Научная статья на тему 'Технологии реализации историко-культурологического подхода в повышении квалификации учителей истории'

Технологии реализации историко-культурологического подхода в повышении квалификации учителей истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
669
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / КОНЦЕПЦИЯ НОВОГО УМК ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДИАЛОГОВЫЕ МЕТОДИКИ / ТЕХНОЛОГИЯ СТОРИТЕЛЛИНГА / ДОКУМЕНТАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Останина Наталья Валерьевна

Актуализируются требования к качеству исторического образования, обусловленные появлением Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и историко-культурного стандарта. В целях реализации образовательных и воспитательных приоритетов данной Концепции обосновывается потребность в организации курсов повышения квалификации учителей истории. Выделены и охарактеризованы некоторые акценты, которые были сделаны в процессе реализации программы повышения квалификации учителей: необходимость интерпретации исторических событий, ментальностных оснований мышления, поведения, деятельности людей различных культурно-исторических сред с позиции историко-культурологического подхода, роль педагогических технологий в процессе обучения истории, создание документально-методических комплексов как способ работы с историческими документами. Показана их роль в формировании профессиональной компетентности учителя в сфере реализации современных подходов к обучению истории. Обозначена и аргументирована проблема достижения сбалансированного изучения региональной, федеральной и локальной истории. Анализируются возможности формирования двух форм самосознания полиэтничной России собственно этнической и национальной общероссийской через развитие у обучающихся различных форм идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Останина Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation technologies of historical and cultural approach in advanced training of history teachers

The requirements for quality history education are actualized due to the emergence of the concept of a new educational-methodical complex of Russian history and historical and cultural standard. The need to organize advanced training courses for history teachers is justified in order to implement the educational priorities of this concept. The accents that were made in the process of implementation of the program of professional development of teachers are characterized: the need for interpretation of historical events, mental grounds of thinking, behavior, activities of people of different cultural and historical environments from the position of historical-cultural approach, the role of educational technologies in history teaching, the creation of documentary materials as a way to work with historical documents. The role of these aspects in the formation of professional competence of teachers in the sphere of implementation of modern approaches to teaching history is presented. The issue of achieving a balanced study of regional, federal, and local history is argued. The possibility of formation of two forms of identity of multiethnic of Russia is analyzed: the ethnic and national of Russia through the development of students ' various forms of identity.

Текст научной работы на тему «Технологии реализации историко-культурологического подхода в повышении квалификации учителей истории»

сОДЕЙОъ.

А

ЧИППКРО

УДК 372.893+378.091.398

Технологии реализации историко-культурологического подхода в повышении квалификации учителей истории

Н. В. Останина

Implementation technologies of historical and cultural approach in advanced training of history teachers

N. V. Ostanina

Аннотация. Актуализируются требования к качеству исторического образования, обусловленные появлением Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и историко-культурного стандарта. В целях реализации образовательных и воспитательных приоритетов данной Концепции обосновывается потребность в организации курсов повышения квалификации учителей истории. Выделены и охарактеризованы некоторые акценты, которые были сделаны в процессе реализации программы повышения квалификации учителей: необходимость интерпретации исторических событий, ментальностных оснований мышления, поведения, деятельности людей различных культурно-исторических сред с позиции историко-культурологического подхода, роль педагогических технологий в процессе обучения истории, создание документально-методических комплексов как способ работы с историческими документами. Показана их роль в формировании профессиональной компетентности учителя в сфере реализации современных подходов к обучению истории. Обозначена и аргументирована проблема достижения сбалансированного изучения региональной, федеральной и локальной истории. Анализируются возможности формирования двух форм самосознания полиэтничной России - собственно этнической и национальной общероссийской через развитие у обучающихся различных форм идентичности.

Abstract. The requirements for quality history education are actualized due to the emergence of the concept of a new educational-methodical com-

plex of Russian history and historical and cultural standard. The need to organize advanced training courses for history teachers is justified in order to implement the educational priorities of this concept.

The accents that were made in the process of implementation of the program of professional development of teachers are characterized: the need for interpretation of historical events, mental grounds of thinking, behavior, activities of people of different cultural and historical environments from the position of historical-cultural approach, the role of educational technologies in history teaching, the creation of documentary materials as a way to work with historical documents.

