Научная статья на тему 'Становление и развитие договора строительного подряда и договоров на выполнение проектно-изыскательских работ'

Становление и развитие договора строительного подряда и договоров на выполнение проектно-изыскательских работ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7154
631
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР НАЙМА / CONTRACT OF EMPLOYMENT / СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / CONSTRUCTION / ДОГОВОР НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ / CONTRACT OF DESIGN AND EXPLORATION WORK / ПОДРЯД НА КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / THE CONTRACT OF CAPITAL CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жарский Максим Игоревич

В статье проводится историко-правовой анализ становления и развития договора строительного подряда и договоров на выполнение проектно-изыскательских работ. Выделяются основные этапы в развитии законодательства по исследуемому вопросу. Отмечается положительный опыт правового регулирования строительного подряда и договоров на выполнение проектно-изыскательских работ, в частности, опыт правового регулирования советского периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of the construction contract and the contracts of design and exploration work

The historical and legal analysis of the formation and development of the construction contract and the contracts of design and exploration work are present in the article. Highlights the main stages in the development of legislation on the issue under study. There is a positive experience of the legal regulation of construction contracts and contracts of design and exploration work. In particulary, the expirience of the legal regulation of the Soviet Stage.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие договора строительного подряда и договоров на выполнение проектно-изыскательских работ»

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что разработка и принятие проекта ФЗ № 51763-4 послужит улучшению наполняемости бюджетной системы Российской Федерации, решению социальных проблем, а также будет способствовать реализации и соблюдению основ конституционного строя, основных прав и свобод гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации, чем будет достигнут баланс между частными и публичными интересами, связанными с недвижимым имуществом.

М.И. Жарский

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА И ДОГОВОРОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ*

Историко-правовой анализ становления института строительного подряда и подряда на выполнение проектно-изыскательских работ имеет весьма немаловажное значение, поскольку позволяет осмыслить опыт формирования и применения правовых норм, регулирующих данные правоотношения, и найти пути разрешения противоречий в действующем законодательстве и устранения пробелов в нормативно-правовом регулировании.

История договора строительного подряда своими корнями уходит в классическое римское право. Как отмечается в современной юридической литературе, «римское право оказывало значительное влияние на своеобразие правовых институтов, бы-

* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором С.С. Занковским.

86 Труды Института государства и права

Российской академии наук № 4/2012

ло воспринято дореволюционным и современным российским правом»1.

В период республики римское право подверглось множеству важнейших перемен, что, вероятно, и стало причиной возникновения нового вида договорных отношений - договора найма2, под которым, в свою очередь, понималась «совокупность разнопорядковых сложных действий двух сторон по поводу возмездного использования одной из них вещей или действий другой»3.

Римское право знает три отдельных договора найма: наем вещей (locatio-conductio rerum), наем услуг (locatio-conductio operarum) и наем работы или подряд (locatio-conductio operis или operis faciendi). Как отмечал И.Б. Новицкий, общее между этими тремя договорами обычно усматривается в том, что одна сторона обязуется предоставить другой стороне пользование известным объектом, а другая сторона обязуется уплатить первой стороне за пользование определенное денежное вознаграждение. Однако по этому признаку можно «сблизить» две первых разновидности найма - наем вещей и услуг, но определение договора подряда как договора о пользовании было бы искусственным: последний направлен не на пользование рабочей силой контр-

4

агента, а на результат его труда .

Таким образом, наибольший интерес для исследуемой нами проблематики представляет договор locatio-conductio operis, по которому одна сторона - подрядчик, conductor, принимает на себя обязательство выполнить в пользу другой стороны - заказ-

1 Летяев В.А. Рецепция римского права в России XIX - начала XX в. (историко-правовой аспект). Волгоград, 2001. С. 215.

2 См.: Александров М.С. Эволюция института строительного подряда в отечественном праве XVII-XX вв.: историко-правовое исследование: Дисс. ...канд. юрид. наук. Белгород, 2011. С. 17.

3 Кудинов О.А. Римское право: Учебно-практ. пособие. М., 2007. С. 284.

