Научная статья на тему 'Историко-педагогический анализ формирования нравственных ценностей у будущих офицеров в системе нравственного воспитания военнослужащих внутренней (конвойной) стражи Российской империи в период 1811 - 1917 г. Г'

Историко-педагогический анализ формирования нравственных ценностей у будущих офицеров в системе нравственного воспитания военнослужащих внутренней (конвойной) стражи Российской империи в период 1811 - 1917 г. Г Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОИНЫ / СОЛДАТЫ / ОФИЦЕРЫ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННСОТИ / НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНУТРЕННЯЯ (КОНВОЙНАЯ) СТРАЖА / WARRIORS / SOLDIERS / OFFICERS / MORAL EDUCATION / MORAL RELATIONS / INTERNAL (CONVOY) GUARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Вячеслав Александрович

В данной статье приставлен историко-педагогический анализ формирование нравственных ценностей у солдат и офицеров армии Российской империи, внутренней и конвойной стражи, отдельного корпуса внутренний стражи как прообраз современных войск национальной гвардии Российской Федерации на фоне истории развития воинских формирования России в период с 1911 по 1917 г.г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE FORMATION OF MORAL VALUES AT THE FUTURE OFFICERS IN THE SYSTEM OF MORAL EDUCATION OF SERVICEMEN INTERNAL (KONWAR) GUARDIANS OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE PERIOD 1811 - 1917

In This article the historical-pedagogical analysis of formation of moral values at soldiers and officers of Army of the Russian Empire, internal and Konwar guards, separate corps of Internal guards as prototype of modern armies of the National Guard of the Russian Federation against the background of the development of military formations of Russia in the period from 1911 to 1917.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогический анализ формирования нравственных ценностей у будущих офицеров в системе нравственного воспитания военнослужащих внутренней (конвойной) стражи Российской империи в период 1811 - 1917 г. Г»

Педагогика

УДК 374.7

кандидат педагогических наук Козлов Вячеслав Александрович

Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННЕЙ (КОНВОЙНОЙ) СТРАЖИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД 1811 - 1917 Г.Г.

Аннотация. В данной статье приставлен историко-педагогический анализ формирование нравственных ценностей у солдат и офицеров армии Российской империи, внутренней и конвойной стражи, отдельного корпуса внутренний стражи как прообраз современных войск национальной гвардии Российской Федерации на фоне истории развития воинских формирования России в период с 1911 по 1917 г.г.

Ключевые слова: воины, солдаты, офицеры, нравственное воспитание, нравственные ценнсоти, нравственные отношения, внутренняя (конвойная) стража.

An^tatton. In This article the historical-pedagogical analysis of formation of moral values at soldiers and officers of Army of the Russian Empire, internal and Konwar guards, separate corps of Internal guards as prototype of modern armies of the National Guard of the Russian Federation against the background of the development of military formations of Russia in the period from 1911 to 1917.

Keywords: warriors, soldiers, officers, moral education, moral relations, internal (convoy) guards.

Введение. Воспитанию, а особенно одному из важнейших его направлений - нравственному воспитанию, на всех этапах становления и развития вооруженных формирований Руси, Российской империи, СССР и современной России занимало и продолжает занимать одно из важнейших мест в системе их подготовки.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяет приоритетная задача Российской Федерации - формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины [7].

Морально-боевой дух армии и ее лучших представителей - офицеров, выковывался в течении многих веков воинами и полководцами разных поколений, поддержанием духовной связи с прошлым Отечества. Основы нравственного воспитания закладывались такими величайшими русскими полководцами и флотоводцами как Александр Невский, Дмитрий Донской, Петр I, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, Г.А. Потемкин, М.И. Кутузов, П.С. Нахимов, М.В. Фрунзе и другими выдающихся государственными деятелями и военноначальниками [6, с. 20].

