Научная статья на тему 'Историко-педагогическое наследие духовно-нравственного развития военнослужащих'

Историко-педагогическое наследие духовно-нравственного развития военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЕ / СТРУКТУРА ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ-КОНТРАКТНИКИ / ЭФФЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL HERITAGE / STRUCTURE OF HISTORICAL AND PEDAGOGICAL HERITAGE / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT / CONTRACT SERVICEMEN / EFFECTIVE MEANS OF SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реутова Людмила Петровна, Шидов Альберт Залимович

В статье раскрывается воспитательный потенциал, структурный состав историко-педагогического наследия с учетом тенденций духовно-нравственного развития военнослужащих; выявляются эффективные методы воспитания военнослужащих; формулируются теоретические выводы, которые могут быть использованы при разработке концепции духовно-нравственного развития военнослужащих в армейской среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and pedagogical heritage of the spiritual and moral development of servicemen

The article reveals the educational potential, the structural composition of the historical and pedagogical heritage, taking into account the trends of spiritual and moral development of soldiers; identifies effective methods of education of soldiers; formulates theoretical conclusions that can be used in the development of the concept of spiritual and moral development of soldiers in the army environment.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогическое наследие духовно-нравственного развития военнослужащих»

8. Организация наставничества.

9. Психологическое консультирование как возможность проработки профессиональных и личных проблем.

10. Проведение групповых методов работы - тренингов, антистрессовых программ и др.

Проведенный теоретический анализ, а также результаты тестирования преподавателей позволяют сделать вывод о том, что вопросы, связанные сэмоциональным выгоранием преподавателей высшей школы, требуют своей дальнейшей проработки. Необходимо создавать условия, использовать всевозможные способы, приемы, пути, обеспечивающие возможность минимизации факторов риска в педагогической профессии. При этом не стоит забывать о том, что человек, являясь "саморегулируемой системой", может актуализировать весь свой потенциал на предотвращение и преодоление симптомов синдрома "выгорание". А при наличии профессиональной поддержки эти факторы риска будут минимальной угрозой для психоэмоционального

состояния каждого субъекта педагогической среды.

Литература:

1. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - 2-е издание - СПб.: Питер, 2008. - 338 с.

2. Грабе М., Синдром выгорания - болезнь нашего времени. - СПб.: Речь, 2008. - 96 с

3. Маслах К. Выгораниехоциально-психологичес-кий анализ. О синдроме выгорания. - Лондон,! 982. -С. 30-53.

4. Маслах К. А. Многомерная теория выгорания // Теории организационного стресса. - Оксфорд, 1994.

5. Маслах К., Лейтер М. Правда о выгорании. -Сан-Франциско, 1997.

6. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами : учебное пособие / В.П. Симонов. - М.: Роспе-дагенство, 1997.

7. Maslach С. Professional burnout: Recent developments in the theory and research. -Washington: D. CTaylor&Trancis, 1993. - P. 19-32.

8. Гринберг Дж. On language: selected writings of Joseph H. Greenberg. Ed. by Keith Denning and Suzanne Kemmer. - Stanford: Stanford University Press, 1990.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL HERITAGE OF THE SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF SERVICEMEN Reutova Lyudmila Petrovna, DSc of Pedagogical science, Professor ShidovAlbert Zalimovich, Postgraduate student

Department of Theory, History of Pedagogy and Educational Practice, Armavir State Pedagogical University, Armavir

The article reveals the educational potential, the structural composition of the historical and pedagogical heritage, taking into account the trends of spiritual and moral development of soldiers; identifies effective methods of education of soldiers; formulates theoretical conclusions that can be used in the development of the concept of spiritual and moral development of soldiers in the army environment.

Keywords: historical and pedagogical heritage; structure of historical and pedagogical heritage; spiritual and moral development; contract servicemen; effective means of spiritual and moral development.

УДК 37.035.7 ВАК РФ 13.00.05

© Реутова Л.П., 2018 © ШидовА.З., 2018

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В статье раскрывается воспитательный потенциал, структурный состав исто-рико-педагогического наследия с учетом тенденций духовно-нравственного развития военнослужащих; выявляются эффективные методы воспитания военнослужащих; формулируются теоретические выводы, которые могут быть использованы при разработке концепции духовно-нравственного развития военнослужащих в армейской среде.