4 См.: Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого и С.И. Перетерского. М., 1994. С. 445.

чика, locator, определенную работу, а заказчик - уплатить за эту работу определенное денежное вознаграждение5.

Поскольку аналогичная дефиниция содержалась в ст. 1737 Свода законов гражданских 1835 г.6, где впервые в российском законодательстве было дано определение договора подряда, М.С. Александров делает справедливый вывод о том, что к правовым предпосылкам зарождения в отечественном законодательстве норм о подряде можно отнести нормы римского классического права, которому был известен договор найма (locatio-conductio) и отдельная его разновидность - договор найма работы или подряда (locatio-conductio operis)7.

Первым отечественным источником, в котором упоминалось о подрядном обязательстве, является Краткая Русская Правда. Так, Ю.П. Титов отмечал, что «Урок мостников» (ст. 43 Краткой Русской Правды) предусматривал договор подряда на сооружение и ремонт мостовых8. Впоследствии в Пространной Русской Правде был закреплен договор личного найма, предметом которого являлось услужение для выполнения определенной работы, сделанное в устной форме «государем» мастеру-плотнику - «наймиту» .

Договор личного найма заключался, как правило, в устной форме для выполнения определенной работы в срок на дворе хозяина между «господином» и «наймитом». Закупом, или наймитом, считался свободный человек, поступивший за определенную плату в услужение или на работу к другому свободному человеку. Особенность этого договора заключалась в том, что плата выдавалась закупу его господином вперед в виде зай-

5 См.: Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого и С.И. Перетерского. С. 458.

6 Свод законов гражданских. Ч. 1. Т. 10 Общего свода законов российской империи. СПб., 1845.

7 См.: Александров М.С. Указ. соч. С. 10.

8 См.: История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М., 2002. С. 27.

9 См.: Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. М., 2001. С 43-45.

ма, который наймит выплачивал своей работой или службой10. В ст. 111 Пространной Правды указывалось, что «срочный работник не холоп, и не должно обращать в холопство ни за прокорм, ни за приданое. Если работник не дослужит до срока, он обязан вознаградить хозяина за то, чем тот одолжил его; если же он дослужит до срока, то ничего не платит11».

Первые письменные свидетельства о строительном подряде относятся к 1547 г. и касаются частных подрядов, когда отношения оформлялись в виде подрядных грамот или записей12. Нормативное закрепление отношений строительного подряда было осуществлено в 1595 г. царским Наказом «О заготовлении материалов для строения Смоленской крепости», согласно которому предполагалось осуществить необходимые изыскательские и строительные работы, являющиеся одним из этапов строительства, для подбора местоположения крепости, изучения грунта для возведения стен и подземных сооружений, удобства расположения рва и др.13

В этом документе впервые закреплялись специальные нормы о договоре строительного подряда с участием государства, что сыграло значительную роль в развитии гражданского законодательства. Впоследствии большинство нормативных актов применительно к подрядным отношениям в строительстве до конца XX в. имели казенную направленность, поскольку предполагали участие государства в качестве одной из сторон, а сам договор строительного подряда рассматривался в качестве госу-

10 См.: Алипова Л.А. Договор подряда на выполнение изыскательских работ: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 10.

11 Цит. по: Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 1997. С. 25.

12 См.: Редкин П. Юридические записки. Т. 1. М., 1841. С. 164-165.

13 См.: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археологической экспедиции Императорской академии наук. Т. 1. СПб., 1836. С. 450.

дарственного контракта, необходимого для осуществления внутренних функций государства, прежде всего обороны14.

В Соборном уложении 1649 г. всего в трех случаях говорится о личном найме (ст. 275 гл. X, ст. 32 гл. XI, ст. 13 гл. XIX)15. В Уложении предусматривался кратковременный наем чужих крестьян - на сезон или немного более. В ст. 275 гл. X акцентировалось внимание на ответственности наймита (требование об оформлении поруки). При причинении ущерба имуществу нанимателя ответственность за возмещение ущерба возлагалась не только на наймита, но и на его поручителей. Статья 32 гл. XI допускала временный наем крестьян и непривилегированными сословиями; в ст. 193 гл. X рассматривался случай, когда работник отрицал наличие заказа на выполнение работ, вероятно, с целью присвоить себе полученный материал. В ст. 272 и 273 устанавливалась ответственность подрядчика за материал, взятый им для работы у заказчика.