Изложение основного материала статьи. На начальном этапе возникновения вооруженных формирований Древнерусского государства процесс нравственного воспитания воинов носил стихийный характер и передавался из поколения в поколения в устных и практических формах, основанных на личном опыте.

С появлением письменных источников военно-педагогическая мысль находила свое отражение в летописных источниках, поучениях, государственных актах, а затем в военно-исторических и художественных произведениях.

В петровскую реформу, когда, по сути, была создана система подготовки будущих офицеров для регулярной армии и военно-морского флота, где уделялось огромное значение нравственному воспитанию обучающихся. Об свидетельствую указы петровской эпохи.

Подготовка будущих и действующих офицеров осуществлялась в военных школах и академиях, а для пехоты - в лейб-гвардии Преображенском полку. При этом, высшие нравственные ценности военной службы сохранялись. Главным девизом петровской эпохи великих преобразований для служивых людей, в особенности для офицеров, стал: «Усердие и верность Отечеству и к пользе оного любовь» [11]. Основу нравственного воспитания офицеров петровской армии составляло формирование морально-боевых качеств, способных обеспечить успех в бою.

Период правления Екатерины Великой связан еще с одним величайшим русским полководцем -А.В. Суворовым, чей вклад в развитие процесса нравственного воспитания воинов поистине неоценим. Военно-педагогические взгляды военного гения находят свое отражение в «Полковом учреждении» (1764-1765 гг.) [8], «Науке побеждать» (1795-1796 гг.) [1], ряде приказов, инструкций, писем и д.р.

Важнейшим этапом в становлении системы воспитания и обучения воинов русской армии становится Отечественная война 1812 года, где взаимное нравственное отношение офицеров и солдат формировались непосредственно на полях сражения. Этот период также важен для зарождения прообраза будущих войск национальной гвардии (внутренних войск). Так, императорским указом от 27 марта 1811 года губернские подвижные инвалидные команды роты, которые входили в состав военного ведомства и составляли резерв армии и преобразовывались во внутреннюю стражу. Руководить новой структурой императором Александром I, было доверено ученику, сподвижнику и продолжателю идей воспитания и обучения войск А.В. Суворова генерал-адъютанту графу Е.Ф. Комаровскому, который 30 марта 1813 года стал первым командиром отдельного корпуса внутренней стражи (далее - ОКВС).

Отечественная война 1812 года, дала большой опыт формирования нравственного воспитания солдат и офицеров, в основном, основанном на работе с верующими воинами. Она потребовала для отпора французской армии от всех сословий Российской империи огромного напряжения всех духовных и физических сил. Её история изобилует фактами, свидетельствующими об огромном значении православной веры как фундамента для формирования нравственных ценностей воинов русской армии [5].

Особую роль духовно-нравственное воспитание сыграло в подразделениях внутренней страже, где контингент составлял личный состав, ограниченный по состоянию здоровья, тем не менее, выполнял ответственные задания, чего требовало больших усилий и высокого патриотического настроя. Интересным является и тот факт, что ряд команд приняли непосредственное участия в разгроме наполеоновских войск. Они не только занимались доставкой лошадей и сопровождением рекрутов для действующей армии,

сопровождением пленных и охраной населенных пунктов, но и вливались в партизанские отряды, а некоторые самостоятельно громили врага и сами явились основой для многих партизанских отрядов.

Послевоенный период для развития системы нравственного воспитания военнослужащих внутренней (конвойной) страже и ОКВС, можно охарактеризовать как сложный и противоречивый. Установка пополнять корпус достойными людьми, сохранившими нравственные качества, хотя и утратившими физические силы, фактически не выполнялась. Это приводило к отсеиванию в корпус из армии тех самых «порочных чинов», которые становились виновниками роста преступности в ОКВС. Корпус превратился в место ссылки негодных (или неугодных) к полевой службе офицеров. Из выпускников военно-учебных заведений попадали в основном те, кто с трудом («по тупости в науке») их заканчивал. Что существенным образом отрицательно сказывалось на отношениях между солдатами и офицерами. Как мог офицер, не имеющий достаточного уровня знаний и умений или запятнавший свою честь пьянством, карточными долгами, порочащими связями, то есть, являясь безнравственной личностью заниматься нравственным воспитанием своих подчиненных? [6].

