Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ТАДЖИКИСТАНА'

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ТАДЖИКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
46
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КУРСЫ / ОБУЧЕНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / ГОСУДАРСТВО / КАДРЫ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Азимова Умеда Акбаровна

В данной научной статье, на основании архивных данных, проведён историко-правовой анализ целей государства и нормативно-правовых актов, являющихся правовой основой возникновения ведомственного образования в структуре органов внутренних дел Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND JURIDICAL ANALYSIS OF THE ORIGIN OF EDUCATION IN THE STRUCTURE OF THE INTERNAL AFFAIRS OF TAJIKISTAN

In this scientific article, on the basis of archival data, a historical and legal analysis of state objectives and normative legal acts, which are the legal basis for the emergence of departmental education in the structure of the internal affairs bodies of Tajikistan, is carried out.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ТАДЖИКИСТАНА»

Opening the issue of public organizations, the article reveals their position in the political system from the point of view of regulatory documents, as well as the authors (A. V. Makeeva, V.A Maltsev). On analyzing Article 10 of the Constitution of the Republic of Tajikistan, the specialposition of public organizations in the state is noted. In addition, the peculiarities ofpublic organizations, ways of their influence on the demographic policy process and the conditions of independence of their activities are considered in detail.

Due to the fact that this issue has not yet been developed and has not been studied extensively enough in the Republic of Tajikistan, this article has widely considered the practical experience of interaction between public organizations and the state in this direction.

Analyzing the situation of the demographic policy of the republic in the post-Soviet period, the author's point of view is expressed in characterizing the growing place and role ofstate andpublic organizations in strengthening the demographic policy and developing the national sovereignty ofthe Republic of Tajikistan.

The material ofthe article has a theoreticalpractical value, and can also be used when lecturing.

Keywords: public and state organizations, demographic policy, state, independence, national sovereignty of the Republic of Tajikistan.

Сведения об авторе:

Нуров Навруз - соискатель кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни

About the autor:

Nurov Navruz — applicant of the Department of Political Science of the Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

УДК 9+340 (5753) ББК 63.3+67.99 А-35

ИСГОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ТАДЖИКИСТАНА

Азимова У.А.

Академия МВД Республики Таджикистан

Становление государств, возникновение их функций, формирование их органов, имея древнюю историю, состоят из реализации процессов развития и управления человеческим ресурсом.

Во все времена, перед лЮбым государством для выполнения её функций возникало необходимость создания специальных государственных органов. Органы внутренних дел, являясь одним из силовых органов, издревле созданы для выполнения правоохранительной функции государства и его становление зависит от исторического развития процесса кадрового обеспечения. Приоритетным методом реализации процесса кадрового обеспечения является подготовка кадров.

Ещё в XI веке, выдающийся государственный деятель периода Сельджукидов, Абу Али Хасан ибн Али ибн Исхак, получивший титул «Низам-ал-Мульк» (т.е. устройства государства), являясь государственным советником, также умным и образованным человеком понимал, что формирования чиновничьего аппарата невозможно без грамотных людей. В связи, с чем организовал открытие учебных заведений - медресе, которые назывались «Низамия» [1, с.391-397].

Органы внутренних дел, как целостный и самостоятельный орган в структуре государственного аппарата, образовался в период Советского государства.

В 1917 году с победой Советской власти было принято Постановление «О рабочей милиции» и руководством страны принимались меры по реализации данного постановления. На территории Туркестанского края образовали Туркестанскую Автономную Советскую Социалистическую Республику, однако создание Бухарской Народной Советской Республики на территории Бухарского эмирата продлилась до 1920 года [7, с.59].

Государство считало, что началом образования государственных органов и обеспечения их качественным персоналом, а также строительства социалистической культуры, является ликвидация безграмотности (ликбез) и для реализации этого необходимо создание различных учебных заведений. Так как, человек только в процессе обучения может приобрести знания и в результате применения приобретённых знаний накопить мастерство, т.е. приобрести профессиональные качества в той или иной отрасли деятельности. Таким образом, образование считалось приоритетным фактором в процессе становления кадров государственных органов.

Государство стало организовывать различные общие курсы по ликбезу, а также курсы по приобретению профессиональных навыков при тех или иных государственных органах.

