Научная статья на тему 'С.Ю. Витте первый шеф Пограничной стражи'

С.Ю. Витте первый шеф Пограничной стражи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
553
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИТТЕ / ОТДЕЛЬНЫЙ КОРПУС ПОГРАНИЧНОЙ СТРАЖИ (ОКПС) / ШЕФ / ИМПЕРАТОР / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / S. VITTE / THE SEPARATE DIVISION OF THE BORDER GUARD (SDBG) / CHIEF / EMPEROR / RUSSIAN EMPIRE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бандурин Сергей Геннадьевич

В статье рассматривается роль С.Ю. Витте в создании Отдельного корпуса пограничной стражи Министерства финансов Российской империи.S. V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бандурин Сергей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

itte has played the great role in the process of Russian industrialization and the development of the Separate Division of the Border Guard (SDBG) of the Russian Ministry of Finance.

Текст научной работы на тему «С.Ю. Витте первый шеф Пограничной стражи»

Сергей БАНДУРИН

С.Ю. ВИТТЕ - ПЕРВЫЙ ШЕФ ПОГРАНИЧНОЙ СТРАЖИ

В статье рассматривается роль С.Ю. Витте в создании Отдельного корпуса пограничной стражи Министерства финансов Российской империи.

S. Vitte has played the great role in the process of Russian industrialization and the development of the Separate Division of the Border Guard (SDBG) of the Russian Ministry of Finance.

Ключевые слова:

Витте; Отдельный корпус пограничной стражи (ОКПС); шеф, император; Российская империя; S. Vitte, the Separate Division of the Border Guard (SDBG), chief, emperor, Russian empire.

БАНДУРИН Сергей Геннадьевич — к.и.н, доцент Пограничной академии ФСБ России

В отечественной историографии период царствования Александра III (1881—1894) получает различные, порою противоположные оценки. Одно несомненно — это был период политической стабильности, позволивший Российской империи ещё долгие годы развиваться динамично и поступательно. При Александре III Россия не участвовала ни в одной войне и военном конфликте, за исключением небольшого пограничного инцидента в районе Кушки (Туркестан). Император окружил себя людьми, соответствующими амбициозной внешней и внутренней политике Российского государства. Одним из таких государственных мужей был Сергей Юльевич Витте, больше известный как финансист, промышленный протекционист, один из инициаторов и практических исполнителей строительства ряда железнодорожных магистралей (например, Транссиба и Китайско-Восточной железной дороги). Он предпринял одну из первых попыток широкого государственного регулирования российской экономики, индустриализации России. Основой концепции С.Ю. Витте была национальная идея.

Менее известна деятельность С.Ю. Витте в качестве шефа Пограничной стражи в его бытность министром финансов. В этой связи уместно вспомнить, как был образован Отдельный корпус пограничной стражи (ОКПС).

15 (27) октября 1893 г. по величайшему повелению императора Александра III был образован ОКПС. К моменту образования ОКПС в Министерстве финансов, которому подчинялись таможенники и пограничники, сложилась конфликтная ситуация. В пограничных российских губерниях пограничные бригады, сформированные на воинских началах, подчинялись таможенным округам, начальниками которых были гражданские чиновники. Это являлось причиной конфликтов и недоразумений, которые, в конечном счёте, влияли на состояние пограничной службы.

Об этом времени и ситуации С.Ю. Витте вспоминал так: «Ронялся престиж военного мундира. Меня это коробило, не нравилось это и Императору. Император говорил мне, что будет благодарен, если бы я Пограничную стражу изъял из ведения чиновников. Я усиленно занялся делом устройства пограничной стражи. Я встретил сильное препятствие, как в директоре Департамента таможенных сборов, так и в инспекторе Пограничной стражи генерал-лейтенанте Гане и всех гражданских чинах моего министерства. Но, тем не менее, эту реорганизацию я совершил очень просто: взял и сам разработал положение об организации Отдельного корпуса пограничной стражи, причем этот Корпус был совсем отделён от Таможенного департамента».

