Научная статья на тему 'Место управления в процессе модернизации образовательной деятельности вузов в условиях их сетевого взаимодействия'

Место управления в процессе модернизации образовательной деятельности вузов в условиях их сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ / ФОРМЫ СЕТЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИИ / ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЭКСПЕРТНЫЕ СООБЩЕСТВА ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахмудова М.А.

Рассматривается зависимость модели управления образовательной деятельностью вузов в условиях их сетевого взаимодействия от интеграционной природы сетевых организаций. Анализ форм сетевых организации в высшем профессиональном образовании и их отличий от организаций других типов убеждает, что управление сетью по обеспечению взаимосвязи и слаженности субъектов, объектов и процессов образовательной деятельности вузов во временных и пространственных рамках заключается в согласовании, упорядочении действий разных частей управляемой системы вуза. Автором статьи предложен комплекс мер по совершенствованию управления в процессе модернизации образовательной деятельности вузов в условиях их сетевого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A place of management in the process of modernization of the educational activities of universities in terms of their networking

The dependence of the control model of the educational activities of the university in terms of their networking integration nature of network organizations. Analysis of the forms of network organization in higher professional education, and how they differ from other types of organizations argues that management of the network to ensure linkages and coherence of subjects, objects, and processes of educational activities of universities in the temporal and spatial framework is to harmonize, streamline operations of different parts of the control system of the university. The author proposed a set of measures to improve the management of the process of modernization of the educational activities of universities in terms of their networking.

Текст научной работы на тему «Место управления в процессе модернизации образовательной деятельности вузов в условиях их сетевого взаимодействия»

1-2015

Пробелы в российском законодательстве

12.4. МЕСТО УПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ИХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Бахмудова М. А., аспирант. Место учебы: «Институт управления образованием» РАО. E-mail: rinkarikam@yandex.ru

Аннотация: Рассматривается зависимость модели управления образовательной деятельностью вузов в условиях их сетевого взаимодействия от интеграционной природы сетевых организаций. Анализ форм сетевых организации в высшем профессиональном образовании и их отличий от организаций других типов убеждает, что управление сетью по обеспечению взаимосвязи и слаженности субъектов, объектов и процессов образовательной деятельности вузов во временных и пространственных рамках заключается в согласовании, упорядочении действий разных частей управляемой системы вуза. Автором статьи предложен комплекс мер по совершенствованию управления в процессе модернизации образовательной деятельности вузов в условиях их сетевого взаимодействия.

Ключевые слова: развитие сетевого взаимодействия вузов, формы сетевых организации, отличительные признаки сетевого взаимодействия, создание сетевых экспертных сообществ по проблемам развития образования и качества образовательных услуг в России.

A PLACE OF MANAGEMENT IN THE PROCESS OF

MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF UNIVERSITIES IN TERMS OF THEIR NETWORKING

Bahmudova M.A., postgraduate student. Place of study: "Institute of education management "RW. E-mail: rinkarikam@yandex.ru

Annotation: The dependence of the control model of the educational activities of the university in terms of their networking integration nature of network organizations. Analysis of the forms of network organization in higher professional education, and how they differ from other types of organizations argues that management of the network to ensure linkages and coherence of subjects, objects, and processes of educational activities of universities in the temporal and spatial framework is to harmonize, streamline operations of different parts of the control system of the university. The author proposed a set of measures to improve the management of the process of modernization of the educational activities of universities in terms of their networking.

Keywords: development of networking universities, forms of network organization, features, networking, creating a network of expert communities on the development of education and the quality of educational services in Russia.

Стратегические ориентиры развития российского государства определяют содержание государственной политики, направленной на формирование гражданского общества, на развитие социальной сферы, в том числе, модернизацию российской образовательной системы, и предусматривают обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требова-

ниям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Сетевое взаимодействие инновационных образовательных учреждений сегодня становится современной высокоэффективной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям динамично развиваться и эффективно выстраивать инновационные образовательные программы, активно функционировать на поле образовательной политики.

Это предъявляет новые требования к развитию сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей, а также обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Разработка реально действующих моделей сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного, начального и основного общего образования, программ вузов и органов управления образованием в регионах, в том числе муниципальных органов является важнейшим условием реализации стандартов общего и высшего профессионального образования нового поколения.

Особая роль сетевого взаимодействия в высшем профессиональном образовании обусловлена рядом проблем в современной системе образования России:

1) невозможность сохранения традиционной для индустриального общества модели образования, которая принимала бы в расчет рост динамизма потребностей, как и индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения;

2) изменение финансовой модели образования, при которой усиливается роль частных (личных) расходов при формировании образовательной стратегии человека;

3) усиление индивидуальных тенденций в образовании;

4) повышение конкурентоспособности на отечественном и международном образовательном рынке;

5) усиление значения практической направленности образования.

Все это требует изменения технологий образования, развития межвузовских сетевых отношений.

Сегодня образовательные сети представляют собой совокупность организаций, учреждений или других специализированных образовательных структур, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов. Они рассматриваются как форма, отвечающая современным требованиям внешней среды. Вместе с тем эффективность сетевых организаций нередко снижается из-за ошибок руководителей при разработке организационных структур и в процессе управления ими.

Таким образом, существует объективная зависимость модели управления образовательной деятельностью вузов в условиях их сетевого взаимодействия от интеграционной природы сетевых организаций.

