УДК 94(47)-355/359
ВЛИЯНИЕ И РОЛЬ ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА ПОДГОТОВКУ И СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЫХ ОФИЦЕРОВ
© Лариса Викторовна Яковлева
Институт государственного управления, права и инновационных технологий, г. Москва, Россия, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, e-mail: lvyakovleva@rambler.ru
В статье на основе использования архивных материалов и исторических источников показаны влияние и роль офицерского корпуса Российской Империи на подготовку и становление молодых офицеров.
Ключевые слова: нравственное воспитание; офицерский корпус; воинский долг, обучение и воспитание офицеров.
В боевой подготовке Российской армии в конце XIX - начале ХХ в. существовали две основные тенденции: одна - рассчитанная на показной эффект, игнорирующая те конкретные условия, в которых окажется армия на войне, и вторая тенденция, ведущая свое начало от Петра I и продолженная П.А. Румянцевым (1725-1796), А.В. Суворовым (17291800), М.И. Кутузовым (1745-1813),
М.И. Драгомировым (1830-1905), М.Д. Скобелевым (1843-1882) и другими известными российскими военачальниками.
Первая тенденция была связана с именами великих князей, которые в основном не утруждали себя изучением военной науки. Например, великий князь Михаил Николаевич, шеф артиллерийского ведомства, во время русско-турецкой войны (1877-1878 гг.) любил повторять: «Решительно теперь вижу, что лучше быть кучером, чем главнокомандующим в военное время» [1]. При этом Михаил Николаевич считался непревзойденным военным авторитетом и во время производства крупных маневров являлся главным посредником, хотя и вовсе не был способным к какому-либо анализу действий войск. Кроме того, до русско-японской войны 1904-1905 гг. в пехоте практиковались различные условия для т. н. выбивания процентов, которыми оценивались результаты стрельб.
Другое направление в боевой подготовке Российской армии в этот период было связано с именем генерала от инфантерии М.И. Драгомирова, который в течение нескольких десятков лет с профессорской кафедры Николаевской академии Генерального штаба и в качестве командующего Киевским военным округом последовательно убеждал
и доказывал, что «время муштры и плац-парадных традиций прошло», что «войска должно учить в мирное время тому, что им придется делать в военное... и всякое отступление от этой нормы внушает и солдатам, и начальникам превратное представление о том, что можно и чего нельзя требовать в бою от человека» [2].
Много внимания М.И. Драгомиров уделял и развитию системы военного воспитания. Основой нравственного воспитания офицеров и солдат, по его мнению, является соблюдение законов и формирование у военнослужащих преданности Родине.
Существенное влияние на обучение и воспитание кадетов и юнкеров оказывали офицеры, назначаемые на должности в военно-учебные заведения. В 1894 г. было принято «Положение о младших офицерах». До 1894 г. младшие офицеры прикомандировывались к училищу, оставаясь в списках своих частей. В училище они могли служить до производства в первый штаб-офицерский чин, когда они или получали батальон в училище, или откомандировывались в войска. С выходом положения о военных училищах 1894 г. младшие офицеры прикомандировывались к училищу на 6 лет. Если за это время младший офицер не получал роты, то он откомандировывался в войска. Реформа эта была вызвана стремлением иметь в военноучебных заведениях офицеров, недавно покинувших военные училища, которые могли бы внушать юнкерам правильный взгляд на службу и на отношения к солдатам.
Начальник военного училища избирался Главным начальником военно-учебных заведений и назначался в должности Высочай-
шим приказом. В порядке службы начальник училища пользовался по инспекторской части и по наложению дисциплинарных взысканий правами начальника дивизии, а по преданию суду - властью командира полка. Существенная обязанность начальника училища состояла в надзоре за военным воспитанием и обучением юнкеров.
В должности младших офицеров начальником военного училища до 1894 г. отбирались обер-офицеры всех родов оружия и без ограничения в чине. С 1894 г. назначались только обер-офицеры пехотных и инженерных войск, причем в чине не выше штабс-капитана гвардии или капитана армии, прослужившие определенный законом срок в строю.
Инспектор классов военного училища избирался главным начальником военноучебных заведений из штаб-офицеров или генерал-майоров, «соответствующих требованиям учебного дела», и назначался на должность Высочайшим приказом. Ему подчинялись все «чины училища, служащие по учебной части».
