стимулировать поиск собственных ориентиров и жизненных смыслов, а многовариативность обеспечивать возможность их нахождения. Кроме того, данная среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.
Литература
1. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.
2. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 170 с.
3. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. - М.: Редакция журнала «Адукация i выхованне», 1996. - 327 с.
4. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
В.В. Кириленко
АНАЛИЗ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ АРМИИ
THE ANALYSIS HISTORIAN-PEDAGOGICAL DEVELOPMENT OF THE PROCESS OF THE SHAPING THE MORAL CULTURE BESIDE
MILITARY RUSSIAN ARMY
Аннотация: в статье приводятся результаты анализа историко-педагогического развития процесса формирования нравственной культуры. Определены исторические факты формирования нравственной культуры у военнослужащих Российской армии. Выявлено, что формирование нравственной культуры, как у военнослужащих, так и курсантов военных вузов должно осуществляться на основе учета исторических и военных традиций, примеров и образцов высоконравственного поведения и отношения к выполнению воинского долга, исторических фактов.
Ключевые слова: военнослужащие, курсанты военных вузов, патриотизм, нравственные и патриотические ценности, результаты историко-педагогического анализа.
Abstract: the results of the analysis historian-pedagogical development of the process of the shaping the moral culture happen to In article. The history facts of the shaping the moral culture are Determined beside military Russian army. It Is Revealled that shaping the moral culture, as beside military, so and midshipman military high school must be realized on base of the account history and military tradition, example and sample moral culture behaviours and relations to performing the soldierly debt, history fact.
Keywords: military, midshipmans military high school, patriotism, moral and patriotic value, results historian-pedagogical analysis.
Анализ процесса формирования нравственной культуры у военнослужащих военно-учебных заведений свидетельствует, что в настоящее время существует настоятельная потребность в совершенствовании путей ее формирования. Мероприятия по формированию нравственной культуры целесообразно включать в различные виды деятельности: учебную, служебную, общественную, воинскую и др. Особенностью
© В.В. Кириленко, 2012
формирования нравственной культуры военнослужащих является соответствие духу нового времени, особенно в период глобальных изменений в ВС РФ.
Актуальность исследуемой проблемы обусловливается необходимостью недопущения нравственного кризиса у военнослужащих ВС РФ. Для эффективного и качественного формирования нравственных ценностей необходимо не упускать из виду исторически сложившиеся факты, на примере которых базируется процесс формирование нравственной культуры воинов. Подтверждением этому служит исторический опыт военно-профессиональной деятельности великих полководцев Петра I, А.В. Суворова, М. И. Драгомирова, и многих др. по обучению и воспитанию офицерского состава [7].
Существенный вклад в развитие нравственной культуры военнослужащих внес первый Российский император Петр I. Во-первых, он впервые законодательно закрепил нормы и правила воинского этикета в «Артикуле воинском» 1716 г. и «Табели о рангах» 1722 г. В данных документах одна из главных идей - безусловное подчинение младших по должности старшим, укрепление дисциплины и субординации. Во-вторых, Петр I учредил правила ношения формы одежды как атрибута воинского этикета. Тем самым были заложены основы такого понятия, как «честь мундира», что подымало престиж служения в Российской Армии [4]. Именно при Петре I нравственная культура будущих офицеров начала зарождаться в первых военных школах, а затем и в кадетских корпусах. В основу формирования нравственной культуры обучающихся были положены соблюдение внутреннего порядка военной организации, несения внутренней, караульной служб и др.
Нынешнее поколение военнослужащих стало прагматичнее в отличие от своих сверстников того времени. Так, на вопрос анкеты курсантам военного вуза первого курса: «Укажите, пожалуйста, на причину Вашего поступления в военное училище?» более половины (55,3%) опрошенных в числе первопричин отметили: «в будущем эта профессия будет престижной, востребованной и позволит хорошо обеспечивать семью». Будущие офицеры, отвечая, таким образом, возлагают большие надежды на реформы, начавшиеся в российской армии [2].
В ходе обучения на последующих курсах военного вуза интерес начинает постепенно снижаться, так, к пятому курсу рейтинг выбранной профессии «падает» и всего 49,4% курсантов уверены в правильности выбора будущей профессии. Выявлено, что на вопрос анкеты о позитивных перспективах военной службы 8,4% курсантов пятого курса ответило «скорее нет, чем да» и 5,2% - «нет» [2]. Это обусловливается тем, что зачастую реформирование Вооруженных Сил влечет за собой существенное сокращение должностей, и, как следствие, непредсказуемые результаты распределения выпускников военных вузов, вплоть до увольнения из рядов Вооруженных Сил. Лишь те курсанты, у которых преобладают высоконравственные ценности, и сформированы морально-психологические качества, четко представляют свои перспективы и ставят цель - быть лучшим и видеть себя всесторонне развитым, компетентным специалистом в новом облике Вооруженных Сил Российской Федерации.
Именно такие качества многие великие полководцы того времени воспитывали у воинов российской армии. Подтверждение тому являются исторические факты второй половины XVIII века. Петровские традиции по формированию нравственной культуры продолжил А.В. Суворов (1730-1800 гг.), он создал целостную, проверенную в боях национальную систему воспитания и обучения армии, получившую название «Наука побеждать» [3]. А.В. Суворов впервые создал целостную военно-педагогическую систему, основными элементами которой являлись: осознание прямой зависимости результатов боевой деятельности от обученности и морального духа войск; решение задач воинского воспитания в процессе деятельного обучения; обоснование необходимости психологической подготовки; разработка и практическое применение метода моделирования боевых действий и др. [7].
