Колпаков П. А. Внутренняя стража и Отдельный корпус внутренней стражи в 1811— 1863 гг.: эволюция организационной структуры военно-полицейских формирований Российской империи / П. А. Колпаков // Научный диалог. — 2016. — № 10 (58). — С. 208—220.
Kolpakov, P. A. (2016). Internal Guard and Separate Corps of Internal Guard in 1811—1863: Evolution of Organizational Structure of Military-Police Units in Russian Empire. Nauchnyy dialog, 10(58): 208-220. (In Russ.).
ERIHJMP
Журнал включен в Перечень ВАК
и I к I С H ' s
PfJHOCXCALS t)IKK"TORY-
УДК 94(47)"1811/1864"+342.745
Внутренняя стража и Отдельный корпус внутренней стражи в 1811—1863 гг.: эволюция организационной структуры военно-полицейских формирований Российской империи
© Колпаков Петр Александрович (2016), аспирант, кафедра истории, Московский авиационный институт (Москва, Россия), [email protected].
Статья посвящена рассмотрению процесса эволюции организационной структуры Внутренней стражи и Отдельного корпуса Внутренней стражи (ОКВС) Российской империи. Изучение организационной структуры внутренних войск позволило выявить наличие в строении корпуса черт линейной и регионально-дивизиональной структуры. Особое внимание обращено на строение ОКВС как первой в отечественной истории военной единицы с окружной организацией. Воплощение в корпусе окружной структуры было предопределено поставленными перед войсками правопорядка задачами. Отмечены основные направления изменений структуры Внутренней стражи: варьирование количества окружных объединений, подразделений, их штатной численности, создание и выделение жандармерии в отдельную организацию. Сделан акцент на особом положении командира ОКВС как военачальника, напрямую подчинявшегося императору. Актуальность исследования обусловлена необходимостью оценки исторического опыта реформирования отечественных военно-полицейских формирований ввиду создания в России Национальной гвардии. Примечательным представляется проведение параллелей между имеющимся историческим опытом и решениями, сопутствовавшими созданию ОКВС и Росгвардии: об изыскании кадрово-материальных основ, положении руководящего звена военно-полицейской системы и состоянии внешней среды, под воздействием которой принимались таковые решения. Обоснована целесообразность изучения эволюции крупных военных единиц в гражданских вузах и учебных учреждениях «силового блока».
Ключевые слова: Отдельный корпус Внутренней стражи; ОКВС; внутренние войска; Внутренняя стража; жандармерия; организационная структура; оптимизация организационной структуры; национальная гвардия.
1. Введение
Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется усложнением разного рода систем: социальных, политических, экономических, технических — в сравнении с их строением на предыдущих этапах своего развития. Процесс эволюции ставит перед научным сообществом все более глубокие вопросы познания систем, поиск ответов на которые направлен на выработку решений, оптимизирующих структуры различных организаций, то есть приводящих их в максимально возможное соответствие такому состоянию, в котором возможно достижение результата, соответствующего запланированному. Таким образом, формирование у будущих специалистов знаний, умений и навыков, необходимых для принятия решений, направленных на оптимизацию организационных структур, должно осуществляться не только в академиях, институтах и университетах экономической направленности, но и в рамках технического вуза, исходя, как минимум, из сложности продукции, выпускаемой промышленными предприятиями, и в ходе учебного процесса в образовательных учреждениях ведомств «силового блока» (Министерства обороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, МЧС РФ и др.) ввиду интенсификации старых и появления новых угроз государственной безопасности.
Достаточно распространенным мнением среди военных теоретиков является приверженность позиции отрицания вероятности использования в условиях современного военного конфликта противоборствующими сторонами крупных армейских соединений. Сводящим к нулю таковую вероятность считают сдерживающий фактор наличия у основных политических акторов ядерного оружия. Показательным с точки зрения исторической науки в данном контексте представляется отсыл к представлению, которое было весьма распространенным в Европе незадолго до Первой мировой войны, — о пулемете как изобретении, навсегда исключившем возможность возникновения масштабной войны.
Обратим внимание на то, что такие государства, как США, Китай, Россия, Турция, имея весомое влияние на мировой арене, обладают мощными вооруженными силами. Внедрение в этой сфере новейших достижений науки и техники в совокупности с их с многочисленностью исключает возможность строительства войск как крупной системы с простой организационной структурой. Таким образом, решения, направленные на оптими-
зацию крупных военных соединений, должны базироваться в том числе на знании их устройства.
