Научная статья на тему 'Некоторые вопросы правового регулирования мобилизационной деятельности в отдельном корпусе пограничной стражи Российской империи'

Некоторые вопросы правового регулирования мобилизационной деятельности в отдельном корпусе пограничной стражи Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
191
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТДЕЛЬНЫЙ КОРПУС ПОГРАНИЧНОЙ СТРАЖИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПОГРАНИЧНЫЙ НАДЗОР / МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Парсуков Владимир Александрович

На основе анализа некоторых положений нормативных правовых актов, регулировавших мобилизационную деятельность в Отдельном корпусе пограничной стражи Российской империи в начале XX века, показана подготовка последнего для участия в войнах и вооруженных конфликтах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы правового регулирования мобилизационной деятельности в отдельном корпусе пограничной стражи Российской империи»

ИСТОРИЯ РОССИИ

«оц^

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТДЕЛЬНОМ КОРПУСЕ ПОГРАНИЧНОЙ СТРАЖИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

На основе анализа некоторых положений нормативных правовых актов, регулировавших мобилизационную деятельность в Отдельном корпусе пограничной стражи Российской империи в начале XX века, показана подготовка последнего для участия в войнах и вооруженных конфликтах.

Ключевые слова: Отдельный корпус пограничной стражи, правовое регулирование, пограничный надзор, мобилизационная деятельность, война

Правовые аспекты регулирования деятельности спецслужб и правоохранительных органов Российской империи в последнее десятилетие исследовалось достаточно интенсивно. Однако и по сей день многие вопросы указанного периода отечественной истории остаются не исследованными до конца. Полные сведения необходимы для формирования объективного и полноценного исторического взгляда на роль и место спецслужб и правоохранительных органов в укреплении российской государственности, защите интересов личности и общества от террористических и военных угроз, использовании разностороннего исторического опыта для решения практических задач, стоящих перед российскими правоохранителями на современном этапе, формировании новых и объективных идеологических установок в обществе, правильного понимания проблем взаимоотношения российского социума и государственных институтов.

Опыт правового регулирования деятельности Отдельного корпуса пограничной стражи (далее — ОКПС) как самостоятельного войскового формирования, наделенного специфическими, в т.ч. полицейскими и таможенными, функциями в должной мере не изучен. В условиях периодического возникновения вооруженных конфликтов вблизи российских границ и их возможной эскалации на территорию России задача исследования правового аспекта мобилизационной деятельности ОКПС остается актуальной, требует разрешения в ближайшем будущем, в

Парсуков Владимир Александрович — соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин факультета права и финансов Южно-Уральского государственного университета. E-mail: parsukov77@mail.ru

© 2015

Проблемы истории, филологии, культуры 2015, №3, с. 309-313

В. А. Парсуков

т.ч. путем поиска элементов пограничной деятельности, имеющих практическое значение.

История создания ОКПС началась 15 октября 1893 г., когда именным Высочайшим указом «О преобразовании пограничной стражи в Отдельный корпус и об утверждении временного штата Управления означенного корпуса» император Александр III повелел: «Состоящую ныне в таможенном управлении пограничную стражу выделить из оного в отдельный корпус пограничной стражи.. ,»1

В мирное время на фоне завершения процесса формирования границ Российской империи в конце XIX в. пограничники решали различные задачи, из которых главными оставались охрана границ, обнаружение контрабанды, лиц, незаконно переходящих границу, и их задержание (ст. 1589 Устава Таможенного). В начале ХХ века в связи с ростом социально-политической напряженности в период первой русской революции 1905-1907 гг. чины ОКПС стали решать и задачи политического характера: выявление политической контрабанды и средств террора, используемых для целей революции, также охрана КВЖД от вооруженных нападений шаек хунхузов и японских диверсионных групп (с 1901 года). Решение таких задач достигалось путем организации на границе сторожевой и разведывательной службы2.

Специфика повседневной деятельности чинов пограничной стражи и характер использования ОКПС в русско-японской войне определили основные направления мобилизационного планирования Военным ведомством и замысел использования войск ОКПС в войне.

Одним из специфических элементов мобилизационного планирования является проведение военных действий за пределами страны, подчиненностью бригад ОКПС в специальном отношении Министерству финансов и, как следствие этого, наличие специальных задач по пограничному надзору, указанных выше. Исключением были случаи непосредственного соприкосновения с противником — войсками иностранных государств, когда приказы и распоряжения исходили от Военного ведомства империи.

