Научная статья на тему 'Состояние библиотечно-библиографической отрасли в Таджикистане (конец XX - XXI В. )'

Состояние библиотечно-библиографической отрасли в Таджикистане (конец XX - XXI В. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / УЧЕНЫЕ / СПЕЦИАЛИСТ / УКАЗАТЕЛЬ / КАТАЛОГ / БИБЛИОТЕКА / КРАТКОСРОЧНЫЕ КУРСЫ / БИБЛИОГРАФИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / РЕСУРСЫ / TRAINING AND RETRAINING OF SPECIALISTS / SCIENTISTS / SPECIALIST / INDEX / CATALOG / LIBRARY / SHORT-TERM COURSES / BIBLIOGRAPHY / INFORMATION / RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буриев Курбонали Бозорович

Характеризуется состояние библиотечно-библиографической отрасли в Таджикистане на рубеже XX XXI вв. Особый акцент сделан на значимости библиографии в развитии современного общества (в условиях информатизации и глобализации). Констатируются как достижения национальной библиографии (появление отраслевых программ, увеличение государственного финансирования, техническое и технологическое переоснащение библиотек), так и проблемы (требуется актуализация и совершенствование нормативно-правовой базы, дальнейшая модернизация библиотек и др.). Особенно остро стоит вопрос подготовки и переподготовки библиотечных кадров (хотя в последнее время в основных библиотечно-библиографических центрах страны наблюдается положительная тенденция в данной области), поскольку роль ученых и специалистов в сохранении национальной библиографии чрезвычайно высока. Предложены кардинальные меры для дальнейшего ее развития и создания соответствующих условий по привлечению и сохранению специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article characterizes the state of library-bibliographical branch in Tajikistan at the end of 20th beginning of 21th centuries. The author stresses the importance of bibliography in the development of modern society (in the period of computing and globalization) and points out the achievements of national bibliography (appearance of branch programs, growth of state financial support, technical and technological re-equipment of libraries), as well as its problems (the necessity to actualize and perfect the rules and regulations, to further improve the libraries etc). The question of training and retraining of library workers is of the utmost importance today (though we can follow the positive tendency in this field in the main library-bibliographical centers of the country) as the role of scientists and specialists in preserving of national bibliography is very high. The article offers drastic measures for its further development and creation of the corresponding conditions of attracting and preserving specialists.

Текст научной работы на тему «Состояние библиотечно-библиографической отрасли в Таджикистане (конец XX - XXI В. )»

УДК 01(575.3)+02(575.3)

К. Б. Буриев

канд. ист. наук, доцент, Национальное агентство Международной организации стандартной нумерации книги «Дом книги Таджикистана»

E-mail: [email protected]

СОСТОЯНИЕ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ТАДЖИКИСТАНЕ (конец XX - XXI в.)

Характеризуется состояние библиотечно-библиографической отрасли в Таджикистане на рубеже XX - XXI вв. Особый акцент сделан на значимости библиографии в развитии современного общества (в условиях информатизации и глобализации). Констатируются как достижения национальной библиографии (появление отраслевых программ, увеличение государственного финансирования, техническое и технологическое переоснащение библиотек), так и проблемы (требуется актуализация и совершенствование нормативно-правовой базы, дальнейшая модернизация библиотек и др.). Особенно остро стоит вопрос подготовки и переподготовки библиотечных кадров (хотя в последнее время в основных библиотечно-библиографических центрах страны наблюдается положительная тенденция в данной области), поскольку роль ученых и специалистов в сохранении национальной библиографии чрезвычайно высока. Предложены кардинальные меры для дальнейшего ее развития и создания соответствующих условий по привлечению и сохранению специалистов.

Ключевые слова: подготовка и переподготовка кадров, ученые, специалист, указатель, каталог, библиотека, краткосрочные курсы, библиография, информация, ресурсы

Для цитирования: Буриев, К. Б. Состояние библиотечно-библиографической отрасли в Таджикистане (конец XX-XXI в.) /К. Б. Буриев //Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 4 (52). - С. 61-67.