Изучение структур крупных военных единиц целесообразно и вне рамок постижения военного дела: рассмотрение опыта эволюции военных систем представляется показательным примером и для студентов гражданских вузов в целях формирования у них соответствующих управленческих навыков в процессе освоения дисциплины «Теория организации» и др.
Сегодня изучение истории развития военно-полицейских формирований, обеспечивающих охрану правопорядка и защиту государственного строя от внутренних угроз, становится особенно актуальным в свете недавних событий, происходивших как в России (беспорядки на Манежной площади в Москве в 2010 году, на Болотной площади — в 2012 году), так и за рубежом (революции в Киргизии, на Украине). Важной основой для грамотного применения внутренних войск как механизма ликвидации угрозы конституционному строю является изучение исторического опыта их строительства и деятельности. Кроме того, чрезвычайно востребованы государством и обществом и другие функции, выполняемые войсками правопорядка, в настоящее время преобразовываемые в Национальную гвардию РФ: борьба с преступностью, локализация и блокирование районов чрезвычайного положения или районов вооруженных конфликтов и др. Перечень задач, выполняемых сегодня внутренними войсками, значительно расширился относительно возлагавшихся на Внутреннюю стражу и Отдельный корпус Внутренней стражи в соответствии с «Положением» от 3 июля 1811 года. Это объясняется повышением сложности обеспечения правопорядка вследствие технического и общественного прогресса. Однако основные направления правоохранительной деятельности внутренних войск остались непреложными в течение более чем 200-летней их истории [Колпаков, 2015, с. 95]. Такое постоянство определяет необходимость в обобщении исторического опыта деятельности войск правопорядка, раскрывающегося как в трудах, в целом повествующих об эволюции внутренних войск: «История внутренних войск МВД. Военно-исторический труд в пяти томах», «200 лет на страже тишины и спокойствия. Краткая иллюстрированная история внутренних войск МВД России», — так и в пособиях высших учебных заведений силовых министерств, охватывающих в зависимости от направления подготовки специалистов определенные векторы деятельности отечественных внутренних войск: «Краткая история внутренних войск» под общей редакцией нынешнего директора Федеральной службы войск национальной гвардии В. В. Золотова [История внутренних..., 2016; 200 лет..., 2011; Краткая история, 2015].
Объектом нашего исследования являются войска Внутренней стражи Российской империи, предметом — организационная структура Внутренней стражи Российской империи и ее эволюция как пример для изучения развития крупных армейских соединений.
Цель статьи — изучение процесса эволюции организационной структуры Отдельного корпуса Внутренней стражи Российской империи, а также причин изменений, вносившихся в структуру ОКВС.
2. Формирование структуры Внутренней стражи. Влияния внешней среды и политической элиты
«Положение для Внутренней стражи» от 3 июля 1811 года определяло состав и устройство Внутренней стражи, ее функции, формы и порядок отчетности о деятельности подразделений, инструкции командованию всех уровней. Ряд обязанностей, возлагавшихся на войска правопорядка в соответствии с Отд. II «Положения», предполагал размещение подразделений Внутренней стражи на обширных территориях империи, что определило их разрозненную дислокацию. Необходимость поддержания правопорядка, особенно в условиях обостряющегося крестьянского вопроса и грядущей войны с наполеоновской Францией, обязанность по сопровождению арестантов и выполнение других задач предопределили становление нового военизированного формирования с полицейскими функциями как первой в России военной структуры с окружным устройством. Губернские батальоны на гарнизонном положении объединялись в бригады, а бригады — в округа. Примечательно, что окружные генералы Внутренней стражи по «Положению» были подотчетны непосредственно военному министру. Таким образом, на момент создания Внутренней стражи окончательного представления об организации системы управления нового формирования выработано не было [Колпаков, 2015, с. 95—96].
