Л.А. Медведева
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАННЕЙ КРИМИНАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
В статье методом исторического анализа прослежены основные этапы становления в России системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, а также рассмотрены некоторые проблемы противодействия ранней криминализации несовершеннолетних правонарушителей.
Ключевые слова: профилактика, предупреждение, ранняя криминализация, беспризорность, безнадзорность.
В юридической науке и литературе вопросы исторического анализа пройденного пути в устранении правонарушений несовершеннолетних освещались неоднократно. Метод исторического анализа позволяет не только проследить этапы становления в России системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, но дает возможность определить характер и перспективы совершенствования ее нормативно-правового регулирования и саморегулирования в условиях современной российской действительности.
Так, в эпоху судебных реформ в России сформировались основные направления деятельности государства и общества по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Государство направляло свои усилия преимущественно на развитие правовых основ превентивной политики, практические шаги осуществляли общественные силы1. Развитие практики предупреждения правонарушений несовершеннолетних обеспечивалось исключительно силой общественности. В общественном движении за отвращение детей от преступлений принимали участие многие из известных нам людей: Д.А. Дриль, П.Г. Вельский, М.В. Духовской, П.И. Люблинский, С.В. Познышев, С.Т. Шацкий и другие.
© Медведева Л.А., 2009
Деятельность общественности была направлена на предохранение детей от развращающего влияния тюрем, организацию обучения и воспитания, создание специальных учреждений для несовершеннолетних осужденных, их постпенитенциарное воспитание. Одной из главных бед считалась криминальная зараженность детей, которая происходила в тюрьмах, где дети содержались вместе со взрослыми. Поэтому одна из первых задач состояла в том, чтобы вывести детей из тюрем. Для этого были учреждены специальные учреждения, где содержались дети-правонарушители и дети арестантов, отбывавших заключение в тюрьмах, а также бездомные, нищие, заброшенные дети.
В последние годы царской власти развивалось законодательство, направленное на предупреждение правонарушений детей, были учреждены суды для несовершеннолетних, проводились съезды русских исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей, которые активно занимались разработкой вопросов предупредительной деятельности, поиском более совершенных форм работы. Первый суд по делам несовершеннолетних в России был в Санкт-Петербурге 22 января 1910 г. Далее развитие судебной системы было очень быстрым. Например, в 1917 г. такие суды действовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Либа-ве, Риге, Томске, Саратове2.
В России функции судьи по делам несовершеннолетних осуществлял специальный мировой судья. К его компетенции относились дела о преступлениях несовершеннолетних, а также взрослых подстрекателей подростков. Вопросы гражданского и опекунского производства не относились к юрисдикции «детского» суда. Судья этого суда осуществлял судебный надзор за работой учреждений, принимающих на себя заботу о малолетних преступниках. Именно поэтому российские юристы рассматривали суд для несовершеннолетних как «орган государственного попечения о несовершеннолетних, действующий в судебном порядке»3. Позднее, в 1913 г., в компетенцию этих судей были включены дела о правонарушениях несовершеннолетних в возрасте до 17 лет4.
Появились исправительные заведения для подследственных и подсудимых. Эти заведения находились в тесной связи с судами5. В такие приюты несовершеннолетние помещались по решению судов для несовершеннолетних. Несовершеннолетние, вышедшие из мест заключения, жили, работали, иногда проводили в этих приютах по несколько лет. Внутренний распорядок жизни, система воспитания были аналогичны существовавшим в исправительных заведениях.
В созданный Варшавским обществом патроната приют в Струге поступали на добровольной основе несовершеннолетние, освободившиеся из Варшавской главной тюрьмы. Подростки получали общее и профессиональное образование, физическое воспитание. При этом воспитанник считался готовым к жизни вне заведения тогда, когда «он не под действием дисциплины и приказания, а под влиянием внутренней воли и необходимости стремился к труду, образованию, честности»6.