В соответствии с потребностями нового времени дальнейшее развитие суворовской школы было продолжено военным теоретиком и военным педагогом М.И. Драгомировым (1830-1905 гг.), который придерживался следующих идей и положений [6]:
1. Важнейшим элементом на войне является человек с учетом его нравственных качеств. На этом должна строиться подготовка солдата, чтобы «не сломать в нем личность и не обратить его в автомат».
2. «Нравственная сторона» является главной и обеспечивает победу в войне.
3. «Умственная подготовка» готовит человека «бить врага с наименьшими для себя усилиями и потерями», физическая - «ставит целью развитие выносливости». Но, вместе с тем, М.И. Драгомиров воспитание ставил выше военно-профессионального образования.
По мнению М.И. Драгомирова, цель воспитания заключается в том, чтобы солдат был надежен, т.е. правдив и исполнял свои обязанности всегда одинаково. Солдата нужно не муштровать, а воспитывать, стараясь сделать из него сознательного бойца. Заслуживают внимания требования М.И. Драгомирова к офицеру как воспитателю подчиненных: «Кто не бережет солдата, тот недостоин чести им командовать» [7]. В числе первостепенных нравственных качеств военного человека М.И.Драгомиров называл храбрость, решительность и неустрашимость. Эти качества не присущи людям с рождения, а формируются и развиваются у военнослужащих в результате воспитания. М.И.Драгомиров рекомендовал развивать эти качества в мирное время путем выработки самообладания и бесстрашия в ходе напряженной боевой учебы, тактических учений, проведения сквозных атак, применения на учениях боевых патронов, демонстрируя личный пример, достойный подражания [1].
Важную роль в воспитании нравственного долга у советских воинов сыграли принятые в 1918 г. "Книжка красноармейца" и первый Дисциплинарный устав. В них четко просматривалась тесная взаимосвязь таких нравственных категорий, как честь и достоинство, совесть и долг.
В ходе исследования установлено, что великими полководцами и руководителями особое внимание отводилось подготовке военных и военно-педагогических кадров. В этих целях была развернута система военно-учебных заведений: военные курсы, училища, военные школы, академии. К 1918 г. в России насчитывалось уже 63 таких учебных заведения [7].
После окончания Великой Отечественной войны в военно-учебных заведениях шло активное развитие процесса формирования нравственной культуры военнослужащих, основанного на историческом опыте, героических традициях российского воинства, наполнение ее новым содержанием, обогащение организационными формами и методами. Процесс формирования нравственной культуры у военнослужащих осуществлялся в тесной взаимосвязи с задачами воспитательной работы. В 50-е г. XX века многие военные педагоги, историки, философы стали проводить исследования в области нравственной культуры. В исследованиях выявлено, что формирование и развитие нравственной культуры личности будет более эффективным, если в воинских коллективах сформированы позитивные нравственно-психологический климат, коллективное мнение, настроения, традиции и межличностные отношения. Нравственная культура является барометром развития личности и выступает критерием ее нравственного здоровья. На личностном уровне решением одной из проблем формирования нравственной культуры является формирование патриотизма.
По мнению исследователя С. В. Костылева нравственное и патриотическое воспитание в ВС РФ является одной из настоятельнейших задач [2]. В ходе исследования установлено, что курсанты чётко представляют себе, что без высоких нравственных и патриотических ценностей они не могут состояться как личности и как
профессионалы. Однако, в силу определенных факторов, их представления о ценностях несколько завышены. В то же время, этот недостаток перекрывает достоинство позитивных мотиваций, выявленных в ходе исследования.
Основные выводы из опыта нравственного воспитания и обучения российской армии не утратили своей значимости и для современных российских ВС. Отечественная система военной подготовки всегда имела целью формирование высоконравственного воина-победителя, патриота, военного профессионала, умеющего побеждать врага «не числом, а умением». Эти традиции и воспитательная система закреплены в «Концепции воспитания военнослужащих ВС РФ», где говорится: «Выдвижение на первый план человека, который управляет оружием и боевой техникой, утверждение приоритета его духовно-нравственных ценностей, личностной позиции, социального самочувствия - решающее условие успеха любой социальной деятельности, в том числе военной» [5].
Следует отметить, что в ВС РФ, к моменту их образования, уже имелся большой опыт организации воспитательной работы, на основе которого осуществлялось формирование и развитие нравственной культуры у военнослужащих в дореволюционный и советский периоды развития. Таким образом, формирование нравственной культуры у военнослужащих является особой нишей в воспитательном процессе, а становление нравственно-устойчивой личности военнослужащего ВС РФ должно осуществляться на исторических традициях развития Вооруженных Сил Российского государства.
Литература
1. Драгомиров М.И. Избранные труды. - М. 1956. - С.34.
2. Костылев С.В. Анализ современной практики формирования нравственных и патриотических ценностей у курсантов военных вузов: Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 4.
3. Не числом, а умением! Военная система А.В. Суворова. Российский военный сборник. Выпуск 18. - М.; 2001.
4. О долге и чести воинов в Российской армии: собрание материалов, документов и статей. Под ред. В.Н. Лобова. 2-е изд. - М.; 1991.
5. Приказ Министра обороны Российской Федерации. 2004 г. № 70.
6. Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам А. В. Суворова и М.И. Драгомирова. Российский военный сборник. - М.; 2000.
7. Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие. - М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005. - С.25.
Ю.Н. Кочеров С.Н. Мартусенко
ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ КАК СОВОКУПНОСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕЕ ПОДКУЛЬТУР
THE PROBLEM OF CULTURAL IDENTITY AS A LAW ENFORCEMENT OFFICER OF ITS CULTURES TOGETHER
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы культуры «самости» личности, ее структурные составляющие и их содержательное наполнение:
© Ю.Н. Кочеров, С.Н. Мартусенко, 2012