Библиография - одно из важных направ- (Национальная библиотека Таджикистана) и

лений деятельности в системе информацион- система ИРБИС (Центральная научная биб-

ного общества: она вносит весомый вклад в лиотека имени Индиры Ганди Академии наук

создание и формирование информационных Республики Таджикистан, Государственная

ресурсов, помогает ориентироваться в огром- республиканская детская библиотека имени

ном потоке традиционных печатных и элек- М. Миршакара и Государственная патентно-

тронных изданий и т. д. В условиях глобали- техническая библиотека).

зации развитие библиографии в отдельной Отставшая от общего течения мировых

стране не может проходить изолированно от процессов модернизации, таджикская библио-

мирового библиографического процесса. Дан- графия конца ХХ - начала ХХ1 в. осуществля-

ная проблема освещена в отдельных исследо- ет попытки преодолеть данный разрыв. В на-

ваниях отечественных авторов, таких как стоящее время создаются условия для совер-

Ш. Комилзода [5; 8 и др.], С. Х. Шосаидов шенствования нормативно-правовых доку-

[См., например: 18], К. Б. Буриев [2; 3 и др.] ментов, материально-технического обеспече-

и др. Прежде всего речь идет об использова- ния (т. е. ведется работа по переоснащению

нии новейшего современного оборудования и отрасли новейшим оборудованием и совре-

инновационных технологий. К последним, менными технологиями, привлечению финан-

например, мы относим электронный учет про- сирования), развития интеллектуальных ре-

изведений печати и предоставления его боль- сурсов. На данном этапе уже можно говорить

шому кругу читателей, т. е. разработку и вне- об определенных успехах. Так, например, бла-

дрение унифицированных международных годаря Закону РТ «О библиотечной деятель-

библиографических систем, таких как АЛЕФ ности» (2003 г.) [4] и «Концепции развития

61

культуры Республики Таджикистан» (2005 г.) [6], а позднее подготовленным и утвержденным на их основе проектам (программам) развития отрасли1, библиотечное дело и библиография заметно укрепили свои позиции. Эти документы внесли положительные штрихи в подготовку кадров, техническое и технологическое переоснащение библиотек республики.

К сожалению, несмотря на достигнутые результаты, отрасль продолжает нуждаться в коренном усовершенствовании. И первостепенным вопросом, как нам видится, является подготовка профессиональных (высококвалифицированных) специалистов, именно от них зависят научно-исследовательский потенциал отрасли и подготовка правовых, научных и учебно-методических ресурсов в республике2. При этом изменения должны касаться и самого процесса подготовки и переподготовки научных кадров в соответствии с современными вызовами мировых глобализационных процессов. К этой работе необходимо привлекать специалистов со знанием нескольких языков, навыками использования компьютерной и цифровой аппаратуры, разбирающихся в новейших технологиях и операционных системах (создание программ по развитию библио-течно-информационной деятельности, а также электронных банков и виртуальных книжно-информационных ресурсов и т. д.).

Между тем мониторинг, проводимый НИИ культуры и информации в рамках изучения тенденций и перспектив развития деятельности социокультурных учреждений Таджикистана, в том числе и библиотечной от-

1 К основным из них относятся «Программа развития библиотечного дела в Республике Таджикистан на 2006-2015 гг.» [1], «Программа развития Национальной библиотеки РТ им. А. Фирдоуси на 2006-2015 гг.», «Программа подготовки специалистов отраслей культуры, искусства и печати на 2007-2010 гг.», «Программа развития культуры Республики Таджикистан 2008-2015 гг.», «Программа компьютеризации учреждений культуры и искусства Республики Таджикистан 2007-2010 гг.», «Государственная программа компьютеризации государственных публичных библиотек в Республике Таджикистан на 2011-2013 гг.», «Государственная программа по развитию Национальной библиотеки Таджикистана на 2016-2021 гг.».

2 В первую очередь необходимо разработать новую

государственную концепцию по развитию таджикской библиографии, на ее основе принять государственные программы развития отрасли, тем самым полностью обновить учебно-методическую базу.

