ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКО-
ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
А.А. СЕЛИВАНОВА
адъюнкт кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
Научный руководитель: профессор кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России, профессор, доктор юридических наук Мазур С.Ф.
E-mail: [email protected]
Аннотация. Анализируются проблемы становления и развития российского гражданско-правового института государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд в сфере строительства; выявлена взаимосвязь между ранее действовавшими нормативными актами с современными.
Ключевые слова: государственный контракт, государственные нужды, государственный подряд, договор подряда, казенные нужды, казенный подряд, капитальное строительство, подрядные работы, строительство, строительный подряд, строительные работы.
PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF CIVIL-LEGAL INSTITUTE
OF THE STATE CONTRACT FOR THE PERFORMANCE OF CONTRACT WORK FOR STATE NEEDS IN THE SPHERE OF CONSTRUCTION
A.A. SELIVANOVA
adjunct of the Department offinancial-economic and logistic support of the management
Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia
Annotation. The author suggests to analyze in this article the problems of formation and development of Russian civil law Institute of the state contract for the performance of contract work for state needs in the construction sector and to identify the relationship between the previously existing regulations, modern.
Keywords: government contracts, government needs, state contract, contract for services, the government needs, state succession, capital construction, construction works, construction, construction contract, the construction work.
Актуальность темы настоящей статьи обусловлена проявляющимся значительным ростом промышленного и жилищного строительства в России, востребованности договорных отношений в сфере строительства для нужд государства. В настоящее время строительные работы для нужд государства осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд1. Государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд современным гражданским законодательством закрепляется как отдельный вид договора подряда,
однако такое разграничение существовало не всег-да2. При исследовании правовых норм различных исторических периодов выявляется взаимосвязь между современным и ранее существовавшим законодательством. Для того чтобы определить тенденцию развития современного законодательства о государственном контракте и совершенствовать данное законодательство, исследователям следует выявить существенные закономерности его развития путем внимательного изучения исторических предпосылок становления указанного законодательства.
Упоминание Плутарха о строительных работах по восстановлению разрушенных стен города Афины является одним из первых известий о строительстве для государственных нужд3. В России первые письменные документы о подрядных строительных сделках относятся к 1547 г., они касаются частных подрядных сделок. В то время указанные отношения оформлялись в виде подрядных грамот или за-писей4. Первое сведение об участии государства одной из сторон договора подряда относится к периоду правления царя Федора Иоанновича, которым в 1595 г. был издан Наказ «О заготовлении материалов для строения Смоленской крепости»5. Данный нормативный акт является первым известным письменным документом в России, упоминающим подрядные работы в сфере строительства. Он важен тем, что в нем в первом содержалось упоминание о некотором подобии государственных контрактов.
Однако, становление подряда в отечественном законодательстве принято считать с издания «Соборного уложения государя, царя и великого князя Алексея Михайловича» 1649 г. (далее по тексту Соборное Уложение). Таким образом, отправной точкой истории становления и развития института строительного подряда можно определить 1649 г. До указанной даты выполнение строительных и иных работ регулировалось институтом личного найма6. В Соборном Уложении строгого терминологического разделения между подрядом и наймом не было. Подрядные отношения в данном нормативном акте были упомянуты косвенно — по поводу взыскания государственных пошлин по факту составления грамоты писарем, из чего следует, что для подрядных отношений того времени устанавливалась письменная форма сделки.
В период правления Петра I происходит дальнейшее развитие правового регулирования подрядных отношений. Однако, комплексного регулирования соответствующие правоотношения не получили. Большинство установлений, касающихся подрядов, содержалось в различных указаниях государственным органам по порядку заключения и осуществлению контроля за исполнением подрядчиками договорных обязательств. В данных правоотношениях широкое распространение имели административно-правовые методы организации выполнения строительных работ. Большое внимание уделялось
в данный период регулированию субъектного состава договора подряда. Так, устанавливались довольно жесткие требования к участию чиновников, связанных с проведением соответствующих торгов. Именной указ от 27 декабря 1714 г. «О подрядех» предписывал должностным лицам губерний и приказов, кто от своего имени или через подставное лицо участвовал в казенных подрядах, публиковать об этом информацию. А тем, кто свои подряды не объявит, полагалось жесткое наказание, «с разорением движимых и недвижимых их имении»'.
