Научная статья на тему 'Историко-правовые аспекты предупреждения групповой преступности несовершеннолетних'

Историко-правовые аспекты предупреждения групповой преступности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
880
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / АСПЕКТЫ / ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ОПЫТ / ТЮРЕМНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ / GROUP CRIMINALITY / MINORS / ASPECTS / HISTORY ASPECTS / EXPERIENCE / IMPRISONMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хомиченко Юрий Викторович

В данной статье говориться о историко-правовые аспекты предупреждения групповой преступности несовершеннолетних. Практика наглядно показала, что неиспользование исторического опыта значительно снижает предупредительный потенциал разработанных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Хомиченко Юрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-правовые аспекты предупреждения групповой преступности несовершеннолетних»

Хомиченко Юрий Викторович

командир роты оперативного реагирования

ДПС Главного управления МВД России по Краснодарскому краю

(тел.: 88612335596)

Историко-правовые аспекты предупреждения групповой преступности несовершеннолетних

Аннотация

В данной статье говориться о историко-правовые аспекты предупреждения групповой преступности несовершеннолетних. Практика наглядно показала, что неиспользование исторического опыта значительно снижает предупредительный потенциал разработанных мер.

Annotation

In the article be spoken about historian-legal aspects of the warning to group criminality minor. The practice has graphically shown that unuse history experience vastly reduces the preventive potential of the designed measures.

Ключевые слова: групповая преступность, несовершеннолетние, аспекты, исторические аспекты, опыт, тюремные заключения.

Key words: group criminality, minors, aspects, history aspects, experience, imprisonments.

Исследование исторических аспектов предупреждения преступности несовершеннолетних, в частности групповой, имеет большое значение для разработки наиболее оптимальных предупредительных мер, поскольку практика наглядно показала, что неиспользование исторического опыта значительно снижает предупредительный потенциал разработанных мер.

Подавляющее большинство подростков в царской России отбывали наказание в виде тюремного заключения вместе со взрослыми. Развращающий характер тюрьмы калечил детей нравственно и физически. Выходя из тюрьмы, не имея средств для существования, не имея специальности и работы, но зато "обогатившись законами преступного мира", подростки вновь становились на путь правонарушений, но уже более тяжких и квалифицированных [1].

В этой связи необходимо указать на Наказ Екатерины II, которым предусматривалось отделение взрослых от детей в местах заключения [2]. Кроме того, в период ее правления страной были учреждены совестные суды для разбора дел и приказы общественного призрения с работными домами. В более поздний период, во время прав-

ления Александра I, при тюремных замках были открыты отделения для малолетних и несовершеннолетних преступников с целью обучения их грамоте и ремеслу.

Улучшению участи малолетних заключенных способствовало Попечительское общество о тюрьмах, возникшее в 1819 г. Петербургский комитет проявил, прежде всего, особенную заботу в отношении малолетних заключенных. В 1820 г. он постановил: "Арестованных малолетних отделить от взрослых, учить грамоте и легкой работе - щипать корпию, водить прогуливаться, нанять для них трезвых и толковых дядек и м а с т е р о в д л я о б у ч ения их с ап о жн о м у мастерству". Комитет приспособил для малолетних особое помещение, куда члены комитета доставляли детей, разысканных ими, члены комитета заботились о моральном и физическом состоянии малолетних, исследовали причины их ареста и способствовали освобождению детей, которых "заточили за малые вины". Заключенных детей обучали не только русскому, но и немецкому языку [3].

Одним из первых правовых актов о профилактике преступности несовершеннолетних стал Закон от 5 декабря 1866 г. "Об исправительных приютах", в соответствии с которым исправительные

36

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 3

приюты учреждались для нравственного исправления несовершеннолетних, совершивших преступления.

В конце XIX столетия был принят целый ряд других важнейших законодательных актов, направленных на гуманизацию ответственности подростков за совершенные преступления и изменение подходов государственных органов к решению проблемы борьбы с детской безнадзорностью и преступностью.