расли (2011-2016 гг.)3, показал, что количество ученых-библиографов в стране крайне мало, и они не могут устранить все существующие проблемы отрасли, поэтому надеяться только на них было бы неразумно. О кадровой обеспеченности библиотек республики говорят следующие цифры. Всего в Таджикистане действуют более 5 000 библиотек: 1 358 находятся в ведомстве системы Министерства культуры (из них 78 детских и 1 280 массовых [9]); к Министерству образования относится Центральная научная библиотека имени Индиры Ганди Академии наук Республики Таджикистан, 77 научных, отраслевых и вузовских библиотек, более 3 500 - школьных, 100 библиотек действуют при колледжах и средних специальных образовательных учреждениях [Там же]; вне этих систем - Национальная библиотека Таджикистана, Государственная патентно-техническая библиотека, а также более 50 профсоюзных, 100 медицинских, 60 частных и 40 библиотек общественных организаций.

По актуальным статистическим данным (до 1 июня 2017 г.) в библиотеках, относящихся к Министерству культуры, работают 3 249 человек, из которых 609 человек - обслуживающий персонал. Из данного числа всего 342 человека имеют высшее специальное образование, 619 - высшее непрофильное образование, 946 - среднее специальное, 380 - среднее специальное непрофильное и 962 - среднее образование [9].

По мнению большинства ученых, надо кардинально менять подход к подготовке молодых специалистов, магистров и аспирантов. Данный вопрос был рассмотрен в сборниках научных статей «Библиотечное дело в период независимости» [11] и «Библиотечное дело Таджикистана» [12-16], особо отметим работы Ш. Комилзода, С. Х. Шосаидова, К. Б. Буриева

3 На основе научных тем: Основные направления и тенденции развития деятельности социально-культурных учреждений (2011-2015), Государственный регистрационный № 01011 Т 066; Исследование инновационных процессов областей культуры и информации Республики Таджикистан в условиях глобализации (2015-2019), Государственный регистрационный № 0116Т.ГО0606; Инновационные процессы библиотечно-информационной деятельности в условиях глобализации культуры (2016-2020), Государственный регистрационный № 0116Т.ГО0604.

62

и ряда других исследователей. Кроме того, создание необходимых условий для поддержки молодых специалистов и ученых (в том числе гарантии материального благосостояния, карьерного роста и в первую очередь предоставление жилья) должно ложиться на плечи государства, для информационного обеспечения которого они трудятся.

Стоит отметить, что подготовка высококвалифицированных библиотечных специалистов, особенно библиографов, - одна из наиболее важных задач отрасли на современном этапе ее развития в Республике Таджикистан.

В настоящее время в государстве много внимания уделяется вопросам подготовки молодых специалистов во всех сферах науки и культуры. Ежегодно более тысячи студентов из отдаленных районов поступают в отечественные вузы по президентским квотам. И по этим же квотам из того же Президентского фонда ежегодно оплачивается учеба более пяти тысяч студентов за рубежом, но из них малое количество (не более 10 человек) получают библиотечное образование (в МГИК, ЧГИК и других российских высших учебных заведениях). Также для обучения в аспирантуре и докторантуре из госбюджета страны выделяются огромные деньги, но лишь малой части желающих выпадает честь заняться научными исследованиями, в том числе и в области библиографии. В силу различных причин многим молодым специалистам не удается воспользоваться данными льготами, получить высшее образование и провести защиту кандидатской и докторской диссертации за пределами государства. Особенно остро стоит вопрос о тех научных сферах, по которым в Таджикистане нет диссертационных советов. Сюда относится и библиотечная отрасль, аспиранты и докторанты вынуждены выезжать на защиту своих диссертаций в Российскую Федерацию или другие страны. Но, к сожалению, не у всех соискателей есть такая возможность и многие из них предпочитают защищать диссертацию по библиотечной тематике в диссертационных советах по непро-

фильным отраслям (педагогическим, историческим или другим наукам) [2, с. 252-280].

