Научная статья на тему 'Историко-правовые основы становления и развития законодательства, регулирующего подрядные отношения при реализации государственных контрактов для нужд войск Отечества'

Историко-правовые основы становления и развития законодательства, регулирующего подрядные отношения при реализации государственных контрактов для нужд войск Отечества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРЯД / CONTRACT / ГОСУДАРСТВО / STATE / ПРАВО / LAW / ЗАКУПКИ / PROCUREMENT / ПУБЛИЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / PUBLIC AND PRIVATE INTERESTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олейник Екатерина Петровна

Рассматривается становление и развитие законодательных основ, регламентирующих подрядные отношения (казённый подряд) при осуществлении государственных закупок, строительных и иных видов работ для нужд войск Отечества. Проводится сравнительно-правовой анализ норм права, регулировавших подрядные правоотношения в исторической ретроспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Олейник Екатерина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE LAW GOVERNING CONTRACTING RELATIONSHIPS, THE IMPLEMENTATION OF GOVERNMENT CONTRACTS FOR THE NEEDS OF THE FATHER TROOPS

The formation and development of legislative bases regulating contractual relations (public contract) in the implementation ofpublic procurement, construction and other types of work for the needs of the Fatherland troops is considered. A comparative legal analysis of the rules of law governing contractual legal relations in a historical retrospective is carried out.

Текст научной работы на тему «Историко-правовые основы становления и развития законодательства, регулирующего подрядные отношения при реализации государственных контрактов для нужд войск Отечества»

УДК 347.1

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОДРЯДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ ДЛЯ НУЖД ВОЙСК ОТЕЧЕСТВА

Е.П. Олейник

Рассматривается становление и развитие законодательных основ, регламентирующих подрядные отношения (казённый подряд) при осуществлении государственных закупок, строительных и иных видов работ для нужд войск Отечества. Проводится сравнительно-правовой анализ норм права, регулировавших подрядные правоотношения в исторической ретроспективе.

Ключевые слова: подряд, государство, право, закупки, публичные и частные интересы.

Подрядные работы занимают значительное место в ходе формирования принципиально нового института государственной власти - Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее -Росгвардия), являющейся одним из ведущих отечественных органов исполнительной власти, предусматривающих военную службу.

Строительство и ремонт объектов военного назначения, образовательных учреждений, госпиталей, жилого фонда для военнослужащих представляют собой неотъемлемую составляющую в реализации задач поставленных перед Росгвардией.

Насущная потребность нового органа исполнительной власти в вопросах выполнения подрядных работ для его нужд создает потребность в эффективном механизме правовой регламентации указанной области правоотношений, начиная с этапа заключения государственного контракта, в последующем охватывая вопросы его исполнения, контроля и надзора за выполнением рассматриваемых работ, ответственности за нарушение законодательства и заканчивая защитой прав участников правоотношений.

Обеспечение указанной выше потребности будет реализовано путем совершения гражданско-правовых сделок, обремененных публично-правовым элементом и кроме того является результатом реализации государственным органом функции государственного управления в своей компетенции.

Официальные данные позволяют сделать вывод о тенденции к увеличению количества закупок для нужд Росгвардии. Так, за 2017 год заключено контрактов на сумму более 7,5 миллиардов рублей, в открытом доступе размещены извещения об осуществлении закупок на сумму свыше 11,5 миллиардов рублей [1]. Полагаем, что эти цифры в ближайшем будущем будут только расти.

Состояние современного законодательства и практика его применения в сфере реализации и защиты прав сторон в подрядных отношениях отражают

очевидную необходимость проведения фундаментального исследования по данному вопросу, что подтверждается мнением ведущих отечественных военных цивилистов [2].

Исследование вопроса, на наш взгляд, следует начать с историко-правового анализа норм права, регламентировавших общественные отношения в изучаемой сфере жизнедеятельности российских Вооруженных сил.

Наиболее обоснованной полагаем позицию В.И. Кузнецова, предлагавшего обратить внимание на имеющиеся в историко-правовых актах ссылки на так называемых заказников, дружинников, которые в соответствии с указаниями, данными им князем, распоряжались княжеским имуществом, а также (в числе иных задач) заключавшие соглашения от имени государства (князя) [3, с. 24]. Как полагает этот автор [3, с. 20, 21], значительная часть источников по публичным заказам X-XШ вв. утрачена по объективным причинам, но при этом уже исследован довольно значительный объем историко-архивных материалов периода X-XVШ вв.: уставные, судные, правые, иммунные, памятные, заказные грамоты, ханские ярлыки, деловая переписка. В качестве примера он приводит то, что в данной категории источников (например - Переяславская летопись 1346 г.) имеется указание на такой институт, как княжеский заказ, а также лиц, которые его исполняли - так называемых заказников.

