Научная статья на тему 'Совершенствование образовательной деятельности вузов в условиях их сетевого взаимодействия'

Совершенствование образовательной деятельности вузов в условиях их сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ / КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТАНДАРТ СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / СЕТЕВОЙ ПЕДАГОГ / NETWORK FORMS OF INTERACTION OF UNIVERSITIES / THE CONVERTIBILITY OF THE RESULTS-BASED EDUCATION / THE STANDARD WEB-BASED EDUCATIONAL PROGRAMS / NETWORK TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахмудова М.А.

В статье рассматриваются проблемы совершенствования образовательной деятельности вузов в условиях их сетевого взаимодействия, что является ключевым фактором в создании единого научно-образовательного пространства и приводит к резкому усилению эффективности их совместной деятельности, опережающего характера исследований и образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахмудова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE EDUCATIONAL ACTIVITies of UNIVERSITies in the network Interaction

Are discussed the problems of improving of educational activities in universities in the network interaction, which is a key factor in the creation of a single scientific and educational space and leads to a sharp increase in the effectiveness of their joint activities, the nature of advanced research and education programs, accelerating the implementation of the results of, the achievement of positive social effects, improving the legal framework of the educational environment

Текст научной работы на тему «Совершенствование образовательной деятельности вузов в условиях их сетевого взаимодействия»

УДК 371

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ИХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Бахмудова М.А., Московский университет МВД России, Москва. Россия. E-mail: rinkarikam@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы совершенствования образовательной деятельности вузов в условиях их сетевого взаимодействия, что является ключевым фактором в создании единого научно-образовательного пространства и приводит к резкому усилению эффективности их совместной деятельности, опережающего характера исследований и образовательных программ.

Ключевые слова: сетевые формы взаимодействия вузов, конвертируемость результатов сетевого образования, стандарт сетевых образовательных программ, сетевой педагог.

IMPROVEMENT OF THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF UNIVERSITIES IN

THE NETWORK INTERACTION

Bahmudova M, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow. Russia. E-mail: rinkarikam@yandex.ru

Abstract. Are discussed the problems of improving of educational activities in universities in the network interaction, which is a key factor in the creation of a single scientific and educational space and leads to a sharp increase in the effectiveness of their joint activities, the nature of advanced research and education programs, accelerating the implementation of the results of, the achievement of positive social effects, improving the legal framework of the educational environment.

Keywords: network forms of interaction of universities, the convertibility of the results-based education, the standard Web-based educational programs, network teacher.

Анализ отечественной и зарубежной образовательной практики последних лет убеждает, что самым перспективным направлением развития российского образования и несомненной мировой тенденцией в XXI веке является переход к сетевым формам взаимодействия вузов:

во-первых, сегодня трудно говорить о едином национальном образовательном пространстве страны. Практически параллельно существуют несколько типов образовательных систем: государственный и негосударственный образовательные сектора, образовательные структуры бизнес-сообщества и коммерческое предоставление образовательных услуг как вид бизнеса. В этих условиях учебные заведения выступают самостоятельными игроками на рынке образовательных услуг России, по необходимости преобразуясь в экономические структуры. Данное обстоятельство коренным образом изменяет парадигму российского образования.

во-вторых, сообщество работников высшей школы разобщено на множество локальных профессиональных и территориальных организаций, объединений,

ассоциаций, консорциумов и т.д., которые, как правило, объединяют в основном вузовские структуры управления, ректоров, но не само образование.

в-третьих, главными кризисными моментами, с которыми сталкивается высшая школа - это ограниченность ресурсов, ГОСТов (государственные образовательные стандарты), ограничивающих возможность занимать свободные образовательные ниши и внедрять инновационные образовательные технологии, постоянный цейтнот при принятии решений, несвойственные бюджетному образованию риски управления, кризис взаимопонимания, доверия, отсутствие единых представлений о целях, задачах, средствах, стратегиях действий. Эти проблемы в вертикально организованных структурах и в традиционно-линейном дискурсе не имеют решения.