В милиции также были организованны курсы по подготовке кадров. Приказом .№86 от 04.03.1918 года был объявлен «Устав кадров милиции», который наравне с другими вопросами, также определял порядок руководства курсами по подготовке кадров милиции, нормы поведения курсантов и их обязанности [6, с.84-85].

Как отмечает Н.Д. Назаров, нужда в квалифицированных кадрах и необходимость специальной подготовки руководящих работников, а также укрепление милицейского аппарата привели к созданию новых школ милиции. Уже 02.12.1918 года было принято Положение о Школе инструкторов милиции с двумя отделениями. Общее отделение по подготовке инструкторов наружной милиции и специальное отделение по подготовке инструкторов для службы уголовного розыска [3, с.57].

Постепенно в 1921 году было решено создать при областных и уездных управлениях милиции различные курсы подготовки командного, хозяйственного и рядового состава, проведение культурно-просветительной работы. Для этого учредили должности помощников начальников милиции по политико-просветительной части [6, с.91-92].

В сложной оперативной обстановке страны, одним из главных условий улучшения деятельности милиции являлось повышения профессионального уровня её кадров. Различные формы подготовки кадров милиции стали возникать уже на начальной стадии её существования. Деятельность милицейских курсов регламентировалась Положением о курсах командного состава милиции, утверждённым НКВД РСФСР 17.04.1921 года [2, с.382].

Постепенно в органах милиции внедряли различные уровни подготовки кадров. Так как шла борьба с басмачеством, было необходимо развить занятия по всесторонней подготовке кадров.

Считалось, что организация строевых занятий может способствовать улучшению кадрового состава милиции. В связи, с чем был издан приказ по Управлению уездно-городской милиции Туркреспублики за №126 от 13.09.1923 года об организации строевых занятий с милиционерами 2 раза в неделю (по четвергам и пятницам) [8, с.249-250].

В сложных условиях того времени, говорит Н.Д. Назаров, были предприняты важные шаги по воспитанию и обучению специалистов для работы в милиции. Основным центром подготовки специалистов был Среднеазиатский Коммунистический Университет, который готовил кадры для народного хозяйства, а также специальные школы (курсы) подготовки красных командиров. Кроме того, летом 1924 года из Восточной Бухары для учёбы в учебные заведения городов Ташкента, Москвы и Ленинграда были отправлены 100 человек, среди которых были и будущие работники милиции Таджикистана [3, с.55].

В 1924 году была образована Таджикская Автономная Советская Социалистическая Республика (ТАССР) в составе Узбекской ССР. В республике для качественной реализации функций государства, продолжался процесс ликбеза населения в целом, а также повышения уровня профессионализма кадров в государственных органах.

Руководством страны для формирования всех направлений деятельности НКВД был принят план на 1925-26 годы. Согласно данному плану для улучшения процесса кадрового обеспечения было запланировано проработка о формировании курсов милиции, составление учебных программ; набор лекторов и курсантов; выделение помещений, изыскание средств для оборудования классов и оплаты лекторам; проведение с сотрудниками Уголовного розыска занятий по ознакомлению с современной криминалистикой, организация лекций и практического инструктирования; издание циркуляров со сведениями о криминалистике, технических разъяснений о регистрации преступности, инструкции о секретной работе. Согласно Информационному докладу НКВД «О проделанной работе намеченной планом на 1-й квартал 1925-1926 годы» были выработаны штаты и смета НКВД, а также положение о 8-ми месячных курсов милиции. Однако формирование курсов милиции осталось неразрешенным Ревкомом ТАССР, так как он проектировал создание объединённых курсов всех Наркоматов для подготовки квалифицированного состава работников всех отраслей [9, с.190-193].

Имеющиеся курсы не удовлетворяли потребности в квалифицированных кадрах, в связи, с чем милиция нуждалась в школах повышенного типа, способные давать более глубокие знания. В 1928 году было принято Постановление об открытии во всех союзных республиках курсов по подготовке высшего начальствующего состава. В данных учебных заведениях велась подготовка национальных кадров [2, с.382-384].

ТАССР в 1929 году была преобразована в Таджикскую Советскую Социалистическую Республику (Тадж.ССР) и образование продолжало развиваться в структуре органов внутренних дел.