The role of these aspects in the formation of professional competence of teachers in the sphere of implementation of modern approaches to teaching history is presented. The issue of achieving a balanced study of regional, federal, and local history is argued. The possibility of formation of two forms of identity of multiethnic of Russia is analyzed: the ethnic and national of Russia through the development of students ' various forms of identity.

Ключевые слова: учитель истории, повышение квалификации, Концепция нового УМК по отечественной истории, историко-культурологический подход, диалоговые методики, технология сторителлинга, документально-методический комплекс, национально-региональный компонент, основные формы идентичности.

Keywords: history teacher, advanced training, new concept of academic and methodological complex of Russian history, historical and cultural studies approach, dialogue methods,

technology of storytelling, documented and methodical complex, national-regional component, main forms of identity.

В 2014 г. была принята Концепция нового УМК по отечественной истории [1]. Одним из образовательных и воспитательных приоритетов школьного курса истории России в Концепции выделен историко-культурологический подход, задачей которого является «формирование способности школьников к межкультурному диалогу, способности воспринимать цивилизационные и культурные особенности» [1, с. 19].

Данная Концепция использована при подготовке текстов соответствующих линеек школьных учебников по отечественной истории издательствами «Дрофа», «Просвещение», «Русское слово».

В 2014-2017 гг. в Институте развития образования и социальных технологий Курганской области реализуется дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Новые подходы к преподаванию отечественной истории в условиях реализации ФГОС общего образования». Необходимость реализации данной программы была обусловлена следующими обстоятельствами:

1) изменившимся нормативно-правовым обеспечением учителя истории в условиях реализации ФГОС ОО (Концепция нового УМК по отечественной истории, историко-культурный стандарт);

2) анализом содержания школьных учебников истории России с позиции историко-культурологического подхода, что позволило бы педагогам определиться с дальнейшим выбором учебно-методического комплекта (появление новых УМК по истории России издательств «Дрофа», «Просвещение» для 6-10 классов, «Русское слово» для 6-9 классов);

3) дидактическим потенциалом педагогических технологий, актуальных в процессе реализации ФГОС и Концепции нового УМК по отечественной истории.

Реализация первого (концептуально-педагогического) модуля программы повышения квалификации включала:

- характеристику ФГОС общего образования, характеристику личностных, предметных и метапредметных результатов освоения Примерной основной образовательной программы

основного общего образования, требования к рабочей программе учителя истории;

- особенности формирования современной модели школьного исторического образования в условиях введения и реализации нового стандарта;

- тенденции формирования содержания исторического образования в соответствии с вызовами современности и тенденциями развития исторической науки в XXI веке;

- характеристику Концепции нового УМК по отечественной истории (ее роль, назначение, методологическая основа, требования при подготовке текстов школьных учебников, образовательные и воспитательные приоритеты обучения истории);

- концептуальные основы и содержание историко-культурного стандарта.

В рамках реализации второго модуля программы «Модернизация содержания образования» нам важно было определить, каким образом на страницах школьных учебников находят отражение интерпретации событий отечественной истории с позиции историко-культуро-логического подхода, что должно было помочь учителю определиться с выбором линейки учебников.

Например, говоря об изучении духовной культуры с позиции историко-культурологи-ческого подхода, обращаем внимание на следующие аспекты:

- материал средневековой культуры не поддается тому расчленению, к какому мы привыкли при изучении культуры современной, выделяя такие сферы деятельности, как эстетика, философия, историческое знание или экономическая мысль;

- историческое познание представляет собой самосознание: изучая историю другой эпохи, люди сопоставляют ее со своим временем (при этом понять культуру прошлого можно только при строго историческом подходе);

- игнорирование системы ценностей, лежавших в основе миросозерцания людей другой эпохи, не позволяет понять их культуру;

- особый интерес представляют не только причины исторических событий, но и побуждения, которые воодушевляли людей в те или иные эпохи и приводили к социальным и идейным коллизиям; поступки людей всегда мотивированы ценностями и идеалами их эпохи и среды [2];

- художественное творчество, право и другие отрасли духовной деятельности людей необходимо рассматривать в более широком культурно-историческом контексте.

