8.2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В РОССИИ ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Толчинская Татьяна Ильинична, канд. ист. наук. Должность: доцент кафедры социально-гуманитарных наук Место работы: Северо-Кавказский Федеральный университет (филиал) г. Пятигорск
Рясная Юлия Олеговна, канд. ист. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук
Место работы: Северо-Кавказский Федеральный университет (филиал) г. Пятигорск
Ямпольская Дарья Юрьевна, канд. филос. наук, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных наук
Место работы: Северо-Кавказский Федеральный университет (филиал) г. Пятигорск
Аннотация: Данная научная статья раскрывает опыт деятельности полиции по противодействию незаконному обороту огнестрельного оружия в России после Октябрьской революции 1917года и является продолжением статьи, описывающей опыт деятельности полиции по противодействию незаконному обороту огнестрельного оружия в дореволюционной России. На сегодняшний день в связи с разгулом организованной преступности, угрозой террористических актов проблема незаконного оборота оружия стоит очень остро. По мнению авторов, исторический опыт помогает лучше понять и прочувствовать данную проблему. Попытка рассмотреть комплекс уголовно-правовых вопросов, относящихся к незаконному обороту оружия в Советской России, дает возможность исследовать генезис их источников и последствий.
Ключевые слова: незаконный оборот огнестрельного оружия; контрреволюционные организации; приобретение огнестрельного оружия; хранение и ношение огнестрельного оружия; милиция; Совет Народных Комиссаров; Декрет; РСФСР; НКВД; СССР.
THE HISTORICAL EXPERIENCE OF POLICE ACTIVITIES IN COMBATING ILLICIT TRAFFICKING IN FIREARMS IN RUSSIA AFTER THE OCTOBER
REVOLUTION
Tolchinskaya Tatyana I., Phd. Position: associate Professor in the Department of Humanities and social Sciences Place of employment: North-Caucasus Federal University (branch) in Pyatigorsk
Ryasnaya Julia O., Phd. Position: associate Professor in the Department of Humanities and social Sciences Place of employment: North-Caucasus Federal University (branch) in Pyatigorsk
Yampolskaya Daria Yu., Phd. Position: senior teacher in the Department of Humanities and social Sciences Place of employment: North-Caucasus Federal University (branch) in Pyatigorsk
Abstract: This scientific article reveals the experience of police activities in combating illicit trafficking in firearms in Russia after the October revolution 1917года and is a continuation of the article describing the experience of police activities in combating illicit trafficking in firearms in pre-revolutionary Russia. To date, in connection with the crime, the threat of terrorist acts, illicit trafficking of weapons is very serious. According to the authors, the historical experience helps to better understand and appreciate this problem. Attempt to consider the complex criminal law issues relating to illicit arms trafficking in Soviet Russia, gives the opportunity to explore the Genesis of their sources and consequences.
Keywords: illicit trafficking in firearms; counterintelligence organizations; the acquisition possession and carrying of firearms; the militia; The Council of people's Commissars; the Decree; the USSR; NKVD; the Soviet Union.
События октября 1917 года приведшие к краху Российской империи кардинально повлияли и на вид рассматриваемых нами преступлений. Развал Русской императорской армии1 и разворовывание арсеналов, складов с вооружением привели к завладению населением страны колоссального количества огнестрельного оружия, как отечественного, так и иностранного производства. Характеризуя историческую обстановку в этот период времени и констатируя резкое возрастание преступности в стране, Р.С. Мулукаев2 справедливо называет в качестве одной
1См.: Сухопутные войска Российской империи / Революция и гражданская война в России: 1917-1923 гг. Энциклопедия в 4 томах. - М.: Терра, 2008. Т. 4.
2 См.: История органов внутренних дел Советского государства / Под ред. Р.С. Мулукаева. -М.: Академия МВД СССР, 1986. С. 84.