Для преодоления нехватки высококвалифицированных кадров отделом книговедения, библиотековедения и библиографии НИИ культуры и информации, профильными кафедрами библиотечного и информационного факультета Таджикского государственного института культуры и искусств имени Мирзо Турсунзаде с 2000 г. проводится совместная работа по созданию учебно-методической базы по разным направлениям библиотековедения и библиографии. Был издан ряд учебно-методических материалов, которые широко используются в подготовке и переподготовке библиографических кадров. Например, серия книг, выпущенных при финансовой поддержке правительства в рамках программы «Развитие библиотечной деятельности в Республике Таджикистан за 2005-2015 годы»: «Менеджмент и маркетинг библиотечного дела», «История таджикской книги», «Библиотековедение», «Организация библиографической работы в библиотеках», «История возникновения и развития таджикской сельскохозяйственной библиографии», «Библиография детской и юношеской литературы», «История таджикской библиографии», «Таджикская краеведческая библиография», «Таджикская литературная библиография», «Организация и методика библиографической работы в библиотеке» и т. д.

Как мы отмечали ранее, модернизация (перезагрузка) библиографической деятельности должна касаться в первую очередь подготовки кадров и отражаться в содержании научно-исследовательских работ. Надо отметить, что в развитие национальной таджикской библиографии внесли весомый вклад видные ученые и практики, такие как Р. Шарофзода, А. Х. Рахимов, Ш. К. Тошев (Комилзода), С. Р. Мухидди-нов. Их усилиями воспитывалось новое поколение молодых ученых-библиографов (среди них, к примеру, К. Б. Буриев, К. Г. Авгонов (Гуломзода), Ф. С. Ёров, С. Гуломшоев), постепенно привлекавшиеся к научно-исследовательской работе и к дальнейшей подготовке специалистов-библиографов в республике.

63

В данный период ученые отрасли подготовили и издали ряд научных работ, которые по всем параметрам соответствуют современным требованиям. Назовем некоторые из них: «История таджикской библиографии (С древнейших времен до начала ХХ1 века)» [3], серия научных сборников под общим названием «Библиотечное дело в Таджикистане» (6 выпусков) [11-16] и т. д.

Таджикские библиографы активно участвуют в международных и республиканских научных симпозиумах, конференциях и семинарах по наиболее актуальным проблемам современной культуры и информации. Как правило, по материалам этих мероприятий издаются научные сборники, где отражены и труды наших ученых [10; 17]. Всё это в свою очередь благоприятно влияет на совершенствование теории и практики национальной библиографии. Примеры международного сотрудничества можно проследить и в совместных проектах с российскими институтами культуры, публикациях в научных журналах («Библиография», «Вестник культуры и искусств», «Вестник КазГУКИ» и др.).

Несмотря на все сложности подготовки квалифицированных специалистов, библиографическая деятельность в республике постепенно развивается, этому способствует переподготовка кадров в больших государственных, массовых и научных библиотеках, научных и информационно-библиографических учреждениях. Например, в «Национальном агентстве международной организации стандартной нумерации книги - Доме книги Таджикистана», где заняты в основном выпускники непрофильных отраслей (историки, педагоги, философы, востоковеды и т. д.), переподготовка кадров осуществляется путем проведения краткосрочных курсов, наставничества опытных специалистов. Работа библиографов «Дома книги Таджикистана» в годы независимости по объему увеличилась более чем в 4 раза. Это видно, если сравнивать данные 1990 г. (тогда еще Таджикской ССР) и последних лет (на основе отчетов учреждения за 2014-2015 гг. по сбору, регистрации, обработке и библиографированию печатных материалов, издающихся в

республике, а также сведений из отчета Министерства культуры РТ за 2016 г.) [2].

Таблица

Количество печатных материалов и издающих организаций в Республике Таджикистан

Год Газеты Журналы Информационные агентства Изда- тельст- ва Типографии

1990 61 17 1 12 2

2014 206 (172) 136 (72) 8 (7) 56 (47) 196 (163)

2016 360 (255) 232 (127) 11 (10) 79 (61) 300 (265)

Прим. В скобках указано количество негосударственных, частных изданий и организаций из их общего числа

