Научная статья на тему 'Договор строительного подряда: формирование правового института'

Договор строительного подряда: формирование правового института Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5013
723
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ / ДОГОВОР ПОДРЯДА / УСЛОВИЯ ДОГОВОРА ПОДРЯДА / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПОДРЯД / КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / PERFORMANCE OF WORKS / THE TURNKEY CONTRACT / CONDITIONS OF THE TURNKEY CONTRACT / GENERAL CONTRACT / CAPITAL CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хуадонов Казбек Георгиевич

В статье рассматриваются этапы формирования и применения правового субинститута договора строительного подряда на различных этапах его становления в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The contract building

In article stages of formation and application of legal subinstitute of the turnkey contract at various stages of its formation in Russia are considered.

Текст научной работы на тему «Договор строительного подряда: формирование правового института»

ДОГОВОР СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА

Хуадонов Казбек Георгиевич, соискатель СОГУ, преподаватель.

Аннотация. В статье рассматриваются этапы формирования и применения правового субинститута договора строительного подряда на различных этапах его становления в России.

Ключевые слова: выполнение работ, договор подряда, условия договора подряда, генеральный подряд, капитальное строительство.

THE CONTRACT BUILDING ПОДРЯДА: FORMATION OF LEGAL INSTITUTE

Huadonov Kazbek Georgievich, candidate degree seeker of the North-Ossetian State University, lecturer of law at North-Caucasian Institute of Arts.

Annotation. In article stages of formation and application of legal subinstitute of the turnkey contract at various stages of its formation in Russia are considered. Keywords: performance of works, the turnkey contract, conditions of the turnkey contract, general contract, capital construction.

Изучение истории развития права позволяет осмыслить имеющийся опыт формирования и применения правовых норм. Особенно в этом возникает потребность, когда речь идет о совершенствовании действующего законодательства. Вносимые поправки в законодательные акты, а также увеличение судебных споров указывают на то, что правовые нормы не соответствуют складывающимся экономическим отношениям и не могут выступать их адекватной юридической формой.

Наглядно это можно наблюдать на примере развития законодательства о строительстве. Несмотря на существенное реформирование норм права в этой области, эффективность правового регулирования отношений оставляет желать лучшего. В связи с этим изучение истории права, с одной стороны, полезно тем, что позволяет избежать ошибок в законотворческой деятельности, с другой - существует возможность разработки таких правовых норм, которые будут соответствовать отношениям и обеспечат надлежащее правоприменение. При этом важно не просто в историческом контексте найти описание той или иной правовой конструкции, а выявить предпосылки появления нормы права и объяснить причины ее неэффективности.

Формирование договора строительного подряда как самостоятельного субинститута в системе гражданского права имеет длительный и сложный путь исторического развития. Потребовался значительный период времени становления договорных отношений в области строительства, прежде чем они получили надлежащую правовую основу. В отличие от ряда стран Европы, которые при формировании своего гражданского законодательства восприняли отдельные положения римской правовой доктрины, в России нормы о договоре строительного подряда были разработаны значительно позже. Это было обусловлено отставанием в

экономическом развитии и как следствие - применением хозяйственного способа строительства.

С другой стороны, в России наблюдается в большей степени самостоятельное развитие гражданского законодательства, которое было не столь зависимо от рецепции римского частного права. Причиной этого стало сохранение достаточно длительного периода времени феодального хозяйства, определяющего фактически складывающиеся экономические отношения. Значительный шаг в развитии гражданского законодательства, в том числе и законодательства о договорах строительного подряда, наблюдается в период становления капитализма, поскольку требовалось увеличение производственных мощностей, предполагающее создание материальной базы, основу которой составляли здания и сооружения. Задача по созданию материальной базы могла бы быть выполнена только тогда, когда для ее решения привлекались соответствующие специалисты, в том числе и в области строительства. Именно с привлечением специалистов в строительстве активно начинают развиваться экономические отношения, которые потребовали адекватной юридической формы в виде разработки норм о договорах подряда.

Первые упоминания о договоре по выполнению работ можно наблюдать в Русской Правде, где закреплялись отдельные положения о личном найме. Под личным наймом понималось услужение для выполнения определенной работы, сделанное в устной форме «государем» мастеру-плотнику - «наймиту»1.

Однако первые письменные свидетельства о строительном подряде относятся к 1547 г. и касаются частных подрядов, когда отношения оформлялись в виде подрядных грамот или записей2. Нормативное закрепление отношений строительного подряда было сделано в 1595 г. царским Наказом «О заготовлении материалов для строения Смоленской крепости»3.