Постановлением ЦИКС и СНК Тадж.ССР за №37 от 16.11.1929 года, было введено в действие Положение о НКВД Тадж.ССР. На основании данного положения (подпункт «м» пункт 6 глава 2), в предметы введения НКВД Таджикской ССР также входили, разработка правил и положений, определяющих и регулирующих обучение и подготовку личного состава работников органов внутренних дел. Для осуществления своих задач (подпункт «в» пункт 7), НКВД нужно было организовать школы и курсы по подготовке кадров. При Центральном Административном Управлении НКВД (пункт 11 раздел 1 глава 4), состояла Школа командного состава работников милиции и уголовного розыска [18, с.129-138].

На основании Протокола заседания СНК Тадж.ССР за №11 от 26.04.1930 года, были организованны курсы по переподготовке советского актива в г. Сталинабаде на 140 курсантов и в г. Ходженте на 80 курсантов [25, с.76]. На данных курсах, также беспрепятственно обучались милиционеры, но руководства НКВД обучались на основании постановлений СНК [20, с.54].

Однако результат подготовки работников на курсах, был неудовлетворительным. Так как, в соответствии с Докладной о деятельности и состоянии административного отдела милиции ГБАО на первую половину 1930 года, в областной милиции из 34-х действующих сотрудников всего 6 сотрудника были грамотными [10, с.35].

Перед государством возникла задача по подготовки кадров, обладающим широким общественно-политическим кругозором и со знаниями на уровне современной науки и техники. В связи с этим было принято Постановление ЦИК и СНК СССР о реорганизации ВУЗов, техникумов и рабфаков за №237 от 23.07.1930 года, которое обязывало НКВД всех союзных республик участвовать в подготовке кадров в области права, с передачей отраслевого учебного заведения в его ведение [14, с.284-285].

Данное постановление являлось нормативно закреплённым основанием функционирования Школы командного состава работников милиции и уголовного розыска, созданного на основании «Положение о НКВД Тадж.ССР».

Постепенно органы внутренних дел республики расширялись, и Постановлением СНК Тадж.ССР за №13 от 18.06.1930 года, было одобрено предложение НКВД об организации пожарной охраны [20, с.56]. Чуть позже, Постановлением СНК Тадж.ССР за №17 от 29.07.1930 года, была организованна пожарная охрана НКВД Тадж.ССР [21, с.34]. В виду полного отсутствия кадров пожарных работников, тем же постановлением на заседании СНК Тадж.ССР, было предложено НКВД в 1930-31 учебном году организовать специальные курсы пожарных работников [21, с.1, 10, 35].

В том же году на заседании СНК Тадж.ССР, было принято Постановление за №16 от 18.07.1930 года о разработке постановления о перспективах в Таджикистане учебного 1930-31 года. [13, с.2]. А на заседании СНК Тадж.ССР от 13.08.1930 года, было принято Постановление за №22 о перспективах в Таджикистане учебного 1930-31 года. Данное постановление наравне с другими вопросами просвещения, также определяло дальнейшее развитие образования в структуре органов внутренних дел, и НКВД наряду с другими наркоматами был обязан предоставить свои плановые наметки по подготовке кадров [12, с.55, 57].

С учётом вышеотмеченных постановлений в структуре органов внутренних дел, была создана Школа-команд младшего командного состава пожарной охраны НКВД Тадж.ССР.

В период с 1930 года по 1934 год происходила индустриализация страны, что привело к дефициту рабочей силы и необходимости в кадрах, в том числе и в органах внутренних дел.

Постановлением ЦИКС и СНК Тадж.ССР «О ликвидации неграмотности в Тадж.ССР» за №177 от 26.01.1931 года, были созданы 2-х годичные школы ликбеза на 1931-33 учебные годы [15, с.23-24].

Также в 1931 году был принят план подготовки советских кадров Тадж.ССР ко второй пятилетке. Данный план разделял курсы подготовки кадров на: республиканские курсы советского актива; районные курсы подготовки и переподготовка низового советского аппарата; высшие учебные заведения (комсомольский ВУЗ, институт советского строительства); республиканские женские курсы; заочное обучение [11, с.9]. Программа курсов повышения квалификации состояло из 2-х направлений: ликвидация неграмотности; вопросы работы в кишлаке [24, с.11]. Денежное содержание для питания, обмундирования и стипендии обучающимся курсантам выделялось из бюджета государства. Согласно утверждённой тематике курсов, курсантов обучали таким понятиям, как: «Государство -есть идеологическая власть над людьми. Аресты, тюрьмы, полиция, церковь, школа - есть средство государственного принуждения» [26, с.15-16, 184].

