Н. В. Саратовцева
Ду
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ И ПАТРИОТИЧЕСКИЕ УРОКИ АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА
СУВОРОВА ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
УДК 37.017.92 ББК 74.200.51
В статье показана важность обращения к литературному и эпистолярному наследию величайшего полководца, скромнейшего человека, христианина А. В. Суворова. Автор утверждает, что сегодня в условиях глубокого кризиса духовных ценностей в обществе велико значение его заветов и наставлений в деле воспитания российской молодежи.
Ключевые слова: Александр Васильевич Суворов, духовно-нравственное воспитание, патриотическое воспитание, православие, современная молодежь, Отечество.
N. V. Saratovtceva
SpIRITUAL-MORAL AND PATRIOTIC LESSONS ALEXANDER VASILIEVICHA SUVOROVA FOR
MODERN RUSSIAN YOUTH
Importance of the address is shown In article to literary and epistolary heritage the most great milinary leader, the most modest person, christian A. V. Suvorova. The Author confirms that today in condition of the deep crisis of spiritual valuables in society great importance its precept and edifications in deal of the education russian youth.
Key words: Alexander Vasilievich Suvorov, spiritual-moral education, patriotic education,; the orthodoxy, the modern youth, The Fatherland.
В настоящее время на фоне отсутс- Васильевича Суворова (1730—
твия условии для становления нравственной личности с четко выраженной гражданской позицией возможность приобщения к духовному облику русского полководца, отца солдат и скромнейшего человека, Александра
1800 гг.) обозначит каждому из нас тот духовный стержень, без которого немыслима человеческая жизнь.
По-видимому, не найдется ни одного русского человека, который не знал бы Суворова. Каждый из нас
много слышал о величайшем русском полководце, но мало знаем мы о нем как о христианине. Жизненный путь Александра Васильевича Суворова — пример и образец высокой нравственности.
Суворов, не знавший поражения ни в одной битве, первым из русских был причислен Академией Генерального Штаба Русской Императорской Армии к числу «мировых великих полководцев». До этого великих насчитывалось историками всего семь: Александр Македонский, Юлий Цезарь, Ганнибал, Густав-Адольф, Тюренн, Фридрих Великий и Наполеон [8]. Равный воинской доблестью величайшим в истории полководцам, Александр Васильевич превзошел всех милосердием и благочестием. «Можно с уверенностью сказать, — пишет о А. В. Суворове дочь маршала Г. К. Жукова Мария Георгиевна, — что мало найдется в мировой истории полководцев, у которых так сильно было развито нравственное начало, как у Суворова. В его милосердии, целомудрии и простоте таилась огромная сила» [4. С. 47].
Мальчиком Суворов был болезненным и слабым. Однако упорная работа над собой, физические упражнения укрепили его здоровье. Еще в детстве Саша пришел к мысли о том, что «нужно побеждать самого себя», что «если я буду ее (лень) побеждать, то мне уже никто страшен не будет» [5. С. 32]. И это была его первая победа над самим собой, победа, ставшая основой всех его остальных славных и блистательных побед.
Рано юному Суворову открылась истина о том, что не сила главная в
трудном и непростом деле, а умение.
Родители Сашу воспитывали в добродетели и благочестии. отец Александра, Василий Иванович, крестным отцом которого был Петр I и которого особо уважала и ценила Екатерина Великая, все свои лучшие качества (любознательность, бережливость, честность и пунктуальность в делах) передал своему сыну. Наличие у себя глубоких познаний в самых разных областях Александр Васильевич объяснял так: «Я всегда был бережлив и трудолюбив с драгоценнейшим на земле сокровищем, с временем.. , которым всегда умел пользоваться» [2. С. 9]. В детстве Суворов с упоением зачитывался трудами Плутарха, Вобана, Цезаря. Его воображение целиком захватывали истории военных походов древних полководцев. Ему нравилось замечательное высказывание Юлия Цезаря: «Пришел, увидел, победил». Все это не могло не повлиять на развитие человеческих качеств Александра Суворова.