Однако наряду с положительной динамикой развития издательского дела и соответственно увеличением объема библиографических работ, наметилась серьезная проблема сокращения специалистов, обрабатывающих, регистрирующих и создающих библиографические издания. Если в 1990 г. в штате «Национального агентства международной организации стандартной нумерации книги - Дома книги Таджикистана» числилось 40 сотрудников и два отдела занимались исследовательской работой, то в 2014 г. их количество сократилось до 26 штатных единиц, а исследовательские отделы были упразднены. Сегодня здесь работает всего 2 кандидата наук [2, с. 343-347]. Схожая картина наблюдается и в других крупных биб-лиотечно-библиографических организациях, кроме Национальной библиотеки Таджикистана. Так, Центральная научная библиотека имени Индиры Ганди Академии наук Республики Таджикистан, Фундаментальная сельскохозяйственная библиотека и Государственная патентно-техническая библиотека, Государственная научная медицинская библиотека считаются наиболее крупными в республике, но не имеют в своих штатах библиографов и библиотековедов. Ученые сосредоточены в отделе книговедения, библиотековедения и библио-графоведения НИИ культуры и информации, факультете библиотековедения и информации

64

Таджикского государственного института культуры и искусств имени Мирзо Турсунзаде и Таджикского государственного института языков имени Сатима Улугзаде. Специалисты данных учреждений (а также упомянутого ранее «Дома книги Таджикистана») активно привлекаются к подготовке библиографических кадров и переобучения внеотраслевых специалистов, работающих в библиотеках страны.

Таким образом, в подготовке и переподготовке кадров в библиотечных учреждениях республики наметился положительный сдвиг и работники учреждений, которые прошли краткосрочные курсы, уже начали воплощать приобретенные знания в создание и использование библиотечных каталогов, библиографических пособий, создание и распространение универсальных, отраслевых и тематических указателей для удовлетворения информационных и библиографических потребностей читателей, внося свой вклад в расширение мировоззрения таджикского общества.

Для более успешного развития отрасли необходимо учесть следующие предложения:

создание Координационного центра по библиографии в Республике Таджикистан на базе Национальной библиотеки Таджикистана; модернизация системы библиотечного и информационно-библиографического обслуживания населения в республике на основе современных информационных технологий; подготовка и подача новой концепции общеотраслевого развития библиотечного дела в Республике Таджикистан, включая подготовку и переподготовку кадров, привлечение зарубежных высококвалифицированных библиографических кадров для обучения и переподготовки местных специалистов; внесение информационно-библиографической деятельности в число приоритетных направлений науки и инновации Республики Таджикистан; создание всевозможных условий для привлечения молодых специалистов в библиотеках и научных центрах, поэтапное повышение уровня среднемесячной заработной платы работников отрасли и оказание государственной поддержки для их дальнейшего карьерного и научного роста.

1. Барномаи рушди фаъолияти китобдори дар Чумхурии Точикистон барои солхои 2006-2015: Бо Карори Ху -кумати Чумхурии Точикистон аз 2 июли соли 2005, № 238 тасдик шудааст [«Программа развития библиотечного дела в Республике Таджикистан на 2006-2015 гг.» : Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 июля 2005 г. № 238] // Китобдор. - 2007. - № 1 (2). - С. 6-17.

2. Буриев, К. Б. Библиотечное дело в период независимости: состояние и перспективы / К. Б. Буриев // Осор [Труды] / НИИ культуры и информации Министерства культуры Республики Таджикистан ; отв. ред. М. Муродов. - Душанбе : Аржанг, 2016. - Т. 3. - С. 252-280. (На тадж. яз.).

3. Буриев, К. Б. Таърихи библиографияи толик (аз замонаои кадим то ибтидои асри XXI) [История таджикской библиографии (С древнейших времен до начала XXI века)] / К. Б. Буриев. - Душанбе : Аржанг, 2017. - 260 с. (На тадж. яз.).

4. Закон Республики Таджикистан от 1 авг. 2003 г. № 32 «О библиотечной деятельности» (в редакции Законов Республики Таджикистан от 31.12.2008 № 479, 29.12.2010 г. № 679, 22.07.2013 г. № 1008) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=5848.

5. Комилзода, Ш. Китобхонаи миллии Точикистон: Дируз ва имруз [Национальная библиотека Таджикистана: История и современность] / Ш. Комилзода - Душанбе : Ирфон, 2015. - 196 с. (На тадж. яз.).

6. Концепцияи рушди фарханги Чумхурии Точикистон [Концепция развития культуры в Республике Таджикистан]. - Душанбе : Матбуот, 2006. - 32 с. (На тадж. яз.).