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 года), несмотря на сложность этого время, созданные в республике школы и различные курсы продолжали заниматься повышением квалификации сотрудников милиции. В послевоенные годы Таджикистан, как и другие союзные республики, находился в процессе восстановления. В этот период также приоритетным методом была подготовка кадров, и этот метод развивался в структурах государственных органов.

В 60-х годах ХХ века, выявленные серьезные недостатки в работе следственного аппарата, в значительной мере объяснялись низкой квалификацией многих следователей, а также недостаточным уровнем руководства. Считалось, что совершенно недостаточно осуществляется в республике научные исследования в области криминалистики. В целях устранения недостатков и дальнейшего совершенствования работы органов предварительного следствия было принято Постановление ЦК КПТ и Совмина Тадж.ССР за №24 от 24.01.1966 года. Данное постановление обязывало принять к руководству и неуклонному исполнению Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР за №1061 от 10.12.1965 года «О мерах по улучшению работы следственного аппарата органов прокуратуры и охраны общественного порядка». В постановлении указывалось, что МООП Тадж.ССР необходимо

повысить качество переподготовки следователей на учебных сборах, принять меры по увеличению числа следователей, проходящих эту переподготовку а также обучающихся на заочных и вечерних ВУЗах [17, с.136-139]. Для устранения выявленных недостатков, МООП Тадж.ССР объединил курсы переподготовки и первоначальной подготовки своей структуры, и с целью создания Учебного центра и утверждения его штатов 19.05.1966 года издал приказ за №062 [22].

Для улучшения кадрового состава, в структуре органов внутренних дел постепенно продолжалось создание образовательных учреждений. Таким образом, Постановлением ЦК КПТ и Совмина Тадж.ССР за №230 от 24.07.1970 года была организована Душанбинская специальная средняя школа милиции (ДССШМ) МВД СССР. Постановление обязывало МВД ТаджССР обеспечить ДССШМ необходимыми учебными помещениями; укомплектовать кадрами; подбирать кандидатов на учёбу из числа лучших производственников, коммунистов и комсомольцев, активных общественников и дружинников, демобилизованных воинов Советской Армии, отличников боевой и политической подготовки [16, с.83].

В 80-е годы прошлого века для подготовки специалистов с высшем образованием, в г. Душанбе начал функционировать отдел заочного обучения Ташкентской Высшей Школы (ТВШ) МВД СССР.

В 1991 году СССР распался, Таджикистан наравне с другими союзными республиками, обрёл независимость, и столкнулся с гражданской войной. В сложившейся обстановке государство принимало меры по стабилизации деятельности всех государственных органов, и в первую очередь правоохранительных органов.

Для надлежащего кадрового обеспечения органов внутренних дел, на кадровой и материально-технической базе ДССШМ МВД СССР, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Таджикистан за №372 от 23.12.1991 года была создана Душанбинская высшая школа (ДВШ) МВД Республики Таджикистан. Позже, Правительством Республики Таджикистан было утверждено Постановление за №388 от 11.08.1994 года «О вопросах ДВШ МВД Республики Таджикистан», на основании которого был образован Худжандский факультет ДВШ МВД Республики Таджикистан на базе Школы первоначальной подготовки младшего и начальствующего состава УВД Ленинабадского облисполкома [19].

С постепенным прогрессом общества возникло необходимость развития процессов кадровой политики государства, в частности сдвиг кадрового обеспечения её органов внутренних дел. В связи с этим, Постановлением Правительства Республики Таджикистан за №519 от 30.12.2000 года Высшая школа МВД Республики Таджикистан была преобразована в Академию МВД Республики Таджикистан [19]. А также приказом МВД Республики Таджикистан за №106 от 13.02.2001 года в структуре Академии был учреждён факультет №1 с целью подготовки и переподготовки руководящих кадров правоохранительных органов и иных силовых структур государства [23].

Таким образом, система кадрового обеспечения органов внутренних дел обрела определённую рамку функционирования. Однако ощущался недостаток кадрового потенциала по линии пожарной безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях. В связи с этим, 25-26.01.2008 года Правительством Республики Таджикистан, на основании Протокола совещания за №3, был рассмотрен вопрос о создании факультета по подготовке кадров пожарной безопасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций на базе Академии МВД Республики Таджикистан. Позже, Правительством Республики Таджикистан было принято Постановление №56 от 05.02.2008 года (пункт 12) о создании указанного факультета [19].

