Научная статья на тему 'Исторический кружок в системе патриотического воспитания курсантов и их приобщения к культурным ценностям'

Исторический кружок в системе патриотического воспитания курсантов и их приобщения к культурным ценностям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический кружок в системе патриотического воспитания курсантов и их приобщения к культурным ценностям»

Исторический кружок

в системе патриотического воспитания курсантов и их приобщения к культурным ценностям

Е. В. Калач, канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Приоритетный национальный проект «Образование» предусматривает в ряду решения многих задач повышение уровня гражданского воспитания учащейся молодежи и обеспечение высокого качества образовательного процесса. Оба названных направления работы напрямую выходят на требования к преподаванию гуманитарных дисциплин в учебных заведениях всех типов, в том числе, безусловно, и на преподавание истории России. Неслучайно курс истории России включен как обязательный федеральный компонент в структуру государственных образовательных стандартов общеобразовательной, средней профессиональной и высшей профессиональной школы. Основу исторических знаний учащиеся получают в процессе плановых учебных занятий и выполнения самостоятельных учебных заданий. В то же время и преподаватели истории, и учащиеся, проявлявшие повышенный интерес к изучаемому материалу, издавна стремились расширить рамки учебного процесса через различные формы внеурочной работы.

Одной из оправдываемых себя таких форм, проверенных временем и опытом лучших педагогов, является исторический кружок. В учебном заведении он выполняет триединую функцию: расширяет и углубляет знание учащихся по истории; дает возможность учащимся реализовать свои творческие интересы и устремления; осуществляет неформальный подход к воспитанию, наполняя его жизненным и конкретным содержанием, включая краеведческую составляющую.

В современных условиях в историческом образовании проявляется многообразие теоретико-методологических принципов, которые превалируя или сочетаясь, конфигурируются преподавателем, ориентируясь на общие требования и особенности учебного заведения или его подразделения [1]. Так, к особенностям факультета инженеров пожарной безопасности Воронежского института ГПС МЧС России можно отнести: профессиональную ориентированность курсантов; возможность четкого представления о дальнейшем продолжении своей профессиональной подготовки. Отмеченная специфика способствует работе преподавателей по развитию у учащихся интереса к гуманитарным наукам, вовлечению их во вне-учебную образовательно-воспитательную работу.

Прежде чем начать занятия исторического кружка, мы постарались как можно шире информировать о нем курсантов, выявить тех из них, кто уже проявил повышенный интерес к истории, заинтересовать возможностями последующего общения.

При планировании занятий кружка ставилась задача, чтобы они не дублировали учебную программу, носили культурно-познавательный деятельный характер. В программу кружка включены: работа курсантов с книгой, знакомство с экспозициями музеев, экскурсии, подготовка докладов и сообщений, просмотр видеофильмов.

При этом учитывается острый дефицит времени, который испытывают учащиеся, их загрузка аудиторными занятиями. Поэтому тематика кружковых заседаний строится так, чтобы она была разнообразной и отвечала пожеланиям участников. Так, первое заседание кружка в этом учебном году мы провели в музее книги Воронежского государственного университета, чья экспозиция позволяет наглядно представить историко-культурную роль книги, пробуждает интерес к истории и литературе.

Посещение музея археологии университета познакомило кружковцев с археологией как наукой и археологическими находками воронежских ученых и студентов последних лет.

Интерес кружковцев к Великой Отечественной войне, наряду с выступлениями учащихся, был реализован тематической экскурсией в музей-диораму с посещением реконструкции боев за г. Воронеж.

Запланированы занятия кружка, посвященные Древней Руси, истории г. Воронежа, нашим землякам, участию воронежцев в Отечественной войне 1812 года. Они будут сопровождаться посещением музеев (краеведческого, литературного, музея А. Дурова).

Среди форм кружковой — а шире - внеурочной воспитательной работы полагаю полезным обратить внимание на просмотр (коллективный и индивидуальный) художественных и документальных кинофильмов исторической тематики.

Обращение историков к документальному и художественному кино и анализу того, как эти произведения воспринимались зрителями того времени и воспринимаются нашими современниками, дает возможность проводить исторические исследования на основе междисциплинарного взаимодействия (социология, искусствоведение, педагогика и т. д.). Так, обращение к кино позволяет выявить его большие возможности для совершенствования процесса преподавания в вузе. Кинофрагменты документальных и художественных лент создают наглядность при анализе и раскрытии учебного материала, помогают комплексно рассмотреть реальные исторические события и их отражение в кинопроизведениях. Подбор и органичное включение киноиллюстраций в ткань занятий должны составлять, на мой взгляд, самостоятельный раздел методической подготовки руководителя кружка и повышения его научно-методической квалификации.

Способом повышения интереса к истории своего учебного заведения и одновременно профессии является реализация проекта по созданию видеофильма о жизни и работе ветеранов ВИ ГПС МЧС России. В процессе интервьюирования проект помогает курсантам глубже понять, с чем они могут столкнуться в дальнейшей своей деятельности и, конечно, перенять опыт многолетней службы ветеранов.

Главным критерием эффективности работы исторического кружка следует считать возросший интерес учащихся к изучению истории, реализацию творческого потенциала личности, четко выраженную гражданскую позицию молодого человека. В качестве инструментария для руководителя кружка при этом выступают опросы учащихся, уровень выполнения ими творческих заданий, проявленные ими инициатива и действия гражданской и общественно-значимой направленности.

Не подменяя и не заменяя учебных занятий по истории, исторический кружок призван способствовать формированию интереса молодежи к изучению прошлого и настоящего страны и своего края, активной гражданской позиции.

Библиографический список

1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории/ Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова - М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.