Ключевые слова: историко-педагогического наследие; структура историко-педагогического наследия; духовно-нравственное развитие; военнослужащие-контрактники; эффективные средства духовно-нравственного развития.

I

Духовно-нравственное развитие современного поколения является социально значимой проблемой, решение которой регламентировано Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [1 ].

В настоящее время к военнослужащим Российской Армии предъявляются повышенные требования, основанные не только на их военно-физической подготовке, но и на морали, духовности, нравственности, воспитание которых продолжается и в армейской сре-

де. Поэтому предметом исследования нашей статьи являются военнослужащие-контрактники, которые представляют особую разновозрастную категорию людей, отличающуюся социальным положением, статусом, уровнем образованности и воспитанности. Общеизвестно, что в армейской среде возникает множество проблем, решение которых зависит от готовности и возможности командного состава реализовать духовно-нравственное развитие военнослужащих-контрактников.

В связи с этим поиск альтернативных подходов к решению данной проблемы может основываться на изучении и использовании историко-педагогического наследия в воспитании военнослужащих, которое должно заставить переосмыслить позитивный опыт военных педагогов, полководцев, выявить наиболее эффективные средства воздействия на духовно-нравственную сферу личности военнослужащего.

По мнению Л.Ф. Савиновой, Л.П. Реутовой, "историко-педагогичес-кое наследие является кладезем мудрости, сокровищницей педагогической мысли и нравственного здоровья, проводником между прошлым, настоящим и будущим, привносящим в социокультурное пространство то лучшее, что накопило человечество" [2, 84-95].

Определяя значимость историко-педагогического наследия в духовно-нравственном развитии военнослужащих, мы имеем в виду реструктуризацию их сознания, устранение опасности моральной деградации, возникновение альтернативных ориентиров в их воспитании.

Остановимся на сущностных и структурных характеристиках ис-торико-педагогического наследия в духовно-нравственном развитии военнослужащих как важнейшего компонента современности.

Д.А. Пряхин историко-педагогическое наследие определяет "как процесс национальной идентификации, обеспечивающий связь поколений" [3].

В контексте культурно-педагогической традиции историко-пе-дагогическое наследие рассматривает Е.В. Бондаревская, которая определяет его как "форму фиксации, закрепления и сохранения педагогического опыта, как механизм передачи опыта, обеспечивающий культурно-историческую преемственность на основе относительно общего понимания и интерпретации накопленных в прошлом культурных смыслов образования" [4].

Чтобы определить уникальность воспитательного потенциала историко-педагогического наследия, А.Б. Панькин исследует данный феномен в корреляции с общей культурой [5].

Разнообразие подходов к определению понятия "историко-пе-дагогическое наследие" свидетельствует об актуальности исследуемой категории.

Определяя историко-педагогическое наследие как уникальное воспитательное средство, необходимо остановиться на его структурных характеристиках.

Л.Ф. Савинова, Л.П. Реутова отмечают в своем исследовании, что структурными компонентами историко-педагогического наследия могут быть: содержание историко-педагогических исследований (диссертации, монографии, сборники научных изданий, материалы научно-практических конференций и т.п.); идеи выдающихся представителей науки и культуры; традиции и новации в истории народов; репрезентация духовно-нравственного потенциала в языках, литературах, фольклорах и памятниках культуры народов страны; архивные материалы [2,84-95].

Рассмотрим данные компоненты применительно к исследуемой проблеме.

со

1-Н

О си

-О О-

ш <

оэ си

V

Ё

67

РЕУТОВА Людмила Петровна, доктор педагогических наук, профессор

ШИДОВАльберт Залимович, аспирант

кафедра Теории, истории педагогики и образовательной практики, Армавирский государственный педагогический университет, Армавир

LH

s ^

ü LH

<

d

LH

68

Первый компонент историко-педагогичес-кого наследия - содержание историко-педаго-гических исследований - включает в себя диссертации, монографии, сборники научных изданий, материалы научно-практических конференций и т.д.

Взаимосвязь военного образования с процессом воспитания, ценностные основания деятельности военнослужащих различных категорий исследованы в трудах И.А. Алехина, С.И. Музякова, Е.Г. Гужвы и др.

