Научная статья на тему 'Вопросы историко-культурного наследия в преподавании исторических дисциплин: из опыта работы кафедры исторических наук МГЛУ'

Вопросы историко-культурного наследия в преподавании исторических дисциплин: из опыта работы кафедры исторических наук МГЛУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историческое образование / историко-культурный стандарт / ценности / образовательные результаты. / historical education / historical and cultural standard / values / educational results.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О. А. Шапкарина

Статья посвящена актуальной проблеме современного исторического образования – разработке и внедрению историко-культурного стандарта как фактора государственной образовательной политики. Рассматриваются различные формы, методы и приемы изучения вопросов историко-культурного наследия в преподавании исторических дисциплин на примере работы кафедры исторических наук МГЛУ. В статье даны практические рекомендации по изучению вопросов историко-культурного наследия в аудиторной и внеаудиторной работе со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTIONS OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE IN TEACHING HISTORICAL DICSIPLINES BASED ON THE EXPERINCE OF THE DEPARTMENT OF HISTORICAL SCIENCE MSLU

The article is devoted to the actual problem of modern historical education. There are viewed various forms and methods of teaching historical and cultural heritage under the current state educational policy. The article provides concrete examples based on the working experience of teaching at the department of historical science MSLU.

Текст научной работы на тему «Вопросы историко-культурного наследия в преподавании исторических дисциплин: из опыта работы кафедры исторических наук МГЛУ»

УДК 327

О. А. Шапкарина

кандидат экономических наук, доцент; профессор кафедры исторических наук МГЛУ; e-maiL: oLga.shapkarina@yandex.ru

ВОПРОСЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КАФЕДРЫ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК МГЛУ

Статья посвящена актуальной проблеме современного исторического образования - разработке и внедрению историко-культурного стандарта как фактора государственной образовательной политики. Рассматриваются различные формы, методы и приемы изучения вопросов историко-культурного наследия в преподавании исторических дисциплин на примере работы кафедры исторических наук МГЛУ. В статье даны практические рекомендации по изучению вопросов историко-культурного наследия в аудиторной и внеаудиторной работе со студентами.

Ключевые слова: историческое образование; историко-культурный стандарт; ценности; образовательные результаты.

O. A. Shapkarina

PhD (Economy), Associate Professor; Professor, Department of historicaL science MSLU; e-maiL: oLga.shapkarina@yandex.ru

THE QUESTIONS OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE IN TEACHING HISTORICAL

DICSIPLINES BASED ON THE EXPERINCE OF THE DEPARTMENT OF HISTORICAL SCIENCE MSLU

The articLe is devoted to the actuaL probLem of modern historicaL education. There are viewed various forms and methods of teaching historicaL and cuLturaL heritage under the current state educationaL poLicy. The articLe provides concrete exampLes based on the working experience of teaching at the department of historicaL science MSLU.

Key words: historicaL education; historicaL and cuLturaL standard; vaLues; educationaL resuLts.

Предмет истории - то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неоконченный процесс, как вечный закон. Изучая дедов, узнаем внуков, т. е. изучая предков, узнаем самих себя.

В. О. Ключевский

В системе исторического образования в российской высшей школе в настоящее время происходят важные перемены, в том числе осуществляется разработка и внедрение историко-культурного стандарта, что предполагает единство научных и политических подходов к историческому образованию, создание стратегии развития исторического образования в многонациональном и поликультурном российском обществе [Крючкова 2015]. В этих условиях одной из важнейших задач является формирование гражданской общероссийской идентичности молодежи, позитивного образа своей Родины - России. При этом необходимо учитывать исторические особенности развития Российского государства, характер современного российского общества, специфику развития миграционных процессов в условиях глобализации [Вяземский, Стрело-ва 2008].

Некоторые аспекты этой сложной комплексной проблемы получили освещение в работах таких исследователей, как Е. Е. Вяземский, Е. Б. Евладова, М. В. Короткова, Е. А. Ямбург, Е. А. Крючкова. Однако не менее важной является практическая работа, связанная с вопросами историко-культурного наследия в преподавании исторических дисциплин.

Одной из важнейших задач преподавания исторических дисциплин в вузе является формирование у студентов способности к межкультурному диалогу, восприятию цивилизационных и культурных особенностей, интеграции в гражданское, культурное (поликультурное) и многоконфессиональное сообщество. В этом смысле исторические дисциплины выступают как средство (инструмент) ценностного развития и нравственного становления личности. Речь идет о взаимосвязи и дополнении традиционных форм, методов и средств обучения социокультурными ценностями [Крючкова 2015]. Одним из наиболее эффективных путей решения этой задачи является историко-культурологический подход

в образовании, в частности, в изучении исторических наук. Он предполагает целый ряд условий, а именно: увеличение эмоционально-образной составляющей исторического образования; развитие коммуникативных возможностей обучаемых и их творческой самореализации. Историко-культурологический подход способствует целостности исторического образования, развитию интеграционных процессов, что позволяет сблизить изучаемые дисциплины, создать интегрированные курсы, синхронизировать преподавание смежных дисциплин, например истории, литературы, истории мировой культуры [Вяземский, Стрелова 2012].

