Научная статья на тему 'Исторический кружок в системе патриотического воспитания курсантов и их приобщения к культурным ценностям'

Исторический кружок в системе патриотического воспитания курсантов и их приобщения к культурным ценностям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический кружок в системе патриотического воспитания курсантов и их приобщения к культурным ценностям»

ИСТОРИЧЕСКИЙ КРУЖОК В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ И ИХ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ

Калач Е.В. к.п.н., доцент ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Приоритетный национальный проект «Образование» предусматривает в ряду решения многих задач повышение уровня гражданского воспитания учащейся молодежи и обеспечение высокого качества образовательного процесса. Оба названных направления работы напрямую выходят на требования к преподаванию гуманитарных дисциплин в учебных заведениях всех типов, в том числе, безусловно, и на преподавание истории России. Неслучайно курс истории России включен как обязательный федеральный компонент в структуру государственных образовательных стандартов общеобразовательной, средней профессиональной и высшей профессиональной школы. Основу исторических знаний учащиеся получают в процессе плановых учебных занятий и выполнения самостоятельных учебных заданий. В то же время и преподаватели истории, и учащиеся, проявлявшие повышенный интерес к изучаемому материалу, издавна стремились расширить рамки учебного процесса через различные формы внеурочной работы.

Одной из оправдываемых себя таких форм, проверенных временем и опытом лучших педагогов, является исторический кружок. В учебном заведении он выполняет триединую функцию: расширяет и углубляет знание учащихся по истории; дает возможность учащимся реализовать свои творческие интересы и устремления; осуществляет неформальный подход к воспитанию, наполняя его жизненным и конкретным содержанием, включая краеведческую составляющую.

В современных условиях в историческом образовании проявляется многообразие теоретико-методологических принципов, которые превалируя или сочетаясь, конфигурируются преподавателем, ориентируясь на общие требования и особенности учебного заведения или его подразделения. [1]

Так, к особенностям факультета инженеров пожарной безопасности Воронежского института ГПС МЧС России можно отнести: профессиональную ориентированность курсантов; возможность четкого представления о дальнейшем продолжении своей профессиональной подготовки. Отмеченная специфика способствует работе преподавателей по развитию у учащихся интереса к гуманитарным наукам, вовлечению их во внеучебную образовательно-воспитательную работу.

Прежде чем начать занятия исторического кружка, мы постарались как можно шире информировать о нем курсантов, выявить тех из них, кто уже проявил повышенный интерес к истории, заинтересовать возможностями последующего общения.

При планировании занятий кружка ставилась задача, чтобы они не дублировали учебную программу, носили культурно-познавательный деятельный характер.

В программу кружка включены: работа курсантов с книгой, знакомство с экспозициями музеев, экскурсии, подготовка докладов и сообщений, просмотр видеофильмов.

При этом учитывается острый дефицит времени, который испытывают учащиеся, их загрузка аудиторными занятиями. Поэтому тематика кружковых заседаний строится так, чтобы она была разнообразной и отвечала пожеланиям участников.

Так, первое заседание кружка в этом учебном году мы провели в музее книги Воронежского государственного университета, чья экспозиция позволяет наглядно представить историко-культурную роль книги, пробуждает интерес к истории и литературе.

Посещение музея археологии университета познакомило кружковцев с археологией как наукой и археологическими находками воронежских ученых и студентов последних лет.

Интерес кружковцев к Великой Отечественной войне, наряду с выступлениями учащихся, был реализован тематической экскурсией в музей-диораму с посещением реконструкции боев за г. Воронеж.

Запланированы занятия кружка, посвященные Древней Руси, истории г. Воронежа, нашим землякам, участию воронежцев в Отечественной войне 1812 года. Они будут сопровождаться посещением музеев (краеведческого, литературного, музея А. Дурова).

Среди форм кружковой - а, шире - внеурочной воспитательной работы полагаю полезным обратить внимание на просмотр (коллективный и индивидуальный) художественных и документальных кинофильмов исторической тематики.

Обращение историков к документальному и художественному кино и анализу того, как эти произведения воспринимались зрителями того времени и воспринимаются нашими современниками, дает возможность проводить исторические исследования на основе междисциплинарного взаимодействия (социология, искусствоведение, педагогика и т.д.).

Так, обращение к кино позволяет выявить его большие возможности для совершенствования процесса преподавания в вузе. Кинофрагменты документальных и художественных лент создают наглядность при анализе и раскрытии учебного материала, помогают комплексно рассмотреть реальные исторические события и их отражение в кинопроизведениях. Подбор и органичное включение киноиллюстраций в ткань занятий должны составлять, на мой взгляд, самостоятельный раздел методической подготовки руководителя кружка и повышения его научно-методической квалификации.

Способом повышения интереса к истории своего учебного заведения и одновременно профессии является реализация проекта по созданию видеофильма о жизни и работе ветеранов ВИ ГПС МЧС России. В процессе интервьюирования проект помогает курсантам глубже понять с чем они

могут столкнуться в дальнейшей своей деятельности и, конечно, перенять опыт многолетней службы ветеранов.

Главным критерием эффективности работы исторического кружка следует считать возросший интерес учащихся к изучению истории, реализацию творческого потенциала личности, четко выраженную гражданскую позицию молодого человека. В качестве инструментария для руководителя кружка при этом выступают опросы учащихся, уровень выполнения ими творческих заданий, проявленные ими инициатива и действия гражданской и общественно-значимой направленности.

Не подменяя и не заменяя учебных занятий по истории, исторический кружок призван способствовать формированию интереса молодежи к изучению прошлого и настоящего страны и своего края, активной гражданской позиции.

Список литературы

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории/ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова - М. : Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 384 с.

ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТОНАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Канафиев Р.Н., к.ф.н.

Ивановский институт ГПС МЧС России, г. Иваново

Введение в образовательный процесс и научно-исследовательскую деятельность информационных технологий расширяет содержательный диапазон и функциональные возможности данной деятельности. Так, кафедрой гуманитарных дисциплин Ивановского института ГПС МЧС России на практических занятиях по иностранным языкам активно используется программная среда компьютерного лингафонного кабинета. Новые информационные технологии могут стать незаменимым средством при формировании начального запаса знаний у обучающегося особенностям интонации как родного, так и иностранного языка, особенно в ходе вводно-фонетического курса.

И. Г. Торсуева определяет термин «интонация» как «единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, тембра произнесения и темпа речи» [1]. Подобное определение встречаем и в «Русской грамматике» (1980). Некоторые исследователи включают в состав интонации паузы.

Интонация является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла. Использованная неверно в высказываниях как в родном, так и в иностранном языке, она может помешать коммуникации. По радио и телевидению часто можно слышать «взлетающие» в конце фразы интонации, которые возникают под влиянием английского синтаксиса. Языковая политика должна следить и за этим. Кроме того, подобно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.