Будучи полководцем, Суворов крайне необходимым считал воспитание и обучение солдат. Нравственное воздействие на них основывалось на религиозном воспитании. Суворов считал, что не немощное человеческое тело одерживает победы в сражениях, а бессмертная душа, которая управляет этим немощным человеческим телом. «А нам в России, — повторял он, — помнить про широкую душу русскую, про неустрашимость да умение в трудные моменты собрать все свои силы в кулак. И если мы про то не забудем, то никогда нам никакой враг страшен не будет» [5.
С. 167-168].
Это понимал и прусский король Фридрих Второй, прозванный Великим. Восхищаясь русским солдатом, его сильным духом он говорил: «Русского солдата мало убить, его нужно еще и повалить!» [4. С. 18]. Но не все иностранцы могут постичь тайну характера русского народа. Так, Наполеон I Бонапарт однажды сказал: «Дайте мне русского солдата, и я завоюю весь мир» [3]. Думается, что он ошибался. Благочестие русского солдата всегда было превыше всего. Только своим благочестием русский солдат, защищая свою землю, а не захватывая чужую, может сыскать помощь Божию и одержать победу.
Вся жизнь А. В. Суворова была высоконравственной. Участвуя в военных походах десятками лет, не мысля себя без сражений и учений, Суворов ненавидел войну. он много воевал для прекращения самой войны, ради защиты мирных жителей и своего отечества.
Своим личным примером и отвагой он завоевывал сердца солдат. Известен случай, что прусский офицер, освобожденный из плена, рассказывал среди своего воинства о том, что есть у русских удалой полковник с грозной фамилией Суровый, который из всех воинских приказов знает только один: «Вперед!» [5. С. 13].
Все то, чему учил и что требовал от солдат Суворов, было пройдено и проделано им самим. «Мне солдат дороже себя! Люби солдата, и он будет любить тебя - в этом вся тайна», - повторял Александр Васильевич русским генералам [2. С. 28, 82]. Солдаты его очень любили. Е. Фукс пишет о Суворове: «Можно сказать,
что войско не только любило, но почти боготворило сего великого, единственного полководца. Все, что он не скажет, было свято, никто не смел противоречить или рассуждать». В Италии, в одном неудачном деле, где многочисленности и неприступная позиция неприятеля делали все покушение с нашей стороны тщетными, начальник придумал хитрость закричать "Суворов здесь!" — тотчас все бросились вперед и пали» [4. С. 75].
А. В. Суворов оставил нам — своим потомкам — завещание в эпистолярном (письма крестнику Александру Карачаю, дочери Наташе, офицеру П. Н. Скрипицину и др.) и литературном наследии (военный катехизис «Наука побеждать»). Суворовские заветы, написанные для солдат на «их языке» в форме пословиц и поговорок, легко усваивались и надолго оставались в памяти. Не зря «Словесное поучение солдатам» имеет подзаголовок «Разговор с солдатами их языком». Русский человек мыслит образами.
Вот ряд наставлений Суворова своему крестнику Александру Карачаю, написанных давно, но не утративших и сегодня своей воспитательной силы. Он писал: «Будь чистосердечен с друзьями, умерен в своих нуждах и бескорыстен в поведении. Являй искреннюю ревность к службе своему Государю, люби истинную славу, отличай лю-бочестие от надменности и гордости, приучайся сызмальства прощать погрешности других и никогда не прощай их самому себе... Обучай тщательно своих подчиненных и во всем подавай им пример.» [4. С. 82—83].
Из письма Александра Васильевича офицеру П. Н. Скрипицину,
служившему под его начальством и пользовавшемуся его расположением, мы узнаем о добродетелях великих мужей. Он пишет: «.Герой, о котором я говорю, весьма смел без запальчивости, быстр без опрометчивости, деятелен без суетности, подчиняется без низости, начальствует без фанфаронства, побеждает без гордыни, ласков без коварства, тверд без упрямства, скромен без притворства, основателен без педанства, приятен без легкомыслия... он утомляет свое тело, дабы укрепить его; стыдливость и воздержание — закон его; он живет, как велит религия... Честь и честность составляют его особенные качества...» [4. С. 84].
Во всех письмах А. В. Суворова рассыпаны ценнейшие и сегодня наставления, а его слог — это «настоящая атака словом!» (по мнению М. Г. Жуковой).