Изучение вопросов историко-культурного наследия в МГЛУ имеет особое значение в силу следующих причин: во-первых, познание своеобразия того или иного языка, страны невозможно без изучения и понимания его истории и культуры. В свою очередь, историческое развитие народов во многом определяет особенности развития языка; во-вторых, изучение истории страны, ее регионов позволяет во многом иначе взглянуть на историю своей страны. Этот взгляд со стороны, своеобразная рефлексия, может предостеречь от кичливости и зазнайства по отношению к другим народам и государствам, от псевдопатриотизма; в-третьих, изучение историко-культурного наследия важно для понимания современной ситуации в мире. Анализ объективной картины прошлого, понимание взаимозависимости истории всех народов и государств дает возможность лучше понять современные политические и социально-экономические процессы, происходящие в различных странах.

В преподавании исторических дисциплин в МГЛУ учитываются все вышеназванные факторы. В настоящее время преподаватели кафедры исторических наук читают такие курсы, как «История и культура страны изучаемого языка», «История и география страны изучаемого языка», «Специальное страноведение» и ряд других. Преподаватели, читающие данные учебные дисциплины, свободно владеют иностранными языками, имеют научные труды в данной сфере, опыт работы за рубежом, участвуют в различных мероприятиях историко-культурной направленности в России (профессор А. Ю. Петров, профессор В. Н. Косторниченко, профессор А. Ю. Плотников, профессор Т. В. Браиловская и др.).

Помимо традиционных форм и методов изучения исторического материала (лекции, семинары, дискуссии, «круглые столы») преподаватели кафедры исторических наук прививают студентам умения и навыки поиска и анализа исторически релевантного материала в электронных информационных источниках, ведущих массмедиа мира; организуют и проводят учебные занятии в форме ролевых игры («История продажи Аляски», «Заседание Учредительного собрания времен революционной Франции»). Продуктивной, на наш взгляд, является такая форма изучения историко-культурного наследия как самостоятельная подготовка и защита студентами собственного информационного продукта в форме видеофильма по историко-культурной проблеме, предложенной преподавателем. Разработка учебно-методических материалов в виде контурных карт, таблиц, графиков, диаграмм по истории и культуре страны изучаемого языка, выполненных с помощью информационно-электронных средств, также играет важную роль.

МГЛУ является базовой организацией по изучению языков и культур государств-участников СНГ. Преподаватели кафедры принимают активное участие в организации встреч студентов с известными деятелями культуры и науки наших соседей, проведении «круглых столов» по проблемам исторического прошлого и современного развития этих государств.

Большое внимание уделяется работе со студентами из стран СНГ, обучающимися в МГЛУ. Так, автором данной статьи регулярно проводятся историческая игра «Путешествие в мир русской культуры и быта», историческая викторина «Знаешь ли ты Россию?», тематические занятия «История русских фамилий», «Русские имена на карте мира». С большим интересом студенты выполняют творческое задание «Символы России», демонстрируя свои познания в области русской литературы, музыкальной культуры, атрибутов российской государственности.

Большое внимание кафедра исторических наук уделяет вопросам историко-культурного наследия в работе с российскими студентами при изучении отечественной истории. Сегодня одной из главных задач исторического образования молодежи является формирование российской идентичности, воспитание гражданского патриотизма и гражданской культуры. Это, по сути, формирование

компетенции российского гражданина и является дополнением к ключевым компетенциям, формирование которых предусматривает Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [Вяземский, Евладова 2018].

Для решения данной задачи кафедра исторических наук использует различные формы и методы работы при изучении курса «История»: семинар - лабораторное занятие («Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского»), семинар - реконструкция (напри мер «Крымская война. Осада Севастополя»), семинар -деловая игра (например «Социально-экономическое развитие России на рубеже Х1Х-ХХ вв.»), поисковые задания (например «История московского дома»), тематические вечера, посвященные событиям Великой Отечественной войны. Большой интерес у студентов вызывают творческие работы по следующим темам: «Судьба российских цивилизационных ценностей», «Дореволюционная Россия и СССР: преемственность и разрыв», «Смысл русской истории». С учетом специфики направлений подготовки темы творческих работ могут быть различны. Например, для студентов, обучающихся по направлению «Лингвистика», предлагаются темы: «Особенности национального самосознания русского народа в произведениях Куликовского цикла («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»)», «1812 год в эпистолярном наследии эпохи» (данная тема предполагает работу с письмами не только как с историческими источниками, но и как с документами личностного характера, раскрывающими мнения, настроения различных слоев общества). Для студентов отделения «Культурология» предлагается тема творческой работы "Бунташный век" в портретах и лицах».

Интересной формой работы по изучению вопросов историко-культурного наследия является проектная деятельность. Она рассчитана на сбор дополнительной информации по определенным разделам и темам исторических курсов и презентацию результатов работы по окончании изучения данной темы или в конце учебного года. Студенты выполняют проектные работы следующего содержания: «Старые газеты: советская жизнь в зеркале советской прессы»; «Семейная хроника: жизнь моих предков в 1920-1930 годах»; «История послевоенного СССР в плакатах».