Для того чтобы военное училище имело нужный ему состав преподавателей, инспектор классов помогал его начальнику в подборе наиболее достойных лиц. Кроме того, инспектор классов принимал меры к обеспечению училища необходимым количеством книг, учебников, учебных пособий, моделей и т. д. Штатным преподавателем могло быть только лицо, имеющее не менее 12 лекций в неделю. До 1894 г. штатные преподаватели в звании офицера могли назначаться только по предметам военным и физико-математическим. С 1894 г. это ограничение было снято, однако для преподавания тактики, военной истории, администрации и топографии было принято решение привлекать офицеров Генерального штаба, которые утверждались в должности главным начальником военноучебных заведений, жалование получали по должности в Генеральном штабе и, сверх того, плату за каждый час лекций. Количество как штатных, так и приватных преподавателей законом не определялось. Приватные преподаватели в списке военного училища не состояли и получали вознаграждение за лекции по числу годовых часов.
Истинные традиции русского офицерства состояли в святой преданности Отчизне, в
бескорыстном исполнении воинского долга, знании своего дела, дисциплинированности, инициативе и твердости, в братской любви к подчиненным и заботе о них, в духе теснейшего товарищества между всеми, кто составлял офицерский корпус.
Все эти правила поведения постоянно находились в поле зрения офицерских собраний [3] и в большинстве своем оказывали положительное воздействие на жизнь и боевую службу офицера. Особенно много внимания уделялось формированию у будущих офицеров понятия офицерской чести. Моральные традиции в офицерском корпусе Российской армии всегда играли важнейшую роль. Воспитанные на понятиях чести, офицеры берегли честь мундира, честь полка, свою личную честь. Военное ведомство уделяло большое внимание поведению офицера как на службе, так и вне службы. В офицерской среде велась решительная борьба со злословиями и сплетнями. Молодых офицеров учили различать сплетни и правильно реагировать на них.
Таким образом, сама офицерская среда требовала соблюдения следующих правил: признания обществом офицеров ответственности за поступки каждого своего офицера, что, конечно же, не умаляет ответственности и самого офицера за совершенное им; требования к офицерам согласовывать свое поведение с требованиями офицерской этики; солидарности офицеров в отстаивании чести мундира, достоинства офицерского звания; верности слову, обещанию, устному заявлению, готовности исполнить обещанное и безусловное выполнение принятых на себя обязательств; исключения злословия, злорадства в оценке других офицеров, проявления непорядочности различного рода; соблюдения внешних знаков приличия, товарищества и чинопочитания, особенно в гражданском обществе, общественных местах; готовности каждого члена общества офицеров прийти на помощь товарищу, нуждающемуся в ней, даже без формальной на то просьбы; проявления искреннего сочувствия тем, кого постигло горе, несчастье, неудача. Девиз «Один - за всех, все - за одного» как нельзя лучше отражал суть корпоративности Российского офицерского корпуса. Неслучайно в среде офицеров вырабатывалось и формировалось единство взглядов по принципиально важ-
ным вопросам, к которым мы можем отнести следующие утверждения: офицером может быть только честный, добросовестный и достойный уважения человек; товарищество -это не попустительство, круговая порука и покровительство, а высокая требовательность друг к другу, основанная на доверии и порядочности, взаимной поддержке и взаимной выручке; старший по званию или по должности начальник - такой же офицер, лишь обладающий большими полномочиями и ответственностью; офицер - не слуга, а воин, которому доверено самое ценное - безопасность и покой государства и его граждан.
Основой чести офицеров являлись вековые традиции офицерского корпуса, сконцентрированного в духовном кодексе, передающемся из поколения в поколение.
1. Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже Х1Х-ХХ столетий. М., 1973. С. 51.
2. Драгомиров М.И. Подготовка войск в мирное время. М., 1906. С. 66.
3. Педагогический сборник. 1903. № 7. С. 50-55.
Поступила в редакцию 30.09.2010 г.
UDC 94(47)-355/359
THE INFLUENCE AND ROLE OF OFFICER CORPS OF RUSSIAN EMPIRE IN PREPARATION AND FORMATION OF YOUNG OFFICERS
Larisa Viktorovna Yakovleva, Institute of State Management, Law and Innovation Technologies, Moscow, Russia, Senior Lecturer of Humanitarian Disciplines Department, e-mail: lvyakovleva@rambler.ru
In the article using archival materials and historical sources the influence and rule of the officer corps of the Russian Empire in the preparation and formation of young officers are shown.
Key words: moral education; officer corps; military duty; education and upbringing of officers.