Значительные изменения в работу исправительных учреждений для несовершеннолетних внес принятый 20 мая 1892 г. Закон "Об изменении постановлений, касающихся обращения в исправительные приюты и содержания в них малолетних преступников". В соответствии с данным Законом ст. 6 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, определяла возможность водворения несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступления, вместо тюрем в приюты в тех местах, где таковые учреждались. При этом определялось, что эти лица должны были находиться в приютах до исправления, но не более достижения ими 18летнего возраста. Одной из особенностей этого закона было то, что срок содержания несовершеннолетних в приюте определялся не судом, а руководством самих исправительных заведений.

Важным шагом в создании в России единой системы законодательства о несовершеннолетних было принятие Уголовного Уложения, предусматривавшее льготный режим уголовной ответственности для несовершеннолетних.

Закон "О воспитательно-исправительных учреждениях для несовершеннолетних", принятый 19 апреля 1909 г., впервые утвердил положение о таких заведениях [4].

Воспитательно-исправительные учреждения находились под покровительством Императора. Они могли учреждаться Правительством, земствами, городами, духовными установлениями и общественными учреждениями, а также частными обществами и лицами и предназначались для нравственного исправления помещаемых в них несовершеннолетних и подготовки их к честной и трудовой жизни. Воспитательно-исправительные учреждения должны были заботиться о религиозно-нравственном, умственном и физическом развитии своих воспитанников, давать начальное общее образование, а также обучать какому-либо ремеслу, которое позволило бы им в дальнейшем зарабатывать средства для существования. Как общества, образуемые для учреждения и содержания таких заведений, так и сами заведения открывались с разрешения министра юстиции [5].

К началу 1917 г. в системе Главного тюремного управления функционировали 57 колоний и приютов, в которых содержались 2570 воспитанников [6]. За период с 1898 по 1907 гг. 4047 несовершеннолетних осуждены к лишению свободы и помещению в колонии, 8442 - в тюрьмы и арестные дома.

Многие принятые во второй половине XIX в. законодательные акты не только составили правовую основу ювенальных судов, но и в значительной степени стимулировали принятие решения о создании таких судов для несовершеннолетних в России.

Идея создания детских судов зародилась в Австралии в XIX в., но особенно широкое применение она нашла в США, где при помощи детских судов были достигнуты серьезные результаты [7].

В 1899 г. в Чикаго был создан первый Особый суд по дела несовершеннолетних. Впоследствии такие суды были образованы и в других штатах, а также в Канаде. С 1904 г. они начали действовать в Европе.

В США эти суды были изолированы от судов для взрослых преступников. Главная особенность таких судов состояла в присутствии института попечителей. Они избирались судьей, находились при каждом суде как чиновники с жалованьем или добровольно и бесплатно. Особому суду были подсудны дети в возрасте до 16 лет. Суд не только разбирался в самом деле, а обстоятельно исследовал личность и условия жизни несовершеннолетнего.

Попечители собирали точные сведения о положении несовершеннолетнего в семье и условиях проживания. До суда малолетние преступники направлялись в особый приют, чтобы исключить их контакты с преступниками-рецидиви-стами.

Если ребенок привлекался к суду впервые и совершил незначительный проступок, то суд мог ограничиться вынесением выговора несовершеннолетнему. Чаще всего несовершеннолетний поступал под надзор родителей, также его могли направить в школу или подыскать ему какое-либо занятие.

В компетенцию детских судов, учрежденных в России в начале ХХ в., должно было входить рассмотрение и разрешение дел с участием несовершеннолетних обвиняемых, а также дел взрослых правонарушителей, посягавших на права несовершеннолетних или оказывавших на малолетних дурное влияние. Особые детские суды также должны были осуществлять общий надзор за деятельностью учреждений, занимав-

37

шихся перевоспитанием несовершеннолетних правонарушителей [8].