В этом документе впервые закреплялись специальные нормы о договоре строительного подряда с участием государства, что сыграло значительную роль в дальнейшем развитии гражданского законодательства. Впоследствии большинство нормативных актов применительно к подрядным отношениям в строительстве до конца XX в. имели казенную направленность, поскольку предполагали участие государства в качестве одной из сторон, а сам договор строительного подряда рассматривался в качестве государственного контракта, необходимого для осуществления внутренних функций государства, прежде всего обороны.

В 1719 г. Петр I утверждает регламент Камер-коллегии, которой вменялось в обязанность заключать договоры подряда для государственных нужд. В последующем подрядчиками по договорам строительного подряда с казной выступали купцы, поручителями дворяне, а за исполнением договоров следили полицейские учреждения. Органы регулярной полиции выдавали разрешение на возведение, переоборудование и ликвидацию строений; регистрировали эти строения, в первую очередь жилые дома, выполняя при этом архитектурно-планировочные функции4.

1 Российское законодательство X - XX веков: В 9 т. Т. 1. Законодательство Древней Руси. М., 1984. С. 363

2 Редкин П. Юридические записки. Т. 1. М., 1841. С. 164 - 165

3 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археологической экспедиции Императорской академии наук. Т. 1. СПб., 1836. С. 450

4 Российское законодательство X - XX веков: В 9 т. Т. 4. Зако-

нодательство периода становления абсолютизма. М., 1986. С.

Заключение договоров подряда для государственных нужд производилось посредством торгов, а сам договор подряда имел письменную форму. Однако в это время еще сохранялся традиционно сложившийся подход, согласно которому процесс строительства без участия государства осуществлялся через систему договоров личного найма хозяйственным способом. Развитию подрядных отношений препятствовал феодальный путь развития, предполагающий классовое неравенство.

В.П. Бугорский справедливо отмечает, что ко второй половине XIX в. постепенно ликвидируется неравенство сословий в правах на занятие предпринимательской деятельностью5. Очевидно, что этот фактор привел к значительному росту промышленности и торговли, повышению роли купеческого сословия, в связи с чем были предопределены тенденции дальнейшего развития законодательства о договорах строительного подряда. Именно качественно иной уровень экономических отношений, складывающихся в условиях капиталистического производства, потребовал соответствующей разработки юридических норм, способных эффективно обеспечивать процесс правового регулирования. Особое значение здесь имеет издание в 1835 г. Свода законов гражданских6.

Впервые в российском гражданском законодательстве было закреплено легальное определение договора подряда как договора, «по которому одна сторона принимала на себя обязательство исполнить своим иждивением предприятие, а другая сторона, в пользу которой производится предприятие, обязалась уплатить за это денежный платеж» (ст. 1737 Свода законов гражданских). Пока договор строительного подряда не выделялся в самостоятельный вид подряда, о чем указывает практически отсутствие соответствующих правовых норм. Однако согласно Своду законов гражданских договор подряда мог заключаться на постройку, починку, переделку и ломку зданий, а также производство иного рода работ. В качестве существенных условий данного договора устанавливались виды работ, инструмент, перечень строительных материалов, их качество, сторона, которая их будет поставлять, срок ведения строительных работ, не превышающий четырех лет, вид оплаты и порядок расчетов, порядок проверки выполненных работ. По сути, здесь закрепляются основные условия будущего договора строительного подряда, обусловленные особенностями складывающихся экономических отношений.

В юридической литературе отмечается, что в конце XIX в. строительные работы составляли наиболее частый предмет подряда, поскольку договор в основном заключался на постройку, переделку и ломку зданий7. Отсутствие специальных норм о строительном подряде (за исключением казенного) компенсировалось нормами общего характера, что позволяло эффективно регулировать складывающиеся отношения. Содержанием договора подряда служила комбинация трудового и капиталистического элементов. Трудовой элемент заключался в исполнении работы, т.е. создании какой-либо вещи. Капиталистический элемент предполагал обязанность подрядчика не только что-то сде-

228; Российское законодательство X - XX веков. В 9 т. Т. 5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. М., 1986. С. 410

5 Бугорский В.П. Гражданско-правовые основы предпринимательской деятельности в строительстве. М., 2004. С. 49

6 Свод законов гражданских. Часть 1. Том 10 Общего свода законов Российской империи. Изд. 1842. СПб., 1845. С. 422

7 Синайский И. Русское гражданское право. М., 2002. С. 415

лать, но и передать результат работы. Причем если при личном найме рабочий предоставлял свой труд в распоряжение нанимателя, то в договоре подряда подрядчик самостоятельно выбирал пути достижения материального результата.