в-четвертых, анализ существующих нормативно-правовых документов, обеспечивающих функционирование вузов сегодня, свидетельствует о необходимости совершенствования нормативно-правовой и методической базы сетевого межвузовского взаимодействия:

• процесс совершенствования нормативно-правовых актов может привести к позитивным результатам при условии его оптимизации, т.к. уже существует огромный и фактически не систематизированный образовательный нормативно-правовой массив (более чем 500 только федеральных законов),

• повышения качества нормативно-правовых актов,

• приведения внутреннего законодательства Российской Федерации в области образования в соответствие с нормами международных договоров Российской Федерации;

• основными проблемами в законодательном обеспечении управления образовательным учреждением в современных условиях необходимо отметить рассмотрение различных форм субъектов образовательной деятельности как хозяйствующего субъекта, при этом финансово-экономические, а не собственно образовательные и воспитательные аспекты деятельности дошкольных учреждений, школы, вуза становятся главными критериями в их оценке законодателем и иными субъектами нормотворчества.

Таким образом, совершенствование образовательной деятельности вузов в условиях их сетевого взаимодействия является ключевым фактором в создании единого научно-образовательного пространства и приводит к резкому усилению эффективности их совместной деятельности, опережающего характера исследований и образовательных программ, ускорению внедрения результатов работ, достижению

положительных социальных эффектов, совершенствованию нормативно-правовой базы образовательной среды.

Объединение учреждений, относящихся к одному типу деятельности, находящихся на разных стадиях развития, различно организованных, реализующих различные стратегии, имеющие различные стартовые истории, позволяет реализовать преимущества сети и достичь синергетических эффектов в следующих направлениях:

1. сетевой вариант организации научно-образовательного пространства дает возможность значительно повысить эффективность совместной работы участников сети:

а) в организациях, объединенных в сетевые сообщества, появляются новые возможности для открытого доступа к новым ресурсам - идеям, информации, знаниям, программам, методикам и технологиям обучения. Информационный обмен, передача знаний и опыта приводят к взаимному ресурсному, кадровому и методическому совершенствованию, позволяет формировать мобильные сетевые структуры.

б) создание распределенных структур в корпоративной сети позволяет по-новому организовать распределение функций и обязанностей участников сети, достигнуть высокой эффективности в организации и проведении научно-исследовательских работ.

2. корпоративная сеть дает возможность значительно уменьшить затраты за счет объединения общих функций и передачи их выполнения специально созданной внутрисетевой структуре.

3. совершенствование учебной деятельности вузов в условиях их сетевого взаимодействия влечет за собой формирование и совершенствование нормативно-правовой базы такого рода взаимодействия.

4. сеть дает широкие возможности повышения академической мобильности. В сети создаются условия для более масштабной мобильности студентов и лучших преподавателей, возникают условия для повышения известности ученого, возрастает мотивация к самосовершенствованию преподавателей, ответственность за качество их работы.

В этой связи особенно важным является анализ сложившейся отечественной сетевой модели взаимодействия вузов в условиях модернизации образования.

В России накоплен достаточный опыт инновационных образовательных программ, создающих условия для формирования и развития исследовательских компетенций, обеспечивающих повышение качества образования за счет внедрения инновационных разработок в образовательный процесс и управление инновационными

процессами в образовательном пространстве. С этой целью более эффективного и системного развития профессионального образования и науки, укрепления их связей с реальной экономикой и должно получить развитие сетевое взаимодействие образовательных учреждений1.

Сетевое взаимодействие становится одним из наиболее эффективных механизмов развития образовательной деятельности и решения актуальных задач модернизации образования, развития виртуальной мобильности в образовании.

Повышение качества образования, отвечающего уровню научно-технического прогресса и социального развития, всегда являлось первостепенной задачей системы образования. В сегодняшних условиях решить эту задачу повышения качества школьного образования можно, привлекая вузовских преподавателей и ученых к повседневному участию в работе школы, и не только в специализированных школах при вузах, но и в профильных классах школ, к совместной деятельности в связке «вуз -школа». Важным преимуществом системы «вуз-школа» является возможность использования учебной лабораторной базы и оборудования центров коллективного пользования, которое сегодня в достаточном количестве имеют вузы, активно участвующие в реализации федеральных целевых программ.

Создание межуниверситетских корпораций является эффективным механизмом объединения усилий и концентрации их на приоритетных направлениях развития образования, решения важных государственных задач по модернизации экономики и улучшения социальной сферы России.

