2002.03.009. ШТУТМАН С.М. НА СТРАЖЕ ТИШИНЫ И СПОКОЙСТВИЯ: ИЗ ИСТОРИИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК РОССИИ (18111917) / Под общ. ред. Кавуна С.Ф. - М.: Газоил пресс, 2000. - 360 с.
Книга С.М. Штутмана «посвящена стражам порядка России XIX и начала XX в.» (с.З). Это первый труд по малоизвестной и почти не исследованной теме - истории внутренней и конвойной стражи страны указанного периода. Автор «Слова к читателям» - С.Ф.Кавун, автор предисловия - В.Ф.Некрасов.
Монография - «плод многолетней исследовательской работы в архивах и книгохранилищах» (с. 4). Она насыщена примерами самоотверженной службы, боевых заслуг, благородных поступков воинов при исполнении своего долга. Рассмотрены разные аспекты использования войск в правоохранительной деятельности, сделаны обобщающие выводы.
Здесь рассказано о предшественниках современных внутрен-них войск - внутренней и конвойной страже, их строительстве, кадровом составе, служебно-боевой деятельности. Раскрывается роль российских императоров, государственных и военных деятелей в создании и развитии войск охраны правопорядка, обеспечении общественной безопасности государства. Показаны теоретические воззрения на проблему и практическое ее исполнение. Перед читателем развертывается целая галерея военачальников, возглавляв-ших в разное время внутреннюю и конвойную стражу, что позволило автору избежать обезличенного изложения событий и фактов, вписать в исследование живые портреты действующих лиц.
Особенно интересны приложения: «Сводные данные о составе и численности внутренней стражи на октябрь 1811 г.» (с. 336), «Схема создания батальона внутренней стражи России 1811 г.» (с. 339), «Состав и численность Отдельного корпуса внутренней стражи по состоянию на 1 февраля 1818 г.» (с. 339), «Список окружных генералов, обер-квартирмейстеров и помощников командиров ОКВС (1811-1828 гг.)» (с. 340), «Список окружных генералов, обер-квартирмейстеров, помощников командира ОКВС (1829-1864 гг.)» (с. 346), «Структура и численность личного состава Отдельного корпуса внутренней стражи (1863 г.)» (с. 354), «Распределение конвойных команд по военным округам (по состоянию на 1 мая 1914 г.)» (с. 356).
На основе архивных источников, большинство из которых впервые введено в научный оборот, в книге рассказывается о возникновении,
развитии, значении внутренней и конвойной стражи России, чтобы приоткрыть еще одну страницу отечественной военной истории, приобщить к ней читателей, познакомить с формированиями -предшественниками нынешних внутренних войск. Тема раскрывается на фоне общеисторического развития, с попыткой не терять связь времен. Процесс организации и развития указанных формирований протекал не изолированно, а в русле общеармейского строительства. На него оказывали воздействие различные факторы объективного и субъективного характера: прежде всего, экономическое и политическое состояние общества, его потребности, господствующая идеология, а также интересы государства, волеизъявление царя.
Во введении даются историографический обзор и анализ источников, определены цель, задачи и методологическая основа исследования, его научная новизна и актуальность. Подчеркивается важное значение темы «с точки зрения познавательности и с целью извлечения полезного опыта из уроков истории», тем более уже наметилась тенденция в публикациях идеализировать соответствую-щие учреждения самодержавной власти в России, что особенно заметно «в нынешних оценках корпуса жандармов и его первого шефа» (с. 6).
В первой главе «Создание и становление внутренней стражи. Деятельность генерала Е.Ф.Комаровского (1811-1828 гг.)» исследу-ются причины возникновения и развитие внутренней стражи на первом этапе; анализируются организация, устройство и применение Отдельного корпуса внутренней стражи (ОКВС); характеризуется ее кадровый состав в 1811-1828 гг. Появление этого учреждения «было исторически обусловлено и диктовалось объективной реальностью, обстановкой в стране накануне Отечественной войны 1812 года» (с. 88).
