Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РЕГИОНА В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ХГУ ИМ. Н. Ф. КАТАНОВА'

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РЕГИОНА В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ХГУ ИМ. Н. Ф. КАТАНОВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровое пространство / образовательный процесс / историко-культурное наследие / вузовский музей / визуализация / региональная история / digital space / educational process / historical and cultural heritage / university museum / visualization / regional history

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Торбостаев Каврис Михайлович, Яковлев Дмитрий Александрович

В статье описывается опыт создания сайта учебного музея в вузе с целью разработки информационного ресурса в образовательном пространстве региона, способствующего изучению, сохранению и популяризации историко-культурного наследия, повышению профессиональных компетенций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Торбостаев Каврис Михайлович, Яковлев Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF THE REGION IN THE DIGITAL SPACE OF THE KATANOV KHAKASS STATE UNIVERSITY

The article describes the experience of creating a website for an educational museum at a university with the aim of the information resource developing in the educational space of the region, promoting the study, preservation and popularization of historical and cultural heritage and improving the professional competencies of students.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РЕГИОНА В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ХГУ ИМ. Н. Ф. КАТАНОВА»

храняется довольно высокий уровень безработицы среди шорцев, особенно в местах их компактного проживания.

Таким образом, изучение малочисленных народов Сибирского федерального округа позволило сделать вывод об их многообразии. Основным ареалом расселения является Крас-

ноярский край, Республика Алтай и Кемеровская область. Необходимо отметить, что значительное влияние на современный уклад жизни коренных народов оказали русские, что привело, в свою очередь, к изменению традиционных занятий, элементов одежды и пр.

Библиографический список

1. Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Распоряжение Правительства от 17.04.2006 № 536-р // Российская газета. 2006. № 86.

2. Народы России: Атлас культур и религий / А. П. Притворов; под ред. В. А. Тишкова, А. В. Журавского. М.: Наука, 2018. 235 с.

3. Чулымцы // Арктический многоязычный портал. URL: https://arctic-megapedia.com/chulymtsy/ (дата обращения: 19.12.2023).

4. Тувинцы-тоджинсы. URL: https://raipon.info/narody/tuvintsy-todzhintsy/ (дата обращения: 19.12.2023).

5. Этноатлас: народы и народности, населяющие Красноярский край. URL: http://www.krskstate.ru/about/narod/etnoatlas/0/eid/114 (дата обращения: 19.12.2023).

6. Горный Алтай. Тубалары. URL: https://visit-altairepublic.ru/o-respublike-altay/narody-gornogo-altaya/tubalary/ (дата обращения: 19.12.2023).

7. Шорцы // Русское географическое общество. URL: https://www.rgo.ru/ru/kemerovskoe-regionalnoe-otdelenie/proekty/narody-kuzbassa/shorcy (дата обращения: 19.12.2023).

© Леонов А. В., 2023

УДК 371.65

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РЕГИОНА В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ХГУ ИМ. Н. Ф. КАТАНОВА

Торбостаев Каврис Михайлович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории

Яковлев Дмитрий Александрович,

старший преподаватель кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье описывается опыт создания сайта учебного музея в вузе с целью разработки информационного ресурса в образовательном пространстве региона, способствующего изучению, сохранению и популяризации историко-культурного наследия, повышению профессиональных компетенций студентов.

Ключевые слова: цифровое пространство, образовательный процесс, историко-культурное наследие, вузовский музей, визуализация, региональная история.

HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF THE REGION IN THE DIGITAL SPACE OF THE KATANOV KHAKASS STATE UNIVERSITY

Torbostaev Kavris Mikhailovich,

Ph.D. in History, Associate Professor of the History Department

Yakovlev Dmitry Alexandrovich,

Senior Lecturer of the Computer Software and Automated Systems Department

Katanov Khakass State University (Abakan)

The article describes the experience of creating a website for an educational museum at a university with the aim of the information resource developing in the educational space of the region, promoting the study, preserva-

34

tion and popularization of historical and cultural heritage and improving the professional competencies of stu-

Key words: digital space, educational process, historical and cultural heritage, university museum, visualization, regional history.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего и среднего образования проектная деятельность является обязательной и прописана в требованиях к результатам, структуре, системе освоения обучающимися основной образовательной программы. Кроме того, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, проектная деятельность указана в качестве одного из основных типов задач профессиональной деятельности. При этом одна из перспективных областей для проектирования - это цифровая сфера, включающая в себя историю и культуру региона. Проведённое в 2022 г. исследование российских вузовских музеев показало, что музеи российских университетов, в отличие от зарубежных, меньше ориентированы на взаимодействие с целевой аудиторией посредством виртуальных каналов коммуникаций: музеи российских университетов, по сравнению с иностранными, размещают меньшее количество публикаций в социальных сетях, а также слабо представлены в СМИ и не имеют самостоятельных страниц в Интернете [1]. Такая же ситуация имела место и с вузовским учебным музеем истории, археологии и этнографии Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. В 2023 г. был реализован проект по созданию сайта музея истории, археологии и этнографии Института истории и права. Основная идея данного проекта - разработка и внедрение проектных технологий в образовательное пространство Республики Хакасия. К деятельности учебного музея активно привлекаются представители студенческой молодёжи, которые получают историческое образование, а также способствуют развитию историко-культурному просвеще-

нию в регионе. К тому же создание сайта музея ИАЭ при ИИП ХГУ им. Н. Ф. Катанова должно привести к более эффективной и качественной профориентационной работе со школьниками и студентами. Поскольку важнейшей задачей является осуществление учебно-образовательного процесса, то необходимым условием должно быть наличие современных форм обучения. Студенты имеют возможность работы с сайтом университета, где представлены, помимо новостей музея, образовательный портал, сайт университетской библиотеки. Вместе с тем отсутствовал постоянный учебный информационный ресурс с углубленным изучением национально-регионального компонента.

В разработке проекта приняли участие старший преподаватель кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем Д. А. Яковлев, преподаватели кафедры истории К. М. Торбоста-ев, А. А. Кыржинаков, заведующий музеем истории, археологии и этнографии Института истории и права А. И. Поселянин. Техническая часть создания сайта осуществлялась студентами В. Э. Беккером и К. А. Симаковым. Реализация проекта была поддержана за счёт внутреннего гранта ХГУ им. Н. Ф. Катанова.

При реализации проекта были поставлены следующие задачи: осуществление сбора и систематизация имеющихся материалов; подготовка сайта Музея ИАЭ; создание виртуальной базы (3Б) объектов историко-культурного наследия по истории и культуре Республики Хакасия», размещённых в экспозиционных помещениях и фондах Музея истории, археологии и этнографии; разработка и внедрение в информационное пространство проекта виртуального музея с экскурсионной программой и учебно-методическим наполнением; содей-

ствие повышению качества профориентацион-ной деятельности посредством работы со школьниками Республики Хакасия; обнародование результатов исследования, подготовка их к внедрению в реальный сектор науки и образования.

Музей истории, археологии и этнографии был создан в октябре 2003 г. по инициативе заведующего кафедрой археологии, этнографии и исторического краеведения профессора, доктора исторических наук В. Я. Бутанаева. Первоначально музей располагался в учебном корпусе № 4 в отдельном помещении. С 2016 г. после перемещения института истории и права в учебный корпус № 2, туда же переехал и музей. В настоящее время музей ИАЭ ИИП ХГУ им. Н. Ф. Катанова имеет три выставочных помещения, помещения для проведения камеральных работ, а также фондохранилище. Музей с момента основания имеет статус учебного музея и функционирует для углубления знаний, умений и навыков обучающихся археологического и этнографического профилей. Музейные предметы главным образом были получены и переданы преподавателями и студентами во время ежегодных летних полевых практик и научных экспедиций. Этнографические предметы были собраны проф. В. Я. Бутанаевым и доцентом А. А. Кыржина-ковым с 2003 г. в местах компактного проживания хакасского и шорского этносов на территории Аскизского, Таштыпского, Ширин-ского, Бейского муниципальных районов Республики Хакасия. Археологические раскопки древних и средневековых памятников региона проводятся под руководством преподавателей В. С. Зубкова и А. И. Поселянина в различных районах и населенных пунктах Хакасии.

