Научная статья на тему 'Историко-правовой анализ становления и развития системы органов внутренних дел на воздушном транспорте'

Историко-правовой анализ становления и развития системы органов внутренних дел на воздушном транспорте Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
401
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИЦИЯ / ТЕРРОРИЗМ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / AVIATION SECURITY / PUBLIC SECURITY / TRANSPORT POLICE / TERRORISM / AIR TRANSPORT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фидель Петр Михайлович

Проведенный автором анализ раскрывает содержание деятельности полиции на воздушном транспорте как одного из структурных подразделений транспортной полиции, общественные отношения, связанные с использованием воздушного транспорта, а также историю возникновения и развития органов внутренних дел на воздушном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and legal analysis of the formation and development of the system of internal affairs bodies in air transport

The analysis reveals the content of the police in air transport, as one of the structural units of the transport police, the relationship associated with the use of air transport, as well as the history of the emergence and development of internal affairs bodies in air transport.

Текст научной работы на тему «Историко-правовой анализ становления и развития системы органов внутренних дел на воздушном транспорте»

УДК 342; 351.81 ББК 67.401.213

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10224

ИСТ0РИК0-ПРАВ0В0Й АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

Петр Михайлович ФИДЕЛЬ,

адъюнкт Академии управления МВД России E-mail: p_fidel@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.14 — административное право;

административный процесс

Научный руководитель: Н.Н. Пестов, кандидат юридических наук

Аннотация. Проведенный автором анализ раскрывает содержание деятельности полиции на воздушном транспорте как одного из структурных подразделений транспортной полиции, общественные отношения, связанные с использованием воздушного транспорта, а также историю возникновения и развития органов внутренних дел на воздушном транспорте.

Ключевые слова: авиационная безопасность, общественная безопасность транспортная полиция, терроризм, воздушный транспорт.

Annotation. The analysis reveals the content of the police in air transport, as one of the structural units of the transport police, the relationship associated with the use of air transport, as well as the history of the emergence and development of internal affairs bodies in air transport.

Keywords: aviation security, public security, transport police, terrorism, air transport.

0 беспечение общественной безопасности на воздушном транспорте — одна из наиболее актуальных и в то же время наиболее сложных задач. Воздушный транспорт предполагает эксплуатацию в сложных, нетипичных для повседневной жизнедеятельности человека условиях; аварии и катастрофы на воздушном транспорте практически неизбежно влекут за собой значительное количество жертв; кроме того, характеристики воздушного транспорта неизменно обусловливают высокую степень интереса к нему со стороны террористических и иных антиобщественных организаций, о чем свидетельствует обширная история захвата и угона воздушных судов1.

В СССР 1970 г. ознаменовался следующими событиями в рассматриваемой сфере:

15 июня 1970 г. — пресечена попытка захвата Ан-2 группой советских граждан, получивших отказ в выездной визе и намеревавшихся таким способом покинуть СССР (так называемое «ленинградское самолетное дело»).

15 октября 1970 г. — захвачен и направлен в Турцию самолет Ан-24; данный случай признается в качестве первого свершившегося угона советского пассажирского самолета.

27 октября 1970 г. — захвачен и направлен в Турцию самолет Л-200А, рейс Керчь — Краснодар.

13 ноября 1970 г. — пресечена попытка угона ИЛ-14, рейс Вильнюс — Паланга.

Таким образом, высокая степень опасности пользования воздушным транспортом обусловливала необходимость тщательного подхода к разработке организационных основ обеспечения общественной безопасности данного процесса. Сложившаяся ситуация стала поводом к пересмотру системы обеспечения общественной безопасности на воздушном транспорте.

Мы не случайно заострили внимание на начале 1970-х годов, говоря о примерах попыток захвата воздушных судов в СССР, ведь именно в это время в нашей стране берет свое начало история становления и развития сис-

№ 4/2019

темы органов внутренних дел на воздушном транспорте2.

Органы внутренних дел (ОВД) на воздушном транспорте являются наиболее молодой структурой в системе транспортной полиции, однако, прежде чем говорить об особенностях формирования данной структуры, следует сделать краткий экскурс в историю создания транспортной полиции в целом, поскольку правовой базис деятельности ОВД на воздушном транспорте мы соотносим с нормативными основами деятельности транспортной полиции в целом.

Истоки создания прообраза транспортной полиции начинают формироваться в XVIII в., когда структура функций полицмейстерских канцелярий была расширена вследствие необходимости обеспечения охраны грузов, перевозимых посредством использования гужевого и внутреннего водного транспорта.

Структура функций Санкт-Петербургской полицмейстерской канцелярии была расширена таким образом в 1718 г., в Московской — в 1722 г.3.

Дальнейшими этапами становления и развития системы транспортной полиции стали следующие:

■ создание Департамента водяных коммуникаций согласно Указу императора Павла I от 27 февраля 1797 г.;

■ создание системы охраны полицейскими перевозок грузов по стране согласно Манифесту Александра I «Учреждения об управлении водяными и сухопутными сообщениями» от 20 ноября 1809 г. Издание данного Манифеста некоторые историки рассматривают в качестве момента создания транспортной полиции4.

Созданная Дирекция водяных и сухопутных коммуникаций с центром в г. Тверь координировала деятельность на десяти вновь образованных транспортных округах, каждый из которых возглавлялся директором. В рамках округов формировались полицейские команды, в структуру обязанностей которых входило:

■ охрана и сопровождение перевозок грузов;

■ обеспечение безопасности функционирования гужевого и внутреннего водного транспорта;

■ деятельность по предупреждению хищений

грузов.

