DOI: 10.24412/2224-9125-2022-10-200-206 АБДУЛЛАЕВ Рустам Рагубович,
NIION: 2022-0079-10/22-173 адъюнкт адъюнктуры
MOSURED: 77/27-025-2022-10-173 ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургский
университет МВД России», e-mail: mr.abdullaev.rustam@mail.ru
Научный руководитель: МИННИГУЛОВА Динара Борисовна,
профессор кафедры гражданского права и гражданского процесса ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет МВД России»,
доктор юридических наук, доцент, e-mail: minnidinara@mail.ru
ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПОДРЯДНЫХ РАБОТ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ НУЖД ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, НАЧИНАЯ С ДРЕВНЕЙ РУСИ И ДО ПАДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Аннотация. В статье представлен ретроспективный анализ генезиса, регламентирующего выполнение подрядных работ для государственных нужд во взаимосвязи с развитием отечественных органов внутренних дел в период XI - начало XX веков. Посредством историко-правового метода исследования предложена авторская этапизация эволюционного вектора движения нормотворчества по урегулированию государственных подрядных правоотношений через призму становления правоохранительной системы России в направлении выработки более совершенных принципов, поиска эффективных методов организации и осуществления мероприятий по заключению, исполнению государственных контрактов для удовлетворения потребностей полицейского ведомства в подрядных работах.
Ключевые слова: казённые подряды, подрядные работы, подрядные работы для удовлетворения нужд органов внутренних дел, правоохранительная система, полиция, этапы развития государственных подрядных правоотношений.
ABDULLAEV Rustam Ragubovich,
Adjunct of the postgraduate course FSTEI HE "Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia"
Scientific adviser: MINNIGULOVA Dinara Borisovna,
Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Civil Law and Civil Procedure of the FSTEI HE "Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia"
HISTORICAL AND LEGAL DEVELOPMENT AND REGULATION OF THE INSTITUTE OF CONTRACT WORK TO MEET THE NEEDS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES, FROM ANCIENT RUS' TO THE FALL OF THE RUSSIAN EMPIRE
Annotation. The article presents a retrospective analysis of genesis, regulating the performance of contract work for state needs in relation to the development of domestic law enforcement agencies in the period XI - early XX centuries. By means of historical-legal method of research the author has offered the evolutionary vector of rule-making movement on regulation of the state contractual legal relations through a prism of formation of law enforcement system of Russia in a direction of development of more perfect principles, search of effective methods of the organization and realization of actions on the conclusion, execution of state contracts for satisfaction of needs of police department in contractual works.
Key words: government contracts, contract work, contract work to meet the needs of internal affairs bodies, law enforcement, police, stages of development of government contracting legal relations.
Представленный ретроспективный анализ демонстрирует важное значение подрядов в целом и отдельно подрядных работ, как средство удовлетворения сначала общественных и в дальнейшем государственных интересов. Они являлись неотъемлемой частью социальной жизни людей, при этом выполнение тех или иных работ в целях функционирования аппарата органов власти, начиная с Древней Руси, имеет одно из первостепенных значений в их материальном обеспечении.
Подрядные работы для органов внутренних дел в своём правогенезе не стали исключением и на протяжении их истории рассматривались как один из важнейших вопросов служебной деятельности.
По памятникам юридической мысли различных эпох можно судить о развитом круге общественных отношений, в котором применялась правовая конструкция договорных обязательств схожая с современным пониманием договора подряда.
Однако, компетентно утверждать о выполнении подрядных работ для нужд органов власти можно лишь при наличии документарно подтверждённых фактов таких обязательств, что в ходе исследования, например, периода Древней Руси затруднительно.
Руководствуясь общенаучными средствами познания, такими как анализ и синтез, истори-ко-правовым, диалектическим методами исследования, предлагается обозначить в рамках темы данной статьи три этапа правогенеза института подрядных работ для нужд органов власти, наделённых полицейскими полномочиями: феодальный (древнерусский) - с IX века до конца XV века; централизованный (царский) - с конца XV века до конца XVII века; имперский - с начала XVIII века до начала XX века.
Феодальный (древнерусский) этап. В эту эпоху первоначальные юридические нормы, регулирующие подрядные правоотношения, сохранились в дошедших до наших дней источниках древнего права, таких как: Русская Правда (Х!-ХИ века), Псковская Судная грамота (XIV-XV века), а также в различных иных княжеских уставах и грамотах.