Своим современникам и потомству А. В. Суворов раскрыл следующий секрет своих побед: «Намерения, с великим трудом обдуманные и еще с большим исполненные, с настойчивостью и часто с крайней скоростию и неупущением непостоянного времени. Все сие, образованное по свойственной мне форме, часто доставляло мне победу над своенравною фортуной»
[4. С. 5].
Аскетизм был жизненной основой для Суворова. Он никогда не позволял себе вкусно есть, мягко спать, строго соблюдал посты. Полководец ненавидел праздность, а постоянный труд солдат считал обязательным жизненным условием. Он не любил роскоши и комфорта. Суворов часто поучал солдат: «Ноги держи в тепле, живот в голоде, а голову в холоде».
Мудрый совет, данный великим полководцем в XVIII в., получил научное подтверждение позитивного влияния на организм человека в XXI в. Этот совет следует принимать и сегодня. Александр Васильевич, беспощадно борясь с пороками «немогузнаек», «лживок», «лукавок», «бестолковок», всячески оберегал и свято чтил добрые обычаи предков, патриархальную простоту прошлого.
Александр Васильевич — великий сын России. Этот величайший полководец и православный человек называл Россию «домом Богородицы», говорил, что «Россия построена Промыслом Божьим» [7. С. 12]. Он писал в письме своей дочери Наташе: «Господь дарует мне жизнь для блага государства» [4. С. 61]. В ходе сражений Суворов часто подбадривал солдат: «Чудо-богатыри! Бог нас водит: он нам генерал!» [2. С. 93].
В своем завещании потомству Суворов пишет: «Все начинайте с благословения Божия и до издыхания будьте верны Государю и Отечеству»
[4. С. 53].
Вера в Бога, молитва всегда поднимает дух армии, придает энергии и усиливает мужество. Пословица не зря говорит: «Кто боится Бога, тот неприятеля не боится». Человек знает, что за смерть на поле боя ему уготовано Царствие Небесное, ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна, гл. 15, 13.). Молитвой Суворов всегда подготавливал войска к битве и одерживал блистательные победы. Так, перед штурмом крепости Измаил он отдал приказ: «Сегодня молиться, завтра —
поститься, послезавтра — победа или смерть!» [4. С. 72].
«С богом! Идите и делайте все во славу России!» — как бы сейчас обращается к нам А. В. Суворов, и его слова не потеряли своей важности спустя два столетия [6. С. 469].
А. В. Суворов любил все русское, воспитывал любовь к родине и повторял, что гордится тем, что он русский. Развивая в войсках патриотическое чувство, любовь к России, сам полководец толковал его масштабно, выводя за узконациональные рамки. «Я русский! Мы русские! — с гордостью повторяли за ним и грузин Петр Иванович Багратион, и выходец из немцев Вилим Христофорович Дерфельден [6. С. 336].
Очень не нравилось Суворову, если кто-нибудь старался подражать французам в говоре и правилах поведения. Одному чтецу на французском языке он сказал: «Читай и говори по-французски так, чтобы все знали, что ты русский!» [4. С. 87].
Генерал Первой французской республики, главный противник Суворова в Итальянском походе Жан Виктор Моро о сильном духом русском полководце говорил так: «Суворов обладает стойкостью выше человеческой» [2. С. 106]. Сами солдаты за свое Отечество и за своего вдохновителя и "отца" Суворова одерживали блистательные победы. Суворов часто замечал: «Где пройдет олень — там пройдет и русский солдат. Где олень не пройдет, и там русский солдат пройдет». [2. С. 115]. Известен факт, что на похоронах 12 мая 1800 г. в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры при провозе гроба
Суворова сквозь ворота, когда некоторым показалось, что он по тесноте не пройдет, известно слово солдата, сказавшего: «Не бось! Пройдет! Везде проходил!» [2. С. 119].
«Пусть всякий помнит Суворова!» — приказывал войскам главнокомандующий, русский генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов во время Отечественной войны 1812 г. [2. С. 119].