Как показано в главе, внутренняя стража выдержала испытание в Отечественной войне 1812 г., сыграв важную роль в подготовке армейских резервов и в обеспечении внутренней безопасности империи. Принятые формы организации ОКВС оказались жизне-способными. Весьма интересным стало параллельное сосущество-вание ОКВС и корпуса жандармов. Впервые была реализована окружная система военного управления, позволившая осуществлять руководство войсками внутренней стражи на обширной территории России.
В ходе обстоятельного анализа раскрываются теоретическая подготовка и успешное проведение огромной работы по переустройству всей внутренней службы, по формированию батальонов и реорганизации
команд для этой цели, что позволило пополнить армию и реформировать рекрутский набор. Положительно оценивается решение соединить жандармские формирования с внутренней стражей, укрепить внутренние гарнизонные батальоны, увеличив их численность, улучшив размещение, обучение и воспитание личного состава. Особо выделяется большая работа по организации дела препровождения арестантов, созданию этапной системы, но она требовала корректировки.
Не менее трудоемкое исследование проведено по поиску персоналий. Впервые установлены имена и судьбы всех начальников корпусного штаба, большинства окружных генералов, найдены формулярные и послужные списки, уточнены биографии командиров ОКВС, в том числе выдающаяся роль Е.Ф.Комаровского, с именем которого связан «весь первый этап становления внутренней стражи России» (с. 123). Вместе с тем отмечается: несмотря на то, что ее строительство в этот период происходило под неослабным вниманием высших государственных органов и самого императора, оставались нерешенными многие проблемы, относящиеся прежде всего к офицерским кадрам, системе комплектования ОКВС нижними чинами. Тяжела была служба в гарнизонах, особые трудности испытывали этапные команды.
Вторая глава - «Строительство и служебная деятельность внутренней стражи. Деятельность командиров ОКВС (1829-1864 гг.)». В центре внимания здесь «феномен Николаевской эпохи», устройство, применение, кадровый состав ОКВС на новом этапе, участие в Крымской войне и упразднение ОКВС.
Эпоху Николая I историки считают «апогеем самодержавия в России», «утверждением государственного абсолютизма» (с. 148). Если при Александре I, пишет автор, в Сибирь ежегодно отправля-лось в среднем 2-3 тыс., то в первые годы при Николае I - 10-11 тыс., а с 1827 по 1846 г. в Сибирь сослано около 160 тыс. человек (с. 149). Николай I много и упорно занимался армией, военно-охранительной системой, его новации характеризуются как «полезные», но многое оставалось рутинным и неисправимым, что привело в конечном итоге к провалам в Крымской войне.
В рассматриваемый период в ОКВС служили 60 окружных генералов, семь начальников корпусного штаба, пять генералов возглавляли внутреннюю стражу. Несколько человек исполняли обязанности обер-квартирмейстера или состояли для особых поручений
при командире корпуса (с. 212). Все они имели богатый боевой и жизненный опыт и награды. На большинство из них с помощью архивных и литературных источников установлены биографические данные, обобщенные в приложении 5 (с. 346). Многие благодаря опыту, знаниям, высокой культуре, организа-торским способностям, умению находить путь к сердцу солдата внесли большой вклад в жизнь и деятельность корпуса, обучение и воспитание подчиненных. Но они не были ограждены от жизни в обществе, от процессов и движений, происходивших в стране в Николаевскую эпоху. Обращается внимание на рост числа офицеров, отчисленных за неблаговидное поведение и преступления. Подсчитано, что с 1829 по 1860 г. были осуждены более 608 офицеров из ОКВС (с. 213). Главная причина этого - негодная практика отсева неугодных офицеров из армии и переполнение ими корпуса.