Таким образом, проблемное изучение вопросов духовной культуры России на курсах повышения квалификации будет содействовать формированию профессиональной готовности педагогов к реализации Концепции нового УМК по отечественной истории и историко-культурного стандарта.

В рамках реализации третьего модуля программы «Использование новых педагогических технологий» обращаем внимание на следующие аспекты.

1. Формирование у педагогов навыков смыслового чтения с учетом историко-культурологического подхода. В первую очередь нас интересуют такие характеристики смыслового чтения как умение интерпретировать тексты и умение критически оценивать содержание текста:

а) интерпретация как толкование, объяснение, раскрытие смысла текста, например, осмысление связи поведения людей прошлого с их культурными традициями; изучение представлений подданных о власти, ритуалов и церемоний, в которых эта власть являла себя подданным; понимание культуры прошлого при строго историческом подходе;

б) критический анализ текста как процесс определения правдивости и достоверности информации. Так, вопрос о потерях сторон в том или ином сражении достаточно часто бывает дискуссионным и авторы учебников по-разному представляют обучающимся численность потерь участников сражения с обеих сторон (например, численность потерь русских воинов и немецких рыцарей в Ледовом побоище); говоря о последствиях того или события, явления, авторы учебников также склонны порой отдавать приоритет тем или иным фактам (например, перечисление последствий монгольского нашествия для Руси).

Таким образом, можно констатировать, что формирование навыка смыслового чтения у педагогов является актуальной задачей повышения квалификации в условиях реализации Концепции нового УМК по отечественной истории и выбора учебников, поскольку потребуется не только увидеть, но и донести до уча-

щихся логику событий отечественной истории с позиции историко-культурологического подхода.

2. Использование педагогических технологий при обучении истории. Воспитание российской гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества - все эти требования стоят на первом месте в перечне личностных результатов ФГОС общего образования.

2.1. Говоря о возможностях проектной технологии (наряду с технологией развития смыслового чтения данная технология является ме-татехнологией) в обучении истории, делаем особый акцент на такие аспекты, как:

- проектная деятельность обучающихся в контексте требований ФГОС ОО к результатам освоения основной образовательной программы общего образования;

- специфика учебных проектов по истории. Так, по мнению О. Ю. Стреловой [3], в условиях реализации нового стандарта актуальным становится переход от двух первых уровней развития исторического мышления школьников «Я знаю, это было так, как описано...», «Я знаю, это было так, потому что...» к новым уровням развития исторического мышления: «Я знаю, это было так, потому что ... но могло быть иначе...», «Я не могу знать, как это было (история дана мне в текстах), но я могу построить собственную версию исторических событий (создать свой текст)»;

- виды проектов по истории, их направленность на развитие исторического мышления школьников (поисковые («Имена на обелиске»), информационные («Исторический календарь России и других стран мира»), практико-ориентированные («Семейный архив»), исследовательские («Войны памятников в современном мире»), творческие (виртуальный музей «Удачи России в ХХ веке»), ролевые (Посмотрите на картину и вы услышите...).

2.2. Особую актуальность представляют диалоговые методики в процессе обучения истории. Основными вопросами использования диалоговых методик являются следующие: Как вести межкультурный диалог? Как непротиворечиво интегрировать инокультурный опыт? Как он воздействует на наше сознание? Как

влияет образ «другого» на взаимоотношения с ним? Почему так сложно понять «другого», «чужого»? Что нужно трансформировать в себе, чтобы способствовать своему личностному развитию? [4]. Одним из образовательных продуктов, подготовленных по итогам курсов повышения квалификации, является проект урока, где педагоги на примере конкретной темы используют приемы развития навыков понимания (эмпатия, преодоление стереотипов, преодоление этноцентризмов) и способы создания пространства диалога на уроке (формирование идентичности, способность проникать в культурно-генетическое ядро социума, культурный шок).

2.3. Важное место в методике обучения истории играет технология сторителлинга (рассказывания историй). На практических занятиях с педагогами рассматриваются возможности использования таких видов социального стори-теллинга, как культурный, социальный, семейный, дружеский, личный, что, в свою очередь, содействует активизации познавательной деятельности обучающихся, формированию устойчивого интереса к предмету.