С 1 января 1910 г. начала действовать камера по делам о малолетних, а 22 января состоялось первое судебное разбирательство. К категориям дел, подлежащих рассмотрению мировыми судами, относились дела, в которых несовершеннолетние являются или обвиняемыми, или потерпевшими по делам о проступках, нарушающих закон и постановления, особо охраняющие несовершеннолетних; также подсудны малолетние и взрослые: первые (малолетние) - по делам, где они подсудны или являются соучастниками, вторые (взрослые) - где малолетние потерпевшие либо затрагиваются их интересы [9].

Под влиянием идей российских ученых-пра-воведов, в связи с внесением в законодательство существенных изменений, способствовавших развитию идей ювенальной юстиции, в России активно началось создание детских судов. В частности, 21 января 1910 г. в Санкт-Петербурге был учрежден первый детский суд, 23 апреля 1912 г. открылся подобный суд в Москве, далее в Харькове, Киеве, Одессе, Риге, Томске, Саратове. Судьями по делам несовершеннолетних были избраны известные юристы начал ХХ в., специализировавшиеся в этой сфере: в Санкт-Петербурге - Н.А. Окунев, в Москве - В.И. Ше-велкин, в совершенстве владевшие знаниями по детской психологии и педагогике [10].

Суды по делам несовершеннолетних в России отличали следующие признаки:

рассмотрение дел о несовершеннолетних единолично мировым судьей;

избрание его, как и всякого мирового судьи, среди населения, проживающего в судебном участке;

профессиональная подготовка судьи предполагала знание им детской психологии. Поэтому предпочтительны были врачи и педагоги;

достаточно широкая предметная подсудность этого суда;

конфиденциальность судебного разбирательства;

отсутствие формального обвинительно акта; отсутствие формальной судебной процедуры; упрощенное судопроизводство, сводившееся в основном к беседе судьи с подростком, при участии его попечителя;

в основном применение в качестве меры воздействия попечительского надзора;

обжалование решений судов для несовершеннолетних в особое отделение съезда мировых судей (апелляционную инстанцию на решения мировых судей) [11].

Характерной чертой дореволюционной России

являлось активное участие общественности в профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Советская власть с первых месяцев своего существования была вынуждена уделять большое внимание предупреждению преступности несовершеннолетних. Первая мировая и гражданская войны обусловили высокий уровень преступности, а также беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, что негативно влияло на криминальную ситуацию в стране.

В декабре 1917 г. было принято постановление о передаче функции воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению.

4 марта 1920 г. СНК РСФСР принял декрет "О делах о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях" [12]. Декретом было предоставлено право комиссиям по делам несовершеннолетних напередачу дел несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в суд при условии, "если комиссией будет установлена невозможность применения к несовершеннолетнему мер медико-педагогического воздействия". Одновременно декрет повысил возраст несовершеннолетних, дела ко которых должны были рассматриваться комиссиями, с 17 до 18 лет.

Декретом СНК РСФСР от 23 сентября 1921 г. было утверждено Положение о детской социальной инспекции (при комиссиях для несовершеннолетних), в задачу которых входила борьба с детской беспризорностью, нищенством, проституцией, спекуляцией и правонарушениями. Детские социальные инспекторы назначались из лиц, имевших достаточное общее развитие и образование, общую или педагогическую подготовку, являлись служащими подотделов социальноправовой охраны несовершеннолетних. Инспекторам вменялось в обязанности дежурства в публичных местах, задерживать беспризорных несовершеннолетних и несовершеннолетних правонарушителей, направлять их в детские приемные пункты. Социальным инспекторам предоставлялось право посещения кафе, ресторанов, кинотеатров и иных мест публичных увеселений с целью удаления оттуда несовершеннолетних.