Так, архаичной нормой права Руси - статьёй 43 Краткой Русской Правды [1, с. 49] прямо регулируется предмет и стоимость подрядных работ, произведённых по постройке, ремонту моста. Также в этой статье выделяется один из субъектов подрядных работ - «мостник», выступающий в качестве подрядчика.
Более нормативно наглядно представлены подрядные работы в статьях 96 и 97 Пространной Русской Правды [1, с. 71], где закреплены правила оплаты и содержания строителей, возводив-
шие городские стены и мосты, что подтверждает правовую регламентацию выполнения работ. Одного из субъектов данных работ упоминают, как «городник», которого можно отнести к подрядчикам.
Помимо этого, в целях обеспечения общественных и фактически квазигосударственных нужд (с позиций феодального права), связанных с ремонтом улиц и мостов, а также их строительству и мощению, можно привести такой памятник права XIII века, как «Устав князя Ярослава о порядке надзора за благоустройством новгородских улиц («о мостех»), включающий перечень «сотен» Новгородской земли» [2, с. 149], в котором подробно регламентирована организация осуществления фактически подрядных работ по надлежащему содержанию главных дорог, ведущих к речным пристаням и торговым местам, где в качестве подрядчиков выступали непосредственно жители, проживающие на указанных улицах (территориях), а заказчиком в лице органа власти выступал сам князь, который, в том числе, выполнял функции связанные с обеспечением общественного порядка.
Закрепление в источниках древнего права норм, регламентирующих постройку и ремонт мостов, городских улиц и стен, свидетельствует об особой важности этих стратегической объектов с позиции существовавших феодальных квазигосударственных публичных образований, в роли которых выступали отдельные княжества и независимые древнерусские города.
Юридические сведения о найме работника, как о вариации договора подряда для того времени, непосредственно содержатся в статьях 39, 40, 41 Псковской Судной грамоты [1, с. 335], где предметом правоотношений выступает выполнение неопределённого круга работ; урегулированы взаимоотношения между субъектами правоотношений, включающие личный найм для выполнения заказа или работ; определена возможность досрочного прекращения обязательств между наёмным работником (подрядчиком) и нанимателем (заказчиком), а также пропорциональная оплата выполненной работы или отработанного времени; установлен срок исковой давности в один год о притязаниях по оплате выполненных работ; регламентируется процедура доказывания через принесения клятвы (или дачу показаний под клятвой) в ходе судебного спора связанного с ненадлежащим исполнением обязательств нанятым подрядчиком или наёмным работником и требованием оплаты по договору о выполнении каких-либо работ (личного найма), заключённого в устной форме.
В качестве заказчика (нанимателя) выступает «государь», а в роли подрядчика или исполнителя (наёмного лица) - «мастер», «плотник»,
«наймит». Договор по выполнению различных работ заключался либо на определённый срок или был привязан к получению конкретного результата работы. За добросовестное исполнение своих обязательств подрядчик (наёмный работник) получал вознаграждение и в случае спора по его выплате мог инициировать публичный процесс об истребовании оплаты исполненных обязательств.
О.Ю. Гурьева полагает, что «наймита можно определить как свободного человека, шедшего в услужение к другому лицу и получавшему за свои услуги определенную плату, называвшуюся наймом» [3, с. 90].
В этот период, как отмечают некоторые историки «древнерусское войско кроме военной функции могло выполнять административно-полицейские полномочия, поскольку специализированных органов охраны общественного порядка в Древнерусском государстве не было» [4, с. 116].
Таким образом, в законодательстве Древней Руси отражаются первоначальные попытки к правовому регламентированию подрядных правоотношений, выделяются их субъекты, обозначается предмет и содержание работ, а также меры (способы) защиты. Данный этап характеризуется отсутствием дифференциации в юридическом понимании между подрядными работами и личным наймом человека для выполнения работ (в современном понимании аналогичный трудовому договору). Такой утилитарный подход к выполнению любых работ вполне естественен для феодального периода поскольку в то время отсутствовало в принципе понимание основных принципов и обязательств трудовых и гражданских правоотношений. Соответственно все действовавшие в этот период органы власти, наделённые полномочиями по охране общественного порядка, применяли указанные правила и обычаи, относящиеся к существу работ, для решения квазигосударственных задач по обеспечению безопасности населения.