Упоминая о начальном этапе строительства крупной военной единицы, необходимо указать на существование двух подходов к формированию типов организационных структур. Первый — иерархический тип — предполагает создание структуры управления исходя из внутреннего строения организаций и рационализации управления. Второй, получивший название органического, исходит из необходимости постоянного приспособления структуры управления к условиям внешней среды [Румянцева, 2007, с. 216]. И если окружное строение ОКВС было предопределено поставленными перед войсками правопорядка задачами, то место системы управления Внутренней стражи в механизме управления военного и государственного как его подсистемы определялось воздействием предста-
вителей политической элиты. Инструкция инспектору Внутренней стражи была высочайше утверждена 30 ноября 1811 года. Данный нормативный акт изменял положение, при котором окружные генералы подчинялись напрямую Военному министру — между ними включалось промежуточное звено в лице инспектора Внутренней стражи. Однако необходимо отметить, что инструкция двояко определяла соотношение полномочий Военного министра и инспектора Внутренней стражи в системе управления внутренними войсками. В соответствии с п. 1 инструкции «инспектор Внутренней стражи есть помощник Военного Министра в управлении Внутренней стражей». В этом контексте представляется интересным рассмотреть п. 2 данной инструкции, который определяет инспектора Внутренней стражи как «начальника оной во всех отношениях в военном ее устройстве и порядке». В содержании п. 2 можно увидеть некоторое противоречие п. 1 рассматриваемого нормативного акта в силу того, что он провоцирует двоевластие в корпусе. Второй пункт закрепляет полноту полномочий инспектора в вопросах строительства Внутренней стражи. Однако уже в пунктах 5, 7, 9 инструкции мы вновь видим инспектора Внутренней стражи как подчиненного военному министру. Смысл содержания п. 2 «Инструкции Инспектору Внутренней стражи» в контексте всего нормативного документа сводится к тому, что инспектор Внутренней стражи — «начальник оной», но только в решении оперативных задач внутренних войск. Прояснить вопрос противоречия нам позволяют воспоминания инспектора Внутренней стражи Е. Ф. Комаров-ского. В своих мемуарах он сообщает, что Военный министр М. Б. Барклай-де-Толли настаивал на том, чтобы Комаровский состоял при нем дежурным генералом по Внутренней страже. Однако Александр I, указав на то, что граф Комаровский является его адъютантом, отверг это предложение, сказав Барклаю: «хочу, чтобы он [Комаровский] находился между мной и вами» [Колпаков, 2015, с. 96—97]. Ситуация, возникшая вокруг вопроса подчинения командира ОКВС, достаточно показательна по причине того, что она отражает дуализм подхода, в соответствии с которым строились войска правопорядка, в виду присутствия в нем и черт органического, учитывающего особенности внешней среды и задачи, определенные перед новым военно-полицейским формированием, и черт иерархического, выразившегося во влиянии стремлений представителей политической элиты включить командира ОКВС и его штаб непосредственно в свое подчинение, то есть в свою властную вертикаль, что и определило положение системы управления корпусом в системе общегосударственного управления.
Специфика задач, поставленных перед ОКВС, в совокупности с отмеченным выше дуализмом подхода к формированию корпуса определили то,
что структуре войск правопорядка, с одной стороны, как и любой военной системе, были свойственны черты линейной организации с присущим ей принципом единоначалия, а с другой — высокая степень обособленности и самостоятельности округов Внутренней стражи как системы с чертами регионально-дивизиональной структуры.
3. Эволюция организационной структуры Внутренней стражи
На начальном этапе становления Внутренняя стража, сформированная на основе гарнизонных батальонов, губернских рот и штатных команд, была разделена на 8 округов, объединявших от 4 до 8 губерний Российской империи, звеном более низкого уровня являлась бригада Внутренней стражи. Бригадному генералу подчинялось 2—3 батальона). Командирам внутренних гарнизонных батальонов Российской империи также подчинялись инвалидные и этапные команды, дислоцировавшиеся в губернии. Так, например, надзор за порядком следования этапных команд возлагался на начальников Внутренней стражи, а именно на командиров внутренних гарнизонных батальонов, в чьем непосредственном подчинении находились этапные команды Внутренней стражи, и окружных генералов. На указанных должностных лиц возлагалось обеспечение «благоустройства в препровождении» ссыльных, получение от этапных и инвалидных команд донесений по происшествиям, имевшим место при этапировании, и соответствующее на них реагирование [Колпаков, 2016, с. 124].