из основных причин сложившегося положения, бесконтрольное распространение огнестрельного и холодного оружия среди населения, преимущественно за счет дезертировавших с фронта солдат. В годы революции и гражданской войны незаконный оборот огнестрельного оружия стал неотъемлемым элементом деятельности ряда контрреволюционных организаций и воинских формирований, выступавших против Советской власти, в ряде случаев огнестрельное оружие им поставлялось иностранными государствами. Оно было своевременно приготовлено путем покупки при содействии иностранцев в Финляндии. После подавления в июне 1919 года мятежа в фортах «Красная горка», «Серая лошадь» и «Обручев», а также в некоторых консульствах и посольствах
иностранных государств бойцами Красной армии3 и сотрудниками Всероссийской чрезвычайной комиссией (ВЧК)4 было изъято 6 626 винтовок, 14 1895 патронов, 644 револьвера, а в румынском посольстве одно артиллерийское орудие5
В тоже время, и руководители белого движения предпринимали меры борьбы с преступлениями в рассматриваемой сфере. Так, в ноябре 1917 года атаман А.И. Дутов 6 после ареста Военно-революционного комитета в г. Оренбурге, в первую очередь, разоружил революционно настроенных солдат. На Кубани проводилось изъятие огнестрельного оружия у вернувшихся с фронтов первой мировой войны солдат. В станице Атаманской Ейского отдела в декабре 1917 года офицер 2-го Кубанского запасного батальона прапорщик Шуляк отобрал у солдат свыше 40 винтовок и 355 патронов. Обязательным постановлением Кубанского краевого правительства 9 февраля 1918 года в г. Екатеринодаре был введен комендантский час, оружие всех образцов предписывалось сдать коменданту7.
Во время гражданской войны и на завершающем ее этапе огнестрельное и холодное оружие, боеприпасы оставшееся после боев белых и красных армий подлежали изъятию у населения, в первую очередь недовольного красным террором, продразверсткой, арестами. Также увеличился рост насилия, которому благоприятствовали широкое распространение и доступность огнестрельного и холодного оружия, привычка безнаказанно использовать его, возникшая у многих за годы первой мировой войны, так, что вопрос о разоружении населения в те годы был достаточно актуальным. Надзор за хранением и использованием огнестрельного и холодного оружия осуществлялся военно-революционными комитетами и чрезвычайными комиссиями, 1 апреля 1918 года было принято Постановление Президиума Всероссийского Центрального исполнительного комитета «Об удостоверениях на право ношения и хранения оружия, выдаваемых ВЦИК», в котором были уточнены реквизиты данных удостоверений. В связи с чем, 10 декабря 1918 года Совет Народных комиссаров РСФСР издал декрет «О сдаче оружия». Данным декретом все население обязано было сдать имеющееся у них винтовки, пулеметы, револьверы и пистолеты всех систем, независимо, исправны они или нет, а также патроны к ним, гранаты (бомбы), сабли, кортики и шашки в недельный срок. За их укрывательство, задержку или противодействие его
3 См.: Красная армия - официальное наименование видов вооружённых сил: сухопутных войск и военно-воздушного флота, которые вместе с морским флотом, пограничными войсками, войсками внутренней охраны республики и государственной конвойной стражей составляли Вооружённые Силы РСФСР/СССР с 23 февраля 1918 года по 25 февраля 1946 года.
4 См.: Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР. Образована 20 декабря 1917 года. Ликвидирована с передачей полномочий Государственному политическому управлению при НКВД РСФСР 6 февраля 1922 года.
5 См.: Голинков Д.Л. Крах антисоветского подполья в СССР (19171925 гг.). - М. 1975. Политическая литература. С. 178.
6 См.: Александр Ильич Дутов (5 (17) августа 1879 г., Казалинск - 7 февраля 1921 г., Суйдун, Китай) - из семьи казачьего офицера. После Февральской революции 1917 года избран председателем Всероссийского союза казачьего войска, в апреле того же года возглавил съезд казаков России в Петрограде, в сентябре выбран атаманом Оренбургского казачества и главой (председателем) войскового правительства. По своим политическим взглядам он стоял на республиканских и демократических позициях.
7 См.: Екатеринодар-Краснодар 1793-1993: Два века города в да-
тах, событиях, воспоминаниях. / Ред. сост. И.Ю. Бондарь. Краснодар,
1993. С. 406.