Централизованный (царский) этап. Дальнейшее развитие уже Русского централизованного государства (конец XV — начало XVIII веков) показало, что вопросы, связанные с выполнением различного рода работ и наймом людей для них, имели определённое социальное значения и продолжали укореняться в источниках русского права, объединявшие различные его отрасли, к которым можно отнести: Судебник Ивана III (1497 г.), Судебник Ивана IV (1550 г.), Судебник царя Фёдора Иоанновича (1589 г.), Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года.
Так, в статье 54 Судебника 1497 года [5, с. 27, с. 89] снова встречается юридическая норма, которая демонстрирует гражданско-правовую
санкцию в виде неоплаты за неисполнение обязательств наёмным работником (подрядчиком). В продолжении развития правоотношений по выполнению работ уже в статье 83 Судебника 1550 года [5, с. 170, с. 296] предусмотрена гражданско-правовая ответственность заказчика (хозяина) в виде выплаты подрядчику (наёмному работнику) двукратной суммы вознаграждения, если заказчик откажется оплатить выполненную работу.
Аналогичные нормы перешли в следующие по хронологии нормативно-правовые акты, а именно в статью 16 Краткой редакции Судебника 1589 года [5, с. 356] и в статью 148 Пространной редакции Судебника 1589 года [5, с. 400, с. 511].
Высшей точкой светского нормотворчества XVII века, где урегулировались отношения по поводу выполнения работ, явилось Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 года1. В частности, в статье 11 главы IX указанного правового акта возлагалась обязанность по ремонту дорог, мостов, плотин на собственников вотчин и поместий, на территории которых находились эти объекты. Данная норма демонстрирует нам государственную потребность поддерживать в надлежащем состоянии транспортную инфраструктуру страны. В статьях 193, 272 - 273 главы X Соборного уложения 1649 года регламентировалось право заказчиков («всяких чинов люди») на судебную защиту и возмещение ущерба, если подрядчики («мастеровые люди») ненадлежащим образом исполнят свои обязательства. [6, с. 78, 118, 135]
Таким образом, в период с конца XV века до конца XVII века продолжают своё развитие юридические основы по упорядочиванию подрядных отношений для государственных нужд, где главенствующую роль играла система права, основанная на сословном неравенстве, в результате чего подрядные работы осуществлялись фактически через систему договоров личного найма либо хозяйственным способом с использованием трудовых повинностей несвободного населения.
Также в научной литературе отмечается, что в царских правовых актах этого периода прослеживаются конкретные требования к порядку, срокам, результату выполнения подрядных обязательств, указывается на источник финансирования - казна, в роли государственного заказчика выступает сам царь, появляется условный отбор подрядчиков, но сами подрядные торги отсутствуют [7, с. 16].
Приведённые нормы права указанного периода в первую очередь свидетельствуют об
1 Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 года // Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗРИ). - Собр. 1-е. - СПб., -1830. - Т. 1. - №. 1.
штшшмшттшшттмшшштшшттмш^^
общественной важности юридического регулирования обязательств по выполнению различных работ, как бытового, так и государственного значения. Особое внимание акцентировалось на удовлетворение жизненно необходимых нужд русского государства по ремонту социально-значимых объектов инфраструктуры (дорог, мостов, плотин), а также на защите прав сторон подрядных правоотношений. Отдельной системы регулирования подрядных работ для нужд государства и его органов правоохраны не разрабатывалось.
Имперский этап. С наступлением XVIII века произошёл коренной пересмотр русского законодательства чему в первую очередь способствовала новаторская государственная политика Петра I в развитии военного дела, различных социальных институтов, государственных учреждений и органов, в том числе полиции. Данные преобразования увеличивали количество и разнообразие материальных потребностей государства, требовавших удовлетворения, помимо прочих, посредством выполнения казённых подрядных работ.
Для целей, связанных с организацией подрядов для государственных нужд, издаются указ Петра I от 27 декабря 1714 года «Об обязанности подрядчиков объявить Правительствующему Сенату какие они подряды имеют или имели с казенными местами на поставку провианта и всяких товаров и припасов»1 и Сенатский указ от 25 января 1716 года «О подряде к провозу казенных припасов и на полки мундиров, амуниции и провианта без передачи с публичного торга и о писании в поставках тех припасов и вещей договорных писем, без взятия крепостных пошлин»2.