Проведенное исследование строительства внутренней стражи, способов комплектования ОКВС дает возможность познакомиться с «порочной практикой» перевода в батальоны внутренней стражи проштрафившихся в армии людей, которых так и называли «порочными», с тем, к чему это приводило, и как командиры пытались бороться с этим явлением. Преступность в корпусе превышала число преступлений в армии в 6 раз, а по сравнению с гвардией это соотношение составляло 19:1 (с. 225). Объективно сложившиеся обстоятельства из-за негодного принципа комплекто-вания привели к субъективному решению о ликвидации внутренней стражи. Правильно ли это было сделано? Соответствует ли действительности мнение о неблагонадежности ОКВС из-за засоренности его состава «нравственно порчеными» людьми? Ответ на эти вопросы дается неоднозначный. Но очищать полевые войска от негодных или неугодных людей за счет корпуса, превращая его в отстойник для порочного личного состава, -метод глубоко порочный. Можно было ожидать, что ни к чему хорошему это не приведет, даже если провести акцию избавления корпуса от штрафников путем отправки их на Дальний Восток и превращения в казачье сословие. Прежде всего это связывается с непомерно длительным сроком военной службы и крепостным правом.
Но стоило ли разрушать такую устоявшуюся и доказавшую на протяжении десятилетий свою необходимость воинскую структуру? Автор считает, что «ОКВС можно было бы сохранить с некоторыми изменениями в системе регионального управления (сблизив, например,
аппараты окружных генералов с органами управления военных округов)» (с. 239). Мало смысла было в создании местных войск, вобравших в себя функции бывшего ОКВС. Носителями этих функций оставались гарнизонные (губернские) батальоны, перешедшие из внутренней стражи в местные войска. Вряд ли упразднение ОКВС облегчило и бремя военных расходов. Все это свидетельствует о вполне возможном осуществлении иного варианта реформирования с сохранением корпуса, реорганизованного, реконструированного и модернизированного.
В третьей главе «Конвойная стража. Ее создание и роль в военно-охранительной системе России» освещаются следующие аспекты проблемы: «Местные войска как преемники внутренней стражи», «Создание этапно-пересыльной части Главного штаба. Деятельность генерала А.И.Беленченко», «Новый этап в строительстве и службе конвойных команд. Деятельность генералов Н.Н.Гаврилова и Н.В.Левицкого», «Организация и служебная деятельность конвойной стражи», «Переход конвойной стражи в ведение Министерства юстиции. Деятельность генералов И.Д.Сапожникова и Н.И.Лукьянова», «Конвойная стража в период Первой мировой войны», «Между Февралем и Октябрем».
При этом обращается внимание на важность учета перемен, происходивших в пореформенной России XIX и начала XX вв., когда страна прочно вступила на путь капиталистического развития, «преобразования охватили социально-экономическую, политическую и культурно-просветительную сферы» (с. 266). Но не только объективные условия и жизненные обстоятельства имели тут значение. Большую роль играли кадры, особенно генералы, возглавлявшие в разное время соответствующие учреждения. Каждый из них внес свой вклад в строительство и служебную деятельность войск, дело обучения и воспитания подчиненных.
На смену внутренней страже (с 1816 по 1864 г. ОКВС) пришли местные войска и конвойные команды, составившие в 1886 г. конвойную стражу. Последняя стала «детищем двух ведомств: Военного министерства и Министерства внутренних дел» (с. 281). С 1895 г. она перешла в ведение Министерства юстиции. Ликвидация внутренней стражи рассматривается в главе как модификация военно-охранительной деятельности, определенный этап в строи-тельстве местных формирований, предназначенных для внутренней и конвойной службы.
Особое место в исследовании истории конвойной стражи занимают ее строительство, состав, функции, соотношение с армией, корпусом жандармов, полицией. Подчеркивается, что полностью был изменен принцип комплектования (печальный опыт ОКВС учтен). Сохранились лучшие традиции и опыт несения службы. Это показывает проведенный анализ кадров войск конвойной стражи, системы комплектования, нравственного и физического состояния личного состава. Приведены примеры верности присяге и долгу службы, смелых действий в боевой обстановке и в экстремальных условиях в мирное время (с. 301-302, 319-320).
Февральская революция ликвидировала жандармерию, реорганизовала полицию в народную милицию, оставив конвойную стражу без изменений, отмечает автор. После Октябрьской революции реорганизованные конвойные команды составили конвойную стражу республики.
А.А.Лютинский