Духовно-нравственное воспитание военнослужащих различных категорий в разные исторические периоды развития российской армии раскрыто в работах O.A. Анашкина, Н.И. Резника, О.Ю. Малашенко, Ю.Ф. Нуждина, В.Н. Богатырева и др.

Позитивный опыт воспитания военнослужащих, механизмы его преломления к современным реалиям отражены в исследованиях A.A. Башлакова, A.B. Барабанщикова, И.А. Алехина, О.Ю. Ефремова, Ю.С. Руденко и др.

Ретроспективный анализ воспитания военнослужащих в различные исторические периоды развития России выполнен A.C. Калюжным, И.И. Белоусовым, В.И. Пашковым, М.В. Мухаяро-вым, A.B. Азаровой, М.О. Цепиным, Ю.Ф. Зуевым, И.А. Алехиным и др.

Таким образом, содержание историко-пе-дагогических исследований представляет научный интерес и может быть эффективным средством в решении задач духовно-нравственного развития военнослужащих. Теоретические положения, выводы, сформулированные авторами исследований, сегодня полезны для современной армейской среды в целях воспитания духовных, общечеловеческих ценностей, морали, нравственных установок, манеры поведения военнослужащих в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Второй компонент историко-педагогичес-кого наследия - идеи выдающихся представителей военной науки и культуры - занимает значительное место в формировании духовно-нравственного сознания современных военнослужащих и связан с именами известных военачальников: М.И. Драгомирова, Н.Д. Бутовского, П. А. Румянцева, А. В. Суворова, М.И. Кутузова, Г. А. Потемкина, Ф. Ф. Ушакова и др.

Идеи воспитания нравственных, культурных, духовных ценностей военнослужащих русской армии, военно-педагогические подходы к развитию личности военнослужащих в разные хронологические периоды рассматривались в трудах Ю.С. Антонова, O.A. Анашкина, A.B. Куршева, М.А. Лямзина, СП. Рябова, А.Е. Са-винкина, М.О. Цепина и др.

Воспитательный потенциал содержится в разработанной военной системе A.B. Суворова, которая была направлена на формирование и развитие нравственных ценностей у военнослужащих Российской Армии.

А.Е. Савинкин в своем исследовании отмечал, что "военная система A.B. Суворова отличается ее направленностью на организацию духовных сил, формирование личности воина-победителя, профессионала с "заостренной моралью" высшими духовными качествами" [6, 36].

Основной ценной идеей A.B. Суворова являлось то, что "не масса и не число, не явное техническое превосходство^ именно хорошо воспитанные и подготовленные воины,хранящие в сердце образы Бога и Родины, мораль, интеллект и военный профессионализм, являются главной силой, решающей исход сражений с минимальными потерями" [6, 36]. Идея A.B. Суворова о нравственном превосходстве над противником носит воспитательный характер для современной армии.

Взгляды П.А. Румянцева на воспитание военнослужащих также отличались глубокой нравственностью, основанной на заботе, бережном отношении, отеческой любви к русскому солдату [7,12].

Педагогические идеи П.А. Румянцева были схожи с идеями фельдмаршала Г.А. Потемкина, стремившегося насаждать их в армии и на флоте через личный пример командиров. Такой подход является действенным инструментом в руках современных офицеров, что обусловливает необходимость культурного и духовно-нравственного развития офицерского состава.

A.B. Куршев, С.П. Рябов, изучая военно-педагогическое наследие М.И. Драгомирова, отмечали возрожденные им суворовские подходы уважительного отношения командиров к подчиненным. "Кто не бережет солдата, - говорил М.И. Драгомиров, - тот недостоин чести им командовать" [8]. Дальнейшее историко-пе-дагогическое наследие в воспитании военнослужащих основывается на советской идеологии, пропаганда которой прослеживается в трудах М.В. Фрунзе, К.К. Рокоссовского, Г.К. Жукова и др.

Педагогические идеи выдающихся представителей военной науки разных поколений представляют научный интерес и являются основой появления новых подходов к решению вопросов духовно-нравственного развития военнослужащих в современных условиях.