Вместе с тем, несмотря на присущие только договору подряда признаки, иногда он рассматривался в качестве договора об оказании услуг. Так, например, Д.И. Мейер под подрядом понимал договор, по которому одно лицо в течение известного времени обязывается за вознаграждение оказывать другому лицу какую-либо услугу, состоящую, например, в сооружении здания. Услуга должна быть оказана с помощью других лиц, а действия самого подрядчика являются посредническими между лицом, которое заключает подряд, и рабочими, которые производят услугу8.

Очевидно, что в этом случае договор подряда на строительство здания рассматривался как разновидность посреднического договора, предметом которого были услуги подрядчика по предоставлению рабочей силы. Напротив, Г.Ф. Шершеневич9 и К.П. Победонос-цев10 под договором подряда понимали договор, по которому одно лицо принимает на себя обязательство за известное вознаграждение исполнить своим иждивением предприятие. Предприятие иждивением предполагало выполнение работы своими силами и из своих материалов. В отличие от личного найма, подрядчик как лицо, выполняющее работы, наделялся необходимой оперативно-хозяйственной самостоятельностью, которая позволяла ему привлекать для исполнения своего обязательства третьих лиц на условиях личного найма, обладая над ними «хозяйской властью».

С укреплением позиций капитализма, развитием машиностроения, науки и техники получает широкое распространение подрядный способ ведения строительных работ, при котором строительство осуществляется с привлечением специализированных строительных, монтажных и других организаций строительного профиля.

После революции 1917г. устанавливается приоритет права государственной собственности на здания и сооружения, что оказывает влияние на процесс правового регулирования отношений строительного подряда. Государственным учреждениям и предприятиям, а также общественным организациям вообще запретили вступать в подрядные отношения по строительству, поскольку единственным заказчиком стало выступать государство. Участники гражданского оборота теперь могли осуществлять строительство для своих нужд только хозяйственным способом, своими силами и средствами.

В Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. законодатель помимо норм, посвященных общим вопросам подрядных отношений, специально не устанавливал нормы, которые регламентировали бы отношения строительного подряда. Это объяснялось тем, что помимо кодекса действовал специальный акт административного характера, где в роли заказчика от имени государства выступали его органы11.

8 Мейер Д.И. Русское гражданское право / Под ред. А.И. Вицина. СПб., 1897. С. 528

9 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. СПб., 1907. С. 539

10 Победоносцев К. Курс гражданского права. Третья часть. Договоры и обязательства. СПб., 1896. С. 424

11 Положение о государственных подрядах и поставках от 30 сентября 1921 г. // СУ РСФСР. 1921. № 69. Ст. 549

Вместе с тем к концу 20-х годов становится невозможным решить в масштабах государства крупные хозяйственные задачи, связанные с воспроизводством новых и реконструкцией существующих материальных фондов. Поэтому была определена целесообразность перехода от хозяйственного способа ведения строительства к подрядному через государственные строительные организации. Особенностью здесь было то, что на отдельном объекте строительства работало несколько подрядных организаций, а их совместной деятельностью на строительной площадке руководил государственный заказчик. Производство работ допускалось из материала любой из сторон, а договорные отношения оформлялись прямыми договорами с каждым из подрядчиков.

В таких условиях ведения строительства усматривались существенные недостатки. Поскольку подрядных организаций на объекте было несколько, то заказчику было трудно согласовать их действия, осуществлять контроль и как следствие - разрешить вопросы ответственности за ненадлежащее качество работ, несвоевременный ввод объектов в эксплуатацию и т.д. Отсюда на некоторых стройках был введен метод генерального подряда. В лице генерального подрядчика строительство получило квалифицированного организатора и руководителя совместной работы всех подрядчиков.

Изменения в способах ведения строительного производства предопределяли потребность в новом правовом регулировании. Постановлением СНК СССР от 26 февраля 1938 г. «Об улучшении проектного и сметного дела и об упорядочении финансирования строительства»12 были утверждены Правила о договорах подряда на капитальное строительство. Интересно отметить, что законодатель не отводил главенствующей роли в правовом регулировании подрядных отношений кодифицированному акту, а отдавалось предпочтение специальным нормативным актам, которые носили императивный характер. Более детально положения Правил о договорах подряда на капитальное строительство регламентировались инструкциями министерств и ведомств.

Императивность норм практически исключала свободное определение условий договора строительного подряда, поскольку строительство зданий и сооружений рассматривалось в качестве государственной задачи. Вводился новый термин «капитальное строительство», под которым понималась производственная деятельность, направленная на создание новых, а также на расширение и реконструкцию имеющихся основных фондов народного хозяйства страны.