Необходимость применения пограничной стражи в войнах обусловила появление нормативно-правовых актов, определяющих место и роль войсковых частей и подразделений ОКПС в театре военных действий. Основные взгляды высшего государственного руководства империи на мобилизационное предназначение ОКПС отражались в Особом журнале Совета министров России от 8 мая 1907 года: «Означенный корпус ничем не отличается по своему внутреннему устройству от прочих войсковых частей, входит в общий план мобилизации и в случае войны должен. выставлять правильно организованные боевые части во всех восьми местных округах пограничной стражи, расположенных по сухопутным и морским границам империи»3.

31 декабря 1909 года на смену устаревшему «Положению об употреблении пограничной стражи на случай войны» (1882) пришло «Положение об организации и службе Отдельного Корпуса Пограничной Стражи в военное время»

1 Плеханов, Плеханов 2012, 58.

2 Штаб ОКПС 1912: Инструкция службы чинов ОКПС. СПб. 10.

3 Боярский, Бурдужук, Завацкий, Егоров, Неведров, Кашлев, Кириллов, Маслов, Молотков, Плеханов, Рунов, Сечкин, Семин, Черепанов, Титов, Щипков 2000, 58.

(далее — Положение). Положение устанавливало, что ОКПС в мирное время находился в полном подчинении шефу пограничной стражи, министру финансов, руководящему службой по пограничному надзору и подготовкой ее к мобилизации (ст. 1 Положения).

С момента объявления мобилизации или в военное время части ОКПС переходили в полное ведение военного ведомства и поступали в безусловное подчинение «соответственным военным начальникам» (ст. 3 Положения). В случае внезапной агрессии противника до объявления мобилизации переход в ведение военного ведомства и подчинение военным начальникам распространялось на все части ОКПС, расположенные вдоль границы государства, против которого открывались военные действия.

Морские суда с механическими двигателями флотилии ОКПС передавались в распоряжение морского ведомства вместе с офицерами и нижними чинами этих судов одновременно с мобилизацией частей, в которых они состоят в мирное время (приложение к ст. 3 Положения).

Сущность мобилизации ОКПС заключалась в вооружении и снабжении всех чинов корпуса обмундированием и снаряжением в соответствии с требованиями военного времени. Штабы и команды расформировывались, однако часть их личного состава могла быть передана в военное ведомство. Нижние чины расформированных штабов округов и бригад (отделов, включая особые) ОКПС, медицинских и ветеринарных лазаретов и отделений распределялись по мобилизуемым сотням или по специальному предназначению (фельдшерами, писарями и т.п.) либо назначались в формируемые пешие сотни.

В заранее предусмотренных сборных пунктах формировались сотни и команды, переходящие в распоряжение военного ведомства. Осуществлялось пополнение формируемых частей лошадьми и перевозочными средствами.

Статьи 5 и 6 Положения касались вопросов организационно-штатного характера. В частности, нормой устанавливалось, что части ОКПС с объявлением мобилизации формируют в сухопутных бригадах отдельные конные и пешие сотни, а в морских бригадах и особых отделах — пешие сотни и отдельные конные команды. Исходя из этих требований, в начале Первой мировой войны в Петроградском округе пограничной стражи 1-я Петроградская пограничная бригада к осени 1914 г. сформировала 4 конных дивизиона, 2-я Ревельская и 4-я Рижская — по 6 отельных конных сотен, в Виленском округе пограничной стражи 5-я Горждин-ская, 6-я Таурогенская, 7-я Вержболовская, 8-я Граевская и 9-я Ломжинская бригады отправили на фронт по 4 конных и 3-4 пеших сотни4.

Формирование сотен происходило по следующему принципу: один отдел — одна или две отдельные конные сотни, куда входили все объездчики отдела (одна или две пешие отдельные сотни из состава стражников отдела, а также объездчиков, по какой-либо причине оставшихся без лошадей). Кроме того, особые отделы формировали отдельные конные команды, передаваемые пешим сотням морских частей. Каждая конная и пешая сотня (отдельная команда) именовалась названием части, из которой она формировалась, ей присваивался номер отдела.

Пункт 9 главы 2 Положения гласил: «С объявлением мобилизации, сопровождающейся Высочайшим повелением о войне, части пограничной стражи немед-

4 Плеханов, Плеханов 2012, 371.

ленно приступают к своей мобилизации согласно, созданной для сего Инструкции и через Командиров своих бригад тотчас же поступают в полное распоряжение подлежащего военного начальства и исполняют все его распоряжения, при чем на сухопутных границах или продолжают нести свои пограничную службу или собираются в сотни, и роты, а на морских границах немедленно распределяются на наблюдательных пунктах»5.