7. Натичахои фаъолияти Вазорати фарханги Чумхурии Точикистон дар соли 2014. [Результаты деятельности Министерства культуры Республики Таджикистан за 2014 год]. - Душанбе : Истеъдод, 2015. - 100 с. (На тадж. яз.).

8. Основы библиотечно-библиографических знаний: учебная программа для совершенствования квалификации. - Душанбе, 2015. - 40 с. (На тадж. яз.).

65

9. Отчет Министерства культуры Республики Таджикистан за девять месяцев 2017 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://vfarhang.tj/file_upload/171016164758.

10. Фаъолияти китобдори дар даврони чахонишавии фазои иттилооти : Мачмуаи маколахои омузгорони факултаи китобдори ва иттилоотшиноси [Библиотечное дело в период глобализации информационного пространства : сб. ст. преподавателей Библиотечного и информационного факультета]. - Душанбе : Истеъдод, 2012. - 128 с. (На тадж. яз.).

11. Фаъолияти китобдори дар замони истиклолият [Библиотечное дело в период независимсости]. -Душанбе: Маориф ва фарханг, 2012. - 225 с. (На тадж. яз.).

12. Фаъолияти китобдорй дар Тоцикистон : Китоби III [Библиотечное дело Таджикистана : Книга III]. -Душанбе: Ирфон, 2013. - 192 с. (На тадж. яз.).

13. Фаъолияти китобдорй дар Тоцикистон : Китоби IV [Библиотечное дело Таджикистана : Книга IV]. -Душанбе: Истеъдод, 2013. - 184 с. (На тадж. яз.).

14. Фаъолияти китобдорй дар Тоцикистон : Китоби V. [Библиотечное дело Таджикистана : Книга V]. -Душанбе: Ирфон, 2013. - 240 с. (На тадж. яз.).

15. Фаъолияти китобдорй дар Тоцикистон : Китоби VI [Библиотечное дело Таджикистана : Книга VI]. -Душанбе : Аржанг, 2017. - 640 с. (На тадж. яз.).

16. Фаъолияти китобдорй дар Тоцикистон [Библиотечное дело Таджикистана] : хрестоматия / Мураттибон С. X,. Шосаидов, К. Б. Буриев. - Душанбе : Маориф ва фарханг, 2010. - 200 с.

17. Формирование электронных ресурсов в библиотеках Таджикистана: Материалы общереспубликанской конф. 15-16 мая 2014 г. - Душанбе, 2015. - 112 с. (На тадж. и рус. яз.).

18. Шосаидов, С. Х. Библиотечное дело / С. Х. Шосаидов // Социально-культурное дело: Теория, методика, практика : сб. ст. - Душанбе : Ирфон, 2013. - 240 с. (На тадж. и рус. яз.).

Получено 18.09.2017 K. Buriev

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, National Agency of international standard book number - Book house Tajikistan E-mail: [email protected]

STATE OF LIBRARY-BIBLIOGRAPHICAL BRANCH IN TAJIKISTAN (END OF 20th- BEGINNING OF 21st CENTURIES)

Abstract. The article characterizes the state of library-bibliographical branch in Tajikistan at the end of 20h -beginning of 21st centuries. The author stresses the importance of bibliography in the development of modern society (in the period of computing and globalization) and points out the achievements of national bibliography (appearance of branch programs, growth of state financial support, technical and technological re-equipment of libraries), as well as its problems (the necessity to actualize and perfect the rules and regulations, to further improve the libraries etc). The question of training and retraining of library workers is of the utmost importance today (though we can follow the positive tendency in this field in the main library-bibliographical centers of the country) as the role of scientists and specialists in preserving of national bibliography is very high. The article offers drastic measures for its further development and creation of the corresponding conditions of attracting and preserving specialists.

Keywords: training and retraining of specialists, scientists, specialist, index, catalog, library, short-term courses, bibliography, information, resources

For citing: Buriev K. 2017. State of library-bibliographical branch in Tajikistan (end of 20st - beginning of 21th centuries). Culture and Arts Herald. № 4 (52) : 61-67.