В процессе эволюции организационная структура войск правопорядка подвергалась изменениям: варьировалось количество округов, штатная численность подразделений, произошел отказ от бригадного звена, округами Внутренней стражи охватывались новые территории (так 12 июля 1816 года Внутренняя стража была учреждена в Грузии) [ПСЗРИ, Собрание I, Т. XXXШ, 1830, с. 932]. Изменения, вносившиеся в структуру, в значительной степени были определены разрозненным характером дислокации подразделений Внутренней стражи, которому сопутствовали сложности построения коммуникации окружных генералов и подчиненных им подразделений. Способом преодоления данной проблемы явилось увеличение количества округов Внутренней стражи, в полной мере себя не оправдавшее. Проявлением неполной состоятельности данного решения представляется, в частности, то, что количество округов не только увеличивалось, но и сокращалось: к 1863 году Отдельный корпус Внутренней стражи, подразделения которого располагались преимущественно на европейской территории Российской империи, был разделен на 10 округов [Штутман, 2000]. В рамках данной статьи невозможно в полном объеме отразить изменения струк-
туры ОКВС, происходившие на уровне гарнизонных батальонов: штатная численность их постоянно изменялась, варьировалось и количество подчиненных инвалидных команд, располагавшихся в уездных городах, и команд этапных. Достаточно подробно изменения, происходившие в батальонах ОКВС на протяжении истории существования корпуса, описаны в части VII «Хроники Российской императорской армии, составленной по высочайшему повелению» 1852 года. Седьмая часть «Хроник Российской императорской армии» раскрывает подробности строительства и реорганизации подразделений войск, находившихся в Финляндии, Оренбургского и Сибирского отдельных корпусов, Отдельного корпуса Внутренней стражи и Корпуса Жандармов [Висковатов, 1852].
Изменениям подвергались и подчиненные батальонам инвалидные и этапные команды. Анализ «Хроник...» позволяет сделать вывод о том, что одной из основных причин изменений структуры корпуса, в частности, включенных в ОКВС инвалидных и этапных команд, явились сложности, сопутствующие функции этапирования арестантов военнослужащими. Показательными примерами, подтверждающими данные выводы, наполнена хроника развития Санкт-Петербургского внутреннего гарнизонного батальона. 10 января 1818 года при учреждении пеших этапов для препровождения арестантов по траку от Санкт-Петербурга до Архангельска и Риги были сформированы и подчинены столичному батальону ОКВС Вы-ставская и Касковская этапные команды, каждая в числе 2 обер-офицеров и 46 нижних чинов. Через месяц после создания Выставской и Касковской команд в целях несения службы на траке «Гродно — Вильно — Друя — Псков — Санкт-Петербург» были сформированы Феофиловская и Рождественская этапные команды. 31 июня 1837 года при учреждении конных этапов для препровождения арестантов из Санкт-Петербурга в Москву была создана и также подчинена столичному батальону Ижорская конная этапная команда [Висковатов, 1852, с. 144—145].
Связям подчинения, объединявшим подразделения-подсистемы в единую систему войск правопорядка, сопутствовали связи контроля ответственными лицами подчиненных подразделений. Инспектирование подчиненных подразделений являлось главным методом контроля ОКВС. Командир корпуса лично осуществлял проверку вверенных ему подразделений. Окружной генерал 6 округа ОКВС генерал-майор Неслов Павел Евгеньевич в своем предписании от 10 февраля 1864 года объявлял выговор майору Зяблову за его поведение во время инспектирования Воронежского внутреннего гарнизонного батальона генерал-адъютантом Василием Федоровичем фон дер Лауницем: «Его Превосходительство Г. Корпусный
Командир в бытность свою в Воронеже, хотя и соизволил найти значительное улучшение внутреннего устройства баталиона и команды Внутренней Стражи и в особенности весьма успешное образование и отличное обмундирование последних рекрут, но узнав, что все это произведено по личному указанию и настоянию бывшего Окружного Генерала 5-го Округа, Генерал-Майора Нагаля, и, принимая к тому во внимание, что 1) Состояние Канцелярии не улучшилось, чему служат доказательством как наружный ее вид, так и несвоевременное и неправильное представление требовательных ведомостей на сей год; 2) Беспорядок в дежурной комнате; 3) Неумение Офицеров командовать рекрутам ружейные приемы по уставу; 4) Дерзость или ограниченность понятий Майора Зяблова, дозволившего себе в присутствии Его Высокопревосходительства подсказывать офицерам командные слова, тем более преступно, что пользовался слабостью слуха Г. Корпусного Командира и уронившего сим достоинство баталионного командира; 5) Что после такого образа действия, он, Майор Зяблов, жаловался еще на нерадение и неспособность офицеров, подав лично полный тому повод. За все вышеизложенное объявляю Командиру Воронежского баталиона, Майору Зяблову, на этот только раз, строжайший выговор» [РГВИА, ф. 15166, оп. 1, ед. хр. 10, л. 4, об. 5].
