Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РУССКОЙ АМЕРИКИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ США (на примере чтения курса лекций в МГЛУ)'

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РУССКОЙ АМЕРИКИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ США (на примере чтения курса лекций в МГЛУ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
125
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историко-культурное наследие Русской Америки / Аляска / колонизация земель России / фронтир / Тихоокеанский Север. / Historical and cultural heritage of Russian America / Alaska / colonization of the Russian territories / Frontier / The Pacific Northwest.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Т. В. Браиловская

Задачей этой статьи является анализ историко-культурного наследия Русской Америки в современной историографии и методологии ее преподавания в курсе истории России и США. Доказывается, что историко-культурное наследие Русской Америки представляет актуальную научную междисциплинарную проблему. Раскрываются основные темы проблематики истории изучения Русской Америки, определяя необходимость их углубленного изучения для лучшего понимания культурно-исторических связей России и США. Отдельно выделены тенденции развития современной историографии в этом направлении, подчеркивается важность включения темы историко-культурного наследия Русской Америки в лекционные курсы по истории России и США для патриотического воспитания молодежи и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE HISTORY AND CULTURAL HERITAGE OF RUSSIAN AMERICA IN THE CONTEXT OF THE UNITED STATES HISTORY (as exemplified by lectures in MSLU)

The aim of the article is the analysis of the history and cultural heritage of Russian America in the modern studying of Russian and American history. The author proved that studying of the history and cultural heritage of Russian America is very relevant. In Russian historiography this problem is rather underrepresented and is to be thoroughly examined. The author highlights the need for thorough and deep analysis of the history of Alaska that will give us a better understanding of the Russian-American historical and cultural relations.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РУССКОЙ АМЕРИКИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ США (на примере чтения курса лекций в МГЛУ)»

УДК 138.2

Т. В. Браиловская

кандидат исторических наук, профессор кафедры исторических наук МГЛУ; e-maiL: bratania58@maiL.ru

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РУССКОЙ АМЕРИКИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ США (на примере чтения курса лекций в МГЛУ)

Задачей этой статьи является анализ историко-культурного наследия Русской Америки в современной историографии и методологии ее преподавания в курсе истории России и США. Доказывается, что историко-культурное наследие Русской Америки представляет актуальную научную междисциплинарную проблему.

Раскрываются основные темы проблематики истории изучения Русской Америки, определяя необходимость их углубленного изучения для лучшего понимания культурно-исторических связей России и США. Отдельно выделены тенденции развития современной историографии в этом направлении, подчеркивается важность включения темы историко-культурного наследия Русской Америки в лекционные курсы по истории России и США для патриотического воспитания молодежи и студентов.

Ключевые слова: историко-культурное наследие Русской Америки; Аляска; колонизация земель России; фронтир; Тихоокеанский Север.

T. V. Brailovskaya

PhD (Historical Sciences), Professor of the Chair of Historical Sciences of the MSLU; e-mail: bratania58@mail.ru

STUDYING THE HISTORY AND CULTURAL HERITAGE OF RUSSIAN AMERICA IN THE CONTEXT OF THE UNITED STATES HISTORY (as exemplified by lectures in MSLU)

The aim of the articLe is the anaLysis of the history and cuLturaL heritage of Russian America in the modern studying of Russian and American history. The author proved that studying of the history and cultural heritage of Russian America is very relevant. In Russian historiography this problem is rather underrepresented and is to be thoroughLy examined. The author highLights the need for thorough and deep analysis of the history of Alaska that wiU give us a better understanding of the Russian-American historicaL and cuLturaL reLations.

Key words: Historical and cultural heritage of Russian America; Alaska; coLonization of the Russian territories; Frontier; The Pacific Northwest.

Историко-культурное наследие Русской Америки представляет собой актуальную проблему, что подтверждается высоким уровнем публикаций и международных конференций.

Рассматривая проблему историко-культурного наследия Русской Америки в контексте современных геополитических проблем России, нельзя забывать о роли русского народа в мировой истории, особенности российской цивилизации.