Третий компонент - традиции и новации в истории народов - обязателен в преемствен-

ности традиции в вопросах воспитания военнослужащих.

Воспитательный потенциал традиций Российской армии раскрыт в трудах В.А. Сидорчу-ка, А.Е. Гончар, В.А. Беляевой.

Я.А. Коменский в своем труде "Великой дидактике" указывал на преемственность традиций в вопросах воспитания подрастающего поколения [9].

В XVIII веке в результате создания регулярной армии и флота, наметились тенденции к созданию целостной военно-педагогической системы. По сравнению с европейскими государствами, применявшими "палочную" систему воспитания, в России XVIII века пропагандировались новаторские методы воспитания, заключавшиеся в формировании нравственного мировоззрения у солдат и офицеров. Выполнение требований инструкций, уставов, приказов командиров признавалось не слепым повиновением, а осознанным пониманием необходимости соблюдения воинской дисциплины. Эти и другие моральные нормы были введены в повседневную жизнедеятельность как военно-патриотические традиции [10].

В.А. Сидорчук считает, что воспитательный потенциал традиций Российской Армии состоит в том, что "использование примеров воинских традиций в учебном процессе и внеучеб-ной работе оптимально способствует эффективному формированию совокупности профессионально важных духовно-нравственных ценностей офицера Российской армии" [11]. При этом вопросы использования педагогического потенциала традиций Российской Армии в процессе духовно-нравственного воспитания военнослужащих-контрактников остаются до конца не исследованными.

История зарождения и развития воинских ритуалов раскрыта в диссертационном исследовании В.Л. Минера, который считает, что "воинские ритуалы являются важным фактором процесса воспитания, действенным средством передачи нравственных ценностей, формой воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих" [12].

Становление воинского этикета в армии России исследовано В.В. Широковой, которая резюмирует, что "отказ от соблюдения воинского этикета и воинских традиций приводит к разрушительным процессам в армии" [13].

В.И. Пашков, решая проблему нравственного воспитания в армии и духовно-нравственного развития военнослужащих, обобщил различные виды традиций. Ученый предлагает классификацию традиций духовно-нравствен-

ного воспитания, которая представлена следующими группами: религиозно-православными; народно-патриотическими; уставно-отно-шенческими; ратно-боевыми [14].

В.И. Пашков считает, что в результате научного прорыва и развития педагогической науки конца XIX начала XX вв. возможно обобщение традиций нравственного воспитания в армии и исследование вопросов духовно-нравственного развития [14].

Развитие духовно-нравственных традиций получило в годы Великой Отечественной войны, благодаря которым формировались такие личностные качества, как преданность и любовь к Родине, готовность защищать ее до последней капли крови, верность воинской присяге, самоотверженность и массовый героизм в бою, войсковое товарищество и коллективизм, верность Боевому знамени части и корабля и др. ;

Боевые традиции и героические поступки представляют педагогический интерес с точки зрения эффективности воспитательного воздействия на духовно-нравственную сферу личности военнослужащего. Верность присяге, воинскому долгу, массовый героизм - эти боевые традиции должны стать нормой поведения и сегодня.

В послевоенные годы в результате развития вооружения появляются новые ритуалы и традиции, призванные выработать ответственность военнослужащих за порученное дело.

Таким образом, традиции и воинские ритуалы в российской армии формировались веками и являются весьма многообразными. Их исследование с целью выявления закономерностей и эффективных методов духовно-нравственного воздействия на военнослужащих представляет научный педагогический интерес.

Четвертый компонент- репрезентация духовно-нравственного потенциала в языках, литературе, фольклоре и памятниках культуры народов страны представлен в исследованиях В.А. Пекшина В.А. Ремизова, Т.В. Колту-новой и др.

Духовно-нравственное развитие военнослужащих возможно через репрезентацию педагогических идей, выраженных в искусстве: литературе, фольклоре, архитектуре, музыке, живописи.

