лях развития между НК «ЛУКОЙЛ», НК «ЮКОС» и НК «Сургутнефтегаз». Характер этих различий оказался настолько существенным, что приобрел политическое значение для будущего всей российской экономической системы. Каждая из нефтяных компаний вертикально-интегрированного типа впоследствии выступала и в политике как самостоятельное действующее лицо.
Литература и источники
1. Алекперов В.Ю. Вертикальная интеграция и конкуренция на рынке нефти и нефтепродуктов // Нефть и бизнес. 1997. № 2. С. 2.
2. Деловой мир. 1993. 29 дек.
3. Колчин С. Гонки по нефтяной вертикали // Нефть и капитал. 1996. № 1. С. 44.
4. Коммерсант. 1993. 23 нояб.
5. Коммерсантъ-DAILY. 1995. 21 февр.
6. Коммерсанть-DAILY. 1995. 12 окт.
7. Независимая газета. 1996. 16 апр. С. 4.
8. Нефтегазовая вертикаль. 1998. № 1(16). С. 71.
9. Нефть и бизнес. 1997. № 1. С. 29.
10. Нефть и газ России: история и перспективы: сб. М.: АМС; Женева: КРЕС, 1995. С. 194-195.
11. Санушкин С. В новый год - с новым хозяином // Нефть и капитал. 1996. № 1. С. 18-22.
12. Сегодня. 1995. 30 марта.
13. Сосковец О. Приватизаторам нравится советская монополия // Деловые связи. 1994. № 2. С. 8.
14. ТА Министерства энергетики РФ.
РЫЖКОВ ТИМОФЕЙ ВИКТОРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, Институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления им. К.В. Россинского, Россия, Краснодар ([email protected]).
RYZHKOV TIMOFEY VIKTOROVICH - candidate of historical sciences, associate professor, Institute of International Law, Economics, Social Sciences and Management named after K.V. Rossinskiy, Russia, Krasnodar.
УДК 343. 85 (470.344) «1900...»
С.В. СТАРИКОВ, В.И. СЕРГЕЕВ, А.С. ЯНЦЕВА
СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА (на материалах Чувашии)
Ключевые слова: правонарушения, несовершеннолетние, беспризорность, регион, Чувашия, система профилактики.
Рассмотрены вопросы беспризорности, а также создания государственной системы ее профилактики, преодоления правонарушений со стороны несовершеннолетних, образования исправительных институтов и проведения органами власти мероприятий по борьбе с детской беспризорностью в первые годы советской власти на материалах Чувашии.
S.V. STARIKOV, V.I. SERGEEV, A.S. YANCEVA SYSTEM OF DELINQUENCY PROTECTIVE MEASURES IN THE BEGINNINGOF THE ХХ,И CENTURY (BASED ON THE CHUVASH REPUBLIC DATA)
Key words: delinquency, juvenile, homelessness, Chuvash Republic, delinquency protective measures.
The article deals with the issues of homelessness and the creation of the state protective measures system, overcoming of delinquency, development of correctional institutions and realization of measures to fight with child homelessness in the first years of Soviet power, based on the Chuvash Republic data.
Проблемы профилактики детской преступности и борьбы с ней имеют определенную историю. Согласно энциклопедии Брокгауза и Ефрона, в России на рубеже XIX-XX вв. человек до 17 лет считался малолетним, а до 21 года - несовершеннолетним. Примерно 5% всех преступлений в стране ежегодно совершалось малолетними, преступность среди них росла более быстрыми темпами,
чем «взрослая» преступность. Кражи и мелкое мошенничество, основные виды их преступлений, осуществлялись в основном детьми из неблагополучных семей: бродяг, нищих, публичных женщин, преступников (35%); незаконнорожденными (21%); круглыми сиротами (50%) и лишь около 15% - детьми обеспеченных граждан. Большинство малолетних преступников были неграмотными [20].
Вопрос о предупредительных мерах в отношении малолетних правонарушителей и об организации принудительного воспитания был впервые поднят в 1872 г. на Лондонском тюремном конгрессе. В 1890 г. Петербургский тюремный конгресс высказался за соединение двух систем: заведений исправительного и семейного воспитания детей (для тех, кто был условно освобожден из воспитательных учреждений). Во второй половине XIX в. в России впервые заговорили о необходимости специальных исправительных учреждений для малолетних. Закон 15 декабря 1866 г. разрешил создание благотворительных обществ, главной целью которых стали формирование и содержание особых исправительных приютов такого рода, в которые по судебному приговору попадали дети от 10 до 17 лет, где за ними наблюдали и обучали земледелию и ремеслам [15. С. 32-42].