СНК РСФСР 22 мая 1925 г. утвердил Положение о Центральной комиссии по делам несовершеннолетних, 8 марта 1926 г. ВЦИК и СНК совместно утвердили Положение о борьбе с детской беспризорностью, в соответствии с которым на указанную комиссию была возложена координирующая роль в этой области.

Значительная роль в предупреждении преступлений несовершеннолетних принадлежала

3S

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 3

органам милиции.

Инструкция об организации деятельности милиции, изданная в 1918 г., вменяла сотрудникам милиции в обязанность отсылать в помещения районных отделений милиции заблудившихся и подкинутых детей, а также содействовать детским социальным инспекторам.

31 мая 1935 г. ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли постановление "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" [13], в целях реализации которого приказом НКВД СССР от 7 июня 1935 г. в отделах уголовного розыска были введены специальные должности сотрудников по борьбе с преступностью несовершеннолетних. Органам милиции поручалось организовать и обеспечить систематическое изъятие с улиц беспризорных, безнадзорных и заблудившихся детей, осуществлять борьбу с хулиганством со стороны несовершеннолетних на улицах, приставание к гражданам, привлекать к административной ответственности родителей и опекунов за оставление детей без присмотра.

В 1935 г. были упразднены комиссии по делам несовершеннолетних, на органы милиции были возложены обязанности борьбы с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних.

В декабре 1937 г. было утверждено новое положение о приемниках-распределителях НКВД для несовершеннолетних. В дальнейшем в 1940 г. с учетом пятилетнего опыта работы по ликвидации беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних был издан новый ведомственный нормативный акт, непосредственно возлагавший обязанность заниматься осуществлением конкретных мероприятий в данном направлении на начальников территориальных отделений милиции. Получило официальное признание установившееся на практике наименование - детская комната. Были расширены функции работников этих комнат (организация работы по выявлению и изъятию беспризорных и безнадзорных, обследование семейно-бытовых условий задержанных несовершеннолетних) и созданы специальные подразделения в отделах службы и боевой подготовки управлений рабоче-крестьянской милиции для руководства работой органов милиции по борьбе с безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних [14].

В 1941 г. НКВД СССР была утверждена Инструкция "О работе детских комнат милиции", в соответствии с которой детские комнаты милиции организовывались при городских, районных и линейных отделениях милиции для приема детей на время, необходимое для выяснения

причин беспризорности и безнадзорности, направления родителям, лицам их заменяющих, в соответствующие детские учреждения. Работники детских комнат были введены в штаты отделений милиции, при которых дислоцировались детские комнаты [15].

В период Великой Отечественной войны основными криминогенными условиями преступности несовершеннолетних были беспризорность и безнадзорность подростков. Даже в условиях тяжелого военного времени советское государство держало эту проблему в поле зрения. В этом смысле заслуживает внимания Постановление СНК СССР от 23 января 1942 г. "Об устройстве детей, оставшихся без родителей". В преамбуле этого Постановления устройство детей, оставшихся без родителей, и проведение мероприятий по предупреждению детской безнадзорности объявлялось "важнейшим государственным делом" [16].

В 1950-е гг. начиналось восстановление существовавших и изыскание новых форм привлечения общественности к участию в организации культуры, досуга детей и подростков, контролю за их поведением, борьбой с беспризорностью. Например, при заводах и фабриках создавались комиссии по работе среди детей и подростков, расширялся общественный актив детских комнат милиции и органов народного образования. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1964 г. детские воспитательные колонии для несовершеннолетних были преобразованы в специальные школы и училища и переданы в ведение Министерства просвещения СССР и Главного управления Совета Министров ССС по профессионально-техническому образованию [17].