сдаче виновные привлекались к лишению свободы на срок от одного года до десяти лет. Должностные лица за эти действия подлежали передаче военно-революционному трибуналу. Одновременно была проведена тотальная замена всех удостоверений на право ношения огнестрельного и холодного оружия, с целью уточнения количества лиц, им владеющих, а также его конфискации для нужд Красной армии. В г. Москве и г. Петрограде огнестрельное и холодное оружие предписывалось сдать в течение семи дней, в губернских городах - четырнадцати дней, уездных городах - двадцати одного дня со дня опубликования декрета. В этой связи следует отметить, что ...«военнослужащие, награжденные в прошедших кампаниях за боевые отличия Георгиевским оружием8, имеют право хранить таковое у себя как память об участии в войне». О нахождении значительного количества оружия в незаконном обороте свидетельствует следующее: только в г. Петрограде в период с 1921 по 1922 годы было изъято: винтовок - 4747, пулеметов - 79, револьверов - 2704, штыков - 608. В Карелии за аналогичный период времени у населения было изъято 523 винтовки, 18 револьверов, свыше 20 тыс. патронов различного калибра. В целях стимулирования активности граждан по сдаче огнестрельного и холодного оружия, приказом Тюменского губернского исполкома от 5 июля 1921 года № 46 предусматривалась выдача денежного вознаграждения из средств комиссариатов по военным делам. За исправную винтовку 600 рублей, и за неисправную - от 100 до 500 рублей, за каждый сданный пулемет сумма вознаграждения удваивалась. В том числе, выдавалось вознаграждение в виде лошадей, телег, упряжи и т.п.9
Задачи борьбы с преступностью, в том числе по предупреждению незаконного оборота огнестрельного оружия решались различными органами10 - бойцами Красной армии, милицией11, и вЧк. В период создания правоохранительных органов формы и методы их работы, принципы организации борьбы с преступностью еще не были достаточно разработаны, так как теория оперативно-розыскной деятельности на тот период времени еще не сформировалась. Отсутствовало и четкое правовое регулирование их деятельности. Распространенным методом борьбы с преступностью того времени являлись обходы домов, квартир или отдельных мест, в результате чего выявлялись и задерживались разыскиваемые лица, раскрывались тяжкие преступления, изымалось незаконно хранящееся огнестрельное и холодное оружие. В это время задачи по их изъятию у преступников и разоблачению контрреволюционеров работниками уголовного розыска решались в тесной взаимосвязи с органами ВЧК, решение одной из них способствовало достижению цели другой. Несмотря на то, что функции органов ВЧК, рабочей милиции и уголовного розыска тесно переплетались, все же общее разделение их компетенции
8 См.: Наградное золотое холодное оружие «За храбрость» - в Российской империи, причисленное к статусу государственного ордена с 1807 года по 1917 год. Официально называлось Георгиевским оружием и считалось одним из отличий ордена Святого Георгия Победоносца.
9 См.: Сургутсков, В.И. Лицензионно-разрешительный надзор милиции. Автореф. дисс. „.канд. юрид. наук. - Омск. Омская академия МВД России. 2008. С. 8.
10 См.: Набоков Н.А. Исторический опыт борьбы с незаконным хранением оружия и возможности его использования аппаратами уголовного розыска. - М.: Академия МВД СССР, 1988. С. 21.
11 См.: Милиция (от лат. militia - войско) с февраля 1917 года в Российской республике, РСФСР, СССР и Российской Федерации по февраль 2011 года.
имелось: органы ВЧК боролись с контрреволюцией, рабочая милиция обеспечивала общественный порядок, а уголовный розыск осуществлял борьбу с уголовной преступностью, прежде всего с бандитизмом.
В дальнейшем Советское государство приняло ряд нормативных актов, направленных на регулирование оборота огнестрельного оружия. Среди них заслуживает внимания декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 12 июля 1920 года «О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращения с ним». Декрет подробно регламентировал основания хранения и использования огнестрельного оружия: его могли хранить и носить лишь лица, которым оно выдано в связи с выполнением служебных обязанностей. Но в нем было определено также, что в случае необходимости круг этих лиц мог быть расширен - за счет лиц, имеющих охотничьи билеты. Декретом были выведены из гражданского оборота боевое оружие, огневые припасы, разрывные снаряды и взрывчатые вещества военного и военно-морского образцов. Торговля огнестрельным оружием допускалась только с разрешения соответствующих народных комиссариатов внутренних дел и их местных органов (милиции). Субъектами надзора выступали Объединенное государственное политическое управление СССР (ОГПУ) , Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД)13.
