16.8. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ БЫСТРО МЕНЯЮЩЕЙСЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
Бахмудова М. А., аспирант
Место учебы: ФГНУ «Институт управления образованием» РАО, Москва, Россия
Аннотация: Автором статьи предложен анализ сетевого взаимодействия вузов в условиях быстро меняющейся социокультурной и экономической среды. В связи с этим в статье рассматриваются отечественная и зарубежная образовательная практика последних лет. Сетевое взаимодействие вузов в условиях быстро меняющейся социокультурной и экономической среды является самым перспективным направлением развития российского образования и несомненной мировой тенденцией в XXI веке. Анализ форм сетевых организации в высшем профессиональном образовании и их отличий от организаций других типов убеждает, что управление сетью по обеспечению взаимосвязи и слаженности субъектов, объектов и процессов образовательной деятельности вузов во временных и пространственных рамках заключается в согласовании, упорядочении действий разных частей управляемой системы вуза.
Ключевые слова: развитие сетевого взаимодействия вузов, формы сетевых организаций, отличительные признаки сетевого взаимодействия, создание сетевых экспертных сообществ по проблемам развития образования и качества образовательных услуг в России, социокультурные институты
HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF NETWORKING OF UNIVERSITIES IN A RAPIDLY CHANGING SOCIO-CULTURAL AND ECONOMIC ENVIRONMENT
Bahmudova M. A., graduate student
Study place: FGNU "Institute education management" RW, Moscow, Russia
Annotation: The author of the article offers an analysis of networking of universities in a rapidly changing socio-cultural and economic environment. In this regard, the article examines the domestic and foreign educational practice in recent years. Networking of universities in a rapidly changing socio-cultural and economic environment is the most promising direction of development of Russian education and undeniable global trend in the XXl century. Analysis of network forms of organization in higher professional education and their differences from other types of organizations proves that network management to ensure linkages and coherence of subjects, objects and processes of the educational activities of universities in the temporal and spatial framework is to harmonize, streamline actions of different parts of the control system of the university
Keywords: development of networking of universities, forms of network organizations, features, networking, creating a network of expert communities on the development of education and the quality of educational services in Russia, social and cultural institutions
Анализ отечественной и зарубежной образовательной практики последних лет убеждает, что самым перспективным направлением развития российского образования и несомненной мировой тенденцией в XXI веке является переход к сетевым формам взаимодействия вузов.
Совершенствование образовательной деятельности вузов в условиях их сетевого взаимодействия является ключевым фактором в создании единого научно-образовательного пространства и приводит к резкому усилению эффективности их совместной деятельности, опережающего характера исследований и образовательных программ, ускорению внедрения результатов работ, достижению положительных социальных эффектов, совершенствованию нормативно-правовой базы образовательной среды.
В последние десятилетия ответом высших учебных заведений (университетов, академий, институтов) во всем мире на усиление конкуренции в глобальном масштабе стал отход от централизованно координируемой, многоуровневой иерархии и движение к разнообразным, более гибким структурам, напоминающим скорее сети, чем традиционные управленческие пирамиды.
Специфика сетевых организаций определяется рядом признаков:
во-первых, сетевые организации используют общие активы нескольких участников сети, расположенные в различных звеньях ценностной цепи;
во-вторых, сетевые организации больше полагаются на рыночные механизмы, чем на административные формы управления потоками ресурсов, при этом различные компоненты сети обмениваются информацией, кооперируются друг с другом, поставляя образовательную услугу и удерживая определенное место в ценностной цепи;
в-третьих, сети предполагают более действенную и заинтересованную роль участников совместных проектов, что, несомненно, улучшает конечные результаты и способствует выполнению контрактных обязательств;
в-четвертых, сети представляют собой объединение, основанное на кооперации и взаимном владении образовательными активами.
Генезис проблемы сетевого взаимодействия вузов мы рассматриваем в соответствии с требованиями принципов историзма, научности и преемственности. Применительно к теме исследования основными условиями их реализации явились:
- поиск закономерного характера исторического пути развития данного педагогического явления;
- рассмотрение сетевого взаимодействия вузов в связи с экономическими, политическими, социальными, научными, культурными и другими процессами, происходящими в обществе;
- определение путей и условий совершенствования сетевого взаимодействия в современных условиях.