Исходя из ранее опубликованных материалов, как отметила Т.А. Московец [4; 12], подрядные отношения для государственных нужд начали применяться в XVI веке, в историко-правовых памятниках того исторического периода впервые появляются косвенные упоминания о такой разновидности сделки как казённый подряд.

Мы же полагаем, что одним из первых дошедших до нас историко-правовых источников, содержащих сведения о применении подрядных отношений для воинских нужд Отечества, является царский Наказ 1595 года «О заготовлении материалов для строения Смоленской крепости» [5, с. 430], которым был нормативно закреплен порядок подрядных отношений при строительстве данного государственного военного объекта.

В целях организации и руководства работами по возведению Смоленской крепости был создан координирующий орган, которому указывалось «построить город Смоленск каменный». Основы деятельности этого органа довольно подробно отражены в Наказе.

В рассматриваемом нормативном акте, который для того периода времени выделялся довольно высоким уровнем применявшейся юридической техники, содержались следующие нормы и положения:

- определялся состав сил и средств, необходимых для выполнения строительных и проектно-изыскательских работ;

- устанавливался порядок выполнения работ, особенности их реализации и обеспечения;

- перечислялись работы, необходимые для организации и выполнения строительства;

- нормативно закреплялась необходимость изучения обычаев и применявшихся методов и способов строительства;

- определялся порядок организации поиска и доставки необходимых материальных средств к месту выполнения подрядных работ;

- устанавливались условия и порядок вербовки рабочих для выполнения работ;

- определялся порядок ценообразования на каждый вид работ, на каждое из необходимых материальных средств;

- содержались нормы, в том числе уголовно-правового и административно-правового характера, устанавливавшие ответственность за ненадлежащие выполнение (невыполнение) требований рассматриваемого правового акта. Имелись отдельные нормы по вопросам «негласного контроля» за ходом строительства, как мы полагаем, отражавшие применение отдельных приемов оперативно-розыскного сопровождения проводимых строительных работ.

Как мы видим, основные положения, отраженные в исследуемом нормативном акте (который должным образом еще не изучен учеными), мы видим в современном законодательстве. Таким образом, можно с уверенностью сделать вывод, что нормы современного гражданского права, регламентирующие подрядные отношения, имеют глубокие исторические корни, заложенные еще в те годы. Следует также отметить, что лучше всего охарактеризует масштабность и важность строительства указанного стратегически важного военного объекта тот факт, что для постройки в разные периоды времени было задействовано более 300 тыс. человек [6, с. 9].

Существенный вклад в развитие нормативной правовой регламентации подрядных отношений для государственных военных нужд внес Петр I. Как полагает отечественный исследователь Е.Ю. Гончаров, именно благодаря петровским идеям и новшествам наше государство получило нормативное закрепление данного сложного института, «кому как не государству необходимы были в тот период качественный товар и услуги по приемлемой цене», - полагает исследователь [7, с. 28-31].

При этом мы отмечаем, что подрядные отношения применялись в большинстве случаев для нужд именно Вооруженных сил Отечества. Свидетельством тому является позиция видных отечественных цивилистов, которую мы отразили ниже и сама деятельность Петра Великого, нашедшая выражение (в числе прочего) в строительстве Кронштадтской и Петропавловской крепостей, Гребного порта, Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, Астраханского военного порта и Астраханской верфи (и многих других военных объектов того периода постройки), а также в строительстве Российского Флота, формировании регулярной русской армии.

Одним из дошедших до нашего времени нормативных актов, свидетельствующих о применении подрядных отношений в ходе формирования регулярной русской армии и обеспечении ее нужд, является Указ Петра I от 16 января 1712 года «О штрафах с офицеров за побеги солдат и о наказании

беглецов и их укрывателей, о назначении при полках Комиссаров, о подведомстве фискалов, о воинских расположениях, о Украине, о сборе работников для строения на острове Котлин, о запрещении последнему в роду отчуждать именье, об учреждении по Губерниям воспитателей, о призрении незаконнорожденных, об определении подъячих на военную службу, о заведении конских заводов, о винном откупе и о подтверждении Губернаторам, чтоб они без ведома Сената не налагали на народ податей» [8, с 776].