К.П. Победоносцев отмечает, что «хотя подрядные сделки и операции с самых давних времен были у нас в употреблении и составляли обычное орудие промышленности, но особенно важное значение получили они в государственной экономике и в законодательстве со времен Петра Великого, с развитием военных и морских учреждений и с умножением материальных потребностей государства, требовавших удовлетворения. Все законодательство XVIII и первой половины XIX столетий наполнено постановлениями и указами об этом предмете. Главнейшими его основаниями служили - Устав и Регламент Камер-Коллегии, Адмиралтейств Регламент, инструкция Генерал Кригс-Коммисару (1719-1723-1731 гг.), Регулы Провиантского Правления 1758 г., Регламент Адмиралтейской Коллегии 1765 г.,

14 См.: Ершов О.Г. История становления и развития договора строительного подряда в России // Правовые вопросы строительства. 2008. № 2. С. 17.

15 См.: Соборное уложение 1649 года. Текст, комментарии. Л., 1987. С. 226.

Указ о подрядах 1784 г. и о залогах 1790 г., Устав 1802 г. о провианте и Положение 1830 г. о подрядах и поставках»16.

В частности, согласно утвержденному в 1719 г. Петром I регламенту Камер-Коллегии последней вменялось в обязанность заключать договоры подряда для государственных нужд. В последующем подрядчиками по договорам строительного подряда с казной выступали купцы, поручителями - дворяне, а за исполнением договоров следили полицейские учреждения. Органы регулярной полиции выдавали разрешение на возведение, переоборудование и ликвидацию строений; регистрировали эти строения, в первую очередь жилые дома, выполняя при этом архитектурно-планировочные функции.

Заключение договоров подряда для государственных нужд производилось посредством торгов, а сам договор имел письменную форму. Однако в это время еще сохранялся традиционно сложившийся подход, согласно которому процесс строительства без участия государства осуществлялся через систему договоров личного найма хозяйственным способом17.

Особое значение в истории становления договора подряда имеет принятие в 1835 г. Свода законов гражданских, в котором договор подряда выделялся в качестве отдельного гражданско-правового договора.

В ч. 1 т. X Свода договору подряда были посвящены ст. 1737-1746, а также Положение о казенных подрядах и поставках. В ч. 1 т. XII содержался Устав строительный, регулирующий отношения строительства.

Согласно ст. 1737 договор подряда или поставки - это «договор, по силе которого одна из вступающих в оный договор сторон принимает на себя обязательство исполнить своим иждивением предприятие или поставить известного рода вещи, а дру-

16 Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Третья часть. Договоры и обязательства. М., 2003. С. 417.

17 См.: Ершов О.Г. Указ. соч. С. 18.

гая сторона, в пользу коей сие производится, учинить за то денежный платеж»18.

Из указанного следует, что в отечественном законодательстве дореволюционного периода не существовало разграничения между выполнением работ и оказанием услуг равно как и между подрядом и поставкой.

Так, Д.И. Мейер под подрядом понимал договор, по которому одно лицо в течение известного времени обязывается за известное вознаграждение оказывать другому лицу какую-либо услугу, состоящую, например, в сооружении здания, перевозке тяжести. Только нанимающийся, подрядчик, не обязывается сам производить работу, а имеет в виду, что она будет произведена через посредство других лиц, так что работа самого подрядчика обыкновенно не та, которая выговаривается по подряду, а составляет только посредничество между лицом, которое заключает подряд, и рабочими, которые производят работу19.

Г.Ф. Шершеневич указывал, что «содержание договора подряда представляет собой комбинацию трудового и капиталистического элементов и занимает среднее место между наймом и ~ 20

поставкой» .