Постепенно начинается процесс создания государственной правоохранительной системы. Документально зафиксировано существование Полицмейстерской канцелярии, первые упоминания о которой встречаются в официальных документах: «Высочайшая резолюция на доклад по делам Полицеймейстерской Канцелярии. - О каменных и деревянных строениях» от 20 мая
1715 года3; «Высочайшая резолюция на доноше-ние по делам Полицеймейстерской Канцелярии. — О строении в Санкт-Петербурге» от 30 апреля
1716 года4. Данное учреждение занималось, помимо прочих, вопросами строительства, в том числе благоустройством улиц, дорог, каналов.
1 ПСЗРИ. - Собр. 1-е. - СПб. - 1830. - Т. 5. - №
2872.
2 ПСЗРИ. - Собр. 1-е. - СПб. - 1830. - Т. 5. -№ 2987.
3 ПСЗРИ. - Собр. 1-е. - СПб. - 1830. - Т. 5. - №
2909.
4 ПСЗРИ. - Собр. 1-е. - СПб. - 1830. - Т. 5. - №
3019.
В развитие государственной правоохранительной системы на основании указа Петра I от 25 мая 1718 года «Пункты, данные С. Петербургскому Генерал-Полицейместеру. - О смотрении, чтобы строение домов производилось по указу; о содержании улиц в чистоте; о допущении торговых шалашей в указанных местах; о съестных припасах; о подозрительных домах, о гулящих людях, о приезжих и отъезжающих, об определении с дворов караульщиков, в каждой слободе или улице старост и при каждых десяти дворах десятскаго и о распространении повинности постоя на людей всякого чина и звания»5 в Санкт-Петербурге учреждена должность генерал-полицмейстера, одной из обязанностей которого являлась организация контроля за застройкой города и укреплением речного берега и протоков.
Основным государственным учреждением в начале XVIII века, ведавшее подрядами для государственных нужд и заключавшее казённые контракты, выступала Камер-коллегия, образованная 11 декабря 1719 году по указу Петра I «Учреждение и Регламент Государственной Камер-Коллегии»6. Её правомочия устанавливались посредством указанного регламента, а затем введённым в действие 23 июня 1731 года переработанным «Регламентом Камер-Колле-гии»7. Государственные нужды удовлетворялись через подрядные договора, заключённые посредством торгов в письменном виде. Затем полномочия по организации и заключению государственных контрактов перешли к Казённой палате, образованной в входе административной реформы по указу Екатерины II от 7 ноября 1775 года «Учреждения для управления Губернией Всероссийской Империи часть первая»8.
Для определения правомочий и порядка функционирования основных государственных учреждений, в том числе полиции, 16 января 1721 году издан «Регламент или Устав Главного Магистрата» 9. В указанном документе юридически закреплялись обязательства полиции в части подрядных правоотношений: «производить ремонт, постройку ... улиц» [8, с. 11].
Кроме того, развивающееся полицейское ведомство контролировало процесс застройки
5 ПСЗРИ. - Собр. 1-е. - СПб. - 1830. - Т. 5. - №
3203.
6 ПСЗРИ. - Собр. 1-е. - СПб. - 1830. - Т. 5. - №
3466.
7 ПСЗРИ. - Собр. 1-е. - СПб. - 1830. - Т. 8. - №
5789.
8 ПСЗРИ. - Собр. 1 -е. - СПб. - 1830. - Т. 20. - № 14392.
9 ПСЗРИ. - Собр. 1-е. - СПб. - 1830. - Т. 6. - №
3708.
Санкт-Петербурга, в связи с чем принимались соответствующие указы1.
Такие нововведения в системе правопорядка дали организационный толчок к началу юридического оформления и правовой регламентации полномочий профессионального полицейского ведомства, в том числе его имущественных и финансовых обязательств. Не стали исключением подрядные работы по строительству, выступавшие в первую очередь для правоохранительных органов эпохи Петра I как объект надзора и как функциональные обязанности. В компетенцию петровской полиции входило выдача разрешений на возведение, перестройку, реконструкцию и снос зданий (сооружений, строений), ведение их учёта и контроль за выполнением, существовавших в то время норм, предусмотренных градостроительным регламентом или архитектурным планом.