По окончании гражданской войны Советское государство издало первый, кодифицированный уголовно-правовой акт - Уголовный кодекс РСФСР14, в котором была предусмотрена глава VIII «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок». Она включала в себя статью 93, предусматривающую ответственность за незаконное изготовление, приобретение, хранение и сбыт взрывчатых веществ или снарядов без соответствующего разрешения, а также статью 182 - хранение огнестрельного и холодного оружия без надлежащего разрешения. Однако они содержали совершенно смешную по тем временам санкцию - полгода исправительных работ или штраф: до одной тысячи рублей, с их конфискацией. Позже постановление Всероссийской центральной избирательной комиссией РСФСР от 16 октября 1924 года «О дополнениях и изменениях Уголовного кодекса РСФСР»15 декриминализовало ряд деяний. Незаконное хранение огнестрельного оружия стало относиться к административным правонарушениям. Во исполнение этого законодательного акта приказом ОГПУ СССР от 29 декабря 1924 года № 452/146 была утверждена инструкция «О порядке приобретения, ношения и хранения огнестрельного и холодного оружия и патронов к нему», в которой перечислялись категории граждан, имеющих право его ношения и хранения:
- члены РКП(б), РКСМ ;
- ответственные работники государственных, общественных и профессиональных учреждений и организаций;
- сотрудники государственных, общественных и профессиональных учреждений и организаций при исполнении служебных
12 См.: Объединённое государственное политическое управление при СНК СССР / Название органов государственной безопасности с 1923 года по 1934 год.
13 См.: Народный комиссариат внутренних дел СССР - Центральный орган государственного управления СССР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка с 1934 года по 1946 год.
14 См.: Принят 26 мая 1922 года на 3-й сессии IX съезда Советов.
15 См.: СУ РСФСР. № 79. 1924.
16 См.: Российская коммунистическая партия (большевиков) с 1918
года по 1925 год; Российский коммунистический союз молодёжи с
1918 года по 1924 год.
обязанностей, если оружие требовалось им по роду занимаемой должности;
- остальные граждане, которым по тем или иным причинам требовалось оружие.
Осуществление осмотра огнестрельного оружия и боевых припасов, состоящих в распоряжении других ведомств, государственных учреждениях и торговых предприятиях возлагалось на органы НКВД СССР. Которые в установленные сроки должны были предоставлять в органы ОГПУ СССР подробные отчеты об их состоянии и движении. Не имели права на приобретение и пользование оружием лица, лишенные избирательных прав. Разрешительная система распространялась на торговлю охотничьим и спортивным оружием, огнеприпасами и фейерверками, на отпуск взрывчатых веществ и детонирующих средств, а также открытие пиротехнических заведений и стрелковых тиров. За нарушение этих правил была установлена уголовная и административная ответственность в зависимости от тяжести совершенного правонарушения. Продажа охотничьих ружей в этот период была невозможна без наличия охотничьего билета, а спортивных (мелкокалиберных винтовок) - без разрешения органов НКВД СССР, охотничьи билеты выдавались гражданам, достигшим 16-летнего возраста (в отдельных районах по достижении 14 лет). В целях борьбы с хулиганством без их разрешения было запрещено изготовление, хранение, сбыт и ношение кинжалов, финских ножей и других видов холодного оружия.
Гражданская война в нашей стране завершилась в 1922 году, хотя малая еще продолжалась на отдельных территориях бывшей Российской империи, то усиливаясь, то затихая, в виде «вспышек» антисоветских мяте-жей17. Особый их размах достиг в южных областях России, например, в Украине действовала банда Зубкова18, по численности - около 2000 человек и вооруженности она не уступала воинскому формированию. После ее разгрома было захвачено пятнадцать 3-х дюймовых19 орудий, свыше 1000 винтовок, 245 пулеметов различных систем. В резолюции конференции, состоявшейся в г. Киеве 27-28 февраля 1920 года, делегаты записали ...«борьба с мятежами успех будет иметь тогда, когда будет произведено обезоруживание всего населения». Были проведены мероприятия и по разоружению населения, проживающего на Северном Кавказе. Тем более, что мятежи захлестнули большую часть Кубанской и Терской областей - в рядах повстанцев насчитывалось до 40 тыс. человек. Первая крупная операция по разоружению населения и ликвидации повстанцев на территории Чеченской Автономной области была проведена летом 1922 года, в результате разоружено население аулов Беной, Ведено, Пзрдали, Грозненский, Шали и Центорой. Бойцы РККА2 , сотрудники органов ОГПУ СССР и НКВД СССР изъяли 21 тыс. винтовок, 3 тыс. револьверов и пистолетов. В Постановление Политбюро ЦК РКП(б) «О Чечне, Ингушетии и Дагестане» от 17 сентября 1925 года было отражено, что .«без разоружения
17 Толчинская Т.И., Крюкова Л.В. Исторический опыт деятельности полиции по противодействию незаконному обороту огнестрельного оружия в дореволюционной России. - М., Социально-политические науки. Издательский дом «Юр-ВАК» - Рецензируемые периодические издания. - 2015. - №4. - С.55-60
18 См.: История милиции Украинской ССР. В документах и материалах. Киевская ВШ МВД СССР. - Киев, 1969. Т. I. С. 170.