Вместе с тем следует оценить действия царского правительства исправить печальное положение дел в ОКВС, которые имеют прямое отношение к нравственному воспитанию военнослужащих не только внутренней стражи, но и всего военного ведомства. К ним можно отнести:

1. Попытка поднять престиж службы в ОКВС, путем прямого стимулирования.

- увеличение денежного довольствия военнослужащим внутренней стражи, то есть ветеранам, зарекомендовавших себя безупречной службы до уровня общеармейского;

- учреждение государственных наград, предназначенных для стимулирования отличившихся военнослужащих внутренней стражи;

- перспектива служебного роста и производство унтер-офицеров, зарекомендовавших себя безупречной службой - в офицеры.

2. Оптимизация управления внутри Корпуса, что способствовало укреплению воинской дисциплины и улучшению качества руководства подчиненными подразделениями.

3. Решение кадровой проблемы путем принятия решения направлять воспитанников военных учебных заведений сначала на три года во внутренние гарнизонные батальоны, которые становились местом стажировки будущих офицеров.

Крымская война и ее последствия, начавшиеся в стране преобразования, и в первую очередь военная реформа внесли коренные изменения в структуру, управление, комплектование, снабжение, вооружение армии, состояние резервов, систему подготовки офицерских кадров, обучение и воспитание войск.

Проведенная реформа не обошла стороной и Корпус. После Крымской войны его списочный состав значительно вырос. Возвратилась большая часть ополченцев и участников войны, не способных служить в армейских частях. Наряду с этим из армии продолжался так называемый отсев «порочных людей», нескончаемым потоком переливающихся в ОКВС. Что незамедлительно сказалось на состоянии воинской дисциплины в Корпусе.

Тем не менее, в масштабах Военного ведомства возникла необходимость в создании руководящих документов, призванных повысить воинскую дисциплину и восполнить пробелы в законодательстве, касаемо порядка наложения взысканий и поощрений, как среди нижних чинов, так и среди офицерского состава, что существенно оказало влияние на формирования системы нравственного воспитания.

Для более четкого осуществления дисциплинарной практики со стороны командного состава был разработан свод дисциплинарных правил воинской службы. В середине 1863 года было утверждено «Положение об охранении воинской дисциплины и взысканиях дисциплинарных», в котором были определены виды дисциплинарных взысканий. В этом «Положении», которое, по сути, явилось первым дисциплинарным уставом, впервые в русское военное законодательство было внесено определение воинской дисциплины.

Параграф первый «Положения» гласил: «Воинская дисциплина состоит в строгом соблюдении предписанных военными законами правил, в сохранении вверенной команде совершенного порядка и добросовестном исполнении приказаний без всякого произвольного их изменения и в неоставлении, по слабости надзора или пристрастию, проступков и упущений без взысканий». В развитие этой главной мысли в параграфе третьем подчеркивалось: «Начальник подает подчиненным пример усердия в службе, нравственного поведения и терпения, направляя все свои действия к пользе службы и воздерживаясь от всякого произвола как в своих поступках и требованиях, так и в наложении взысканий». В параграфе четвертом указывалось на обязанность начальников «в сношениях с подчиненными быть добрым и справедливым, соблюдать должное приличие».

Оно учреждало суды общества офицеров, которым предоставлялось право удалять из своей среды тех офицеров, которые по образу жизни окажутся недостойными носить военный мундир. В гарнизонных батальонах оседало и задерживалось на неопределенный срок много солдат, прибывших из госпиталей бывшей Южной Крымской армии. Всех, кого считали непригодными для службы в армии, могли направить в ОКВС. Даже пограничная стража получила санкцию Сената передавать солдат, виновных в побегах и кражах, в гарнизонные батальоны ОКВС. Дисциплина в корпусе в результате такого способа пополнения падала, преступность росла, намного превышая соответствующие показатели в полевых частях, не говоря о гвардии [9].