На наш взгляд, в последующем начался быстрый темп развития образования в структуре органов внутренних дел. Так как, в процессе кадрового обеспечения органов внутренних дел, основной упор делается на подготовку кадров. Также эффективная реализация функции государства зависит от хорошо обученных и качественно подготовленных кадров.

Таким образом, в 2014 году, в целях подготовки специалистов подразделений специального назначения силовых структур, из числа привлечённых к учёбе сирот, беспризорных, детей работников силовых структур, которые погибли при исполнении служебных обязанностей и других граждан, на основании Постановления Правительства Республики Таджикистан за №534 от 07.08.2014 года, было образованно Государственное учебное учреждение Милицейский колледж МВД Республики Таджикистан, с расположением в г. Кулябе [4].

С целью решения задач и проблем правоприменительной деятельности органов внутренних дел с научным подходом, а также профессионализации и подготовки научных кадров, в структуре Академии МВД республики был создан отдел адъюнктуры. Для его создания, на основании Распоряжения Министерства образования и науки Республики Таджикистан «О создании аспирантуры» за №696 от 11.04.2014 года, были изданы приказы МВД Республики Таджикистан №0158 с приложением от 13.11.2014 и .№032 с приложением от 27.02.2015 года [23].

В дальнейшем развивая образовательный ценз в органах внутренних дел, в структуре Академии МВД республики, приказом МВД Республики Таджикистан за №038 с приложением от 19.07.2017

года, был создан факультет №6, для подготовки профессиональных кадров по линии оперативно-розыскной деятельности [23].

В целях увеличения количества подготавливаемых кадров государственной противопожарной службы, Постановлением Правительства Республики Таджикистан за №98 от 01.03.2018 года было образованно Государственное учебное учреждение Пожарно-технический колледж МВД Республики Таджикистан, с расположением в Дангаринском районе [5].

Мы полагаем, что процесс создания различных образовательных учреждений в структуре органов внутренних дел, не находится в завершительном этапе, а начел стремительно развиваться. В настоящее время государство для реализации своей правоохранительной функции, продолжает принимать меры по улучшению кадрового обеспечения органов внутренних дел, в виде структурных реорганизаций, нормативно-правового регулирования, материально-технического оснащения и т.п.

Таким образом, проведённый историко-правовой анализ даёт возможность, на современном этапе развития государства с учётом исторического опыта, определить приоритетный метод по улучшению кадрового состава органов внутренних дел. На наш взгляд внедрение образования в структуру органов внутренних дел, придал мощный и новый импульс процессу кадрового обеспечения, и способствует эффективной и качественной реализации правоохранительной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гафуров БГ. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. / Б.Г. Гафуров - Москва. Издательство «Наука», 1972. -657с.

2. Мулукаев Р.С. Избранные труды [Текст]: К 80-летию со дня рождения / Р.С. Мулукаев; Академия управления МВД России. - М., 2009. - 562с.

3. Назаров НД. Организационно-правовые основы становления и развития милиции Таджикистана (1917-2006 гг.): дис. ... док. юрид. наук: 12.00.01 / Н.Д. Назаров. - Москва, 2007. - 408с.

4. Постановление Правительства Республики Таджикистан «Об образовании Государственного учебного учреждения «Милицейский колледж МВД Республики Таджикистан» №534 от 07.082014 года (в редакции Постановления Правительства Республики Таджикистан №91 от 27.02.2015 года) [электронный ресурс]. http://www.adlktjshow_dcxc.fWx7Rgn=122384 (дата обращения: 03.11.2018).

5. Постановление Правительства Республики Таджикистан «Об образовании Государственного учебного учреждения «Пожарно-технический колледж МВД Республики Таджикистан» №98 от 01.03.2018 года [электронный ресурс]. http://www.adlia.t/show_doc.fWx?Rgn=131070 (дата обращения: 03.11.2018).

6. Розикзода АШ. Становление милиции Таджикистана. Монография / АШ. Розикзода - Душанбе: «Ирфон», 2011. - 404с.

7. Тахиров Ф. Развитие права в Таджикистане (натаджикскомязыке). / Ф.Т. Тахиров. -Душанбе, Ирфон, 1994. -260с.

