовала монографию «Древние верования таджиков Южного Таджикистана в похоронно-поминальной обрядности», выявлены пережитки доисламских верований, их генезис и эволюция.
В 1993 году З.А. Широкова опубликовала работу под названием «Таджикский костюм конца Х1Х-ХХ вв.», в которой подробно освещается костюм - неотъемлемой части материальной культуры народа. Пройдя длительный путь развития, теснейшим образом связанный с историей самого народа и его взаимосвязями с другими народами, народный костюм на протяжении многих столетий продолжал стойко сохранять многие старые элементы, порой восходящие к глубокой древности, выявление которых имеет значительный научный интерес для решения вопросов этногенеза.
Второе, молодое поколение этнографов активно ведут исследования и публикуют монографии, статьи, отчеты. Н.Э. Тошматов опубликовал значительное количество статей, которые освещают древнейший общественный институт, как традиционные мужские объединения и их роль в семейной обрядности у населения Ура-Тюбе, предсвадебные, свадебные, после-
свадебные обычаи и обряды и другие. В 1993 году Н.Э. Тошматов защитил кандидатскую диссертацию на тему - «Традиционная свадебная обрядность населения г. Ура-Тюбе и его сельской округи (конец Х1Х - первая половина ХХ вв.» [26].
З.М. Мадамиджанова в 90-х гг. ХХ в. и в начале XXI в. издала серию статей об арабах Таджикистана. Автор представил интереснейший материал по этнической истории среднеазиатских арабов, проживающих в Таджикистане (Кабодиане, Шаартузе, Бешкенте.) В работе подчеркнута актуальность и малоизученность данного вопроса. Автор пытается дать сведения о происхождении арабов Таджикистана, на основе доступного материала, как полевого этнографического, так и архивного, письменного, выявить пути их миграций. Таким образом, исследование показало, что арабы не смогли оказать влияние на таджиков, скорее они многое приняли от них.
Интересы З.М. Мадамиджоновой не ограничивались только этой группой, она изучала другие малые этнические группы, такие как - европейские цыгане, этнографическую группу люли-джуги, проживающие в Таджикистане кыргыз, русских, узбеков, казахов, туркмен, беларусов, украинцев, осетин, татар, крымских татар, и т. д [16]. Большое внимание она уделяет изучению этнической истории таджиков, их духовной и материальной культуре [14,15]. В своих работах ученый рассматривает таджикской этнос, как самый древний и на основе обрядовой практике жизненных циклов приходит к мнению, что таджики являются абори-генами Центральной Азии [15].
В годы независимости таджикские этнографы издали монографии по изучению хозяйственно-культурному типу таджиков, по развитию семьи и семейных отношений таджиков на современном этапе [1,28].
В таджикской этнографической науке похоронно-поминальные обряды были описаны М.С. Андреевым М.Р. Рахимовым, Л.Ф. Моногаро-вой, А.К.Писарчик, З.Юсуфбековой, А.Мардоновой, где в той или иной степени отражены народные представления. В первом десятилетии XXI века появились специальные этнографические исследования о верованиях горных таджиков по материалам обрядовой практики, в том числе погребальной. В этом случае большое внимание заслуживает работа Лашкарие-ва А.З.- «Похоронно-поминальняя обрядность бартангцев (конец Х1Х-ХХ вв.). Автор подчеркивает, что изолированный образ жизни в исключительно труднодоступных горных районах способствовал сохранению особых памирских (восточноиранских) языков, своей особой веры - исмаилизма (разновидности шиитского ислама), своеобразной духовной и материальной культуры, которая сохранила множество архаичных пережитков.
Перечень работ таджикских ученых этнографов говорит о том, что экспедиционные полевые работы за последнее десятилетие возобновились. В 2013году была организована этнографическая экспедиция в Гиссарскую долину и Варзоб. Членами экспедиции были Л.Н. Додхудоева, З. Юсуф-
бекова, М. Шовалиева и Н. Васитова. Собранный этнографический материал позволил подготовить книгу «Таджикистан. Полевые этнографические исследования. Гиссарская долина», изданная в 2014 г. В данном сборнике опубликован материал собранный первой за годы независимости этнографической экспедицией Института истории, археологии и этнографии имени Ахмада Дониша Национальной академией наук Таджикистана в горных и предгорных районах южных склонов Гиссарского хребта. Важными источниками для исследователей послужили как полевые (экспедиционные) материалы, так и факты, собранные по смежным гуманитарным наукам.