Подчеркнем, что нельзя забывать заветов и наставлений Суворова праведного, набожного человека, «знаменитого генерала Вперед», «русского Архистратига» (как назвали Суворова в день 100-летия со дня его кончины), вся жизнь которого была благочестивой. Хотелось бы с гордостью добавить, что имя Александра Васильевича на нашей Пензенской земле пользуется особым уважением. Это не случайно, ведь он владел селом Маровкой (Суворово) Мокшанского уезда (теперь Лунинский район) с окрестностями и неоднократно бывал здесь. На средства полководца в селе Маровка была построена церковь, при закладке которой он лично присутствовал [1. С.46; 9. С.14].
Положительные образцы и примеры поведения и деятельности великих людей имеют исключительно большую воспитательную силу. Еще с детства Александр Васильевич восхищался воинскими талантами Ганнибала, Цезаря. А позднее на военной службе он научился стремительности ведения боя у командующего Виллима Виллимовича Фермора. «У меня два отца, — говорил Александр Васильевич, подчеркивая, по-видимому, огромное значение Фермора в его воинском становлении,
— Суворов и Фермор» [2. С. 18]. Сильное впечатление на Суворова произвел командующий, шестидесятиоднолетний генерал-аншеф Петр Семенович Салтыков. Это был «седенький старичок, маленький, без всех пышностей», но способный умело командовать великой русской армией.
Все великие человеческие примеры и великие воинские уроки Александр Васильевич применял в мирной жизни и в военных походах. В Итальянской компании при сражении на историческом месте, у реки Треббия, где в древности полководец Ганнибал разбил римлян, Суворов воскликнул: «Ганнибал... стань моим учителем! Хочу быть приемником его гения!» [2. С. 104]. Следует вспомнить и Швейцарский поход 1799 г., аналога которому историки назвать не могут. Как тогда невозможное могло стать возможным? «Выбери себе ге-
Список
1. Белохвостиков, Е. П. А. В. Суворов
— пензенский помещик. Малоизвестные факты / Е. П. Белохвостиков // Странички пензенской истории: краеведческие статьи 2001— 2008 гг. — Пенза, 2008. - С. 46-48.
2. Богданов, А. П. Непобедимый Суворов / А. П. Богданов. — М. : Изд-во Московской патриархии Русской Православной Церкви, 2012. — 120 с.
3. Доклад генерал-майора в отставке Александра Владимировича Черкасова на V Сборах военного духовенства: [сайт]. URL: http://ruskline.ru/monitor-ing_smi/2007/06/30/doklad_general-majora_v_otstavke_aleksandra_vladimirovi-cha_cherkasova_na_v_sborah_voennogo_ duhovenstva/[дата обращения: 15.04.14].
4. Жукова, М. Г. «Твой есмь аз». Суворов. Изд-во Сретенского монастыря. Типография АО «Молодая гвардия», 2001. — 160 с.
роя, — отвечает на это сам Александр Васильевич, — догоняй его, обгони его! Мой герой Цезарь. Альпы за нами и Бог перед нами! Орлы российские облетели орлов римских!» [2. С. 118]. В письме А. В. Суворова сыну Александру есть следующие слова: «Храни в памяти имена великих людей в своих походах и действиях, с благоразумием следуй их примеру» [5. С. 270]. Следует и нам помнить, что пример великих людей — есть мощный и действенный метод воспитания.
Резюмируя, отметим, что воспитательное значение благочестивого жизненного пути и величайшей воинской доблести русского полководца Александра Васильевича Суворова недооценить просто нельзя. Наше прикосновение к его бессмертному образу и нравственно-религиозному наследию не может не сделать нас хоть чуточку лучше и светлей! литературы
5. Курцев, С. Д., Гугуева, Н. М. Александр Суворов / С. Д. Курцев, Н. М. Гугуева. — М. : Олимп; Смоленск: Русич, 1998. — 280 с.
6. Михайлов, О. Н. Суворов: Исторический роман. / О. Н. Михайлов.
— Калининград: ИПП «Янтарный сказ», 1995. — 496 с.
7. Смирнов, А. Церковь и армия / А. Смирнов // Наука и религия. — 1997.
— № 5. — С. 9 —12.
8. Суворов Александр Васильевич (1730—1800). Сборник материалов о великом полководце: [сайт]. URL: // http:// adjudant.ru/suvorov/suvorov00.htm [дата обращения: 29.04.14].
9. Шишкин. И. Генералиссимус Суворов — пензенский дворянин // Улица Московская. — 2010. — № 42 (369) — С. 14.