Несомненно, следует отразить мнение видного отечественного цивилиста К.П. Победоносцева: «Подрядные сделки и операции с самых древних времен были у нас в употреблении..., но особенно важное значение получили они в государственной экономии и в законодательстве со времен Петра Великого, с развитием военных и морских учреждений и с умножением материальных потребностей государства, требовавших удовлетворения» [9, с. 403].

Для отбора подрядчиков начинает использоваться прообраз публичного конкурса. Данная процедура предусматривала размещение сведений о подрядах для государственных нужд на городских воротах, для того, чтобы каждый желающий мог свободно получать необходимую информацию. Помимо этого, указывалась информация о том, кто уже участвует при реализации подрядных работ, иные справочные сведения.

В XVIII в. в нашей стране был принят первый законодательный акт, который обстоятельно регламентировал деятельность государственных органов в сфере подрядных отношений - Регламент о управлении Адмиралтейства и верфи и о должностях коллегии адмиралтейской и прочих всех чинов при Адмиралтействе обретающихся 1722 г. [10, с. 269].

Стоит согласиться с мнением М.П. Белинской, которая полагает, что нормы, которые были отражены в регламенте, представляли собой основополагающие основы правовой регламентации подрядных отношений в нашей стране и представляли собой прочный фундамент для реализации казенных подрядов на территории всего Российского государства [11, с. 35]. При этом рассматриваемый документ стал правовой основой при реализации подрядных отношений не только для Военно-морского флота, но и для всех государственных органов.

В указанном нормативном акте глава VI посвящалась должности «оберъ комиссара от подряда и покупки». Документ устанавливал права и обязанности данного должностного лица, порядок закупки товаров и выполнения работ для государственных нужд в военной и военно-морской сфере.

Довольно обстоятельно распределялись не только обязанности указанного выше должностного лица, но и иных лиц, задействованных при государственных подрядных отношениях (среди которых следует выделить экспертов, представителей военной администрации (прообраз современной военной приемки), подрядчиков (поставщиков).

Кроме того, содержались отдельные нормы, касавшиеся такого актуального и сегодня вопроса, как соблюдение баланса публичных и частных интересов. В частности пункт 11 главы содержал требование «чтобы по

договору деньги были выплачены, дабы ни казне Его Величества ни подрядчикам убытка не было».

Также этим нормативным актом закреплялась процедура проведения торгов. Например, в ходе объявления торгов следовало отразить условия подряда, сроки начала и окончания подачи заявок и место проведения торгов, то есть то, без чего на сегодняшний день извещение о проведении процедуры размещения заказов невозможно, что отражает внимание цивилистов того времени к процедурным особенностям подрядных отношений.

Весьма серьезное внимание (по имеющимся архивным материалам) уделялось также выбору исполнителя при реализации подрядных отношений для военных нужд. В качестве главной характеристики, которой обозначался подрядчик, следует выделить термин «добрый» исполнитель [12, с. 530].

Как справедливо заметил К.П. Победоносцев: «Во всем этом законодательстве выражается, с одной стороны, заботливость об ограждении казенного интереса от убытков и злоупотреблений - правилами и формальностями, с другой стороны, обеспечение казенных потребностей привлечением частной предприимчивости к подрядному делу, облегчением способов его пособиями и льготами, и допущением мелких промыслов к состязанию с крупными капиталистами в подрядном деле» [9, с 417-418].

Следует согласиться с мнением Л.В. Горбуновой [13, с. 51,52], полагающей, что правовая регламентация подрядных отношений для обеспечения государственных нужд во время правления Петра I имела некоторые особенности. Полагаем целесообразным выделить наиболее значимые особенности заключения подрядов:

- законодателем особо выделялись «провиантские» подряды, что показывает высокую значимость отношений по поставке продовольствия;

- основным заказчиком являлась русская армия;

- государственные подряды могли заключаться по конкурсу;

- предусматривалось ограничение размера прибыли подрядчика для пресечения ценовых злоупотреблений со стороны подрядчиков и защиты государственных интересов (при этом законодательство Петра I предусматривало также и возможности для довольно существенного извлечения прибыли этой категорией участников гражданских правоотношений);

- договоры заключались только в письменной форме - путем составления «договорных писем»;

- существенным условием заключения договора подряда для нужд русской армии являлось предоставление обеспечения его надлежащего исполнения (впервые в нашем законодательстве мы можем проследить институт обеспечения сделки).