В России того времени действовало несколько типов исправительных заведений для несовершеннолетних: приюты-корабли, трудовые колонии и др.7. Всего в предреволюционной России действовало около сотни исправительных учреждений8. В соответствии с Законом от 19 апреля 1909 г. «О воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних» такие заведения имели воспитательный, предупредительный характер и должны были именоваться воспитательно-исправительными9. Однако режим в большинстве этих заведений больше походил на тюремный10.
Детская преступность в период Первой мировой и Гражданской войны приобрела характер эпидемии. На решение этой сложной проблемы в разоренной войной, голодной и нищей России были мобилизованы буквально все скудные материальные и культурные ресурсы. Спасением детства были заняты тогда все - от членов правительства, Всероссийской чрезвычайной комиссии во главе с Ф.Э. Дзержинским до низовых ячеек власти и комитетов бедноты. В Москве, Петрограде, Одессе и других крупных городах создавались детские приюты и отделения, воспитательно-трудовые школы, развивались индивидуальное шефство и наставничество. Зарождалась новая советская школа перевоспитания трудных подро-стков11. У ее истоков стояли Н.К. Крупская и А.С. Макаренко.
В 1920 г. постановлением наркомата образования была создана специальная детская милиция, были приняты меры по организации бесплатного питания беспризорников, их лечения, организации приемников12.
Наряду с названными учреждениями возникла система органов, специально предназначенных для рассмотрения дел о правонарушениях, - комиссий по делам несовершеннолетних. Декрет СНК РСФСР об их создании, опубликованный 14 января 1918 г., устанавливал принцип строгого индивидуального подхода, приоритет предупредительных мер над мерами уголовного наказания. Действуя в составе представителей органов просвещения, здравоохранения, юстиции, комиссии рассматривали в 1920-х годах большинство дел о преступлениях несовершеннолетних.
Законодатели уже в Кодексе о браке и семье 1918 г. закрепили возможность лишения родительских прав лиц, которые нерадиво, безответственно относились к своим обязанностям; предусматривались судебные иски об установлении отцовства и алиментной обязанности независимо от факта регистрации брака.
В обеспечение исполнения законов об охране детства в борьбу с беспризорностью и правонарушениями в подростковой среде включились органы прокуратуры. Так, циркуляром ВЦИК за подписью М.И. Калинина от 20 июня 1924 г. на прокуратуру возлагалось наблюдение за неуклонным осуществлением местными органами установленного порядка реэвакуации и привлечение к ответственности лиц, виновных в его нарушении. Большую работу проводила прокуратура по обеспечению законности в деятельности детских учреждений для беспризорных, борясь против хищений и бесхозяйственности, жестокого обращения с детьми.
Начало 1920-х годов явилось периодом быстрого расширения и развития сети комиссий по делам несовершеннолетних, их число в 1925 г. возросло по сравнению с 1920 г. в 8 раз13. Выл создан руководящий орган - Центральная комиссия по делам несовершеннолетних, сложилась система мер в работе с подростками: однократное воспитательное воздействие (беседа, замечание); устройство или возврат в семью; длящийся надзор за поведением подростков; помещение их в закрытые воспитательные учреждения.
Регламентируя вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних, в Уголовном кодексе 1922 г. были сформулированы такие важнейшие положения, как признание несовершеннолетия обвиняемого смягчающим обстоятельством, возможность широкого применения к подросткам условного осуждения, замены судом уголовного наказания воспитательными мерами, достаточными для достижения цели исправления виновного.
Сеть учреждений для исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей развивалась в двух направлениях. Во-первых, это закрытые учреждения для трудных подростков интернатного типа со строгим педагогическим режимом, обязательной школьной учебой и обучением профессии. К 1925 г. было 258 таких учреждений, где содержались 16 тыс. воспитанников. Наряду с закрытыми воспитательными учреждениями создавались трудовые дома в городах и колонии в сельской местности, имевшие воспитательно-карательный характер.