Историко-педагогическое наследие прослеживается в памятниках литературы с древнейших времен. С появлением письменности процесс воинского воспитания начинает реа-лизовываться в литературной форме (летопи-

00 1-Н

О си

-О О-

ш <

оэ си

сдмт Г Ё

69

UJ

S ^

О UJ

< a.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

UJ

70

си, рассказы) и в форме государственных актов (наставления,уставы, инструкции). Поддержанию и развитию нравственного потенциала способствовали такие произведения, как "Слово о полку Игореве", "Поучение Владимира Мономаха", различные летописные своды, получившие широкое распространение на русских землях.

Существует множество литературных произведений, являющихся одновременно и памятниками воинской славы и характеристиками своей эпохи: "Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве", "История государства Российского" Н.М. Карамзина, "Война и мир", "Петр I" и др. Использование историко-педа-гогического наследия, представленного литературой, является эффективным средством духовно-нравственного развития военнослужащих.

Эффективным средством духовно-нравственного развития военнослужащих является военный фольклор.

С.Ю. Овсянников военный фольклор относит к компонентам военной субкультуры, который представлен разножанровыми поэтическими, музыкальными и художественными произведениями,видеоклипами и аудиозаписями, иллюстрирующими различные эпизоды служебно-боевой деятельности [15].

Воспитательное значение для духовно-нравственного развития военнослужащих играют скульптурные и архитектурные сооружения, построенные в честь побед российской армии и флота в многочисленных сражениях. В области архитектуры и скульптур можно выделить триумфальные арки, памятные храмы, колонны и обелиски, скульптуры, памятники, надгробья, памятные доски.

Произведения отечественных художников, освещающие военные события, знаменательные сражения, победы российского оружия, изображения знаменитых военачальников формируют мотивацию военнослужащих различных категорий к изучению истории и культурных ценностей.

В целом репрезентация воспитательного п оте нциалавязыках,лите рату pax, фол ькл о pax и памятниках культуры народов страны способно положительно воздействовать на духовно- нравственное развитие личности военнослужащего и накладывает на него высокую "мировоззренческую ответственность".

Пятый компонент - архивные материалы -представляет собой своеобразную копилку народной памяти, которая позволяет исследовать опыт предыдущих поколений и обеспе-

чить преемственность истории. С философской точки зрения, архивные материалы являются частью культурной ценности народа и представляют собой историческое наследие, представленное в форме архивных данных.

По мнению С.И. Цеменковой, архивные документы представляют собой неумирающую память истории - неисчерпаемый кладезь фактов и событий прошлого [16].

А.Н. Артизов раскрывает воспитательную значимость архивных материалов и считает их "хранилищем национальной памяти, застывшей на архивных полках и одновременно живой, способной серьезно повлиять на общественные настроения, будучи введенной в научный оборот" [17, 92-96].

Исчерпывающий объем архивных материалов, рассматривающих этапы становления и развития Вооруженных сил России, раскрывающих роль государственных деятелей, отечественных военачальников в воспитании военнослужащих армии России, содержится в фондах Центрального государственного военно-исторического архива РФ (РГВИА).

Данные фонды содержат документы, относящиеся к Преображенскому, Семеновскому и Измайловскому полкам, которые в определенной степени раскрывают вопросы нравственного воспитания военнослужащих русской армии [18].

В последние десятилетия на основе архивных материалов подготовлены многочисленные исследования, документальные сборники и труды, отражающие военно-историческую тематику (Ю.С. Антонов, Е.В. Алексеев, Л .П. Афанасьев, Е.М. Бурова, В.Н. Самошенко, Е. В. Старостин и др.). Результаты этого богатейшего опыта могут быть использованы в целях духовно-нравственного развития военнослужащих и эффективного воздействия на духовно-нравственную сферу.

В условиях сохранения и популяризации историко-педагогического наследия в воспитании военнослужащих остро ставится вопрос о переносе архивных материалов в интерактивную сферу. В связи с этим нами предложен шестой компонент.

Проблемы информатизации архивного дела в современном мире, перенос архивных материалов в интерактивную сферу исследованы Ю.Ю. Юлмашевой, которая впервые поставила вопрос о необходимости формирования самостоятельного направления -архивной информатики, предназначенной для развития информатизации архивных материалов [19].