В 1719 г. Петр I утвердил Регламент Камер-Коллегии8, которая должна была проводить торги, заключать договоры казенного подряда и осуществлять контроль за их исполнением. При этом учащались случаи вступления участников таких торгов в сговор. Законодатель, чтобы сократить количество участвующих в торгах лиц, а соответственно уменьшить вероятность сговора, устанавливал обязательное взимание сборов с участников торгов9. Подрядные отношения между частными лицами данным регламентом не регулировались.
Первым гражданско-правовым источником в российском законодательстве, регулирующем правовые отношения, опосредуемые договором подряда является «Свод законов гражданских» 1835 г.10 (далее по тексту Свод), в котором договор подряда выделялся в качестве отдельного гражданско-правового договора и подразделялся на договор между частными лицами и для казенных нужд. Согласно ст. 1737 Свода под договором подряда или поставки понимался «договор, по силе которого одна из вступающих в оный сторона принимает на себя обязательства исполнить своим иждивением предприятие, или поставить известного рода вещи, а другая, в пользу коей сие производится, учинить за то денежный платеж»11. Таким образом, гражданское законодательство дореволюционного периода, в отличие от современного, не отделяло выполнение работ от оказания услуг, а подряд от поставки и объединяло все под общим названием «услуги». В случае, когда одной из сторон подрядного договора выступало государство, ст. 1737 «Свода законов гражданских» определяла, что такие отношения регулируют «правила о казенных подрядах и поставках, изложенные в Положении о сих подрядах и поставках»12. Так впервые с помощью указанной отсылочной нормы
отношения с государством в рассматриваемой отрасли права стали регулироваться специальным нормативным актом (положением).
Таким образом, в 19 в. по-прежнему большинство правовых норм, регулировавших подрядные отношения, относились к договорам казенного подряда. Договор казенного подряда рассматривался законодателем в качестве отдельного вида подрядного договора, который по своей правовой сути являлся государственным контрактом.
В начале 20 в. дальнейшему правовому совершенствованию законодательства о подрядах и, в частности, о строительных подрядах, помешал ход исторического развития России. Процесс нормотворчества в указанном направлении был приостановлен с началом революции 1905 г., Первой мировой войны, революции 1917 г. и Гражданской войны. Только по окончании указанных событий вновь стало развиваться законодательство, в частности, в сфере строительства для государственных нужд.
До революции 1917 г. договор строительного подряда в части казенных строительных подрядов имел достаточную нормативную проработку. В Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. строительный подряд еще не выделялся как отдельный вид подряда. В начале 20-х гг. 20 в. отдельные элементы норм подрядных отношений были полностью вытеснены норами по хозяйственному способу ведения строительства, а единственным заказчиком в части подрядных строительных отношений осталось государство. С целью регулирования таких отношений было разработано и активно использовалось на практике «Положение о государственных подрядах и поставках»13.
На рубеже 30-х гг. увеличились объемы строительства для государственных нужд. Такая тенденция выдвинула на первый план необходимость децентрализации строительных работ. Появилась необходимость издания специальных юридических актов по регулированию отношений в строительной отрасли народного хозяйства. С этой целью были приняты 26 февраля 1938 г. «Правила о договорах подряда на капитальное строительство»14. Действие указанных правил завершилось только с принятием действующего Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ). В 1964 г. был принят новый ГК РСФСР, в котором договор подряда на ка-
питальное строительство был выделен в самостоятельный вид договорных отношений.
К концу 80-х гг. 20 в. начинают зарождаться свободные рыночные отношения. Следствием общего экономического состояния явилась необходимость юридического закрепления и обособления положений о подряде от положений о подрядных работах для государственных нужд. В принятых в 1991 г. «Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик», также выделяется отдельная глава, посвященная договору подряда, в котором выделяется подряд на капитальное строительство15. Субъектами данного договора подряда на капитальное строительство на равных основаниях стали как юридические, так и физические лица.