4. Жандармские подразделения в составе Внутренней стражи
Значимыми событиями в истории войск правопорядка также являются образование жандармских подразделений в составе Внутренней стражи и выделение жандармерии из ОКВС. Эти события также были следствием реагирования военного руководства на вызовы внешней среды. В «Высочайше утвержденном положении для жандармов Внутренней стражи» отмечалась необходимость создания подразделений, способных повысить мобильность корпуса и на опасных участках усилить интенсивность действий его военнослужащих: «Необходимость и польза конных отрядов в составе внутренней стражи представлялись при самом образовании стражи сей; но начавшаяся тогда война воспрепятствовала учреждению оных». На начальном этапе жандармские подразделения были сформированы на основе полицейских и драгунских команд, последние прекращали свое существование. «Высочайше утвержденное положение для жандармов Внутренней стражи» от 1 февраля 1817 года определяло структуру жандармерии в системе ОКВС следующим образом: в Москве и Санкт-Петербурге (где опасность массовых восстаний и беспорядков представляла собой угрозу, значительно выходящую за пределы локального-городского уровня) жандармы были подчинены обер-полицмейстерам и считались отко-
мандированными от ОКВС, в губернских городах жандармы Внутренней стражи включались в состав внутренних гарнизонных батальонов и подчинялись их командирам, получавшим возможность более оперативно реагировать на происшествия, происходившие в губернии [ПСЗРИ, Собрание I, Т. XXXIV, 1830, с. 50—54].
Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года обнажило проблему неспособности действующей охранительной системы ликвидировать угрозы существовавшему политическому режиму и государственности на стадии их зарождения. Восстание декабристов поставило перед государством вопрос обеспечения безопасности и борьбы с деструктивными элементами в новой плоскости, отличной от борьбы, например, с массовыми выступлениями и беспорядками, как таковыми проявлениями последствий заговоров. Но и потребность в создании эффективных механизмов противодействия массовым беспорядкам в населенных пунктах, где последствия таких выступлений могли отразиться на судьбе всей страны, также в значительной степени актуализировались. Указом от 28 апреля 1827 года были учреждены пять Округов Жандармского корпуса [ПСЗРИ, Собрание II, Т. II, 1830, с. 396—397]. История Третьего Отделения Собственной Его императорского Величества канцелярии и Отдельного корпуса жандармов, ставшего исполнительным органом Третьего отделения, привлекает повышенное внимание исследователей, в том числе в виду важности оценки опыта функционирования ведомства на поприще предотвращения угроз государственной безопасности, специфики исполнения жандармерией полицейских функций. В рамках данной статьи необходимо отметить, что выделение жандармерии из структуры ОКВС стало следствием новых вызовов государственной безопасности, поиска решений, оптимизирующих структуру «силовых» ведомств.
5. Выводы
В современной России продолжается поиск таковых решений, структура организации государственной безопасности не находится в статичном положении: 5 апреля 2016 года Президентом Российской Федерации В. В. Путиным был подписан указ «Вопросы федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» [Подписан указ..., 2016]. Формируемые войска национальной гвардии создаются на основе исторического преемника Внутренней стражи — Внутренних войск МВД РФ, подразделений ОМОН и СОБР, Вневедомственной охраны и др. Примечательным представляется проведение параллелей между имеющимся историческим опытом и решениями, принимаемыми в современной Рос-
сии: так было определено, что главнокомандующий войсками национальной гвардии (в недавнем прошлом главком ВВ МВД РФ — заместитель министра внутренних дел) генерал армии В. В. Золотов будет находится в подчинении непосредственно верховного главнокомандующего, а не министра обороны или внутренних дел (вспомним о прениях, имевших место вокруг определения позиции во властной иерархии инспектора Внутренней стражи графа Е. Ф. Комаровского). Как и в XIX веке, созданию «суперведомства» предшествовало обострение проблемы противодействия возможным массовым беспорядкам в ключевых населенных пунктах. Обратим внимание и на то, что формирующиеся войска Национальной гвардии РФ, как и Внутренняя стража, создаются на основе действующих формирований, чему также сопутствует поиск возможностей сокращения бюджетных расходов на государственную безопасность. Обнаружение таких параллелей обосновывает необходимость изучения исторического опыта строительства отечественных внутренних войск, эволюции их структуры, принимавшихся решений, направленных на оптимизацию войск правопорядка в целях повышения эффективности выполнения поставленных задач и вызовов динамически изменяющейся внешней среды.