Современные глобализационные процессы способствовали поиску собственной идентичности не только населения России, бывших граждан Советского Союза, но и многих стран, вступивших в полосу дезинтеграции [Браиловская 2012].

На протяжении длительной истории России сфера ее влияния в территориальном плане расширялась. Применение ее военной силы, принятие политических решений, осуществление взаимно выгодных хозяйственных связей, культурные контакты, прочность духовно-нравственных и религиозных традиций способствовали росту и упрочению сферы геополитического влияния России на мировую политику, формированию российской цивилизации.

В этом контексте история освоения Аляски и в целом территории Русской Америки, как справедливо подчеркивает в своих статьях организатор международной конференции в институте всеобщей истории РАН главный научный сотрудник, доктор исторических наук, профессор МГЛУ А. Ю. Петров - это общее прошлое России и США.

Российское государство складывалось изначально как многонациональное, при этом процесс расширения территории России отличался от колонизации других европейских стран - путем присоединения территорий с XV и до конца XIX вв. Территориальное расширение - логика развития всех империй, и Россия постепенно превращалась в самодостаточный многонациональный мир.

«Русские веками шли на северо-восток. Славянская волна катилась по Евразийскому континенту, пока не добралась до Америки. Каждая новая ступень (освоения) усугубляла ощущение Севера в российской истории и географии»1.

В силу этого проблема освоения Русской Америки логично вписывается в лекционный курс, читаемый в МГЛУ, по истории,

1 Цит. по: [Бусыгина 2010, с. 260].

99

культуре и географии США. В этом отношении для нас важным является учебник В. В. Согрина, где определяются особенности колонизации Северной Америки европейскими странами на Атлантическом побережье. В учебнике показаны три типа колоний (акционерных компаний, протестантских и крупных латифундистов), а также прослеживается динамика их развития [Согрин 2003, с. 192].

Особенности российской колонизации Северной Америки отмечены в работах академика РАН Н. Н. Болховитинова и А. Ю. Петрова, где указывается, что основание первых постоянных поселений в Америке способствовало образованию Российско-американской компании, крупного монопольного объединения, контролируемого государством [Болховитинов 1991; Петров 2002]. В этом отношении показательно сравнение деятельности русской купеческой компании с первыми акционерными компаниями на восточном побережье США. Тем более, что в ходе изучения колониального периода в истории США большая часть учебного материала предназначена для самостоятельного изучения студентами в программах курсов по истории и культуре стран английского языка, специального страноведения и спецкурса для второго высшего образования.

Особенности российской колонизации легче можно обозначить в сравнении с образованием первых английских поселений в Северной Америке и колонизацией Америки другими европейскими странами. Такой подход к изучению с очевидностью вписывается и в лекционные курсы, и в учебные пособия по страноведению Великобритании и США, а также по истории России.

Исследования в этой области также требуют пристального внимания со стороны историков и в контексте формирования особенностей российской и североамериканской цивилизаций [Браи-ловская 2012].

Мало изучены и проблемы межнациональных отношений в процессе расширения границ Российского государства, в том числе на территории Северной Америки, на Аляске и Алеутских островах, в частности, между коренным населением и первопроходцами -участниками русских экспедиций [Зорин 2017].

Как известно, заселение Северной Америки проходило через острова Тихого океана из Азии, и единство происхождения

народов Сибири и Дальнего Востока, а также Аляски и Северной Калифорнии не вызывает сомнения. Но до сих пор эта проблематика не освещена должным образом, несмотря на то, что она могла бы активизировать межкультурные коммуникации между Россией и США, а также популяризировать такие научные теории, которые имеют общее значение для изучения процессов освоения Сибири и Дальнего Востока, а также для американского континента.

Для выяснения культурно-исторических связей на Тихоокеанском Севере важно продолжать изучение истории всего региона с древнейших времен, разделив на определенные периоды и показав особенности расселения коренных народов от Арктики до Калифорнии, а также специфику развития международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе с учетом истории и наследия Русской Америки.

