УДК 271(470+571) (091) ББК 74
НАСЛЕДИЕ ПОЛКОВОДЦА А.В. СУВОРОВА В ТРАДИЦИЯХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ПАШКОВ,
Московский гуманитарный университет кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования Научный консультант: заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье говорится о наследии полководца А.В. Суворова, уделяется внимание традициям духовно-нравственного воспитания военнослужащих в российской армии. Показана связь наследия А.В. Суворова с традициями духовно-нравственного воспитания военнослужащих в российской армии.
Ключевые слова: традиции, наследие, воспитание, военнослужащий, полководец, православие.
Аnnotation. The article talks about the legacy of the commander A.V. Suvorov, attention is paid to the traditions of spiritual and moral education of servicemen in the Russian army. Shows the relationship of the legacy of A.V. Suvorov with the traditions of spiritual and moral education of servicemen in the Russian army.
Keywords: tradition, heritage, upbringing, soldier, military leader, Orthodoxy.
Россия в настоящее время имеет экономические и политические трудности во взаимоотношениях с другими странами и внутри страны. Все это оказывает влияние на взгляды и мировоззрение людей в обществе и отражается на настроении и внутреннем состоянии воинов в армии. Для преодоления сложившихся проблем экономического и политического характера необходимо не только разбираться и понимать происходящие вокруг нас события, но и быть готовым внутренне закалить себя, укрепить свой дух для подготовки к различным испытаниям и жизненным трудностям. Для этого российским воинам необходимо обратить внимание на историю наших предков, подвиги великих полководцев, на великие победы наших войск, на тот воинских дух (дух Христов), благодаря которому солдаты и офицеры мужественно сражались с врагами Отечества и побеждали их. До наших дней дошли различные источники, повествующие о создании армии, ее реформировании, оснащении оружием и техникой, об обучении и воспитании войск и славных победах на полях сражения. Этот славный богатейший
опыт российских воинов передавался от поколения к поколению, дошел до нас в виде традиций.
Традиции — элементы социально-культурного наследия, передающиеся из поколения к поколению и сохраняющиеся на протяжении длительного времени как в обществе, так и в отдельных социальных группах. Традиция проявляется в виде установившихся норм поведения, обычаев, обрядов, праздников, общественных идей [6, с. 394].
Эти традиции имели огромное значение на формирование мировоззрения будущих великих полководцев, что помогло им получить необходимые знания и навыки, сделать правильные выводы о победах и поражениях войск. В то же время, наследие великих полководцев, передовых офицеров российской армии насыщали и обогащали традиции, что стало драгоценным достоянием для современных военнослужащих.
Наследие — комплекс культурных объектов, процессов, способов функционирования, репертуара ценностных ориентиров, подлежащих сохранению (культивации) и репродуцированию в последующем в более
или менее аутентичном виде [5, с. 175].
В комплекс традиций духовно-нравственного воспитания военнослужащих входят следующие группы традиций: религиозно-православные (основаны на православной веры); народно-патриотические (связаны с любовью к Родине, с защитой Отечества); ратно-боевые (отражают действия воинов в боевых действиях, верности военной присяге и воинскому долгу). Эти традиции создавались с помощью принятия законов государством, а также совместной работы Армии и Русской Православной Церкви.
Огромный вклад в развитие традиций духовно-нравственного воспитания внес великий полководец А.В. Суворов. Его жизнь и боевой опыт помогли ему соприкоснуться со многими традициями духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Жизненный путь Суворова Александра Васильевича связан с традициями духовно-нравственного воспитания российских воинов, которые зародились при крещении Руси, а некоторые и ранее, и активно формировались в последующие годы. Он участвовал в посещении богослужений, молитве; в таинствах Церкви; соблюдал посты. Это было основой религиозно-православных традиций воинов.
Сознавая всю важность и необходимость для воина богослужения, А.В. Суворов строил церкви. Когда он командовал Суздальским полком, квартировавшим в Новой Ладоге, построил храм для полка [3, с. 175].
А.В. Суворов в каждом традиционном мероприятии принимал участие, а некоторые активно пропагандировал. Так, например, в Суздальском полку наряду с обучением войск стрельбе, он заботился о духовно-нравственном воспитании солдат, учил молитве, даже сам написал для них молитвослов и катехизис [3, с. 174]. Александр Васильевич был не только европейски образованным человеком — он прекрасно знал древнерусскую и церковную литературу, любил петь на клиросе [2, с. 22].
О духовности Суворов А.В. говорил, что дух укрепляет в вере отеческой, православной; «безверное войско учить, что перегорелое железо точить» [3, с. 85]. Умерщвление плоти, коим на протяжении тысячелетий гордились иноки, было для полководца обычным бытовым правилом. Не давая никаких обетов, А.В. Суворов всю жизнь не позволял себе вкусно есть и мягко спать. Постелью его была в лучшем случае жесткая походная кровать, которая стояла в палатке, и во дворцах, где ему частенько случалось жить. В пищу он употреблял в основном каши, иногда в рацион добавляя
рыбу и мясо. Он строго соблюдал посты, предлагая всем для здоровья поститься и во внеурочное время. Питьем ему служили квас и ягодные напитки [1, с. 20].