2.4. Создание линейных и многовекторных документально-методических комплексов (ДМК). Документально-методический комплект понимается нами как система исторических документов по определенной теме и вопросы к ним. ДМК должен соответствовать следующим требованиям: четкая, корректно сформулированная тема; все источники (текстовые, изобразительные, аудиоисточники и т. п.), содействующие раскрытию поставленной темы равнозначны; разноуровневые вопросы, направленные на развитие универсальных учебных действий обучающихся. Слушателями курсов были разработаны однолинейные ДМК: «Экономическое развитие России во второй половине ХУШ в.», «Отмена крепостного права в России», «Советские плакаты времен Великой Отечественной войны» и др.; многовекторные ДМК: «Степан Разин: разбойник или герой?», «„Новый" порядок», «Женщины и война», «А. А. Громыко: великий дипломат советской эпохи и «Господин „Нет"» и другие.

Особо следует остановиться на проблемах изучения национально-регионального компонента в условиях реализации Концепции нового УМК по отечественной истории. В данном

контексте интерес представляют следующие образовательные и воспитательные приоритеты школьного исторического образования:

1. Многоуровневое представление истории, которое подразумевает сочетание истории Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села) [1, с. 4].

2. Многоаспектный (многофакторный) характер истории: изучение культуры и культурного взаимодействия народов России - СССР, что должно способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины [1, с. 17-18].

3. Человек в истории. Речь идет об обращении «к ярким примерам трудовых и воинских подвигов многих поколений россиян. Величие побед и тяжесть поражений убедительно раскрываются через жизнь и судьбы людей, в том числе отцов и дедов школьников, через историю их рода и семьи.» [1, с. 18]. «Наряду с событийной историей в стандарте предполагается расширение материала о повседневной жизни людей в различные исторические эпохи. История должна предстать как увлекательный рассказ о прошлом, о людях и их характерах о повседневной жизни» [1, с. 17-18].

4. Историко-культурологический подход: пространство диалога, «включающий характеристику многообразия и взаимодействия культур народов, вошедших на разных этапах истории в состав многонационального Российского государства, что помогает формировать у учащихся чувство принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов» [1, с. 19].

Говоря о возможностях изучения национально-регионального компонента в процессе обучения истории необходимо учитывать «внутринаучный» методологический вызов «Глобализация и регионализация как мировые явления». В контексте такого вызова Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова [5] выделяют следующие позиции: 1) главный предмет изучения в школах исследователей исторической памяти -не просто событие прошлого, а память о нем и его актуализация, в том числе в учебниках истории; 2) актуализация исторического прошлого, наряду с языком, религией, системой обра-

зования является важнейшим фактором формирования наций и национального самосознания; 3) искаженное восприятие собственной истории, - существенный фактор в процессе формирования нации».

Проблема достижения сбалансированного изучения региональной, федеральной и локальной истории является актуальной для многонациональных государств и постоянно обсуждается на различных международных конференциях, посвященных данной проблеме. Так, Хэймер Джон [6], консультант по вопросам образования Соединенного Королевства, в своей статье «Сбалансированный подход в преподавании региональной, национальной и мировой истории: опыт Соединенного Королевства» обозначил следующие проблемы:

- Общество обсуждает то, что значит быть британцем. Для нас актуальной является проблема понимания и формирования национальной и конфессиональной идентичности, с одной стороны, и развитие гражданской идентичности, с другой: «Что значит быть русским (татарином, башкиром и т. д.), россиянином»?

- Осторожное отношение к тому, как используются понятия «государство», «нация», «страна», «регион». Подобно тому, как современное понятие «регион» подразумевает четыре страны: Англию, Шотландию, Уэльс и северную часть Ирландии, которые вместе составляют национальное государство Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, так и история современной России включает историю разных государств, наций, стран и регионов. В этой связи нельзя не считаться с тем, что у каждой нации сильное чувство собственной идентичности (самосознания) со своими культурными традициями и языком. В этой связи актуальным становится формирование различных форм идентичности обучающихся именно на уроках краеведения.