И далее: «Таким образом, собственно надзор за контрабандой и вообще всюду, где необходимо было проявлять силу и даже пускать в ход оружие — являлось делом Пограничной стражи, таможенное же дело должно было ограничиться только всеми таможенными операциями. Такая организация: во главе корпуса командир, у корпусного командира — начальник штаба, затем штаб и канцелярия Пограничной стражи, а также медицинская часть. Затем вся Пограничная стража разделяется на округа, имеется начальник округа Пограничной стражи. Округа делятся на бригады, а бригады — на отделы. Организация на вполне военном основании. Император очень меня благодарил за это и почти никаких изменений в этом положении не сделал. Государь пожелал, чтобы Министр финансов был Шефом Пограничной стражи. Сделал он это, чтобы оказать мне внимание за сделанное мною преобразование.

Тогда явился вопрос: кого назначить корпусным командиром? По указанию генерала Ванновского я выбрал трёх лиц (лично мне незнакомых), причём по предыдущей деятельности — из этих трёх лиц мне более всех был симпатичен генерал Свиньин, потому что он был боевой генерал, который очень отличился при взятии Плевны (потом он был начальником гвардейской артиллерии)»1.

Впоследствии Николай II дал Витте особый полувоенный мундир шефа Пограничной стражи, который впоследствии имели право носить все шефы Пограничной стражи. После ухода из Министерства финансов С.Ю. Витте оставили право носить этот мундир. Такое же право в 1900 г. было предоставлено шефом ОКПС всем генералам в отставке, когда-либо служившим в Корпусе2.

Высшее руководство в ОКПС принадлежало шефу ОКПС — Министру финансов Российской империи, который обладал широкими правами по пограничному надзору, административной, инспекторской и хозяйственной частям и был обязан представлять доклады императору по вопросам устройства стражи. Так, по пограничному надзору шеф определял и изменял район деятельности бригад и на-

1 Витте С.Ю. Воспоминания. Царствование Александра II и Александра III (1849—1894). — Берлин: Слово, 1923, стр. 319-320.

2 ГАРФ, ф. 7071, оп. 1, д. 36, с. 39.

хождение их штабов; в пределах ассигнований определял численность личного состава бригад и особых отделов, число вахмистров, фельдфебелей и писарей в бригадах и особых отделах, утверждал правила употребления оружия чинами стражи, разрешал переходить через линию границы на Кавказе и в Средней Азии для преследования нарушителей, производство обысков и выемок при розыске контрабанды в пределах пограничной полосы. Он же имел право определять порядок управления хозяйственными учреждениями Корпуса применительно к правилам, установленным для соответствующих хозяйственных подразделений.

Наряду с другими правами шеф мог увольнять со службы офицеров и гражданских чиновников; утверждать на должности после одобрения императором командира Корпуса, начальника штаба и заведующего военно-судной частью ОКПС; принимать решения о зачислении на должности и разрешать перевод офицеров (за исключением командиров бригад); утверждать аттестации, составленные командиром Корпуса на непосредственно подчинённых ему офицеров и генералов. Его права, в соответствии с Дисциплинарным уставом военного ведомства, были приравнены к правам главного инспектора военного округа3.

С.Ю. Витте проводил не типичную для своего времени кадровую политику. Он набирал людей, отдавая предпочтение не происхождению, чинам и выслуге, а, прежде всего, одарённости, профессиональной подготовке и знаниям. Стоит заметить, что это относилось только лишь к гражданским чиновникам. Что касалось генералов и офицеров ОКПС, то в этом случае С.Ю. Витте придерживался консервативных подходов и полностью доверялся мнению императора и его генералитета.