Для А.В. Суворова идеалом военнослужащего служил «воин Христов». Историки повествуют, что великий полководец соблюдал религиозно-православную традицию венчания и примирения с родными и близкими. Таинство венчания А.В. Суворова с Варварой Ивановной состоялось в церкви Федора Студита у Никитских ворот [1, с. 198].
Через некоторое время с супругой произошла ссора, но впоследствии они примирились. Примирение на Руси также было традицией. Примирение со своей женой А.В. Суворова Варварой Ивановной состоялось на страстной неделе между 11 и 18 апреля 1780 года в храме. Суворов пошел в простом солдатском мундире и супруга его в простом платье. «Граф и графиня позади дьяконского амвона и все приближенные, как мужской, так и женский пол, стояли на коленях, обливаясь слезами. Граф встает и идет в алтарь к престолу, полагает три земных поклона, став на коленях воздевает руки. Встав, прикладывается к престолу, упадает к протоиерею в ноги и говорит: «Прости меня с моею женою, разреши от томительства моей совести». Протоиерей Василий Панфилов выводит его из царских врат, ставит на прежнее место, жену графа поднимает с колен и ведет прикладываться к местным образам, подводит к графу, которая кланяется ему в ноги, также и граф. Священник читает разрешительную молитву, и тотчас начинается литургия, во время которой оба причастились Святых Христовых Тайн» [2, с. 89].
Народно-патриотические традиции военнослужащих в российской армии включают в себя: 1) участие в народных праздниках (Александр Васильевич Суворов [2, с. 117] в Зимнем дворце 17 ноября 1785 г. присутствовал на празднике георгиевских кавалеров, который императрица ежегодно устраивала в Зимнем дворце. Рядом с ним за царским столом восседали Потемкин, Михельсон и другие прославленные генералы, удостоенные самой почетной боевой награды России); 2) награждение орденами, медалями и подарками (за победу над польскими конфедератами при Орехове, в 70 верстах от Бреста и успешную боевую деятельность А.В. Суворов [2, с. 45] получил первый орден святой Анны и чин генерал-майора).
Ратно-боевые традиции, которые направлены на воспитание у военнослужащих высоких морально-боевых качеств были поддержаны А.В. Суворовым и выражались в следующих категориях: 1) храбрость и
героизм в бою (командир Суздальского полка А.В. Суворов [2, с. 15] говорил: «Зимою и летом я их приучал к смелой, нападательной тактике. Хотя храбрость, бодрость и мужество при всех случаях потребны, только тщетны они, ежели не будут истекать от искусства); 2) умение переносить тяготы и лишения воинской службы (еще мальчиком Александр Суворов [2, с. 19] закалял тело и дух).
«Полковое учреждение», написанное великим полководцем, показывает, как А.В.Суворов закладывает традицию обучения и воспитания войск.
А.В. Суворов вошел в военную историю как гениальный полководец. Он не проиграл ни одного сражения, причем все они были выиграны при численном превосходстве неприятеля. Генералиссимус А.В. Су-воров-Рымнинский стал одним из основоположников русского военного искусства, создал собственную военную школу с прогрессивной системой обучения и воспитания войск. Он решительно отбросил принципы кордонной стратегии и линейной тактики. Разработал и применил в полководчиской практике более совершенные формы и способы ведения вооруженной борьбы, которые намного опередили его эпоху [4, с. 178].
Ратно-боевая традиция передачи передового опыта нашла свое применение в деятельности великого полководца. Историк А.П. Богданов писал, что, по убеждению А.В. Суворова, хороший полк воспроизводил себя сам. При этом продвижение по службе способных, честных и трудолюбивых вело к непрерывному совершенствованию полка. Бедой, которую А.В. Суворов всеми силами старался предотвратить, было появление в полку не обученных «в тонкости» офицеров из других частей и скорое, без должной выучки, производство в чины дворянских детей. Этой опас-
ности полковник поставил заслон, повелев таких «нестроевых» переучивать с нуля: капралов шесть недель, унтер-офицеров восемь, а дворянских детей полгода и больше [1, с. 102].
Также ратно-боевую традицию, выражавшуюся в храбрости и героизме в бою, А.В. Суворов постоянно поддерживал и у себя и у своих подчиненных. Об этом ученый А.П. Богданов отмечает: «Произведенное вами храброе и мужественное дело... при атаке на Туртукай, лично писала императрица Екатерина Великая, — учиняет вас достойным к получению отличной чести и нашей монаршей милости» [1, с. 197].
Наследие А.В. Суворова в традициях духовно-нравственного воспитания российских воинов состоит не только новой системе обучения и воспитания войск, но и в особом отношении к Родине, к офицерам и солдатам, к войнам. Все это говорит об уникальности его личности, о способности влияния на людей, о его силе духа и этого духа в нем было в избытке.
Литература
1. Богданов А.П. (2013) Суворов. Победитель Европы / Андрей Богданов. М.: Вече.
2. Лопатин В.С. (2012) Суворов. М.: Молодая гвардия.
3. Савинкин, А.Е. (1997) Христолюбивое воинство: Православная традиция русской армии. М.: Военный университет.
4. Семенов К.К. (2014) Сто великих полководцев России. М.: Вече.
5. Солонин Ю.Н. (2007) Культурология. М.: Высшее образование.
6. Украинский Советский Энциклопедический Словарь (1989) В 3-х т. Т. 3 / Под редакцией А.В. Ку-дрицкого. Украинская Советская Энциклопедия.