К.П. Победоносцев отмечал следующее: «...Предметом подряда и поставки могут быть всякого рода предприятия, как то: 1) постройка, починка и пр. зданий, и производство всяких работ; 2) поставка материалов, припасов и вещей; 3) перевозка людей и тяжестей. Выражение «своим иждивением», употребленное в законе, может возбудить недоумение в тех случаях, когда подрядчик должен орудовать, хотя отчасти, материалами и средствами хозяина; практика истолковывает обыкновенно это выражение в обширном смысле. Без сомнения, когда подрядчик, все, что ни делает по предприятию, делает со спросом и за счет хозяина, он является уже в качестве не подрядчика, но комисси-

18 Свод законов гражданских. Ч. 1. Т. 10 Общего свода законов Российской империи. С. 422.

19 См.: Мейер Д.И. Русское гражданское право / Под ред. А.И. Вицина. СПб., 1897. С. 528.

20 Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула, 2001. С. 483.

онера или нанятого распорядителя работ, управляющего; но выдача ему вперед денежных сумм или доставление материалов, будет входить в общий расчет подряда, не препятствует целой операции быть подрядом. Больше значения имеет другой признак, прямо не указанный в законе, - самостоятельность в деятельности подрядчика. Хозяин, без сомнения, не может быть лишен права надзирать за ходом работы: но всякий контроль с его стороны имеет целью ограждение своего интереса и предупреждение недоразумений и пререканий при окончательном расчете; по существу же отношений, хозяин не вправе вмешиваться в распоряжения подрядчика и руководить операцией -непосредственно. По окончании работ он вправе требовать, чтобы все сдано было ему в том виде, состоянии и качестве, как было условлено, - или, в противном случае, может отказать в принятии и требовать точного исполнения... »21.

Кардинальные изменения в социально-экономической и политической сферах общества после Октябрьской революции 1917 г. породили необходимость пересмотра действовавшего законодательства.

Однако однозначное отношение законодателя к договору подряда сложилось не сразу.

Например, в соответствии с п. 10 Правил исполнения и заключения смет в первое полугодие 1918 г.22 расходы на новые строительные работы допускались не иначе как по предварительному разрешению СНК. Согласно Декрету СНК от 11 декабря 1919 г. «О мерах регистрации подрядчиков и поставщиков» все организации, независимо от форм собственности, обязаны были представлять в финансовые органы сведения о за-

23

ключенных ими поставках и подрядах .

В дальнейшем выполнение строительных работ подрядным способом было запрещено всем советским учреждениям и пред-

21 Победоносцев К.П. Указ. соч. С. 405.

22 Декреты советской власти. Т. 1. 25 октября 1917 - 16 марта 1918 г. М., 1957.

23 Декреты советской власти. Т. 7. 10 декабря 1919 - 31 марта 1920 г. М., 1975.

приятиям. Предполагалось производить работы хозяйственным способом с использованием собственных сил24. Согласно постановлению Совета труда и обороны РСФСР от 24 ноября 1920 г. «О воспрещении советским учреждениям и предприятиям и общественным организациям приглашать контр-агентов, уполномоченных и подрядчиков для производства каких-либо работ и заданий» 25 все заключенные договоры предлагалось считать аннулированными, а подрядчикам надлежало сдать имеющийся у них инвентарь и материалы в порядке реквизиции и конфискации. Возможность продления срока выполнения работ подрядным способом предусматривалась только при условии согласования его с СНК. В постановление в качестве приложения была включена Инструкция о порядке перехода от подрядного способа выполнения работ к хозяйственному.

Между тем Декретом СНК РСФСР от 4 октября 1921 г. «О порядке привлечения подрядчиков и поставщиков к выполнению заданий, возлагаемых на них государственными органа-26

ми» устанавливалась возможность применения подрядного метода в случаях его выгодности в конкретных условиях.

Следует отметить, что в данный период времени законодателем также устанавливается плановый характер подрядных отношений в капитальном строительстве, что находит свое отражение, в частности, в Декрете СНК РСФСР от 28 февраля 1921 г. «Об едином строительном плане Республики»27, которым было введено ежегодное утверждение строительного плана республики, а работы, не вошедшие в основной план строительства на данный год, могли быть разрешены к осуществлению лишь постановлением СНК по предварительному рассмотрению в Центральной Комиссии Общегосударственного плана строительства.