Одной из ключевых проблем, поднимавшихся в историографии XIX в., являлось несовершенство российского законодательства, в частности его карательный характер, а также ограниченность категорий несовершеннолетних, которые могли направляться в исправительные приюты. Наиболее известная работа в этой области принадлежит Н.С. Таганцеву, разработавшему собственный законодательный проект, в котором существенным образом усиливались воспитательно-исправительные тенденции [19].
Большинство авторов поддерживало благотворительную основу создававшихся приютов и колоний, они выступали за более активное привлечение общества к этой деятельности и устройство достаточного количества исправительных институтов [2. С. 41]. Обращая внимание на недостаточное финансовое обеспечение приютов, ряд исследователей отмечали важность усиления их государственной поддержки [13, С. 171-178], а также развития трудовой деятельности воспитанников, способствующей поступлению дополнительных средств [12. С. 1-24].
Особое место в историографии этого периода принадлежит работам известного чиновника Главного тюремного управления Российской империи, теоретика и практика Д.А. Дриля. По его мнению, устройство и содержание воспитательно-исправительных заведений - дело местных органов самоуправления, общественных и частных сил. Актуальным во все времена остается вывод Д.А. Дриля о том, что намного дешевле воспитывать «заброшенных» детей, чем ликвидировать последствия преступлений и содержать исправительные заведения [11. С. 14, 50-51].
В трудах и публикациях начала XX в. большее освещение получили проблемы деятельности приютов и колоний [1. С. 150-163]. Наиболее радикальных взглядов в этом отношении придерживался С.К. Гогель. Он отмечал крайне слабое развитие исправительных заведений для малолетних преступников в России и невнимание Главного тюремного управления к их деятельности [10. С. 222-225, 256, 268, 279]. В ряде работ и публикаций начала XX в. рассматривались педагогические аспекты проблемы перевоспитания несовершеннолетних осужденных. В исследуемый период предлагалось изменить педагогику исправления, которую предлагалось основывать, в первую очередь, на образовании, умственном эстетическом развитии, доверии и уважении к личности [7. С. 163].
В советский период появились работы, в которых отмечались не только недостатки, но и положительный исторический опыт России второй половины XIX - начала XX вв. В частности, Л.М. Василевский придавал большое значение провозглашению воспитательного принципа в отношении несовершеннолетних преступников, установленного в российском законодательстве во вто-
рой половине XIX в., учреждению детских судов, отмечал существенный вклад российских криминалистов царской России в разработку вопросов детской преступности [9. С. 13-20]. Все проблемы, поднимавшиеся и интересовавшие исследователей, и в настоящее время остаются актуальными, особенно на фоне последствий исторических перемен в России конца XX в.
Россия являлась одной из первых стран, создавших «детские» суды. Первый суд для несовершеннолетних был открыт в Санкт-Петербурге 22 января 1910 г., который просуществовал до 1918 г. [15. С. 32-42]. Одной из основных форм участия граждан в воспитательно-профилактической работе с подростками были и остаются по настоящее время комиссии по делам о несовершеннолетних. Согласно Декрету, принятому советской властью 17 января 1918 г., суды и тюремное заключение для малолетних были упразднены, а дела о несовершеннолетних обоего пола до 17 лет переданы в комиссию для несовершеннолетних. Такие учреждения находились в исключительном ведении Народного комиссариата общественного призрения и включали в себя представителей трех ведомств: общественного призрения, народного просвещения и юстиции в количестве не менее трех человек, причем одним из них обязательно являлся врач [6. С. 27]. Основной задачей комиссии стала предупредительно-профилактическая работа, а также анализ беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних. Комиссия продолжала свою деятельность до принятия постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 13 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». Однако в условиях Великой Отечественной войны в связи с резким увеличением в стране числа беспризорных и безнадзорных детей 23 января 1942 г. СНК СССР принял постановление «Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей», на основании которого комиссии по делам несовершеннолетних были восстановлены и продолжают функционировать в современных условиях [14. С. 6].
