Научная статья на тему 'Об экспериментальном изучении особенностей интонации посредством компьютерных технологий'

Об экспериментальном изучении особенностей интонации посредством компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об экспериментальном изучении особенностей интонации посредством компьютерных технологий»

могут столкнуться в дальнейшей своей деятельности и, конечно, перенять опыт многолетней службы ветеранов.

Главным критерием эффективности работы исторического кружка следует считать возросший интерес учащихся к изучению истории, реализацию творческого потенциала личности, четко выраженную гражданскую позицию молодого человека. В качестве инструментария для руководителя кружка при этом выступают опросы учащихся, уровень выполнения ими творческих заданий, проявленные ими инициатива и действия гражданской и общественно-значимой направленности.

Не подменяя и не заменяя учебных занятий по истории, исторический кружок призван способствовать формированию интереса молодежи к изучению прошлого и настоящего страны и своего края, активной гражданской позиции.

Список литературы

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории/ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова - М. : Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 384 с.

ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТОНАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Канафиев Р.Н., к.ф.н.

Ивановский институт ГПС МЧС России, г. Иваново

Введение в образовательный процесс и научно-исследовательскую деятельность информационных технологий расширяет содержательный диапазон и функциональные возможности данной деятельности. Так, кафедрой гуманитарных дисциплин Ивановского института ГПС МЧС России на практических занятиях по иностранным языкам активно используется программная среда компьютерного лингафонного кабинета. Новые информационные технологии могут стать незаменимым средством при формировании начального запаса знаний у обучающегося особенностям интонации как родного, так и иностранного языка, особенно в ходе вводно-фонетического курса.

И. Г. Торсуева определяет термин «интонация» как «единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, тембра произнесения и темпа речи» [1]. Подобное определение встречаем и в «Русской грамматике» (1980). Некоторые исследователи включают в состав интонации паузы.

Интонация является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла. Использованная неверно в высказываниях как в родном, так и в иностранном языке, она может помешать коммуникации. По радио и телевидению часто можно слышать «взлетающие» в конце фразы интонации, которые возникают под влиянием английского синтаксиса. Языковая политика должна следить и за этим. Кроме того, подобно

орфографической грамотности, необходимо учиться и интонационным правилам того или иного языка.

Интонация находится в тесной взаимосвязи с синтаксическими и лексико-семантическими средствами языка. Единица интонации - интонема (в другой терминологии - фонема тона, интонационная конструкция). Разработка основных типов интонационных конструкций (здесь и далее -ИК), используемых в русской речи, принадлежит Е. А. Брызгуновой, представительнице Московской фонетической школы. Интонационная конструкция понимается как тип соотношений тона, тембра, интенсивности и длительности звучащей речи, который может различать смысл высказывания с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом. В данной работе подробно остановимся на нескольких типах интонационных конструкций, изучение которых входит в программу (стандарт) элементарного уровня владения русским языком: это ИК-1, ИК-2, ИК-3, ИК-

4 [2].

Известно, что уже достаточно долгое время интонация изучается при помощи анализаторов и синтезаторов речевого сигнала. Подобное оборудование использовалось, как правило, лишь узким кругом специалистов, оно было достаточно громоздким и дорогостоящим. Современное компьютерное программное обеспечение позволяет выйти в исследовании интонации на качественно новый уровень и применить его исследовательский ресурс в учебно-практическом процессе.

А. Д. Гарцов указывает на возможности использования компьютерно-акустического анализа для получения осциллограмм, интонограмм, интенсивность (громкость), спектрограмма. Такое исследование позволит достичь весьма важного результата для методики преподавания языка: «перейти из области неясных предположений, возникших на основе перцептивного восприятия речевой реализации, в плоскость конкретных цифровых и визуальных данных, однозначно конкретизирующих семантику высказывания» [2].

Автор компьютерно-акустического подхода, А. Д. Гарцов, использует в своей работе специальную исследовательскую программу "Praat". Не имея в своем распоряжении данного продукта, прибегнем к помощи подобного программного обеспечения, так же позволяющего проследить и формализовать все колебания речевого потока - программе "Sony Sound Forge", чаще используемой в качестве звукового редактора, но обладающей всеми необходимыми функциями: графическое аналоговое изображение звукового ряда, измерительная шкала, запись и воспроизведение заданных фрагментов. В ходе работы с компьютерной программой были получены разнообразные графические отображения интонационных конструкций -интонограммы.