Работа музея направлена на приобщение студентов к традиционным культурным ценностям нашего региона. На базе музея ИАЭ ИИП ХГУ им. Н. Ф. Катанова стабильно функционирует этнографо-археологический

кружок. На заседаниях кружка со студентами углубленно изучаются методы формально-типологического анализа археологических материалов, проводятся исторические реконструкции, описываются музейные коллекции. Также проводятся практические занятия по камеральной обработке полевых материалов. Обучающиеся совместно с преподавателями, прежде всего, с заведующим музеем А. И. По-селяниным, принимают активное участие в культурно-массовых и воспитательно-патриотических мероприятиях Республики Хакасия и юга Красноярского края. Вместе с тем возможности учебного музея истории, археологии и этнографии являлись недостаточными. Создание сайта во многом расширяет возможности образовательной деятельности и отвечает современным требованиям и тенденциям развития музейного дела.

Особенностью деятельности творческого коллектива являлось выявление специфики функционирования интерактивного музея, обеспечивающего сохранение историко-культурного наследия, просвещение молодёжи и повышение интереса к этнографии и археологии. Помимо задачи по определению особенностей работы музея в Институте истории и права ХГУ им. Н. Ф. Катанова, требовалось рассмотреть реализацию этого проекта как востребованного кейса - работающего и эффективного инструмента взаимодействия с другими образовательными организациями. При разработке сайта учитывались все основные формы музейной деятельности: экспозиционная, фондовая, культурно-образовательная, научно-исследовательская.

Организационно-экскурсионная деятельность в музее ИАЭ ИИП ХГУ им. Н. Ф. Ката-нова реализуется через организацию учета и хранения музейных коллекций, обеспечение их целостности, проведение экскурсий, организацию работы по расширению фондов. Научно-исследовательская деятельность

включает проведение научных исследований

на основе музейных коллекций, архивных, библиотечных материалов, подготовку статей для публикации в периодической печати, участие в конференциях и научно-практических семинарах. Информационно-просветительская и воспитательная функции обеспечивают накопление материалов по университетским традициям и их активную пропаганду, содействие реализации задач морального, патриотического и эстетического воспитания, организации экскурсий для школьников города Абакана и других населенных пунктов.

Таким образом, основной целью проекта явилось внедрение проектных технологий в образовательное пространство Республики Хакасия посредством подготовки сайта Музея истории, археологии и этнографии ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Для достижения поставленной цели коллективом были определены следующие задачи: систематизация имеющихся учебных материалов в стенах учебного музея, подготовка макета сайта музея, создание виртуальной базы (в 3Б формате) данных объектов историко-культурного наследия по истории и культуре Республики Хакасия», размещённых в экспозиционных помещениях и фондах Музея истории, археологии и этнографии, разработка и внедрение в информационное пространство проект виртуального музея с экскурсионной программой и учебно-методическим наполнением; содействие повышения качества профориентационной деятельности.

Д. А. Яковлевым был подготовлен макет сайта, с авторским дизайном и удобным, понятным интерфейсом. Под интерфейсом понимается набор инструментов для взаимодействия пользователя с программой, а также то, что видит пользователь в браузере: рамки, изображения, ссылки, надписи и т. д. При планировании проекта отмечалось, что в целях привлечения большего числа клиентов и лучшего визуального восприятия сайта необходимо создать интерфейс максимально привлека-

тельным ив то же время максимально простым, чтобы комфортно пользоваться сайтом могли даже неопытные пользователи. Следующий этап был связан с наполнением сайта информацией о деятельности учебного музея и соответствующим контентом для того, чтобы сделать сайт наиболее информативным и привлекательным. Страницы создавались с помощью редактора Visual code. Научное наполнение сайта осуществлялось А. И. Поселяниным, А. А. Кыржинаковым и К. М. Торбостаевым.