Есть основания утверждать, что С.Ю. Витте создавал ОКПС как силовой элемент обеспечения экономической безопасности России. Существовавшая до 1893 г. система охраны государственной границы не соответствовала экономическому статусу Российской империи. Витте прекрасно понимал, что силовое прикрытие государственной границы от контрабанди-

3 Плеханов А.А., Плеханов А.М. Отдельный корпус пограничной стражи императорской России (1893-1917): исторический очерк. — М.: Граница, 2003, стр. 47.

стов, наведение на границе элементарного порядка вне пунктов пропуска может обеспечить только военная структура, подчиняющаяся непосредственно ему, министру финансов.

После выделения пограничников из Департамента таможенных сборов в отдельный корпус двусмысленная ситуация, связанная с их двойным подчинением, сохранялась до 1899 г., когда были созданы пограничные округа и логически было завершено переустройство системы управления. Теперь разделились понятия Таможенного и Пограничного округа, хотя их границы, как правило, совпадали.

С.Ю. Витте и последующие министры финансов считали, что пограничное ведомство должно быть иерархично в военном отношении сверху донизу. Во главе пограничного округа назначался начальник в чине генерала. Начальники округов подчинялись командиру Корпуса. Начальники таможенных округов были освобождены от обязанностей по управлению Пограничной стражей.

В ОКПС бригада соответствовала армейскому полку, отдел — армейскому батальону, отряд — армейской роте. Бригады, отделы и отряды имели смешанный состав: 1/3 кавалеристы и 2/3 пехотинцы. Командиры бригад и особых отделов в чине полковника или генерал-майора подчинялись непосредственно начальнику округа и имели права полкового командира. По пограничному надзору на них возлагалась «ответственность за верную и надёжную охрану границы». Они были обязаны вести наблюдение за поведением и службой офицеров подчинённых им частей, давать сведения о них начальникам окру—гов «со всей искренностью и справедливостью», зачислять на сверхсрочную службу нижних чинов1. Начальники отрядов обладали дисциплинарными правами командира полка.

С.Ю. Витте, задумывая структуру ОКПС, стремился прикрыть государственную границу от контрабанды пограничниками и

понимал, что сделать это смогут только военные люди. Гражданские чиновники Департамента таможенных сборов были больше подвержены коррупции, неохотно шли на ротацию мест службы, обладали большей медлительностью и меньшей решительностью.

Придворные интриги, противоборство Совета министров и Государственной думы, большое психологическое напряжение и относительное одиночество при нахождении на таком высоком посту не способствовали развитию добрых чувств и качеств у министра финансов С.Ю. Витте. Иногда, устав от интриг, С.Ю. Витте просил Николая II вернуть его в «первобытное состояние», говоря царю, что на частной службе получал до 60 000 руб. в год.

Побывав однажды на вершине власти и потом по какой-либо причине лишившись её, человек часто стремится к ней вновь. В этом отношении С.Ю. Витте не был исключением. «Жажда власти по-прежнему мучит Сергея Юльевича. У него всё на уме возврат к власти. Говорил, что его надо с объявлением войны призвать к власти. Иначе не справятся и испортят то, что им сделано», — вспоминал А.Н. Куро-паткин3.

Таким образом, С.Ю. Витте в качестве министра финансов Российской империи, реализуя протекционистскую экономическую политику, явился отцом-ос-нователем относительно независимого пограничного ведомства (Отдельного корпуса пограничной стражи) в рамках Министерства финансов, призванного обеспечить экономическую безопасность и территориальную целостность Российского государства. С подачи С.Ю. Витте ОКПС окончательно приобрёл военную структуру, были уточнены его функции и задачи. Создание ОКПС являет собой яркий пример создания военизированной государственной структуры для силового обеспечения поступательного экономического развития Отечества.

1 Витте С.Ю. ВУказ. соч., стр. 319—320.

2 ГАРФ, ф. 7071, оп. 1, д. 36, с. 39.

3 Дневник А.Н.Куропаткина. — Б.М.: Нижполи-граф, 1923, стр. 127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.