Известно, что зрительное и слуховое изображение воздействуют на человека через комплекс анализаторов, что помогает восприятию. Анализ имеющихся и получение новых интонограмм ценно уже тем, что позволяет использовать принцип наглядности, т. е. осязаемую, визуально

воспринимаемую «картинку» звука, тона и интонации в целом, которые, казалось бы, улавливаются лишь на слух. Например, предъявление интонограмм высказываний лексически идентичных, но различающихся интонационно (к примеру, в случае с ИК-1 и ИК-3: Это студент. - Это студент?), их формальное и звуковое сопоставление оказалось бы весьма продуктивным. Не останавливаясь подробно на каждом из типов ИК, рассмотрим пример составление близких по лексическому наполнению высказываний ИК-1 и ИК-3, показанный на следующих интонограммах.

А I I

нг | *Нг

сг Вы тоже

Я тоже

л /ттту 1\ студент? (ИК-3)

студент. (ИК-1) ^ 4 '

Как видим на интонограммах, в высказываниях, близких по лексическому наполнению, но разных интонационно (ИК-1 и ИК-3), кривые центра отличаются (слово тоже, выделенное прямоугольником на рисунках). Интересно отметить, что с разной интенсивностью произносится и постцентровая часть, особенно первый послеударный слог -же.

Достоинства использования интонограмм в методике преподавания интонации языка не ограничивается лишь принципом наглядности. Работа с программой может строится и как индивидуальная. Тогда возможны следующие типы заданий (1. Слушайте, читая. 2. Слушайте, повторяйте (вслух или про себя), следите за интонацией. 3. Читайте, записывайте свои высказывания (используется функция записи в программе). 4. Сравните: а) записанные фонограммы; б) отразившиеся интонограммы и т. д.). Последний из типов заданий помогает не только скорректировать интонацию у обучающегося, но и привить интерес к исследовательской работе. В целом же, все типы заданий (кроме 4 - б) ранее использовались, но на современном этапе развития методики преподавания языка они обретают новое «звучание».

Развитие новых технологий в обучении языку с опорой на компьютерные (информационные) технологии, разработка в этом направлении как отдельных аспектов обучения языку, так и общих стратегий должно послужить повышению качества и оптимизации образовательного процесса. Представляется продуктивным исследование интонации в русской и иноязычной речи и обучение ей посредством программного обеспечения, позволяющего измерять и формализовать (с помощью их графического отображения) интонационно-звуковые изменения человеческого голоса. Приведенное экспериментальное использование компьютерной программы, синтезируя классическую методику обучения и научного поиска с современным технологическим инструментарием, может быть внедрено как в процесс обучения русскому и иностранным языкам, так и в исследовательскую практику преподавателей-филологов.

Список литературы

1. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 197.

2. Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. М.: Русский язык, 1977.

3. Гарцов А. Д. Новые информационные технологии в высшей школе. Информационные технологии в методике преподавания языков: новые приоритеты. М.: Изд-во РУДН, 2004. С. 103.

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА

Карпец К.М., к.геогр.н.

Национальный университет гражданской защиты Украины, г. Харьков

Термин "Мониторинг" появился перед проведением Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (5-6 июня 1972) в противовес (или в дополнение) к термину "контроль". Кроме наблюдения и получения информации мониторинг содержит и элементы активных действий, т.е. управления. Но это мнение очень спорное. Вообще "мониторинг" происходит от английского "monitoring", и от латинского "monitor" -напоминающий, надзирающий.

Под мониторингом понимается вид научной и научно-практической деятельности, направленной на получение данных о современном состоянии окружающей среды с целью, прежде всего контроля, за ее антропогенным (промышленным и бытовым) загрязнением.

Для практической деятельности важно знать основы и особенности организации именно регионального мониторинга. Основная проблема состоит в том, что в существующих системах отсутствует общая обязательная комплексная экологическая программа наблюдений, а ведомства, которые ведут наблюдения, преследуют свои цели, особенно на региональном уровне.

Отсутствует общая структура, единые методики наблюдений и анализа, периодичность сроков наблюдений, а также единая сеть пространственных наблюдений. Все это исключает возможность получения комплексной информации о загрязнении территории. В результате - получаемая информация мало пригодна для экологических обобщений с целью разработки экологического прогноза в регионе.

Региональный экологический мониторинг является комплексной подсистемой мониторинга биосферы, а, следовательно, включает наблюдения, оценку и прогноз антропогенных изменений состояния абиотической составляющей биосферы (в т.ч. изменений уровней загрязнения природной среды).

К сложным вопросам пространственной организации регионального мониторинга относятся: определение критериев границ региональной системы; место этой территории в общей национальной системе; внутренняя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.