В 2014 г. была организована Зарафшанская этнографическая экспедиция в Верховьях Зарафшана долины Фароб, Магиан, Шинг, материалы которой опубликованы в книге «Таджикистан. Верховья Зарафшана. Полевые этнографические исследования» .
В 2014 г. от Хукумата Республики Таджикистан поступил заказ на изучение жизни и быта населения зоны затопления Рогунской ГЭС. К этой зоне относились 12 селений Комсомолобадского (Фурудгох, Комсомоло-боди кухна, Сари Пул, Али галабони боло, Чорсада) и Рогунского (Сеч, Таги агба, Таги камар, Сичарог, Талхакчашма, Мирох) районов. Был собран этнографический материал по различным направлениям жизни населения этого региона. В 2015 г. была опубликована работа «Таджикистан. Рогун и Нурабад. Полевые этнографические исследования», на таджикском и русском языках, а в 2018 году переиздана с дополнениями под названием «Таджикистан. Нуробод и Рогун: этнографические исследования»
В 2015 году в свет вышла статья З.М. Мадамиджановой которая рассматривает обычаи и обряды, отражающие общественный строй, мировоззрение, культуру этнической среды в которой они складывались и развивались на протяжении многовековой истории институтов обрядности. Автор предлагает рассматривать обрядовую традицию как историко-этнографи-ческий источник при изучении этнической истории народов Центральной Азии, истории их общественного строя, верований и религиозных представлений. Также освещены вопросы этнической истории таджиков в разрезе обрядовой традиции оседло-земледельческого населения Центральной Азии. Монография М.С. Шовалиевой «История кулинарной культуры таджикского народа» [27], посвящена кулинарной культуре таджикского народа, написана по данным средневековых источников, лингвистическим и этнографическим материалам, автор постарался выявить общие и особенные черты кулинарии таджиков.
Вопросы сохранения традиционной обрядовой культуры, формирование нового типа обычаев, семейного быта и уклада в регионе в условиях переходного периода до настоящего времени оставались слабо исследованными. К этим вопросам обращались таджикские этнографы, такие как З. Юсуфбекова, З.М. Мадамиджанова и другие.
Этнографы Таджикистана продолжают изучать древние национальные праздники таджиков: Сада, Навруз, Тиргон и Мехргон, ремесел и духовной культуры таджиков урегулировании обычаев и обрядов таджиков.
З. Юсуфбекова в соавторстве с московским ученым историком к.и.н. Т. Каландаровым написали и издали статью «К проблеме традиционных медицинских знаний о женском бесплодии у шугнанцев Западного Памира» в которой авторы обратили основное внимание на характеристику локальных черт традиционного знахарства шугнанок.
М. Шовалиева в период независимости занималась изучением пищи, этикета, календарных праздников таджиков: Навруз, Сада, Тиргон и Ме-хргон, семейных обрядов, свадьбы, рождение, похороны, а также знаковой символике пищи таджиков в этих обрядах, традиционно-бытовой культуры и ремесел, особенно изменений в одежде и традиции в пище таджиков.
Большое внимание отводится подгтовке нового поколения этнографов. Мадамиджанова З.М. с Юсуфбековой подготовили курс открытых лекций для магистрантов института «Картина Мира Центральной Азии: история и современность» [17].
Таким образом, в настоящее время центром этнографических исследований в Таджикистане является отдел этнографии Института истории, археологии и этнографии им. Ахмада Дониша Национальной академии наук Таджикистана. Этнографические исследования также ведутся в Таджикском национальном университете, Российско-Таджикском (Славянском) университете, Худжандском государственном университете имени академика Б.Г. Гафурова др. Появилась возможность осуществлять экспедиции по Таджикистану, идет сбор полевого материала периода независимости, фиксируются инновации происходящие после принятия Закона о урегулировании традиций, обычаев и ритуалов. Школа этнографии Таджикистана от сбора полевого этнографического материала переходит к системному анализу традиционных жизненных практик не только таджиков, но и других этносов проживающих в республике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдувахидов Р. Хозяйственно-культурные и социально-экономические проблемы скотоводства у таджиков в конце Х1Х - начале ХХ вв. -Душанбе, 2011.-297с.