На сегодняшний день накоплен значительный опыт образовательной деятельности вузов в условиях их сетевого взаимодействия: установился базовый понятийный аппарат; определены принципы, методы и порядок формирования; установлены формы и источники финансирования; определен порядок договорных отношений.
В целом, сетевое взаимодействие рассматривается как один из ключевых факторов совершенствования образовательной деятельности вузов, способствующий эффективности деятельности вузов и достижению положительных социальных эффектов.
Однако исследования показывают, что в практике сетевого взаимодействия с участием вузов есть ряд серьезных проблем1, на которые следует обратить внимание:
- недостаточно используются каналы обмена лучшими образовательными, исследовательскими и сетевыми практиками на уровне вузов, а также отдельных кафедр и преподавателей;
- бизнес недостаточно участвует в решении учебных, исследовательских и практических задач;
- отсутствуют апробированные наработки в области финансирования сетевых инициатив.
Как видим, указанные проблемы затрудняют сетевой трансфер знаний и обусловливают необходимость дальнейшего поиска результативных методов управления знаниями в сетевых структурах2.
В практической педагогике начало использования понятия «сеть» относится к 70-80 годам прошлого века. Тогда данный метод рассматривался в рамках сетевого планирования и был заимствован из экономической науки и перенесен Ю. А. Конаржевским в педагогическую практику. Определяя преимущества метода сетевого планирования, он утверждал:
- данный метод позволяет выявлять и мобилизовывать резервы времени, скрытые в организации комплекса мероприятий;
- видеть весь спланированный процесс объемно в ракурсе параллельно осуществляемых работ;
- управлять выполнением плана по принципу «главного звена» с прогнозированием и предупреждением возможных срывов;
- учитывать связи между различными работами, что является основой непротиворечивого календарного планирования;
- повысить эффективность управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, давая возможность сосредоточить свое внимание в каждый данный момент времени на наиболее ответственных участках образователь-
4
ного процесса .
В педагогической практике идея сетевого взаимодействия образовательных учреждений возникла в конце 1990-х годов. Несомненная заслуга в этом принадлежит А.И. Адамскому и созданной им образовательной сети «Эврика». Применительно к сфере образования А. И. Адамский5 выделяет следующие характеристики «сетевого взаимодействия» в противовес несетевому. В центре сетевого взаимодействия находится не информация сама по себе, а персона и событие. Персонами могут выступать авторские коллективы, носители инновационных педагогических технологий. Второй компонент - «событие» предполагает ориентацию на решение некоторой задачи, для чего и инициируется событие. Причем событие инициируется персонами, заявляющими таким образом об актуальной потребности в решении этой задачи. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, по его мнению, несет в себе коренное отличие от иерархического взаимодействия, функционирующего в современной системе образования. Нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети образовательных учреждений, основываясь на реалиях деятельности каждого участника сети. Образовательную сеть А. И. Адамский определяет как совокупность субъектов образовательной деятельности,
1 Яковлева А. В., Бондырева И. Б. Развитие сетевого взаимодействия вузов // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2012. № 2. С. 542-548.
2 В. Б. Акулов, Н. В. Василенко, А. Я. Линьков УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В СЕТЕВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ
3Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. -М., 2000.
4Е.Н.Глубокова, И.Э.Кондракова. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике.
5 Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных
учреждений, внедряющих инновационные образовательные про-
граммы, принимающих участие в конкурсе на государственную под-
держку / под ред. Адамского А.И. - М.: Эврика, 2006.
предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга. Под образовательной сетью понимается целостность субъектов образования (включая и другие субъекты социокультурной среды), осуществляющих ценностно-смысловое профессиональное взаимодействие, нацеленное на достижение значимых социально-образовательных результатов. Образовательная сеть, по его мнению, предусматривает:
- наличие не только вертикальных, но и горизонтальных связей образовательного учреждения;
- наличие и понимание общей цели и задач деятельности, которые уточняются в условиях диалога и взаимодействия;
- сеть - форма решения творческих инновационных задач, требующая объединения усилий разных образовательных учреждений, а также других субъектов социокультурной среды территорий;
- в сетевом взаимодействии важны психологическая совместимость и позитивные отношения людей;
- сеть складывается не только из образовательных учреждений, но и из отдельных педагогов, микросообществ, ассоциаций, стремящихся к развитию нового педагогического опыта;
- в сети активно используются идеи ученых, их опыт и личное участие; сеть является открытой для новых идей, подходов и участников6.