В последующем контрольные функции полиции за подрядными работами усиливалась, например, Сенатским указом от 23 января 1768 года «О объявлении в Полиции о словесных договорах, заключаемых между нанимающимися к казенным и партикулярным работам подрядчиками и работными людьми, и также между жильцами, между хозяевами и жильцами»2 предусмотрена обязанность подрядчиков, нанятых для казенного строительства, информировать органы полиции о количестве наёмных работников, сроках найма и об установленной заработной плате.
Исходя из указа от 20 февраля 1784 года «Именной, данный Сенату. - О производстве торгов на подряды»3, имперское правотворчество закрепляло принципы децентрализации и распределения подрядов посредством торгов. Предпочтение отдавалось заключать государственные контракты с разными подрядчиками на местах, а не в столице. При этом все казённые договоры подряда стоимостью свыше 10000 рублей должны были утверждаться в Сенате. От подрядившихся купцов и их поручителей требовалось подтвер-
1 1) Указ Петра I от 1 октября 1719 года «Именной, объявленный Генерал-Полицеймейстером Девие-ром. - О поправлении, по чертежу Архитектора Гер-беля, улиц» // ПСЗРИ. - Собр. 1-е. - СПб. - 1830. - Т. 5.
- № 3427; 2) Указ Петра I от 20 октября 1719 года «Именной, объявленный Генерал-Полицеймейстером Девиером. - О строении конюшен, погребов, сараев и прочих каменных или мазанок, или из дощаных заборов» // ПСЗРИ. - Собр. 1-е. - СПб. - 1830. - Т. 5. - № 3437; 3) Указ Петра I от 7 ноября 1719 года «Именной, объявленный Генерал-Полицеймейстером Девиером. -О строении на отведенных местах по берегу Фонтанной речки деревянных домов» // ПСЗРИ. - Собр. 1-е. - СПб.
- 1830. - Т. 5. - № 3448.
2 ПСЗРИ. - Собр. 1-е. - СПб. - 1830. - Т. 18. - № 13068.
3 ПСЗРИ. - Собр. 1-е. - СПб. - 1830. - Т. 22. - № 15930.
дить свою платёжеспособность (предоставление сведений об имуществе и капитале), что гарантировало минимизацию различных злоупотреблений и возможность компенсировать ущерб казне.
Помимо этого, в соответствии с Сенатским указом от 21 января 1793 года «О неупотреблении выражений тёмных и двусмысленных в контрактах, заключаемых в Казенных Палатах с откупщиками и подрядчиками»4 устанавливались требования об использовании в подрядных контрактах однозначных формулировок о сущности договорных обязательств и условий.
Стоит отметить, что законодательство Российской империи в отдельных случаях предусматривало передачу полномочий по заключению контрактов по производству подрядных работ различным административным органам власти, что подтверждается указом Павла I от 8 апреля 1798 года «Именной, данный Генералу-Прокурору. - О возложении обязанности заключать контракт по исправлению дорог Санкт-Петербургской Губернии, на Губернское Правление, и о ведении расчётов с подрядчиками и рабочими людьми, и о даче при заключении условий 5-й части договорной суммы»5.
При этом одним из основных органов государственной власти надзирающим и реализующим полномочия в сфере строительства, как и ранее, так и в XIX веке оставалась полиция, а в частности Министерство внутренних дел (далее - МВД РИ), учреждённое манифестом императора Александра I от 8 сентября 1802 года «Об учреждении Министерств»6. В обязанности образованного ведомства на ряду с другими входило управление промышленностью, медицинской сферой, почтовой связью, а также постройка и содержание всех публичных зданий.
Данные обязанности напрямую предоставляли возможность полицейскому ведомству вступать в подрядные правоотношения для удовлетворения как своих служебных, так и общегосударственных нужд.
Одно из первых определений договора подряда в имперском законодательстве закреплено в статье 1737 Свода Законов Гражданских, под которым понималось: «Подряд или поставка есть договор, по силе коего одна из вступающих в оный сторон принимает на себя обязательство исполнить своим иждивением предприятие, или поставить известнаго рода вещи, а другая, в
4 ПСЗРИ. - Собр. 1 -е. - СПб. - 1830. - Т. 23. - № 17095.