19 См.: Русская 76,2-мм дивизионная пушка образца 1902 года была разработана на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге конструкторами Л.А. Бишляком, К.М. Соколовским и К.И. Липницким.
20 См.: Рабоче-Крестьянская Красная Армия / Название вооружённых сил Советской России с 1918 года по 1946 год.
прилегающих к Чечне районов Ингушетии и Дагестана, она снова может быть наводнена оружием и, что там могут вновь развиться антисоветские мятежи». В период с 18 сентября по 6 октября 1925 года в Ингушетии было изъято 19559 винтовок, 2229 револьверов, свыше 45 тыс. патронов различного калибра, население Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской областей добровольно сдало 12631 винтовку и 2924 револьвера. К сентябрю 1926 года в Дагестане были изъяты либо добровольно сданы 38201 винтовка, 19589 револьверов, 12 пулеметов и 561 граната. Как было отмечено в документах того времени, единственно целесообразным способом проведения разоружения на Северном Кавказе был признан метод политического и административного воздействия партийных и советских органов на население, соединенный с методом воинской силы, применяемой лишь в исключительных случаях21.
В середине 30-х, начале 40-х годов незаконный оборот оружия вновь приобрел политический характер вследствие деятельности националистических организаций, выполнявших указания спецслужб различных государств о дестабилизации ситуации в приграничных районах СССР. В 1933 году в СССР была осуществлена перерегистрация огнестрельного оружия. В соответствии с приказом НКВД СССР от 28 октября 1935 года № 0140 нарезное и охотничье оружие изымалось без компенсации у некоторых категорий граждан:
- своевременно не продливших сроки разрешений на право хранения и ношения огнестрельного оружия или не истребовавших своевременно продленные разрешения;
- на которых имелся компрометирующий материал;
- ношение и хранение огнестрельного оружия для которых не вызывалось служебной необходимостью;
- душевнобольных.
Начиная с 1938 года в стране на основании постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 15 февраля 1938 года № 170 «О порядке приобретения малокалиберных винтовок» вводились ограничения на их приобретение: для этого предприятиям, учреждениям, организациям, а также гражданам требовалось предварительно получить разрешение в органах НКВД СССР. В марте 1941 года органами НКГБ2 и НКВД Латвийской ССР была ликвидирована резидентура германской разведки и связанная с ней организация националистов «Тевияс саргс» (Страж отечества). В ходе проведенных обысков у ее членов были изъяты 18 гранат, 3 револьвера и 7 мелкокалиберных винтовок. Во исполнение постановления Центрального комитета ВКП(б) и Совета народных комиссаров Союза ССР от 14 мая 1941 года № 1299-526сс «О мероприятиях по изъятию контрреволюционных элементов в западных областях Белорусской ССР» органы НКВД и НКГБ Белорусской ССР обязаны были обеспечить изъятие нелегально хранящегося у населения огнестрельного оружия. При этом арестовывая и привлекая к уголовной ответственности лиц, у коих будет обнаружено оружие без соответствующего разрешения. В результате только за три дня у населения было изъято 187 винтовок, 4000 патронов различного калибра, 224 револьвера и пистолета разных систем, щдо11 гранат, 1334 охотничьих ружья.
Таким образом, сложная обстановка, сложившаяся в России после октябрьской Революции сильно повлияла
21 См.: Лубянка. Сталин и ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. Янв. 1922 - дек. 1936 / Под ред. А.Н. Яковлева. М., 2003. С. 109.