Интерес к сетевому взаимодействию в современной образовательной практике связан с появлением в 2002 году Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, в которой выделяются модель внутришкольной профилизации и модель сетевой организации, в педагогической науке сетевая модель находит свое отражение в диссертационных исследованиях.
Идея сетевого взаимодействия, возникнув в системе общего образования, нашла свое развитие и в сфере дополнительного профессионального образования. Рассматривая феномен сетевых образовательных программ для педагогов, С. В. Тарасов7 отмечает их особое значение в развитии исследовательского потенциала и профессионализма. Под образовательной сетью понимается целостность субъектов образования (включая и другие субъекты социокультурной среды), осуществляющих ценностно-смысловое профессиональное взаимодействие, нацеленное на достижение значимых социально-образовательных результатов. Образовательная сеть, по его мнению, предусматривает: наличие не только вертикальных, но и горизонтальных связей образовательного учреждения; наличие и понимание общей цели и задач деятельности, которые уточняются в условиях диалога и взаимодействия; сеть - форма решения творческих инновационных задач, требующая объединения усилий разных образовательных учреждений, а также других субъектов социокультурной среды территорий; в сетевом взаимодействии важны психологическая совместимость и позитивные отношения людей; сеть складывается не только из образовательных учреждений, но и из отдельных педагогов, микросообществ, ассоциаций, стремящихся к развитию нового педагогического опыта; в сети активно используются идеи ученых, их опыт и личное участие; сеть является открытой для новых идей, подходов и участников; образовательная сеть нуждается в информационных ресурсах (интернет и другие способы передачи и обработки информации).
6 Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике. [Электронный ресурс] / Интернет-форум «Педагогика в современном мире» http ://kafedra-forum. narod. ru/index/0-39
7 Тарасов С.В. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса: понятие и содержание // Научно-методическое обеспечение образовательного процесса. СПб., 1998.
М.М. Чучкевич8 выделяет пять основных характеристик сетевой организации:
1. Независимость членов сети - члены организации имеют определенную степень свободы, достаточную для возможности определять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности, и нести ответственность за конечный результат. Принципиальными являются два основных типа ответственности: перед самим собой за собственный успех и результат достижения самостоятельно поставленной цели и перед вышестоящей инстанцией за достижение результата, заданного целью, поставленной извне.
2. Множественность лидеров - понятие лидерства в сети не совпадает с понятием лидерства в организациях, построенных по принципу административной иерархии. Лидер в сетевой организации - это любой человек или компания, являющаяся носителем финансового, производственного, коммуникативного, экспертного или любого иного ресурса. Необходимым условием лидерства в сети является готовность члена сети к использованию своего ресурса для достижения общих целей сети, естественно параллельно с реализацией его собственных целей. В организациях, построенных по сетевым принципам, профиль системы лидерства находится практически постоянно в процессе изменения. Для лидерства в сети нужно иметь необходимый для работы ресурс (включая знания, навыки работы и т.п.). Именно этот факт обеспечивает множественность уровней лидерства.
3. Объединяющая цель - в сетевых организациях представляет собой достаточно сложный феномен, несущий в себе смысл функциональной основной идео-логемы сети - конкурентного сотрудничества. Объединяющая цель в сетевой организации строится на индивидуальном прогрессе каждого члена сети, недостижимом вне сети. Как правило, объединяющая цель основана на заинтересованности членов сети в использовании совместных статусных, материальных, маркетинговых и информационных ресурсов сети. Относительно независимая компания вступает в сетевую организацию, переходя из поля конкуренции в поле конкурентного сотрудничества с другими независимыми членами сети только потому, что видит конкретную прагматическую пользу для себя в рамках сети, недостижимую вне её поля деятельности.
4. Добровольность связей - принимает разные формы в зависимости от типа сетевой организации и степени независимости её участников. Подразумевается, что сотрудники компании, опираясь на ограниченное, но реально присутствующее право выбора партнеров по проектной команде и принятие ответственности за свою ресурсную позицию, достаточно самостоятельно определяют структуру своего взаимодействия в рамках организации по конкретным проектам.