Наиболее существенной положительной стороной подрядных отношений, сложившихся к XVIII в., необходимо признать их плановый характер. Например, нормативное закрепление выполнения мероприятий государственным заказчиком по приобретению провианта для русской армии на каждый предстоящий год способствовало соблюдению баланса публичных и

частных интересов при обеспечении боеспособности армии, минимизировало риски необоснованной траты государственных средств.

Сравнительно-правовой анализ выделенных нами выше особенностей с действующими нормами законодательства, регламентирующего подрядные отношения, позволяет сделать вывод, что сложившаяся в XVIII в. система государственно-правового регулирования подрядных отношений представляется довольно сбалансированной и устойчивой, поскольку практически все структурные элементы гражданско-правового механизма размещения и реализации государственных контрактов для нужд войск Отечества, а также защиты интересов сторон этих правоотношений применяются в том или ином виде до настоящего времени.

Список литературы

1. Официальный сайт Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. http://rosgvard.ru/ru/page/index/goszakupki (дата обращения 10.03.2018).

2. Старцун В.Н. Роль военно-правовой науки в формировании и профессиональной компетенции военного юриста. Вестник военного права. 2016. № 3. С. 26-32.

3. Кузнецов В.И. Правовое регулирование института государственного заказа: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

4. Московец Т. А. Правовое регулирование поставок топливно-энергетической продукции для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. 20.02.03. М.: ВУ, 2007.

5. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археологической экспедицией Императорской Академии наук. Соб. 1836. Т. 1.

6. Флиманкова И. Город-ключ Смоленск. Смоленск, 2011.

7. Гончаров Е. Государевы нужды в допетровскую эпоху // Конкурсные торги. 2000. № 5.

8. Полное собрание законодательства Российской Империи. СПб., 1830. Собр. 1. Т. 4.

9. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Ч. 3. Договоры и обязательства. (Классика российской цивилистики). М., 2013. Т. 3.

10. Организация и проведение конкурсов на закупку продукции для федеральных государственных нужд / под ред. В.И. Смирнова, Н.В. Нестеровича. М., 2002.

11. Белинская М.П. Правовые основы противодействия злоупотреблениям в системе казенных подрядов в Российской империи: историко-правовое исследование: дисс. канд. юрид. наук. Н. Новгород. 2016.

12. Полное собрание законодательства Российской Империи. СПб., 1830. Собр. 1. Т. 6.

13. Горбунова Л.В. Поставка продовольствия для государственных нужд по российскому гражданскому праву: дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2003.

Олейник Екатерина Петровна, адъюнкт, lavkat-27@mail.ru, Россия, Москва, Военный Университет Министерства Обороны

HISTORICAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE LAW GOVERNING CONTRACTING RELATIONSHIPS, THE IMPLEMENTATION OF GOVERNMENT CONTRACTS FOR THE NEEDS OF THE FATHER TROOPS

E.P. Oleynik

The formation and development of legislative bases regulating contractual relations (public contract) in the implementation of public procurement, construction and other types of work for the needs of the Fatherland troops is considered. A comparative legal analysis of the rules of law governing contractual legal relations in a historical retrospective is carried out.

Key words: contract, state, law, procurement, public and private interests.

Oleynik Ekaterina Petrovna, adjunct, lavkat-2 7 @ mail. ru, Russia, Moscow, Military University of the Ministry of Defense

УДК 343.985.7

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К.А. Плясов

Исследованы вопросы применения криминалистических операций при расследовании преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности. Объектом исследования выступила правоприменительная практика борьбы с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности, предметом - закономерности применения криминалистических операций в типовых ситуациях при расследовании преступлений. Цель статьи - раскрыть проблемы и определить пути решения применения криминалистических операций в расследовании преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: криминалистика, комплексная методика, криминалистические методы, виды криминалистических операций.

Качественные и количественные изменения преступности с начала ХХ века, комплекс угроз экономической безопасности на фоне глобализации современного мироустройства, как и многие другие обстоятельства актуализируют необходимость разработки и систематизации криминалистических методов борьбы с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности.

Президент РФ В.В. Путин в ежегодном послании Федеральному собранию подчеркивает, что «принципы справедливости, уважения и доверия

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.