Исходя из анализа документам того периода, можно предположить, что основу нравственного воспитания в интересах воинской службы составляло раскрытие для военнослужащих нравственных категорий, идеалов и ценностей, таких как долг, совесть, честь, уважение, добродетель, благородство, скромность, патриотизм, героизм, ответственность, отечество, Родина, вера, правда [10]. Огромную роль в воспитании и поддержании нравственных ценностей, как основу нравственного отношения воинов к сослуживцам, играли офицерские собрания и суды чести офицеров.

Серьезное внимание при подготовке офицерских кадров уделялось не только получению юнкерами военных училищ специальных военных знаний, но и воспитанию их. Выдающийся русский военный военачальник и педагог генерал М.И. Драгомиров считал, что «воспитание выше образования», так как накопленные знания без нравственной направленности невозможно «употребить по назначению». Нравственному воспитанию будущих офицеров в стенах военно-учебных заведений уделялось особое внимание. Для этих целей подготавливались специальные тематические программы и учебники, цель

которых заключалась в «упрочнении тех нравственных качеств, кои имеют первенствующее значение в воспитании будущего офицера».

Начальник Сухопутного шляхетского кадетного корпуса генерал-поручик. И.И. Бецкой считал, что именно нравственное воспитание «закладывает основания, которые впоследствии позволяют офицерам проявлять героизм и мужество на полях сражений».

Одной из первейших задач военной мысли России в кон. XIX - нач. XX в. считалось развитие у слушателей и воспитанников «основных начал человеческой культуры», особо выделялись при этом вопросы умственного, нравственного и эстетического развития, «чувства чести, добра и правды». Обращая на это внимание, полковник Генерального штаба М.С. Галкин писал: «Армия трудами тысяч офицеров-воспитателей должна обратиться в огромный дом нравственного и умственного развития ... оставаясь в то же время школой чести, доблести, дисциплины и здорового, надежного патриотизма». К учебе в военно-учебных заведениях Российской Империи конца XIX начала XX веков предъявлялись достаточно высокие требования к обучаемым и воспитанникам, цель которых заключалась в подготовке военных профессионалов. Процесс обучения был напряженным, и чтобы будущий офицер не отвлекался на «посторонние дела», ему предписывалось выполнять ряд условий. Так юнкер и, тем более, кадет не имели права вступать в брак во время обучения в училище. А вступивших в брак кандидатов до поступления не принимали. Право жениться имел только офицер, достигший 23-летнего возраста, что должно было настроить его на самоотверженную служебную деятельность с самого начала офицерской карьеры.

Получение первого офицерского звания напрямую зависело от успеваемости юнкера. Во 2-й половине XIX в. он получал офицерский чин, если оканчивал училище по 1-му разряду, т.е. набирал 10-12 баллов (по рейтинговой шкале успеваемости). Если же баллов было меньше (8-10), офицерские погоны получались только по открытию вакансии в части, куда он направлялся.

Перворазрядники распределялись в элитные гвардейские части, где было выше жалованье и лучше условия службы. Оставшиеся вакантные места выпускники выбирали в порядке очередности рейтинговой шкалы. Имевшиеся жалобы рассматривались на самом высоком уровне. Поэтому, серьезное отношение к учебе стимулировало успеваемость и заставляло юнкера уже в училище думать о своей будущей военной карьере [4, с. 22].

К сожалению, документы того периода свидетельствуют о том, что ряды офицеров конвойной стражи пополнялись за счет выпускников военных учебных заведений, не показавших хороших результатов успеваемости [2, с. 65], что существенно влияло на показатели воинской дисциплины в подразделениях. Соответственно, не приходится говорить о сформированных у офицеров конвойной стражи нравственного отношения к сослуживцам на рубеже XIX-XX вв., перед началом Первой Мировой войны.