Материалы Государственного исторического архива Чувашской Республики (ГИА ЧР) свидетельствуют о том, что ликвидация беспризорности оставалась одной из существенных задач в области социально-культурного, правового и хозяйственного строительства в Чувашии. Согласно постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 13 мая 1927 г. «О плане борьбы с детской беспризорностью» был одобрен трехлетний ориентировочный план борьбы с беспризорниками и малолетними преступниками. В свою очередь, исполнительным комитетам автономных республик, автономных областей, краевым, областным и губернским исполкомам было предложено в двухмесячный срок разработать местные трехлетние планы по борьбе с детской беспризорностью, в которых должны были учитываться все возможности по трудовому устройству воспитанников детских домов, такие, как передача на производство, в обучение кустарям и ремесленникам, в крестьянские семьи, определение в кооперативные артели. Постановление рекомендовало Народному комиссариату просвещения (Наркомпросу) РСФСР, автономным республикам и местным исполнительным комитетам обратить особое внимание на усиление аппарата отделов народного образования по линии борьбы с детской беспризорностью, в частности на усиление работы комиссий по делам о несовершеннолетних и детской социальной инспекции.
В результате актуальности проблемы государство прибегло к проведению мероприятий по привлечению советской общественности к делу борьбы с нарушениями несовершеннолетних. Для работы в этой сфере были привлечены профессиональные союзы, ВЛКСМ, отдел по работе среди женщин при ЦК ВКП(б) и крестьянские общества взаимопомощи [1. Л. 22-25].
27 января 1928 г. совнаркому Чувашской АССР был представлен на рассмотрение проект Положения «Об организации комиссий по делам о несовершеннолетних», составленный Наркомпросом. Согласно выписке из прото-
кола № 49/7 заседания СНК Чувашской АССР от 1 февраля 1928 г., план организации комиссии по делам о несовершеннолетних по автономии был утвержден. Центральная комиссия по делам о несовершеннолетних при Нар-компросе ЧАССР находилась в г. Чебоксары и являлась высшим органом, направлявшим, контролировавшим и надзиравшим за деятельностью комиссии по делам о несовершеннолетних на местном уровне. В круг ее ведения входило установление правильного и единообразного применения законов, касавшихся борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, а также выработка и осуществление разнообразных мероприятий [2. Л. 5-6].
За период работы деткомиссии были отмечены значительные достижения в ее работе, такие, как увеличение контингента воспитанников в детских домах; рост развития мастерских; увеличение общего товарооборота и помощи беспризорным; была установлена постоянная связь детских учреждений с предприятиями, на которые отправлялись воспитанники после выхода из детских домов и др. [3. Л. 20]. Но, несмотря на указанные достижения в деле борьбы с беспризорностью, детские дома находились в тяжелом положении и должные меры по их улучшению почти не предпринимались. Отсутствовали специальные дома для трудновоспитуемых детей. В целях устранения нарушений и недочетов, выявленных в Чувашской АССР, ЦИК постановил предпринять ряд мер, направленных на улучшение педагогической работы и воспитания, разработку проекта организации дома для трудновоспитуемых.
Принятые меры не сразу, но постепенно начинали приносить свои положительные плоды, и состояние детских домов, касавшееся материального обеспечения, санитарно-гигиенического состояния и воспитательной работы заметно улучшилось. Работа по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью велась также путем оформления опекунства над детьми, передачи детей-воспитанников по договорам в колхозы, установления индивидуального патронирования детей из домов ребенка и многого другого. Придавая борьбе с детской беспризорностью государственное и общественное значение, а также в целях подготовки воспитанников детских домов к общественно полезному труду, Президиум детской комиссии совместно с Наркомпросом постановил организовать дом беспризорных подростков с сельскохозяйственным и ремесленно-кустарным уклоном мастерских [4. Л. 7].
Одним из способов изыскания средств по борьбе с беспризорностью стало проведение лотереи, использовалась и организация детских уголков в магазинах Пайторга и Чувашпрофа [4. Л. 10]. Детская беспризорность благодаря принимавшимся мерам начала сокращаться. Так, если в ходе переписи, проведенной в Чувашии с 20 июня по 1 июля 1927 г., было выявлено 6438 беспризорных детей [5. Л. 54], то к концу 1928 г. число беспризорников сократилось до 3405 человек, т.е. в 2 раза [5. Л. 202]. В то же время для полной ее ликвидации необходимо было продолжить работу, усиливая мероприятия по предупреждению детской беспризорности и безнадзорности не только в городах, но и особенно в сельской местности.
Таким образом, очевидно, что предупреждение уголовно-наказуемых деяний, совершаемых несовершеннолетними, и преступлений против несовершеннолетних может быть эффективным только при решении всего комплекса задач различными субъектами с использованием правовых и неправовых средств. Особое внимание при этом должно уделяться виктимологической профилактике всех лиц, не достигших возраста 18 лет, включающей, прежде всего, группы риска (беспризорных, безнадзорных, детей из неблагополучных и неполных семей, воспитанников детских домов, приютов и т.д.), а также необходимо объединение государства и общества для всесторонней поддержки институтов брака, семьи и детства. Анализ исторического опыта борьбы советской власти с детской беспризорностью и использование отдельных его фрагментов позволяют обогатить современную практику. В частности, речь идет о создании тех-
нологий социальной работы с лицами, обнаруживающими делинквентное поведение; выработке реабилитационных методик для лиц, возвращающихся в общество из мест лишения свободы. Дальнейшее изучение проблемы, на наш взгляд, должно способствовать возрастанию ее практической значимости.