Источники и принятые сокращения
1. ПСЗРИ — Полное собрание законов Российской империи.
2. Высочайше утвержденное положение для жандармов внутренней стражи : именной указ, данный начальнику Главного штаба № 26650 от 1 февраля 1817 г // Полное собрание законов Российской империи. — Санкт-Петербург : Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. — Собрание I, Т. XXXIV. — С. 50—54.
3. Об учреждении Внутренней стражи в Грузии : именной, объявленный в приказе Начальника Главного Штаба № 26350 от 12 июля 1816 г // Полное собрание законов Российской империи. — Санкт-Петербург : Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. — Собрание I. Т. XXXIII. — С. 932.
4. Об учреждении пяти округов Жандармского корпуса. С приложением положения, росписей и штата : именной, данный управляющему Главным штабом № 1062 от 28 апреля 1827 г. // Полное собрание законов Российской империи. Санкт-Петербург : Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. — Собрание II, Т. II. — С. 396—397.
5. Подписан указ о Федеральной службе войск национальной гвардии // Президент России [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.kremlin.ru/ events/president/news/51648.
6. РГВИА — Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 15166. Оп. 1. Ед. хр. 10.
Литература
1. 200 лет на страже тишины и спокойствия : краткая иллюстрированная история внутренних войск МВД России / Н. Г. Сысоев [и др.]. — Москва : Новости, 2011. — 160 с.
2. Висковатов А. В. хроника Российской императорской армии, составленная по Высочайшему повелению. В 7 ч. Ч. 7 / А. В. Висковатов. — Санкт-Петербург, 1852. — 334 с.
3. История внутренних войск МВД России : военно-исторический труд. в 5 т. / В. Ю. Новожилов [и др.]. — Москва : Редакция журнала На боевом посту внутренних войск МВД России, 2016.
4. Колпаков П. А. Становление Внутренней стражи Российской империи 1811— 1816 гг. : историко-правовой аспект / А. П. Колпаков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2015. — № 10/3 (50). — С. 95—99.
5. Колпаков П. А. «Учреждение для управления сибирских губерний» как правовой институт-регулятор этапирования ссыльных военнослужащими внутренних войск Российской империи / А. П. Колпаков // Законность и правопорядок в современном обществе. — 2016. — № 28. — С. 122—128.
6. Краткая история внутренних войск : учебное пособие / С. В. Бунин [и др.]. — Москва : Редакция журнала На боевом посту ВВ МВД России, 2015. — 432 с.
7. Румянцева З. П. Общее управление организацией : теория и практика / З. П. Румянцева. — Москва : ИНФРА-М, 2007. — 304 с.
8. Штутман С. М. На страже тишины и спокойствия : из истории Внутренних Войск России (1811—1917 гг.) / С. М. Штутман. — Москва : Газоил пресс, 2000. — 260 с.
Internal Guard and Separate Corps of Internal Guard in 1811—1863: Evolution of Organizational Structure of Military-Police Units in Russian Empire
© Kolpakov Petr Aleksandrovich (2016), post-graduate student, Department of History, Moscow Aviation Institute (Moscow, Russia), [email protected].
The article is devoted to consideration of evolution of the organizational structure of the Internal guard and Separate corps of Internal guards (SCIG) of the Russian Empire. The study of the organizational structure of the internal troops allowed to reveal the presence in their structure the features of linear and regional-divisional structure. Special attention is paid to the structure of the SCIG as the first military unit of the district organization in the country's history. The embodiment of the district structure was predetermined by tasks set before the forces of law. The main directions of changes in
the structure of the Internal guard are mentioned: the variation in the number of district units, departments, number of their staff, the creation of the gendarmerie and making it a separate organization. The emphasis is made on the special position of the commander of the SCIG, directly subordinating to the Emperor. The research urgency is caused by necessity of evaluation of the historical experience of reforming the national military and police forces in the creation in Russia of the National guard. Drawing parallels between the historical experiences and decisions surrounding the creation of SCIG and guard seems to be remarkable: on finding the personnel, material foundations, the position of the administration of the military-police system and the state of the environment, under the influence of which those decisions had been taken. The expediency of studying the evolution of large military units in civilian universities and educational institutions of "power block" is proved.