2. Андреев М.С. Краткие сведения об этнографической экспедиции, предпринятой летом 1924 года к горным таджикам Матчи, Каратегина, Гиссарского края и Ягноба//Известия Туркестанского отдела РГО.1924. Т. ХУ11. -С.217-218.
3. Андреев М. С. Таджики долины Хуф (Верховья Аму-дарьи). Труды АН Тадж. ССР. Ин-т истории им. А. Дониша. Вып. 1. Сталинабад. 1953.-С. 251; вып.2, 1958 -522 с.
4. Андреев М.С. Материалы по этнографии Ягноба. -Душанбе: Дониш, 1970. -192 с.
5. Валиев А. Освещение этнографии таджикского народа в трудах русских дореволюционных исследователей (вторая половина Х1Х - начало ХХ вв.). -Душанбе, 2013.-229 с.
6. Гинзбург В.В. Горные таджики. М.; Л., 1937; 475 с.
7. Ершов Н. Н., Кисляков Н. А., Пещерева Е. М. Культура и быт таджикского колхозного крестьянства. М.;Л., 1954.-232 с.
8. Зарубин И.И. Этнологические задачи экспедиции в Таджикистане. Протоколы заседания ОИФ АН СССР, приложение к протоколу XVI, заседание от 2 декабря 1925 г.
9. Андреев М.С. Материалы по этнографии Ягноба. -Душанбе: Дониш, 1970. -192.
10. Кисляков, Н.А. Изучение патриархальной большой семьи в долине Ванджа (Таджикистану/Советская этнография.1935. №1, -С.-119-121.
11. Кисляков, Н.А. Патриархальная семья у таджиков долины Ванджа//Вопросы истории доклассового общества. -Л.,1936. Т.4. -С.755-788.
12. Кисляков Н.А. Этнографическое изучение Таджикистана//ТТФАН СССР.-Сталинабад, 1951. Т.29. -С. 58.
13. Мадамиджанова З.М. Таджикская семья, как фактор этнокультурной безопасности// Вестник ЦСИ при Президенте РТ, «Таджикистан и современный мир», 2003, № 2 (1,2).
14. Мадамиджанова З.М. Традиция и современность в этнографических исследованиях в Тад-жикистане//Муаррих. Историк, № 3 (19) 2019. -С.-101-112.
15. Мадамиджанова З.М. в соавторстве http://ca.witharts.kz/- электронная Этнографическая карта народов Таджикистана.
16. Мадамиджанова З.М., Юсуфбекова З. Этнографические традиционные практики в современной Центральной Азии (на примере Таджикистана//В кн.:Картины мира Центральной Азии. История и современность.Учебное пособие.-Алма-Ата.-2019, -С.114-152.
17. Моногарова Л.Ф. Язгулемцы Западного Памира (по материалам 1947-1948 гг.)// Советская этнография. 1949.-№3.-89-108с.
18. Моногарова Л. Ф. Современная городская семья таджиков//Материалы к серии народы содружества независимых государств. -М., 1992.
19. Моногарова Л.Ф., Мухиддинов И.М. Современная сельская семья таджиков//Материалы к серии «Народы содружества независимых государств». -М, 1992. Вып VII. Таджики. Ч.1; М. 1992.
20. Нурджанов Н.Х. Истоки народного театра таджиков. (По материалам Кулябской облас-ти)//КСИЭ. 1953. Вып. 18; -С.103-109.
21. Писарчик А. К. и Кармышева Б. Х. Опыт сплошного этнографического обследования Кулябской области//Изв. АН Тадж. ССР. Отд. общ. наук.-Сталинабад, 1953.-Вып. 3.
22. Пирумшоев Х. Валиев А. Этнографическое изучение таджиков в первой половине Х1Х века. -Душанбе, 2013.
23. Рахимов М. Р. Земледелие таджиков бассейна р. Хингоу в дореволюционный период (исто-рико-этнографический очерк). - Сталинабад, 1957 (Тр. ИИАЭ АН Тадж. ССР. Т. 43).
24. Таджики Каратегина и Дарваза.-Вып.1.-Душанбе,1966;-Вып.2.-1970;-Вып.3,-1976.-С. 168.