Военное время было своего рода испытанием для системы нравственного воспитания военнослужащих русской армии к сослуживцам. Документы свидетельствуют о том, что в крайне тяжёлом были взаимоотношения между солдатами и офицерами, несмотря на попытки укрепить по средствам религии.

Наряду с использованием как традиционных методов и форм деятельности военных священнослужителей, шел поиск и новых подходов в интересах воспитательного воздействия. Так, съезд священнослужителей 7-й армии рекомендовал для усиления воздействия на военнослужащих использовать кинематограф, в каждом подразделении организовывать походные библиотеки, распространять бесплатные листки и брошюры религиозно-нравственного характерами, иллюстрированные издания, создавать специальные витрины и вывешивать газеты в местах скопления нижних чинов и т.д. [3].

Выводы. Таким образом, в описываемый период выявлены следующие тенденции становления системы нравственного воспитания будущих офицеров внутренней и конвойной стражи:

- отождествление нравственного воспитания с религиозными ценностями, реализация потенциала религии в формировании нравственных ценностей качеств у воинов;

- отражение нравственного отношения офицеров русской армии к солдатам в первых уставах, наставлениях и инструкциях;

- выделение нравственного воспитания в отдельное направление в армии, на флоте, во внутренней (конвойной) страже (ОКВС);

- строгая регламентация нравственного отношения к сослуживцам в офицерской среде; усиление национальной патриотической составляющей в содержании нравственного воспитания и др.

Литература:

1. Антоновский М. Наука побеждать. Творение препрославившегося в свете всегдашними победами генералиссимуса русских армий, князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, с письмами, открывающими наиболее в нем величайшие свойства его души и таковые же знания военного искусства. СПб. 1806.

2. Внутренняя и конвойная стража России. 1811 - 1917: док. и материалы / под ред. В.Ф. Некрасова. М., 2002.

3. Гужва Е.Г. Воспитание нравственных ценностей офицеров воинской части: дис. ... канд. пед. наук:. М., 2009.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»: - Российская газета. - Федеральный выпуск №6693 (122) от 8 июня 2015 г.

5. Дудулин В.В. Воспитание курсантов вузов ракетных войск на традициях РВСН: педагогическое исследование путей повышения эффективности: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.

6. Золотарев О.В. Стратегия духа армии. Армия и Церковь в русской истории, 988 - 2005 гг. Антология: 2-е изд., доп.: в 2-х кн. Челябинск. Социум. 2006.

7. Козлов В.А. Формирование у курсантов вузов внутренних войск МВД России нравственного отношения к сослуживцам: дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»: - Российская газета. - Федеральный выпуск №6693 (122) от 8 июня 2015 г.

9. Суворов А.В. Полковое учреждение. М., 1949; Обнаружен в 1938 г. сотрудником Артиллерийского музея полковником Воробьевым И.Т. документ был составлен в дополнение к руководящим документам для офицеров и унтер-офицеров Суздальского полка, которым Суворов командовал с 1763 по 1768 г.

10. Штутман С.М. На страже тишины и спокойствия: из истории внутренних войск России (1811-1917 гг). / под общ. ред. С.Ф. Ковуна. М.: Газоил пресс, 2000.

11. Энциклопедия военных и морских наук / под ред. ген.-лейт. Леера. В 8 т. СПб., 1883-1895.

12. Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению: Собрание разных авторов / Ред.-сост. Т.Т. Тетенькина, Калининград. Янтарный сказ, 2005.

Педагогика

УДК: 371.11

кандидат педагогических наук, доцент Койкова Эльзара Имдатовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); магистрант первого курса Сацюк Ирина Борисовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Аннотация. В статье проведен анализ основных стилей управления и руководства организацией. Зарубежные психологи, социологи, специалисты в области менеджмента, выделили основные факторы формирования тех или иных классификаций стилей управления и их основные преимущества.