5. Множественность уровней взаимодействия - взаимодействие в рамках сети осуществляется не по административным каналам, и напрямую, между теми компаниями и людьми, которые и должны реально вместе решать необходимые вопросы. Взаимодействие возникает непосредственно по линиям актуальной потребности во взаимодействии. В этой связи и возникает реальная множественность уровней взаимодействия, поскольку каждый член сети может взаимодействовать как с чле-
8Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. - М.: Изд-во Института социологии, 1999. - 38 с.; Чучкевич М.М. Что такое сетевая организация? - М.: Изд-во Института социологии, 1999.
нами своей ячейки (уровня) сети, так и с представителями других уровней, находящихся сколь угодно далеко или близко к корпоративному центру сети.
Участниками сетевого взаимодействия, по их мнению, могут быть юридические лица: общеобразовательные учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, а также негосударственные образовательные организации9.
Основанием для возникновения и становления сетей, как правило, являются культурно-образовательные инициативы. Н.В. Пинчук и М.С. Якушкина рассматривают сеть как сообщество социокультурных институтов не только как организаций, но и как неких способов формирования образовательных культур. Они рассматривают культуру как самодетерминацию личности и, следовательно, «образовательную культуру» определяют как культурную форму, в которой происходит самоопределение личности10.
Цель создания сетевых организаций - конкурентное сотрудничество, позволяющее, с одной стороны, сохранять стимулы к развитию, с другой стороны, укреплять сотрудничество в тех директориях, где оно приносит взаимную пользу.
А.Г. Шепило представляет две модели сетевой организации11. Первый вариант модели связан с объединением нескольких учреждений вокруг наиболее сильного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, исполняющего роль «ресурсного центра». Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных ресурсов. Возможно создание межмуниципальных сетей, интегрирующих локальные сети.
Проект «Сетевой Университет СНГ» был создан в 2008 году Межгосударственным Фондом гуманитарного сотрудничества (МФГС) при активном содействии РУДН и его ректора В. Филиппова. В проекте участвовали 16 высших учебных заведений из 8 стран СНГ. Однако, это только одно направление развития сетевого взаимодействия вузов стран СНГ, решающее проблемы подготовки бакалавров и специалистов.
Проект «Сетевое взаимодействие вузов по основным направлениям Болонского процесса на основе информационно-коммуникационных технологий» реализован его координатором - Национальным фондом подготовки кадров [www.ntf.ru]. Информационную поддержку проекта осуществлял ГНИИ ИТТ «Информика» [www.informika.ru].
В октябре 2008 г. в Томском государственном университете был реализован проект «Формирование на базе вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, сетевой распределенной структуры повышения квалификации преподавателей и научных сотрудни-
9Пинский А.А., Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при введении профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования // Профильное обучение. Часть 1. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». - № 4. - 2004. - С. 39-55.
10 Пинчук Н.В., Якушкина М.С. Моделирование социокультурных сетей в процессе формирования образовательного пространства // Человек и образование. - № 4 (29). - 2011
"Шепило А.Г. Интегративная модель сетевого взаимодействия учреждений городской образовательной системы по реализации технологического профиля обучения старшеклассников: Дисс. кан. пед. наук: 13.00.01. - Великий Новгород, 2008. - 196 с.
ков вузов по внедрению результатов инновационных образовательных программ и применению новых образовательных технологий». В рамках проекта созданы Ресурсные центры повышения квалификации (РЦПК) на базе ТГУ, Самарского государственного аэрокосмического университета им. Академика С.П. Королева, Новосибирского государственного технического университета, Московского государственного института электронной техники. Подписаны договоры о сотрудничестве по развитию сетевого взаимодействия с Южно-Уральским и Якутским государственными университетами12.
Для решения задач профессиональной подготовки педагогических кадров в 2010 году в РГПУ им. А.И.Герцена создано Сетевое объединение вузов «Педагогические кадры России», к которому на сегодняшний день присоединились 19 вузов России. Основные цели объединения лежат в сфере обеспечения эффективного и качественного образовательного процесса, направленного на подготовку современного педагога. В настоящее время межвузовское сетевое взаимодействие осуществляется и через ассоциации, союзы, консорциумы и другие формы сетевых формирований, целью которых является улучшение коммуникаций между высшими учебными заведениями и интенсификация процессов академического и научного обмена. В качестве примера сетевого взаимодействия межвузовской кооперации педагогических вузов можно привести сетевое объединение вузов «Педагогические кадры России», в котором на сегодняшний день состоит 37 вузов-участников; Сибирский образовательный педагогический консорциум, в который вошли Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, Сибирский федеральный университет, Краевой институт повышения квалификации работников образования и 5 педагогических колледжей и «Сетевой педагогический университет», созданный между тремя педагогическими вузами Поволжья и Урала: Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом, Челябинским государственным педагогическим университетом, Башкирским государственным педагогическим университетом13.