В начале 1920-х годов по инициативе Ф.Э. Дзержинского получил развитие еще один тип учреждений для несовершеннолетних преступников - трудкоммуны ОГПУ. Они строились как учреждения открытого типа на началах сознательной дисциплины
и широкого самоуправления. В них правонарушители-рецидивисты приобретали профессии, приобщались к коллективному труду индустриального типа14.
Начало Великой Отечественной войны вновь вызвало резкий рост детской преступности. Например, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в 1942 г., возросло по сравнению с 1941 г. на 61%, в 1944 г. - на 181%. Несмотря на это, наше законодательство не усилило ответственности несовершеннолетних за совершаемые преступления. Главный упор был сделан на воспитательную работу с детьми и подростками, а вся работа с несовершеннолетними правонарушителями легла на плечи ми-лиции15.
Важными мерами по организации борьбы с детскими правонарушениями явились постановления СНК СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» и от 15 июня 1943 г. «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством». В этих постановлениях определены меры по предупреждению детской беспризорности. В соответствии с постановлением от 15 июня 1943 г. НКВД СССР открывались детские колонии для содержания в них несовершеннолетних преступников (в возрасте от 11 до 16 лет). К концу 1943 г. общее число подростков в этих колониях достигло 50 тыс.16
За годы войны возросло число детских комнат милиции: если в 1943 г. их было 633, то в 1944 г. уже 1058. В крупных городах открывались детские приемники-распределители. Например, через горьковский приемник-распределитель только в 1942 г. прошли 1177 детей из различных областей страны. Работники милиции не только собирали детей с улиц, но и добивались устройства их на работу, учебу, в детские дома или колонии для несовершеннолетних. Таким образом, работники милиции в годы войны проделали огромную работу по предотвращению детской беспризорности, безнадзорности, а в итоге и детской преступности17.
В послевоенные годы к оставшимся без родителей детям добавились дети матерей-одиночек, военных вдов. Количество беспризорников не уменьшалось. Большинство из них предпочитали большие города, узловые станции. Милиция не всегда успешно справлялась с детской преступностью; в годы, когда ситуация на почве голода обострилась, проблема детской преступности встала со всей остротой. В борьбе с детьми-правонарушителями в этот период работники милиции допускали грубые нарушения18.
Репрессивные меры указов 1947 г. обрушились и на детей -малолетних правонарушителей и бездомных. Их судили фактически наравне со взрослыми. Никакие смягчающие обстоятельства
во внимание не принимались. Всего в 1946-1947 гг. отбывали наказание за хищения свыше 20 тыс подростков в возрасте до 16 лет19.
В период с начала 1960-х годов и до начала перестройки в СССР была создана и эффективно действовала целостная система профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав. В 1961 г. были восстановлены комиссии по делам несовершеннолетних при исполкомах местных Советов. Главной задачей КДН, в соответствии с Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, являлось предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устройство детей и подростков, охрана их прав20.
Произошли изменения уголовного законодательства в направлении гуманизации отношения к несовершеннолетним. УК РСФСР 1961 г. исключил уголовную ответственность лиц, не достигших 14-летнего возраста, значительно сократил перечень преступлений, за совершение которых к ответственности привлекались подростки от 14 до 16 лет, установил порядок применения мер принудительно-воспитательного воздействия к несовершеннолетним.
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 г. на законодательном уровне установил обязанности и права инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних, специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних21. Указом были закреплены обязанности милиции по контролю за поведением судимых подростков, по проведению воспитательной работы с ними. Государство нормативно закрепило приоритет ранней профилактики групповой и рецидивной преступности несовершеннолетних22. Однако в этот период, как показывает анализ нормативных правовых актов23, основным субъектом профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних стали органы внутренних дел.