- Внутри тех регионов, которые относятся к Великобритании, существуют территории, которые считают, что у них есть четкая и отдельная культурная идентичность. Их можно рассматривать как регионы внутри регионов (например, графство Корнуэл). Для отечественной истории это означает, что внутри крупных регионов (Уральский регион) выделяются несколько регионов (например, Курганская, Че-

лябинская, Свердловская области), со своей историей, символикой (флаг, герб) и т. п.

- внутри Соединенного Королевства есть один регион - Англия, который намного больше всех других и играет такую важную роль, что два названия - «Англия» и «Британия» часто используются как подменяющие друг друга. По этой причине часто критикуются некоторые курсы и учебники по истории Британии, которые по сути являются учебниками по истории Англии, а не Британии. Для школьного курса «Истории России» актуальным является вопрос: какую историю мы изучаем (можно ли отождествлять историю России только с историей русского народа)?

- Многие в Северной Ирландии настаивают на своей принадлежности к общей традиции и общей культуре не той нации, гражданами которой они являются - Великобритании, а другого национального государства - Республики Ирландия. Для отечественной истории актуальной остается проблема культурной, конфессиональной и исторической сопричастности мусульманских народов, проживающих в РФ, с другими мусульманскими народами, мусульманскими странами (например, Турция).

- В своем взгляде на прошлое история должна признавать плохое так же, как и хорошее, провалы так же, как и успехи, несправедливость и подавление так же, как и достижения. Для Британии, как и для других стран, это означает обращение к некоторым исключительно неприятным и неудобным темам и проблемам: преподавание истории не может игнорировать преследований евреев в Средние века, работорговлю из Африки в Америку и Вест-Индию; обращение с туземцами (местным населением), сопровождавшее экспансию Британской Империи в Индию, Новую Зеландию и далее; эксплуатацию детей и взрослых на фабриках и рудниках во время промышленной революции ХУШ века. Для отечественной истории, пожалуй, важным становится расставление акцентов в освещении такого вопроса, как расширение территории Российского государства; вхождение народов в состав Российской империи; результаты развития народов в составе Российского государства.

- Преподавание, нацеленное на формирование национальной самоидентификации, не означает, что связи между современными жителями и

населением прошлого должны преподаваться как четкие и непрерывные. Национальная идентичность британца, как и жителя большинства других стран, составляется из того, что в нее внесли волны пришельцев - некоторые приходили как завоеватели и поселенцы, другие - как мирные мигранты - но все они внесли свой вклад в формирование нас такими, какие мы есть. В рамках курса региональной (локальной) истории зададимся вопросом «кто такие жители Курганской области»? Так, в учебнике «История и культура народов Южного Урала» [7] обозначены «волны» переселенцев на Южный Урал (на примере украинцев): вторая половина ХУШ-Х1Х вв. (восстания на Украине и в Польше, ссыльные); конец XIX - начало ХХ в. (аграрные реформы А. П. Столыпина, строительство Транссибирской железной дороги и открытие Челябинского переселенческого пункта; переселенцы -крестьяне, ремесленники и железнодорожники); 1914-1916 гг. (беженцы из Волынской губернии и австро-венгерской Галиции); 19201930-е гг. (голод, коллективизация и индустриализация; беженцы и «спецконтингент» - раскулаченные); 1941-1943 гг. (беженцы и эвакуированные); 1990-е гг. - распад СССР (переселенцы из Средней Азии и Казахстана).

Беседы, круглые столы с педагогами показывают, во-первых, неоднозначное принятие вышеобозначенных подходов, во-вторых, необходимость предельной корректности в интерпретации фактов межнационального взаимодействия. Сегодня представители разных этнокультурных традиций неоднозначно трактуют такие исторические сюжеты, как взятие Казани, Кавказские войны, Переяславскую раду, присоединение к России Средней Азии и т. д.

Несмотря на трудности, есть причины, по которым надо придавать региональное измерение преподаваемой нами истории. Педагогическая причина означает вовлечение детей в изучение истории с того, что их окружает. Самый естественный и очевидный способ вхождения в прошлое - через историю места и общества, в котором они живут. Вторая причина - важность формирования чувства идентичности (самосознания, сопричастности). Знакомство с разнообразными аспектами политической, экономической, социальной и культурной истории своего края, отмечает В. М. Кузнецов [8], содействует формированию самосознания, включа-

ющего свои «корни» и осознания себя как части своего сообщества.