Ключевые слова: стиль руководства, управление, менеджмент организации.

Annotation. This article analyzes the basic styles of management and management of the organization. Foreign psychologists, sociologists, specialists in the field of management, identified the main factors of the formation of certain classifications of management styles and their main advantages.

Keywords: management style, management, management of the organization.

Введение. Впервые интерес к управлению в науке был отмечен после выхода в начале прошлого века книги Ф. Тейлора «Принципы научного менеджмента». Процесс управление актуален в современном мире, так как руководствуясь, изменяющейся нормативно-правовой базой, социальными изменениями, сменой мотивов и ценностных ориентаций, влияющих на профессиональную деятельность организации, возможны при четком планировании, коррекции содержательных аспектов, технологий и средств управления. Результаты деятельности организации, определяются эффективностью управления и стилем руководства.

Управленческая деятельность включает в себя активную мотивацию, постановку цели, непосредственную организованную деятельность, регулирование и контроль, совершенствование и влияние на ожидаемый результат, деятельность должна быть завершенной и обязательно рефлексивно оценочной.

Все компоненты управленческой деятельности, планирование этапов достижения целей, делегирование и действия по контролю задач определяются стилем руководства. Руководитель, используя различные приемы и средства побуждая подчиненных к трудовой деятельности, контролирует и стимулирует инициативность и творческость сотрудников учреждения. Принятый стиль руководства обеспечивает позитивную атмосферу, способствуют развитию и качественному становлению коллектива.

Изложение основного материала статьи. Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела нас к пониманию того, что необходимы новые подходы в управлении образовательного процесса. На сегодняшний день выбор оптимального стиля управления является значимым фактором для успешного функционирования любой организации. Успешное и эффективное функционирование любой организации зависит от ряда факторов, как объективных, так и субъективных. Кроме того, что важное место в этом процессе занимает само значение данной компании, учреждения, среди прочих в той же отрасли, но и первостепенная роль принадлежит человеческому фактору. То, каких людей принимают на работу, насколько они готовы к работе, как сильно мотивированы. Можно без сомнений сказать, что роль менеджера, руководителя, в этом процессе, неоценима. Именно грамотное управление, распределение обязанностей, направление работы подчиненных в нужное русло, контроль и анализ деятельности, ответственность за результаты труда, которые входят в ряд обязанностей руководителя, помогают достичь намеченной цели.

С одной стороны, верно выбранный стиль управления, используя определенный порядок построения трудового процесса, организует саму рациональную систему взаимодействия работников между собой, с другой, управление - это ряд связанных между собой мер по упорядочиванию рабочего процесса и связанным с ним взаимодействиями работников.

Любой типовой договор, который составляется при выступлении в должность руководителя организации, содержит пункты требований к реализации его обязанностей, включающие, в одном из первых пунктов, выбор стратегии развития, создание благоприятных условий для реализации намеченного плана. Трудно переоценить умение быстро передавать свои мысли и идеи, планировать и распределять обязанности, мотивировать работников и разрешать появляющиеся стрессовые или конфликтные ситуации в коллективе. Если обратиться к определению, руководство в менеджменте - это «процесс воздействия, осуществляемый руководителем на основе власти, данной ему группой, и направленный на побуждение подчиненных к активному поведению и деятельности по достижению поставленных целей» [6, с. 44]. Теоретики менеджмента считают, что не существует двух руководителей с одинаковым стилем управления, а также не представляется возможным вывести один «идеальный» образец, который мог бы подойти к любой ситуации. Стоит, напротив, стремиться к тому, чтобы избегать распространенной среди начинающих менеджеров ошибки - полного копирования стиля его начальника, как единственно верного и действенного, так как каждая ситуация требует своего особого подхода, и каждая личность способна выбрать наиболее подходящие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.