Относительно функционирования в береговой полосе наблюдательных пунктов стоит отметить, что еще 2-го июня 1900 года с санкции командира ОКПС генерала от артиллерии А.Д. Свиньина под грифом «Весьма секретно» была принята «Инструкция пунктам ближнего наблюдения». В ней сосредотачивался весь опыт применения пограничной стражи в Восточной и русско-турецкой войнах. Целью создания этого документа было учреждение наблюдательных пунктов для пограничного надзора в береговой полосе местности. В соответствии с указанной инструкцией в обязанность нижним чинам ОКПС вменялось осуществлять «непрерывный надзор за ближайшей к берегу полосой водного пространства, следить за появляющимися там неприятельскими судами и лодками и доставлять, куда будет указано, точные и полные сведения о их действиях и намерениях»6.

Подчинение военному командованию пограничных частей в условиях мобилизации и военного времени осуществлялось по территориальному признаку, т.е. на какой территории располагались части корпуса, тому военному командованию они и подчинялись. Так, в «сношении» начальника Штаба Виленского военного округа командиру 20-го корпуса от 26 февраля 1904 года № 799 упоминается о предназначении 4 полков пограничной стражи, формируемых из состава Гор -джинской, Таурогенской, Вержболовской и Граевской бригад, на случай мобилизации: «Пограничная стражи распределяется по корпусам и крепостям следующим образом:

1. 1-я сотня и 1-я рота Горждинской бригады (формируемая из I отдела) к Либавской крепости.

2. Три сотни и три роты Горждинской бригады (формируемые из II, III и IV отделов) и две сотни и две роты Таурогенской бригады (формируемые из I и II отделов) к Шавельскому отряду.

3. Две сотни и две роты Таурогенской бригады (формируемые из III и IV отделов) и две сотни и две роты Вержболовской бригады (формируемые из I и II отделов) к Ковенской крепости.

4. Две сотни и две роты Вержболовской бригады (формируемые из III и IV отделов) и сотня и рота Граевской бригады (формируемые из I отдела) к 3 армейскому корпусу.

5. Сотня и рота Граевской бригады (формируемые из II отдела) ко 2-му армейскому корпусу.

6. Две сотни и две роты Граевской бригады (формируемые из III и IV отделов) к Осовецкой крепости»7.

Таким образом, мобилизационная деятельность ОКПС регулировалась путем создания ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих деятель-

5 РГВИА. Ф. 4888. Оп. 1. Д. 92. Л. 8.

6 РВГИА. Ф. 4888. Оп. 1. Д. 493. Л. 1.

7 10-й отдел Главного штаба РККА 1939, 93.

ность ОКПС в условиях мобилизации и военного времени. Разработка и создание мобилизационных документов были вызваны объективными обстоятельствами и практической необходимостью применения возможностей стражи при угрозе нападения противника, а также при столкновении с последним в театре военных действий. Мобилизационная работа проводилась в тесном взаимодействии с Военным министерством Российской империи, которому переподчинялись вновь созданные конные и пешие сотни пограничников. Опыт первой мировой войны показал эффективность применения подразделений пограничной стражи в решении задач, близких ее предназначению. Так, в конце войны части пограничной стражи, считавшиеся высшим военным командованием наиболее надежными войсками, в наименьшей степени подверженными революционной пропаганде, получили принципиально новую задачу — охрану тыла и подавление волнений в прифронтовых уездах8.

ЛИТЕРАТУРА

10-й отдел Генерального штаба РККА 1939: Восточно-Прусская операция. Сборник документов. Государственное военное издательство народного комиссариата обороны Союза ССР. М. 612.

Боярский В.И., Бурдужук В.И., Завацкий Ю.И., Егоров Е.П., Неведров И.И., Каш-лев Ю.Ф., Кириллов В.А., Маслов К.Н., Молотков А.И., Плеханов А.М., Рунов В.А., Сечкин Г.П., Семин В.П., Черепанов В.В., Титов Г.Г., Щипков В.А. 2000: На страже границ Отечества. Пограничные войска России в войнах и вооруженных конфликтах XX в. М.

Плеханов А.А., Плеханов А.М. 2012: Отдельный корпус пограничной стражи на границе России (1893-1919). М.

Товпека А.В. 2014: Честь первых выстрелов и первой крови // Пограничник. 2, 52-55.

Штаб ОКПС 1912: Инструкция службы чинов ОКПС. СПб.

SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION OF MOBILIZATION IN SELECTED CORPS OF RUSSIAN EMPIRE BORDER GUARDS

V. A. Parsukov

On the basis of the analysis of some provisions of the regulations regulating mobilization activity in the Separate case of boundary guards of the Russian Empire at the beginning of the XX century the role and a place of the last in wars and armed conflicts is shown.

Key words: Separate case of boundary guards, legal regulation, boundary supervision, mobilization activity, war

8 Товпека 2014, 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.