Развитие США вширь и выход к Тихому океану в результате покупки Луизианы подчеркивает значение границы в истории США. Именно на Аляске, как сказано на страницах специализированного сайта на двух языках (на русском и английском), и произошла встреча на границах,

В курсе лекций дается определение термину «фронтир». Период 20-х гг. XIX в. исключительно важен в развитии США, когда получает практическое воплощение Доктрина Монро, которая всесторонне рассмотрена в работах Н. Н. Болховитинова.

Главная и определяющая особенность русской колонизации северо-запада Америки заключалась в том, что она носила морской, океанический характер и в этом смысле коренным образом отличалась от колонизации Сибири, имевшей ярко выраженный континентальный характер. Именно эта главная особенность и определила основные черты освоения Русской Америки, а в конечном итоге и ее дальнейшую судьбу.

Разницу между морской колонизацией Русской Америки и континентальной колонизацией Сибири можно определить буквально в двух словах: соболь и калан (морской бобр). В бескрайние просторы Сибири русских вел «соболиный хвост». К берегам Русской Америки их манил бесценный мех морского бобра. Сибирские меха (соболь, норка, белка и др.) шли на европейские рынки - в Москву, Лейпциг, позднее - в Санкт-Петербург, а также в Голландию и Англию, где они обменивались на различные изделия из металла,

ткани и колониальные товары. Морские бобры больше ценились в Китае - их привозили в Кяхту и там меняли на чай, шелк, фарфор и другие китайские товары. Канадский профессор Джеймс Гибсон приходит к выводу, что мех морского бобра, который так ценился китайской знатью, во многом способствовал широкому развитию русской традиции чаепития и одновременно служил укреплению деловых связей с Китаем [Болховитинов 1999, с. 7-9].

И, наконец, о проблеме уступки Аляски. Хотелось бы, чтобы в вузовских учебниках этот факт нашел свое отражение, в том числе и значение этого события для развития международных отношений в этом регионе.

Просмотрев соответствующие учебники для средней школы в Америке, можно отметить только факт упоминания сделки. Для американцев - это покупка. Как отмечает А. Ю. Петров в своих работах, чтение курса лекций по истории Аляски после ее продажи достаточно хорошо ведется в университетах Аляски, но при этом мало внимания уделяется ее русскому периоду. Этому есть свои объяснения - в первую очередь, языковая сложность и получение источников на русском языке, а также их археографическая обработка. В России же, напротив, достаточно хорошо изучается материал по истории Русской Америки, он включается в спецкурсы, но не рассматривается дальнейшее развитие штата и его особенности в составе США. Этот факт вызывает сожаление, так как, например, в истории США достаточно хорошо отражено присоединение Калифорнии и ее последующее развитие в Х1Х-ХХ вв. То же самое можно сказать и о покупке Луизианы. Если в Соединенных Штатах - это одна из центральных тем в курсе американской истории, то у нас в процессе обучения ей уделяется незаслуженно мало внимания.

Хотелось бы получить новые данные и об уступке Аляски, так как очевидно, что ряд положений, которые доминировали в историографии и затем перешли в учебники, устарели, например, об убыточности колоний как о главной причине продажи Аляски. Актуальным представляется и включение фактов сохранившегося русского историко-культурного наследия во внутренних регионах Аляски.

А. Ю. Петров и его коллеги справедливо предлагают рассматривать междисциплинарность и многоаспектность истории и наследия Русской Америки. «Долгое время в российско-американских