8. Выписка из приказа по Управлению Уездно-городской милиции Костакоза. // СОФ ГА РТ. Ф. 6 Оп. 1 д. 15.

9. Доклад НКВД ТАССР «О проделанной работе намеченной планом на 1-й квартал 1925-1926 годы». // ЦГА РТ. Ф. 10 Оп. 2 Д. 28.

10. Докладная о деятельности и состоянии административного отдела милиции ГБАО. // ЦГА РТ. Ф. 11 Оп. 2 Д 86.

11. План подготовки советских кадров Тадж.ССР ко второй пятилетки от 1930 года. // ЦГА РТ. Ф. 11 Оп. 2 Д. 5.

12. Постановление СНКТадж.ССР о перспективах в Таджикистане учебного 1930-31 года. // ЦГА РТ. Ф. 18 Оп. 8 Д. 37.

13. Постановление СНКТадж.ССР. // ЦГА РТ. Ф. 18 Оп. 8 Д. 31.

14. Постановление ЦИК и СНК СССР. // ЦГА РТ. Ф. 18 Оп. 1 Д. 37.

15. Постановление ЦИКС и СНК Таджикской ССР за №177 от26.01.1931 года. // ЦГА РТ. Ф.11 Оп. 2 Д. 21.

16. Постановление ЦК КПТ и Совмина Тадж.ССР за №230 от 24.07.1970 года. // ЦГА РТ. Ф. 18 Оп. 8 Д. 2507.

17. Постановление ЦК КПТ и Совмина Тадж.ССР за №24 от24.01.1966 года. // ЦГА РТ. Ф. 18 Оп. 8 Д. 2226.

18. Постановлением ЦИКС и СНК Тадж.ССР «О Положении НКВД Тадж.ССР» за №37 от 16.11.1929 года. // ЦГА РТ. Ф. 10 Оп. 1 Д. 448.

19. Постановления Правительства Республики Таджикистан (1991-по настоящее время). //АА МВД РТ. Ф. 2 Оп. 1 Д. 1.

20. Постановления СНК Тадж.ССР. // ЦГА РТ. Ф. 18 Оп. 8 Д. 27.

21. Постановления СНК Тадж.ССР. // ЦГА РТ. Ф. 18 Оп. 8 Д. 32.

22. Приказ МООП Тадж.ССР «Об Учебном центре МООП Тадж.ССР» за №062 от 19.05.1966 года. //АУЦ МВД РТ. Ф. 1 Оп. 1 Д. 1.

23. Приказы МВД Республики Таджикистан (1991-по настоящее время). // АА МВД РТ. Ф. 2 Оп. 1 Д. 2.

24. Программа курсов ликбеза. //ЦГА РТ. Ф. 11 Оп. 1 Д. 106.

25. Протокол заседания СНК Тадж.ССР №>11 от 26.04.1930 года. // ЦГА РТ. Ф. 18 Оп. 8 Д. 25.

26. Тематика курсов ликбеза. // ЦГА РТ. Ф.11 Оп. 1 Д. 177.

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ТАДЖИКИСТАНА

В данной научной статье, на основании архивных данных, проведён историко-правовой анализ целей государства и нормативно-правовых актов, являющихся правовой основой возникновения ведомственного образования в структуре органов внутренних дел Таджикистана.

Ключевые слова: органы внутренних дел, курсы, обучение, нормативно-правовой акт, государство, кадры, кадровое обеспечение, подготовка кадров.

HISTORICAL AND JURIDICAL ANALYSIS OF THE ORIGIN OF EDUCATION IN THE STRUCTURE OF THE INTERNAL AFFAIRS OF TAJIKISTAN

In this scientific article, on the basis of archival data, a historical and legal analysis ofstate objectives and normative legal acts, which are the legal basis for the emergence of departmental education in the structure of the internal affairs bodies of Tajikistan, is carried out.

Keywords: internal affairs bodies, courses, training, normative legal act, the state, personnel, staffing, personnel training.

Сведения об авторе:

Азимова Умеда Акбаровна - адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин факультета №2 Академии МВД Республики Таджикистан. Электронная почта a.u.a.2310@gmail.com.

About the author:

Azimova Umeda Akbarovna - adjunct of the Department of State and Legal Disciplines of the Faculty No. 2 of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan. E-mail: a.u.a.2310@gmail.com.