Важную роль в преподавании вопросов историко-культурного наследия играют межпредметные связи, в частности истории и литературы. Понимание исторического процесса становится глубже благодаря художественным образам, диалогам, краскам, которыми так богаты произведения русской классической литературы. Например, при обсуждении вопросов Крестьянской реформы 1861 г. привлекаются такие произведения, как пьеса А. Н. Островского «Дикарка», поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», рассказ М. Е. Салтыкова-Щедрина «Портной Гришка», в которых показаны последствия реформы для помещиков и крестьян. На семинарских занятиях по проблемам XVIII в. в истории России в качестве дополнительной литературы рекомендуются произведения Г. П. Данилевского: «На Индию при Петре Первом», «Мирович», «Княжна Тараканова». Конечно, произведения художественной литературы отражают авторское понимание того или иного исторического события, но их использование способствует приобретению студентами навыков критического анализа.

В работе кафедры исторических наук определенное место занимает использование материалов исторических художественных фильмов. Согласно исследованиям психологов, до 90 % получаемой информации человек воспринимает визуально. Но насколько объективен художественный фильм в оценке исторических событий? Насколько реально и достоверно историческое художественное кино? Так, при изучении темы «Октябрь 1917 года» проходит «круглый стол» на тему «Правда художественная и правда историческая». Предварительно студентам дается перечень художественных фильмов по данной проблеме, которые они должны посмотреть. Обсуждение вызывает большой интерес.

В ходе лекционных занятий используются материалы документального кино, например при изучении темы «Вторая мировая война» отрывки из фильма М. Ромма «Обыкновенный фашизм». Это производит очень сильное эмоциональное впечатление на студентов (большинство из них фильм не видели, а некоторые не знали о его существовании) и дает возможность лучше понять исторические события, предшествовавшие Великой Отечественной войне.

Работа по изучении историко-культурного наследия проводится и за рамками учебных занятий. На всех факультетах

и отделениях организуются исторические игры, которые, с одной стороны, носят характер творческого соревнования, с другой - закрепляют знания по отечественной истории.

Например, игра «Исторические персонажи», когда по предложенным участникам характеристикам надо определить исторических деятелей и дать собственную оценку их исторической роли; игра «Фрагменты исторических источников», позволяющая студентам не только познакомиться с документальным материалом, но и приобрести навыки работы с историческими документами; игра «Крылатые выражения», когда необходимо не только объяснить смысл предложенных выражений, но и соотнести их с конкретными историческими вопросами (например, выражения, относящиеся к крестьянскому быту: всем миром, круговая порука, вот тебе, бабушка, и Юрьев день и др.).

Новым направлением в работе кафедры является использование сайтов, созданных на базе экспозиций музеев России. Возможности виртуального музея достаточно велики. Это различные варианты виртуальных экскурсий (Государственный исторический музей, Музеи Московский Кремль, Музей истории Москвы). Важно, чтобы предварительно студентам были даны вопросы и задания с их последующим обсуждением. Материалы сайтов используются во время лекций, например, при изучении вопросов культуры того или иного исторического периода (Третьяковская галерея, Эрмитаж); проводятся семинары, например, «Русская усадьба», «Усадьба Муравьевых-Апостолов».

Следует выделить еще одну форму работы кафедры по изучению вопросов историко-культурного наследия - научные студенческие кружки. Автор статьи много лет руководит работой кружка «История российского предпринимательства и меценатства», цель которого - сформировать у студентов представление об особенностях становления и развития одной из составляющих российской цивилизации - предпринимательстве и познакомить участников кружка с персональной деятельностью российских купцов, промышленников, покровительствовавших искусству и наукам, материально подготовившим расцвет национальной культуры -Серебряный век. На заседаниях кружка были заслушаны и обсуждены доклады «Экономическая традиция в истории России»,

«Первые русские купцы», «Роль купечества в Отечественной войне 1812 года», «Предпринимательские династии» и др. Выступления сопровождаются мультимедийными презентациями и завершаются дискуссией по обсуждаемым вопросам.

Изучение вопросов историко-культурного наследия учитывает характер современного образовательного запроса, который формируется в условиях многонационального российского социума. Это системная, комплексная и творческая работа, которая должна отвечать современным общественным реалиям. Многоплановое изучение культурно-исторических традиций позволяет создать предпосылки для духовно-нравственного развития и воспитания студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вяземский Е. Е., Евладова Е. Б. Историко-культурный стандарт и школьное историческое образование: к осмыслению тенденций развития образования // Преподавание истории в школе. 2018. № 4. С. 5-10. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Национально-региональный компонент исторического образования: пособие для учителя. М. : Просвещение, 2008. 160 с.

Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Национально-региональный компонент исторического образования в России: Монография. Saarbrucken, Deutschland : LAP LAMBERT Akademie Publishing, 2012. 138 с. Крючкова Е. А. Воспитательный потенциал историко-культурного стандарта // Современная наука. 2015. № 3. С. 71-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.