Литература
1. Анофриев В. Русские исправительные заведения для малолетних // Вестник воспитания. 1900. № 6. С. 150-163.
2. Богдановский А. Молодые преступники. Вопрос уголовного права и уголовной политики. СПб.: Тип. Моригеровского, 1871. С. 41.
3. Василевский Л.М. Детская преступность и детский суд. Тверь: Октябрь, 1923. С. 13-20.
4. ГИА ЧР. Ф. 202. Оп. 2. Д. 468. Л. 22-25.
5. ГИА ЧР. Ф. 202. Оп. 2. Д. 469. Л. 5-6.
6. ГИА ЧР. Ф. 202. Оп. 2. Д. 836. Л. 20.
7. ГИА ЧР. Ф. 202. Оп. 2. Д. 627. Л. 7.
8. ГИА ЧР. Ф. 221. Оп. 1. Д. 339. Л. 54.
9. Гогель С.К. Роль общества в деле борьбы с преступностью. СПб.: Тип. товарищества «Общественная польза», 1906. С. 222-279.
10. Декрет о комиссиях для несовершеннолетних // Собрание узаконений распоряжений рабочего и крестьянского правительств от 17 января 1918 г. № 16. Отдел первый. Ст. 227. Опубликовано: Дети ГУЛАГа. 1918-1956 // Документы. М.: Международный фонд «Демократия», 2002. С. 27.
11. Дриль Д.А. Тюрьма и принудительное воспитание. СПб.: Сенатская тип., 1900. С. 50-51.
12. Кашкаров П.А. Общая разработка вопроса о необходимости коренного тюремного преобразования в России. СПб.: Тип. П.Е. Лобанова, 1883. С. 1-24.
13. Кистяковский А.Ф. Молодые преступники и учреждения для их исправления с обозрением русских учреждений. Киев: Унив. тип. (И.И. Завадского), 1878. С. 171-178.
14. Корнеева О.В. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних и ее совершенствование // Вестник Юридического института. 2002. № 3(5). С. 6.
15. Кузьмина Л. Проблемы институционального становления ювенальной юстиции в Российской Федерации // Современное российское общество и государство: от традиций к инновациям: матералы I регион. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых преподавателей. Чебоксары: Новое время, 2008. С. 32-42.
16. Лозинский Е. Вина и наказание с точки зрения педагогической психологии // Вестник воспитания. 1911. № 8. С. 141-173.
17. Миклашевский И.С. Несколько слов о несовершеннолетних преступниках. Ярославль: [Б.и.], 1896. С. 33-48.
18. Познышев С.В. Детская преступность и меры борьбы с нею. М., 1911. С. 53.
19. Таганцев Н.С. Исследования об ответственности малолетних преступников по русскому праву и проект законоположений об этом вопросе. СПб.: Тип. А.М. Котомина, 1871. 146 с.
20. Третий периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка (1998-2002 гг.) [Электронный ресурс] // Сайт проектов Фонда развития - Дети России. URL: http//www.detirossii.ru/12634.php.
21. Чаславский В.И. О земледельческих колониях и ремесленных приютах. СПб.: Тип. Стелловского, 1868. С. 30-31.
СТАРИКОВ СЕРГЕЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ - доктор исторических наук, профессор кафедры Отечественной истории, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).
STARIKOV SERGEY VALENTINOVICH - doctor of historical sciences, professor of Russian History Chair, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.
СЕРГЕЕВ ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ - доктор филологических наук, профессор кафедры чувашского языкознания и востоковедения им. М.Р. Федотова, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (cervitchuv [email protected]).
SERGEEV VITALY IVANOVICH - doctor of philological sciences, professor of Chuvach Linguistics and Orientalism Chair named after M.R. Fedotova, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
ЯНЦЕВА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА - соискатель учёной степени кандидата исторических наук, кафедра Отечественной истории имени А.В. Арсеньевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
YANTSEVA ANASTASIA SERGEEVNA - a competitor of scientific degree of Historical Sciences Candidate, Russian History Chair named after A.V. Arsentyeva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.