Key words: Separate corps of Internal guard; SCIG; internal troops; Internal guard; gendarmerie; organizational structure; optimization of organizational structure; national guard.
Material resources
Ob uchrezhdenii Vnutrenney strazhi v Gruzii: imennoy, obyyavlennyy v prikaze Nachal-nika Glavnogo Shtaba № 26350 ot 12 iyulya 1816 g. 1830. In: Polnoye sobraniye zakonov Rossiyskoy imperii. Sankt-Peterburg: Tip. II Otdeleniya Sobstvennoy Ego Imperatorskogo Velichestva Kantselyarii. Sobraniye I. T. XXXIII. (In Russ.).
Ob uchrezhdenii pyati okrugov Zhandarmskogo korpusa. S prilozheniyem polozheniya, rospisey i shtata: imennoy, dannyy upravlyayushchemu Glavnym shta-bom № 1062 ot 28 aprelya 1827 g. 1830. In: Polnoye sobraniye zakonov Rossiyskoy imperii. Sankt-Peterburg: Tip. II Otdeleniya Sobstvennoy Ego Imperatorskogo Velichestva Kantselyarii. Sobraniye II, T. II. (In Russ.).
Podpisan ukaz o Federalnoy sluzhbe voysk natsionalnoy gvardii. PrezidentRossii. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51648. (In Russ.).
PSZRI — Polnoye sobraniye zakonov Rossiyskoy imperii (In Russ.).
RGVIA — Rossiyskiy gosudarstvennyy voenno-istoricheskiy arkhiv (In Russ.).
Vysochayshe utverzhdennoye polozheniye dlya zhandarmov vnutrenney strazhi: imennoy ukaz, dannyy nachalniku Glavnogo shtaba № 26650 ot 1 fevralya 1817 g. 1830. In: Polnoye sobraniye zakonov Rossiyskoy imperii. Sankt-Peterburg: Tip. II Otdeleniya Sobstvennoy Ego Imperatorskogo Velichestva Kantse-lyarii. Sobraniye I, T. XXXIV. (In Russ.).
References
Bunin, S. V. [i dr.]. 2015. Kratkaya istoriya vnutrennikh voysk: uchebnoye poso-biye. Moskva: Redaktsiya zhurnala Na boyevom postu VV MVD Rossii. (In Russ.).
Kolpakov, P. A. 2015. Stanovleniye Vnutrenney strazhi Rossiyskoy imperii 1811— 1816 gg.: istoriko-pravovoy aspect. Istoricheskiye, filosofskiye, politiches-kiye i yuridicheskiye nauki, kulturologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii ipraktiki, 10/3 (50): 95—99. (In Russ.).
Kolpakov, P. A. 2016. «Uchrezhdeniye dlya upravleniya sibirskikh guberniy» kak pra-vovoy institut-regulyator etapirovaniya ssylnykh voyennosluzhashchimi vnutrennikh voysk Rossiyskoy imperii. Zakonnost i pravoporyadok v sovre-mennom obshchestve, 28: 122—128. (In Russ.).
Novozhilov, V. Yu. [i dr.]. 2016. Istoriya vnutrennikh voysk MVD Rossii: voyenno-is-toricheskiy trud, 5. Moskva: Redaktsiya zhurnala Na boyevom postu vnutrennikh voysk MVD Rossii. (In Russ.).
Rumyantseva, Z. P. 2007. Obshcheye upravleniye organizatsiey: teoriya i praktika. Moskva: INFRA-M. (In Russ.).
Shtutman, S. M. 2000. Na strazhe tishiny i spokoystviya: iz istorii Vnutrennikh Voysk Rossii (1811—1917gg.). Moskva: Gazoil press. (In Russ.).
Sysoev, N. G. [i dr.]. 2011. 200 let na strazhe tishiny i spokoystviya: kratkaya illyus-trirovannaya istoriya vnutrennikh voysk MVD Rossii. Moskva: Novosti. (In Russ.).
Viskovatov, A. V. 1852. Khronika Rossiyskoy imperatorskoy armii, sostavlennaya po Vysochayshemupoveleniyu, 7/7. Sankt-Peterburg. (In Russ.).