25. Тошматов Н.Э. Традиционные мужские объединения и их роль в семейной обрядности у населения Ура-Тюбе//Изв. АН Тадж.ССР. Серия: востоковедение, история, филология. - Душан-бе,1987. - С.32-37.
26. Шовалиева М. История кулинарной культуры таджикского народа. -Душанбе, «Дониш», 2015,-169с,
27. Штернберг Л.Я. Новые материалы по свадьбе//Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР. -Л, -1926.
28. Юсуфбекова З. Семья и семейный быт шугнанцев (конец Х1Х-начало ХХ вв.). -Москва,
2015.
29. Юсуфбекова З. Шовалиева М. Священные трапезы народных праздников таджиков Сада, Навруз, Мехргон//Исследования древней кулинарии, истории и современность. -Душанбе, 2019.
ТАШКИЛ ВА ИНКИШОФИ МАКТАБИ ЭТНОГРАФИЯ ДАР ТОЧИКИСТОН
Дар макола роххои инкишофи илми этнография дар Точикистон нишон дода шудааст. Раванди ташаккул ва инкишофи илми этнография дар мархалахои авва-ли Точикистони Шуравй комилан ба фаъолияти олимони рус-шаркшиносон, му-аррихон ва этнографхо вобаста буд. Ин гурухи олимон-хаваскорони махаллии эт-нографро тарбия кардаанд. Тахкикоти ин донишмандони барчаста такрибан та-моми каламрави Точикистон ва хамзамон пахлухои зиндагии харрузаи точикон, навъи иктисодй ва фархангии онхо, дину мазхаб, эътикод, манзил, сару либос ва гайраро фаро гирифтааст. Дар як муддати хеле кутох мактаби этнографии точик тайёр карда шуд, ки вай тадкикот мебарад, маколахо, монографияхо нашр меку-над, мутахассисони чавонро омода менамояд.
Калидвожахр: Точикистон, олимони рус, рушди илми этнография, таърих, таърихнигорй, мактаби этнографй, этнографии мах,аллй, тадкикот.
- МУАРРИХ-ИСТОРИК-HISTORIAN -
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В
ТАДЖИКИСТАНЕ
В статье показан путь развития этнографической науки Таджикистана. Процесс становления и развития этнографической науки на первых этапах советского Таджикистана полностью зависел от деятельности русских ученых - востоковедов, историков и этнографов. Эта плеяда ученых - энтузиастов подготовила местные кадры ученых-этнографов. Исследования этих видных, хорошо известных ученых охватили почти весь Таджикистан, и все стороны повседневной традиционной жизни таджиков, их хозяйственно-культурный тип, религию, верования, жилище, одежду и т. д. За очень короткий срок была подготовлена таджикская этнографическая школа, которая ведет исследования, издает статьи, монографии ведет подготовку молодых специалистов.
Ключевые слова: Таджикистан, русские ученые, развитие этнографической науки, история, историография, этнографическая школа, местные этнографы, исследования.
FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE ETHNOGRAPHIC
SCHOOL IN TAJIKISTAN
The article shows the way of development of ethnographic science in Tajikistan. The process of formation and development of ethnographic science in the early stages of Soviet Tajikistan was completely dependent on the activities of Russian scientists -orientalists, historians and ethnographers. This constellation of scientists-enthusiasts trained local cadres of ethnographers. The studies of these prominent, well-known scientists covered almost the whole of Tajikistan, and all aspects of the daily traditional life of Tajiks, their economic and cultural type, religion, beliefs, housing, clothing, etc. In a very short time, the Tajik ethnographic school was prepared, which conducts research, publishes articles, monographs, trains young specialists.
Key words: Tajikistan, Russian scientists, development of ethnographic science, history, historiography, ethnographic school, local ethnographers, research.
Сведения об авторе: Мадамиджанова Зухра Мадамиджановна - главный научный сотрудник отдела этнографии и антропологии Института истории, археологии и этнографии имени Ахмада Дониша Национальной академии наук Таджикистана. Телефон: (+992) 918-98 80 79. Е-шаУ: [email protected].
Information about the author: Madamidzhanova Zukhra Madamidzhanovna - Chief Researcher of the Department of Ethnography and Anthropology of the Institute of History, Archeology and Ethnography named after Akhmad Donish of the National Academy of Sciences of Tajikistan.Telefon:(+992) 918-98 80 79. E-mail: [email protected].