УДК 02+021+004.7733+024+0253 (575)

КОМПЮТЕРКУНОНИИ КИТОБХОНА^ОИ ТОЧИКИСТОН: ВАЗЪИ КУНУНИ ВА ДУРНАМОИ РУШД

Комилов М.

Институти таърих, бостоншиносИ ва мардумшиносии ба номи А. Дониши

Дар шароити чадонишавй ва воридшавии Точикистон ба чомеаи иттилоотй китобхонадо дамчун муассисадои иттилоотй, фардангй ва омузишй муваззаф шуданд, ки чидати ичрои рисолати хеш - чамъовариву коркард, гурудбандиву федристнигорй, дифу нигоддорй, тартибу ташвики мачмуи нисбатан комили дуччатдои гуногунмазмуну гуногунсода харчи бештар технологияи муосири итшлоотй-коммуникатсиониро мавриди истифода карор диданд. Бадри татбики ин вазифадои мудим ва дамзамон таквияти раванди игтилоогонй ва таъмини амнияти иттилоотии кишвар, кабл аз дама, тадия ва кабул шудани як зумра санаддои меъёриву дукукй, аз кабили конундои Чумдурии Точикистон «Дар бораи иттилоотонй» (с.2001), «Дар бораи дифзи иттилоот» (с.2002), «Дар бораи фаъолияти китобдорй» (с.2003), «Стратегияи давлатии технологияи иттилоотию коммуникатсионй барои рушди Чумдурии Точикистон» (с.2003), «Консепсияи амнияти иттилоотии Чумдурии Точикистон» (с.2003) ва дигар санаддои конунгузорй шароитдои мусоид фародам оварданд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бояд зикр намуд, ки бунёди заминаи дукукй, албатта, огози дамагуна икдомот дар татбики накшадои тардрезишуда мебошад. Аммо татбики вокеии дадафу вазифадои гузошташуда сараввал тачдизотонидани китобхонадои мамлакат бо технологияи муосири иттилоотй-коммуникатсионй ва бо донишдои марбут ба ин технология мусаллад гардонидани китобдоронро такозо мекунад. Барои татбики ин икдомот кабул шудани карори Хукумати Чумдурии Точикистон «Дар бораи бедтар намудани вазъи Китобхонаи миллии Чумдурии Точикистон ба номи Абулкосим Фирдавсй» ва дар ин робита ба тасвиб расидани ду барномадои давлатй дар содаи китобдорй мусоидат намуданд. Дар ин робита карори Хукумати Чумдурии Точикистон «Дар бораи тасдики Барномаи рушди фаъолияти китобдорй дар Чумдурии Точикистон барои солдои 2006-2015 ва Барномаи рушди Китобхонаи миллии Чумдурии Точикистон ба номи Абулкосим Фирдавсй барои солдои 2006-2015» аз 2 июли соли 2005, тадти раками 238 кабул гардид, ки мутобики он кадамдои нахустин чидати компютеркунонии китобхонадои мамлакат гузошта шуд. Адамияти кабули ин барномадои давлатй аз чониби Президенти мамлакат дар Паёми навбатй ба Мачлиси Олии Чумдурии Точикистон чунин арзёбй гардид: «Масъалаи дигаре, ки мазмуну мудтавои тарбияи наслдои имрузу оянда ба далли он иртиботи ногусастанй дорад, баланд бардоштани сатди маърифати мардум аст. Накщи китоб ва китобхонадо барои ин максад хеле мудим аст. Бинобар ин Хукумати Точикистон ду барномаро барои рушди фаъолияти китобдорй барои солдои 2006-2015 кабул намуд, ки маблати умумии ондо дашт миллион сомонй мебошад» [10].

Хадафи «Барномаи рушди фаъолияти китобдорй дар Чумдурии Точикистон барои солдои 20062015» аз он иборат буд, ки «функсиядои иттилоотй, ичтимоию фардангй ва маърифатии китобхонадоро таквият дода, ба рушди шабакаи китобхонадо дар шароити муносибатдои бозори мусоидат намуда, дастрасии фонди китобхонадоро барои дамаи табакадои чомеа таъмин карда, ба воридсозии технологиядои нави иттилоотй дар фаъолияти китобхонадо кумак расонида, механизмдои молиявй ва иктисодии фаъолияти китобхонадоро муайян сохта, заминаи моддию техникии ондоро тадким бахшида, тарбияи кадрдои баландихтисосро такмил дода, эътибори

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.