отношениях превалировали стереотипы, они распространились и в научной среде. Так, некоторые ученые полагали тему Русской Америки незначительной, при этом затруднялись ее отнести как к отечественной, так и к американской истории. В школьных и вузовских учебниках практически ничего не говорится о великих русских географических открытиях в северной части Тихого океана и об истории Русской Америки. В то же время распространено множество мифов. Лишь в последние годы, благодаря усилиям ученых-специалистов и участников научно-исследовательских экспедиций на Аляску, изучение Русской Америки вышло на новый уровень. Наследие Русской Америки как историко-культурный феномен предлагается рассматривать в разных аспектах. В узком смысле - это Аляска, группы Алеутских островов, поселения в Калифорнии, на Гавайских, Курильских и Командорских островах. Это район деятельности Российско-американской компании (РАК), управлявшей данными территориями в 1799-1867 гг. В широком смысле мы понимаем Русскую Америку как Новый Свет, новые рубежи в сознании наших предков. «Америка» - термин, который обозначает не столько континент, сколько новую, неизвестную землю, границу. Только в первой половине XIX в. из России отправилось более 50 кругосветных экспедиций. Они составили гордость отечественного флота, привели к качественным изменениям в науке, было сделано немало крупных географических открытий. Важно подчеркнуть, что конечной целью практически всех экспедиций была Аляска, а снаряжены они были на средства Российско-американской компании. Без понимания этого фактора и должной оценки финансово-хозяйственной деятельности РАК в России и за ее пределами крайне сложно составить «русский глобус» и изучать российское наследие за рубежом. Поэтому в широком смысле под Русской Америкой мы подразумеваем страны и регионы, которые посетили участники отечественных кругосветных экспедиций» [Петров, Митрополит Климент (Капалин), Малахов, Ермолаев, Савельев 2011, с. 1090-1099].

Важно подготовить и полноценный интернет-ресурс, в котором были бы представлены материалы о Русской Америке, истории США и России. Похожие примеры уже имеются. Так, «Встреча на границах» является двуязычной (англо-русской) цифровой библиотекой, представленной разными средствами информации,

которые повествуют об освоении и заселении американского Запада, об освоении и заселении Сибири и российского Дальнего Востока, а также о встрече русских и американцев на Аляске и на северо-западном побережье Америки.

Проект предназначен для использования в американских и российских школах и библиотеках, а также для ознакомления широкой общественности обеих стран. Этот проект возник в 1997-1998 гг. в ходе дискуссий в Конгрессе США, особенно между сенатором Тедом Стивенсом и Джеймсом Биллингтоном, директором Библиотеки Конгресса США. Проект основан на исторических фактах, свидетельствующих о развитии этнических, религиозных и экономических связей между Россией и Аляской, которые берут начало в конце XVIII в., времени основания первых русских поселений в Америке. Студентам МГЛУ мы также рекомендуем этот сайт, который входит в список дополнительной литературы, в зависимости от курса и направления специальности. Желательно, чтобы и у наших исследователей и преподавателей появился похожий ресурс, адаптированный для потребностей российской Высшей школы, в том числе и МГЛУ.

Подводя краткий итог статьи, следует отметить, что проблема историко-культурного наследия Русской Америки сегодня наполняется историческим, политическим, культурологическим и филологическим содержанием, что способствует сохранению и развитию отечественной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Болховитинов Н. Н. Особенности русской колонизации Америки // Русская Америка. Вып. 9. Вологда, 1999. 336 с. Болховитинов Н. Н. Россия открывает Америку. 1732-1799. М. : Международные отношения, 1991. 221 с. Браиловская Т. В. Изучение истории Российского государства в контексте процессов глобализации // Вестник Моск. гос. лингвист. ун-та. Исторические и политические науки. 2012. № 2 (635). С. 17-25. Браиловская Т. В. О геополитической роли России в современной Европе // Вестник Моск. гос. лингвист. ун-та. Исторические и политические науки. 2012. №. 25 (658). С. 23-30. Бусыгина И. М. Политическая география. Формирование политической карты мира. М. : Проспект, 2010. 384 с.

Зорин А. В. Индейская война в Русской Америке: русско-тлинкитское противоборство (1741-1821). М. : Квадрига, 2017. 360 с.

Петров А. Ю. Финансово-хозяйственное состояние российско-американской компании на рубеже XVIII-XIX вв. Русское открытие Америки. М. : РОССПЭН, 2002. 540 с.

Петров А. Ю., Митрополит Климент (Капалин), Малахов М. Г., Ермолаев А. Н., Савельев И. В. История и наследие Русской Америки // Вестник Российской академии наук. Т. 81. 2011. № 12. 1232 с.

Согрин В. В. История США. М.-СПб. : Питер, 2003. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.