5 ПСЗРИ. - Собр. 1 -е. - СПб. - 1830. - Т. 25. -№ 18469.
6 ПСЗРИ. - Собр. 1 -е. - СПб. - 1830. - Т. 27. -№ 20406.
штшшмшттшшттмшшштшшттмш^^
пользу коей сие производится, учинить за то денежный платеж»1.
При этом, как указано в статье 1738 Свода Законов Гражданских, предметом подряда и поставки могут быть: «1) постройка, по чинка, переделка и ломка зданий и вообще производство всяких работ: 2) поставка материалов, припасов и вещей; 3) перевозка людей и тяжестей, сухим путем и водою»2.
Развиваясь, в цивилистике XIX - начала XX веков было предусмотрено отдельное регулирование подрядных обязательств для государственных нужд посредством Положения о казённых подрядах и поставках3.
Согласно статьи 16 указанного положения предметом казённых контрактных обязательств могут выступать: «1) поставка вещей, как то: воинских и корабельных снарядов и припасов, провианта, фуража, мундирных и аммуничных принадлежностей, строительных и других материалов и инструментов и т.п.; 2) перевозка тяжестей, сухопутно или водою, в определенныя места; 3) работы на построение и починку казенных зданий, дорог, каналов, мостов и тому подобных предметов; 4) содержание почты; 5) исправление земских повинностей, там, где не введены в действие Положения о Земских Учреждениях или об Управлении земским хозяйством»4.
Контрагентами в казённых подрядах в качестве государственного заказчика выступали должностные лица и государственные учреждения, действовавшие от имени государственной казны, например - МВД РИ, а подрядчиком - различные лица, обладавшие таким правом по закону.
На фоне развития нормативных актов, регулирующих подрядные работы для государственных нужд, МВД РИ для реализации своих полномочий в сфере строительства подчинялось Главное управление гражданской строительной частью, чьи компетенции устанавливались в соответствии с Уставом строительным5.
В дальнейшем в состав МВД РИ вошло специализированное технико-строительное подразделение, образованное посредством утверждения мнения Государственного совета от 6 апреля 1865 года «Об учреждении Техниче-ско-Строительного Комитета при Министерстве Внутренних Дел»6.
1 Часть 1 Том 10 Свода Законов Российской Империи. - СПб. - 1900.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Часть 1 Том 12 Свода Законов Российской Империи. - СПб. - 1857.
6 ПСЗРИ. - Собр. 2-е. - СПб. - 1867. - Т. 40. -№ 41991.
В основные обязанности указанного Комитета входило: составление планов и проектов на подведомственные сооружения; рассмотрение планов и проектов, представляемых на утверждение МВД РИ из губерний, а также планов городов, предоставляемых для утверждения Императором; ревизия технических отчётов по гражданскому строительству; решение иных общих вопросов в сфере строительства.
Исходя из дореволюционного законодательства к началу XX века государственные подряды трактовались как широкое понятие и фактически, кроме выполнения работ, включали в себя договоры поставки и перевозки, а также оказание различных услуг. При этом в имперской системе органов внутренних дел действовали специализированные подразделения, ведавшие подрядными работами, посредством которых и решались задачи в частности строительства как служебных, так и иных публичных сооружений.
Необходимо отметить, что попытки реформирования в отечественной цивилистике на рубеже XIX-XX веков продолжались. Так, не обретя юридической силы, начавшее разрабатываться по указу императора Александра III Гражданское уложение, могло стать новой ступенью в эволюции светского дореволюционного нормотворчества.
Подрядные работы предполагалось регулировать статьёй 1971 главы Х раздела II книги пятой Гражданского уложения, согласно которой устанавливалось следующее: «по договору подряда подрядчик обязуется за вознаграждение исполнить для подрядившего определенную работу. Предметом подряда могут быть работы всякого рода, как-то: постройка, починка, переделка и снос зданий или иных сооружений, устройство и исправление дорог, производство земляных работ, изготовление, переделка и починка движимых вещей и т.п.» [9, с. 310].
Таким образом, в проекте Гражданского уложения уже предусматривалось чёткое выделение договора подряда, регулирующего исключительно выполнение тех или иных работ. Договор подряда обособлялся, как самостоятельная юридическая конструкция от договора перевозки и договора продажи (в современном понимании договор поставки).