Подготовка кадров и научные исследования в вузах и школах России традиционно строятся на тесном взаимодействии с академической наукой. Начат процесс создания академическим сообществом своих лабораторий при школах, гимназиях, вузах.

Изданные в последние годы ряд Постановлений Правительства имеют своей целью перевод системы образования на инновационный путь развития, доведения научных разработок до уровня коммерциализации и внедрения результатов научных исследований в производство. Этот путь предполагает активное сетевое взаимодействие образовательных учреждений с бизнес структурами.

Можаева Г.В. Совместные образовательные программы: опыт ассоциации «Сибирский открытый университет» // Открытое и дистанционное образование. -Томск, 2007. - № 4 (28). - С. 5-9.

Как показывает практика и проводимое нами исследование проблемы совершенствования образовательной деятельности вузов в условиях их сетевого взаимодействия основными путями являются:

1) анализ условий развития российской системы образования, ее структурные элементы и механизмы взаимодействия;

2) определение основных характеристик функционирования сети вузов, её структуры;

3) выявление доминирующих и рецессивных (подвластных) элементов сети взаимодействия вузов;

4) на основе анализа законодательной базы исследование условий функционирования сети вузов в современном образовательном пространстве:

• основных законодательных актов по вопросам образования, принципов формирования нормативно-правового обеспечения образования в Российской Федерации;

• противоречий в законодательстве Российской Федерации в области образования и предпосылки для совершенствования образовательной деятельности вузов в условиях их сетевого взаимодействия;

• законодательных актов Российской Федерации и документов международного права по вопросам образования, в частности по вопросам образовательной деятельности вузов в условиях их сетевого взаимодействия.

На сегодняшний день очевидными проблемами при организации сетевого образования на всех уровнях являются: техническое и технологическое обеспечение сетевого взаимодействия; конвертируемость результатов сетевого образования в зачет общего образования, нормативно-правовое обеспечение этого процесса, стандарт сетевых образовательных программ; механизмы интерпретации образовательных результатов, полученных в рамках инновационных образовательных программ, как результатов общего образования; выделение новых педагогических позиций (сетевой педагог, педагог-навигатор и др.) и механизм оплаты их деятельности в рамках подушевого финансирования; поиск организационно-правовых форм, отражающих сетевой принцип организации образовательного процесса; механизм продвижения инновационных образовательных программ, процедуры набора групп, привлекательность такого образования для потребителя; механизмы поддержки сетевых групп и их деятельности со стороны муниципальных и региональных органов власти.

Список литературы.

1. Анисимова С.П., Демкин В.П., Майер Г.В., Можаева Г.В. Сетевое взаимодействие вузов в единой образовательной информационной среде (Опыт Томского государственного университета) // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Информатизация образования. - 2005. - № 1(2). - М.: Изд-во Росс. ун-та дружбы народов, 2005. - С. 78-86.

2. Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров. Дисс. на соискание уч.степени канд.пед.наук, Омск, 2009.

3. Концепция развития системы непрерывного образования в Российской Федерации до 2012 года // http://64.233.183.132/search?q=cache:jzkX2QIsFS8J:www.dpo. gain.ru/ Documents/

4. Можаева Г.В. Сетевые структуры в образовании как фактор развития виртуальной академической мобильности Сборник статей «Гуманитарная информатика» №5. (периодическое издание и зарегистрировано в Регистре ISSN: ISSN 2304-6082)

5. Мосичева И., Шестак В., Сигов А. и др. Сетевой подход к организации повышения квалификации преподавательского корпуса // Высшее образование в России. - М., 2008. - № 1. - С. 109-112.

6. Новиков Д.А. Сетевые структуры и организационные системы. - М.: ИПУ РАН, 2003. - 102 с.

7. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. Адамского А.И. - М.: Эврика, 2006.

8. Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. - М.: Изд-во Института социологии, 1999. - 38 с.

9. Чучкевич М.М. Что такое сетевая организация? - М.: Изд-во Института социологии, 1999.

10. http://wiki.saripkro.ru/index.php - доклад «Сетевое взаимодействие инновационных образовательных учреждений»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.