Приказом МВД СССР от 5 июля 1961 г. функция организации борьбы с преступность несовершеннолетних и детской безнадзорностью была вновь возложена на подразделения уголовного розыска, которым стали подчиняться детские комнаты милиции, ранее входившие в состав отделов службы и боевой подготовки управлений милиции. С 1973 г. началось создание центральных детских комнат милиции в службах профилактики уголовного розыска горрайорганов. В 1974 г. в Управлении уголовного розыска МВД СССР и аппаратах уголовного розыска МВД (УВД) для улучшения организации деятельности детских комнат милиции были созданы отделения по руководству ими.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 г. "Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних и специальных учеб-

39

но-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [18] детские комнаты милиции были упразднены, на их базе были созданы инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН), вошедшие в структуру уголовного розыска.

В это же время приемники-распределители для несовершеннолетних перешли из ведения аппаратов исправительно-трудовых учреждений в подчинение управлений (отделов) уголовного розыска МВД, ГУВД, УВД.

Впоследствии в 1989 г. при очередной реорганизации органов внутренних дел инспекции по делам несовершеннолетних перешли в подчинение образуемых служб профилактики.

В период 1961-1962 гг. повсеместно были созданы комиссии по делам несовершеннолетних как органы по координации деятельности всех учреждений и организаций по борьбе с преступностью несовершеннолетних. 3 июля 1967 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР "Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних" были определены права и обязанности комиссий по делам несовершеннолетних.

Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 декабря 1964 г. был введен институт общественных воспитателей.

Именно в советский период развития российского государства была выработана научная концепция предупреждения преступности с использованием дореволюционного опыта и значительное развитие получила система предупредительных мер. К их числу относились правовое воспитание, педагогический всевобуч родителей, создание специализированных служб различных ведомств с профилактическими функциям, наделение этими функциями школ, трудовых коллективов, общественности по месту жительства, следователей, прокуроров, судей, поощрение позитивных форм досуга с их финансовым обеспечением, гарантии трудоустройства и социальной помощи для несовершеннолетних, лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, освобожденных из мест лишения свободы, лиц без определенного места жительства и занятий, деятельность комиссии по делам несовершеннолетних, дружин, товарищеских судов, общественных пунктов охраны порядка, советов профилактики [19].

1. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 2004. С. 100.

2. Токмаков Г М. Организация исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних в Российской Империи // Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений. СПб., 1999. С. 168.

3. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 2004. С. 99.

4.Тюремный вестник. 1909. № 6-7. С. 643-650.

5. Папкова Т.П. Совершенствование системы предупреждения преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации. М., 2005. С. 6-7.

6. Козлов С.П. Проблемы предупреждения преступлений несовершеннолетних лиц женского пола в современной России// Российский следователь. 2007. №18. С. 131.

7. Дубоносова А.Э. Становление системы правосудия в отношении несовершеннолетних в России в начале ХХ века // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 3. С. 11.

8. Дубоносова А.Э. Становление системы правосудия в отношении несовершеннолетних в России в начале ХХ века // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 3. С. 12.

9. Бакаев А.А. Указ. соч. С. 111.

10. Дубоносова А.Э. Указ. соч. С. 12.

11. Ювенальные технологии. Практическое руководство по реализации территориальной модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска/Под общей редакцией Зыкова О.В., Хананашвили Н.Л., Автономова А.С. М., 2008. С. 304.

12. О делах о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях: Декрет СНК РСФСР от 4 марта 1920 г. // СУ РСФСР. 1920. № 13. Ст. 83.

13. О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности: Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 31 мая 1935 г. // СЗ СССР! 1935. № 22. Ст. 252.

14. Пархоменко И.К., Киикова Л.К. Роль органов внутренних дел в борьбе с беспризорностью в предвоенные годы // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. №2. С. 7; Смирнов Н.В. Реализация органами внутренних дел в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период государственной политики в сфере борьбы с беспризорностью, безнадзорностью и преступностью несовершеннолетних. СПб., 2002. С. 15.

15. Тропин Д.Н. Создание подразделений по делам несовершеннолетних: исторический аспект // История органов внутренних дел

40

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 3

России. Выпуск 5. С. 165.