На имперском этапе развилась система публичных торгов и обеспечения казённых подрядов, порядок приёмки результатов выполненных работ и их оплата. Также сформировались принципы и направления правового регулирования удовлетворения государственных потребностей и полицейского ведомства в подрядных работах.
Выделенные этапы становления и развития подрядных правоотношений, начиная с Древней
Руси и до падения Российской империи, обладают отдельными признаками и характеристиками, указывают на динамику отечественного законодательства по регулированию института подрядных работ, использовавшийся для удовлетворения соответствующих потребностей как всего государства, так и органов власти, выполнявших полицейские функции.
Подводя итог, можно сказать, что в указанные периоды правоотношения по выполнению
подрядных работ для общегосударственных нужд возникли из традиционного уклада жизни людей, развивались в разрезе древнерусских и дореволюционных договоров найма и подряда. Кроме того, к началу XX века в стране действовала государственная система публичных торгов по определению подрядчиков, которая до указанного хронологического рубежа формировалась на протяжении более двухсот лет.
Список литературы:
[1] Российское законодательство X-XX веков: В 9 т. I Под общ. ред. д. ю. н., проф. О.И. Чистякова. Т. 1: Законодательство Древней Руси. - М.: Юридическая литература, 1984. - 432 с.
[2] Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. - М.: Наука, 1976. - 240 с.
[3] Гурьева О.Ю. Гражданское право по Псковской Судной грамоте: монография I под общ. ред. Р.Л. Хачатурова. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2003. - 128 с.
[4] Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права: учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 576 с.
[5] Судебники XV-XVI веков I под общ. ред. акад. Б.Д. Грекова. - СПб: Наука, 2015. - 631 с.
[6] Соборное уложение 1649 года. Законодательство царя Алексея Михайловича I Составитель, автор предисловия и вступительных статей В.А. Томсинов. - М.: Зерцало, 2011. - 440 с.
[7] Кикавец В.В. История правового регулирования государственных закупок в России: финансовый аспект: монография. - М.: Проспект, 2019. - 128 с.
[8] Фастов А.Г. История органов внутренних дел России: даты, факты, документы: учебное пособие. — Волгоград: ВА МВД России, 2001. - 128 с.
[9] Проект Гражданского уложения I Сост. Р. С. Бевзенко, В.А. Хохлов. -Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2006. - 451 с.
Spisok literatury:
[1] Rossijskoe zakonodatel'stvo X-XX vekov: V 9 1.1 Pod obshh. red. d. ju. n., prof. O.I. Chistjakova. T. 1: Zakonodatel'stvo Drevnej Rusi. - M.: Juridicheskaja literatura, 1984. - 432 s.
[2] Drevnerusskie knjazheskie ustavy XI-XV vv. - M.: Nauka, 1976. - 240 s.
[3] Gur'eva O.Ju. Grazhdanskoe pravo po Pskovskoj Sudnoj gramote: monografija I pod obshh. red. R.L. Hachaturova. - Tol'jatti: Volzhskij universitet im. V.N. Tatishheva, 2003. - 128 s.
[4] Cechoev V.K., Vlasov V.I. Istorija otechestvennogo gosudarstva i prava: uchebnoe posobie. - Ros-tov-na-Donu: Feniks, 2003. - 576 s.
[5] Sudebniki XV-XVI vekov I pod obshh. red. akad. B.D. Grekova. - SPb: Nauka, 2015. - 631 s.
[6] Sobornoe ulozhenie 1649 goda. Zakonodatel'stvo carja Alekseja Mihajlovicha I Sostavitel', avtor predislovija i vstupitel'nyh statej V.A. Tomsinov. - M.: Zercalo, 2011. - 440 s.
[7] Kikavec V.V. Istorija pravovogo regulirovanija gosudarstvennyh zakupok v Rossii: finansovyj aspekt: monografija. - M.: Prospekt, 2019. - 128 s.
[8] FastovA.G. Istorija organov vnutrennih del Rossii: daty, fakty, dokumenty: uchebnoe posobie. — Volgograd: VA MVD Rossii, 2001. - 128 s.
[9] Proekt Grazhdanskogo ulozhenija I Sost. R.S. Bevzenko, V.A. Hohlov. -Tol'jatti: Volzhskij universitet im. V.N. Tatishheva, 2006. - 451 s.