В современной России накоплен богатейший в мире фонд архивных материалов, использование которого возможно в целях духовно-нравственного развития личности. Педагогический интерес в этом направлении могут представлять военные выставки и экспозиции с демонстрацией архивных документов, проведение вебинаров, конференций, развитие и популяризация Интернет-ресурсов, хранящих архивные материалы о знаменательных битвах и сражениях, их подготовке и итогах, данные о награждении героев и обстоятельствах совершения героических поступков и др.

Сегодня в условиях снижения значимости культурных и духовных ценностей в обществе, влияние архивных материалов на развитие духовно-нравственной сферы личности и популяризации исторического наследия России представляется перспективным направлением в педагогической науке.

Таким образом, в результате проведенного анализа установлено, что:

-содержание историко-педагогических исследований, раскрывающих традиции, воинские ритуалы, эффективные средства духовно-нравственного развития военнослужащих, представляют научный интерес и могут являться эффективным средством в решении задач воспитания военнослужащих;

- педагогические идеи выдающихся педагогов, ученых, представителей военной науки содержат воспитательный потенциал и служат основой современных подходов к решению духовно-нравственного развития военнослужащих.

Примечания:

1.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. - №99б-р. - М., 2015.

2. Савинова Л.Ф., Реутова Л.П. Историко-педаго-гическое наследие в профессиональной деятельности учителя: от осмысления к трансляции // Педагогика. - №9. - 2018. - С. 84 -95.

3. Пряхин Д.А. Уникальность историко-культурной территории как фактор образовательного процесса в регионе (на примере Ельца и его исторической округи): дис.... канд. пед. наук. - Елец, 2000. - 185 с.

4. Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью (Избранные педагогические труды в 2-х томах). - Т.2. - Ростов-на-Дону : РГПУ, 2006. -470 с.

5. Панькин А.Б. Проектирование национально -региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации : авто-реф.дис.... д-ра пед. наук.- Волгоград,2002.-58 с.

6. Савинкин А.Е. Суворовская система морально-психологической подготовки войск// Военный академический журнал. - М., 2014. - № 1. - С. 36.

7. Галушко Ю.А., Колесников A.A. О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей. - М. : Воениздат, 1990. - С. 12.

8. Шилоносов A.B. Педагогическое наследие Отечественных полководцев конца XIX-XX вв. в формировании ценностного отношения будущих офицеров к воспитанию военнослужащих : авто-реф. дис.... канд. пед. наук. - Тюмень, 2012.- 27 с.

9. Коменский Я.А. Великая дидактика. - М. ¡Учпедгиз, 1939.

10. Резник Н.И. Теория и практика воспитания военнослужащих : учебное пособие. - М. : 12 ЦТ МОРФ, 2005.-239 с.

11 .Сидорчук В.А. Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традици-;, ях Российской Армии : дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2008.-235 с.

12. Минер В.Л. Воинские ритуалы российской армии: История зарождения и развития : автореф. дис... .д-ра ист. наук. - М., 2005. - 48 с.

13. Широкова В.В. История становления и развития воинского этика и нравов в России XVIII начала XXI в. : автореф. дис. ... канд. фил. наук. -Саранск, 2013.- 23 с.

14. Пашков В.И. Традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих в русской армии конца XIX - начала XX в.: дис.... канд. пед. наук. -М„ 2013.-235 с.

15. Овсянников С.Ю. Реализация конструктивного потенциала военной субкультуры в воспитании личного состава войск национальной гвардии Российской Федерации: дис.... канд. пед. наук. -М„ 2017. - 281 с.

16. Цеменкова С. И. История архивов России с древнейших времен до начала XX века: учебное пособие / С.И. Цеменкова. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2015. - 155с.

17. Артизов А.Н., Серегин A.B. Общественная миссия архивов // Вестник МГИМО. - 2012. - С. 92-96. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/ 13istoriografiya_artizov.pdf.

18. Антонов Ю.С. Формирование нравственных ценностей у военнослужащих русской армии XVIII начала XX в.: дис.... канд. пед. наук. - М., 2017. -310с.

19. Юмашева Ю.Ю. Историография научных исследований информатизации архивного дела в Российской Федерации (начало 1990-х - 2016 гг.) : дис... .д-ра ист. наук. - М., 2017. - 520 с.

СО

1-Н

О си

-0 Q-

LQ <

ОЭ

си

сдмт Г

S

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.