В этом смысле показателен опыт разработки Регионального историко-культурного стандарта преподавателями кафедры общественных и художественно-эстетических дисциплин ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» совместно с Челябинским областным обществом краеведов. Сформированный перечень «сквозных» сюжетов и «трудных вопросов» по истории Южного Урала основан на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей мировой, национальной, региональной и локальной [9].

В настоящее время в новом поколении федеральных учебников предпринята попытка выхода на региональную историю (учебники издательств «Дрофа» [10], «Просвещение» [11]). Объективная сложность подготовки таких учебников, по мнению И. А. Мишиной [4], заключается в том, что они, как правило, пишутся на основе приоритетной роли политических, социально-экономических и внешнеполитических факторов, в то время как региональные учебники содержат материал, больше отражающий этно-конфессиональную специфику региона.

Объективно сложно совместить два различных подхода (конфронтационный, ориентированный на поиск и нахождение противоположностей, на их противостояние, противоречия, и идентификационный подход, способствующий сопряжению локальной, региональной, федеральной и всемирной истории).

Процесс идентификации - это процесс самоотождествления личности с другим человеком или общественной группой, подразумевающий ответ на вопрос «кто мы?». В этой связи учитель должен провести учащихся по всем основным формам идентичности, которые выработало человечество: семейно-родственной (родо-племенной); гендерной; локально-региональной; сословно-корпоративной; этнокультурной; религиозно-культурной; общенационально-государственной; личностной; социально-профессиональной; гражданско-правовой; идеологической; цивилизационно-культурной; общечеловеческой (планетарной).

Аргументированный анализ и соотнесение разных исторических периодов и форм идентичности, проведенные И. А. Мишиной [4], позволяют понять и обосновать структуру учебников локальной истории: в рамках первобытной и древней истории изучаются первые пять форм идентичности людей, включая и этнокультурную, в рамках средневековой истории упор делается на изучение религиозной формы идентичности. Эти формы идентичности доминируют и интегрируют людей в традиционном обществе; в курсах новой и новейшей истории мы сосредоточиваем основное внимание на общенациональной, личностной, социально-профессиональной, гражданско-правовой и идеологической формах идентичности. Это формы идентичности, объединяющие людей в модернизирующемся обществе. Особенности современного мира помогают людям осознать свою цивилизационно-культурную и общечеловеческую формы идентичности.

Таким образом, формирование исторического сознания в России как стране полиэт-ничной, поликультурной и полиментальной неизменно порождает плюрализм культурно -исторических миров - этнонациональных ценностных систем. Сегодня особую значимость приобретает задача формирования двух ипостасей самосознания полиэтничной России - собственно этнической и национальной общероссийской, и особая роль здесь отводится именно учителям истории.

Делая выводы о необходимости реализации историко-культурологического подхода в повышении квалификации учителей истории, отметим, что в этом случае у педагогов формируется способность рефлектировать ментальные основания мышления и поведения, деятельности и массового сознания людей из различных культурно-исторических и социокультурных сред (методологическая компетентность); умение анализировать исторические источники, которые помогают реконструировать историческое прошлое, осознавать и оценивать текущие события (исследовательская компетентность); терпимое отношение к другим взглядам, мнениям, духовным (этнокультурным, религиозно-культурным) традициям; стремление участвовать в диалогических формах общения при обсуждении неоднозначно трактуемых вопросов исторического прошлого и современного обще-

ственного развития (коммуникативная компетентность).

Библиографический список:

1. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. - 2014. - № 13. - С. 10-124.

2. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. - М. : Искусство, 1984. - 350 с.

3. Стрелова О. Ю. Организация проектной деятельности школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности / О. Ю. Стрело-ва // Преподавание истории в школе. - 2013. -№ 10.- С. 9-17.

4. Мишина И. А. Новые подходы к сбалансированному преподаванию региональной, национальной и мировой истории [Электронный ресурс] / И. А. Мишина. - Режим доступа: http: //davaiknam .ru/text/programma-sotrudniche -stva-mej du-rossiej -i-sovetom-evropi-v-che-page-4 (дата обращения: 09.09.2017).

5. Вяземский Е. Е. Феномен фальсификации истории России и историческое образование школьников : методическое пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю.Стрелова. - М. : ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 136 с.