Сеть - высшая и самая эффективная форма организации действующих субъектов: в сетях на смену управлению развитием «по отклонению» приходит управление развитием «по результату» [3]; существенным становится не только наличие традиционных образовательных ресурсов, а скорее их эффективный обмен (информацией, программами, методиками, технологиями, проектами) для повышения качества образовательной деятельности и конкурентноспособности вуза.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ

Бахмудова М.А.

В качестве примеров действующих сетевых организаций можно привести их следующие формы:

1. Сетевая организация при осуществлении крупных образовательных проектов.

2. Сетевая организация в районах, малообеспеченных образовательными ресурсами.

3. Ведущие крупные образовательные учреждения, рассредоточенные географически и объединенные в единую систему.

4. Стратегические союзы крупных образовательных структур, стремящиеся обеспечить себе конкурентные преимущества в глобальном масштабе.

Как мы уже отмечали, сетевые организации в высшем профессиональном образовании отличаются от организаций других типов рядом признаков.

Во-первых, вузы, использующие старые организационные структуры, предпочитают располагать всеми ресурсами, необходимыми для образовательных услуг. В противоположность этому многие сетевые организации используют общие активы нескольких вузов.

Во-вторых, сетевые организации в высшем профессиональном образовании больше полагаются на рыночные механизмы, чем на административные формы управления потоками ресурсов. Однако эти механизмы - не просто взаимоотношения независимых хозяйствующих субъектов. На самом деле различные компоненты сети обмениваются информацией, кооперируются друг с другом, поставляют образовательную продукцию для того, чтобы удерживать определенное место в рейтинге и быть конкурентоспособными в нынешних условиях образовательного рынка.

В-третьих, многие недавно разработанные сети в высшем профессиональном образовании предполагают более действенную и заинтересованную роль участников в совместных проектах развития образовательной среды.

В итоге, сетевые организации в вузах включают в себя элементы разных организационных структур как базовых составляющих новых форм с элементами специализации, автономностью структуры и возможностью переброски образовательных ресурсов.

В этой связи управление сетью по обеспечению взаимосвязи и слаженности субъектов, объектов и процессов образовательной деятельности вузов во временных и пространственных рамках заключается в согласовании, упорядочении действий разных частей управляемой системы, т.е. координации.

Координация как функция менеджмента представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению усилий объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в организациях, участников выполнения того или иного задания. Координация обеспечивает взаимодействие различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Координация конкретно определяет, кто, что и когда делает, с кем и как взаимодействует, в каком порядке передает собственные результаты труда другим участникам деятельности и пользуется их результатами [4]

Основные приоритеты координации - согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость.

Именно поэтому среди рисков развития сетевого взаимодействия образовательных организаций чаще всего выделяют риск отсутствия необходимой координации и неэффективного управления.

Минимизация этого риска возможна в условиях сформированной системы мониторинга, который целесообразно ориентировать как на сканирование ситуации в

самой системе, анализ работы формирующихся механизмов, институтов и их составляющих, так и на непрерывное отслеживание внешних условий, в которых эта деятельность осуществляется, а на этом основании -прогнозирование дальнейшего развития ситуации.

Исследования подтверждают, что организации, особенно большие и сложные, испытывают затруднения, приспосабливаясь к изменениям внешней среды. Адаптация к изменениям на рынке и в технологии невозможна в рамках старой организации, без рассмотрения направлений преобразования системы, без принятия организационных мер, обеспечивающих стабильность деятельности в новых условиях. Организационные формы, особенно сетевые, должны противостоять провалам в деятельности вузов и неспособности их руководителей справиться с новыми задачами. По своей природе сетевые организации всегда находятся в процессе обновления, а их основные элементы - в состоянии корректировки в соответствии с изменениями рынка, технологий и других факторов внешней среды.

Процесс адаптации, ориентированный на результаты, должен помочь ректорам вузов углубить понимание современных способов достижения целей организации в изменяющейся обстановке.

В целом изучение сетевых организаций и принципов их деятельности должно внести вклад в лучшее понимание причин неудач образовательных структур всех организационных форм.

С этой целью, по нашему мнению, целесообразны следующие меры:

специальная подготовка руководителей образовательных учреждений к работе в новых условиях;

активное участие административного корпуса образовательных учреждений и организаций в проектировании и обсуждении вариантов создания, а в дальнейшем и реструктуризации образовательных сетей;

поэтапность, преемственность и открытость проводимых преобразований.

Следующим шагом повышения эффективности образовательного менеджмента нам представляется создание сетевых экспертных сообществ по проблемам развития образования и качества образовательных услуг в России.

Потребность в развитии сетевых экспертных процедур обуславливает необходимость применения теории управления организационными системами и интеллектуальных информационных технологий.

Список литературы:

1. Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. - Москва, МАКС Пресс, 2009.

2. Гитман М.Б., Данилов А.Н., Столбов В.Ю., Южаков А.А. Модели сетевого взаимодействия вузов при подготовке кадров высшей квалификации / Университетское управление: практика и анализ. №3, 2012 г. С. 69-73.

3. Капустин В.С. Сетевые взаимодействия в высшем профессиональном негосударственном образовании как путь к инновационной модернизации российской высшей школы и повышению конкурентоспособности негосударственного сектора образования. // http://spkurdyumov.narod.ru/kkapustin.htm

4. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва, ИНФРА-М, 2006.

5. Райков А. Н. Сетевая экспертная поддержка решений / Управление большими системами. Специальный выпуск 30.1 «Сетевые модели в управлении». М.: ИПУ РАН, 2010. С.758-773.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.