В октябре 2013 года центральным событием работы Балтийского образовательного форума стало подписание ряда положений о сетевом взаимодействии федеральных университетов: соглашение о взаимодействии ФУ при реализации сетевых образовательных программ предполагает в числе прочего развитие внутрироссий-ской академической мобильности студентов; соглашение по организации взаимодействия в области научно-исследовательской деятельности предполагает организацию сетевых научно-исследовательских работ и использование ресурсов и мощностей созданных в ФУ центров коллективного пользования учеными всех университетов; соглашение о взаимодействии по созданию сетевых диссертационных советов предполагает концентрацию научных ресурсов с целью повышения эффективности работы диссертационных советов, кроме этого подписано соглашение, которое об объединении информационно-библиотечные ресурсов.
Кроме того, в выступлении министра образования и науки РФ Д. Ливанова на заседании Правительства Российской Федерации 21 августа 2013 г. делается акцент на переориентацию взаимодействия вузов с научными ор-
12 По материалам официального сайта национального исследовательского Томского государственного университета - http://www.tsu.ru
13Женина В.С. Сетевое взаимодействие вузов как инновационный тип отношений образовательных учреждений
ганизациями на сотрудничество с реальным сектором экономики, при этом особое внимание уделяется созданию базовых кафедр на производственных площадках, развитию сетевого взаимодействия вузов и предприятий, при этом сетевой подход в образовании рассматривается в двух аспектах, во-первых, как кооперация в сфере совместного использования материально-технической базы и, во-вторых, как использование социальных интернет-сетей, как дистанционное образование.
В ФЗ-273 от 29.12.12 в ст. 13 говорится о том, что «образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации» [2, ст. 13]. Таким образом, новый Закон об образовании в РФ предполагает осуществление сетевых форм взаимодействия вузов и предприятий при реализации совместных образовательных программ, основанных на передаче знаний и формировании практических навыков в ходе инновационной образовательной деятельности. Основным звеном в ходе такого сетевого взаимодействия становится базовая кафедра вуза, созданная на предприятии.
Затем в новеллах статьи 64 Закона раскрываются общие требования к организации образовательного процесса в современных нормативно-правовых условиях. Среди них:
1. В учебном плане содержание образовательной программы распределяется по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), видам учебной деятельности и по периодам обучения. В случае реализации образовательной программы совместно несколькими образовательными организациями и (или) организациями, осуществляющими обучение, ими составляется общий учебный план, в котором дополнительно указывается распределение учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) по месту освоения (реализующим их организациям).
2. Расписание занятий формируется с учетом формы обучения, основных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой, и включает в себя аудиторные и иные формы занятий, проводимые педагогом с обучающимися. Форма занятий определяется в соответствии с учебным планом, образовательными технологиями и методами обучения, исходя из необходимости обеспечения эффективного освоения соответствующих учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). В расписание занятий не включаются учебные курсы, предметы, дисциплины (модули), которые осваиваются обучающимся с использованием дистанционных образовательных технологий без участия педагога (самостоятельно).
3. Системы оценивания, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся в образовательном процессе определяются и закрепляются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствующем локальном акте.
Таким образом, сетевое взаимодействие в образовании имеет свою историю, связанную с одной стороны, с быстроменяющейся социокультурной и экономической средой, с другой стороны, с развитием системы образования в целом и профессионального образования в частности. Проведенный анализ позволил обобщить и систематизировать эмпирические сведения о сетевом взаимодействии образовательных организаций различных форм и уровней образования. Однако практический опыт еще не находит своего полного теоретического обоснования и правового закрепления.
Проведенный нами анализ позволил выявить и ряд положительных тенденций и пути их решения в современных условиях. Основными из них являются:
1) сетевой вариант организации научно-образовательного пространства дает возможность значительно повысить эффективность совместной работы участников сети:
- в организациях, объединенных в сетевые сообщества, появляются новые возможности для открытого доступа к новым ресурсам - идеям, информации, знаниям, программам, методикам и технологиям обучения. Информационный обмен, передача знаний и опыта приводят к взаимному ресурсному, кадровому и методическому совершенствованию, позволяет формировать мобильные сетевые структуры.