24 См.: Александров М.С. Указ. соч. С. 93.

25 СУ РСФСР. 1921. № 3. Ст. 29.

26 СУ РСФСР. 1921. № 68. Ст. 529.

27 Декреты Советской власти. Т. 13. 1 февраля - 31 марта 1921 г. М., 1989.

В принятом в 1922 г. ГК РСФСР нормы о договоре подряда были выделены в отдельную главу (гл. VII). В соответствии со ст. 220 Кодекса по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязывалась за свой риск выполнить определенную работу по заданию другой стороны (заказчика), последняя же - дать вознаграждение за выполнение задания. При этом в литературе отмечалось, что предметом данного договора являлся не труд подрядчика, а именно результат его труда, причем как физического, 28

так и умственного .

Правоотношения по договору подряда подробно регламентировались в ст. 220-235 ГК РСФСР, однако отдельные виды договора подряда, в том числе подряда на капитальное строительство, нормами не предусматривались, хотя соответствующие правоотношения регулировались иными нормативными актами.

Так, Положением о государственных подрядах и поставках, утвержденным Декретом ЦИК СССР от 27 июля 1923 г.29, регулировались подрядные отношения, где заказчиком являлось государство.

Постановлением СНК СССР от 26 февраля 1938 г. «Об улучшении проектного и сметного дела и об упорядочении финансирования строительства»30 были утверждены Правила о договорах подряда на капитальное строительство, согласно которым подрядный договор можно было заключить только в том случае, если объект строительства включен в утвержденные титульные списки.

Как отмечал И.Л. Брауде, внесение объекта строительства в титульные списки служило необходимой плановой предпосылкой заключения подрядного договора по строительству и являлось обязательным условием производства работ31.

28 См.: Советское гражданское право / Под ред. С.Н. Братуся. 4-е изд. М., 1950. С. 398.

29 Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1923. № 171.

30 СЗ СССР. 1938. № 9. Ст. 58.

31 См.: Курс советского гражданского права. Отдельные виды обязательств. М., 1954. С. 248.

Поскольку ГК РСФСР 1922 г. не выделял разновидностей договора подряда, в литературе отмечается, что лишь в 1930-х гг. стали складываться предпосылки для признания договора на выполнение строительных работ в качестве разновидности подрядного договора в связи с необходимостью осуществления строительства только по утвержденным проектам и сметам, с расширением объема государственных инвестиций в народное хозяйство СССР, введением нормативно-технического регулирования в строительстве того времени32. В частности, О.С. Иоффе указывал, что начальная стадия становления договора подряда на капитальное строительство относится к первой половине 30-х гг. ХХ столетия33. При этом, по мнению И.Л. Брауде, поскольку договор подряда на капитальное строительство относился к числу плановых договоров, он представлял собой не отдельный вид подряда, а самостоятельный по своей правовой природе дого-вор34.

Одновременно формировалось законодательство о выполнении проектных и изыскательских работ.

Так в постановлении ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1928 г. «Об ответственности за нарушение законов о капитальном стро-ительстве»35 беспроектное и бессметное строительство квалифицировалось как бесплановое и категорически запрещалось.

31 марта 1939 г. были приняты Правила о подрядных договорах на проектные и изыскательские работы36, обновленные в мае 1959 г.37

32 См.: Макаров О.В. История нормативно-правового регулирования подрядных отношений в Российской Федерации: от Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. до Гражданского кодекса РФ 1994 и 1995 гг. // История государства и права. 2011. № 18.

33 См.: Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». М., 2000. С. 432.

34 См.: Брауде И.Л. Договоры по капитальному строительству в СССР. М., 1952. С. 151.

35 СЗ СССР. 1928. № 12. Ст. 102.

36 Арбитраж в советском хозяйстве. М., 1948. С. 502-507.

Впоследствии постановлением Совета Министров СССР от 20 февраля 1959 г. № 166 «Об улучшении проектного дела в строительстве»38 было положено начало создания единой службы инженерных изысканий, и в начале 1960-х гг. в системе Госстроя создан Производственный научно-исследовательский институт (ПНИИИС), на который возлагались функции головной организации по инженерным изысканиям.