22 См.: Центральные органы государственной власти СССР, ведавшие вопросами государственной безопасности с 1941 года по
1953 год.
как на преобразование самой власти, так и на ее политику в сфере противодействия незаконного оборота огнестрельного оружия. Ликвидация оппозиции способствовала утверждению монополии правящих кругов на власть, а, следовательно, и на механизмы реализации властных полномочий23. За короткий срок была создана централизованная военно-приказная система в обществе, при которой большевики подчинили себе все государственные, общественные, профсоюзные органы в центре и на местах. В стране наступила эпоха «военного коммунизма», основанная на сочетании марксистских положений о строительстве социализма с «вынужденными мерами военной защиты советской власти».
Список литературы:
1. Сухопутные войска Российской империи / Революция и гражданская война в России: 1917-1923 гг. Энциклопедия в 4 томах. -М.: Терра, 2008. Т. 4.
2. История органов внутренних дел Советского государства / Под ред. Р.С. Мулукаева. - М.: Академия МВД СССР, 1986. С. 84.
3. Голинков Д.Л. Крах антисоветского подполья в СССР (1917-1925 гг.). - М. 1975. Политическая литература. С. 178.
4. Сургутсков, В.И. Лицензионно-разрешительный надзор милиции. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. - Омск. Омская академия МВД России. 2008. С. 8.
5. Набоков Н.А. Исторический опыт борьбы с незаконным хранением оружия и возможности его использования аппаратами уголовного розыска. - М.: Академия МВД СССР, 1988. С. 21.
6. Толчинская Т.И., Крюкова Л.В. Исторический опыт деятельности полиции по противодействию незаконному обороту огнестрельного оружия в дореволюционной России. - М., Социально-политические науки. Издательский дом «Юр-ВАК» - Рецензируемые периодические издания. - 2015. - №4. - С.55-60
7. История милиции Украинской ССР. В документах и материалах. Киевская ВШ МВД СССР. - Киев, 1969. Т. I. С. 170.
8. Лубянка. Сталин и ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. Январь 1922 - декабрь 1936 / Под ред. А.Н. Яковлева. М., 2003. С. 109.
9. Толчинская Т.И. Печать в борьбе за общественное мнение в России в 1900-1930-х годах: традиции и особенности исторической эволюции (на примере центральных и региональных газет): Монография. Пятигорск: РИА-КМВ, 2014. - 152 с.
РЕЦЕНЗИЯ
Современный период жизни государства и общества чрезвычайно сложен. Незаконный оборот оружия занимает особое место в структуре преступности и является одним из факторов, значительно осложняющих современную криминогенную ситуацию. Составляя лишь 2,5% всей преступности страны, преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, способствуют росту организованной преступности, терроризма и создают реальную угрозу общественной безопасности нашей страны. С учетом происходящих в настоящее время процессов, статья, подготовленная авторами, является актуальной. Опираясь на архивный материал, они представили анализ непродолжительного, но достаточно сложного, комплексного и многогранного периода российской истории. Статья является продолжением темы, представленной в предыдущем номере журнала. Проблема сохраняет свою актуальность и требует всё новых и новых интерпретаций, так как только в этом случае можно приблизиться к адекватности в оценке рассматриваемой проблемы.
По мнению рецензента, авторы объективно отразили исторический опыт деятельности полиции по противодействию незаконному обороту огнестрельного оружия в России после Октябрьской революции. Особого внимания заслуживает проделанная авторами научной статьи работа по исследованию историографии проблемы, подкрепляемые документальной базой, полученной из архивных фондов.
Вывод: статья Т.И. Толчинской, Ю.О. Рясной и Д.Ю. Ямпольской написана логично, легко читается, обращает на себя внимание тщательное изучение проблемных вопросов отраженных в тексте, отвечает предъявляемым требованиям и рекомендуется к опубликованию.
Рецензент:
кандидат юридических наук,
полковник полиции
М.В. Лукашин
23 Толчинская Т.И. Печать в борьбе за общественное мнение в России в 1900-1930-х годах: традиции и особенности исторической эволюции (на примере центральных и региональных газет): Монография. Пятигорск: РИА-КМВ, 2014. - 152 с.