- создание распределенных структур в корпоративной сети позволяет по-новому организовать распределение функций и обязанностей участников сети, достигнуть высокой эффективности в организации и проведении научно-исследовательских работ.
2) корпоративная сеть дает возможность значительно уменьшить затраты за счет объединения общих функций и передачи их выполнения специально созданной внут-рисетевой структуре;
3) совершенствование учебной деятельности вузов в условиях их сетевого взаимодействия влечет за собой формирование и совершенствование нормативно-правовой базы такого рода взаимодействия.
4) сеть дает широкие возможности повышения академической мобильности. В сети создаются условия для более масштабной мобильности студентов и лучших преподавателей, возникают условия для повышения известности ученого, возрастает мотивация к самосовершенствованию преподавателей, ответственность за качество их работы.
Список литературы:
1. Беляков С.А. Модернизация образования в Росии: совершенствование управления. - Москва, МАКС Пресс, 2009.
2. Гитман М.Б., Данилов А.Н., Столбов В.Ю., Южаков А.А. Модели сетевого взаимодействия вузов при подготовке кадров высшей квалификации / Университетское управление: практика и анализ. №3, 2012 г. С. 69-73.
3. Капустин В.С. Сетевые взаимодействия в высшем профессиональном негосударственном образовании как путь к инновационной модернизации российской высшей школы и повышению конкурентоспособности негосударственного сектора образования.// http://spkurdyumov.narod.ru /kkapustin.htm
4. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва, ИНФРА-М, 2006.
5. Новоселова С.Ю. Практика сетевого взаимодействия как фактор генерации инновационной среды российской академии образования. Журнал Проблемы современного образования Выпуск № 3 / 2014
6. Райков А. Н. Сетевая экспертная поддержка решений / Управление большими системами. Специальный выпуск 30.1 «Сетевые модели в управлении». М.: ИПУ РАН, 2010. С.758-773.
Reference list:
1. Belyakov SA Modernization of education in Russia: improving governance. - Moscow MAKS Press, 2009.
2. MB Gitman, Danilov AN, Pillars VY, Yuzhakov AA Models networking of universities in the preparation of highly qualified personnel / University Management: Practice and Analysis. №3, 2012 S. 69-73.
3. V. Kapustin Network interactions in higher professional education as non-state path to innovative modernization of Russian
higher education and competitiveness of private sector education .// http://spkurdyumov.narod.ru/kkapustin.htm
4. Milner BZ Organization Theory: A Textbook. - 5th ed., Rev. and add. - Moscow, INFRA-M, 2006.
5. Novoselov S.YU.Praktika networking as a factor of generation of innovation among the Russian Academy of Education. Journal of Modern Education Problems Issue number 3/2014
6. Raikov AN Network expert decision support / Managing large systems. Special Issue 30.1 "Network models in control." M .: ICS RAS, 2010. S.758-773.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Историко-педагогический анализ сетевого взаимодействия вузов в условиях быстроменяющейся социокультурной и экономической среды» аспиранта ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» Бахмудовой Марии Андреевны В статье Бахмудовой М.А. отражен генезис сетевого взаимодействия в образовательной среде, анализ сетевого взаимодействия вузов в условиях быстроменяющейся социокультурной и экономической среды.
Актуальность темы обусловлена ответом образовательных организаций на усиление конкуренции в глобальном масштабе, интеграцией вузов на основе сетевых форм.
Важнейшим вопросом статьи, где Бахмудова М.А. добилась наиболее существенных результатов, является определение ключевых задач сетевого взаимодействия вузов в условиях быстроменяющейся социокультурной и экономической среды: сети придают большую устойчивость системе генерации и трансфера знаний и обеспечивают их диффузию; повышают качество образования и, соответственно, увеличивают спрос на выпускников вуза на рынке труда; привлекают дополнительные ресурсы на проведение научной и образовательной деятельности.
Автор, безусловно, углубляет представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты с целью совершенствования процесса образования в условиях сетевого взаимодействия вузов.
Научная статья М.А, Бахмудовой «Историко-педагогический анализ сетевого взаимодействия вузов в условиях быстроменяющейся социокультурной и экономической среды» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода.
Данная статья может быть рекомендована к публикации.
И.о. директора ФГБНУ
«Институт управления образованием РАО»,
доктор педагогических наук
С.Ю. Новоселова