В дальнейшем процесс создания специализированных организаций несколько затормозился, в связи с чем было принято постановление Совета Министров СССР от 21 сентября 1964 г. № 793 «Об упорядочении инженерных изысканий для промышленного, сельскохозяйственного и жилищно-гаражного строи-тельства»39. В нем устанавливалось, что инженерные изыскания для промышленного, сельскохозяйственного и гражданского строительства должны осуществляться только территориальными организациями Госстроя союзных республик и специализированными организациями Госстроя СССР.

В ГК РСФСР 1964 г., утвержденном Законом РСФСР от 11 июня 1964 г. «Об утверждении Гражданского кодекса РФСФР»40, подрядные правоотношения регулировались нормами гл. 30 «Подряд» и гл. 31 «Подряд на капитальное строительство».

Таким образом, договор подряда на капитальное строительство впервые был закреплен на законодательном уровне в качестве самостоятельного вида договора.

В гл. 31 Кодекса предусматривалось, что по договору подряда на капитальное строительство организация-подрядчик обязуется своими силами и средствами построить и сдать организации-заказчику предусмотренный планом объект в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией и в установленный срок, а заказчик обязуется предоставить подрядчику

37 См.: Законодательство о капитальном строительстве в СССР. Т. 1. М., 1961. С. 424-437.

38 СП СССР. 1959. № 3. Ст. 18.

39 СП СССР. 1964. № 3. Ст. 18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40 Ведомости РСФСР. 1964. № 24. Ст. 406.

строительную площадку, передать ему утвержденную проектно-сметную документацию, обеспечить своевременное финансирование, принять законченные строительством объекты и оплатить их. Обеспечение строительства технологическим, энергетическим, электротехническим и общезаводским оборудованием и аппаратурой возлагаось на заказчика, кроме случаев, предусмотренных специальным постановлением. Специальными постановлениями на заказчика могло быть возложено обеспечение строительства материалами.

Из указанного следует, что договор подряда на капитальное строительство носил исключительно плановый характер. Выполнение проектно-изыскательских работ оставалось за рамками договора на капитальное строительство.

Необходимо отметить, что ГК РСФСР 1964 г. также не отличался разработанностью норм о договоре подряда на капитальное строительство. Более детально эти отношения регулировались Правилами о договорах подряда на капитальное строительство 1969 г.

Этими Правилами вводился запрет подрядчику выполнять строительно-монтажные работы подрядчиком при отсутствии договора и финансирования строительства, а также существенно ограничивалась возможность вышестоящих органов вносить изменения в планы капитальных вложений и строительно-монтажных работ. Повысилась роль договора подряда на капитальное строительство в регулировании отношений сторон, поскольку он стал детально определять права и обязанности на весь период строительства, сроки ввода объектов в эксплуатацию. Нормативно закреплялась повышенная имущественная ответственность хозяйствующих субъектов41.

Последующее законодательное регулирование договора подряда на капитальное строительство связано с принятием постановления Совета Министров СССР от 26 декабря 1986 г. № 1550 «Об утверждении Правил о договорах подряда на капитальное строительство»42. В данных Правилах особое внимание уделя-

41 См.: Ершов О.Г. Указ. соч. С. 21.

42 СЗ СССР. Т. 6. С. 26.

лось соблюдению договорной дисциплины и экономической ответственности за ненадлежащее исполнение принятых обязательств, а также вводился новый типовой договор на капитальное строительство и дополнительное соглашение к нему.

В 1991 г. было обновлено общесоюзное гражданское законодательство путем разработки и принятия Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г.43

В гл. 12 «Подряд» Основ содержались общие положения, распространявшиеся на различные виды подрядных отношений; сохранялась самостоятельность договора подряда на капитальное строительство как разновидность договора подряда; вводились такие разновидности договора подряда, как договор подряда на производство проектных и изыскательских работ (ст. 96) и договор о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (ст. 97).