66

Referents

1. The program of development of library science in the Republic of Tajikistan for 2006-2015. It is approved by the Resolution of the government of the Republic of Tajikistan of July 2, 2005 No. 238. Kitobdor. 2007. No 1 (2) : 6-17. (In Tajik).

2. Buriev K. 2016.Library science in the period of independence: state and prospects. Trudy [Work]. T. 3. Murodov M., ed. Dushanbe : Arzhang. P. 252-280. (In Tajik).

3. Buriev K. 2017. Ta'richi bibliographiyai tojik (az zamonhoi qadim to ibtidoi asri XXI) [History of the Tajik bibliography (Since the most ancient times prior to the beginning of the XXI century)]. Dushanbe : Arzhang. 260 p. (In Tajik).

4. Zakon Respubliki Tadjikistan ot 1 av. 2003 g., # 32 «O bibliotechnoi deyatelnosti» [Law of the Republic of Tajikistan of Aug 1. 2003 No 32 "About library activity"] [Electronic resource]. Available from : http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=5848. (In Tajik).

5. Komilzoda Sh. 2015. Kitobchonai millii Tojikiston: Diruz va imruz [National library of Tajikistan: History and present]. Dushanbe : Irfon. 196 p. (In Tajik).

6. Konsepsiyai rushdi farhangi Jumhurii Tojikiston [The concept of cultural development in the Republic of Tajikistan]. 2006. Dushanbe : Matbuot. 32 p. (In Tajik).

7. Natijahoi fa'oliyati Vazorati farhangi Jumhurii Tojikiston dar soli 2014 [Results of activity of the Ministry of Culture of the Republic of Tajikistan for 2014]. Dushanbe : Iste'dod. 2015. 100 p. (In Tajik).

8. Osnovy bibliotechno-bibliograficheskikh znaniy: uchebnaya programma dlya sovershenstvovaniya kvalifikatsii [Bases of library and bibliographic knowledge: the training program for qualification improvement]. 2015. Dushanbe. 40 p. (In Tajik).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Otchet Ministerstva kulturyi Respubliki Tadjikistan za devyat mesyatsev 2017 goda [The report of the Ministry of Culture of the Republic of Tajikistan in nine months 2017] [Electronic resource]. Available from : http://vfarhang.tj/file_upload/171016164758. (In Tajik).

10. Fa'oliyati kitobdori dar davroni jahonishavii fazoi ittiloti [Library science during globalization of information space]. 2012. Dushanbe : Iste'dod. 128 p. (In Tajik).

11. Fa'oliyati kitobdori dar zamoni istiqloliyat [Library science in the period of independence]. 2012. Dushanbe : Maorif va farhang. 225 p. (In Tajik).

12. Fa'oliyati kitobdori dar Tojikiston: Kitobi III [Library science of Tajikistan: Book III]. 2013. Dushanbe : Irfon. 192 p. (In Tajik).

13. Fa'oliyati kitobdori dar Tojikiston: Kitobi IV [Library science of Tajikistan: Book IV]. 2013. Dushanbe : Iste"dod. 184 p. (In Tajik).

14. Fa'oliyati kitobdori dar Tojikiston: Kitobi V [Library science of Tajikistan: Book V]. 2013. Dushanbe : Irfon. 240 p. (In Tajik).

15. Fa'oliyati kitobdori dar Tojikiston: Kitobi VI [Library science of Tajikistan: Book III]. 2017. Dushanbe : Arzhang. 640 p. (In Tajik).

16. Fa'oliyati kitobdori dar Tojikiston [Library science of Tajikistan]. 2010. Dushanbe : Maorif va farhang. 200 p. (In Tajik).

17. Formirovanie elektronnykh resursov v bibliotekakh Tadjikistana [Formation of electronic resources in libraries of Tajikistan] 2015. Dushanbe. 112 p. (In Tajik and Russ.).

18. Shosaidov S. 2013. Fa'oliyati kitobdori. Fa'oliyati ijtimoi-farhangi: Nazariya, uslubho, amaliya [Library science. Welfare business: Theory, technique, practice]. Dushanbe : Irfon. 240 p. (In Tajik and Russ.).

Received 18.09.2017

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.