Днем создания транспортной милиции (полиции) в нашей стране официально считается 18 февраля 1919 г. В этот день Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИК) был утвержден Декрет «Об организа-

ции железнодорожной милиции и железнодорожной охраны»5, а также положение «О рабоче-крестьянской железнодорожной милиции»6. Разработка и утверждение указанного Декрета ознаменовали собой важный шаг в истории транспортной полиции — впервые было создано отдельное структурное подразделение, ответственное за охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на транспорте; кроме того, в структуру задач входило обеспечение безопасности организации специальных и воинских перевозок7.

Как видно, изначально создание транспортной милиции было обусловлено необходимостью охраны железных дорог. Потребность в обеспечении безопасности на воздушном транспорте обострилась только в 1970-е годы, в связи с усилением риска воздушных полетов.

Распоряжение Совета Министров СССР от 3 ноября 1970 г. ознаменовало собой важный этап становления в Советском Союзе системы противодействия воздушному терроризму и обеспечения авиационной безопасности; отныне на сотрудников органов внутренних дел была возложена временная обязанность по сопровождению в целях охраны некоторых пассажирских самолетов, совершающих рейсы вблизи государственной границы. Предусматривалось сопровождение одним—двумя вооруженными сотрудниками органов внутренних дел8.

19 марта 1971 г. распоряжением Совета Министров СССР № 493-рс для подразделений в аэропортах и формирования строевых подразделений по сопровождению самолетов на внутрисоюзных авиалиниях из государственного бюджета было выделено 240 единиц дополнительной штатной численности.

Еще 2200 единиц разрешили содержать для этих целей по договорам за счет средств Министерства гражданской авиации.

2 июля 1971 г. приказом Министра внутренних дел СССР № 406 в 209 наиболее крупных и пограничных аэропортах страны были сформированы подразделения милиции на воздушном транспорте (линейные отделения, пункты и посты милиции), которые вошли в единую систему органов транспортной милиции9.

26 октября 1971 г. приказом МВД СССР № 0673 создано Московское управление милиции на воздушном транспорте. В сферу его оперативного обслуживания вошли аэропорты и другие объекты гражданской авиации столичного авиаузла и 16 областных центров Российской Федерации10.

№ 4/2019

Большое влияние на принимаемые в дальнейшем меры по обеспечению безопасности пассажиров и членов экипажей воздушных судов, предупреждению и пресечению попыток захвата и угона самолетов оказали постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 130 от 16 февраля 1973 г. «О мерах по повышению безопасности полетов в гражданской авиации», а также указы ПВС СССР от 19 марта 1973 г. «Об уголовной ответственности за угон воздушного судна» и от 19 сентября 1973 г. «Об усилении ответственности за незаконный провоз воздушным транспортом взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, других опасных грузов и предметов».

Основным направлением в деятельности подразделений милиции на воздушном транспорте становится обеспечение безопасности пассажиров и экипажей воздушных судов гражданской авиации. Отсюда следует, что основные мероприятия по обеспечению безопасности пассажиров и экипажей воздушных судов гражданской авиации должны выполняться на земле, еще до посадки пассажиров в самолет11.

Таким образом, на основании проведенного исследования представляется возможным сделать вывод, что создание специальных подразделений органов внутренних дел на воздушном транспорте явило собой важнейший акт в становлении и развитии транспортной полиции, ведь безопасность воздушного транспорта характеризуется, прежде всего, состоянием защищенности и отсутствием потенциальных угроз незаконного вмешательства в общественные отношения, связанные с использованием воздушного транспорта.

1 Пестов H.H., Соловьев A.A. Вопросы антитеррористической защищенности транспортного комплекса и возможные пути их решения // Тр. Академии управления МВД России. 2014. № 1 (29). С. 52—56.

2 Ковалев Д.В. Сошин A.A. О подготовке и проведении задержания правонарушителей: Матер. XVII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. и празднованию 20-летия образования кафедры физической подготовки. Иркутск, 2015. С. 275—277.

3 Елагин А.Г., Кирюхин В.В. Участковый уполномоченный полиции и правосознание граждан // Тр. Академии управления МВД России. 2018. № 3 (47). С. 60—63.

4 Пестов H.H., Кирюхин В.В., Янченко И.Л. Обеспечение органами внутренних дел правопорядка на транспорте: исторические, правовые и организационные аспекты: Монография. М.: Проспект, 2019. С. 38—42.

5 Декрет ВЦИК от 21.02.1919 г. «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» // Известия ВЦИК. 1919. № 40. 21 февр.

6 Постановление ВЦИК «О рабоче-крестьянской железнодорожной милиции (Положение)» // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г. Управление делами Совнаркома СССР. М., 1943. С. 75—78.

7 Чибунин В.М. О некоторых вопросах по организации охраны общественного порядка и обеспечению безопасности граждан на железнодорожных объектах: Матер. XVII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. и празднованию 20-летия образования кафедры физической подготовки. Иркутск, 2015. С. 298—302.

8 Подготовка сотрудников полиции к несению службы по охране общественного порядка в особых условиях: Учеб. пособие / Сост. Д.В. Ковалев, В.Ю. Егоров, А.В. Желтобрюх, А.А. Сошин, П.М. Фидель. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016.

9 Распоряжение Совмина СССР от 03.11.1970 г. № 2320рс «Об обеспечении охраны пассажирских самолетов Министерства гражданской авиации» // http://lawru.info/dok/ 1970/11/03/n1189369.htm (Дата обращения: 10.09.2019)

10 Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 г. № 1026-1 (ред. от 27.07.2010 г.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503

11 Желтобрюх А.В. О перспективах подготовки сотрудников ОВД к действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с применением огнестрельного оружия // Матер. 19-й Всерос. науч.-метод. конф. Восточно-Сибирский ин-т МВД России. Иркутск, 2014. С. 273—275.

№ 4/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.