Главная страница - это страница, на которую попадает пользователь, как только входит на сайт. В качестве оформления сайта были взяты древние петроглифы Южной Сибири, использованы узнаваемые историко-культурные ландшафты и памятники Республики Хакасия. Структура сайта состоит из вкладок «Главная», «Новости», «Экспонаты», «Учебные материалы».

На странице «Новости» располагается информация о последних новостях музея, например, очередное заседание археолого-этнографического кружка, добавление нового экспоната, сведения о текущих полевых раскопках, презентация новой выставки и т. д.

Следующая страница сайта «Экспонаты». На этой странице располагается галерея музейных предметов, хранящихся в учебном музее истории, археологии и этнографии. Музейные предметы (археологические и этнографические) представлены в 2D и 3D моделях с научным описанием.

Последняя страница сайта - «Учебные материалы». Данный раздел отражает образовательную деятельность музея. Здесь представлены учебные методические материалы в мультимедийном формате. На этой странице располагаются различные видеоматериалы, такие как: лекции, видео с раскопок, интервью преподавателей кафедры средствам массовой информации и другое. Цель данной страницы - познакомить клиента с разными аспектами учебной деятельности музея.

Реализация и дальнейшее развитие интерактивного проекта должно содействовать формированию у обучающихся профессиональных навыков: таких как сбор научной информации, классификация полученных знаний, обобщения академического знания и формулирование выводов. Также музейное пространство в вузе позволяет выступать средством адаптации первокурсников к образовательному процессу. Создание виртуального музея пока сталкивается с различными трудностями, но определяется как вполне достижимая цель в среднесрочной перспективе. Особенностью реализации проекта является введение в образовательное пространство Республики Хакасия междисциплинарных методик преподавания региональной истории, археологии и этнографии. Для достижения этой задачи на информационном ресурсе размещены лекции и иные формы учебных занятий преподавателей кафедры истории ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Предполагается, что данный ресурс может стать дополнительной площадкой обмена опытом изучения и преподавания истории Хакасии со стороны педагогических работников региона, одним из способов повышения имиджа университета. Было осуществлено внедрение в практическое пространство Республики Хакасия новых продуктов, позволяющих использовать историко-культурное наследие региона в образовательных и воспитательных целях.

Использование информации, размещённой на сайте виртуального музея ИАЭ ИИП ХГУ

им. Н. Ф. Катанова в учебном процессе, будет способствовать повышению качества компе-тентностной подготовки обучающихся образовательных учреждений Республики Хакасия. Обучающиеся по направлению подготовки 46.03.01 «История» и 46.04.01 «История» получают в большей мере возможности самореализации с использованием интерактивных мультимедийных средств. Ожидается повышение уровня краеведческих знаний и проектных умений у студентов бакалавров и магистрантов. Новый информационный ресурс позволяет теперь на постоянной основе знакомить учащихся общеобразовательных школ южносибирского региона с особенностями исторического образования в стенах ХГУ им. Н. Ф. Катанова, формами дополнительного образования и внеурочной воспитательной деятельности. В качестве инновационно-образовательных результатов мы видим совершенствование содержания образования на основе соединения учебного процесса, научных исследований по истории региона и проектной деятельности. Разработанный методический материал для лекций может быть использован в образовательном процессе школьников по изучению региональной истории, историко-культурного наследия Южной Сибири. Предполагаемые для показа в будущем тематические выставки на основе коллекций музея должны содействовать развитию знаний, умений и навыков привлекаемых студентов, их исследовательских качеств.

Библиографический список

1. Перфильева Ю. К., Нечаева У. В. Университетский музей в digital-пространстве // Наука, образование, и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ. Московский архитектурный институт (государственная академия). 2023. С. 233-236. URL: https://marhi.editorum.ru/ru/nauka/conference_article/9292/view (дата обращения: 10.10.2023). © Торбостаев К. М., Яковлев Д. А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.