Исторический анализ профилактической деятельности в отношении несовершеннолетних правонарушителей позволяет сделать вывод о том, что, во-первых, рассматриваемой опыт должен быть учтен в профилактике правонарушений несовершеннолетних. Во-вторых, важную роль в профилактике правонарушений несовершеннолетних всегда играли правоохранительные органы. Для получения позитивных результатов профилактической работы необходима научно обоснованная координация деятельности всех субъектов профилактики, в частности, всех подразделений органов внутренних дел, при четком правовом разграничении их функций и полномочий. В-третьих, без существенных материальных затрат невозможно добиться сколько-нибудь значимых результатов
в профилактической деятельности. Необходима активная деятельность государства по повышению прежде всего уровня реальной защищенности семьи, материнства и детства. Затраты необходимо концентрировать на наиболее важных направлениях борьбы с подростковой преступностью.
Рассмотренные в данной статье некоторые проблемы противодействия ранней криминализации несовершеннолетних правонарушителей не являются исчерпывающими и подлежат дальнейшему изучению.
Примечания
1 См., напр.: Беляева Л.И. Материалы конференции «Подросток и закон» / Институт «Открытое общество» (фонд Сороса). М., 2002. С. 3, 4.
2 См. подробнее: Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие. М., 2002; Основы ювенологии. СПб., 2002. С. 318-321.
3 См., напр.: Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (социально-правовые очерки). М., 1923. С. 166.
4 Российская ювенальная юстиция перестала существовать по декрету Совнаркома России от 17 января 1918 г.
5 См., напр.: Отчет Московского общества патроната за 1914 г. М., 1915. С. 3-5.
6 Отчет о деятельности Общества покровительства лицам, освобождаемым из мест заключения (патроната) Варшавской губернии за 1913 г. С. 30.
7 См., напр.: Залесский В.Ф. Попечение о беспризорных и покинутых детях. Казань, 1917; Первый в России приют-корабль в городе Таганроге // Трудовая помощь. 1907. № 3; Верещагина Н.И. Трудовые колонии. СПб., 1906; Трудовые колонии // Трудовая помощь. 1908. № 10; Иверонов С. История одного опыта. Трудовая колония для несовершеннолетних. М., 1914; Детские трудовые сельскохозяйственные колонии. М., 1915.
8 Тюремный вестник. 1895. № 5. С. 233.
9 СУ. 1909. Отд. 1. Ст. 547.
10 Дриль Д. Тюрьма и принудительное воспитание // Журнал Министерства юстиции. 1900. № 5. С. 177-179.
11 См.: Рындзюнский Г., Савинская Т. Детское право. РСФСР. М., 1923. Вып. VI.
12 Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад / Под ред. А.Н. Майорова. М.: Интеллект-Центр, 2001. С. 112-114.
13 См.: Итоги десятилетия Советской власти в цифрах. М., 1928. С. 897.
14 См.: Сухарев АЯ. Криминологическая профилактика: история и современность // Россия в третьем тысячелетии. Научные труды ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. М.: ИМПЭ, 2001. С. 164-167.
15 См.: Дети улицы. С. 114.
16 См.: Свердлов Г.М. Война и правовая охрана детей в СССР. Ташкент, 1943.
17 См.: Костин В.И. История российской милиции. Нижний Новгород, 1997. С. 82-84.
18 Там же. С. 106.
19 См.: Зима В.Ф. Послевоенное общество: голод и преступность (1946-1947 гг.) // Отечественная история. 1995. № 5. С. 55, 58.
20 См.: Указ ПВС РСФСР от 29 августа 1961 г. // ВВС РСФСР. 1961. № 35. Ст. 484.
21 См.: ВВС РСФСР. 1977. № 12. Ст. 255.
22 См., напр.: Попов В.И. Правовое и организационное обеспечение деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000. С. 35.
23 Помимо приведенных выше указов Президиума Верховного Совета РСФСР см. также приказы МВД СССР № 103 - 1974, № 104 - 1977, № 114 - 1987, № 180 - 1988, № 186 - 1993.