Подводя итог вышеизложенному, на наш взгляд, можно условно выделить четыре этапа в становлении и развитии институтов строительного подряда и проектно-изыскательских работ:

1) со времен первого упоминания о подрядных обязательствах в «Уроке мостников» (ст. 43 Краткой Русской Правды XI в.) до принятия в 1835 г. Свода законов гражданских, в котором договор подряда выделялся в качестве отдельного гражданско-правового договора;

2) с 1835 г. до 1917 г. - в данный период происходило становление и развитие договора подряда в качестве самостоятельного вида обязательств, однако кардинальные изменения, произошедшие в обществе после Октябрьской революции, потребовали пересмотра действовавшего законодательства, что не могло не отразиться на подрядных обязательствах;

3) с 1917 г. до начала 1930-х гг. - период правового закрепления договора подряда в качестве самостоятельного обязательства, формирования планового характера строительных правоотношений, начало становления договора на капитальное

43 Ведомости СССР. 1991. № 26. Ст. 733.

строительство, а также подряда на выполнение проектно-изыскательских работ;

4) с 1930-х гг. до 1991 г. - период становления и оформления договора на капитальное строительство в качестве самостоятельного вида обязательств, развития нормативно-правового регулирования данного договора, а также договоров на выполнение проектно-изыскательских работ.

Следует также отметить, что, несмотря на то что на протяжении длительного времени на законодательном уровне не было однозначного подхода к данным видам обязательств (в частности, отсутствовало их четкое отграничение от личного найма, договоров об оказании услуг и перевозки), в истории отечественного правового регулирования договоров на выполнение проектно-изыскательских и строительных работ имеется весьма положительный опыт, который не был учтен при принятии части второй ГК РФ.

В частности, законодатель, руководствуясь критериями научной классификации, но не восприняв опыт законодательства советского периода, в котором договор на капитальное строительство рассматривался в качестве самостоятельного обязательства, включил договор строительного подряда в общую гамму подрядных обязательств (гл. 37 ГК РФ). Однако между рассматриваемым договором и договором бытового подряда существует слишком много различий, что делает такое «соседство» крайне неудачным.

К сожалению, в действующем законодательстве не учтено также закрепленное в Правилах о договорах подряда на капитальное строительство 1986 г. положение, согласно которому за задержку устранения недоделок (дефектов) против предусмотренными актами сроков подрядчик уплачивал штраф в твердой денежной сумме за каждый день просрочки.

Не принято во внимание законодателем и положение абз. 2 ст. 371 ГК РСФСР 1964 г., в соответствии с которым суммы неустойки (пени), уплаченные подрядчиком за нарушение сроков выполнения отдельных работ, возвращаются подрядчику в случае окончания всех работ по объекту к установленному договором конечному сроку.

Указанные положения, разработанные с учетом современных реалий, могли бы оказаться весьма действенными для стимулирования подрядчика к активным действиям по выполнению работ и устранению недоделок (дефектов).

А.В. Егорова *

К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ ЗАЕМЩИКА ПРИ ОТКАЗЕ КРЕДИТОРА ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПРЕДОСТАВИТЬ КРЕДИТ**

ГК РФ закрепляет принцип недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, допускается также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (ст. 310). Исходя из консенсуаль-ной конструкции кредитного договора, кредитор, заключив его, принимает на себя обязательство предоставить денежные средства (кредит) заемщику. До момента исполнения обязательства по предоставлению предусмотренной договором денежный суммы кредитор считается должником. Возникает вопрос: можно ли понудить кредитора к исполнению обязательства предоставить кредит при его отказе1? Чтобы ответить на него, необходимо прежде всего выяснить, какова природа обязательства кре-

* Соискатель ученой степени кандидата наук при кафедре гражданского процессуального и предпринимательского права ГОУ ВПО ГОУВПО Самарский государственный университет.

** Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук, доцентом кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права ГОУ ВПО ГОУВПО Самарский государственный университет Е.В. Меденцевой.

1 В настоящей статьк отказ кредитора от предоставления кредита не рассматривается как предоставленное ему законом право в случаях, предусмотренных ст. 821 ГК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.