16. Об устройстве детей, оставшихся без родителей: Постановление СНК СССР от 23 января 1942 г. // СП СССР. 1942. № 2; Стрельцов С.Г некоторые меры органов государственной власти по предупреждению преступности среди несовершеннолетних в военный период (1941-1945) //Актуальные проблемы борьбы с преступностью. В 3-х т. Т. 2. Нальчик, 2007. С. 243.

17. Папкова Т.П. Указ. соч. С. 14-15.

18. Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 г. // Ведомости Верховного Совета СССР 1977. № 8.

19. Косевич Н.Р Некоторые правовые меры борьбы с преступностью несовершеннолетних в годы советской власти // История органов внутренних дел. М., 2002. С. 132.

1. Bakaev A.A. The system of the preventive maintenance of the offenses minors. M., 2004. P. 100.

2. T okmakov M. Organization of the performance of the punishment in the manner of deprivations of the liberty in respect of minor in Russian Empire / / Juvenale justice and preventive maintenance of the offenses. SPb, 1999. P. 168.

3. Bakaev A.A. The system of the preventive maintenance of the offenses minor. M., 2004. P. 99.

4. Prison herald. 1909. № 6-7. P. 643-650.

5. Papkova T.P The Improvement of the system of the warning the crimes and other offenses minors in Russian Federation. M., 2005. P. 6-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kozlov S.P. Problems of the prevention of crimes of minor persons of a female in modern Russia//the Russian inspector. 2007. №18. P. 131.

7. Dybonosova A.E. The Formation of the system of the justice in respect of minor in Russia at the beginning initially XX // Questions juvenile to justices. 2009. № 3. P. 11.

8. Dybnosova A.E. The Formation of the system of the justice in respect of minor in Russia at the beginning initially XX // Questions juvenile justices. 2009. № 3. P. 12.

9. Bakaev A.A. Ind. ed. P. 111.

10. Dybonosova A.E. Ind. ed. P. 12.

11.Juvenile technologies. Practical recomendation of the realization to territorial model reabilitational space for minor groups of the risk/ Under the general editing O.V.Zykova, N.L.Hananashvili, A.S.Avtonomova M., 2008. P. 304.

12. About deal about minor, inculpated in public dangerous action: Decree-law SNK RSFSR from March 4 1920 // SU RSFSR. 1920. № 13. Art. 83.

13. About liquidations baby homelessness and neglects: Resolution CK VKP (b) and SNK USSR from 31 May 1935 // SZ USSR. 1935. № 22. Art. 252.

14. Parhomenko I.K., Kiikova L.K. The role organ internal deals in fight with homelessness at prewar years // Questions juvenile to justices. 2009. № 2. P. 7; Smyrna N. V. The Realization organ internal deals at years of the Great Domestic war and in postwar era state politicians in sphere of the fight with homelessness, neglect and criminality minor. SPb., 2002. P. 15.

15. Tropin D.N. Creation of divisions on affairs minors: historical aspect // History of law-enforcement bodies of Russia. Release 5. P. 165.

16. About device children remained without

parents: Resolution SNK USSR from

January 23 1942 // JV USSR. 1942. № 2;

Strelicov S.G. some measures organ state authorities on warning of criminality amongst minor at military period (1941-1945) //Actual problems of the fight with criminality. In 3 t. T. 2. Nalichik, 2007. P. 243.

17. Papkova T.P. Ind. ed. P. 14- 15.

18. About main duty and rights inspection on deals minor and special scholastic-tutorial of the institutions on warning the neglects and offenses minor: Edict of the Presidium of the Supreme Soviet USSR from February 15 1977 // Bordereaus of the Supreme Soviet USSR. 1977. P. 8.

19. Kosevitch N.R. Some are a legal measures of the fight with criminality minor at years soviet authorities //History organ internal deals. M., 2002. P. 132.

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.