Развитие рыночных процессов заставило законодательные власти России основательно пересмотреть многие положения гражданского права, вследствие чего в 1994 г. была принята ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), а в 1996 г. — ч. 2 ГК РФ, которые продолжают регулировать гражданские правоотношения в настоящее время. Действующий ГК РФ уже не содержит понятия «капитальное строительство». Впервые в ч. 2 ГК РФ был выделен в отдельную главу как самостоятельный вид договора подряда государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд, посредством которого осуществляются подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных нужд16.
В настоящее время основными нормативными актами, регулирующими подрядные отношения с государственными заказчиками в области строительства, являются ГК РФ и постановление Правительства РФ от 14 августа 1993 г. № 812 «Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации»17.
Комплексный анализ отечественного законодательства позволил выделить пять этапов в развитии института государственного контракта на выполнение подрядных работ для нужд государства в сфере строительства: 1) 1649—1835 гг. — период зарождения в отечественном законодательстве норм, регу-
лирующих подрядные отношения, в частности для нужд государства; 2) 1835—1917 гг. — период утверждения гражданско-правового договора подряда и оформление регулирующих его норм в самостоятельный правовой институт; 3) 1918—1961 гг. — период становления и развития подрядных отношений в строительстве в условиях плановой хозяйственной деятельности государства; 4) 1962—1991 гг. — период возникновения и развития норм о договоре подряда на капитальное строительство, и оформления указанных норм в самостоятельный межотраслевой правовой институт; 5) 1991 г. — настоящее время — стадия законодательного выделения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд в самостоятельный гражданско-правовой институт.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г № 14-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
2 Александров М.С. Эволюция института строительного подряда в отечественном праве XVII—XX вв. (историко-правовое исследование): дисс. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2011. С. 3.
3 Варшавский К.М. Подряды и поставки в Союзе ССР. М.: Юрид. изд-во ПКЮ РСФСР, 1925. С. 8.
4 Редкин П. Юридические записки. М.: в университетской типографии, 1841. Т. 1. С. 164—165.
5 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук. СПб.: в Типографии 2 отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, 1836. Т. 1. С. 450.
6 Соборное уложение государя, царя и великого князя Алексея Михайловича 1649 г. / Полное собрание законов Российской Империи. СПб., 1830. Т. 1. С. 108.
7 О подрядех. 1714 г. // Законодательство Петра I; отв. Ред. Преображенский А.А. М.: Юрид. лит., 1997. С. 703.
8 Учреждение и Регламент Государственной Камер-Коллегии. 1719 г. // ПСЗ. Собр. 1-е. СПб., 1830. Т. 5. № 3466.
9 О писании подрядчикамъ контрактовъ съ казною на гербовой бумаге. 1701 г. // ПСЗ. Собр. 1-е. СПб., 1830. Т. 4. № 1888.
10 Свод законов гражданских: Ч. 1. Т. 10. Общего Свода законов Российской империи. Изд. 1842. СПб., 1845. С. 422.
11 Там же. С. 422.
12 Там же. С. 422.
13 О государственных подрядах и поставках (Положение): Декрет СНК РСФСР от 30 сентября 1921 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1921 г. № 69. Ст. 549.
14 Собрание законодательства СССР. 1936. № 9. Ст. 58.
15 Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик от 31 мая 1991 г. // Ведомости СССР. 1991. № 26. Ст. 733.
16 Гражданский кодекс Российской Федерации (вторая часть) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
17 Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 14 августа 1993 г. № 812 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 34. Ст. 3189..
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМ ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭВМ
Л.В. ЩЕРБАЧЕВА
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса
Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право;
международное частное право E-mail: [email protected]
Аннотация. Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод, что принципиально новых объектов в перечне охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации не появилось. В силу ограниченности средств языков программирования большое значение приобретает сам алгоритм, воплощенный в программном продукте. По мере развития правового регулирования программ для ЭВМ будут накапливаться и специальные правила, применимые только к программам для ЭВМ, и изъятия из общих правил, установленных для произведений. Фактически будет постепенно формироваться особый правовой режим для программ для ЭВМ.
Ключевые слова: результаты интеллектуальной деятельности; договоры; государственный контракт; электронные вычислительные машины.