6. Хэймер Дж. Сбалансированный подход в преподавании региональной, национальной и мировой истории: опыт Соединенного Королевства [Электронный ресурс] / Дж. Хэймер. - Режим доступа: http://davaiknam.ru/text/programma-sotrudnichestva-mej du-rossiej -i-sovetom-evropi-v-che-page-4 (дата обращения: 09.09.2017).

7. История и культура народов Южного Урала : методическое пособие для учителей краеведения Челябинской области / Е. И. Ар-тюшкина, В. М. Кузнецов, и др. ; под ред. В. М. Кузнецова. - Челябинск : АБРИС, 2010. - 112 с.

8. Кузнецов В. М. Модели историко-краеведческого образования в школе (на материале Челябинской области) / В. М. Кузнецов // Преподавание истории в школе. - 2016. -№ 7. - С. 13-19.

9. Кузнецов В. М. Научно-методическое сопровождение внедрения историко-культурного стандарта на региональном уровне / В. М. Кузнецов // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование : сетевой научно-методический журнал. - 2016. - № 4. - С. 30-35.

10. Андреев И. Л. История России: XVI конец XVII в. 7 кл. : учебник / И. Л. Андреев и др. -М. : Дрофа, 2016. - 253, [3] с. : ил., карт.

11. История России. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. ; под ред. А. В. Торкунова. - М. : Просвещение, 2016. - 112 с. : ил., карт.

References:

1. The concept of a new teaching and methodological complex on the national history [Koncep-cija novogo uchebno-metodicheskogo kompleksa po otechestvennoj istorii], Vestnik obrazovaniya, 2014, No. 13, pp. 10-124.

2. Gurevich A. Ya. Categories of medieval culture [Kategorii srednevekovoj kul'tury ], 1984. 350 p.

3. Strelova O. Yu. Organization of the project activity of schoolchildren at the lessons of history and extracurricular activities [Organizacija proektnoj dejatel'nosti shkol'nikov na urokah istorii i vo vneurochnoj dejatel'nosti ],Teaching history in the school, 2013, No. 10, pp. 9-17.

4. Mishina I. A. New Approaches to Balanced Teaching of Regional, National and World History [Novye podhody k sbalansirovannomu prepo-davaniju regional'noj, nacional'noj i mirovoj istorii] [Web resource], access mode: http: //davaiknam .ru/text/programma-sotrudniches tva-mej du-rossiej -i-sovetom-evropi-v-che-page-4 (accessed date: 09/09/2017).

5. Vyazemsky E. E. Phenomenon of falsification of the history of Russia and the histori-

cal education of schoolchildren: methodical manual [Fenomen fal'sifikacii istorii Rossii i istoricheskoe obrazovanie shkol'nikov], 2014. 136 p.

6. Hammer J. Balanced approach in teaching regional, national and world history: the experience of the United Kingdom [Web resource], access mode: http://davaiknam.ru/text/programma-sotrudnichestva-mej du-rossiej -i-sovetom-evropi-v-che-page-4 (accessed date: 09/09/2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Artyushkina E. I., Kuznetsov V. M. History and culture of the peoples of the South Urals [Is-torija i kul'tura narodov Juzhnogo Urala], Chelyabinsk: ABRIS, 2010. 112 p.

8. Kuznetsov V. M. Models of historical of area study education in school (on the material of the Chelyabinsk region) [Modeli istoriko-kraevedcheskogo obrazovanija v shkole (na mate-riale Cheljabinskoj oblasti)], Teaching history in school, 2016, No. 7, pp. 13-19.

9. Kuznetsov V. M. Scientific and methodological support of the adoption of the historical and cultural standard at the regional level [Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie vnedrenija istori-ko-kul'turnogo standarta na regional'nom urovne], Modern additional professional pedagogical education, 2016, No. 4, pp. 30-35.

10. Andreev I. L. History of Russia: XVI end of the XVII century [Istorija Rossii: XVI konec XVII v.], Drofa, 2016. 253 p.

11. Arsentiev N. M., Danilov A. A. Russian history. 7th grade. Textbook [Istorija Rossii], Moscow, Vol. 1, 2016. 112 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.