Таким образом, разработка специального законодательства о договорах строительного подряда связывается с развитием строительной индустрии и изменением способов строительства в целях решения задач, которые стояли перед государством по восстановлению экономики. Очевидно, что в этот период времени введение элементов свободы при заключении договора подряда на капитальное строительство не позволило бы «мобилизовать» все ресурсы и в кратчайшие сроки создать материальную базу из фондов производственного и непроизводственного назначения. Отношения в области строительства главным образом складывались между государственными и кооперативными организациями, а финансирование строительства осуществлялось из государственного бюджета. Эти

12 СЗ СССР. 1938. №9. Ст. 58

отношения опирались на обязательные для каждой стороны административные плановые акты, обеспечивающие строгий государственный контроль над началом, ходом и завершением строительства.

На каждый год строительства заключались годовые договоры, а материально-техническое снабжение стройки обеспечивалось по выделенным государственным фондам в соответствии с нарядами на получение ресурсов. Поскольку финансирование строительства осуществлялось государством, то на банк возлагалась функция учета подрядных договоров. Если включенные в титульные списки строек объекты не были обеспечены утвержденной проектно-сметной документацией и сумма денежных средств по смете превышала выделенный государством годовой объем, то финансирование строительства в соответствующей части прекращалось.

Вместе с тем в правовом регулировании капитального строительства продолжали оставаться проблемы. Правила о договорах подряда на капитальное строительство почти не регламентировали отношения, связанные с привлечением субподрядных организаций, специализирующихся на выполнении специальных работ, а также распределение ответственности между заказчиком, генеральным подрядчиком и субподрядчиком. Происходили задержки оформления договоров и начала производства работ.

Сегодня задача юридической науки во многом сводиться к тому, чтобы определить правовые пределы вмешательства государства в процесс правового регулирования отношений в строительстве, в том числе отношений строительного подряда. Имеющийся опыт централизованного императивного воздействия, как показывает анализ истории, должен признаваться недопустимым. В то же время поставить процесс регулирования на «рельсы самоорганизации» с полным выходом государства из сектора строительства также вряд ли возможно, поскольку речь идет об обеспечении безопасности зданий и сооружений. Остается надеяться, что нынешний законодатель не повторит ошибок прошлого и предложит здесь наиболее эффективную форму юридического воздействия.

Список литературы:

1. Постановлением СНК СССР от 26 февраля 1938 г. «Об улучшении проектного и сметного дела и об упорядочении финансирования строительства» СЗ СССР. 1938. №9. Ст. 58.

2. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археологической экспедиции Императорской академии наук. Т. 1. СПб., 1836.

3. Бугорский В.П. Гражданско-правовые основы предпринимательской деятельности в строительстве. М., 2004.

4. Договорная дисциплина в советском гражданском праве. Свердловск, 1985.

5. Мейер Д.И. Русское гражданское право / Под ред. А.И. Вицина. СПб., 1897.

6. Победоносцев К. Курс гражданского права. Третья часть. Договоры и обязательства. СПб., 1896.

7. Редкин П. Юридические записки. Т. 1. М., 1841.

Российское законодательство X - XX веков: В 9 т. М.,

1984.

8. Синайский И. Русское гражданское право. М., 2002.

9. Свод законов гражданских. Часть 1. Том 10 Общего свода законов Российской империи. Изд. 1842. СПб., 1845.

10. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. СПб., 1907.

РЕЦЕНЗИЯ

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Хуадонова К.Г. «ДОГОВОР СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА»

Статья написана на довольно актуальную на данный момент тему, затрагивающую договор строительного подряда в ракурсе формирования и развития правового субинститута.

Автором отмечается, формирование договора строительного подряда как самостоятельного субинститута в системе гражданского права имеет длительный и сложный путь исторического развития.

Автор подчеркивает, разработка законодательства о договорах строительного подряда связана с развитием строительной индустрии и изменением способов строительства в целях решения задач, которые стояли перед государством на различных этапах его развития.

Существенное изменение экономических отношений привело к тому, что роль государства в строительстве изменилась. Если раньше строительство рассматривалось в качестве одной из приоритетных государственных задач развития страны в виде создания материальной базы экономики, то теперь государство лишь оказывает необходимое содействие в развитии этого сектора. Следовательно, задача юридической науки вс многом будет сводиться к тому, чтобы определить правовые пределы вмешательства государства в процесс правового регулирования отношений в строительстве, в том числе отношений строительного подряда.

По мнению автора, изучение истории развития права позволяет осмыслить имеющийся опыт формирования и применения правовых норм. Особенно в этом возникает потребность, когда речь идет о совершенствовании действующего законодательства. По выше изложенным причинам статья заслуживает пристального внимания широкой аудитории и может быть рекомендована к публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.